для республиканской формы правления характерны следующие черты

Вопрос № 18. Республиканская форма правления.

для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть фото для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть картинку для республиканской формы правления характерны следующие черты. Картинка про для республиканской формы правления характерны следующие черты. Фото для республиканской формы правления характерны следующие черты для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть фото для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть картинку для республиканской формы правления характерны следующие черты. Картинка про для республиканской формы правления характерны следующие черты. Фото для республиканской формы правления характерны следующие черты для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть фото для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть картинку для республиканской формы правления характерны следующие черты. Картинка про для республиканской формы правления характерны следующие черты. Фото для республиканской формы правления характерны следующие черты для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть фото для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть картинку для республиканской формы правления характерны следующие черты. Картинка про для республиканской формы правления характерны следующие черты. Фото для республиканской формы правления характерны следующие черты

для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть фото для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть картинку для республиканской формы правления характерны следующие черты. Картинка про для республиканской формы правления характерны следующие черты. Фото для республиканской формы правления характерны следующие черты

для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть фото для республиканской формы правления характерны следующие черты. Смотреть картинку для республиканской формы правления характерны следующие черты. Картинка про для республиканской формы правления характерны следующие черты. Фото для республиканской формы правления характерны следующие черты

Республика (от лат. «res publica» — общественное дело, всенародное) — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство — всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть президентской и парламентской, смешанной, суперпрезидентсвокой.

Для президентской республики характерно:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

Типичный пример президентской республики — США.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

г) правительство ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах — большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.

Смешанные республики (полупрезедентские) –Франция, Финляндия, Россия.

Источник

Билет №12.1. Республиканская форма правления.2. Материальное и процессуальное. Публичное и частное. Международное и национальное

Для республиканскойформы правления характерны следую­щие черты:

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая ответственность главы государ­ства и других должностных лиц.

В настоящее время республиканская форма правления — самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления — президентскуюи парла­ментарнуюреспублики. Президентская республикаимеет особенности:

1) соединение в руках президента полномочий главы государст­ва и главы правительства;

2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;

3) президент обладает значительными полномочиями, он само­стоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. К президентским рес­публикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Главная особенность парламентарной республикисостоит в том, что правительство формируется парламентом из числа де­путатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правитель­ство несет ответственность перед парламентом, а не перед прези­дентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит парламенту;

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или спе­циальной коллегией, образуемой парламентом;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер пра­вящей партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламент­ского большинства и должно уйти в отставку.

Парламентарная республика характеризуется сильной законо­дательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.

Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.

К числу достоинств президентской республики обычно отно­сят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской республики — чрез­мерная концентрация власти в руках одного лица — президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит

к культу личности и трансформации президентской республики 83 в суперпрезидентскую, когда представительные органы практиче­ски утрачивают свое значение.

Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом — парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредо­точения власти в одних руках. Основной недостаток парламентар­ной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х гт. правительство менялось почти ежегодно.

Во многих государствах используется форма правления в виде смешаннойреспублики с элементами президентской и парламен­тарной республик. Например, наряду с сильным президентом, ко­торый одновременно является главой правительства, в формирова­нии правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики — повы­шенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Пор­тугалия, Болгария, Россия и др.).

Вместе с тем некоторые республики превращаются в «монархи­ческие». Это те, в которых президент занимает свой пост пожизнен­но, например КНДР.

В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристскиереспублики. Чаще всего это временная форма, но в Ал­жире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь уста­навливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И.А. Ильин (1883-1954) писал по этому поводу: «Каж­дый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и при­родой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индиви­дуальная государственная форма и конституция, соответствующая

Республиканская форма правления возникла еще в античном мире, но настоящее свое признание, распро­странение и закрепление получила лишь в XIX — XX вв., после свершившихся во многих странах буржуазных революций и освободительных войн (движений).

Республике как форме правления присущи опре­деленные характерные признаки:

■ выборность, т. е. представительный характер вер­ховной власти;

■ сменяемость высших должностных лиц и органов власти в результате выборов;

■ срочность полномочий высших должностных лиц и высших органов власти (президента, правитель­ства, состава парламента);

■ ответственность высших должностных лиц перед народом или парламентом за ненадлежащее испол­нение своих полномочий.

Для республиканской формы правления характер­но формирование высших органов власти на демокра­тической основе, с обязательным условием деления власти на три ветви (законодательную, исполнитель­ную и судебную). Поэтому считается, что республика — это такая форма правления, в которой высшая госу­дарственная власть выборным, сменяемым и ответ­ственным пред народом органам власти.

Республики, с точки зрения исторического разви­тия, подразделяются на аристократические и демо­кратические. Первые были характерны для античных Государств (Рим, Спарта) и средневековых государств-городов (Генуя, Флоренция). Вторые являются распро­страненной формой правления в современных госу­дарствах.

В аристократических республиках привилегиро­ванные группы, знатная олигархия управляют государ­ством практически без участия населения.

Демократическая республика обычно признает официальным источником власти волю народа. Это означает формальное признание равенства между гражданами и право на их участие в государственном управлении.

Демократические республики — самые распрост­раненные формы правления современных государств, они приходят на смену феодальной государственнос­ти, ликвидируя их остатки в современном мире.

В зависимости от характера взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, от того, какой орган играет главную роль в формиро­вании правительства и руководит им, различают рес­публики президентские и парламентские. Некоторые авторы выделяют еще и «промежуточную» форму правления — смешанную или полупрезидентскую республику.

Характерным для президентской республики яв­ляется то, что в руках президента соединены полно­мочия и главы правительства и главы государства. Представительный орган — парламент — обладает за­конодательной властью, но не имеет, как правило, влияния на процесс формирования правительства, в руках которого находится исполнительная власть. Президент может самостоятельно сформировать пра­вительство (кабинет министров), назначать министров. В свою очередь они ответственны за проводимую работу перед президентом, поэтому парламент не может объявить вотум недоверия правительству. Пре­зидент же имеет право наложить вето на принимае­мые парламентом законы, которое (в случае отлага­тельного вето) может быть преодолено парламентом при повторном рассмотрении данного закона.

Он избирается населением страны и сосредотачи­вает в своих руках весьма широкие полномочия во всех сферах общественной жизни. Это право назначать референдумы по наиболее важным общественно-поли­тическим вопросам и право введения чрезвычайного положения, право законодательной инициативы и пра­во утверждения законов путем их подписания, право издания нормативных актов и право объявления вой­ны и заключения мира и многие, многие другие.

Примером президентской республики являются США. В эту группу также можно отнести Францию, Бразилию, Мексику и некоторые другие страны.

парламентских республиках исполнительная власть подчинена парламенту, избираемому населени­ем в ходе выборов. Здесь преобладает верховенство парламента, осуществляющего и законодательную де­ятельность. Правительство формируется парламентом (а точнее партией или партийной коалицией, распола­гающей большинством голосов) и несет ответствен­ность перед ним. Во главе правительства стоит пре­мьер-министр, который обычно является лидером партии, пришедшей к власти. В этом случае вотум недоверия может быть вынесен парламентом либо всему правительству, либо отдельным его членам.

Главой государства в парламентской республике является президент, который избирается либо парла­ментом, либо специальной коллегией, образуемой пар­ламентом. Президент не является главой правитель­ства и не несет ответственность за его деятельность. Он представляет государство на внешнеполитичес­кой арене, однако все его действия должны быть со­гласованы с правительством. У него отсутствуют права назначать референдумы, вводить чрезвычай­ное положение, налагать вето на законы, принятые парламентом, и др. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию, Австрию, Швейцарию, Грецию и др.

Первые рассуждения о смешанной форме правле­ния встречаются еще у Полибия (VI в. до н. э.), когда он писал о соединении в одном государственном уп­равлении монархии, аристократии и демократии. Но несколько ранее Аристотель, проанализировав опыт государственного управления в греческих городах-полисах, пришел к выводу, что существует шесть форм правления: демократия, олигархия, тирания, полития, аристократия и монархия.

Смешанная форма правления была известна и использовалась в Средние века, она имеет место и в настоящее время.

Смешанная форма правления, — считает Л.М. Во-лосникова, — является реальным фактом истории и современного конституционализма. Эта форма прав­ления неоднократно оказывала услуги общественному развитию, способствуя политической стабилизации, достижению социального компромисса. С данным суж­дением трудно не согласиться.

Смешанная форма правления возникает тогда, ког­да элементы одной формы, например, республиканской, проникают, внедряются в другую форму правления (мо­нархию) и наоборот. Подобное взаимопроникновение форм правления в истории случалось и случается не­редко. Поэтому появление в XX в. конституционных монархий, полупрезидентских и полупарламентских республик стало очевидной тенденцией государствен­но-политического строительства.

Характерные черты смешанной формы правления можно проследить на примере полупрезидентской республики.

Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, но она действительно немного сла­бее, чем в чисто президентских республиках. Поэтому рассматриваемую форму правления точнее было бы назвать президентско-парламентской (В.Е. Чиркин).

Характерные черты полупрезидентской республики:

■ президент избирается непосредственно избира­телями, что дает ему возможность иметь некую свободу действий по отношению к парламенту, позволяет быть во многом независимым от пар­ламента;

■ президент самостоятельно формирует правитель­ство, т. е. назначает министров, утверждает струк­туру правительства и т. д. Но премьер-министра, как правило, он назначает с согласия парламента;

■ правительство несет ответственность перед пре­зидентом;

■ парламент может объявить вотум недоверия пра­вительству;

■ парламент может объявить импичмент президен­ту, т. е. поставить вопрос об отстранении прези­дента от должности.

Источник

Формы государственного правления

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:

Типичные черты монархической формы государственного правления:

Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные

восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;
в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;
г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской республики характерно:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.

Источник

Республиканская форма правления

Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Определение понятия республиканская форма правления

Республиканская форма правления — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. При такой форме правления главой государства является президент, который избирается народом из числа граждан страны различными способами.

Признаки республиканской формы правления

Нужна помощь в написании работы?

Виды республиканской формы правления

В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:

Президентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Признаки президентской республики:

Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.

Парламентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.

Признаки парламентской республики:

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики

Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:

Нетрадиционные виды республик

Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.

В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.

Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.

Источник

Республиканская форма правления

Тема: «Республиканская форма правления. Понятие и признаки».

Введение. Актуальность и историография проблемы.

I. ГЛАВА
ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ.
II. ГЛАВА
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.
Понятие республики.
Конституция – основополагающий документ республиканского правления.
Разделение единой государственной власти на ряд властей.
Выборность органов управления.
Правовые признаки республики.
Гражданское общество в республиках.
Демократия – один из основных признаков республиканского правления.
Республика – социальное государство.
III. ГЛАВА
ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ.

I. ГЛАВА
ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ.

II. ГЛАВА
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.

2.1 Понятие республики.
Что же представляет собой республика? Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними».
М.В. Ильин формулирует понятие республика «как осуществляемого сообществом равноправных граждан представительного правления с выборными органами власти, включая избирательного, а не наследственного главу государства». Кривогуз И.М. считает республикой такое государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане».
Республиканское устройство государства реализуется сегодня в конституционном устройстве ряда государств, в том числе, в Российской Федерации. В этой связи следует отметить справедливость такой типологии республик как традиционные и конституционные. Традиционные строились на основе обычаев и традиционных норм, в основе вторых лежит рационально разработанная конституция. В глобальном смысле конституционное государство имеет более высокий уровень республиканской эволюции, а традиционная республика только ранняя ступень развития республики.
Конституционная республика имеет несколько подходов к проблеме.
А. Вебер отмечал, что «государство как политический инструмент с рационально разработанной конституцией, рационально разработанной конституцией, рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на «законы», управлением чиновников-специалистов в данной существенной компетенции решающих признаков известно только Западу, хотя начатки всего этого были и в других культурах».
М.В. Ильин в своем глубоком исследовании: «Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий» показал, что становление понятия и концепции произошло в XVII веке с утверждением соответственно термина в английском языке. В 1773 году Г. Болинброк дал знаменитое определение: «Под конституцией мы понимаем, когда говорим уместно и точно, ту совокупность законов, установлений и обычаев, которая вытекает из неких твердых принципов разума, направлена на некие установленные цели от общественного блага, образует такую общую систему, коей сообщество согласно подчиняться».
Кривогуз И.М. считает республикой такое государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане».
«Теория государства, фиксируя в его истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенное из них – деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному – монархия, многим – аристократия, если всем – демократия или республика».

2.2 Конституция – основополагающий документ республиканского правления.
В современной науке конституционного права под конституцией понимается система правовых «норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу, регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы самого государства».
Признаком республики является наличие Конституции – документа, регламентирующего взаимоотношения человека и общества с государством, устанавливающего основы государства, имеющего высшую юридическую силу.
Для каждой страны имеются свои особенности проявления конституциализма.
В США, куда переселились британцы, была характерна особая приверженность идее конституции, поскольку создание колоний, развитие их политических интересов от покушений со стороны королевской власти Британии вынудили их закреплять основополагающие принципы государственного устройства на бумаге и утверждать их соответствующими актами. Таким образом, констуционализм формировался у американцев изначально от создания новой государственности, поэтому сохранился и поныне. Для американцев и сегодня характерны признание высшего значения Конституции, приоритетом является конституционный порядок.
Воплощение идеи конституциолизма впервые в истории произошло в США с принятием в 1787 году Конституции этой страны.
В Англии, где родилась идея Конституции, до сих пор нет писаной Конституции как единого акта. Первыми европейскими Конституциями были принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши.
В России первая конституция была принята в 1918 году. Конституция является, прежде всего, правовым актом, представляющая населению страны определенные права и гарантии.
Конституцию как правовой акт отличают от других актов ряд признаков, в современном смысле:
а) Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа его представителями. Так Конституция Российской Федерации была принята путем референдума;
б) Конституция имеет учредительный, первичный характер, который учреждает основы общественного и государственного устройства, выбранные народом. Предписания Конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными, на которых строятся все остальные правовые акты и не могут ей противоречить;
в) важной чертой Конституции является всеохватывающий характер конституционной регламентации. Она регулирует фундаментальные основы всех сфер жизни общества: политической, экономической, духовной и пр.;
г) Конституцию отличают особые правовые свойства: верховенство Конституции в соответствии с ней должна строиться деятельность всех государственных и общественных структур и граждан; в ее высшей юридической силе, все принятые законы и правовые акты не должны ей противоречить. Конституция является ядром правовой системы государства, в особой охране, в которой задействована вся система государственных органов, в том числе конституционный суд; в особом порядке принятия и пересмотре Конституции, внесения в нее поправок.
Эти признаки являются типичными для всех Конституций. Однако отдельные Конституции могут не иметь некоторых из них. Например, существуют октроированные Конституции, т.е. дарованные народу монархом, а не провозглашенные от имени народа. Различают жесткие и гибкие Конституции. Гибкие Конституции могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы. Различают написанные Конституции, представляющие единый акт, и ненаписанные, где роль Конституции, как в Англии, выполняет система законов, обычаев судебных прецедентов.
В целом же в республиканских формах управления сущность Конституции заключается в утверждении общедемократических начал, предполагающих возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества!

2.4 Выборность органов управления.
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются представительным общенациональным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, более или менее демократичные, но так или иначе, народ участвует в формировании органов государственной власти.
В республиканских формах правления органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судей в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В республике, таким образом, реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает смену представителей органов власти через определенный период.
Должностные лица несут ответственность. Она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительство, министерство), роспуск парламента, снятие с должности (суды) и т.п.
Республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным восприятием государственной власти. При этом общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности.
Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина кроме тех, кто ограничен в свободе на основе закона.
Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

2.5 Правовые признаки республики.
Современным воплощением республиканской формы правления, кроме наличия акта Конституции, является правовое государство.
В конституционной практике идея правового государства нашла свое воплощение в Конституциях ряда европейских государств, например ФРГ, Испании. Характеристика современного российского государства как правового, содержится и в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Основной закон ФРГ, где впервые была воплощена идея правового государства, содержит очень емкую его характеристику: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».
Таким образом, здесь подчеркивается верховенство конституционного строя, недопустимость противоречия законов его основным принципам. Упоминания наряду с законом права, означает, что речь идет об универсальных нормах права. В целом в современной науке конституционного права к характеристикам правового государства относятся следующие черты:
а) провозглашение государством нерушимости прав человека;
б) установление механизма гарантий прав и свобод (например, недопустимость произвольного ареста и т.п.);
в) конституционное установление обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц действовать в рамках Конституции и законов;
г) принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам;
д) приоритет норм международного права перед нормами национального права.
Все принципы правового государства нашли воплощение в российской Конституции: признание, гарантия и неотчуждаемость основных прав и свобод человека, верховенство Конституции, обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
Однако реальное состояние российской государственной власти таково, что оно очень далеко от идеала. Это проявляется в том, что государственные органы и должностные лица не соблюдают государственных законов, когда государство нарушает элементарные права граждан, например, не выплачивая вовремя зарплату. Это проявляется и в том, что Конституция ряда субъектов Федерации и принимаемые на их основе законы противоречат федеральной Конституции и федеральным законам.
Наличие правового государства в Российской Федерации при республиканском способе управления пока еще остается целью, но не реальным состоянием.

2.6 Гражданское общество в республиках.
Признаком республиканской формы правления является наличие гражданского общества.
В современных концепциях под гражданским обществом понимается совокупность частных лиц, групп, классов, объединений возникновение и существование которых не вызвано прямо решениями государства и власти. Это негосударственная часть общества, взаимодействующая с государством как с системой органов власти. Любое государственно организованное общество (страна, государство, нация) включает две составные части: государство и гражданское общество. Понятие гражданского общества может быть использовано в широком и узком смысле слова. В широком, как неполитическая часть общества – оно имеет место в любых обществах. В узком смысле гражданское общество является частью республиканской формы правления, характеризуется наличием независимых собственников, автономностью и неподконтрольностью его государству, высокой самоорганизацией. Такое гражданское общество базируется, прежде всего, на свободной частной собственности, отделенной от государственной власти. Именно такое гражданское общество является социальной предпосылкой становления демократического правового государства, ибо наличие независимых от государства гражданских собственников, достаточно хорошо организованных, способных выражать и защищать свои интересы, создает возможность ограничить государственную власть, подчинить ее интересам граждан, сделать защиту их прав и свобод высшей целью и обязанностью государства. С этой точки зрения в современной России нет достаточно зрелого гражданского общества с высокой самоорганизацией, способно эффективно контролировать деятельность государства. Поэтому становление правового государства в нашей стране сталкивается не только с проблемой несовершенства самих политико-правовых отношений, но и с неразвитостью гражданского общества.

2.7 Демократия – один из основных признаков республиканского правления.
Признаком республиканской формы правления является демократия.
Демократия характеризует республику, как государственное устройство, которое отличается признанием воли большинства в качестве источника власти и провозглашения свободы и равноправия граждан».
Более развернутое определение было сформулировано американским президентом А. Линкольном: «…демократия исходит из самого народа, осуществляется самим народом и в интересах народа».
Демократия характеризуется признанием народа в качестве источника власти и суверенитета. Народ учреждает основные органы власти, выбирает в них своих представителей и вправе периодически их сменять. Воля народа выражается и в том, что он имеет право непосредственно участвовать в разработках и принятии законов путем народных инициатив и референдумов. Отказ от их проведения является антидемократической мерой.
При демократическом управлении провозглашается и юридически гарантируется равноправие граждан. Права человека рассматриваются как высшая ценность, а их гарантия – как главная функция государства. Решения принимаются большинством, но учитываются интересы и права меньшинства, которое, в свою очередь, уважая общеобязательные решения и выполняя их, сохраняет за собой право отстаивать собственные позиции.
Признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращение в суд по поводу их незаконных действий. Функционирует многопартийная система, которая включает как политические партии, стоящие на позициях существующей формы правления, так и партии, отрицающие ее, но действующие в рамках Конституции.
Органы государственной власти избираются населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Представительные органы власти работают на постоянной основе. Высшему представительному органу (парламенту) принадлежит исключительное право издавать общегосударственные законы.
Современная демократия, базируясь на принципах равенства парламентаризма, выборности, разделения властей, плюрализма, правового государства и гражданского общества, совмещает идеи непосредственного самоуправления и представительства. И даже при соблюдении этих принципов она далека от идей народовластия. Тем не менее, имея множество недостатков, современная парламентская демократия остается сегодня самым популярным типом власти.
В ряде Конституций, принятых в республиках (ФРГ, Испании, Румынии, Франции) государство характеризуется как социальное. Такое же определение содержится и в Конституции Российской Федерации. В широком смысле слова любое государство является социальным, т.е. общественным институтом. Однако в демократической республике понятие социального государства используется для акцентирования его особых социальных функций по обеспечению социальных функций по обеспечению социальной защищенности своих граждан, достойных условий их существования. Как показала практика, правовое государство может гарантировать свободы граждан, но в условиях свободы не все могут реализовать свое право на достойную жизнь. Поэтому социальное государство базируется не на идее ограничения государственной власти, а на принципе ее участия в регулировании социальных отношений.

III. ГЛАВА
ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ.

Современная практика государственного республиканского строительства знает два вида республики: президентскую и парламентскую. Различаются они между собой тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент формируют правительство и направляет его работу и перед кем правительство несет ответственность.
В парламентской республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие. Правительство в этом случае несет ответственность перед парламентом. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр.
Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентские) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент, в той или иной мере, делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Между парламентскими и президентскими республиками сохраняются заметные различия.
В парламентских республиках, например, в Италии и Германии, власть сосредоточена в парламенте, который создает особую коллегию для избрания главы государства – президента и назначает исполнительную власть – правительство, а также суды. Избирается президент парламентом и в таких странах как Венгрия, Чехия. Реже президент избирается на основе всеобщих выборов (например, Болгария). Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличия парламентской республики от президентской. Главное заключается в порядке назначения правительства и типе его политической ответственности. Роль главы государства в формировании правительства незначительна. Президент лишь формально назначает правительство, формируемое парламентом, а фактически партией «большинства» или коалицией партий в парламенте. Ему приходится назначать главой правительства (премьер-министром) лидера партии, имеющей большинство депутатов в парламенте. Лишь в исключительных случаях президент может проявить самостоятельность в назначении премьер-министром (например, в Индии в 1979 году, когда произошел массовый переход депутатов из одной партии в другую). В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом. Вотум недоверия обязывает правительство подать в отставку.
В президентской республике глава государства (президент) избирается коллегией выборщиков (например, в США) или непосредственно гражданами (например, в Мексике). Он обладает значительными полномочиями, но не иметь права роспуска парламента. Правительство всецело формируется президентом, оно представляет по существу кабинет президента. Он руководит деятельностью правительства, принимает единолично решения и отправляет министров в отставку. Тем самым, правительство (министры) ответственны только перед президентом. В президентских республиках, как правило, отсутствует пост главы правительства. Там же, где должность премьер-министра введена (например, Турция, Перу), он выполняет текущие обязанности координационного характера.
Существует и смешанная форма республики. Так, во Франции действует полупрезидентская республика, когда президент избирается непосредственно гражданами и обладает большими полномочиями, но правительство формируется по итогам парламентских выборов и возглавляет его лидер партии, победившей на этих выборах.
Своеобразная модель президентской республики реализована в России, где президент по существу единолично формирует ответственное перед ним правительство, но непосредственное руководство им осуществляет глава правительства, которого президент назначает с согласия Государственной думы. В России согласно новой Конституции – всенародно избираемый глава государства – президент – определяет основные направления внутренней и внешней и назначает центральный орган исполнительной власти. Это правительство – Совет министров, глава которого нуждается в одобрении Государственной Думой. Законодательной властью наделено Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации, в котором заседают избранные на местах представители субъектов Федерации и избираемой всеми гражданами Государственной думы, непосредственно занимающейся выработкой важнейших политических решений в виде законов. Эти органы по представлению президента формируют высшие центральные инстанции судебной власти – Верховный суд, Конституционный суд и Высший арбитражный суд.

Заключение.
Итак, республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканской форме правления присуще развитие гражданского общества, социальные принципы развития государства, правовые нормы.
Формируется республиканская форма правления на основе Конституции – основного документа.
Республики имеют несколько типов: президентские, парламентские и смешанные.
В современном обществе государства с республиканской формой правления преобладают над монархией. Традиционными видами современной монархии является парламентарная (ограниченная) монархия. В этих странах (Япония, Швеция, Норвегия и др.) есть Конституция и избираемый парламент, который обладает реальной властью, что свидетельствует о продолжающемся процессе формирования стран с республиканской формой правления.

1. Аристотель. Политика. Соч. в 4т. – М.: Мысль, 1984г.
2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Политика, 1990г.
3. Гегель Г.В. Философия права. – М.: Наука, 1990г.
4. Глебочкин М.П. Основные черты и предпосылки демократии. – М.: ИНФРО – М, 1990г.
5. Доленко Д.В. Правовое социальное государство. – М.: Дело, 2002г.
6. Ильин И.А. О государственной форме.// Советское государство и право, 1991г. №11.
7. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. – М.: Наука, 1997г.
8. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца. Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1996г.
9. Кант И. К вечному миру. Соч. в 6т. – М.: Просвещение, 1966г.
10. Конституция Российской Федерации. – М.: ВЛАДОС, 1993г.
11. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9т. Т.2. – М.: Мысль, 1987г.
12. Конституционное право зарубежных стран. Т. 1-2. – М.: Юридическая литература, 1966г.
13. Монтескье Ж.Л. Избранные произведения. – М.: Высшая школа, 1995г.
14. Панарин А.С. Философия политики. М.: Мысль, 1996г.
15. Панарин А.С. Политология. Учебник. – М.: Дело, 2002г.
16. Парижская хартия для новой Европы.// Советская Россия, 1990г. 22 ноября.
17. Платон. Государство. Политика. – М.: мысль, 1971-1972гг.
18. Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М.: Мысль, 1969г.
19. Теория государства и права. Под ред Корельского В.М. и Перевалова В.Д. Учебник. – М.: Норма, 2001г.
20. Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. – М.: Высшая школа, 1966г.
21. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. Философия права. – СПб.: Питер, 1998г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *