два агентских договора по одной сделке
Агентский договор: просто о сложном или детали решают всё
Или наоборот, с единым закупщиком, аккумулирующим заявки независимых субъектов и получающим в итоге более низкую цену поставки для всех.
Да, этот договор имеет примеры недобросовестного использования, когда заключается исключительно в целях налоговой экономии. Однако вдумчивое его применение может быть весьма полезно бизнесу.
На практике возникают следующие вопросы:
распределение прав и обязанностей сторон по договору;
определение размера вознаграждения;
деловая цель выбора агентской модели взаимоотношений;
а также что делать с особым вниманием налоговых органов к агентской модели.
Именно в них мы и разберемся.
Суть договора
В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
То есть данная конструкция может быть использована как по модели комиссии, так и поручения:
В случае, если агент действует от своего имени, к отношениям применяются правила о договоре комиссии.
Агент самостоятельно, от своего имени ведет переговоры, заключает договоры с третьими лицами. При этом из содержания этих договоров может не следовать, что он действует как агент, т.е. в интересах другого лица. Все расчёты осуществляются через расчётный счёт Агента, который перечисляет принципалу деньги за проданный товар (агент на сбыте) либо оплачивает со своего счёта покупку заказанной продукции (агент на закупе).
Из денежных средств, поступивших на счет агента, он удерживает своё вознаграждение (и облагает его по своей ставке налога), компенсирует иные расходы, если возможность для этого предусмотрена в договоре. Либо все перечисляет принципалу, который рассчитывается с ним отдельно.
Если же агент действует от имени принципала, то к отношениям применяются правила о договоре поручения. В этом случае договор заключается от имени принципала Агентом, действующим по доверенности. И все расчёты производятся через расчётный счёт Принципала, а Агенту перечисляется только агентское вознаграждение (которое он также облагает по своей ставке налога) и, возможно, компенсируются дополнительные расходы, предусмотренные агентским договором.
Выбор итогового варианта конструкции договора зависит от особенностей фактической ситуации. К примеру, агент на закупе, представляющий интересы нескольких принципалов-покупателей, конечно, должен действовать от своего имени. В этом и весь смысл: с поставщиком заключается один договор на большой объем поставки.
Однако следует иметь в виду, что есть ограничения на использование агентского договора в некоторых сферах деятельности. Например, в целях защиты интересов производителей/поставщиков продуктов торговым сетям запрещено брать товар «на реализацию», то есть без перехода к ним права собственности. 1
О компенсации расходов агента
Ключевая характеристика агентского договора в том, что агент действует «за счет принципала» (п.1 ст.1005 ГК РФ). Это значит:
(А) Агент на закупе может расплатиться с поставщиком только после того, как ему поступят денежные средства от принципалов, а не осуществлять закупки за свой счёт;
(Б) Агент на сбыте (реализации) может перечислить принципалу выручку от продажи товара только после того, как этот товар будет реализован конечному покупателю.
Иными словами, агент за свои услуги получает агентское вознаграждение и не может финансировать принципала.
Означает ли это, что все расходы, понесенные агентом, подлежат в обязательном порядке отражению в отчете агента и компенсации со стороны принципала (сверх агентского вознаграждения)?
Полагаем, что ответ кроется в принципе свободы договора, а также в целях заключения договора в каждом конкретном случае.
Конечно, в агентском договоре может быть предусмотрена компенсация некоторых видов затрат агента, на которые он не может влиять. Например, на аренду склада или рекламу. С другой стороны, осуществление этих затрат агентом из своего вознаграждения отвечает рисковому (предпринимательскому) характеру и его деятельности: он сам определяет количество своих сотрудников, способы продвижения и рекламы, площадь и расположение склада и т.п. факторы, которые объективно влияют на финансовые показатели сотрудничества.
Сравним агентский договор и поставку
По сравнению с договором поставки использование агентского договора (по модели договора комиссии) может иметь следующие преимущества:
1) Товар остается в собственности принципала до момента его реализации конечным покупателям. Вся выручка также является собственностью принципала и подлежит перечислению на его расчетный счет в сроки, согласованные сторонами в договоре, агент же оставляет себе только вознаграждение.
Это является важным обстоятельством с точки зрения имущественной безопасности принципала, который не может быть на 100 % уверен в своем агенте. Например, одновременно с реализацией продукции принципала агент может заниматься реализацией собственных товаров. В этом случае на имущество нашего принципала не может быть обращено взыскание по собственным долгам агента, принципал может забрать свой товар (имущество) в любой момент. Соответственно, предъявление претензий к Агенту не будет иметь имущественных последствий для принципала.
2) Учитывая, что товарные остатки являются собственностью принципала, он может нарабатывать «кредитную историю», беря кредиты под эти товарные запасы.
3) В рамках договора можно полностью прописать стандарты продвижения, рекламы, обслуживания клиентов (начиная от оформления офиса и внешнего вида сотрудников и до сроков реагирования на запросы покупателей, обязанности проведения предпродажной подготовки и т.п.).
4) Агентский договор позволяет варьировать вознаграждение за счет того, что можно возлагать различные функции на его стороны, определять условия увеличения и уменьшения размера вознаграждения в зависимости от показателей деятельности, выполнения отдельных ключевых задач (так называемый чек-лист).
Если Агенту в качестве вознаграждения достаточно выручки в 150 млн руб., то плюсом мы сохраняем возможность использовать специальные режимы налогообложения. В эту сумму также должны уложиться собственные расходы Агента (например, содержание офиса, зарплаты сотрудников агента и т.д.).
Агентский договор глазами налогового органа
Наряду с перечисленными выше преимуществами использования агентского договора в деловой практике, он также хорошо известен контролирующим органам как инструмент налоговой оптимизации, при котором разделение функций принципала (собственника товара) и агента носит искусственный характер, единственной целью которого является только экономия на налогах с доходов.
Как же различить между собой ситуации, когда использование агентского договора обоснованно и отвечает истинным намерениям сторон, а когда искусственно?
В ответе на этот вопрос можно опираться на мнение налоговых органов. Об искусственности агентского договора будут свидетельствовать такие обстоятельства:
факты перечисления комиссионером, принявшим товар на реализацию, денежных средств до фактической продажи товара. Мы уже говорили выше, что агент действует за счет принципала и не может финансировать его за свой счет;
включение в договор обязанности агента оплатить товар не позднее определенной даты. Аналогично, агент не может быть точно уверен, когда продаст товар, поэтому он не может брать на себя риски принципала и перечислять ему свои денежные средства. Такое условие характерно для договора поставки, но не агентского договора;
отсутствие отчетов агента или несоответствие их требованиям закона и/или условиям договора.
Вы спросите, а в чем «налоговая экономия», с которой борется налоговый орган в данном случае, ведь при реализации продукции агент транслирует систему налогообложения принципала. Соответственно, если тот применяет ОСН, то вся реализация облагается НДС и налогом на прибыль.
Однако, налоговые органы заинтересованы в том, чтобы налоги были исчислены и уплачены как можно раньше. Так, передача товара агенту по договору по договору комиссии не является реализацией и не влечет в этот момент обязанности принципала уплатить НДС и налог на прибыль. Основания для начисления налогов возникнут только при реализации товара конечному покупателю, а это может произойти в следующих налоговых периодах.
Кроме того, если агент облагает свое вознаграждение по УСН, переквалификация отношений в поставку позволит доначислить НДС и налог на прибыль самому Агенту как перепродавцу.
Еще одна ситуация. Как говорится, почувствуйте разницу. В офисе производителя трудится пул из 40 продажников, которые одномоментно стали индивидуальными предпринимателями. Но они по-прежнему к 9 утра приходят в офис, в 18.00 уходят и согласуют график отпусков. В таком случае речь, скорее всего, идет о надуманности конструкции.
Агентский договор для закрепления зон ответственности
Бизнес ведется в рамках одного юр.лица на общей системе налогообложения.
Обороты компании растут, в связи с чем закономерно желание не становиться слишком заметными и не привлекать к себе внимания.
Одновременно у собственника, выполнявшего к этому времени функции генерального директора, есть желание четко закрепить зоны ответственности каждого топ-менеджера (в том числе, за последствия несоблюдения техники безопасности при производстве, складировании).
Неоднократно отмечали, что корректировки в организационной структуре являются удобным моментом для изменения юридической структуры и наоборот.
Итак, нам на помощь приходит агентский договор. И не один, а сразу два.
Взаимоотношения двух компаний строятся на основе двух разнонаправленных агентских договоров:
1. «Производство» становится агентом на закупе для «Торгового дома» в части продукции, которая продается без промышленной переработки. Как мы уже отметили, выручка от реализации этой продукции составляет около 50 %;
2. «Торговый дом», в свою очередь, становится агентом на сбыте для «Производство» по продукции производства.
Также Торговый дом закупает часть товаров напрямую. Это тот сегмент, за который полностью отвечает Коммерческий директор.
В целях налогообложения:
1) в выручке компании«Производство» отражается только:
агентское вознаграждение за оказанные услуги по закупу товаров для перепродажи.
2) выручкой «Торгового дома» будет считаться:
выручка от реализации товаров, приобретенных для перепродажи;
и агентское вознаграждение за оказанные услуги по продаже продукции «Производства». Оно должно покрывать «бонусы» менеджерам по продажам, затраты по рекламе, часть арендных и прочих обязательных расходов компании.
Разделение оборотов между двумя компаниями не приводит к налоговым рискам, поскольку:
обе компании находятся на ОСН, тем самым нет оптимизации налога на прибыль;
Таким образом, агентский договор, встроенный в юридическую структуру бизнеса, может решить следующие задачи:
оформить взаимоотношения с территориально обособленными отделами продаж или отдельными «продажниками». При этом сам договор может быть заключен как по модели договора поручения (в этом случае договор с покупателем будет заключен от имени принципала), так и по модели договора комиссии (и здесь Агент действует от своего имени);
закрепить особенности организационной структуры;
исключить дублирование оборотов между компаниями в группе, что избавляет от дополнительной налоговой нагрузки;
делает компании менее заметными для конкурентов.
Однако, как и другие инструменты, одновременно дающие возможность получить и оптимизационный эффект, агентский договор находится в фокусе внимания налоговых органов. Это не должно останавливать в использовании полезных конструкций, но заставляет подходить к их внедрению вдумчиво и осторожно.
Сноски:
1. П.1 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Агентские договоры: нюансы оформления и выгода для бизнеса
Вы удивитесь, как часто сталкиваетесь с агентами при решении бытовых вопросов. Покупка путёвки через турагентство, получение товара из пункта самовывоза, оплата интернета через терминал — это примеры агентских сделок. Вы встречаете агентов и в бизнесе, когда нанимаете курьера для доставки товара или получаете оплату через Яндекс.Деньги. Такие сделки отличаются от обычных, и мы расскажем почему.
Главное отличие агентских сделок в том, что в них появляется третий участник — агент. Он становится посредником между продавцом и покупателем и помогает им совершить сделку. Хоть появление посредника и усложняет учёт, не стоит отказываться от агентских договоров — они выгодны для обеих сторон.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Плюсы работы с агентом
Плюсы для самого агента
В агентском договоре участвуют трое
Проще разобраться на примерах.
У вас интернет-магазин. Для доставки товара вы обращаетесь в курьерскую службу. В этой ситуации вы — принципал, нанимаете агента — курьера, который доставляет товар до покупателя и получает оплату.
Вы становитесь принципалом, даже получая оплату электронными деньгами (Яндекс.Деньги, PayPal и т.д.). Ведь покупатель не платит вам напрямую, в дело опять вмешивается посредник — платёжная система.
Иногда принципал поручает агенту не продать, а купить товар. Например, вы — принципал, нанимаете риелтора — агента, чтобы купить квартиру. Такая ситуация тоже относится к агентским сделкам.
Агент работает от своего имени или от имени принципала
Агент выполняет поручение двумя способами — от своего имени или от имени принципала.
В первом случае агент представляется своим именем и оформляет на себя все документы, как будто принципала вообще нет. Клиент может и не узнать, что работает с посредником, и с вопросами и претензиями обратится к агенту.
Во втором случае агент оформляет все документы на имя принципала и как самостоятельный предприниматель в сделке не участвует. Это равносильно работе по доверенности, и у агента обязательств перед клиентом не возникает.
Агент получает вознаграждение от принципала
Доход агента — вознаграждение, которое он получает от принципала. Вариантов его расчёта — уйма, от простых до запутанных. Поэтому рекомендуем уделить внимание этому пункту в договоре. Вот несколько способов определить размер вознаграждения:
Кроме размера вознаграждения агент и принципал договариваются о сроках его выплаты. Здесь тоже несколько вариантов:
Принципал возмещает агенту расходы
Один из главных плюсов договора для агента — минимальные затраты на его исполнение.
Во-первых, агент не тратит деньги на закупку товара, ведь он принадлежит принципалу. А если товар плохо продаётся, это не приносит убытков.
Во-вторых, принципал возмещает агенту расходы по договору. Можно установить фиксированный размер возмещения без учёта реальных затрат. Другой способ — считать его по фактическим расходам агента. Тогда, чтобы не разориться на возмещении, принципалу важно определить в договоре:
Агент готовит отчёт о работе
Отчёт — обязательный документ, которым агент сообщает принципалу о проделанной работе. Рекомендуем заранее определить такие условия:
Принципал отправляет замечания по отчёту в течение 30 дней, если договором не определён другой срок. Позже внести правки не получится и придётся рассчитаться с агентом согласно отчёту.
Это далеко не всё, что можно рассказать об агентских договорах. Мы запланировали ещё несколько статей о том, как платят налоги агент и принципал при разных схемах взаимодействия.
Мифы и правда о «двойном агентировании», или как оприходовать дополнительную выгоду агентства
«Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 6
Во-первых, многие туристы обращаются в турагентства с просьбой подобрать им ТП под их конкретные требования. Если у туроператоров, чьи интересы представляет конкретное агентство, подходящих предложений нет, агент вынужден искать другие варианты, и эти действия логично «уложить» в посреднический договор, где принципалом выступает турист.
Во-вторых, туроператор нередко запрещает турагенту самостоятельно устанавливать цены на ТП и обязывает его продавать путевки только по ценам, назначенным туроператором, за фиксированное вознаграждение (обычно в процентах от стоимости ТП). Это существенно ограничивает доходы агентства и заставляет искать способы получения новых поступлений и способы их оформления так, чтобы цена ТП осталась неизменной.
Примечание. Данное поведение туроператора не соответствует закону. Согласно Гражданскому кодексу агент действует в интересах принципала (туроператора), поэтому должен предоставить ему всю информацию о заключенных во исполнение агентского договора сделках. Согласно ст. 992 ГК РФ в случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Сведения из отчета агента являются основанием составления записей в учете туроператора.
Мотивы туроператоров, не утверждающих отчеты агентов с данными о дополнительной выгоде, просты. Суммы дополнительной выгоды увеличивают доходы и расходы туроператора, причем в подавляющем большинстве случаев турагент удерживает причитающееся ему вознаграждение из сумм, полученных от клиента и перечисляемых туроператору. Ввиду слабой дисциплины турагентов в части оформления и представления отчетов туроператор не получает своевременной информации о своих доходах и расходов, в связи с чем страдает достоверность его бухгалтерского учета и возрастают налоговые риски. Кроме того, увеличение размера вознаграждения турагентств, которые преимущественно применяют УСНО, лишает туроператора возможности сэкономить на НДС путем применения налоговых вычетов.
Заключение с туристом посреднического договора представляется турагентствам удобным вариантом оформления дополнительных поступлений. Однако, учитывая, что многие туроператоры работают с турагентствами только в рамках посреднического договора, получается, что турагент одновременно выступает представителем туроператора и туриста. Пожалуй, все слышали, что «двойное агентирование» запрещено законом, настало время пролить свет на эту проблему.
Одновременное представительство двух сторон сделки
Главы части второй ГК РФ о посреднических договорах не предусматривают ситуацию, когда представитель одной стороны одновременно является представителем другой стороны сделки. А вот п. 3 ст. 182 ГК РФ содержит прямой запрет: представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.
Поручение туриста: оформляем правильно
Действующее законодательство допускает заключение посреднического договора между турагентом и туристом, но накладывает определенные ограничения на его условия. Во-первых, как мы выяснили выше, если турагент будет действовать на основании посреднического договора одновременно и с туристом, и с туроператором, договор о реализации ТП является ничтожной сделкой как не соответствующий закону (ст. 168 ГК РФ). Следовательно, если турагент заключил посреднический договор с туристом, он не может действовать в рамках посреднического договора с туроператором. Значит, остается заключать договор о реализации ТП.
В-третьих, исполнение посреднического договора с туристом предполагает, что туроператор должен не только осуществлять совершение сделки (то есть заключение договора о реализации ТП), но и выполнять определенные фактические действия: изучение имеющихся предложений, выбор конкретного туроператора, подбор ТП в соответствии с поручением клиента, ведение расчетов по договору. Это означает, что договор поручения не подходит для оформления отношений между туристом и турагентом: согласно п. 1 ст. 971 ГК РФ договор поручения охватывает обязанность поверенного совершать от имени и за счет доверителя только юридические действия. Юридические и иные действия вправе совершать лишь агент (абз. 1 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Итак, туристическое агентство может заключить с гражданином агентский договор, по которому агентство обязуется за вознаграждение совершать по поручению туриста юридические и иные действия от имени и за счет туриста. Указанные действия состоят в подборе ТП, заключении договора о реализации ТП с туроператором и ведении расчетов. Чтобы турагент мог заключить договор с туроператором от имени туриста, турист должен выписать турагенту доверенность.
Подробнее см. статью «Туристская путевка», N 3, 2009, с. 44.
Недостатки для турагента
См. статью «От турагента до туроператора», N 3, 2007.
В бухгалтерском учете ООО «Падишах» будут составлены проводки (счет 76-ТО используется для отражения расчетов с туроператором):
В налоговом учете ООО «Падишах» признает доход в виде агентского вознаграждения (3000 руб.) и бонуса (10 000 руб.) на момент поступления в кассу денежных средств от клиента.
Дополнительные услуги
Если предложенный вариант нереально реализовать (турагент опасается возможной ответственности за незаконное предпринимательство или туроператор не сотрудничает с физическими лицами, а заключает исключительно агентские договоры с турагентами), то турагенту придется отказаться от заключения с туристом посреднического договора. Однако вопрос оформления дополнительной выгоды, которую турагент фактически получает, но не может включить в отчет (вернее, туроператор не утвердит отчет с дополнительной выгодой), остается открытым.
В бухгалтерском учете ООО «Глория» будут составлены проводки (счет 76-ТО используется для отражения расчетов с санаторием):
В налоговом учете ООО «Глория» должно признать доходы в момент поступления денежных средств в кассу в размере полной стоимости дополнительных услуг и суммы вознаграждения, приходящейся на оплаченную стоимость путевок.
Недостатки
Оформление взаимоотношений с туристом рассмотренным выше образом имеет свои недостатки. Главная опасность связана с нарушением прав потребителей. Так, заключение с туристом отдельного договора на оказание информационно-консультационных услуг либо включение в договор о реализации ТП условий об оказании иных услуг может быть квалифицировано как навязывание потребителю дополнительных услуг (право приобрести ТП обусловлено обязанностью оплатить дополнительные услуги).
Кроме того, разбиение общей стоимости ТП (а ведь у туриста цена ТП ассоциируется с суммой, которую он вносит в кассу турагента) на две части может быть признано включением в договор условий, ущемляющих права потребителей. Дело в том, что в случае аннуляции ТП турист вправе требовать возврата суммы, уплаченной по договору, за вычетом фактических расходов, понесенных исполнителем во исполнение этого договора. В подавляющем большинстве случаев фактические расходы, понесенные во исполнение договора о реализации ТП, подтвердить невозможно (в силу специфики взаимоотношений с отелями и перевозчиками), а значит, туристу надлежит вернуть всю уплаченную за путевку сумму. Если согласно документам турист вносил денежные средства не только за путешествие, но и за какие-то услуги агентства, ответственность по возврату денежных средств ограничивается стоимостью самого путешествия. Информационно-консультационные услуги считаются оказанными в момент подписания туристом акта, и их стоимость не подлежит возврату.
Как видим, каждый из представленных вариантов оформления правоотношений с туристом и турагентом имеет свои недостатки. К сожалению, турагенты вынуждены действовать не только в рамках законодательства, но и исходя из условий, навязываемых туроператорами. Поэтому окончательное решение остается за организацией.
На данный момент редакция располагает несколькими судебными решениями, содержание которых сводится к тому, что дополнительная выгода, полученная агентом от реализации ТП, подлежит налогообложению именно у агента, что косвенно свидетельствует о принадлежности дохода этого вида именно агенту. В Постановлении ФАС МО от 31.03.2008 N КА-А40/2516-08 указано, что если туроператор предоставил турагенту возможность реализации ТП на условиях более выгодных, чем определено в договорах, то наценка агента является его дополнительным вознаграждением, с которого следует уплатить все необходимые налоги (речь шла о налоге на прибыль) (см. также Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007 N 09АП-16441/2007-АК).
Такие же судебные решения есть и по турагентам-«упрощенцам» (Постановления ФАС МО от 18.09.2009 N КА-А40/9546-09, Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 N А40-88531/08-4-416). Турагент продвигал и реализовывал ТП от своего имени и на определенных условиях, агентское вознаграждение удерживал самостоятельно сверх цены ТП, установленной туроператором, то есть, в сущности, продавал ТП с дополнительной выгодой. Суммы дополнительной выгоды фигурировали в ежемесячных отчетах о реализации ТП, данные документы были приняты судом в качестве первичных и подтверждающих доходы агента в целях исчисления единого налога по УСНО.
Напрашивается вывод, что турагент, наделенный правом сделать свою наценку на ТП, может не рисковать и не заключать с туристом никаких дополнительных договоров (с целью «прикрыть» сумму дополнительной выгоды). В турпутевке агент укажет полную стоимость ТП, в отчете агента будет показана стоимость реализованных ТП по установленным туроператором ценам. При условии что образовавшаяся сумма дополнительной выгоды на основании бухгалтерской справки включена в качестве дохода в расчет налогооблагаемой базы (по налогу на прибыль или единому налогу), налоговая ответственность турагенту не грозит.