две формы существования материи как объективной реальности
Материя как объективная реальность
Характеристика объективных форм существования материи. Полиморфия пространственных и временных свойств движущейся субстанции. Исследование субстанциальной и реляционной концепций реальности. Пространство и время, как биологическое и социальное явление.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.11.2016 |
Размер файла | 25,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
На тему: Материя как объективная реальность
1. Объективные формы существования материи
2. Полиморфия пространственных и временных свойств движущейся материи
3. Пространство и время, как биологическое и социальное явление
Человек может находиться и ощущать себя внутри объективной реальности, смотреть фотографии, которые были сделаны в прошлом и тем самым, ощущать время. Но эта реальность есть только в сознании. Именно для этого для ее определения философы вывели понятие материи.
1. Объективные формы существования материи
Выделяют три объективные формы существования материи, которые помогают ее описать: движение, пространство, время.
Любая материя (т.е. любой материальный объект) может существовать лишь при том условии, что элементы, из которых она состоит, постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь, например, существование любого организма основано на комплексном взаимодействии всех систем органов, а каждая система на взаимодействии органов, органы на взаимодействии клеток и т.д. Так же эти объекты взаимодействуют с другими объектами, которые их окружают. Каждый объект может стать частью системы (ее элементом).
Материя устроена именно так для того, чтобы взаимодействовать с объектами внутренне или внешне и изменять свои свойства, свое состояние или отношение к другому объекту или группе объектов.
Под движением материи понимают изменение ее положения относительно других материальных объектов, изменение ее состояния по отношению к ним, а так же отношения между ними. Любая конкретная часть материи или сама материя существует потому, что в ней постоянно происходит какое-то движение. Учитывая это, любой без исключения объект может изменяться. Любая материя подвижна, даже в самой малой степени, ведь без движения ее просто нет, она не существует. Если же движение все-таки отсутствует, то такой неподвижный объект, становится частью другого движущегося объекта. Все это обозначает, что движение неотъемлемая часть материи.
Покой относителен, а движение абсолютно. Именно поэтому их нельзя считать равноправными, а тем более противопоставлять друг другу. Они являются разными сторонами одного предмета, это значит, они единое целое и их нельзя рассматривать отдельно друг от друга.
Пространство и время.
Пространство можно представить образно лишь через понятие протяженности. Сама же протяженность показывает то как части объекта относятся друг к другу, т.е. показывает структуру объекта. Если попытаться обнаружить протяженность как таковую, то это можно сделать лишь потому, что скорость передачи действия от объекта к другому объекту имеет конец. Ведь если двигаться с бесконечной скоростью, любые расстояния становятся точками, а любые предметы вовсе исчезают.
Время, как таковое, можно представить через понятие длительности. Это означает, что материю нельзя сотворить и нельзя уничтожить и что объекты пребывают последовательно и в определенных состояниях.
Пространство противопоставлено времени, а время пространству. Если разобраться в этом боле подробно, то становится понятно, что момент времени, который существует в пространстве, сам отрицает понятие времени как такового, ведь он не обладает длительностью; а любое количество пространства, существующее в определенном временном отрезке, само отрицает свое существование, ведь оно не обладает протяженностью.
Из этого можно сделать два вывода:
· пространство и время неизменно связаны друг с другом и с движением материи (а движение не существует вне пространства и времени).
У каждого объекта есть свое определенное место. Сложное устройство нашего мира, выражено некоторыми особенностями, они достаточны просты: Объектам присуще быть протяженными и находится по соседству рядом с другими материальными объектами. Это самые простые характеристики пространства. Если рассматривать эти характеристики отдельно, то это и будет пространство.
Пространство, как таковое, действительно существует благодаря сложному устройству материи. Если бы мир был устроен просто, то вводить понятие пространства было бы бессмысленно.
Все объекты, которые нас окружают, осязаемы, а значит материальны. Эти объекты являются частями нашего мира, значит и наш мир тоже материальный. Объекты, составляющие его, также находятся в постоянном движении и развитии, т.е. они являются довольно сложными процессами. Эти процессы состоят из многих этапов и делятся на стадии, которые накладываются друг на друга и иногда повторяются. Скорость смены стадий может быть, как равномерной, так и более быстрой или медленной (если сравнивать ее с предыдущей). Все эти сложные процессы характеризуются понятием длительности. Без этих характеристик, длительность, как признак процессов, и будет временем.
Использование понятия времени, как формы существования материи, обоснованно. Мир находится в постоянном движении и постоянно развивается. Если бы мир (или материя вообще) был недвижим, то использовать понятие времени было бы бессмысленно.
Как связаны пространство, время и движущаяся материя.
Многие великие умы пытались вывести правила, с помощью которых связанны пространство, время и движение. Попытки не остались безуспешными и в философии и науке появились две основные концепции (модели). материя субстанциальный реальность пространство
Этой модели придерживались такие великие философы и ученные, как Платон, Декарт, Ньютон. Именно в этой концепции время и пространство стали считаться абсолютными.
В абсолютном пространстве помещена вся материя, ведь оно бесконечно. Так же оно не зависит от процессов, которые происходят с материей внутри.
В абсолютном времени возникает и появляется любая материя, оно течет равномерно и никак не реагирует на изменения.
«В программе геометродинамики физические явления строятся из свойств пространства-времени. Она гласит: «в мире нет ничего, кроме пустого искривленного пространства. Материя, заряд, электромагнитные и другие физические тела являются лишь проявлением искривленности пространства. Физика есть геометрия. Все физические понятия должны быть представлены с помощью пустого, различным образом искривленного пространства, без каких-либо добавлений к нему». Классическая геометродинамика включает в себя построение из геометрии пространства-времени эквивалентов массы, заряда, электромагнитного поля. В этой теории частица выступает как чисто геометрическое понятие. Масса, время, длина, электромагнитные поля … являются объектами чистой геометрии. Физика оперирует только длинами и ничем другим. Эта программа была продолжена в квантовой области.»
Исходя из положений древнегреческих атомистов пространство и время не зависели от материи. В этом и был парадокс, ведь какая может быть материя даже без одной из ее характеристик.
Гипотезу реляционной модели вывели Г. Лейбниц и Г. Гегель, а математически обосновал А. Эйнштейн.
В ней пространство и время это особые отношения между процессами и объектами.
Физика описывает мир с помощью тех знаний и представлений, которые можно обобщить в настоящий момент времени. Полная научная картина мира обосновывается на идеальных конструкциях, они же создаются из-за неполного физического обоснования.Л. Кар утверждал «Так же и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущению того, что происходит теперь и что воспоследствует позже… никем ощущаться не может время само по себе, без движения тел и процесса».
Они сделали два парадоксальных вывода (оба противоречили науке того времени):
В теории относительности Эйнштейна реляционная концепция была естественнонаучно обоснована. Теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материального объекта.
Сейчас наиболее достоверной выглядит именно реляционная теория. Исходя из нее:
2. Полиморфия пространственных и временных свойств движущейся материи
3. Пространство и время, как биологическое и социальное явление
Как только появился абсолютно новый вид пространственно-временной конституции, появилась живая природа. После этого появилось новое, биологическое пространство и время. Оно как будто вписывается в пространство и время неживой природы, которое не зависимое от него. Живые молекулы в пространстве асимметрично устроены. Они находятся относительно группировки атомов либо справа, либо слева. Почти все органические молекулы существуют и в правой и в левой формах, а живые системы (точнее молекулы, из которых они состоят) существуют только в левой форме. Это неравное деление на левую и правую формы проявляются не только на уровне молекул, но и в самих организмах, которые они составляют.
Организмы приспосабливаются столь активно, потому что, эволюционируя, они приобрели «биологические часы» (т.е. подобие временной организации процессов, которые происходят вне организма). Сложно устроенные биологические часы помогают организму подготовится и приспособится заранее к событиям будущего, как бы обогнать время. Тем самым все организмы могут существовать в двух реальностях одновременно: в настоящем и будущем.
Раньше социальные процессы сменялись очень медленно. Социальное время не было циклическим. Люди оглядывались в прошлое, а не заглядывали в будущее. Понимание того, что время неизменно направленно вперед появилось гораздо позже. Все выше сказанное говорит о том, что время распределено и течет неравномерно. Чем больше оно прогрессирует, тем плотнее и быстрее оно «пролетает». Но и ускорение времени тоже неравномерно. Это говорит лишь о том, что и эта характеристика материи не является линейной.
Итак, из всего обозначенного выше можно сделать несколько выводов:
Материя, как объективная реальность, это не линейное представление о конкретном предмете. Материя это обобщенное название элементов, из которых она состоит: пространство, время и движение.
Материя не существует при отсутствии одного из них, так же как и элементы ее не имеют места быть друг без друга.
Взаимосвязь всех компонентов материи пытались объяснить неоднократно лучшие умы, как древности, так и современности (Г. Лейбниц и Г. Гегель, А. Эйнштейн, Платон, Декарт, Ньютон, Демокрит и Эпикур). В итоге были созданы две основные концепции или модели взаимосвязи времени, пространства и движения: реляционная и субстанциональная.
Ни один из трех компонентов материи не является односторонним, так же как и она сама. И время, и пространство, и движение устроено очень сложно и разветвлено. Отдельные отрезки времени и пространства накладываются друг на друга, по мере их исторического развития.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Методологическая и мировоззренческая основы субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени. Пространство и время в теории относительности А. Эйнштейна. Специфика пространственно-временных свойств в природе и социальных процессах.
контрольная работа [33,5 K], добавлен 06.02.2014
дипломная работа [55,0 K], добавлен 07.03.2003
Исследование основных принципов бытия, его структуры и закономерностей. Бытие социальное и идеальное. Материя как объективная реальность. Анализ современных представлений о свойствах материи. Классификация форм движения материи. Уровни живой природы.
презентация [1,8 M], добавлен 16.09.2015
Формирование философского понимания материи. Современная наука о строении материи. Движение как способ ее бытия, пространство и время – формы существования. Материальное единство мира. Социально-исторические представления о пространстве и времени.
реферат [28,4 K], добавлен 25.02.2011
Субстанция как объективная реальность. Идея субстанции в античной философии. Рационалистические воззрения Декарта о субстанции с позиций дуализма. Гносеологическое осмысление понятия «субстанция». Философское понимание материи, система ее организации.
контрольная работа [23,1 K], добавлен 18.08.2009
Бытие, материя, сознание как категории философии
1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.
2.Формирование научно-философского понятия материи.
3.Проблема сознания в философии.
1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.
Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).
Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.
2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.
3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.
3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.
Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях
Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:
Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.
3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 10. Материя
Материя (от лат. material — «вещество») — философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки — как естествознание. Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя — это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения. Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать материю как таковую, как некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм. Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, в связи с появлением разумных существ некоторые из свойств материи, такие как сознание, кажутся необычными, непохожими на неё и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с материей постоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений.
В диалектическом материализме противопоставление материи и сознания условно. Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо материального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа материальных объектов: средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т. п. — по своему происхождению и форме организации в какой-то мере зависят от сознания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел. По мере развития науки и техники будет все более расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей.
Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественно-научными воззрениями на строение и свойства материи. Но было бы неправильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым. Точно так же ошибочно отождествлять материю как философскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, например с веществом.
Основные свойства материи: понятие материи
Свойства и строение материи
Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми pазнообpазными свойствами.
Несмотря на различия всем им присущи два важнейших признака:
1) все они существуют независимо от сознания человека;
2) способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием.
В домарксистской философии сложились различные концепции материи: атомистическая (Демокpит), эфирная (Декарт), вещественная (Гольбах). «… Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства» (Гольбах.
Система пpиpоды). Общим для всех концепций было отождествление материи с ее конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной из простейших частиц лежащих в основе строения матеpии.
Разрабатывая научное определение материи, К. Маpкс и Ф. Энгельс имели в виду объективный миp в целом, всю совокупность составляющих его тел. Опиpаясь на диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса, В.И. Ленин дальше развил это учение, сфоpмулиpовав в работе «Матеpиализм и эмпиpиокpитицизм» понятие материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотогpафиpуется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, стpуктуpе и свойствах.
Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства.
Материя — это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д.
Понятие материи и ее основные свойства
Все эти формы существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.
Свойства и строение материи
Материя — это все то, что прямо или косвенно действует на органы чувств человека и другие объекты.
Окружающий нас мир, все существующее вокруг нас и обнаруживаемое непосредственно либо косвенно посредством наших ощущений представляет собой материю, которая тождественна реальности. Неотъемлемое свойство материи — движение.
Без движения нет материи и наоборот. Движение материи — любые изменения, происходящие с материальными объектами в результате их взаимодействий. Материя не существует в бесформенном состоянии — из нее образуется сложная иерархическая система материальных объектов различных масштабов и сложности.
Главная особенность естественно-научного познания заключается в том, что для естествоиспытателей представляет интерес не материя или движение вообще, а конкретные виды материи и движения, свойства материальных объектов, их характеристики, которые можно измерить с помощью приборов.
В современном естествознании различают три вида материи: вещество, физическое поле и физический вакуум.
Вещество — основной вид материи, обладающей массой. К вещественным объектам относятся элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные образованные из них материальные объекты. В химии вещества подразделяются на простые (с атомами одного химического элемента) и сложные — химические соединения. Свойства вещества зависят от внешних условий и интенсивности взаимодействия составляющих его атомов и молекул, что и обусловливает различные агрегатные состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное.
При сравнительно высокой температуре образуется плазменное состояние вещества. Переход вещества из одного состояния в другое можно рассматривать как один из видов движения материи.
В природе наблюдаются различные виды движения материи, которые можно классифицировать с учетом изменений свойств материальных объектов и их воздействий на окружающий мир. Механическое движение (относительное перемещение тел), колебательное и волновое движение, распространение и изменение различных полей, тепловое (хаотическое) движение атомов и молекул, равновесные и неравновесные процессы в макросистемах, фазовые переходы между различными агрегатными состояниями (плавление, парообразование и др.), радиоактивный распад, химические и ядерные реакции, развитие живых организмов и биосферы, эволюция звезд, галактик и Вселенной в целом — все это примеры многообразных видов движения материи.
Физическое поле — особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем.
К физическим полям относятся электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, а также волновые (квантовые) поля, соответствующие различным частицам (например, электрон-позитронное поле). Источником физических полей являются частицы (например, для электромагнитного поля — заряженные частицы).
Созданные частицами физические поля переносят с конечной скоростью взаимодействие между ними. В квантовой теории взаимодействие обусловливается обменом квантами поля между частицами.
Физический вакуум — низшее энергетическое состояние квантового поля. Этот термин введен в квантовой теории поля для объяснения некоторых микропроцессов. Среднее число частиц — квантов поля — в вакууме равно нулю, однако в нем могут рождаться виртуальные частицы — частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время.
Виртуальные частицы влияют на физические процессы. В физическом вакууме могут рождаться пары частица — античастица разных типов. При достаточно большой концентрации энергии вакуум взаимодействует с реальными частицами, что подтверждается экспериментом. Предполагается, что из физического вакуума, находящегося в возбужденном состоянии, родилась Вселенная.
Всеобщими универсальными формами существования и движения материи принято считать время и пространство.
Движение материальных объектов и различные реальные процессы происходят в пространстве и во времени. Особенность естественно-научного представления об этих понятиях заключается в том, что время и пространство можно охарактеризовать количественно с помощью приборов.
Время выражает порядок смены физических состояний и является объективной характеристикой любого процесса или явления.
Время — это то, что можно измерить с помощью часов. Принцип работы часов основан на многих физических процессах, среди которых наиболее удобны периодические процессы: вращение Земли вокруг своей оси, электромагнитное излучение возбужденных атомов и др.
Многие крупные достижения в естествознании связаны с разработкой более точных часов. Существующие сегодня эталоны позволяют измерить время с очень высокой точностью — относительная погрешность измерений составляет около 10-11.
Временная характеристика реальных процессов основывается на постулате времени: одинаковые во всех отношениях явления происходят за одинаковое время. Хотя постулат времени кажется естественным и очевидным, его истинность все же относительна, так как его нельзя проверить на опыте даже с помощью самых совершенных часов, поскольку, во-первых, они характеризуются своей точностью и, во-вторых, невозможно создать принципиально одинаковые условия в природе в разное время.
Вместе с тем длительная практика естественнонаучных исследований позволяет не сомневаться в справедливости постулата времени в пределах той точности, которая достигнута в данный момент времени.
При создании классической механики около 300 лет назад И. Ньютон ввел понятие абсолютного, или истинного, математического времени, которое течет всегда и везде равномерно, и относительного времени как меры продолжительности, употребляемой в обыденной жизни и означающей определенный интервал времени: час, день, месяц и т.д.
В современном представлении время всегда относительно. Из теории относительности следует, что при скорости, близкой к скорости света в вакууме, время замедляется — происходит релятивистское замедление времени, и что сильное поле тяготения приводит к гравитационному замедлению времени. В обычных земных условиях такие эффекты чрезвычайно малы.
Важнейшее свойство времени заключается в его необратимости.
Прошлое во всех деталях и подробностях нельзя воспроизвести в реальной жизни — прошлое забывается. Необратимость времени обусловлена сложным взаимодействием множества природных систем, в том числе атомов и молекул, и символически обозначается стрелой времени , « летящей» всегда из прошлого в будущее. Необратимость реальных процессов в термодинамике связывают с хаотичным движением атомов и молекул.
Понятие пространства гораздо сложнее понятия времени. В отличие от одномерного времени, реальное пространство трехмерно, т.е.
имеет три измерения. В трехмерном пространстве существуют атомы и планетные системы, выполняются фундаментальные законы природы. Однако выдвигаются гипотезы, согласно которым пространство нашей Вселенной имеет много измерений, хотя из них наши органы чувств способны ощущать только три.
Первые представления о пространстве возникли из очевидного существования в природе твердых тел, занимающих определенный объем.
Исходя из него, можно дать определение: пространство выражает порядок сосуществования физических тел. Завершенная теория пространства — геометрия Евклида — создана более 2000 лет назад и до сих пор считается образцом научной теории.
По аналогии с абсолютным временем И. Ньютон ввел понятие абсолютного пространства, которое существует независимо от находящихся в нем физических объектов и может быть совершенно пустым, являясь как бы мировой ареной, где разыгрываются физические процессы.
Свойства пространства определяются геометрией Евклида. Именно такое представление о пространстве лежит в основе практической деятельности людей. Однако пустое пространство идеально, в то время как реальный окружающий нас мир заполнен различными материальными объектами. Идеальное пространство без материальных объектов лишено смысла даже, например, при описании механического движения тела, для которого необходимо указать другое тело в качестве системы отсчета.
Механическое движение тел относительно. Абсолютного движения, как и абсолютного покоя тел, в природе не существует. Пространство, как и время, относительно.
Специальная теория относительности объединила пространство и время в единый континуум пространство — время. Основанием для такого объединения служит принцип относительности и постулат о предельной скорости передачи взаимодействий материальных объектов — скорости света в вакууме, примерно равной 300 000 км/с.
Из данной теории следует относительность одновременности двух событий, происшедших в разных точках пространства, а также относительность измерений длин и интервалов времени, произведенных в разных системах отсчета, движущихся относительно друг друга.
В соответствии с общей теорией относительности свойства пространства — времени зависят от наличия материальных объектов.
Любой материальный объект искривляет пространство, которое можно описать не геометрией Евклида, а сферической геометрией Римана или гиперболической геометрией Лобачевского. Предполагается, что вокруг массивного тела при очень большой плотности вещества искривление становится настолько большим, что пространство — время как бы «замыкается» локально само на себя, отделяя данное тело от остальной Вселенной и образуя черную дыру, которая поглощает материальные объекты и электромагнитное излучение.
На поверхности черной дыры для внешнего наблюдения время как бы останавливается. Предполагается, что в центре нашей Галактики находится огромная черная дыра.
Однако есть и другая точка зрения. Академик Российской академии наук A. A. Логунов утверждает, что никакого искривления пространства — времени нет, а происходит искривление траектории движения объектов, обусловленное изменением гравитационного поля.
По его мнению, наблюдаемое красное смещение в спектре излучения отдаленных галактик можно объяснить не расширением Вселенной, а переходом посылаемого ими излучения от среды с сильным гравитационным полем в среду со слабым гравитационным полем, в котором находится наблюдатель на Земле.
Материя – фундаментальная философская категория.
С позиции материализма она является первичной относительно сознания.
С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.
Существует три концепции материи:
Субстанциональная: материя определяется через вещи. Эта концепция реализуется у древнегреческих философов (Демокрит). Они понимали материю через вещество.
2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).
3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представители этой концепции – Маркс, Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания.
Вместе с открытием электрона произошел крах материализма.
В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются:
Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует.
Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения:
Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи.
Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление объективного духа.
1. Движение существует в 3-ех формах.
Пространство и время.
Движение существует по трем основаниям:
б. По взаимодействию.
Существуют три основные формы движения материи:
1. социальная биологическая (носители – клетка, организм)
3. химическая (носитель – молекула)
4. физическая (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).
Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах.
В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам маханики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.
Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время.
Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.
Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования. В различных формах движения материи временные характеристики неоднозначны: социальное, биологическое, химическое и физическое пространство, время.
Эволюция понятия материи в естествознании и в философии
Для того чтобы понять современную научную картину природы, необходимо уяснить современное понимание материи.
Понятие материи является одним из основных понятий естественнонаучного и философского познания.
Как и все другие научные понятия, оно прошло длительную историю, в течение которой оно развивалось, углублялось и уточнялось, отражая в каждую историческую эпоху общий уровень научных знаний о мире, достигнутый на данном этапе движения человеческой мысли.
Наряду с естественнонаучными представлениями о материи, основанными из фиксации особенных признаков, в области философии акцент делается на понимании материи как субстанции, т.е. того, что «лежит в основе», некое первоначало. Субстанция – причина самой себя и вместе с тем источник вещественного многообразия.
Введением представлений о субстанции решаются несколько проблем: 1) единства мира (унитарность всего существующего определяется общим базисом существования); 2) монизма (многообразие существующего выводится из модификации единой основы); 3) богатства форм мира (многоликость действительности обусловлена естественно-историческим процессом, качественным изменением общей основы).
Наконец, наступает период, когда материя определяется как объективная реальность. Интерпретация материи как объективной реальности окончательно преодолевает трактовку матери как ее конкретно-вещественного воплощения.
В.И.Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) дает следующее определение матери: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[45].
Это не онтологическое, а гносеологическое определение.
Подобная интерпретация материи позволяет охватить всю объективную действительность (то, что существует до-, вне- и независимо от сознания), без всяких ограничений. Любые физические представления о строении и свойствах материи учитывают лишь момент особенного, т.к. касаются не всей предметной действительности, а лишь отдельных ее сторон и частных проявлений.
Физические представления о материи, ее свойствах и строении, о ее видах непрестанно устаревают по мере развития науки, т.к. особенное никогда не в состоянии отразить изучаемый предмет во всей его полноте.
В философии «определить» — значит «отличить» от чего-то другого. В определении материи она отличается от сознания (точнее: материальное отличается от духовного и противопоставляется ему).
Материальное (реальное) и духовное – суть два понятия, охватывающие, с одной стороны, весь внешний мир, а с другой – его отображение. Это два предельно широких понятия.
Если теперь подвести итог эволюции представлений о материи, то можно сказать:
1. определение материи как субстанции указывает на ее несотворимость, неуничтожимость, на отсутствие внешней причины ее существования и изменения;
2. определение материи как объективной реальности дает возможность охватить все многообразие различных объектов и систем природы, но расшифровка объективной реальности невозможна без учета понятий «движение», «взаимодействие», «пространство», «время» и т.д.
Данное определение материи конкретизируется в определении материи как совокупности атрибутов, т.е. неотъемлемых ее качеств. Атрибуты – это изначально присущие, существенные, необходимые, абсолютно обязательные, не отторгаемые от материи ее основные свойства.
Как правило, класс атрибутов бесконечен потенциально, в то же время как класс модусов – бесконечен актуально (модусы – это производные, однажды возникающие материальные свойства).
Чтобы понять, какой смысл вкладывали некоторые физики в слова «материя исчезла», нужно учесть следующее. Атомистическое мировоззрение утверждалось в естествознании долго и трудно. При этом под атомом (в духе Демокрита) понималась абсолютно неделимая (не имеюшая частей) элементарная частица. Точка зрения, согласно которой материя состоит из атомов, которые рассматривались в качестве некоей «неизменной сущности вещей», к концу XIX века разделялась большинством естествоиспытателей, в том числе и физиков.
Поэтому открытия, свидетельствовавшие о сложности атомов (в частности, радиоактивности как их спонтанного распада), были истолкованы некоторыми учеными как «распад», «исчезновение» материи.
На этой основе и делались выводы о крахе материализма и ориентированной на него науки.
Поэтому обнаружение того, что строение материи является гораздо более сложным, чем это казалось ранее, – это отнюдь не свидетельство несостоятельности материализма.
В.И.Ленин в связи с этим разъяснял: « > — это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор… исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными…
Диалектика процесса познания, отметим, была глубоко понята еще Гегелем.
Заканчивая рассмотрение анализа В.И.Лениным кризиса физики, обратим внимание на следующее.
Его положение о том, что » единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью » иногда воспринимается как указание на то, что, согласно материалистической диалектике, материя обладает лишь указанным единственным свойством. Но это не так: речь здесь идет лишь о том, что единственное «свойство» материи, с непризнанием которого связан философский идеализм,- это объективность.
Поэтому здесь уместно еще раз подчеркнуть недопустимость отождествления диалектико-материалистической категории «материя» с естественнонаучными представлениями о ее строении и свойствах.
Непонимание этого большинством ученых (стоявших в основном на позициях стихийного материализма) на рубеже XIX-XX веков и было одной из основных причин кризиса естествознания.
Рассматривая проблемы, связанные с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX вв., обратим внимание на то, что кризисные ситуации возникали в нем и раньше, заканчиваясь революционным переходом на новый, более глубокий уровень познания.
Рассматривая материю, как философскую категорию, обозначающую объективную реальность, В.И.Ленин тем самым продолжает материалистическую линию в философии.
В его определении нет подведения категории «материя» под более широкое понятие, ибо такого понятия просто не существует. В этом смысле Отнятия «материя’ и «объективная реальность» — синонимы. Материя противопоставляется сознанию, при этом подчеркивается объективность, как независимость ее существования от сознания. Именно это свойство: существовать до, вне и независимо от сознания определяет смысл н значение философско-материалистического представления о материи.
Философская трактовка материи обладает признаком всеобщности и обозначает всю объективную реальность. При таком понимании материи нет и не может быть ссылок на физические свойства материи, знание о которых относительно.
Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность
Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств.
Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).
Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.
Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.
Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.
Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи.
По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.
Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении.
Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся.
Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.