Экопродукты что это такое

Что на самом деле означают слова «БИО», «ЭКО», «ОРГАНИК», «НАТУР»

Андрей Мосов, Научный консультант Экспертного центра Союза Потребителей, Р.О.С.Контроль

Очень часто производители стремятся привлечь внимание к своей продукции и повысить продажи путем маркировки товаров различными названиями, дающими основания предполагать, что их еда или косметика является «натуральной и экологичной».

При этом, например, опрос, проведенный не так давно в нашем сообществе, показал, что почти половина потребителей не верит в достоверность информации, относящейся к натуральности и экологической безопасности товаров.

Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такое

В таких условиях очень важно, чтобы покупатели могли самостоятельно делать выводы и понимать, что на самом деле скрывается за красивыми словами про близость к природе и защиту окружающей среды. В этом материале мы не будем рассматривать варианты, при которых производитель идет на заведомые обман, и лепит значки «эко», «био» безо всяких оснований.

Но покупатели должны знать: для каждого такого термина существуют совершенно четкие условия — в каких случаях он может применяться и в отношении какой продукции использоваться. И зачастую оказывается, что все эти красивые и такие привлекательные в маркетинговом смысле слова – не несут никакой практической пользы для потребителя.

Итак, 7 самых распространенные терминов, и что на самом деле скрывается за ними

1. ЭКО

Данная маркировка означает, что в течение всего жизненного цикла товара (при производстве, транспортировке, хранении, использовании, утилизации) риски ущерба для окружающей среды минимизированы по сравнению с аналогичными товарами.

То есть в данном случае можно говорить только о том, что «эко»-продукция наносит меньше вреда окружающей среде. К качествам самих продуктов — к тому, насколько они полезны, натуральны и безопасны именно для потребителя – данная маркировка никакого отношения не имеет!

2. ОРГАНИК

Санитарные правила СанПиН 2.3.2.1078-01 устанавливают, что информация «Органический продукт» может указываться в маркировке продукции, полученной из растительного сырья, продуктов животноводства, птицеводства и пчеловодства, полученных без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО и не подвергнутых обработке с использованием ионизирующего излучения.

В отличие от маркировки «эко», при производстве органической продукции минимизированы риски именно для потребителя. В этом главное отличие этих двух видов маркировки.

То есть органическую морковь не поливали пестицидами, органическую курицу не лечили антибиотиками и гормонами, и при этом эти организмы не являются генетически-модифицированным, а продукция не подвергалась обработке радиацией. Никаких особо чистых альпийских лугов. Просто еда, произведенная с использованием преимущественно традиционных технологий, без ГМО, радиации и антибиотиков. Все условия органического производства перечислены в вышедшем недавно ГОСТ Р 56104-2014.

3. БИО

Теперь одно из самых интересных. Приставка БИО! Казалось бы, сейчас ее можно найти на множестве разнообразных продуктов питания, косметике и бытовой химии. Однако читаем ГОСТ Р 52738-2007, который регламентирует БИО строго как «Продукт переработки молока, обогащенный пробиотиками и/или пребиотиками». Все остальное — фантазии производителей, не основанные на каких-либо внятных критериях.

То есть только обогащенные полезными микроорганизмами (или специальными веществами, стимулирующими собственную микрофлору) молочные продукты могут маркироваться словом «БИО». Все остальные случаи использования данного термина неправомерны! Если вспомнить, что «БИО» — означает «жизнь», то смысл такой маркировки на соке или мюсли действительно покажется странным.

4.НАТУР

В данном случае отсутствует сформированная нормативно-правовая база, на которую можно было бы сослаться, но в рамках общеупотребимого значения словосочетания «натуральные продукты» это:

– Продукты, произведенные с использованием сырья природного происхождения, без пищевых добавок, с использованием технологий, максимально сохраняющих пищевую ценность или другие природные свойства. По происхождению все пищевые продукты, средства косметики и даже бытовая химия в конечном счете являются натуральными — различается только степень переработки сырья. Поэтому, вероятно, обезжиренное молоко можно считать менее натуральным, чем цельное молоко из-под коровы. Точно так же вряд ли правомерно назвать натуральными пищевые продукты или косметику, содержащие разнообразные консерванты, ароматизаторы или улучшители вкуса.

Однако четких критериев натуральности в нормативах и стандартах нет, поэтому маркировка таким термином — всегда на совести производителя! И натуральность продукта никак не гарантирует его полезности или безопасности для здоровья.

5. Функциональные продукты

Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такое

Очень популярный сейчас термин, значение которого для большинства простых потребителей не слишком понятно, но явно продукт полезный, «надо брать».

Определение таким продуктам дается в ГОСТ Р 52349-2005 — это «специальные пищевые продукты, снижающие риск развития заболеваний, связанных с питанием, предотвращающие или восполняющие дефицит питательных веществ, сохраняющие и улучшающие здоровье».

И такая маркировка уже ко многому обязывает производителя. Функциональные продукты действительно могут помочь при определенных проблемах со здоровьем. Конечно, не стоит сравнивать действенность такой пищи с лекарствами, но хуже точно не будет!

6. Продукты здорового питания

Такой маркировкой производители тоже пытаются выразить заботу о здоровье потребителя, но если функциональные продукты рекомендуются при определенных заболеваниях, продукты здорового питания полезны всем. К сожалению, четких критериев для такой маркировки пока не существует.

Но чтобы понять смысл этих слов мы можем обратиться к распоряжению Правительства РФ от 25.10.2010 №1873-р, из смысла которого следует, что продукты здорового питания — это продукты с оптимизированной пищевой ценностью, в т. ч. обогащенные микронутриентами (витаминами, минеральными веществами), а также продукты со сниженным содержанием жира.

7. Фермерские продукты

Такую маркировку мы тоже очень часто видим на продовольственных товарах. И опять-таки не существует четких критериев, которые позволяли бы ее наносить. Иногда под видом фермерской продукции продают продукцию крупных молочных заводов или мясокомбинатов.

Однако формально, фермерская продукция — это только продукция, произведенная крестьянским фермерским хозяйством (КФХ). Как правило, такая продукция произведена с отдельными элементами органического производства. Но путать ее с органической продукцией все же не стоит!

Источник

Эко, био и органик: что означает маркировка

Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такоеВ наше время здоровый образ жизни стал одним из главных трендов. Все больше людей занимаются разными видами спорта, корректируют свою диету, стремятся употреблять только полезные продукты. А прилавки продуктовых магазинов только способствуют этому желанию – так и манят к себе товары с зелеными маркировками: «эко», «био», «органик». Вот только стоит ли верить этим надписям? Как свидетельствуют данные опросов, более чем половина потребителей не доверяют маркировке о натуральности и эко-безопасности продукции. Одной из причин столь высокого процента недоверия является то, что потребители просто не понимают, что стоит за маркировками и какая разница между всеми этими «био» и «эко».

Что стоит за зеленой маркировкой

Органик

Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такоеМаркировка «Органик» привлекает прежде всего тех потребителей, для которых важен принцип «ничего лишнего». Покупая органическую курицу, можно быть уверенными, что ее не пичкали гормонами и антибиотиками, а овощи с такой маркировкой не обрабатывались химикатами и не росли в экологически опасных зонах. Продукция органик больше всего напоминает те самые овощи и мясо, которые выращивают люди в деревнях – все чистое и полностью натуральное.

Кстати, в мировой практике производитель не имеет права наносить на свой товар маркировку «Органик» и «Экологически чистый продукт» без научного основания и документов, подтверждающих этот факт. Желающий нанести на упаковку своего товара пометку «Органик» должен пройти специальную сертификацию. Подтверждающий документ, как правило, выдают только на год, после чего производителю снова предстоит проходить проверку. В разных странах действуют свои стандарты органической продукции. Например, на американской продукции об органичности свидетельствует маркировка USDA Organic Seal, в Евросоюзе – Euro Leaf и Bio-Siegel (преимущественно в Германии), в Швейцарии – Bio Suisse, а в Японии – JAS.

Логику такой классификации легко понять, если вспомнить, что слово «биос» с древнегреческого переводится как «жизнь». То есть если говорить буквально, то био-продукт – это тот, в котором есть жизнь (живые организмы). Это, например, любимые многими йогурты и кефиры, обогащенные микроорганизмами (например, бифидо-, лактобактериями) для улучшения работы пищеварительной системы.

Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такоеДля покупателя, знакомого с данной классификацией, наличие такого знака, например, на соках или овсянке будет выглядеть как минимум странно. Однако в настоящее время БИО сертификация может применяться и к другим видам товаров, если продукция выращена (изготовлена) без добавления вредных химических веществ (типа нитратных удобрений).

Натурпродукт – это еще одно любимое слово маркетологов, которым характеризуют разные группы товаров. Говорить о нормативно-правовой базе, регламентирующей употребление этого знака, не приходится, так как на данное время она попросту отсутствует. Можно только догадываться, что имеет в виду производитель, указывая на этикетке продукта – «натур». Исходя из общепринятого понимания термина «натуральный продукт», можно предположить, что это товар из сырья природного происхождения, в котором не содержатся химические добавки, а в ходе производства применяются технологии, позволяющие максимально сохранить полезные свойства продукции.

По большому счету, натурпродуктом может быть как пища, так косметика и средства бытовой химии. Вопрос только в степени натуральности этой продукции. Скажем, если сравнивать цельное коровье молоко и обезжиренное стерилизованное, то первый вариант можно считать более натуральным, нежели второй. Также вопросы остаются к продукции, содержащей консерванты, усилители вкуса, ароматизаторы и другие добавки. Можно ли их маркировать «натур»?

В целом без соответствующей законодательной базы трудно определять четкие критерии и стандарты натуральности продукции, а правдивость маркировки зависит только от совестливости производителя.

Функциональные продукты

Продукты здорового питания

Фермерские продукты

Маркировка такого типа на наш продовольственный рынок пришла сравнительно недавно и пока не существует нормативно-правовой базы, определяющей особенности данной продукции. Формально в эту категорию товаров должна входить только продукция крестьянских фермерских хозяйств, но на деле маркировку «Фермерское» часто используют крупные молокозаводы и мясокомбинаты. Качественная фермерская продукция обычно имеет много общего с органической, но следует различать эти два вида товаров.

Зачем понимать эту маркировку

Врачи говорят, что почти на 80% наше здоровье зависит от того, что мы едим. Но вот беда: далеко не все понимают, как правильно выбирать продукты, как отличать качественную пищу от напичканной химикатами. Если знать, что обработка овощей агрохимикатами ухудшает их биологическую ценность примерно на 16%, а за сезон сельхозкультуры обычно обрабатывают химикатами до 20 раз, то становится понятно, какого качества пищу мы покупаем в супермаркетах. В Союзе органического земледелия подсчитали, что в современной аграрной промышленности используют свыше 200 тысяч разных химикатов, хотя официальное тестирование прошло только 200 из них. А знаете, сколько химии мы съедаем вместе с сельхозпродукцией? Исследователи считают, что за год ее общее количество дотягивает до 9 килограммов.

Исходя из этого, становится понятно, почему люди во всем мире столь требовательны к выбору пищевой продукции и всегда обращают внимание на маркировку еды. В наше время большим спросом пользуются продукты из групп эко, органик и био – те, в которых нет химических добавок. Правда, если на Западе требования к маркировке пищи очень строгие и потребитель всегда точно знает, что покупает, то у нас с этим пока еще проблемы.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Приложения

Резюме

Ольга Сергеевна

Новости

Цитатник

ГОРОСКОП СТРАНЫ ЧУДЕС По мотивам сказки Льюиса Кэрролла и экранизации Тима Бертона.

Убираем горизонтальную морщину между бровями Любые морщины – это признак возраста. Конеч.

Ольга http://i19.fastpic.ru/big/2011/0414/7d/67b1eae7249afc235dd6f7478478987d.jpgВыбери свое имя.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

ЭКОПРОДУКТЫ – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

Что такое экологически безопасная продукция, или экопродукция, как ее часто называют? Экопродукты – это высококачественные и безопасные для здоровья человека продукты, при производстве которых Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такоеоказывается минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

В этом определении неслучайно фигурирует упоминание об окружающей среде, вернее, о возможном ее загрязнении. Уже не вызывает сомнения тот факт, что состояние окружающей среды непосредственно связано с качеством жизни и состоянием здоровья человека. И если предприятие производит высококачественную продукцию, но при этом, например, сбрасывает отходы производства в ближайший водоем, ни о какой экологической безопасности не может быть и речи. Сегодня растущий интерес к экологической составляющей производства продукции наблюдается как у производителей, так и у обыкновенных горожан. Подтверждением этого стал проведенный Санкт-Петербургским Экологическим союзом соцопрос, который показал, что основным мотивом для покупки экологически безопасной продукции у населения наряду с заботой о здоровье становится забота об окружающей среде. Кличество респондентов, проявляющих таким образом свою экологическую сознательность, выросло с 11 % в 2005 г. до 48 % в 2008 г.

СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СЕРТИФИКАЦИЙ

В настоящее время существуют два основных направления, связанные с подтверждением экологичности и натуральности товаров. Это «органик» (в различных переводах в зависимости от страны можно встретить термины «эко» или «био», что по сути означает соответствие одним и тем же стандартам «органик») и экологически безопасная продукция, на упаковке которой можно найти экомаркировку. Оба этих направления подразумевают проведение добровольной сертификации и последующий контроль за производством и качеством продукта.

ОРГАНИК

Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такое Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такое Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такое Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такое Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такое

Около 40 лет назад зародилось движение за «органический» образ жизни, отвергающий урбанизацию и индустриализацию. Частью этой идеологии было органическое земледелие, а выращенные в коммунах овощи и фрукты продавались в специальных местных магазинчиках «здоровой еды». Сейчас в Европе, например, больше 120 тыс. фермерских хозяйств, занимающихся органическим земледелием и животноводством. В Дании на долю «био» приходится четверть объема продаж молока. Объем розничного товарооборота органик-продукции в США вырос с 1 млрд долл. в 1990 г. до 7,8 млрд долл. в 2000 г. Площадь сертифицированных органик-земель выросла со 160 тыс. га в 1992 г. до 550 тыс. га в 1999 г. В настоящее время в США покупатели тратят на биопродукцию около 22 млрд долл. в год.

Какими же свойствами обладает био-/эко-/органик-продукция сегодня? При производстве органических продуктов запрещено применение пищевой химии: искусственных красителей, ароматизаторов, консервантов, антиокислителей, загустителей. Такие продукты выращивают без применения сельскохозяйственной химии и ядохимикатов. В органик-животноводстве запрещено применение стимуляторов роста, ограничено применение антибиотиков. Запрещено использование химических методов переработки, в частности рафинирование и гидрогенизация жиров. Продукты питания «oрганик» не содержат генетически модифицированных ингредиентов (ГМИ). Производитель органик-продукции обязан иметь сертификат, подтверждающий соответствие своей продукции международным критериям, регламентированным в государственных директивах стран Европейского союза, США или Японии: EU 834/07 (Директива Европейского союза); JAS (Японские стандарты для сельского хозяйства); USDA/NOP (Американская национальная органическая программа). Для решения различных вопросов, связанных с регулированием органик-сертификации, существует Международная ассоциация органического сельского хозяйства IFOAM. Стандарты «органик» ориентированы в основном на мелкие и средние сельские хозяйства.

«ОРГАНИК» В РОССИИ

В российском законодательстве долгое время не было ни слова про органик-продукцию. Однако в 2008 г. главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г. Онищенко издал постановление, касающееся санитарно-эпидемиологических требований к органическим продуктам. Эти требования по сути являются переводом западных стандартов «органик» на русский язык, но при этом не были разработаны нормативные документы, регламентирующие непосредственно процедуру проведения сертификации, и меры контроля. До появления отечественной системы сертификации по требованиям официальных российских стандартов «органик», настоящей органик-продукцией может считаться только та, которая имеет международный сертификат.

Сегодня в России практически нет сертифицированной органик-продукции, однако на полках наших супермаркетов все чаще можно встретить иностранную органик-продукцию, но из российского сырья.

Все дело в том, что некоторые западные органы по сертификации освоили сырьевой продовольственный рынок России. Закупаемые здесь ягоды, крупы, морепродукты и др. сертифицируются и переправляются на запад, там уже происходит их переработка и упаковка. Ввозимая же в Россию полноценная органик-продукция после таких операций сильно вырастает в цене и становится менее доступной для потребителя.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА

Для обозначения второго направления разработана система экологической маркировки. За рубежом к этой группе часто относится только непищевая продукция. Но круг товаров, который можно подобным образом сертифицировать, крайне широк – от матрасов и компьютеров до железных дорог и гостиниц. Критерии оценки экологической безопасности для каждой группы продукции разрабатываются на основе национальных и международных стандартов, при этом учитываются не только безопасность и высокое качество самого продукта, но и все стадии его жизненного цикла с точки зрения минимизации негативного влияния на окружающую среду в соответствии с международным стандартом ISО:14024. Предъявляются определенные требования к процессу добычи сырья, самому производству, транспортировке товара, утилизации упаковки и отходов производства.

Первая система добровольной экологической сертификации – «Голубой ангел» – была разработана в Германии по инициативе Федерального министерства внутренних дел. Со временем этим опытом воспользовались и другие страны, создав свои программы экологической маркировки. В 1994 г. произошло объединение различных систем сертификации в межнациональную ассоциацию The Global Ecolabelling Network (GEN) – Глобальная Сеть Экомаркировки. Сегодня в GEN входит более 30 стран мира, в том числе все страны Европейского союза.

С 2007 г. Россия также входит в состав GEN. Нашу страну в ассоциации представляет экологическая экомаркировка «Листок жизни». Она разработана Санкт-Петербургским Экологическим союзом на основе требований российского законодательства и международного стандарта ISO 14024 и подходит как для пищевой, так и для непищевой продукции. Таким образом, Экологический союз стал первым в России органом по сертификации продукции, работ и услуг, имеющим право на выдачу экологического сертификата международного уровня. Экопродукты что это такое. Смотреть фото Экопродукты что это такое. Смотреть картинку Экопродукты что это такое. Картинка про Экопродукты что это такое. Фото Экопродукты что это такое

ПРОБЛЕМЫ САМОДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

В большинстве европейских стран, США, Японии системы экологической сертификации существуют давно, активно поддерживаются правительством, а применение экологических маркировок регламентировано законодательством. Поэтому декларировать экологические свойства своей продукции производители могут только с помощью определенных, зарегистрированных и широко известных экознаков. В развитых странах экологическая маркировка становится сегодня одним из главных инструментов продвижения товаров на «эко-рынке».

В России ситуация иная.

Добровольная экологическая сертификация продукции – явление для нашей страны относительно новое. А интерес потребителей к экологичным и натуральным товарам растет. Поэтому некоторые производители прибегают к маркетинговым уловкам, называя свои товары «эко», «био», «органик» и пр. Но необходимо учитывать, что, если производитель заявляет, что его товар экологически безопасен или что это органик-продукция, из этого следует, что была проведена процедура добровольной экологической сертификации товара или линейки товаров, сертификацию проводила третья незаинтересованная сторона и по результатам экспертизы была признана экологичность товара и дано разрешение на использование экомаркировки (знака, подтверждающего экологичность) на этикетке и упаковке. И следовательно, производитель может по первому требованию любого покупателя предъявить сертификат соответствия, выданный ему органом по сертификации.

Но как показывает практика, большинство экопродуктов, продающихся в магазинах, никакой сертификации не проходили.

Надписи на их упаковках относятся к случаям самодекларации и не гарантируют экологической безопасности товара.

Такая ситуация стала возможной из-за пробелов в российской законодательной базе и отсутствия четких рекомендаций, какие надписи подобного рода и в каких случаях могут быть использованы производителями. Единственное реально существующее ограничение – это запрет на применение термина «экологически чистый» по отношению к пищевым товарам.

Кроме того, ГОСТ Р 51074-2003 определяет и некоторые другие требования:

«…Информация о таких свойствах продукта, как «выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения пестицидов», «выращенный без применения минеральных удобрений», «витаминизированный», «без консервантов» и др., допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации…»
«…Наименование продукта, сформированное в соответствии с вышеизложенными требованиями, может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, фантазийным наименованием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта и др., нанесением фирменной марки (знака)…»
(ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», п. 3.5.1.5, 3.5.1.6).

Иными словами, любая информация об экологичности товара должна быть подтверждена, но не указано, кем именно. А фантазийное название предоставляет производителю возможность назвать свой товар по своему усмотрению, в том числе с использованием терминов «эко» и «био».

В России рынок экологически безопасной продукции еще только формируется. В числе основных причин такого отставания от Запада – отсутствие единообразного понимания понятия экологической безопасности продукции, размытость позиции государства, отсутствие мероприятий по повышению экологической культуры населения. Недостаточно осведомлены не только потребители, многие производители не имеют точного представления о том, что считать экологическим продуктом, как правильно называть этот продукт и каким стандартам он должен соответствовать. Помимо этого появляется большое количество псевдоэкопродуктов, вызывая недоверие у потребителей к экопродукции в целом.

Для развития рынка экологически безопасной продукции необходимо разработать единые российские стандарты, которые возможно гармонизировать с зарубежными, установить правовое ограничение самодеклараций производителей, которые своей маркировкой вводят покупателей в заблуждение (обеспечить все основания для обращения в суд в случаях незаконного самодекларирования свойств «экологичности» продукции/услуги), создать государственную систему признания органов по сертификации.

Пока же количество продуктов с эконазваниями увеличивается. Но приводит это зачастую не к тем результатам, на которые рассчитывали производители, а к прямо противоположным. Порой надпись «био» или «эко» вызывает скорее негативную реакцию, особенно когда такие надписи появляются на хорошо известных и ничуть не изменившихся продуктах. К ним относятся как к очередной рекламной уловке и не более того. Неслучайно по результатам социологического опроса 72 % респондентов готовы доверять экознаку на упаковке продукции, только если он поставлен известным органом по сертификации.

Производителю экологически безопасной качественной продукции имеет смысл не дожидаться активных действий государства в данной области, а обратиться за профессиональной оценкой уже сейчас и получить подтверждение качества своей продукции у независимых органов по сертификации, доказав таким образом, что она действительно экологична, не только покупателям, но и самим себе. Важно также провести анализ деятельности органов по сертификации, работающих сегодня на рынке, основываясь, например, на следующих критериях: статус и доверие к компании-разработчику, адекватность и понятность критериев оценки экологической безопасности продукции, а также узнаваемость знака на рынке.

Необходимо добавить, что международные стандарты «органик» ориентированы в основном на мелких и средних производителей сельскохозяйственной продукции. Крупным же производителям и переработчикам пищевой продукции, которые в основном и осуществляют продовольственное обеспечение населения, достаточно сложно соответствовать данным стандартам. Для таких предприятий наиболее оптимальным вариантом будет именно сертификация на основе стандарта ИСО:14024. Такой вид сертификации основан на четких критериях экологической безопасности продукта, направлен на постоянное улучшение экологических аспектов производства и выявление «лидеров отрасли».

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ И КОЛБАС

В данной отрасли пищевой промышленности практически неизбежно использование искусственных компонентов, поэтому этот вопрос стоит достаточно остро и давно обсуждается специалистами. Разумеется, речь не может идти об идеальных экопродуктах. В нашем техногенном мире такое явление сегодня уже вряд ли возможно. Однако, основываясь на разработанных для данной товарной группы критериях, можно определить ту продукцию, степень экологической безопасности которой наиболее высока при существующих технологиях производства. Для мясоперерабатывающей области это в первую очередь высокий уровень качества и максимально возможная натуральность продукта (натуральность сырья, добавок и вкусоароматических смесей, отсутствие субпродуктов, заменителей мяса, сои и других подобных компонентов, желательна натуральная упаковка), контроль качества сырья (отсутствие антибиотиков и гормонов роста в мясе), повышенные требования к производству, включая условия содержания животных, используемые корма, технологию замораживания мяса. Не менее важными являются экологические аспекты обращения с отходами производства.

В России 15 лет назад была разработана технология производства колбасы без применения фосфатов и нитритов. Методика была предложена учеными Российской Академии наук. На сегодняшний день подобных технологий нет нигде в мире. Россия могла бы быть первой страной, выпустившей на рынок абсолютно экологически безопасную колбасу. Методика прошла апробацию в лабораторных условиях, и на данном этапе необходимо применить ее на практике для того, чтобы понять, насколько колбаса, произведенная данным способом, конкурентоспособна. Для осуществления этой идеи необходимо сотрудничество как минимум трех структур: разработчиков, экологов, которые могли бы оценить экологическую безопасность продукции, и непосредственно мясоперерабатывающей компании. Именно с поиском последней пока и возникают основные затруднения.

Возвращаясь к сегодняшним реалиям, можно отметить, что самым экологичным продуктом в данной отрасли, безусловно, является буженина. Имеется в виду, конечно же, не вся буженина, представленная на рынке, а продукция тех производителей, которые не применяют при ее изготовлении фосфатов и нитритов.

Экологически чистые продукты – это здоровый образ жизни, экология, гармония и устойчивость!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *