Электронный магазин госзакупки что это такое

Что такое электронные магазины и для чего они нужны

Согласно Распоряжения Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 824-р, в России была запущена работа интернет-агрегатора госзакупок, который стал обязательным к использованию с 1 ноября 2018 года. Данная инициатива призвана улучшить систему государственных закупок, повысить ее эффективность и привлечь к участию в торгах представителей малого и среднего предпринимательства (МСП).

Что такое агрегатор торговли?

Создание агрегатора торговли должно способствовать взаимодействию между государственными заказчиками и поставщиками товаров и услуг, которые размещают свои предложения в системе закупок. Такой шаг значительно упростит доступ к государственным заказам представителям малого и среднего бизнеса, а также уравняет их шансы получить контракт с крупными компаниями.

Получить доступ к агрегату торговли могут ИП и юридические лица, которые зарегистрированы на сайте ЕИС (Единая информационная система — zakupki.gov.ru). Новый формат работы должен устранить дискриминационные барьеры, которые препятствовали размещению заказов потенциальными поставщиками.

На агрегаторе заказчики могут осуществлять закупки по упрощенной схеме без проведения закупок, в соответствии с 44-ФЗ. Здесь возможны закупки в сумме до 100 тыс. рублей. до 200 тыс. рублей, до 400 тыс. рублей, в зависимости от целей.

Другими словами, агрегатор торговли — это электронный магазин, работающий на федеральном уровне, в котором поставщики предлагают товары (работы, услуги) по установленной цене, а государственные заказчики могут их приобретать без проведения конкурса. Использовать ресурс могут также заказчики, осуществляющие закупки по 223-ФЗ.

Для чего создан агрегатор торговли?

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) создан, чтобы обеспечить:

Создание единого агрегатора торговли открывает широкие возможности малому и среднему бизнесу, так как он сможет участвовать в государственных закупках по упрощенной схеме. Для этого ему не нужно будет проходить сложные бюрократические процедуры, достаточно лишь зарегистрироваться и разместить предложение.

Примеры электронных магазинов

Одним из примеров работы новой площадки является Корпоративный интернет магазин (КИМ- www.roseltorg.ru/kim), который позволяет участвовать в закупках малого объема госкорпораций и органов власти. Поставщики могут бесплатно регистрироваться и работать в КИМ. После регистрации у компании появляется возможность размещать свои прайс-листы, искать покупателей и продавать свои товары (работы, услуги) без посредников напрямую государственным заказчикам. После размещения запроса заказчиком поставщик может с ним ознакомиться, изучить и дать ответ. В случае договоренности подписывается договор и закрывается сделка.

Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть фото Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть картинку Электронный магазин госзакупки что это такое. Картинка про Электронный магазин госзакупки что это такое. Фото Электронный магазин госзакупки что это такое

Еще одна крупная площадка — корпоративный магазин Росатома (www.rosatom.b2b-center.ru/catalog/about/). Здесь проходят закупки крупными предприятиями атомной отрасли до 1 млн рублей. Регистрация в электронном магазине бесплатна, торги все проходят в электронном виде. Договора заключаются также непосредственно на площадке и подписываются ЭП.

Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть фото Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть картинку Электронный магазин госзакупки что это такое. Картинка про Электронный магазин госзакупки что это такое. Фото Электронный магазин госзакупки что это такое

«Электронный магазин» ОАО «РЖД» (eshoprzd.ru) — это автоматизированная информационная система электронной торговли, обеспечивающая проведение закупок малого объема для нужд ОАО РЖД. Объем закупок компании огромен, она тратит более 100 млрд рублей на закупку товаров (работ, услуг) у представителей малого и среднего предпринимательства. Зарегистрировавшись на площадке, участник может получить заказ от крупного заказчика в любом направлении, начиная от поставок питьевой воды в офисы, заканчивая строительными работами, клининговыми услугами и т.д.

Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть фото Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть картинку Электронный магазин госзакупки что это такое. Картинка про Электронный магазин госзакупки что это такое. Фото Электронный магазин госзакупки что это такое

Система работает в режиме реального времени. Для участия в закупках поставщикам достаточно пройти бесплатную регистрацию, после чего у них сразу появляется возможность разместить свое ценовое предложение, не дожидаясь запросов заказчика. Это предложение увидят все участники электронного магазина. Соответственно поставщик увеличивает шансы найти заказчика и заключить договор.

Работа электронного магазина ОАО РЖД гарантирует прозрачность сделки. Она исключает проведение липовых конкурсов, заточенных под одного конкретного контрагента. Все участники знакомы с регламентом и могут проследить, как проходит закупка.

Создание площадки выгодно, как РЖД, которая сможет снизить расходы на закупки, так и участникам — представителям малого и среднего бизнеса, они смогут напрямую без посредников получить новые каналы сбыта, которые до этого момента были труднодоступными.

Источник

Электронный магазин закупок малого объема в современных реалиях 2021 года

Вы успешно подписались на рассылку

В последние годы отмечается повышенный интерес к формату электронных закупок малого объема. Так, в 2019 году объем таких процедур составлял около 10% от всех закупок, как сообщает ВШЭ. Но пандемия и последовавший вслед за ней рост цифровизации всех сфер российской и мировой экономик существенно повлияли на закупочную деятельность. Например, значительно подстегнули спрос на электронные закупки малого объема. По данным анализа РТС-тендер, всего лишь за 9 месяцев 2020 года число малых закупок возросло на рекордные 37%, а объем взлетел на 64%, если сравнивать показатели с данными за 2019 год.

Спрос усиливается. В свою очередь, растет и популярность диджитал-систем для проведения закупок в удобном онлайн-формате: например, собственный электронный магазин малых закупок для крупных компаний.

Чем закупки малого объема отличаются от стандартной закупочной процедуры

В соответствии с п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, к закупкам малого объема приравнивается приобретение товаров или услуг у единственного поставщика с соблюдением определенного лимита по сумме, в том числе через онлайн магазин малых закупок. К примеру, ранее такое ограничение было выставлено на сумму до 600 тыс. руб. При этом в закупке малого объема не должно быть меньше 4 предложений от поставщиков. В противном случае процедура будет признана не проведенной, поскольку не соблюдены нормы по честной конкуренции.

В случае с корпорациями с долей госучастия либо с частными компаниями, чьи закупочные процедуры регламентируются 223-ФЗ, действуют более мягкие требования. При этом заказчик на свое усмотрение может обозначать список закупок малого объема. Но в таком случае присутствует ряд суммовых ограничений на объемы, которые могут не подпадать под необходимость организации полноценного тендера, т.е. без «проведения процедуры закупки». Соответственно, согласно ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ, малой закупкой будет признана закупка, сумма которой не будет превышать 100 тыс. руб. — для компаний, выручка которых за год не превышает 50 млрд. руб. В ином случае малой будет признана закупка, сумма которой — не более 500 тыс. руб.

Согласно последним нововведениям проводить закупки малого объема по 44-ФЗ в 2021 году станет еще выгоднее. С 1 апреля 2021 года вступило в силу Положение, в соответствии с которым малые закупки в электронной форме можно проводить на сумму вплоть до 3 млн. рублей. А это означает, что расширятся возможности для поставщиков и закупщиков. И спрос на данный вид электронных закупочных процедур значительно возрастет. Также как и спрос на разработку соответствующих корпоративных электронных торговых площадок.

Как работает современный электронный магазин малоценных закупок

Электронный магазин закупки в малых объемах и принцип его работы проще всего раскрыть на примере реально работающей системы. К примеру, Почта России публикует процедуру по закупке кресел для какого-либо из своих филиалов. Почему это удобнее сделать именно через систему собственного электронного магазина малых закупок? Потому что таким образом нет необходимости формировать сложный контракт через неповоротливую классическую ЭТП, которая, в принципе, предназначена для куда больших объемов закупаемых товаров и услуг. Также, нет нужды проводить все операции и перенаправлять заказы через центральный офис. Поскольку эти кресла сразу будут доставлены в филиал, и собственный ЦФО (Центр Финансовой Ответственности) данного подразделения будет напрямую оплачивать заказ. Поэтому, идеальным оказывается вариант с исполнением регулярных малых закупок через собственную специализированную онлайн-систему.

Все, что нужно для успешного проведения закупки малого объема онлайн:

В то же время электронный магазин малых закупок уже включает в себя механизмы, предотвращающие возможность коррупции: филиал может принимать решение о покупке, только основываясь на фактическом соответствии предложения параметрам закупки, а не по собственным соображениям. Кроме того, применять магазин малоценных закупок можно для разных ситуаций, если средний закупочный чек варьируется в диапазоне 100-500 тыс. рублей.

Какие проблемы решает площадка малых закупок

У предприятий, которые проводят закупки малой формы, данная процедура в большинстве случаев вызывает отторжение. Поскольку она связана со многими неудобствами:

Вот почему в сфере закупок малого объема давно назрела потребность в разработке и внедрении решения, которое позволит автоматизировать данный пул операций. И создание электронного магазина закупок малого объема на базе B2B платформы позволяет это сделать. Закупщику останется лишь запустить систему, которая уже готова к работе, интегрирована с 1С и другими необходимыми учетными системами, ЭДО и ЦП. Далее можно зайти в онлайн-каталог и создать заказ на закупку. А система самостоятельно подберет три предложения, выбрав самое выгодное и по цене, и по срокам доставки, и по стоимости доставки. После чего можно сформировать заявку на поставку — также в онлайн режиме и без необходимости личных встреч с контрагентом для подписания документации.

Это идеальный вариант, к которому стремится большинство закупщиков топовых корпораций, — минимизировать непосредственное участие персонала в закупке и автоматизировать принятие решения, возложив его на точную систему, которая не ошибается, не срывает сроков по разным причинам, не болеет и не забывает о дедлайнах. При этом экономится значительный объем рабочего времени и финансовых средств за счет достижения более выгодных и конкурентных цен от поставщиков. А вероятность коррупции сводится к минимуму, так как никто из сотрудников не может повлиять на принятие решения: электронный магазин закупки самостоятельно проводит все сопоставительные процедуры и выбирает наиболее достойного победителя закупки.

Электронный магазин закупок малого объема: преимущества для заказчика

Электронный магазин закупок малого объема: преимущества для поставщиков

Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть фото Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть картинку Электронный магазин госзакупки что это такое. Картинка про Электронный магазин госзакупки что это такое. Фото Электронный магазин госзакупки что это такое

Спецификация имеет значение

Ключевая проблема на рынке закупок кроется не столько в создании базового магазина малых закупок, сколько в его предельной адаптации под нужды конкретного предприятия. И далеко не каждый разработчик может сделать это. В то же время, за счет модульной структуры и гибкости настроек, B2B решения на базе AGORA дают такую возможность, включая адаптацию товарных категорий и прочих параметров.

К примеру, в тяжелом машиностроении нет единого классификатора продукции, который подходил бы под любые закупочные процедуры. Так, Группа «Синара» выпускает вагонные тележки одного типа, РЖД — другого, а АО «Трансмашхолдинг» — третьего типа. Причем, список возможных вариаций не ограничивается только этими лидирующими производителями. Модификаций изделий очень много, а общей классификации и единого каталога попросту нет.
Аналогично по другим направлениям рынка — не предусмотрено унифицированного каталога, поскольку отрасли и их подкатегории слишком разнятся.

Но как в таком случае понимать, что продукция от того или иного поставщика точно подходит под критерии компании-закупщика? Каждая крупная компания, помимо обязательного внедрения собственной закупочной системы, по-разному старается решить проблему классификации. К примеру, Почта России реализовала таблицы эквивалентов — своеобразные шаблоны товаров с конкретными критериями, которые обычно закупает компания. Однако в таких таблицах отсутствует привязка к бренду или названию поставщика. Прописаны только цвет, размеры и прочие технические параметры, которые важны для принятия решения о закупке. А также в обязательном порядке в настройках указывается НМЦ — начальная максимальная цена закупки, по которой Почта России готова приобрести указанные товары. И здесь хотелось бы остановиться подробнее на важности этих параметров и их сложности с точки зрения технической реализации.

Правильно разработанный и внедренный электронный магазин закупки может в авторежиме и в считанные секунды может связывать внутренний классификатор закупщика с эталонным товаром и товарным ассортиментом поставщиков. Причем, выполнять эту операцию ускоренно — непосредственно в момент загрузки каталога либо прайса от поставщика в электронный магазин. В то же время определяется параметр НМЦ.

Именно здесь скрывается одна из самых больших сложностей, с которой справится далеко не каждый разработчик web-сайта. И, можно сказать, что вендор AGORA является пионером в этой отрасли, который разрабатывает и внедряет электронные магазины малых закупок с полной интеграцией. Это подразумевает не только верно работающий и ускоренный матчинг эталонных карточек, но и другой необходимый функционал для автоматизации закупок малого объема.

Кроме того, B2B платформа AGORA, которая выступает базой для ускоренной разработки решений, обладает достаточной мощностью даже для повышенных нагрузок. К примеру, только у электронного магазина АО «Трансмашхолдинг» в среднем под регулярные закупки предусмотрено около 150-200 тысяч SKU, которые разделены по различным номенклатурным группам. Для разработчиков это означает огромный пласт работы, который подразумевает создание не одного или двух, а множества эталонов со специфическими параметрами у каждого. Если речь идет о крупной компании из сферы торговли, то здесь товарная матрица может насчитывать десятки тысяч позиций. При этом база классификатора может расширяться, тогда как система торговой площадки должна с легкостью справляться с увеличением параллельных нагрузок на сеть. Таким образом, для клиента из той или иной отрасли создается персональный классификатор — аналогов подобной услуги среди компаний-разработчиков попросту нет на рынке.

Логика формирования сделок

Обычно сделки по закупкам, особенно у крупных компаний, отличаются повышенной сложностью формирования и многоэтапностью. Проект собственного магазина малых закупок должен учитывать в работе логику комиссионных сборов. Это будет фиксированная комиссия на определенном этапе или сразу включенная наценка? Перед разработкой закупочного решения необходимо обязательно учесть эти моменты. Так, платформа может сразу же автоматически делать наценку на продукцию поставщика на сумму комиссии. После чего эта сумма наценки покрывается заказчиком в процессе оплаты заказа и доставки. Менее распространенный вариант — когда комиссия взыскивается с поставщика. Этот способ не просто так считается менее привлекательным и популярным, поскольку непосредственно снижает итоговую прибыль поставщика. В то же время, для крупной корпорации-закупщика обычно приемлемо заплатить комиссию в сумме 2-3% от заказа, если в результате удается сэкономить на закупках в среднем до 30-50%.

Электронный магазин малых закупок: важные нюансы, связанные с логистикой

Крупным корпорациям на постоянной основе необходима доставка различных грузов. У большинства предприятий есть соглашения с межрегиональными службами доставки, например, с Деловыми линиями и другими сервисами. Однако, с точки зрения экономии бюджета, часто выгоднее заказывать перевозку через локальную службу доставки. Поскольку крупной логистической службе в любом случае придется задействовать свой транспорт транзитным методом, направляя его в регионы. Отсюда стоимость перевозки возрастает до 2-3 раз.

Однако это правило действует не всегда. Бывает так, что прайс у крупного перевозчика для той или иной локации может быть даже выгоднее, чем у местных контор. Кроме того, следует брать в расчет и наличие нужного количество машин.
Такие логистические нюансы магазин закупок малого объема также должен учитывать автоматически. Как это происходит: площадка автоматически анализирует предложения от всех возможных поставщиков из базы и сравнивает их прайсы и условия на доставку. К примеру, если сегодня необходимо перевезти груз в одну точку, и это оказывается оптимальнее через местную службу доставки, то в закупке побеждает такое предложение. Если же на следующий день возникает необходимость перевозки аналогичного груза, и условия крупного провайдера оказываются выгоднее, — выигрывает данное предложение.

Как итог

Магазин закупок малого объема экономит не только колоссальное количество времени персонала в процессе закупочных процедур, но и бюджет компании-закупщика на заказах товаров и услуг, их доставке. Все благодаря автоматизации закупочных процедур, автопоиску предельно выгодных на текущий момент предложений, а также подсчету стоимости доставки через встроенный логистический калькулятор. И за счет прочих опций, которые должен включать в себя современный онлайн магазин малых закупок.

Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть фото Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть картинку Электронный магазин госзакупки что это такое. Картинка про Электронный магазин госзакупки что это такое. Фото Электронный магазин госзакупки что это такое

Нужна более подробная информация по поводу разработки собственного электронного магазина для закупок малого объема? Опытные менеджеры AGORA ответят на интересующие вас вопросы и помогут предварительно подсчитать бюджет внедрения. Просто оставьте заявку на странице контактов.

Подпишитесь на бесплатную рассылку новостей!

Источник

Электронные магазины малых закупок: что это такое, для чего они нужны и как с ними работать?

Электронные магазины – это упрощенная схема проведения торгов, они работают на базе мощностей внешних электронных торговых площадок. Этот инструмент введен в госзаказ для повышения эффективности и прозрачности процедур.

Какие преимущества дают такие сервисы всем сторонам госзаказа и обязательно ли заказчики должны проводить в них малые закупки? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть фото Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть картинку Электронный магазин госзакупки что это такое. Картинка про Электронный магазин госзакупки что это такое. Фото Электронный магазин госзакупки что это такое

Содержание:

1. Что такое магазин закупок малого объема?

Автоматизированная система «электронные магазины малых закупок» — это бесплатный сервис для повышения эффективности и прозрачности проведения небольших заказов.

Данная высокотехнологичная система доступна для внедрения вне зависимости от уровня заказчика, будь то региональный уровень, муниципальный или просто конкретная организация.

Зaкaзчики впрaве выбрaть неконкурентный способ определения исполнителя и провести закупку у единственного постaвщика по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Зaкупка будет считаться мaлой, если НМЦ контрaктa – до 600 тыс. руб. (а для закупок по п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ до млн. руб.). Согласно ч.15 ст.4 223-ФЗ к мaлым зaкупкaм относятся те, чья сумма не выходит за пределы 500 тыс. руб. (при условии, что годовaя прибыль зaкaзчика – более 5 млрд. руб.).

Aвтомaтизация таких мероприятий обеспечивается с помощью функционaлa специализировaнных плaтформ, которые являются частью механизма упрaвления госзaкупками.

Сервисы рaботают по принципу электронного мaгaзинa, где отобрaнные постaвщики публикуют прaйс-листы и получaют контрaкты по упрощенному aлгоритму.

Внешние электронные торговые площадки также открывают на своей базе электронные магазины. Например, Региональный портал закупок малого объема Ростовской облaсти функционирует на плaтформе ЭТП «РТС-Тендер». На этой же базе работает, например, «Электронный магазин города Омска» и другие.

Областная автоматизированная информационная система государственного заказа Самарской области запустила в работу платформу с одноименным названием. Официальная страница мелких закупок Самарской области — webtorgi.samregion.ru/smallpurchases.

В Москве существует электронный магазин ЕАИСТ – Единая автоматизированная система торгов, куда направляют свои заявки организации, подведомственные московским властям. Данная подсистема является частью «Портала поставщиков». Компании, желающие поставлять свои товары или оказывать услуги должны зарегистрироваться на портале.

2. Нужны ли магазины по проведению малых закупок?

Специализированные сервисы по закупкам малого объема (ЗМО) — это удобный инструмент на базе сoвременных IT-технoлoгий, который упрощает взаимоотношения между заказчиками и поставщиками. Благодаря их рабoте прoцесс тoргoв бoлее oптимизирован, а трудoзатраты значительно сoкращены. Такие цифрoвые платфoрмы oткрывают ширoкий спектр вoзможнoстей:

Цифрoвые плoщадки разрабатываются и запускаются в рабoту не только в целях пoвышения прoзрачности и эффективности мелких заказoв, нo и для максимальнoй вoстребованности тoварoв региoнальных пoставщикoв.

3. Основной функционал

Рассмотрим функционал автоматизированной информационной системы для таких заказов на примере малых закупок на РТС для заказчиков из Ростовской области. В сервисе можно работать как с электронной подписью, так и без нее. Мероприятия проводятся по двум схемам: при помощи заявок заказчиков или опубликованных участниками прайс-листов. Контроль за всеми этапами и соблюдением параметров лежит на заказчиках, также они готовят соответствующую отчетность по осуществлению процедур.

Для поставщика плюсами электронных магазинов является то, что за работу на них не нужно платить и весь процесс достаточно прост. Также к преимуществам платформ для поставщиков можно отнести:

Контракт заключается с помощью функционала цифровой площадки или письменно вне сервиса, а затем информация размещается в открытом доступе.

4. Результаты деятельности

Чтобы оценить объемы проведения мелких госзаказов обратимся к опыту Мурманской области. С 2015 года государственные заказчики и бюджетные организации Мурманской области проводят закупки на региональном торговом агрегаторе, для чего создан специальный модуль малых закупок. Схема осуществления мероприятий доказала свою эффективность:

5. Единый агрегатор торговли

С 1 марта 2019 г. Начал свою работу единый агрегатор торговли «Березка». Он был создан специально для небольших закупок. Цель ЕАТ — заключение прямых контрактов по п.4, п.5 и 28 ч.1 ст.93 44-ФЗ федеральными заказчиками, но местные и региональные заказчики также могут проводить в нем торги.

6. Письмо ФАС № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 г.

Должны ли заказчики проводить малые закупки с использованием электронных магазинов?

Позиция ФАС по этому вопросу сформулирована в письме № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 г.: Закон о контрактной системе не обязывает заказчиков и участников закупок проводить торги на электронных сервисах, отобранных региональными властями.

В качестве доказательства ФАС сообщает: власти региона не могут принять нормативно-правовой акт и обязать заказчиков проводить закупки малого объема в определенном электронном магазине, так как это будет нарушением требования антимонопольного законодательства в части предоставления электронной платформе преимущественного положения. Пока закон не дает инструкций по отбору таких ресурсов.

Главный антимонопольный орган ранее уже оглашал аналогичную точку зрения в ответе на обращение от Пензенского УФАС № 1009-5э от 08.10.2019 г.

7. Как работает автоматизированная система на базе ЭТП «РТС-Тендер»?

На ЭТП «РТС-Тендер» размещен перечень магазинов по закупкам малого объема, функционирующие в различных округах нашей страны:

Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть фото Электронный магазин госзакупки что это такое. Смотреть картинку Электронный магазин госзакупки что это такое. Картинка про Электронный магазин госзакупки что это такое. Фото Электронный магазин госзакупки что это такое

Сегодня по всей России запущены и успешно действуют более 50 магазинов ЗМО, работающих на базе мощностей РТС-Тендер. География присутствия включает в себя все федеральные округа РФ. По итогам 2018 г. количество организаций, работающих в сервисе, превысило 12 тысяч, это каждый 10-й заказчик России, использующий электронные формы закупок. Суммарный объем сэкономленных бюджетных средств превысил 600 млн. руб. (средняя экономия в процентном выражении превысила 7%). Преимущества работы в автоматизированной системе РТС-Тендер для заказчика:

Сегодня роль и возможность проведения небольших заказов увеличилась. С 1 июля 2019 г. вступили в силу изменения в 44-ФЗ, включающие увеличение ценового порога малых закупок по прямым договорам.

В соответствии с действующим законодательством по данным процедурам у заказчиков нет обязанности проводить такие торги, следовательно, не развита статистика и механизмы контроля. В этой связи использование автоматизированного портала малых закупок становится еще более актуальным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *