Эскесс у катаева кто такой

«Алмазный мой венец» (годы написания 1975—1977, год публикации 1978).

Жанр произведения определялся критиками как «повесть», «мемуарный роман-памфлет», «роман-загадка», «роман с ключом», «мемуарно-художественная книга», «книга памяти», «автобиографическая проза» и др.

Основанный на реальных событиях, роман посвящён литературной жизни Москвы, Одессы, Харькова 1920-х годов.

Глубина проникновения писателя в смысл событий и характеры людей, необычная форма изложения, яркий образный язык, флёр тайны, окутывающий роман, придают ему неповторимое очарование. Интересен новый, найденный Катаевым литературный приём — тонкая, изящная «зашифрованность» действующих лиц, когда целая вереница портретов известных советских писателей, поэтов, друзей писателя проходит перед читателем под «знаковыми» прозвищами-масками. К примеру, в «Алмазном венце» фигурирует некий «Командор», в котором читатель без труда узнаёт Владимира Маяковского. В «королевиче» понятен Сергей Есенин, в «синеглазом» — Михаил Булгаков. Всё это, сплетаясь с достоверными историческими фактами, создаёт для современного читателя своего рода завлекательную игру, являясь едва ли не основным источником сведений о Бабеле, Булгакове, Мандельштаме, Олеше, не говоря уже о куда менее известных Владимире Нарбуте или Семёне Кесельмане.

Комментарий к «роману с ключом» написал Олег Лекманов в соавторстве с Марией Котовой (Рейкиной) при участии Л.Видгофа.

Кто есть кто в «Алмазный мой венец»
Список персонажей романа (по алфавиту
альпинист/деревянный солдатик — Тихонов, Николай Семёнович
арлекин — Антокольский, Павел Григорьевич
биограф синеглазого — Лакшин, Владимир Яковлевич
босоножка — Айседора Дункан
брат — Петров (Катаев) Евгений Петрович
брат друга — Файнзильберг, Михаил Арнольдович (брат Ильи Ильфа, издатель и меценат)
будетлянин — Хлебников Велимир (Виктор Владимирович)
вратарь — Алексей Хомич
вьюн — Кручёных, Алексей Елисеевич
главный редактор — Раскольников, Фёдор Фёдорович («Красная новь»)
девочка — Грюнзайд, Валентина Леонтьевна (впоследствии Петрова-Катаева)
друг — Ильф (Файнзильберг), Илья Арнольдович
дружочек — Суок, Серафима Густавовна
жена птицелова — Суок, Лидия Густавовна
ключик — Олеша, Юрий Карлович
колченогий — Нарбут, Владимир Иванович
Командор — Маяковский, Владимир Владимирович
конармеец — Бабель, Исаак Эммануилович
королевич — Есенин, Сергей Александрович
лада — Синякова, Ксения Михайловна (впоследствии жена поэта Николая Асеева)
литературный критик — Коган, Пётр Семёнович
молодая жена убитого поэта — Шишова, Зинаида Константиновна
мулат — Пастернак, Борис Леонидович
наследник — Славин, Лев Исаевич
некто, скупавший по дешевке дворцовую мебель — Толстой, Алексей Николаевич
пошляк, сравнивший ключика с Бетховеном — Шкловский, Виктор Борисович
поэт-классик — Шенгели, Георгий Аркадьевич
птицелов — Багрицкий (Дзюбин), Эдуард Георгиевич (Годелевич)
синеглазка — Булгакова, Елена Афанасьевна (сестра М. А. Булгакова)
синеглазый — Булгаков, Михаил Афанасьевич
соратник — Асеев, Николай Николаевич
старая большевичка — Землячка (Залкинд), Розалия Самойловна
сын водопроводчика — Казин, Василий Васильевич
футурист — Фиолетов Анатолий (Шор, Натан Беньяминович)
художник — Митурич, Пётр Васильевич
штабс-капитан — Зощенко, Михаил Михайлович
щелкунчик — Мандельштам, Осип Эмильевич
эскесс — Кессельман (Кесельман), Семён Иосифович (Осипович)
= = В.Давидович+Интернет, 17.10.2017, Израиль = =

Источник

6. 10. Расшифровка кличек из книги В. Катаева Алма

6.10. РАСШИФРОВКА «КЛИЧЕК» из КНИГИ В.КАТАЕВА «Алмазный мой венец» (ИЗ КНИГИ http://proza.ru/2013/08/28/2084)

Это раздел книги, на которую получены авторские права:
Е.Р. Говсиевич «Серебряный век глазами очевидцев:
26 писателей-мемуаристов о 26 писателях Серебряного века»(Обзор мемуарной литературы)
Москва
2013
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-896-5
© Говсиевич Е.Р., 2013

Антокольский П.Г. Арлекин

Арго (Гольденберг А.М.) Большой остряк

Бабель И.Э.* Конармеец

Багрицкий Э.Г. Птицелов

Булгаков М.А. Синеглазый, Мишунчик, Мишук

Булгакова Е.А. (мл. сестра) Синеглазка

Волошин М.А. Аполлинарий Востоков

Дункан А. Босоножка

Есенин С.А. Королевич

Зощенко М.М. Штабс-капитан

Файнзильберг М.А. (ст. брат Ильфа) Брат друга, МАФ, Мифа,«рыжий Миша»

Катаев В.П.*** Беллетрист, Валюн, Старик Саббакин, Дюма-пера

Катаева-Петрова-Грюнзайд В.Л.**** Девочка

Петров Е.П. (мл. брат Катаева)**** Наш кувака

Кесельман С.И. Эскесс

Мандельштам О.Э. Щелкунчик (верблюдик)

Маяковский В.В. Командор

Нарбут В.И. Колченогий

Олеша Ю.К. Ключик (зубило)

Пастернак Б.Л. Мулат

Славин Л.И. Наследник

Тихонов Н.С. Альпинист, деревянный солдатик

Толстой А.Н. Некто, скупавший по дешевке дворцовую мебель

Хлебников В.В. Будетлянин (мамонт)

Шенгели Г.А. Поэт-классик

Шкловский В.Б. Пошляк, сравнивший Ключика с Бетховеном

*Исаак Бабель был арестован 15 мая 1939 г., после вечера, который он провел вместе с В.Катаевым и его семьей в Переделкино. Будучи арестованным, под нажимом следствия Бабель дал показания, согласно которым он входил в троцкистскую террористическую группу вместе с Вс. Ивановым, В.Катаевым, Ю.Олешей, Л.Утесовым, И.Эренбургом и др. Стиль Бабеля сравнивали со стилем Флобера, Мопассана, Лескова.

** Прототипом Остапа Бендера был брат футуриста Шора, писавшего под псевдонимом Фиолетов, который был другом Э.Багрицкого и всей поэтической элиты. Его звали Осип («Остап») Беняминович Шор.

*** Как и Ю.Олеша, В.Катаев был близким другом М.Зощенко (1894–1958), который при встречах именовал его Валечкой. Зощенко и Катаев познакомились примерно в середине 1920-х гг. и дружили до конца жизни Зощенко, несмотря на то, что в 1946 г. Катаев его предал, выступая на собрании московских писателей, посвященном Постановлению ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», где он заявил о Зощенко: «Отвратительное содержание и жалкая форма. Он деградировал как литератор».

По воспоминаниям В.Каверина, «через полгода после Постановления пьяный Катаев, вымаливая прощение, стоял перед Зощенко на коленях».

К.Чуковский пишет о вечере памяти Зощенко: «В программе: Катаев, Шкловский, Чуковский, Каверин, Ильинский. И Катаев, и Шкловский побоялись приехать, да и стыдно им: они оба, во время начальственного гонения на Зощенко, примкнули к улюлюкающим, были участниками травли».

Также Катаев выступил против Пастернака на совместном заседании президиума правления Союза писателей СССР, бюро Оргкомитета Союза писателей РСФСР и президиума правления Московского отделения Союза писателей, где было принято решение исключить Пастернака из Союза писателей СССР.

При этом Катаев был одним из четырех литераторов, кто проголосовал против исключения из Союза писателей СССР А.Галича в 1971 г.

**** Ю.Олеша был влюблен в жену Е.Петрова (младшего брата Катаева), В.Л.Грюнзайд, когда она была еще девочкой. Он посвятил ей «Три толстяка».

***** Суок Серафима Густавовна (1902-1982) – гражданская жена Ю.Олеши, с 1922 г. – жена В.Нарбута, затем с 1941 г. – Н.Харджиева, а с 1956 г. – В.Шкловского.
Ее сестра Лидия Густавовна была женой Э.Багрицкого,
а другая сестра Ольга – официальной женой Ю.Олеши.

Источник

Эскесс у катаева кто такой

1) И было, что не было интернета.

2) И много чего не было.

3) И было, что вышел «Алмазный мой венец» Валентина Катаева, в «Новом мире», 1978, из которого не жившие в 1920-е/1930-е годы узнали о разных неведомых авторах. Но зашифрованных кличками. (см. книгу, например, в http://lib.ru/PROZA/KATAEW/almazn.txt)

4) Разобраться с некоторыми зашифрованными деятелями литературы и окололитературы было трудно. Эрудиции далеко не всем хватало (см. п.1, т.е. и гууглоэрудиции тоже не было).

5) Как-то разобралось со всеми, один остался неразобранный: «эскесс», врезавшийся в память следующим (пародия на Северянина):

«Кто говорит, что у меня есть муж,
по кафедре истории прозектор.
Его давно не замечаю уж.
Не на него направлен мой прожектор.

Сейчас ко мне придет один эксцесс,
так я зову соседа с ближней дачи,
мы совершим с ним сладостный процесс
сначала так, а после по-собачьи».

Итак, решил все-таки разобраться (с помошью гуугла, разумеется), запоздало. И это оказался не Саша Черный, не Эдуард Багрицкий, не сам Катаев.

Помогли и отрывки из Алмазного Венца, и прозвище «эскесс».

«Воздух ясен, и деревья голы.
Хрупкий снег, как голубой фаянс.
По дорогам Англии веселой
вновь трубит старинный дилижанс.

Догорая над высокой крышей,
гаснет в небе золотая гарь.
Старый гномик над оконной нишей
вновь зажег решетчатый фонарь».

«Вы плачете, Агнесса, вы поете,
и ваше сердце бьется, как и встарь.
Над старой книгой в темном переплете
весна качает голубой фонарь»

«Прибой утих. Молите бога,
чтоб был обилен ваш улов.
Трудна и пениста дорога
по мутной зелени валов.

Все холодней, все позже зори.
Плывет сентябрь по облакам.
Какие сны в открытом море
приснятся бедным рыбакам?

Опасны пропасти морские.
Но знает кормчий ваш седой,
что ходят по морю святые
и носят звезды над водой».

«Он был, эскесс, студентом, евреем, скрывавшим свою бедность. Он жил в большом доме, в нижней части Дерибасовской улицы, в «дорогом районе», но во втором дворе, в полуподвале, рядом с дворницкой и каморкой, где хранились иллюминационные фонарики и национальные бело-сине-красные флаги, которые вывешивались в царские дни. Он жил вдвоем со своей мамой, вдовой. Никто из нас никогда не был у него в квартире и не видел его матери. Он появлялся среди нас в опрятной, выглаженной и вычищенной студенческой тужурке, в студенческих диагоналевых брюках, в фуражке со слегка вылинявшим голубым околышем. У него было как бы смазанное жиром лунообразное лицо со скептической еврейской улыбкой. Он был горд, ироничен, иногда высокомерен и всегда беспощаден в оценках, когда дело касалось стихов. Он был замечательный пародист, и я до сих пор помню его пародию на входившего тогда в моду Игоря Северянина» (пародию см. выше)

«Семен Иосифович Кессельман (1889-1940) родился и жил в Одессе. По мнению одного из современников, он был «прелестью серебряного века». Критики считали его одним из наиболее талантливых одесских поэтов 1910-х г.г. На него ссылались, его уважали. Об Эскессе ходили легенды. Но они были недалеки от действительности.

ВАЛЕНТИН КАТАЕВ «АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ»
КОММЕНТАРИЙ

ОЛЕГ ЛЕКМАНОВ,
МАРИЯ РЕЙКИНА,
при участии ЛЕОНИДА ВИДГОФА

Как видим, даже члены коммуналии LJ руку приложили. 🙂
О Кессельмане здесь тоже имеется.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Алмазный мой венец

АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ

Хочу здесь рассказать о книге – романе Валентина Катаева «Алмазный мой венец» (АМВ). Роман был напечатан в 1978 г. в журнале «Новый мир» и сразу стал популярен, в наши дни его назвали бы «культовым» романом.

Это роман-воспоминание – Катаев вспоминает времена своей юности, молодости, своих друзей- молодых поэтов и писателей того времени.
Эскесс у катаева кто такой. Смотреть фото Эскесс у катаева кто такой. Смотреть картинку Эскесс у катаева кто такой. Картинка про Эскесс у катаева кто такой. Фото Эскесс у катаева кто такой

Со многими знакомство началось еще в Одессе 20-х годов, с другими автор познакомился уже в Москве, в редакции журнала «Гудок». Здесь печатались и работали рядовыми сотрудниками журнала молодые Катаев, Олеша, Багрицкий, Булгаков, Ильф и Петров

«Алмазный мой венец» это роман – загадка, роман – кроссворд, все персонажи зашифрованы и выступают под прозвищами-масками. Среди героев есть Командор, королевич, синеглазый, ключик, птицелов, брат и друг…
Помню, когда первый раз читала, как старалась разгадать «тайну» каждого имени. Легко были разгаданы ключик – Олеша, Командор – Маяковский, королевич – Есенин, друг и брат – Ильф и Петров. Других отгадать было сложнее, о некоторых впервые тогда узнала, кто-то остался неразгадан.

Катаев вспоминает истории из быта того времени, истории любви и расставаний…
Рассказывает об интересных вещах – истории создания знаменитого романа «12 стульев», о прототипе Остапа Бендера и истории его брата – молодого поэта. Есть здесь и прототипы героев «Трех толстяков».

Вспоминает Катаев любимые строки своих друзей, известных и малоизвестных поэтов.

Воздух ясен и деревья голы,
Хрупкий снег, — как голубой фаянс;
По дорогам Англии веселой
Вновь трубит старинный дилижанс.

Вечер тих. За дальней снежной крышей
Гаснет в небе золотая гарь;
У таверны, над оконной нишей
Гном зажег решетчатый фонарь.

Опубликованный в июньском номере журнала «Новый Мир» за 1978 год, роман посвящён литературной жизни Москвы и Одессы 1920-х годов. Название произведению дала черновая строка Пушкина, отброшенная затем им при написании «Бориса Годунова». «Алмазный венец» — это и стихи любимых поэтов, которые Катаев цитирует в своей книге, это и дружба, которой они его одарили и обогатили.

Необычная форма изложения, флёр тайны, окутывающий роман, придают ему неповторимое очарование.
Интересен новый, найденный Катаевым литературный приём — тонкая, изящная «зашифрованность» действующих лиц, когда целая вереница портретов известных советских писателей, поэтов, друзей писателя проходит перед читателем под «знаковыми» прозвищами-масками.

К примеру, в «Алмазном венце» фигурирует некий «Командор», в котором читатель без труда узнаёт Владимира Маяковского. В «королевиче» понятен Сергей Есенин, в «синеглазом» — Михаил Булгаков. Всё это, сплетаясь с историческими фактами, создаёт для читателя своего рода завлекательную игру. Недаром пародисты именовали этот роман-загадку «Алмазный мой кроссворд».

«Алмазный мой венец» совершенно не походил на типичную «советскую литературу», что вызвало, с одной стороны, нападки ревнителей социалистического реализма, увидевших в романе «набор низкопробных сплетен, восторга перед славой и сладкой жизнью», и негативные оценки там- и самиздата, но с другой — благодарные отклики читателей, для которых роман оказался едва ли не основным источником сведений о Бабеле, Булгакове, Мандельштаме, Олеше, не говоря уже о куда менее известных Владимире Нарбуте или Семёне Кесельмане.

Источник

Алмазный мой венец

Новый мир. — 1978. — №6.

В 1960-х — 1970-х годах из-под пера Катаева последовательно появился цикл мемуарных произведений, написанных в единой бессюжетной, свободно-ассоциативной манере (сам Катаев определил этот стиль как «мовизм», от французского mauvais — плохо): повести «Святой колодец» (1965), «Трава забвения» (1967), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972) и, наконец, «Алмазный мой венец». Катаев проявился в них совершенно необычным, свежим, метафорически раскованным, решительно обновлённым автором.

Основанный на реальных событиях, написанный в 1975—1977 годах и впервые опубликованный в июньском номере журнала «Новый Мир» за 1978 год, роман посвящён литературной жизни Москвы, Одессы, Харькова 1920-х годов. Название произведению дала черновая строка Пушкина, отброшенная затем им при написании «Бориса Годунова». Катаевский «Алмазный венец» (образ, впервые использованный автором в «Разбитой жизни. ») — стихи любимых поэтов, которые он цитирует в своей книге и которые живут в нём как выражение его собственного мира; это дружба, которой они его одарили и обогатили.

Глубина проникновения писателя в смысл событий и характеры людей, необычная форма изложения, яркий образный язык, флёр тайны, окутывающий роман, придают ему неповторимое очарование. Интересен новый, найденный Катаевым литературный приём — тонкая, изящная «зашифрованность» действующих лиц, когда целая вереница портретов известных советских писателей, поэтов, друзей писателя проходит перед читателем под «знаковыми» прозвищами-масками. К примеру, в «Алмазном венце» фигурирует некий «Командор», в котором читатель без труда узнаёт Владимира Маяковского. В «королевиче» понятен Сергей Есенин, в «синеглазом» — Михаил Булгаков. Всё это, сплетаясь с достоверными историческими фактами, создаёт для читателя своего рода завлекательную игру. Недаром пародисты именовали этот роман-загадку «Алмазный мой кроссворд».

За время, прошедшее с момента появления, текст оброс немалым количеством слухов и легенд. Сразу после выхода роман стал настолько популярен, что в наши дни его непременно назвали бы «культовым». «Алмазный мой венец» совершенно не походил на типичную «советскую литературу», что вызвало, с одной стороны, нападки ревнителей социалистического реализма, увидевших в романе «набор низкопробных сплетен, зависти, цинизма, восторга перед славой и сладкой жизнью», и негативные оценки бесцензурного там- и самиздата, но с другой — благодарные отклики читателей, для которых роман оказался едва ли не основным источником сведений о Бабеле, Булгакове, Мандельштаме, Олеше, не говоря уже о куда менее известных Владимире Нарбуте или Семёне Кесельмане.

Поздняя проза Катаева до сих пор не дождалась объективного филологического разбора и трезвых критических оценок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *