формирование личности согласно начинается с рождения ребенка и проходит 3 стадии стадию имитации
1. Предыстория и социальнофилософские предпосылки социологии как науки. Социология О. Конта, Г. Спенсера. История развития социологической мысли в России
7 Согласно Э. Хаген, откровенность и терпимость характеризуют _____ личность. инновационную
8 Согласно Э. Хаген, стремление избегать ответственности характеризует ____ личность. авторитарную
9 Важная черта базисной личности современного общества … социабельность
10 Психологическая концепция личности, в которой ОНО означало бессознательное, Я – осознание индивидом самого себя, Супер-Я – сообщество, к которому индивид себя относит, была разработана … З. Фрейдом
11 В концепции К. Роджерса «идеальное Я» – это … желательный образ самого себя
12 Человека как биосоциальное существо отличает способность к … воображению
13 Более распространенный тип отклоняющихся от идеалов вариантов личности – это _______ личность. модальная
14 Критерий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободный выбор и самоопределение называется … индивидуальностью
15 Ч. Кули и Дж. Мид исследовали вопрос о … формировании представлений человека о самом себе
16 Формирование личности, согласно ________, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии: стадию имитации, игровую стадию, стадию коллективных игр. Дж. Миду
17 Согласно ___________, представление человека о себе и своем «Я» начинает складываться на основе представлений других людей. Дж. Миду
18 Ч. Кули считал, что «зеркальное Я» формируется в процессе … восприятия мнения окружающих
19 Устойчивая система культурно и социально значимых черт индивида, проявляющихся в его деятельности, называется … личностью
20 Концепция формирования личности в процессе ролевого поведения принадлежит … Дж. Миду
21«Средний американец» или «типичный англичанин» – это обозначение _________ личности. модальной
28 Общность и личность
1 Концепция, рассматривающая личность как совокупность ролей, выполняемых ею в обществе, называется … ролевой
2 Позитивный механизм социализации, благодаря которому ребенок копирует поведение других, называется … имитацией
3 Благодаря ____________ уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества. вторичной социализации
4 Представители школы – это агенты _______ социализации личности. вторичной
5 Направленное применение системы поощрений и наказаний в процессе социализации называется научением через … закрепление
6 Автором теории «зеркального Я», согласно которой важнейший признак социального существа – способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», является … Ч. Кули
7 Авторами поведенческой концепции, рассматривающей личность как систему реакций на различные стимулы, являются … Дж. Хоманс и Б. Скиннер
8 Изоляция от внешнего мира и детальная регламентация поведения характеризуют __________ институты. Тотальные
9 Родители и родственники – это агенты ________ социализации ребенка. первичной
10 В процессе ____________ индивид интериоризирует формы социального взаимодействия. социализации
11 Социализация человека, совпадающая по времени и содержанию с периодом получения формального образования, называется … вторичной
12 Профессиональная переподготовка специалистов является примером … ресоциализации
13 Согласно Т. Парсонсу, социализация – это процесс ___________ индивида. функциональной адаптации
14 Функцию регулирования деятельности членов общества в рамках социальных отношений выполняют социальные … институты
15 Если человек не получает желаемого признания, то он будет вести себя агрессивно, – так рассматривает реакцию человека ________ концепция. поведенческая
16 Невозможность для бывшего заключенного встать на путь исправления, поддерживать семейные и родственные связи – признаки … десоциализации
17 Представители администрации школы, университета, полиции, сотрудники средств массовой информации являются агентами ___________ социализации. вторичной
18 Процесс, который не поддается искусственному управлению, манипулированию и ускорению, называется … социализацией
19 Невозможность для бывшего заключенного встать на путь исправления, поддерживать семейные и родственные связи – признаки … десоциализации
20 Согласно А. Рено, в экзосистему, социализирующую индивида, входит(-ят) … социальные институты
21 Утрата индивидом социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде называется … десоциализацией
22 Человека как биосоциальное существо отличает способность к … воображению
29 Личность как деятельный субъект
1 Внешними побудителями деятельности является(-ются) … стимулы
2 Продуктом социализации, освоения общественных идеалов, оценок являются _____ личности. ценностные ориентации
3 Разновидностью ролевого конфликта, возникающего тогда, когда личности необходимо сделать выбор, какой из альтернативных ролей в данный момент отдать предпочтение, выступает … межролевой конфликт
4 Т. Парсонс относит к основным характеристикам социальной роли способ получения и … масштаб
5 Для обозначения совокупности освоенных личностью ролей ________ предложил использовать понятие «ролевой набор». Р. Мертон
6 Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называется … ролевым набором
7 Ролевой ___________ может возникнуть тогда, когда индивид должен исполнять в одно и то же время две или более роли, причем каждая из них выдвигает несовместимые с другими ролями требования. конфликт
8 Социальная роль невозможна без такого условия, как __________ членов группы, функционально связанных с данным социальным статусом. ожидания
9 С позиций функционализма ___________ – это репертуар ролей с соответствующими идентификациями. личность
10 Исходные побудители деятельности человека, которые выражают недостаток (отсутствие) и желание чего-либо, называются … потребностями
11 Согласно П. Бергеру, ранг индивидуальной личности измеряется … числом ее ролей
12 Сторонники ______ рассматривают роль как определенные предписания, свойственные определенным позициям. функционализма
13 В _____ обществе исчезает деление на чисто мужские и чисто женские социальные роли. индустриальном
14 С позиций _____ социальная роль – это результат опытного процесса взаимодействия. символического интеракционизма
16 Социальная __________ – модель поведения, ориентированная на конкретный социальный статус. Роль
17 Ролевой ___________ может возникнуть тогда, когда индивид должен исполнять в одно и то же время две или более роли, причем каждая из них выдвигает несовместимые с другими ролями требования. конфликт
18 Внешними побудителями деятельности является(-ются) … стимулы
19 Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называется … ролевым набором
20 Установление для себя степени важности ролей, четкое различение сфер жизнедеятельности – это способы преодоления ролевого … конфликта
21Податливость установок и поведения личности групповому давлению называется … конформизмом
22 Продуктом социализации, освоения общественных идеалов, оценок являются _____ личности. ценностные ориентации
23 В процессе социальной трансформации в российском обществе сформировалась _________ личность. парадоксальная
24 Требования к носителю роли со стороны окружающих называются … экспектациями
25 Минимальное слияние личности с ролью выражает понятие «ролевая(-ое) ______». Дистанция
26 Любой социальный статус предполагает … ролевой набор
27 Согласно П. Бергеру, ранг индивидуальной личности измеряется … числом ее ролей
28 С позиций _______ индивидуальное поведение больше зависит от ролевых ожиданий, чем от особенностей личности. функционализма
29 Социальная роль невозможна без такого условия, как __________ членов группы, функционально связанных с данным социальным статусом. ожидания
30 В соответствии с социально-психологическими кризисами в развитии личности американский социальный психолог ___________ предложил восемь фаз социализации. Э. Эриксон
31Концепцию драматургического ролевого представления разработал … И. Гоффман
30 Общественное мнение как институт гражданского общества
1 Общественное мнение, сформировавшееся под влиянием ________ слуха, направлено на предостережение людей о нежелательном явлении или событии. предубеждающего
2 Необходимым условием формирования общественного мнения является … дискуссионность мнений и оценок
3 Существуют три группы законов (божеские, человеческие и общественного мнения), которым должен подчиниться человек в своем поведении и которые были выделены … Дж. Локком
4 Система социально организованных и значимых оценок и суждений называется … общественным мнением
5 Государственные управленческие структуры получают информацию об общественном мнении посредством … массовых опросов
6 В тоталитарном обществе общественное мнение формируется … правящей элитой
7 В России субъектом гражданского общества является … общественная палата
8 «Гражданское общество» как идеологическое понятие совпадает с идеалом ______ общества. демократического
9 Составляющая общественного мнения, включающая в себя проявления интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов, называется … бессознательной
10 В настоящее время основным средством формирования общественного мнения являются … СМИ
11 Компонент структуры общественного мнения, представляющий собой совокупность массовых настроений, социальных чувств по поводу объектов общественного мнения, – это ______ компонент. эмоциональный
12 Субъектами _____ являются неполитические организации и общественные движения. гражданского общества
13 Общественное мнение выступает в качестве _______ института. социального
14 Необходимым условием формирования общественного мнения является … жизненная актуальность проблемы
15 Общественное мнение подвержено _____________ в силу того, что складывается, не только сознательно, но и подсознательно. манипулированию
16 Множество людей, которые способны оценивать или влиять на определенные события, называется … общественностью
17 Факты, события и процессы, по поводу которых формируется общественное мнение, называются … объектами
18 Объектом общественного мнения не является(-ются) … общность людей
19 Составляющая общественного мнения, включающая в себя проявления интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов, называется … бессознательной
20 Примером гражданской инициативы является … движение «Мемориал»
21 Во время политических выборов, референдумов общественное мнение выполняет ____________ функцию. директивную
22 Субъекты гражданского общества используют для влияния на политические институты механизм … лоббирования
23 Гражданское общество как реальность включает все ______ отношения. Неполитические
24 Государственные управленческие структуры получают информацию об общественном мнении посредством … массовых опросов
25 В демократическом обществе общественность влияет на политику с помощью выборов и … актов гражданского неповиновения
1В западной социологии утвердилась трехчленная схема типов общественных систем, допускающая и последовательную смену менее совершенных типов более совершенными, и одновременное сосуществование различных типов. В качестве дополнительных критериев классификации обществ используются такие, как принцип взаимодействия с внешней средой, особенности и роль в общественной организации религии, уровень развития производства.
31 Консервативная социальная структура и преобладание предписанных статусов характеризуют ________ общество. традиционное
32К закрытым обществам К. Поппер относил …Северную Корею Советский Союз
33Установите соответствие между типом общества и тем, какие институты в этих обществах играют решающую роль.
1. Церковь и армия традиционное
2. Корпорации и массовые политические партии индустриальное
3. Университеты и средства массовой информации постиндустриальное
2 В обществе постоянно происходят изменения, которые социология изучает с учетом таких характеристик, как направленность (прогресс, регресс и застой), степень упорядоченности (стихийные и организованные изменения), скорость протекания и глубина перемен в различных сферах общественной жизни, достигнутая в результате социальных изменений (реформы и революции). В рамках эволюционного и конфликтологического направлений сформировались особые модели анализа причин и форм социальных изменений.
31 Социальные изменения в системе, сопровождающиеся понижением уровня организации, – называются … регрессом
32К характерным признакам революции относят … массовую мобилизацию участников глубокое преобразование государственной и классовой структуры
33Установите соответствие между процессами и фазами социальной революции.
1. Резко выраженное усиление социального недовольства и беспокойства революционная ситуация
2. Проведение публичных манифестаций, массовых акций протеста, и неповиновение властям этап массовой революционной мобилизации
3. Борьба между группировками новой политической элиты и приход к власти наиболее радикальных группировок послереволюционный террор
3 Семья – один из основных институтов общества. В результате перехода от традиционного общества к индустриальному семья претерпела глубокие изменения. Изменились установки и образцы поведения, идеология и структура семьи. Получили распространение альтернативные формы брачно-семейных отношений. Заметно изменилась значимость функций семьи для современного человека. Возросла роль эмоциональной поддержки и духовного общения между членами семьи.
31Вступление в повторный брак после развода называется … серийной моногамией
32К неосновным функциям семьи относят функции … статусную социального контроля
33 Установите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Практика, при которой каждый может состоять в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами полигамия
2. Принцип, требующий выбирать брачного партнера внутри определенной социальной группы эндогамия
3. Альтернативная форма брачно-семейных отношений, не предполагающая юридического оформления сожительство
4 Основные положения теории социальной мобильности изложены в книге «Социальная стратификация и мобильность». Автор проанализировал процессы перемещения индивидов и групп в многомерном социальном пространстве и выделил два основных типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. При классификации видов и форм мобильности учитываются функции социальных институтов, особенности системы стратификации и другие факторы.
31 Автором книги «Социальная стратификация и мобильность» является … П. Сорокин
32 В зависимости от факторов, вызвавших социальные перемещения, выделяют _____ и _____ мобильность. организованную структурную
33 Установите соответствие между содержанием термина и его понятием.
1. Перемещение индивида или группы с одного уровня социальной иерархии на другой. вертикальная мобильность
2. Социально-географические перемещения с целью работы, учебы, постоянного жительства. миграция
3. Сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. внутрипоколенная мобильность
5 Выдающийся немецкий социолог утверждал, что человеческую деятельность и отношения между людьми нельзя изучать методами естественных наук. Общество он рассматривал как сложное объединение, возникающее в результате согласованных действий людей. Совершая определенные действия, индивиды могут руководствоваться привычками, эмоциями, моралью, рациональным интересом и выгодой.
31 М. Вебер назвал свою социологическую концепцию … понимающей
32 В классификации М. Вебера типы социальных действий различаются степенью … рациональности осознания цели
33 Установите соответствие между типами социального действия, которые включает классификация М. Вебера, и примерами их реализации.
1. Торговая сделка, осуществленная в соответствии с правилами целерациональное
2. Пасхальный крестный ход традиционное
3. Убийство Отелло его жены Дездемоны аффективное
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):
Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.
Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
культура, социальное окружение;
Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.
Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.
5 Личность и общество
Схема 4.1. Понятие индивида и личности
Глава 4. Личность и общество_____________________________ ________ 47
В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить. В то же время понятие индивид включает задатки психических качеств или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.
Решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек.
Рекомендуемые файлы
Личность — это представитель общества, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств.
Личность — это индивид, включенный в систему общественных отношений. Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность. Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность не только чувствовать себя частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.2. Формирование личности
• гетерохронный подход. Все индивиды достигают социальной зрелости, но каждому для этого необходимо разное время;
• гомохронный подход. Все индивиды формируются в строго ограниченное время, в каждом возрасте человек приобретает только определенные качества;
• смешанный подход. Все индивиды достигают зрелости, но если в процессе формирования пропущен какой-либо период, это можно компенсировать в более позднем возрасте за счет отсроченных качеств.
Существуют различные взгляды на сроки формирования личности.
С точки зрения сторонников гетерохронного подхода, темпы развития разных личностей неодинаковы и они достигают зрелости в разном возрасте. Но конечный результат и критерии зрелости одинаковы.
Приверженцы гомохронного подхода утверждают, что период формирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, индивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.
Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. е. разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, так как дремлющие, отсроченные качества, заложенные в генную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут появиться в определенный период в определенных социальных, возрастных и других условиях. Такой подход к формированию личности можно назвать смешанным.
50____________________________________________ Глава 4. Личность и общество
Схема 4.3. Формирование личности по Дж. Миду
Схема 4.4. Структура личности по Дж. Миду
Глава 4. Личность и общество
Формирование личности, по взглядам американского социолога Дж. Мида, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии.
1. Стадия имитации (подражания). На этой стадии дети копируют
поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознатель
но. На этой стадии (до полутора-двух лет) они стремятся делать то
и так, что и как делают их мать, отец, старшие братья и сестры. Поэто
му они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными пред
метами: ложкой помешать суп в кастрюле (как мама), позвонить по
телефону (как папа), отказаться есть кашу (как старшая сестра).
Имитация как социальное подражание существует не только в детском возрасте, но и у взрослых.
2. Игровая стадия. В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Эту стадию Дж. Мид назвал еще стадией ролевых игр.
3. Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам — все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия полностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой ситуации, положения партнеров, противников (схема 4.3).
Структура сформировавшийся личности, по Дж. Миду, состоит из двух компонентов: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это объект самосознания, самопонимания. «Я — меня» — рефлексия на оценки других и общество в целом (схема 4.4).
Схема 4.5. Структура личности по Ч. Кули
Схема 4.6. Структура личности по 3. Фрейду
Глава 4. Личность и общество
Другой американский социолог, Ч. Кули, считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий — интеракций (концепция зеркального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч. Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов (схема 4.5):
• представление о том, как другие видят меня;
• представление о том, как другие оценивают меня;
• ощущение «Я» как ответ на представления и оценки меня.
По представлениям 3. Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:
Ид («Оно») — является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности.
Эго («Я») — сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.
Суперэго («сверх-«Я»») — оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.7. Структура личности по Б. Исаеву
Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента: «биофизиологическое «Я»» и «психосоциальное «Я»», состоящие, в свою очередь, из биологического («био-«Я»»), физиологического («физио-«Я»»), психологического («психо-«Я»») и социального («социо-«Я»») компонентов.
Такая структура, по нашему мнению, выделяет два основных компонента каждой личности — биологический и социальный, каждый из которых развивается по своим закономерностям, биологическим и социальным законам.
Кроме того, биологический компонент («биофизиологическое «Я»»), в свою очередь, подразделяется на субкомпоненты: «био-«Я»» — определяющее воздействие генной природы, врожденных образцов поведения на формирование личности и «физио-«Я»» учитывающее состояние и функционирование всех систем и органов человека, которые влияют на его поведение и формирование.
Социальный компонент («психосоциальное «Я»») дифференцирован на «психо-«Я»>>, включающее психические свойства, образования, состояния и процессы и «социо-«Я»>>, учитывающее влияние воздействий общества на формирование личности.
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.8. Механизмы формирования личности
Глава 4. Личность и общество
Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.
Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.
Под идентификацией социологи понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность — это ощущение индивидуальности личности или принадлежности ее к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.
Индивидуальный контроль (совесть) — внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда — внешнего, общественного контролера).
Социальный контроль (стыд) — оценка поступков личности, сравнение их с окружающими стандартами.
Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с позицией лидера (власти), изменяет свое поведение.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования. Социальный и внутренний контроль — негативные, сдерживающие формирование личности механизмы, действующие как запреты.
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.9. Структура процесса социализация личности
Схема 4.10. Отличия процессов социализации и формирования
Первичная социализация. Период от рождения до формирования зрелой личности.
Вторичная социализация (ресоциализация). Период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности.
Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации. Социализация — это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии — все это и есть внешние проявления процесса социализации.
Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.
Схема 4.11. Средства социализации
Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, следующие.
Язык — основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.
Ценности, как мы уже выяснили, — это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы — усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.
Навыки и умения — образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но и дает новые навыки общения во всемирной сети Интернет.
Социальный статус — это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре. Социальный статус характеризуется социальным положением (принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.
Поведение личности, связанное с определенным социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью.
Глава 4. Личность и общество!
Глава 4, Личность и общество
Кроме социального статуса каждый индивид может иметь личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе.
Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик.
Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.
Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором.
Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.
Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальные поощрения (престиж, деньги, похвалу); если не соответствует — социальные санкции (штрафы, осуждение общественного мнения, административные наказания, тюремное заключение).
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.13. Институты социализации
Семья — один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.
Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал).
Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.
Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.
Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности.