франсуа буше рождение венеры
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Статистика
Картина Франсуа Буше «Рождение Венеры», 1740 год,находится в Национальном музее, Стокгольм. Размер картины 130 x 162 см, холст, масло.
Франсуа Буше любил писать картины на мифологические темы. Картина «Рождение Венеры» написана по древнегреческим преданиям о Венере и Зевсе.
Из мифов древней Греции считается, что Венера была дочерью Юпитера и Дионы, богини влаги; по мнению других — родилась из морской пены. Этот сюжет часто изображали художники. Первыми ее обнаружили океанические нимфы. Она лежала, как в колыбели, на большой голубой волне, и они отнесли ее в свои коралловые пещеры, где нежно ухаживали за ней и учили с большим старанием. Когда воспитание Венеры было завершено, морские нимфы решили, что пришло время представить ее богам, и подняли ее на поверхность моря, где тритоньи, океаниды и нереиды окружили богиню, громко восхищаясь ее красотой, и предлагали жемчужины и отборные кораллы, чтобы она могла себя ими украсить.Потом они уложили ее на большую волну и вверили заботам Зефира, нежного южного ветра, который и отнес ее на остров Кипр.
Рождение и триумф Венеры, 1740
130 х 162
Стокгольм, Нац. музей.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям
Рождение Венеры
1740. Национальный музей, Стокгольм.
Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина французского художника Франсуа Буше «Рождение Венеры». Размер картины 130 x 162 см, холст, масло. Излюбленной темой картин Буше были мифологические сцены древнегреческих преданий о Венере и Зевсе («Рождение Венеры», 1740, Национальный музей, Стокгольм; «Утренний туалет Венеры» и «Триумф Венеры», 1743, обе Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Юпитер и Каллисто», 1744, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Леда и Зевс в образе лебедя», 1760-е, Национальная галерея, Стокгольм) с изображением чувственных розовых тел нимф, наяд, амуров и путти. Со столь же великолепным мастерством художником выписаны тела богинь и аксессуары в картинах «Купание Дианы» (1742, Музей Лувр, Париж) и «Туалет Венеры» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Яркие краски в этих картинах приведены художником к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру старинных венецианских мастеров. Образы безмятежного мира, наполненного негой, эротизмом и чувственными наслаждениями жизни переданы в картинах «Леда» (1740, частное собрание), «Обучение Купидона» (1742, Замок Шарлоттенбург), «Диана после охоты» (1743, Париж, Музей Коньяк-Же), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой пуританской критике Дени Дидро, питавшего к художнику личную неприязнь (вследствие придворных интриг и последующей размолки философа и живописца) и писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».
Рождение Венеры в мировой живописи
Доброго времени суток, дорогие рукодельницы!
И мы можем на картинах разных художников лицезреть таких различных Венер.
А сам миф звучит, кстати, так:
Рождение богини Афродиты (Венеры), было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита.
Кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная.
Посмотрите на работы разных авторов
Франсуа Эдгар Пико
Жан Огюст Доминик Энгр
Почти во всех картинах есть и пена, и ракушка.
А моя самая любимая Венера тоже написана Константином Маковским
Так и видишь, как Венера потягивается, зевает, оглядывается вокруг и смотрит на мир:)
Но как бы то ни было, и мифы, и картины дарят нам вдохновение и радость творчества.
ВЕНЕРА У ФРАНСУА БУШЕ
Рождение Венеры, 1740 год. Национальный музей, Стокгольм
За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой пуританской критике Дени Дидро, питавшего к художнику личную неприязнь (вследствие придворных интриг и последующей размолки философа и живописца) и писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».
Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как «милость богов».
После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до нашей эры, когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты. В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.
Холст, 252 х 175 см. Коллекция Людовика XV
Туалет Венеры
Обучение Купидона
Венера обезоруживающая Купидона
Венера, утешающая Амура
Визит Венеры к Вулкану
По мнению одних, Венера была дочерью Юпитера и Дионы, богини влаги; по мнению других — родилась из морской пены. Первыми ее обнаружили океанические нимфы. Она лежала, как в колыбели, на большой голубой волне, и они отнесли ее в свои коралловые пещеры, где нежно ухаживали за ней и учили с большим старанием.
Когда воспитание Венеры было завершено, морские нимфы решили, что пришло время представить ее богам, и подняли ее на поверхность моря, где тритоньи, океаниды и нереиды окружили богиню, громко восхищаясь ее красотой, и предлагали жемчужины и отборные кораллы, чтобы она могла себя ими украсить.
Потом они уложили ее на большую волну и вверили заботам Зефира, нежного южного ветра, который и отнес ее на остров Кипр. Четыре прекрасные хоры (сезоны), дочери Юпитера и Фемиды, богини справедливости, стояли на берегу и приветствовали ее. Но не одни они ждали прибытия Венеры — три хариты (грации) также приветствовали ее на берегу.
Дочери Юпитера и Эвриномы, девушки, которых звали Аглая, Ефросинья и Талия, только и ждали момента, чтобы выразить свою любовь прекрасной госпоже. Когда волна, на которой она сидела, приблизилась, появились «розовогрудые Горы, свита прекрасной Венеры».
Наконец, ветер доставил богиню на берег и, как только ее нога ступила на белый песок, все склонились перед ее необыкновенной красотой и с благоговением стали смотреть, как она сушит волосы.
Немного приведя себя в порядок, Венера и ее свита отправились на Олимп, по пути к ним присоединились: Гимера, богиня желания любви, Пафос, бог согласия в любви, Суадела, богиня нежных любовных речей, и Гименей, бог брака.
Для Венеры был приготовлен трон, и, когда она уселась на него, собравшиеся олимпийцы не смогли сдержать возгласов восхищения. Ее красота поразила их, как молния, а грация очаровала, и все они тут же выразили желание взять ее в жены, но она с презрением отвергла предложения богов.
Венера отказала даже царю богов, и, чтобы наказать ее, он объявил, что выдаст ее замуж за Гефеста, бога кузнецов, самого захудалого из всех. Этот союз с Гефестом (Вулканом), не был счастливым, ибо Венера никогда не любила своего уродливого супруга и, вместо того чтобы быть верной женой, вскоре ушла от него и заявила всем, что будет наслаждаться жизнью.
Самыми страстными и преданными почитателями Венеры были молодые люди, поскольку она радовалась их любви и всегда помогала всем истинно любящим, если на их пути возникали непреодолимые препятствия.
Венеру, богиню красоты, представляли либо полностью обнаженной, либо в короткой одежде, называвшейся «поясом Венеры». Усевшись в колесницу в виде жемчужной раковины, которую влекли белоснежные голубки, любимые птицы богини, она разъезжала от алтаря к алтарю, самодовольно восхищаясь роскошными украшениями из драгоценных камней и цветов, которые приносили ей почитатели. Больше всего ей нравились жертвы молодых любовников.
Празднества в честь Венеры были всегда очень красочными, и ее жрецы появлялись на них в венках из живых благоухающих цветов, символа естественной красоты.
Однако, первоначально, в древние времена, эта планета ассоциировалась совсем с другими мифическими божествами. Ее называли утренней звездой, когда она появлялась на востоке во время восхода Солнца и вечерней звездой, когда она была видна в западной части неба на закате. Дело в том, что из-за особенностей своей орбиты, Венера не может быть видна более трех часов перед рассветом и трех часов после захода Солнца.
Прекрасная картина «Рождение Венеры» в деталях
Я тут совершенно случайно заметила, что сочетание цветов сутажа, которые я использовала в своей недавней работе поразительным образом напомнили мне сочетание цветов на одной известной картине. Да и общее ощущение от затейливости и замысловатости линий, которые позволяет создать качественный сутаж, подтолкнули меня достать с полки альбом по искусству, взять большую лупу и внимательно рассмотреть все детали этой восхитительной картины. Ну и, естественно, не поделиться с вами тем, что я обнаружила, рассмотрела, узнала в сети и из книг, мне категорически нельзя!
Мне же плюсы в карму уже надо зарабатывать, а вам лишние знания не повредят. Мы здесь будем говорить о высоком, учиться отличать Vinus Urania от Vinus Pudica, попытаемся заглянуть в глаза новорожденной богине, почувствуем свежесть дуновения западных ветров Зефира и Ауры, рассмотрим пальчики стоп весенней богини целомудрия Оры, послушаем споры неоплатоников, покачаемся на волнах моря в унисон всему ритму картины. Усаживаемся поудобнее, завариваем чашечку ароматного чая, откладываем телефон и начинаем рассматривать картину.
Сюжет одной из самых знаменитых картин Сандро Боттичелли связан с мифом о рождении богини любви из морской пены. Картина была написана темперой на холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродного брата Лоренцо Великолепного, для своей виллы в Кастелло. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172,5 х 278,5 см), из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободой движения).
Чтобы понять весь замысел картины, нам придется не только оживить в памяти этот античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный Медичи, именовался Платоновской академией.
Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Это утверждение — оправдание женской наготы. С древнейших времен навязчивая, неподвластная разуму природа физического желания искала выхода в образах, и придать этим образам форму, благодаря которой Венера перестает быть Вульгарной и становится Небесной, было одной из постоянных задач европейского искусства. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».
Вот это благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно — языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, и призван герцог Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи известного уже художника Сандро Боттичелли в своем творении.
«Девушка божественной красоты
Колышется, стоя на раковине,
Влекомой к берегу сладострастными Зефирами,
И Небеса любуются этим зрелищем».
Возможно, вдохновившись этими стихами из поэмы «Стансы к турниру» философа и поэта Анджело Полициано, Боттичелли и отразил на полотне эту сцену рождения богини любви.
С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой, ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.
Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы… Вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов.
Теперь давайте рассмотрим передний план картины.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и Оры с двух сторон устремляются к Венере. Они воплощают собою две разные стороны великого чувства, которому суждено целиком воплотиться в Венере.
Покуда Ора, служанка целомудрия, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, Гении воздуха, сплетающиеся в объятии, своим страстным дыханием пробуждают в прекрасном создании еще неведомые желания и чувства.
Ветры и Ора захвачены движением; они преданно служат богине, но и энергия Ветров, и порыв Оры — все растворяется, гасится в абсолютном покое, окутывающем Венеру. Плавные очертания ее тела, подобного мягкостекающей капле, покатость узеньких плеч, горделивая стройность шеи, вдоль которой сбегают золотые струи волос…Все это заключено в единый упруго-музыкальный контур. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Взгляните на ее стопы: они даже не пытаются поддерживать тело Венеры, практически вся ее тяжесть смещена вправо. Она не стоит, а парит. Таков ритм всей картины, но он не проявляется больше нигде, чтобы не нарушить классическую схему.
В целом Венера являет собою странновато-манящее сочетание величия с почти ребяческой робостью. Еще секунда — и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений, и чудо рождения закончится. Переход от рождения к бытию как бы окрашен для Боттичелли грустью прощания. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета. Так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.
Теперь давайте повнимательнее рассмотрим лицо Венеры. По отдельности в нем не найти ни единой прямой черты, все извилисто и волнисто, и все в целом чарует неповторимостью. Оно завораживает нас совершенной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть.
Ясный высокий лоб, изящный, немного приподнятый носик, слегка капризный изгиб девственно свежих губ, готовых каждый миг заплакать или улыбнуться. Согласно Данте, уста есть вторая из главных красот Прекрасной Дамы.
А первая? А первая — ее глаза. Чуть грустное недоумение сквозит в продолговатых прозрачных глазах юной богини. Ее взгляд отрешен и направлен внутрь. Он себя словно бы скользит мимо всех предметов, рассеян и нефиксирован, как у едва проснувшегося ребенка…
Прекрасная статуя — вот слова, которые приходят на ум при взгляде на неподвижную фигуру богини. Плоть Венеры — жемчужно мерцающая и кажущаяся твердой — похожа на мрамор. Но она напоминает не только античную статую. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, — пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.
А еще Боттичелли был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Ритм композиции присутствует во всей картине — и в изгибе юного тела, и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру, и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев; волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
Современникам великого Боттичелли замысел картины был более понятен, чем нам: ее сюжет содержит философские выводы относительно того, что слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь. Две Венеры: Венера Небесная «Vinus Urania», олицетворяющая собой любовь небесную, божественную, возвышенную и Венера Земная «Vinus Pandemos», олицетворяющая плотскую, физическую любовь, являются сутью одной Венеры Сандро Боттичелли — Венеры Целомудренной или Стыдливой «Venus Pudica».
Как их различить? В двух словах: символом женского целомудрия образа Венеры Небесной является морская раковина или черепаха.
А вот козел, как символ распутства, укажет нам на Венеру Земную.
Charles Cleyre «Vinus Pandemos», 1854
Разумеется, это далеко не все и далеко не самое главное. Чтобы было понятнее рассматривать другие картины, вот вам значения главных символов:
Итак, мы с вами уже узнали, что Венера воплощает философские выводы неоплатоников относительно того, что слияние божественного и человеческого осуществляется только через любовь. Но вот исследователей и зрителей занимает более важный и человеческий вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип? Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины? Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем.
Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которую воспевали поэты — возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит и Джулиано. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой, и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры — самое одухотворенное из всех, написанных художником, идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Материал подготовлен на основе материалов, доступных в интернете и книг О. Петрочук «Сандро Боттичелли» и К. Кларка «Нагота в искусстве».