фрески благовещенского собора московского кремля
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ СОБОРА
Собор 1489 года расписали в 1508 году, когда «. великий князь Василей Иванович всея Русии с великой верою и желанием повеле на своем дворе церковь. Благовещения подписать златом». Работы возглавлял Феодосий, сын лучшего художника конца XV века Дионисия. Но живопись погибла во время пожара 1547 года.
Сразу после этого страшного бедствия началось восстановление храма и, вероятно, к 1551 году оно было завершено. Дальнейшая история поновлений и реставрации росписи храма совпадает с историей фресок на галереях.
Основное по объему и значению место в стенописи собора отведено иллюстрациям Евангелия, объединенным в несколько циклов — праздников, страстей, чудес и притч, явлений Христа по воскресении.
Большое место в центральной части Благовещенского собора занимают иллюстрации Апокалипсиса. Выделены три основные темы: события, происходящие на небе; изображение земли и постигших ее бедствий; иллюстрации последних глав текста, повествующих о борьбе добра и зла и торжестве справедливости.
В восточной части храма, у иконостаса, помещены изображения теофаний—видений Божества. Они чередуются на северной и южной стенах.
На юго-западном и северо-западном столпах продолжена «княжеская тема» начатая в росписях северного крыльца, северной и западной галерей.
В особую группу выделяются росписи хоров, где некогда располагались приделы.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Благовещенский собор. Южная галерея
В предыдущих статьях мы рассказали о северной и западной галерее храма и росписях Благовещенского собора. Теперь посмотрим южную галерею собора. Выйдя из главного храма в галерею, следует сразу повернуть налево. В этой части во время реставрации обнаружили часть пола XVI века. То, что находится под стеклом – подлинное, а цветные плитки – реконструкция.
В старину Благовещенский собор примыкал к Казённой палате. На старых гравюрах можно увидеть её, она находилось между Благовещенским и Архангельским соборами. Дверь в стене южной галереи вела в Казённую палату.
Интересно заметить, что при разборке старого царского дворца во времена Екатерины II и строительстве нынешнего Большого Кремлёвского дворца, с Боровицкого холма ушли грунтовые воды. Когда много воды – это очень плохо, но когда воды нет совсем, это пересушивает грунт, и в результате соборы стали разрушаться, Архангельский пришлось укрепить контрфорсами, в Успенском пошли трещины, есть они и в Благовещенском соборе.
Рака-ковчег. Благовещенский собор. Южная галерея
В этот собор при последней реставрации вернули ковчег для мощей XIX века. Он сделан из бронзы и покрыт серебром.
Священные реликвии привозили в Кремль на протяжении веков и хранили их в маленьких ковчегах – реликвариях. На крышке ковчега помещали изображение того святого, чьи мощи находятся внутри. Позже решили сделать большой реликварий, в который вкладываются маленькие ковчежцы. Эти ящички-ковчежцы выдвигаются из реликвария наподобие письменного стола или комода. Всего здесь хранятся мощи 28 святых. Они были привезены в Кремль в разное время, в XVI-XVII веках.
На крышке ковчега есть изображение Фёдора Стратилата в воинских доспехах. Этот святой очень почитался в семье Бориса Годунова, он был небесным покровителем царского сына Фёдора. Мощи святого привезли в Кремль во время его царствования.
Также можно разглядеть ковчег с изображением Пантелеймона Целителя, особо почитаемого на Руси. Хранятся здесь и мощи святой Анастасии — покровительницы первой любимой жены Ивана Грозного и представительницы рода Романовых.
Иконостас. Благовещенский собор. Южная галерея
Иконостас в галерее перенесён из придела Собора Архангела Гавриила. Он четырёхярусный. Здешние храмовые иконы –это Собор Архангела Гавриила и Благовещение, ведь именно Гавриил принёс благую весть деве Марии.
На царских вратах также изображён архангел Гавриил, но здесь показан тот момент, когда архангел только влетел в комнату и Дева Мария в испуге отпрянула от него. А на иконе она уже приняла Благую весть.
В иконостасе выделяется икона Богоматери Смоленская XVI века. Она очень выдержанная, Иисус сидит на руке Богородицы, как на троне.
Иконы. Благовещенский собор. Южная галерея
На экспозиции находятся и отдельные иконы из приделов Благовещенского собора. Рождество Христово, написанное в XV веке отличается изысканной цветовой гаммой. Фон иконы золотой, а красным — царским цветом — выделено лишь ложе девы Марии. Интересна и композиция иконы, на которой одновременно собираются и пастухи, и волхвы. Иосиф же изображён в сомнении.
Распятие со страстями можно назвать иконой – трактатом. Христос изображён распятым вместе с двумя разбойниками. Здесь же мы видим череп первочеловека Адама, похороненного на Голгофе. Христос распят над тем местом, где был захоронен Адам. И здесь же, под черепом – изображение Матери Земли – это отголоски античной традиции. По одной из версий после смерти Христа произошло затмение солнца и землетрясение. Мертвецы восстали из гробов – они показаны здесь в белых саванах.
Также на экспозиции находится несколько уцелевших пядичных икон из тех, что были первоначально в главном иконостасе. Это две иконы Богородицы Умиление, одна – Взыграние и Богородица Одигитрия.
Возвращаемся к восточной стене. Там находится большая икона Иоанна Предтечи.
Это патрональная икона царя Ивана Грозного. Таких икон заказывалось очень много, их рассылали в разные города и помещали не только в храмы, но и в государственные учреждения, в съезжие избы и палаты воевод. В средние века в России не было традиции царского портрета, как в Византии, этот обычай у нас не прижился. Вместо изображения Государя бытовали иконы его патронального святого. Иоанн Предтеча изображён как аскет, и во времена Ивана Грозного аскеза считалась идеалом.
В специальных киотах выставлены два больших креста. Это запрестольные кресты из Благовещенского и Успенского соборов. Эти святыни выносили во время крестных ходов.
Деталь запрестольного выносного креста из алтаря Успенского собора. Около 1570г. Дерево, кость, серебро, резьба по кости, басма, золочение
Роспись на сводах галереи выполнена в XIX веке. Это академическая живопись, выполненная в классицистической манере. Портал, ведущий из южной галереи в саму церковь – это работа реставраторов XX века. Они его реконструировали по аналогии с порталом церкви Ризоположения.
Прежде в южной галерее храма был придел святого Николая.
Несмотря на многолетние исследования, Благовещенский собор всё ещё хранит много загадок и вопросов. Есть ли в иконостасе работы Андрея Рублёва и Феофана Грека? Когда был построен первый собор на этом месте?Традиционное утверждение, что здесь крестили царских детей, также вызывает сомнение. Таким образом Благовещенский собор — это самый загадочный храм из всех Кремлёвских соборов, он неохотно открывает свои тайны и исследователей ещё ждут неожиданные открытия и сенсационные находки. На этом завершаем рассказ о третьем по значимости храме Московского Кремля. Начало в статьях:
—Северная и западная галереи Благовещенского собора Московского Кремля.
—Росписи Благовещенского собора Московского Кремля.
Печатается на основе материалов лектория Московского Кремля. Лекция «Иконы и фрески Благовещенского собора» из цикла «Страницы истории средневекового Кремля», лектор Л.В.Соловьёва.
Благовещенский собор Московского Кремля
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Это один из немногих храмов, оставшихся до наших дней на территории Кремля, когда-то – сакрального сердца столицы, даже страны. Его именовали «на сенях» или «у государя во дворце», ведь был он с XIV в. домашней церковью правителей.
Когда и кем был построен
Считается, что первая церковь на этом месте существовала уже с конца XIII в., от того же времени известно ее посвящение Благовещению.
Княжеская церковь
Полагают, что она, выстроенная для духовных нужд московских князей, была деревянной. Считается, что первый храм на этом месте мог быть выстроен около 1290 г., однако никаких его следов до наших дней не дошло. Другие церковные историки полагают, что временем постройки его мог быть 1383 г., однако этот год тоже с точностью не подтвержден.
Существует устойчивое предание о том, фрески, а также главные иконы создавали прп. Андрей Рублев, возможно, иконописцы Феофан Грек, Прохор с Городца. Однако уже в 1416 г., распоряжением сына Димитрия Донского, великого князя Василия I, церковь подверглась перестройке, дабы расширить здание, добавив два новых придела. Во время реконструкции, ее, согласно документам, разобрали «по подклет». Новый храм появился в том же году, согласно документам освятили его 18 июля 1416 г.
«Златоверхий»
Таким ныне знают собор жители столицы, приезжие. Именование происходит от позолоченных главок, которое было сделано с начала XVI в. Свой нынешний вид собор начал приобретать при Иване III. При нем его еще раз разобрали «по подклет», дабы возвести новое здание.
Архитектура и архитекторы
Тогда в Кремле шло большое строительство: великий князь задумал обновить укрепления Кремля, при нем возведены соборы Успенский и Архангельский. Особенно сложной оказалась история строительства первого из них. Эта работа была заказана русским мастерам из Пскова, артели возглавляемой зодчими Кривцовым и Мышкиным.
Иван III Васильевич — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси, в некоторых документах титуловался царём
К настоящему времени нет единого мнения о том, кто строил домовый великокняжеский храм.
Первоначально храм был трехглавым, полностью повторявшим прежнюю церковь 1416 г. Таким он оставался до 1560-х гг. Тогда Иван IV, по некоторым данным, по обету, который он дал накануне взятия русскими войсками Полоцка, повелел построить сразу четыре новых придела, посвященных:
С XVI по XIX вв. появились также приделы:
Кроме того, во времена Ивана IV церковь получила с западной стороны еще две главки, так называемые «глухие», без дополнительных приделов. С тех пор собор приобрел современный вид девятиглавого храма.
К особенностям архитектуры здания можно отнести его соединение с великокняжеским дворцом крытыми галереями. Ныне от бывших княжеских палат сохранилась только Грановитая, где проводились дипломатические приемы.
Грановитая палата Московского Кремля
Кроме того, непосредственно к храму примыкал не только дворец, но и Казенная палата, где находилась государева казна.
Реставрации
Многочисленные перестройки храма серьезно изменили его изначальный вид.С 1850-х гг. началась научная реставрация храма, руководил которой архитектор Федор Федорович Рихтер, основатель школы реставраторов памятников русского зодчества. Одним из первых его проектов был собор.
Результатом работы, которая длилась до 1867 г.:
Работа, начатая Рихтером, была продолжена в 1890-е гг., когда при соборе работали художники, пытавшиеся восстановить уникальные фрески (по мнению современных историков, неудачно).
Федор Федорович Рихтер
Наконец, поработали здесь также советские реставраторы. Например, в 1950 г. им удалось восстановить южную часть собора, разобрав пристройки, сделанные в XIX в., а в 1980-84 гг. – полностью восстановить фрески XVI в.
Роспись (фрески), иконы
Иконописные изображения на стенах, некогда сделанные прп. Андреем Рублевым, другими мастерами конца XIV в., не сохранились. Сейчас фрагмент одной из фресок, предположительно написанный прп. Андреем или кем-то из его учеников, можно увидеть в Государственном историческом музее. Большая же часть росписей, конечно, не уцелела при перестройках храма. Вместе с тем, полагают, что артель иконописцев под руководством иконописца Федора Еникеева максимально сохранила концепцию росписи, созданную прп. Андреем Рублевым еще при первом каменном храме.
Фрески
Ныне известная роспись сделана после московского пожара 1547 г., когда сильно пострадал Кремль, все его церкви, так что фрески пришлось восстанавливать.
При этом считается, что
Роспись собора представляет всю Священную историю
Особая тема фресок, видимо, также восходящая к прп. Андрею Рублеву – Апокалипсис, грядущий конец мира. Традиционно этот сюжет помещается на западной стене, однако из-за масштабности росписи она начинается на южной стене храма, а заканчивается на северной. Здесь – изображение Христа, вершащего последний Суд, событий, происходящих на земле, наконец, новые небо и земля, Рай.
Иконостас
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
К настоящему времени это – около 100 икон. При этом можно заметить, что нижний ряд иконостаса стоит, по терминологии XVI в., «в заворот», то есть из-за множества образов заходит на северную и южную стены храма. В XVI в. таким же образом строились верхние ряды, так как икон было еще больше.
При достаточно древнем иконостасе, царские врата собора относятся к XIX в. они появились здесь с 1818 г., после того, как во время оккупации Москвы войсками Наполеона врата XVI в. были украдены.
Святыни
Домовая церковь русских правителей, подобно храмам при дворце императоров Византии, была настоящим хранилищем святынь, буквально сотен реликвий. Здесь находились:
Запрестольный Крест выносной. Москва, 16 век. Из Благовещенского собора.
Южная паперть Благовещенского собора
Некоторая часть этих святынь сохранилась до настоящего времени.
История от строительства до наших дней
Предполагается, что изначально небольшие размеры Благовещенского вызваны тем, что это было, прежде всего, место домашнего богослужения для семьи правителя. Общегосударственная роль собора впервые отмечена документами 1498 г., когда настоятель и клир Благовещенского участвовали в поставлении на великое княжение внука Ивана III, княжича Димитрия. Впоследствии все венчавшиеся на царство государи обязательно приходили к Благовещенскому для получения особого благословения.
Царь в храме
С XVII в. документы отражают практику торжественных царских выходов в собор:
Причт
По крайней мере с XVI в. настоятели собора являлись царскими духовниками.
Среди наиболее известных, хотя не всегда имевших однозначную репутацию, клириков:
После переноса столицы в Петербург царские духовники уезжают в новую столицу, но продолжают оставаться настоятелями. Они входили также в Священный Синод. С 1910 г. настоятели собора лишились статуса императорских духовников.
Но как бы далеко ни зашло обмирщение страны, здесь, в Кремле сохранился дух православной Руси. Недаром коронации императоров всегда проходили в Кремле, а не в европеизированном Петербурге.
Вот как пишет о кремлевских соборах русский писатель А.И.Куприн:
Современный статус собора
Так придворный храм переживал все политические перипетии, случавшиеся во власти. Последним из потрясений стало падение монархии, а затем безбожная революция. С 1918 г. храм был передан музею. С этого времени здесь работают историки, искусствоведы.
Благовещенский собор в Москве — Западная галерея
Сейчас здание по-прежнему не принадлежит Церкви. С 1993 г. здесь разрешены богослужения, но только на праздник Благовещения. Их совершает Патриарх. В помещениях храма работают выставки. На, в южной галерее можно увидеть иконы, раннее находившиеся в иконостасе собора. Экспозиция существует с 1989 г., когда отмечалось 500-летие храма.
Расписание работы
Как другие музеи Кремля, Благовещенский открыт с 9.30 до 16.30 ч., с мая по сентябрь – с 9 до 17. ч.
Как попасть паломнику
В настоящее время бесплатный вход невозможен, так как храм – по сути, помещение музея. При входе на территорию Кремля необходимо купить единый билет для посещения всех соборов, которые также принадлежат музею. Стоимость билета 1000 р., льготный – от 300 до 800 рублей. Скидки предоставляются студентам, школьникам, пенсионерам, инвалидам. Вот некоторые отзывы тех, кому довелось побывать в этом месте:
Михаил:
«Передаётся и ощущается благодатный дух старого времени, и это не кажется».
Никита Тищенко:
«Все, кто хоть раз был в Москве обязательно должен здесь побывать. Духовно как будто очищаешься, побывав здесь».
А вот отзыв иного рода от Андрея А.:
«Древний собор. Выходит китаец и плюет на ступени…»
Опыт посещения этого храма – приобщение к старорусской духовности, которой здесь пропитан самый воздух. К сожалению, почувствовать это среди толп туристов – довольно сложно. Таковы реалии современного секуляризованного мира, среди которого возвышается этот осколок православной Руси.
Наталья Сазонова
Роспись Благовещенского собора Кремля
Продолжаем подробный обзор Благовещенского собора Московского Кремля. Начало в статье «Благовещенский собор. Северная и западная галереи».
Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.
Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.
Покрытие пола Благовещенского собора
Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен подмосковным кремнем. Его обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот «яшмовый» пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке.
Первое упоминание о нём в летописях не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах. Есть основания верить, что ещё Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём перестроили Благовещенский собор.
В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.
Роспись Благовещенского собора. Верхний ярус
Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением — из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.
Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана — ростовые фигуры библейских праотцов — Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.
В парусах, по традиции, помещены евангелисты.
Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены — Рождество Христово XIX века., северной — Успение Богоматери – фреска XVI века.
Роспись Благовещенского собора. Сцены Апокалипсиса
Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда. Повествование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.
1.Фреска на северной стене собора — изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке — семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.
На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.
Далее переходим на западную стену, где изображён Страшный суд. Согласно канону слева на стене изображают райские кущи, а справа – Геену огненную.
Фреска на северной стене — «Жена, облачённая в солнце». Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)
В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а «жена, облачённая в солнце» — христианскую Церковь.
Роспись Благовещенского собора. Столпы
На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых — византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа — император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание. На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.
На северо-западном столпе — святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир. Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.
Роспись Благовещенского собора. Иконостас
Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.
Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием.
Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.
В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали другие мастера, это не умаляет их ценности.
Пророческий и Праотеческие чины состоят из икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов, перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.
Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.
Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.
Тихвинская икона Божией Матери в Благовещенском соборе Кремля
О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье «Богородичные образы». Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.
Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.
Смоленско-Шуйская икона
Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.
Храмовая икона Благовещенского собора
Храмовая икона «Благовещение» XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется «Воплощение».
В клеймах иконы изображён Акафист.
Другие значимые иконы Благовещенского собора
Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие. К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.
Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.
Четырёхчастная икона
Чтение иконы идёт по кругу, начало — в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство.
Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.
Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.
На южной стене храма — проход в южную галерею. Об экспозиции расскажем в статье «Благовещенский собор. Южная галерея».
Печатается на основе материалов лектория Московского Кремля. Лекция «Иконы и фрески Благовещенского собора» из цикла «Страницы истории средневекового Кремля», лектор Л.В.Соловьёва. В статье использовались данные из книги И.А.Журавлёва, И.Я.Качалова. «Благовещенский собор. Путеводитель», М., 2003.