храм благовещения московская область

Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры

храм благовещения московская область. Смотреть фото храм благовещения московская область. Смотреть картинку храм благовещения московская область. Картинка про храм благовещения московская область. Фото храм благовещения московская область

Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры находится в селе Благовещение, в трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Содержание

История [ править ]

В трех километрах к западу от Троице-Сергиевой лавры, на вершине плоского холма, лежит небольшое село Благовещенье – одно из древнейших в Радонежском крае и ближайшее к Троицкой обители. Здесь, в окружении старинных прудов и немногочисленных жилых домов, рядом с кладбищем, расположилась церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – подворье Троице-Сергиевой лавры.

Первое поселение в этих местах появилось в годы правления великого князя Московского Ивана Красного (1353 – 1359 гг.) и называлось село Княже. Уже в это время в селе стояла Благовещенская церковь – один из самых ранних в Подмосковье образцов деревянной церкви клетского типа. Храм вполне мог быть построен или освящен при участии самого преподобного Сергия.

В начале 15 века село Княже досталось в наследство Андрею Владимировичу Радонежскому. Щедрый благотворитель Троицкого монастыря пожаловал село обители. С тех пор оно стало носить название Благовещенье по стоявшей в центре села Благовещенской церкви. Осенью 1425 года князь Андрей Радонежский скончался и был погребен в юго-западном углу каменного Троицкого собора обители преподобного Сергия.

Новый хозяин села монастырь начал активно помогать храму: передал ему свечи, дорогие богослужебные книги и иконы Живоначальной Троицы, Преподобного Сергия и распространенный в монастыре образ Явления Божией Матери Преподобному.

В 1536 году при Благовещенской церкви действовала богадельня: в кельях жили одинокие, больные и престарелые женщины, которые питались подаяниями местных крестьян и паломников Троицкой обители.

В сентябре 1608 года началась осада монастыря польско-литовскими войсками. Часть местных успела сжечь свои дома и укрыться за монастырскими стенами. Остальные оказались отрезанными от обители линией укреплений литовского гетмана Сапеги. Благовещенский глубокий овраг, по которому мимо села в сторону монастыря течет речка Кончура, не раз выручал осажденных. По нему защитники монастыря обходили вражеские укрепления и внезапно нападали на врагов. 15 августа 1609 года Троицкие сидельцы сделали удачную вылазку: незаметно прошли к лагерю Сапеги Благовещенским оврагом, побили сторожей согнанного туда скота и благополучно отогнали его в монастырь.

Осада нанесла огромный ущерб монастырю и окрестностям. Более 10 лет потребовалось селу Благовещение, чтобы подняться из руин. Зато к 1623 году при Благовещенской церкви был уже полный причт: поп, дьячок, пономарь и просвирница, были возобновлены кельи нищих, увеличилось число бобыльских дворов. Восстановиться селу Благовещенье помог Троице-Сергиев монастырь. В благодарность крестьяне пахали и боронили монастырские поля, сеяли на них рожь и овес, косили сено на монастырских лугах, ухаживали за монастырскими капустниками, овощниками, конопляниками. Монастырь поставил в селе и новую шатровую церковь.

В 1764 году церковные земли отошли государству. Лаврские села и деревни с приписанными к ним угодьями тоже стали казенной собственностью. Взаимовыгодные хозяйственные связи села Благовещенья с Лаврой прекратились. Священник и дьячок Благовещенского прихода состарились. И в 1776 году Московский архиепископ и Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Платон (Левшин) распорядился определить их в лаврскую богадельню, а сам Благовещенский приход присоединить к приходу недавно построенной каменной церкви Святого пророка Божия Илии в Пушкарской слободе.

В 1786 году прихожане упраздненного Благовещенского прихода обратились в Радонежское духовное правление и просили разрешения покрыть кровлю Благовещенской церкви новым тесом и переправить наклонившуюся колокольню, «дабы служение Литургии производимо было». Владыка Платон, к тому времени уже митрополит, разрешил отремонтировать Благовещенскую церковь и даже возобновить в церкви воскресные и праздничные службы, если прихожане дадут подписку, «чтоб им особеннаго попа не просить, а служение исправлять Ильинским священникам поочередно».

На протяжении следующих ста лет число богослужений в Благовещенской церкви постепенно сокращалось: уделять время отдаленному селу Ильинским священникам становилось все труднее. В конце XIX столетия деревянный Благовещенский храм открывался лишь семь раз в году.

К концу XIX века деревянная Благовещенская церковь требовала срочного ремонта: тесовая кровля протекала, дубовые столбы под полом и венцы под звонницей подгнили. В 1890 году московский предприниматель П.С. Каптелин возобновил храм: покрыл его железной кровлей, подвел кирпичный фундамент, устроил новый деревянный пол, украсил ризами и окладами некоторые образа, заменил старую обветшавшую звонницу новой каркасной.

В 1905 году в селе Благовещенье было построено двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы, а через четыре года – дом для священника. В 1911-1913 годах на приходе служил только что рукоположенный отец Павел Флоренский.

Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов приход вновь закрыли. Летом 1935 года в Благовещенской церкви стала работать изба-читальня Воронцовского сельского совета. В 1941 году, когда немецко-фашистские войска пытались пройти к Москве через Дмитров, храм приспособили под общежитие для летчиков. На северо-западной окраине города в то время был развернут аэродром. В послевоенные годы в стенах храма жили работники подшефных предприятий, посылаемые на сельхозработы. К началу 1970-х годов Благовещенская церковь обветшала настолько, что через боковой проем в храм забредали коровы. В это время он, наконец, удостоился внимания московских архитекторов. Его поставили на учет органов охраны памятников и внесли в каталог памятников архитектуры Московской области. В 1978 – 1980 годах церковь разобрали, чтобы возобновить фундамент и заменить сгнившие и изъеденных жучком бревна новыми. И даже приступили к сборке сруба, но так и не завершили дело. Возможно, не хватило средств. Но главная причина была не в этом. За время советской власти в селе Благовещенье прервалась церковно-приходская жизнь.

Современное состояние [ править ]

Вновь она начала налаживаться всего несколько лет назад. 4 ноября 2007 года иерей Андрей Наймушин был назначен исполняющим обязанности настоятеля Благовещенской церкви. Первое Богослужение здесь состоялось 30 ноября в память преподобного Никона Радонежского, второе – 4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме было минус 12 градусов, служить приходилось в пальто и валенках. Но, несмотря на это, на Богослужение пришло более десятка местных жителей, которые впервые за много лет смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

В Первый после долгого перерыва престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы храм посетил наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Накануне этого события были установлены хорос и дубовые двери, в алтаре были помещены подаренные благочинным Лавры игуменом Павлом иконы и сделаны по его совету некоторые перестановки мебели. Незнакомые люди привезли две большие старинные иконы, которые им удалось сохранить после разрушения в советское время какого-то храма. Иерей Сергий Сухенко (Всехсвятское подворье) пожертвовал иконы двунадесятых праздников, которыми был украшен притвор церкви.

Сейчас в Благовещенском храме регулярно совершаются богослужения.

Деятельность прихода [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 141300, Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Благовещение

Если вы едете со стороны Москвы, перед Лаврой поверните налево на ул. Ильинская.

Потом еще раз плавно поверните налево и продолжайте движение по ул. Ильинская.

После того как проедете Лавру, плавно поверните направо и продолжайте движение по ул. Суворова, потом резкий поворот налево на улицу 8 Марта. На втором повороте сверните направо на ул. Академика Фаворского.

Через четыреста метров поверните налево на ул. Крестьянская, потом поверните направо на ул. Садовая. Дальше улица Садовая плавно переходит на ул. Гражданская. Продолжайте движение по основной дороге, мимо Лазаревского храма. Доехав до кладбища и конечной остановки автобуса № 10, поверните направо, через 200 метров – налево, далее двигайтесь прямо, после подъема на холм надо будет повернуть налево и на следующем повороте – направо.

Если вы едете со стороны Ярославля (или с северо-запада), то вам следует двигаться на юго-запад по проспекту Красной Армии в сторону улицы Бероунская, потом повернуть направо на переулок Зеленый, на втором повороте повернуть налево на улицу 1-й Ударной Армии, потом – направо на набережную Кукуевская, продолжать движение по ул. 8 Марта, далее – как описано в предыдущем абзаце.

Можно доехать на автобусе № 10 (расписание автобуса см. по этой ccылке). От конечной остановки нужно пройти еще 1,5 км по основной дороге, мимо кладбища. Поднявшись на холм, повернуть налево, на следующем повороте – направо.

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений [ править ]

Трудникам [ править ]

Желающим потрудиться на территории подворья обращаться по телефону: +7 968 404 64 28

Источник

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Липицы)

Мiръ Россия Московская область село Липицы Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Липицы)

храм благовещения московская область. Смотреть фото храм благовещения московская область. Смотреть картинку храм благовещения московская область. Картинка про храм благовещения московская область. Фото храм благовещения московская область

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Липицы выстроен в 1735 году на средства графов Головкиных. Колокольня построена в 1853 году. Храм спроектированный архитектором В. В. Варламовым и возведённый беспримерным трудом строителей воплощает художественный идеал Святой Руси.

Содержание

История [ править ]

Самое раннее известие о Липицах содержится в грамоте царя Ивана IV к властям города Серпухова от 20 июня 1560 года — об охране соседствовавших с этим селением лугов Высоцкого монастыря от потравы проезжими людьми. Тогда Липицы были активным пунктом на большой дороге, связывавшей столицу с Тулой и Рязанью, у перевоза через Оку — и числились селом, то есть там, видимо, успела появиться церковь. По местному преданию, вначале приходским центром данной округи было село Саларево, от которого в 1890-х годах сохранялось лишь воспоминание в виде названия леса в нескольких километрах от села Липицы.

О бытности в Липицах Благовещенского храма на рубеже XVII-XVIII веках свидетельствует запись на полях старинной богослужебной книги — Триоди. В этой записи говорится о пожертвовании Триоди в данный храм 4 марта 1700 года крестьянами приходской деревни Банино Тимофеем Стефановым и его племянником Иваном Варфоломеевым. В то время приход относился к дворцовой волости, которая вскоре перешла во владение петровского канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. Его старанием в 1733-1735 годах в Липицах был возведён существующий ныне храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Памятной страницею местной истории XVIII века стали прошедшие здесь детские годы видного церковного иерарха митрополита Московского Платона Левшина (1737-1812), в миру Петра — сына липицкого священника Георгия Данилова. При рождении будущего митрополита его отец служил причётником в селе Чашниково (ныне в Солнечногорском районе Московской области), позднее был переведён священником в Липицы. В изданном в 1813 году описании поездки митрополита Платона в Киев (1804 год) отражено посещение им родных мест в Липицах и Серпухове, где он учился грамоте во Владычном монастыре.

В 1804-1806 годах, на средства помещиков братьев Михаила и Николая Михайловичей Майлевских, в трапезной Благовещенского храма устроен тёплый южный придел во имя Святой Троицы. К 1848 году в селе имелась богадельня — тогда купец Никифор Афанасьевич Колобов завещал 3000 рублей: по тысяче на содержание этой богадельни, храма и церковного причта. В целом же положение липицкого храма в середине XIX века было критическим, например, в 1849 году с его обветшавшей колокольни сняты колокола, а в начале следующего года из-за аварийного состояния здания приостановлено богослужение. С 1852 года к храму Благовещения в Липицах был приписан Никольский храм села Лукьяново, строители которого помещики Степановы в 1854 году пожертвовали 3000 рублей на поддержание причта при липицком храме и, возможно, также позаботились о его ремонте — в 1853 году была перестроена колокольня и увеличена трапезная.

В 1880-1881 годах, на средства церковного старосты крестьянина деревни Михайловки Николая Филипповича Игумнова, при участии царскосельского 2-ой гильдии купца Федота Афанасьевича Медкова и других лиц, в храме села Липицы устроен северный Никольский придел, освящённый 18 октября 1881 года. В 1889 году, на средства же Н. Ф. Игумнова обновлена церковная кровля. В 1893-1894 годах на пожертвования Н. Ф. Игумнова, Ф. А. Медкова и других в основном храме тульским иконописцем Павлом Климентьевичем Григорьевым был возобновлён иконостас и исполнены стенные росписи. В 1897 году «мастером Григорьевым» были поновлены иконостас и стенная живопись в Троицком приделе, а также иконостас Никольского придела. Тогда же взамен старых печей устроено духовое отопление.

В 1894 году в приходе села Липицы основано общественное попечительство под председательством священника Алексея Петровича Троицкого. Помимо имевшегося с 1876 года училища Министерства народного просвещения, в 1895 году, в доме, приобретённом почётным членом приходского попечительства Ф. А. Медковым, в селе открыта церковно-приходская школа; в следующем году она была преобразована в специальную женскую школу — которая, ввиду наплыва учащихся, сразу оказалась тесной. В 1899 году попечитель Ф. А. Медков начинает строить по соседству с храмом новое школьное здание.

Храмовый причт со 2-ой половины XVIII века был двухкомплектным, то есть включал двух священников, дьякона, двух дьячков и двух пономарей. В приход входили деревни Михайловка, Банино, Селино, Вечери; с конца 1852 года присоединено село Лукьяново.

Приходская деревня Селино в 1890-х годах была центром старообрядчества (имелась «раскольничья молельня»), там же сказывалось и влияние сект («хлыстовщина»). Для противодействия всему этому, с 1896 года второй священник села Липиц Иоанн Щеглов посещал Селино, служа всенощные накануне воскресных и праздничных дней и проводя затем религиозно-нравственные беседы в доме крестьянина Ивана Полишина; приходское духовенство хлопотало о строительстве в деревне Селино школы, которая служила бы также православным молитвенным домом.

С середины XIX века по 1930-е годы с Липицами связана замечательная династия священнослужителей Троицких. Настоятелями сельского храма последовательно были глубоко чтимый народом священник Пётр Троицкий, его сын Алексей и внук также Алексей, расстрелянный за своё служение в 1937 году. Ещё раньше пострадали братья последнего — Димитрий, в монашестве Даниил, с 1921 года епископ Болховский, викарий Орловской епархии, а с 1931 года епископ Брянский (умер в тюрьме в 1934 году) и Владимир, в монашестве Иларион, с 1920 года архиепископ Верейский, викарий Московской епархии (скончался в 1929 году по пути в ссылку, канонизирован в лике новомучеников Российских).

Богослужение в селе Липицы совершалось, по крайней мере, до конца 1934 года: когда, 29 ноября Серпуховской горсовет постановил снять с местной колокольни колокол весом в 400 пудов (= 6 400 кг!) – и заменить его другим, в 3 – 4 пуда. Позже Благовещенский храм был закрыт; его здание использовалось как сельский клуб, спортивная школа, баня, бассейн. Колокол был скинут, кресты и иконы безжалостно разгромлены. Были уничтожены колокольня и верхняя часть храма.

Современное состояние [ править ]

В 1998 году здание было возвращено православной церкви. К 2007 году был перестроен основной объём храма. В последующие годы была заново возведена утраченная колокольня, идёт реконструкция трапезной, превращенной ранее в спортзал. Во время работ по восстановлению, за деревянными потолками встроенных этажей спортшколы обнаружились сильно запыленные, но почти полностью сохранившиеся росписи главного свода: Новозаветная Троица, Покров, Архангелы Михаил и Гавриил — почти сто квадратных метров росписей, которым не менее 100 лет.

Архитектура липецкого храма ныне представляет собою спорный случай возрождения церковно-исторического памятника. Здание 1733-1735 годов при огромных размерах отличалось предельной простотою, почти скудостью украшения. В современном своём виде храм, талантливо спроектированный архитектором Виктором Владимировичем Варламовым и возведённый беспримерным трудом строителей — тем не менее, воплощает скорее художественный идеал Святой Руси, чем реальные обстоятельства достопамятной истории Благовещеской церкви в селе Липицы.

Память о выдающемся сподвижнике патриарха Тихона, молитвеннике и богослове одухотворяет здешние места, и молитва к нему о помощи в делах не бывает напрасной, что уже пришлось ощутить в первые годы восстановления храма из руин, и потому мечтает община православных христиан храма Благовещения о создании мемориального комплекса, посвященного священномученику Илариону на всей территории бывшей усадьбы графа Головкина, от которой сохранились и здание воскресной школы и богадельня, и большая часть реликтового парка с прудами и старинными столетними кедрами, туями и липами вокруг. Даже часть дома семьи Троицких располагается в полусотне метров от храма, правда пока в частных владениях.

В настоящее время храм почти восстановлен, проводятся богослужения.

Источник

Церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы, как редкий памятник русского деревянного зодчества

В окрестностях Сергиева Посада, в 4 километрах к западу от Троице-Сергиевой лавры, расположено старинное село, которое имеет интересное православное название – Благовещенье. Необычно, но до 1980-х годов здесь располагался редкий для Московской области памятник русского деревянного зодчества 17 века – церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы.

храм благовещения московская область. Смотреть фото храм благовещения московская область. Смотреть картинку храм благовещения московская область. Картинка про храм благовещения московская область. Фото храм благовещения московская область

Стоит отметить, что историю храма связывают с купцом П.С. Каптелиным и известным священником и философом Павлом Флоренским.

«По своим формам он весьма далек от прославленных произведений Троице-Сергиева монастыря, тем не менее, и в этом скромном здании, созданном руками неискушенных плотников, жива их извечная любовь к красоте и совершенству», – писал о храме искусствовед М.А. Ильин.

Расположено село Благовещенье на одной из живописных возвышенностей, с которой можно наблюдать красивейший вид на Троице-Сергиеву лавру. Стоит обратить внимание, что облик села никаким образом не изменялся на протяжении многих веков. В начале 200-х годов построили новый храм Благовещенья, который выглядит уникально, на месте ушедшего в прошлое древнего памятника. Дело в том, что прежний храм исчез совершенно случайно. В 1970-х годах занялись реставрацией храма. В ходе работ производили замену сгнивших частей храма, в результате чего сруб был полностью разобран, но так и не собран заново.

В 1978 году, авторы книги «Солнечные узоры», описали свои впечатления о поездке в село Благовещенье, в тот момент, когда ещё стоял старый храм.

«Из Загорска на запад шла полевая дорога к селу Благовещенью. Остался позади посад с уютными домиками… Впереди на горизонте темнел лес. Над нашими головами, ввинчиваясь в пронзительную синь, звенел жаворонок. Мы шли навстречу с древнейшим памятником деревянного зодчества Подмосковья… Мы входили в село Благовещенье, и нам казалось, что время повернуло вспять. Трех столетий отечественной истории с битвами, крушениями, миром и возрождением не было. Стоит, как и стояла, в центре села деревянная церковь, а вокруг нее сгрудились крестьянские избы, образовывая как бы маленькую крепость», – отрывок из книги «Солнечные узоры».

храм благовещения московская область. Смотреть фото храм благовещения московская область. Смотреть картинку храм благовещения московская область. Картинка про храм благовещения московская область. Фото храм благовещения московская область

Если мы заглянем на страницы истории, то можем заметить, что первое упоминание о селе Благовещенье относится к 1587 году:

«Вотчина Троицы Сергиева монастыря; а в селе церковь Благовещенье Пречистыя Богородицы, древяна вверх, ветха… да в селе два пруда», – повествуют старинные страницы книг.

Первый храм в селе мог быть построен предположительно в начале 14 или в конце 15 века. Об этом говорится в так называемом указании «ветха». После того как государство изъяло земельную собственность, принадлежащую церкви в 1764 году, село Благовещенье обеднело, а в 1776 году приход был вовсе упразднен. Стоит отметить, что до революции Благовещенская церковь не имела собственного прихода и закреплялась за Ильинским храмом в Сергиевом Посаде, который располагался на расстоянии нескольких верст от сельской церкви.

Мало кто знает, но Ильинский приход в Сергиевом Посаде закреплялся за родовой династией популярных посадских купцов Каптелиных. В 1899 году Петр Сергеевич Каптелин, который являлся одним из представителей данной фамилии, совершил благое дело – на собственные деньги отреставрировал приписной к Ильинскому приходу деревянный храм в селе Благовещенье. Петр Сергеевич установил древнюю постройку на каменный цоколь, после чего обновил колокольню и обшил стены. Меценат Каптелин являлся поставщиком свечных заводов, а его основная лавка располагалась в здании нынешнего Московского Исторического музея на Красной площади.

храм благовещения московская область. Смотреть фото храм благовещения московская область. Смотреть картинку храм благовещения московская область. Картинка про храм благовещения московская область. Фото храм благовещения московская область

Однажды в 19 веке в российском пчеловодстве случился сбой – в стране произошел дефицит воска ввиду использования новой конструкции ульев. И тут опять же выручил Каптелин. Меценат не растерялся в такой ситуации и стал закупать воск для церковных свечей в Африке.

Стоит также отметить, что небольшой благовещенский храм, который не имел в начале 20 века даже собственного причта, стал значимым в судьбе знаменитого священника и философа Павла Флоренского, который также был и ученым и изобретателем. Многие современники и последователи, называли его одним и знаменитейших представителей русской культуры Серебряного века.

Страницы истории говорят нам о том, что Флоренский в 1904 году поступил в Духовную академию и с тех пор прожил 30 лет в Сергиевом Посаде.

«Есть тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир… Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом преподобного Сергия», – писал Павел Флоренский.

Древний храм села Благовещенье стал одним из первых мест, в котором служил отец Павел Флоренский.

Также село Благовещенье посещал художник Николай Соболев, который опубликовал подробное описание храма в 4 томе «Трудов комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества».

По воспоминаниям археолога, он застал её в том виде, который она приобрела после реставрации 1899 года П.С. Кателина. Церковь была обшита тесом и покрыта желтой железной кровлей. Внутри храм был оклеен бумагой голубоватого цвета. Трехъярусный иконостас достигал потолка, а живописные царские врата были сделаны по типу врат 16 века.

храм благовещения московская область. Смотреть фото храм благовещения московская область. Смотреть картинку храм благовещения московская область. Картинка про храм благовещения московская область. Фото храм благовещения московская область

В своих трудах, исследователь отметил один из отлично сохранившихся киотов, который висел на стене у южных дьяконских дверей. Необычно, но по строению орнамента он мог относиться к 17 веку. А около входных дверей имелись три хоругви, одна из которых была сделана на древний лад, и имела с одной стороны икону Благовещения, а с другой – Нерукотворный образ Спасителя.

«Храм в селе Благовещенье, пожалуй, как ни один из подобных памятников в Подмосковье, сохранил образ сурового средневековья», – писали Б.Зайцев и П. Пинчуков в книге «Солнечные узоры: деревянное народное зодчество Подмосковья».

В наше время, современный храм, построенный в духе 17 столетия, выступает подворьем Троице-Сергиевой лавры, с которой Благовещенский приход был связан с давних времен.

По материалам сайта Подмосковье сегодня

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *