Икона благое молчание в чем помогает
Значение иконы Спас Благое Молчание и в чем помогает Ангел Великого Совета
На иконе Спаситель изображен до прихода к людям. Образ сильно отличается от прижизненных изображений Спаса. Это крайне редкое, если не единственное, иконографическое изображение Иисуса Христа до воплощения. Он молод, ангельски красив. Одежды его подобны царским. Больше ни на каких иконах нет такого богатого облачения. Сомкнутые губы Иисуса на иконе «Спас Благое Молчание» означают терпение ради спасения.
История и значение иконы «Спас Благое Молчание»
В иконографии образ Ангела Великого Света в конечном варианте появился в конце XIII столетия. Первоначальное изображение выполнено как фреска. Она по сей день существует в Охриде (Македония), в Храме Богородицы Перивлепты. Точная дата изображения – 1295 год.
В последующие годы, точнее весь XIV век, иконы с изображением молодого Иисуса перестали быть востребованными. Были написаны всего две. Одна фреска – в Грачаницком монастыре Югославии, другая – в местечке Призрень.
Уже к XVI столетию иконография с образом Спаса получила значительное распространение в критской школе. Об этом говорят росписи на стенах Валаамских монастырей и на Агоре (Афины).
На Руси иконы «Спаса Благое Молчание» появились в XV столетии. К концу XIX века получили широкое распространение. Объясняется это возросшей активностью старообрядцев и книжников. Эта категория верующих особенно тяготела к святоотеческим, литургическим традициям.
На протяжении всего времени существования святого образа внешний вид Иисуса особо не менялся. Спаситель сидит со скрещенными на груди руками, крепко поджатыми губами. Это юный архангел в богатых одеждах преимущественно красных, белых тонов. Подпоясан жемчужным кушаком.
Необычный нимб над головой представляет собой восьмиконечную геометрическую фигуру. Восемь углов получились вследствие наложения двух квадратов друг на друга. Один квадрат – Божественное начало Иисуса Христа, другой – непостижимость. Больше нет ни одной иконы Иисуса с таким нимбом. На концах восьмиконечного венца буквы, из которых составляется слово «Сущий».
Интересно! В Ветхом Завете его описывали как юного небожителя со сложенными крыльями за спиной. По утверждению Общества Сторожевой башни (Свидетели Иеговы), Иисус носил имя архангела Михаила.
Данных о жизни до рождения Иисуса Христа очень мало. Хотя на иконах он имеет знакомый облик с восьмиконечным нимбом, звездой Предвечности. То есть Божественный, непостижимый. Образ «Спас Благое Молчание» у православных христиан особенно любим. Почитается он и у монашества.
Жест отрицания читается по скрещенным рукам. Спас призывает молчать, не обсуждать, не осуждать.
Просто терпеливо ожидать часа чистосердечного покаяния заблудших душ для спасения.
В чем помогает верующим святой образ
На иконе «Святое Молчание» Иисус Христос изображен до земной жизни. Это был пограничный период его существования. Наверное, поэтому он считается покровителем представителей таможенной службы.
Название образа говорящее – «Благое Молчание». Святой призывает к терпению. Помощь молящимся заключается именно в нем. Поэтому верующие обращаются к Иисусу с мольбой о даровании смирения, силы для прохождения периода испытаний. Избавления от телесных и душевных болезней также просят перед образом Спаса.
Как правильно молиться Ангелу Великого Совета
Ангела-хранителя назначает Господь при рождении младенца. Независимо от того, крещен он или нет. После крещения у человека появляется святой покровитель. У него становится два защитника. У остальных святых верующий может просить заступничества по разным вопросам. Обычно каждый святой отвечает за определенную область. Также допустимо обращаться к любому образу с разными другими вопросами.
Молитва произносится не просто заученно, а от души, с благими намерениями. Перед образом «Благое Молчание» также следует произносить каждое слово искренне, сердечно. Ангелы способны видеть душу человека. Знают, когда помощь необходима, и человек готов получить ее.
Очень важно для обращений выбирать правильный момент. Никто и ничто не должно отвлекать. Обращение с молитвой – это разговор двоих. Если небожителю нет нужды как-то настраиваться, человек же должен привести все мысли в порядок, раскрыться душой.
Не стоит все просьбы вываливать одним разом. Лучше решать вопросы, беспокоящие сейчас. Чтобы не забыть какие-то моменты, просьбы, желания лучше записывать.
Текст молитвы
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
Икона Господа «Спас Благое Молчание»
Икона «Спас Благое Молчание» — уникальный и редко встречающийся в храмах святой лик, молитва у которого дарует терпение и очищение души. Уникальность этой иконы в том, что в образе Ангела Света изображен Сам Спаситель, Бог Сын, Иисус Христос до своего явления человечеству.
Православная церковь отмечает 28 сентября день почитания светлого образа «Спаса Благое Молчание».
История появления образа Ангела Молчания
Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.
Если на образах «Спас нерукотворный» и Спас Эммануил» Иисус изображен в виде земного человека, таким, каким Он пришел на землю, то на уникальном изображении Христос представлен молодым красивым Ангелом в царском одеянии.
Интересно! Видение Учителя описал апостол Петр в своем послании, характеризуя Христа нетленной красотой, кротким и молчаливым духом.
Описание святого образа
Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимб, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов.
Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.
Звезда Предвечности — знак принадлежности Христа в образе Ангела к Великому Совету. Звезда образована двумя квадратами, один есть символом божественности Всевышнего Бога, другой являет символ непостижимости Величества Бога. Концы нимбов украшены греческими буквами, составляющими монограмму «Сущий».
Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.
Важно! Белоснежное убранство символизирует чистоту, возвышенность, бесплотность, что является характеристикой Ангелов, особенно в том момент, когда они стоят перед Престолом Господним.
Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.
Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.
Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья.
Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.
Исихазм — глубокая практика, наполненная:
На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.
Значение святого образа
Невозможно переоценить значение иконы «Спас благое Молчание», в которой полностью дано раскрытие богословской концепции Спасения.
В этом образе соединились воедино:
В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.
Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения.
Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви.
Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.
О чем просить в молитве перед образом «Спас Благое Молчание»
Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:
Еще молитвы ко Господу:
В бессловесной молитве имеется огромная сила, если туда вложена вера, надежда и любовь.
Положи, Господи, хранение устам моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, також де и я бесплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми бессловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою целебный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души. Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благого молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума. Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова. За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
Пламенный Ангел с бережностью принес миру знак о дарованной благодати, чтобы люди открыли сердца для принятия милости Господней.
Икона Спас Благое Молчание
Икона Спас Благое Молчание на самом деле достаточно редкая и уникальная в своем роде икона. На ней изображен Иисус в образе молодого красивого Ангела. Его тело укрывает Царское одеяние и в отличие от остальных икон (Спас Нерукотворный и Спас Эммануил, дают представление о годах земной жизни), данная запечатлеет Господа до прихода к людям.
До жизни на земле
Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес. В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.
Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.
И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание. На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.
Значение иконы
В чем помогает икона Благое Молчание
В соответствии со значением, которое имеет икона Ангела, вопрос в чем заключается помощь просящим имеет довольно простой ответ – терпение.
Люди молятся с просьбой даровать тихое смирение и душевные силы для преодоления жизненных невзгод и трудностей
Также перед иконой Спаса молятся об излечении от физических и душевных болезней.
Кроме того, верующие считают, что образ Иисуса Христа до земной жизни является покровителем для людей, чья деятельность непосредственно связана с таможенной службой.
Как молятся перед иконой Благое молчание
Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой. Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу, следует использовать следующее прошение:
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
Благое молчание
Тишина великого храма… Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир.
Престарелый священник — и Ангел пред ним, возвестивший о скором рождении того, кто станет великим пророком Израиля, предтечей и крестителем Христа, того, кого Сам Христос назовет величайшим среди рожденных женщиной…
И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе; вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. (Лк. 1, 19-20).
Молчание Захарии сопровождало явление в мир младенца Иоанна, как знамение от Бога, знак для окружающих, что совершается нечто вышеестественное – и как состояние человеческого сердца, полностью погруженного в высочайшие глубины Богообщения.
Молчание это завершится, когда чудо произойдет, уста старца разверзнутся вновь, когда он даст имя новорожденному. В этом евангельском эпизоде в облике Захарии видится облик праотца Адама, нарекающего имена всему живому, произносящего слова, исполненные смысла и Божественной творческой силы…
Фото: hmiodrag, orthphoto.net
Слово — серебро, молчание – золото, говорит народ. Ему вторят знаменитые слова преподобного Исаака Сирина о том, что слова суть орудия мира сего, а молчание есть тайна будущего века. В собрании слов преп. Исаака «О Божественной тайне и о духовной жизни» говорится:
По мере приближения человека к познанию истины он становится менее подвержен действию чувств и постоянно движется к рассудительному молчанию. А по мере приближения его к образу жизни мира сего в служении своем приобретает он горячность и возбуждение чувств.
Образ бытия и поведение жизни сей способствует деятельности чувств, а образ грядущей жизни — духовной деятельности. И когда бы ни удостоился человек этого знания, члены его внезапно ослабевают, и ниспадают на него безмолвие и тишина; ибо прекращается в поведении новой жизни всякое пользование чувствами.
Поскольку даже в сем мире не выносят чувства встречи с этой тайной, — хотя, словно в некоем сне, прекращают они свою деятельность в минуту покаяния, даже несмотря на то, что не они встречают тайну, а внутренний человек, — да дарует тебе Бог познать силу будущего века, и ты уже здесь прекратишь всякое участие в настоящей жизни.
То, о чем говорит преподобный – вовсе не умерщвление жизни, как иногда считают не только критики монашества, но и вообще те, кто плохо знаком с христианской подвижнической традицией, с мистикой Православия.
Напротив, это стяжанное в подвиге – но и данное как дар умножение Богоданной духовной жизни в человеке, не бесплотно-интеллектуальной, бесполой и бескровной, как мы порой представляем себе «духовное», но подлинной и цельной, наполняющей всё существо человека в его полноте, возводящее человека из нынешнего его существования в причинно-следственном концлагере греха и смерти – на свободу, на родину, в Царство Божие, на более высокую ступень бытования.
Качество жизни человека в этом Царстве, на этой ступени, качество его жизни теперь уже – с Богом и в Боге, в Его любви, а не в смертельном одиночестве самости, настолько разнится от качества существования в мире сем, что преподобный Исаак главным знаком этого нового качества ставит – молчание, и утихание буйства чувств, шума крови и страстей, и невозможность бренным и ограниченным человеческим языком передать сути этой новой жизни, называя в своих словах его то «гробовым», то есть всецелым, молчанием, то молчанием «различения и рассудительности».
Язык, речь – и место общения человека с Богом и миром, место жизни смыслов, но и место, в котором шум наших греховных страстей, шум суеты мирской, отдаляющей от Бога, наиболее оглушающ. Мы усердно молимся – но нередко забываем: молитва – не только наши слова к Богу (о, сколь часто превращающиеся в глухой монолог!…), но и умение замолчать и прислушаться к Божьему ответу.
Именно для стяжания этой тишины от шума страстей собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники, именно потому и сейчас западные монахи-трапписты строго соблюдают устав преп. Бенедикта Нурсийского, в котором предписаны не только молитва по 11 часов в день, строгий пост и труд, но и обет молчания, прерываемый только для общих Богослужений.
Когда двое любят друг друга, им всегда хорошо вместе, и один из признаков этого – им хорошо вместе молчать… Молчание двоих любящих – не признак равнодушия. Это знак того, что любовь выражают не только славословиями и излияниями чувств, но прежде всего – готовностью служить друг другу делом, жертвенно, отдавать себя всецело.
Недаром на иконе «Спас Благое Молчание» Спаситель, Сын и Слово Божие, Ангел Великого Совета, изображенный еще не родившимся в мир, но уже готовым служить людям, облачен в далматик ангела. Это – знак того, что Бог готов служить нам, и ждет и от нас ответных шагов как проявления нашего доверия Ему и нашей любви, нашей готовности ступить в Его Царство, царство светлого молчания и полноты бытия.
Икона Спас Благое Молчание — о чем перед ней молятся
Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной – опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего – Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.
История появления образа Ангела Молчания
Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.
Следующее упоминание об этой иконе относится уже к началу XX века, когда она была написана специально для санкт-петербургского храма Спаса на Крови, воздвигнутого в 1907 году на месте гибели императора Александра II, павшего от рук террористов. Несколько позже аналогичные образы появились в некоторых церквях Ярославской и Ростовской областей.
В основе содержания этой иконы, по одному из толкований, лежит пророчество Исайи, где сказано: «Уповаю на Него, Кто возвестит народам истину.
Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (Ис. 42: 1 – 2). В другом толковании образ этот символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.
Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером подвига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих».
Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма. Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники.
Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:
«”Ангел Благое Молчание”. Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, — он и хранит и напутствует. “Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное”, — говорит Зерцало*. “Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя. ” “Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям”.
В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.
В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.
Икона “Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и “умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3). Во второй половине 19-го столетия в старообрядческом медном литье начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание».
В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии. Молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия.
Такое Молчание – символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София – это неизглаголанный Логос. Молчание Софии – символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София – это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» – это образ Иисуса Христа до Его Рождества.
Описание святого образа
Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимф, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов. Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.
Звезда Предвечности — знак принадлежности Христа в образе Ангела к Великому Совету. Звезда образована двумя квадратами, один есть символом божественности Всевышнего Бога, другой являет символ непостижимости Величества Бога. Концы нимбов украшены греческими буквами, составляющими монограмму «Сущий».
Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.
Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.
Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.
Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья. Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.
Исихазм — глубокая практика, наполненная:
На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.
Ангел с двойным нимбом
Как уже говорилось выше, на ней Иисус Христос представлен светлым ангелом, а не во плоти человеческой, которую Он воспринял, чтобы страданиями искупить первородный грех. Именно о Нем говорил пророк Исайя в своем пророчестве, касающемся прихода в мир Мессии. В этом состоит главная особенность образа.
Кроме того, его отличительной чертой является двойной нимб, состоящий из окружности, в которую вписан религиозный символ − восьмиконечная «Звезда предвечности», состоящая из двух пересекающихся квадратов.
Принято считать, что один из них символизирует собой божественность Всевышнего, а другой – Его непостижимость для людей. На концах звезды часто изображают греческие буквы, составляющие слово «Сущий», то есть существующий.
Значение святого образа
Значение иконы, на которой Спаситель представлен в образе Ангела, необычайно велико, поскольку в ней с необычайной полнотой и в то же время лаконичностью раскрыта вся Его богословская концепция. Прежде всего, перед зрителем предстает Спас Эммануил − Предвечный Логос, то есть та Воля Божия, без Которой не мог быть сотворен мир.
Кроме того, Он же является и жертвенным Агнцем, омывшим Своей кровью человеческие грехи. Кроме того, белоснежный стихарь, в который облачен Иисус, указывает зрителям на то, что перед ними священнослужитель, ведущий их к единению с Творцом.
Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание.
В этом образе соединились воедино:
В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.
Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения. Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви. Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.
Еще одной важной деталью является долготерпение, которым исполнен ангельский лик Спаса. Оно свидетельствует о том, что Он готов ждать обращения к Нему всех земных грешников независимо от тяжести совершенных ими деяний.
Примером тому может служить Благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую руку от Иисуса Христа и, в силу принесенного покаяния, ставший первым человеком, обретшим Царство Небесное.
В чем помогает
Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:
Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод. Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь.
В равной степени смирение потребно и людям, оказавшимся в той или иной экстремальной ситуации. Им также рекомендуется искать заступничества Небесных Сил, вознося молитвы перед светлым ликом Ангела-Творца всего сущего, поскольку именно Он, ниспосылая земные блага, в то же время попускает явиться в мир страданиям, очищающим и облагораживающим людские души.
Как молятся перед иконой Благое молчание
Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой.
Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу.
Молитва
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
День празднования
Согласно традиции, установленной православной церковью, днем почитания этого образа считается 28 сентября. Среди образов Иисуса Христа, созданных иконописцами, есть один по-своему уникальный. Это икона «Спас Благое Молчание», на которой Сын Божий предстает перед зрителем в облике Ангела Света, то есть еще до своего воплощения от Пречистой Девы Марии и явления людям.
Как икона “Спас Благое Молчание” повлияла на творчество Ольги Берггольц
Стихотворение «Отрывок» короткое и по-другому называется «Достигшей немого отчаянья…». Написано это произведение было поэтессой в 1952 году и связано с личными переживаниями автора, особенно во времена Великой Отечественной войны.
К нашей теме имеет непосредственное отношение по следующей причине: оно напрямую связано с иконой Благое Молчание.
Ее подарила Ольге мама, и этот образ оказался очень символичным в судьбе женщины. Это видно из текста короткого стихотворения, в котором повествуется об ангеле, ревниво охранявшем свою «подопечную» и дважды уводившем ее с опасного пути. Он помогал ей молча терпеть превратности судьбы и не сдаваться тяжелым обстоятельствам жизни.
Для родившейся в религиозной семье Ольге Федоровны Берггольц этот образ был напрямую духовной безмолвной поддержкой. Во многом, видимо, именно он и помог ей перенести все душевные переживания и стать «ленинградской музой» блокадного города во время войны.
Вообще, по ряду источников, данная икона имела в некотором роде мистический смысл, затруднявший для них поиск информации для ее изучения.