история россии история благотворительности в россии

Как зарождалась благотворительность и ее истоки в России

Как зарождалась благотворительность? – ответ на этот вопрос, уходит корнями во времена античной Греции. Что же касается России, то документальные сведения о ее возникновении отсутствуют. Сейчас конечно же ситуация изменилась и благотворительность является достаточно распространенным явлением. Возможно, в нашей стране она развита не так хорошо, как за рубежом, но тем не менее сегодня существует множество различных отечественных объединений, оказывающих помощь нуждающимся, а также организаций, реализующих донорские программы. Но с чего же все началось?

Истоки благотворительности на Руси в дохристианскую эпоху

Истоки благотворительности на Руси традиционно принято связывать с принятием христианства (988 год). Но на самом деле православные традиции помогли лишь организовать и систематизировать ту благую деятельность, которая велась нашими предками — восточными славянами еще задолго до прихода православной веры.

*Западные путешественники, посещавшие в то время русские земли, не раз отмечали в своих записях, что славянам были свойственны такие качества, как человеколюбие, отзывчивость, способность к состраданию и сопереживанию. Проявлялось это в языческую эпоху в основном в том, как были организованы родственные связи наших предков.

Истоки благотворительности в России, как отмечают историки, следует искать в поведении наших предков восточных славян, которые всегда заботились о старшем поколении, присматривали за детьми, по какой-либо причине оставшимися без родителей, ухаживали за больными и помогали нуждающимся.

история россии история благотворительности в россии. Смотреть фото история россии история благотворительности в россии. Смотреть картинку история россии история благотворительности в россии. Картинка про история россии история благотворительности в россии. Фото история россии история благотворительности в россии

История благотворительности в России с принятием христианства

История благотворительности в России началась еще в эпоху язычества, но с принятием христианства значительно изменился ее характер. Первым русским правителем, стремившимся сделать добрые дела более организованными, стал князь Владимир Святославович (960–1015 гг.), при котором, собственно, и произошло крещение Руси. При нем были построены первые больницы и богадельни, а также возведены церкви и монастыри. На содержание этих заведений Владимир жертвовал десятую часть своих доходов.

*В летописях также упоминается, что каждый нищий тогда имел право приходить на княжеский двор, брать необходимые ему продукты и денежные средства. Для больных, по распоряжению Владимира, отправлялись целые телеги с продуктами. За эти деяния князь Владимир Святославович был признан «истинным отцом бедных».

история россии история благотворительности в россии. Смотреть фото история россии история благотворительности в россии. Смотреть картинку история россии история благотворительности в россии. Картинка про история россии история благотворительности в россии. Фото история россии история благотворительности в россии

Развитие истории благотворительности при становлении Российского государства

История благотворительности в Российском государстве приобрела более организованный характер во времена царствования Владимира Святославовича и становления Киевской Руси. Но, не смотря на это, она тогда по-прежнему являлось делом лишь отдельных персон, небезучастных к судьбам страждущих. Прежде всего, нищих и юродивых, которые, согласно христианской традиции, считались образцами святости.

В дальнейшем дело князя Владимира продолжили и другие великие русские правители. Но затем, в годы монголо-татарского нашествия, все благотворительные функции взяла на себя церковь. Впоследствии она надолго закрепила за собой эту позицию и во времена войн и стихийных бедствий всегда оказывала помощь пострадавшим и давала приют нуждающимся. Именно при монастырях организовывались приюты, госпитали и сиротские дома.

Сохранять за собой роль главной благотворительной организации в нашей страны церкви удавалось вплоть до конца XVII века. Тем не менее, уже царь Иван Грозный в годы своего правления (1547–1574 гг., 1576–1584 гг.) первым поставил вопрос об организации государственной благотворительной деятельности. Помощь нуждающимся, по его мнению, должна была стать полностью упорядоченной, и контроль за финансовыми средствами, идущими на эти цели, был отдан в руки духовенства и должностных лиц — «целовальников». И если задаваться вопросом: «Благотворительность, когда появилась в общегосударственной форме?» — то произошло это именно в данный период.

История благотворительности в нашей стране претерпела множество изменений, прежде чем прийти к своему современному состоянию. Было несколько важных этапов, в которые кардинально менялся подход к ее осуществлению.

история россии история благотворительности в россии. Смотреть фото история россии история благотворительности в россии. Смотреть картинку история россии история благотворительности в россии. Картинка про история россии история благотворительности в россии. Фото история россии история благотворительности в россии

Они выражались в следующем:

Истории благотворительности времен русских императоров и императриц послужили положительным примером для многих других представителей русского общества, имеющих средства для ведения подобной деятельности. Поэтому в нашей стране в то время активно функционировали сословные и частные благотворительные заведения. Но с приходом революции 1917 года всему этому пришел конец.

история россии история благотворительности в россии. Смотреть фото история россии история благотворительности в россии. Смотреть картинку история россии история благотворительности в россии. Картинка про история россии история благотворительности в россии. Фото история россии история благотворительности в россии

Благотворительность в постреволюционный период

Благотворительность в России в постреволюционный период подверглась национализации, все частные и общественные средства и имущество переданы государству, а сами организации были упразднены соответствующими декретами.

Государство взяло на себя полную ответственность за решение всех социальных проблем, но справиться с этой сложной задачей ему было не под силу. Поэтому даже на данном этапе деятельность некоторых общественных благотворительных организаций была возобновлена.

Период перестройки также был ознаменован созданием Фонда культуры, Фонда здоровья и милосердия, Детского фонда и многих других благотворительных организаций.

история россии история благотворительности в россии. Смотреть фото история россии история благотворительности в россии. Смотреть картинку история россии история благотворительности в россии. Картинка про история россии история благотворительности в россии. Фото история россии история благотворительности в россии

Особенности истории благотворительности в постсоветский период

История благотворительности после распада СССР вновь стала возрождаться в нашей стране. Изначально этому способствовали зарубежные организации, которые оказывали помощь преимущественно российским деятелям культуры, науки и искусства.

К числу таких обществ можно отнести:

В дальнейшем эти организации расширили свою деятельность, и у них появились филиалы на территории нашей страны. Чуть позже в России стали создаваться и собственные благотворительные общества, ведущие свою деятельность в различных сферах.

Первыми из них были такие фонды, как:

история россии история благотворительности в россии. Смотреть фото история россии история благотворительности в россии. Смотреть картинку история россии история благотворительности в россии. Картинка про история россии история благотворительности в россии. Фото история россии история благотворительности в россии

Благотворительность в России сегодня

Как зарождалась благотворительность в России после кризиса 90х и с какими сложностями приходилось сталкиваться общественным фондам? – Вопросы требующие отдельной статьи. Но с уверенностью можно утверждать, что мы сделали огромный шаг вперед, за последние пятнадцать лет в нашей стране было создано большое количество новых благотворительных организаций. Их деятельность направлена на поддержку различных групп населения, но, по статистике, чаще всего современные фонды оказывают помощь именно подрастающему поколению.

С момента, когда зародились истоки благотворительности в России, прошло уже более десяти столетий. За этот период было сделано, действительно, многое, и наметившаяся в последнее время в обществе стремление оказать помощь нуждающимся не может не радовать.

*Однако нам еще есть куда стремиться, и есть чему поучиться у западных коллег. Будем надеяться, что, следуя их опыту, в ближайшие десятилетия нам удастся решить хотя бы некоторые из множества существующих в нашей стране на сегодняшний день социальных проблем.

Источник

История благотворительности в России: царской, советской и современной

история россии история благотворительности в россии. Смотреть фото история россии история благотворительности в россии. Смотреть картинку история россии история благотворительности в россии. Картинка про история россии история благотворительности в россии. Фото история россии история благотворительности в россии

Благотворительность – оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями. Благотворительность может быть направлена как на помощь отдельным лицам, так и на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». В Древней Руси помощь бедным была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы не производились.

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения богадельни, финансируемые за счет государственной казны, так и за счет пожертвований частных лиц.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю для нового Покровского мужского монастыря (район современной Таганской улицы Москвы). Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена.

По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам.

Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. При императрице Екатерине II в 1775 году были созданы Приказы общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. Средства на их содержание формировались в основном за счёт пожертвований частных лиц и учреждений, а также государственных дотаций.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательного общества благородных девиц – так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения императрицы Марии Федоровны». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым.

Особое развитие получает частная благотворительность в период царствования Александра I. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, создала общества Имперское человеколюбивое и Женское патриотическое. На счету этого общества находились богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские, амбулатории и больницы. Финансовую основу составляли взносы, которые жертвовали частные лица и целые сословия.

В России были многочисленные династии торговцев и промышленников, жертвовавших средства на милосердие и благотворительность. На всю страну были известны имена благотворителей из династии предпринимателей Строговых, торговой династии Босовых и династии предпринимателей-заводчиков Демидовых.

Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II – это «золотые годы» благотворительности и милосердия. В это время начинает складываться целая система попечительства. Среди представителей царствующего Дома Романовых были настоящие подвижники благотворительности и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великие княгини Елизавета Федоровна (ныне святая преподобномученица Елисавета), Александра Петровна (ныне святая инокиня Анастасия Киевская), близкий родственник императорской фамилии принц Петр Ольденбургский – попечитель Киевского дома призрения бедных, покровитель Глазной лечебницы. Многие члены Дома Романовых на свои средства строили благотворительные учреждения, приюты и богадельни, активными делами покровительствовали заведениям милосердия.

С конца XVIII века открываются проявления благотворительности в виде меценатства – покровительства искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т.д. В российскую историю вошли меценаты Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Характерной чертой советского периода российской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что практически исключало необходимость общественных благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина).

Вместе с тем, существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований это общество собирало членские взносы практически со всего взрослого населения страны, наряду с государственными дотациями.

В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования часто поступали на государственные банковские счета.

Попытки возродить в СССР частную благотворительность свелись к «добровольно принудительному» порядку изъятия членских взносов для «добровольных» обществ в момент получения заработной платы в организациях. Такие взносы не требовали ни серьезного осмысления, ни понимания для чего собираются деньги и на что они расходуются.

В годы перестройки было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это были благотворительные организации.

Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 1990-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Макартуров, британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Также в России начали действовать международные благотворительные организации – Врачи без границ, Врачи мира, Армия спасения, Международный Красный Крест.

Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и другие нужды. Такими организациями стали фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина «Династия», фонд «Виктория», «Фонд культурных инициатив» и другие.

Одним из первых меценатов современности стал Мстислав Растропович. Здесь же следует назвать имена Галины Вишневской, Владимира Спивакова, Владимира Крайнева. Эти люди стали создателями и деятельными участниками благотворительных фондов, поддерживающих российскую национальную культуру.

На современном этапе происходит создание объединений различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Формальные и неформальные объединения различных донорских организаций – одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет. В России на сегодня наиболее известно Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум доноров», объединяющее фонды, агентства международной помощи, двусторонние и международные организации, а также организации, выполняющие программы технической помощи и корпоративный бизнес. Большое развитие получила благотворительная деятельность отдельных коммерческих компаний.

Из отчета «Форума доноров» и комиссии по благотворительности Общественной палаты РФ за 2010-2011 годы следует, что в России работает 301 благотворительная организация, правда финансовую отчетность открывают только 107 из них. Годовой оборот этих 107 организаций в 2010 году составил 23,4 миллиарда рублей. Больше всего денег собирается и тратится на экологию – 3,6 миллиарда рублей. На благотворительность в медицине и здравоохранении расходуется 1,3 миллиарда рублей. На третьем месте благотворительная помощь в сфере образования – 524,1 миллиона рублей. По данным ВЦИОМа, приведенным в докладе, денежные пожертвования благотворительным организациям делали 10,1% опрошенных, в то же время нищим на улице подают 24,3% респондентов.

Благодаря развитию электронных технологий, благотворителем в современной России может быть каждый, для этого даже не потребуется выходить из дома. Так, например, в рамках Первой Национальной благотворительной программы «Миллиард мелочью» действует «Электронный благотворительный ящик» – помощь онкобольным детям и детям, страдающим другими тяжелыми заболеваниями. Площадка облегчает процесс пожертвования и позволяет отслеживать использование средств. Каждый желающий может разместить благотворительный ящик на странице блога, корпоративном или частном сайте.

Благотворительные приложения для социальных сетей Facebook и ВКонтакте выпущены компанией Яндекс в 2011 и 2012 годах соответственно. С помощью приложения пользователи соцсети смогут «попросить» у своих друзей деньги для любых целей: как для личных нужд, так и на благотворительные акции.

Перечислить деньги может любой, у кого есть электронный кошелек в «Яндекс.Деньгах». Вывести средства, собранные с помощью приложения, можно на банковскую карту или получить наличными.

Пожертвования через терминалы экспресс оплаты – распространенный способ участия в благотворительности. Специальные благотворительные разделы присутствуют почти в каждой системе терминалов (QIWI и др.). Пользователь выбирает соответствующий раздел, вводит свой номер телефона и отправляет деньги.

Пожертвования через смс – способ помощи нуждающимся людям, который набирает все большую популярность. Для того чтобы перечислить пожертвование, нужно только отправить сообщение на короткий номер, предоставленный оператором сотовой связи одному из благотворительных фондов.

Одной из главных проблем в развитии благотворительности в России на современном этапе является отсутствие в законодательной базе закона о меценатстве, который принес бы налоговые послабления предпринимателям, жертвующим деньги на культурные и иные благотворительные проекты.

Согласно статистическим данным в области благотворительности в международном индексе благотворительности Россия занимает 127-е место из 150. В России в благотворительность вовлечено 20% населения по сравнению с 60% в США. Многие эксперты сходятся во мнении, что поддержки благотворительности сегодня необходим грамотно выстроенный «зеленый коридор».

Источник

История благотворительности в России

Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства. Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности». Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего. И тот и другой равны перед ударами судьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего. Постепенно благотворительность стала приобретать организованный характер.

Историю благотворительных организаций в России можно разделить на два этапа. Первый — с середины ХVI в. до 1862 г. Это период становления благотворительных организаций в России. Второй — 1862 г. — 1906 г. это период расцвета русской благотворительности. Первые сведения о возникновении организованной благотворительности в России можно отнести к 1551 году, когда Патриарх обратился к правительству с просьбой организовать богадельни для мужчин и женщин во всех городах и селах. А двести лет спустя, в 1775 году, появился Царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. До ХVIII в. известно о существовании всего 8 благотворительных обществ, а наибольшее их число было основано в 1851— 1860 гг., но и оно не достигало 100.

Организации, оказывающие благотворительную помощь нуждающимся, возникали в России в громадном большинстве случаев по инициативе сословных организаций, отдельных групп и отдельных лиц. Для учреждения благотворительных обществ требовалось каждый раз Высочайшее соизволение, что, по свидетельству официальных источников того времени, было крайне неудобно.

В 1862 г. был принят специальный акт, где указывалось: «во изменение изъясненного порядка, учреждение обществ для взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутренних дел». С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений, и к 1890 году было создано еще около 2000 новых.

Помощь нуждающимся большей частью оказывалась специальными благотворительными организациями. В некоторых же случаях этой деятельностью занимались организации, для которых оказание благотворительной помощи составляло лишь одну из второстепенных задач.

Специальные благотворительные учреждения представляли собой две группы: благотворительные общества и благотворительные заведения.

Благотворительные общества — это добровольные объединения лиц, имеющие цель помогать нуждающимся в том или ином отношении. Деятельность благотворительных обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества. Благотворительные общества иногда объединялись в союзы, а иногда они имели довольно сложную многоступенчатую структуру, возглавляемую центральными органами, дающими направление деятельности всей системе.

Благотворительные заведения, в отличие от обществ, это учреждения для удовлетворения потребностей нуждающегося населения в стенах заведения, то есть нуждающиеся или жили в этих заведениях, или являлись в них для питания, ночлега и т. д.

В России к 1902 году функционировало 11040 благотворительных учреждений (4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений).

история россии история благотворительности в россии. Смотреть фото история россии история благотворительности в россии. Смотреть картинку история россии история благотворительности в россии. Картинка про история россии история благотворительности в россии. Фото история россии история благотворительности в россии

история россии история благотворительности в россии. Смотреть фото история россии история благотворительности в россии. Смотреть картинку история россии история благотворительности в россии. Картинка про история россии история благотворительности в россии. Фото история россии история благотворительности в россии

Все благотворительные учреждения, действовавшие на территории России, несмотря на их общественный характер, состояли в ведении и надзоре министерств и ведомств, таких как Министерство внутренних дел, Ведомство православного исповедания, Министерство финансов, Министерство юстиции.

Специальным законодательным актом, общим для всех благотворительных организаций, был «Устав об общественном призрении» в России. Он регулировал деятельность благотворительных учреждений, создаваемых частными лицами. («Призрение» — это забора, опека. Дома призрения — благотворительные заведения, где заботились о больных и неимущих. «Презрение» — прямо противоположное: высокомерие пополам с неприязнью.)

В Уставе предусматривалось, что создание благотворительных обществ и частных благотворительных заведений должно производиться в разрешительном порядке. Частные благотворительные организации, в отличие от государственных, «не дозволялись к открытию, пока они не будут иметь своих средств, необходимых для их содержания».

Благотворительное общество могло состоять из неограниченного числа членов, уплачивающих членские взносы или обязывающихся содействовать обществу личным тру-дом в достижении его целей. Члены, в зависимости от участия в делах общества, делились на почетных, действительных и соревнователей.

Почетными признавались «лица, оказывающие обществу услуги выдающимися пожертвованиями или иным образом способствующие успешному развитию деятельности общества». В некоторых уставах они именовались благотворителями. Действительные члены лица, участвовавшие в деятельности общества денежными взносами не ниже определенного размера, которые уплачивались единовременно или ежегодно.

Соревнователями — лица, ежегодно передающие обществу взнос в минимальном размере или «содействующие действительным членам в исполнении ими своих обязанностей по обществу». Причем и соревнователи, и действительные члены могли освобождаться от денежного взноса в случае предоставления бесплатных услуг или безвозмездного участия в деятельности общества. Все действительные члены образовывали общее собрание общества, которое являлось высшим его органом. Общее собрание для непосредственного ведения дел избирало правление общества (комитет, совет) и ревизионную комиссию. Нередко для надзора за определенными заведениями общества избирались попечители этих заведений.

Средства благотворительных обществ слагались из взносов и пожертвований; поступлений по займам, процентным бумагам, от проведения увеселений, базаров и лотерей; доходов от недвижимости; доходов от заведений, принадлежащих обществу, а также различного рода сборов и прочих поступлений.

Денежные средства общества делились на части, которые именовались «капиталы». Капитал, который образовывался из пожертвований с точно определенным назначением, носил название специальный. Запасной капитал часть, на образование которой отчислялись суммы по усмотрению Общего собрания. Расходный капитал состоял из поступлений, не перечисленных в специальный и запасной капиталы. В состав специального капитала мог входить неприкосновенный капитал, который образовывался за счет поступлений, сделанных под условием неприкосновенности. Из него можно было заимствовать средства лишь по специальному решению общего собрания членов общества.

Расходование остальных капиталов осуществлялось также по решению общего собрания посредством утверждения сметы общества на каждый год или по особым постановлениям. Часть средств благотворительных обществ могла обращаться в государственные или гарантированные правительством процентные бумаги.

Из средств благотворительных обществ выдавались пособия нуждающимся. Решение о выдаче и предельном размере такого пособия принималось общим собранием. В исключительных случаях пособие могло быть выдано по разрешению председателя правления под его личную ответственность с последующим обязательным доведением до сведения правления.

По состоянию на 1900 год в благотворительных обществах преобладали денежные капиталы 74 %, а в благотворительных учреждениях до 43 % средств составляла стоимость недвижимости, которая оценивалась в 142 млн. 24 тыс. 495 руб. Относительно расходования денежных поступлений в благотворительные организации представляет определенный интерес право отзыва пожертвования, изложенное законодателем следующим образом: «В случае невозможности, вреда или совершенной бесполезности употребления переданного для определенной надобности имущества и капитала сообразно указанному жертвователем назначению, сии имущества и капиталы могут получать другое назначение (если жертвователем не сделано на сей предмет никаких указаний) не иначе как с согласия жертвователя, а если его уже нет в живых, то по испрошению Высочайшего разрешения через Кабинет Министров. Если бы пожертвованные для определенной надобности имущество и капиталы были обращены на другое употребление без согласия жертвователя, то ему принадлежит право иска о возврате им жертвованного».

К началу ХХ века в России сформировалась система общественной организованной бла-готворительности, которая имела определенную законодательную базу. Однако это за-конодательство требовало совершенствования. Во-первых, требовалось создание чет-кой организации благотворительности, так как в то время, как для одного вида помощи имелось несколько обществ и сравнительно обильный приток средств, для другого вида их или вовсе не существовало, либо средства были совершенно ничтожны. Во-вторых, необходимо было укрепить связи между благотворительными обществами, т. к. одно лицо могло получить пособие и помощь сразу в 5 местах, тогда как другое везде встречало отказ «по неимению средств».

В связи с этим возник проект создания организации, координирующей действия благотворительных обществ и принимающей меры к устранению нецелесообразных и вредных форм оказания помощи (подача милостыни, особенно деньгами, бродячим нищим). Предусматривалось, что к работе в этой организации будут привлечены все благотворительные общества и учреждения.

Однако практически до конца ХIХ века в России координационную функцию по отношению к благотворительным организациям выполняло Императорское Человеколюбивое общество.

В 1899 году при благотворительном Совете было открыто городское справочное отделение по делам благотворительности, которое давало консультации людям, нуждающимся в помощи, о том, куда им следует обратиться, вело картотеку на всех обратившихся и давало благотворительным организациям справки.

В 1900 году в России насчитывалось несколько тысяч действующих благотворительных обществ как универсальных, так и специализирующихся на отдельных видах помощи. Возросло не только число благотворительных учреждений, изменились условия и отношение к благотворительной деятельности и определилось понятие общества и союза обществ. 4 марта 1906 года был принят общий закон о подобных организациях, который именовался «Временные правила об обществах и союзах».

Временные правила об обществах и союзах 1906 г. были основным законодательным актом для благотворительных организаций вплоть до 1917 года.

Во время Первой мировой войны 1914 г. благотворительность в России приняла еще более массовый характер.

Возникла большая сеть благотворительных организаций, носивших патриотический характер, оказывающих помощь русским солдатам и офицерам (например, Всероссийский союз помощи больным и раненым воинам).

После революции 1917 г. и в первые годы советской власти обязанности в области благотворения начали выполнять государственные органы.

Это обусловливалось, по всей видимости, тем, что Советское государство, возникнув как государство рабочих и крестьян, взяло на себя функцию защитника и попечителя всех «униженных и оскорбленных», «скорбящих и страждущих». В конце 1917 г. были образованы Наркомат Государственного призрения и Наркомат Социального обеспечения, которым были переданы все полномочия в области общественного призрения. Декретами и постановлениями этих наркоматов были упразднены почти все благотворительные организации, действовавшие в царской России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *