история с гимном степанцов текст
Поэт, хулиган… Великий Магистр (36 фото + 12 видео)
Российский поэт, автор песен, певец и актёр Вадим Юрьевич Степанцов родился 9 сентября 1960 года на ст. Узловая Тульской области в семье технических интеллигентов, окончивших Тульский горный институт/ТулГИ (однако, в 2016 году в программе «Соль» Захара Прилепина Степанцов заявлял, что родился в Донецке (тогда Сталино), но сразу же после рождения был увезён в Тулу).
Мать — Лора Ивановна (1937-1994), в девичестве — Вертепа, украинка по национальности, уроженка Луганской обл. (Украина). Отец Юрий Иванович (1938-2003) родом из Смоленска. Дед — Иван Степанцов после революции 1917 года раскулачивал зажиточных крестьян, позже стал главным редактором смоленской партийной газеты, а в конце 1930-х гг. был репрессирован. Есть младший брат — Пётр (род. 1967, работает переводчиком).
Будущий поэт писать стихи начал ещё в 7 лет:
«Материнское тепло как второе солнце.
Материнское тепло делает потомцев».
«Есть в Африке деревья — баобаб, он сильный и могучий.
И в Африке, я думаю, считают так — что он, он самый лучший».
В 16 лет, окончив тульскую общеобразовательную среднюю школу №22, Степанцов намеревался поступить на географический факультет МГУ, однако по дороге в Москву ему встретилась сестра школьного приятеля, убедившая его сдать документы в Московский технологический институт мясной и молочной промышленности (МТИПП, ныне — Московский государственный университет пищевых производств/МГУПП). Вадим окончил лишь 3 курса этого заведения, проходил практику на Микояновском мясокомбинате и впоследствии неоднократно отмечал в интервью, что в истории литературы лишь 2 человека учились на инженера-технолога мясомолочной промышленности — он и Джером Сэлинджер.
Досрочно покинув институт, Степанцов сразу же был призван на срочную службу — в полк связи войск КГБ в подмосковной Малаховке. Однако, после конфликта со старослужащими, он самовольно оставил часть, но уже на вторые сутки был задержан и направлен на обследование в московскую психиатрическую клинику №15, откуда вышел через 4 месяца с диагнозом «психопатия». По словам Вадима, в этой истории сыграл роль ещё и тот факт, что в его тумбочке были найдены брошюры «Истина и пути её познания» и «Христианский экуменизм: вчера и сегодня».
По возвращении в Узловую, диагноз помешал ему устроиться на местный химический завод. И Вадим работал грузчиком, слесарем-сантехником, вырубщиком жёстких кожизделий.
В 1983 году Степанцов с 3-го раза прошёл творческий конкурс, сдал экзамены и поступил в ЛИ — Литературный институт им. А.М. Горького, на семинар поэта-песенника Льва Ошанина. Жил в общежитии на Добролюбова, 9/11.
Первая поэтическая публикация Степанцова состоялась при участии известной советской поэтессы Риммы Казаковой в альманахе «Поэзия». Стихотворение «Деньги» было опубликовано под коллективным псевдонимом «Ефим Самоварщиков»:
«Деньги имеют способность куда-то деваться.
Деньги в стремлении смыться, похожи на птиц.
Эдак бывает, уцепишь пучок ассигнаций,
Глядь — разлетелись на книги, вино и девиц…»
Затем журнал «Литературная учёба» публикует его стихотворение «Молодой иностранец в красивой машине». В 1988 и 1989 гг. у Степанцова ещё 2 громкие публикации — выходивший в то время многомиллионным тиражом журнал «Новый мир» печатает его подборки в №№3 и 12. И он стремительно входит в число наиболее известных молодых поэтов. Его произведения печатаются в самых престижных журналах, переводятся на иностранные языки.
В 1988 году Вадим с отличием окончил Литинститут, о чём позже рассказывал:
«Был 1988 год. Председателем государственной экзаменационной комиссии в Литинституте внезапно назначили Сергея Владимировича Михалкова, закосневшего в своём переделкинском пузыре. Ветер эпохи его ещё не коснулся. А в Литинституте всегда была вольница. Народ там даже при застое жил отдельной жизнью. Но Михалков это не всосал. Плюс у него на тот момент сын – «фашист, предатель Родины» Кончаловский. Михалков бздит. И его назначили председателем ГЭКа! Он читает дипломы студентов отделения поэзии. Это машинописные сборники стихов. «О, Русь моя, о, берёзы мои!», «Горы мои, мой Дагестан»… Все понятно. Никого ничто не задевает. И тут Михалков берёт мой диплом. Читает:
«Убей меня, красотка, на заре,
На крыше голубого лимузина.
Убей меня, вынь печень — и скорей
Сожри её, в ней много витаминов.
Убей меня, разделай и сожри,
Ведь я твой враг, и, значит, есть причина,
Чтоб утром, на рассвете, ровно в три,
Убить меня на крыше лимузина.
Да, я твой враг — не веришь? Я твой враг!
Да, я покамест ласковый мужчина.
Но час пробьёт — рассыплется во прах
Моя непостоянная личина.
И превратится в ледяной оскал
Гагаринская тёплая улыбка.
Рука, которой я тебя ласкал,
Пощёчиной тебя согреет, рыбка».
И у старого киборга начинают плавиться микросхемы. Мой руководитель, Лев Иванович Ошанин, автор «Гимна демократической молодёжи», потом передавал их разговор: «Серёг, может, ты напрасно так вспылил? Парень-то ничего, чуть-чуть экстремален». — «Какой, на х…, экстремален! Это фашист! Только через мой труп он получит диплом литературного института!». А я был отличником. И Ошанин отвечает Михалкову: «Вот ты — сатирик. Он — молодой. У них сейчас другая сатира. Не порти человеку жизнь». Михалков не унимался. Потому что, будучи литературным генералом, ещё не понимая, в какую сторону качнется маятник перестройки, он вёл себя как держиморда».
В названии Ордена использовали 2 термина: маньеризм — течение в европейском искусстве XVI века, отличающееся напряжённостью образов и манерностью форм, и куртуазность — система правил поведения при королевском дворе в средние века, включающая в себя возвышенную любовь к Даме. Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором (реже — просто цинизмом).
Первоначально в Орден входили: Степанцов — Великий Магистр, Александр Бардодым — Чёрный Гранд-Коннетабль, Дмитрий Быков — Командор (вышел из Ордена в 1992 году), Константэн Григорьев — Командор-Ордалиймейстер и Магический Флюид, Андрей Добрынин — Великий Приор, Пеленягрэ — Архикардинал.
В том же 1989 году Степанцов и Григорьев создали ещё и, по их выражению, вандал-рок-банду Бахыт-Компот («Бахыт» — «Счастье», каз.), первыми известными песнями которой стали «Девушка по имени Бибигуль», «Анархистка» и «Пьяная помятая пионервожатая», отличающиеся едко-ироническим содержанием.
Поэт не только писал тексты песен для чужих групп (На-На, ТаТu), но и был автором и вокалистом в своей, несмотря на то, что совсем не обладал умением играть на каких-либо музыкальных инструментах.
Состав группы неоднократно менялся, и в разное время её участниками были Роберт Ленц, Константин Меладзе, Ким Брейтбург и другие известные российские музыканты.
В 1990 году вышел первый альбом Компота — «Кисло». Музыканты выступали с концертами в клубах, причём зачастую гонораром им служил ящик пива.
Среди своих коллег и поклонников поэт имеет кличку «сын Юрия Антонова». В середине 1990-х гг. в музыкальной прессе муссировались слухи, поддерживаемые самим Вадимом, что он является внебрачным сыном Юрия Антонова. Этому способствовала его невероятная схожесть с молодым Антоновым, а также отчество Степанцова, хотя певец старше Вадима всего на 15 лет.
В 1991 году Степанцов написал авантюрный роман о похождениях маньеристов — «Отстойник вечности» (1-я его часть была опубликована в №4-5 за 1992 г. журнала «Юность»).
А в январе того же года, после исполнения на фестивале «Рок-акустика» в Череповце песен, содержавших ненормативную лексику, Вадим был задержан и препровождён в местное отделение милиции.
Допивался музыкант в своё время и до «белой горячки», лечился от алкоголизма в реабилитационном центре Ассоциации анонимных алкоголиков/Alcoholics Anonymous (АА) в штате Мэриленд (США).
«В начале карьеры я думал, что алкоголь — это хорошо и правильно, это в порядке вещей. Обстоятельства и окружающая действительность в 1993 году спровоцировали меня на неумеренный алкоголизм, но также и способствовали творчеству. Когда в Америке я попал в реабилитационный центр Ассоциации анонимных алкоголиков, то переменил свой взгляд и на шесть лет завязал. Тогда же я понял, что творчество не творится, когда я пью. У алкоголика все мысли о другом — о прекрасном, преимущественно о женщинах. Когда слишком много пьёшь, то совсем в высокие сферы забираешься. А по-настоящему творить можно только в трезвом состоянии. Пожалуй, отличить мои стихи и песни, написанные в период абстиненции, от тех, что я писал пьяным, нельзя — опыт не задвинешь. По сути, в обоих случаях истории те же самые — анонимные алкоголики, которые меня возвращали к уму-разуму, с удовольствием пересказывают свои смешные и нелепые похождения из жизни «до». На этом и зиждется их программа — ты не перестаёшь быть алкоголиком, даже когда перестаёшь выпивать. В России я мог бы попробовать тоже походить в подобную клинику, беда в том, что у нас очень скучная публика. Когда приходит новый человечек в группу, и все старые перцы повторяют в 288-й раз свои банальные сюжеты, то зеваешь и думаешь, куда уже бечь» (из интервью В. Степанцова)
А в 1995 году поэт вдруг решил баллотироваться в Госдуму от Партии любителей пива (фракция непьющих) по Чукотско-Корякскому избирательному округу. И занял 2-ое место!
В 2001 году Степанцов выступил с критикой методов работы телеканала НТВ 1990-х и начала 2000-х гг., осуждал Владимира Гусинского и коллектив его телекомпании за прочеченскую позицию при освещении обеих чеченских войн, что отчасти нашло своё отражение в тексте «История с гимном».
17 января 2004 года Степанцов был увезён с собственного выступления в НИИ скорой помощи им. Склифосовского после того, как одна из зрительниц запустила ему в голову бутылкой.
В феврале 2008 года столичная квартира Степанцова на Гавриковой была обворована. Из холодильника злодеи похитили 300 тыс. рублей, отложенных на съёмку клипа на песню «Пьяная помятая пионервожатая». Съёмку пришлось отложить
А в октябре 2010 года Вадим вновь столкнулся с криминалом — из его автомобиля были украдены личные вещи и в то числе — только что сведённая песня «Уберите Петра!» (творческая невезуха какая-то!)
В своих интервью и текстах 2010-х гг. он неоднократно высказывался против протестных выступлений россиян 2011-13 гг., Евромайдана и украинской политики после 2014 года. Осуждал проукраински настроенных деятелей культуры из России, в частности, Андрея Макаревича.
Последний на сегодня студийный альбом Бахыт-Компота — «Полигимния» (Warner Music Russia) вышел в 2014 году. Вадим выпускает так же и свои сольные альбомы. А коллектив существует и сейчас, 1 марта 2019 года вышел видеоклип группы — «Роняя айфоны».
Его любимые авторы — французский поэт XVI века Пьер де Ронсар и казахский поэт, композитор, просветитель и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы Абай Кунанбаев (причём, читает последнего он в подлиннике).
Живёт Вадим Юрьевич в Москве. Разведён, есть дочь Ольга (2000 г.р.). В детстве у неё тоже была тяга к стихам, как и у отца.
Библиография:
«Убей меня, красотка, на заре» (1990, после выхода сигнального экземпляра тираж уничтожен), «Баллады и стансы» (Узловая, приложение к газете «Знамя», №151, 1994), «Неприличные, столичные, отличные, уличные, личные стихи: Стихи, песни, поэмы» (М.: «Эксмо», 2002), «Неприличные стихи» (М.: «Эксмо», 2003), «Аморальные истории» (М.: «Эксмо», 2004, Самое лучшее, самое любимое). «Мутанты Купидона» (М.: «ZебраЕ: Альта-Принт», 2004), «Гламуры и тренды: том стихотворений» (М.: «Время», 2008), «О бесстыдницы, о недотроги! (сонеты, рондели, баллады)» (М.: «Эксмо», 2011).
Дискография:
Студийные альбомы:
Бахыт-Компот: «Кисло» (1991), «Охота на самку человека» (1992), «Пьяная-помятая пионервожатая» (1995), «Раздень меня по телефону» (1996), «Страшнее бабы зверя нет» (1997), «Бог, клубника и павлин» (1999), «Все девчонки любят пацанов» (2002), «Stereoбандитизм» (2003), «8-е марта — Дурацкий праздник» (2007), «Самые лучшие тёлки» (2009), «Перезагрузка» (2011), «Полигимния» (2014).
Синглы: «Чурка и скинхед» (2006).
Сборники: «Легенды русского рока» (2002), «Лучшие баллады в алфавитном порядке» (2002).
Сольные проекты:
«Урки правят миром» (1996), «Король Оранжевое Лето» (Разные исполнители, песни В. Степанцова, 1996), «Русский кибер-парень» (2000), «Мясо & Пластмасса» (2003), «Великое и смешное» (2007), «Небесные карлики» (2019).
Нетиражированные издания:
«Эротоман», «Пьяная рожа» (1994), «Бахыт-Компот в «Секстоне» (1994), «День рождения Брежнева» (1995), «Концерт в клубе «Бедные люди» 10.06.96» (1996), «Новогодние консервы» (1999).
Участие в проектах:
«ДМБ-2000», «ДМБ-001» (саундтреки к к/ф «ДМБ-2000, 2001», 2002), «Гражданская Оборона. Трибьют. ч.2» (2003), «Рок-н-ролл надувает наши паруса» (2004), «Наивные песни» (2005), «Трибьют Сектора Газа» (2005).
Фильмография: В. Степанцов появлялся в кино-проектах и ТВ-шоу в качестве актёра:
«За брызгами алмазных струй» (1992), «Музыка для декабря» (1994, роль 2-го плана), «Кому я должен — всем прощаю» (1999, музыкант в подземном переходе), «Редакция» (2000), «Женское счастье» (2001), «На углу у Патриарших-3» (2003, эпизод), «ГИБДД» (2008, эпизод), «Синдром дракона» (2012).
Награды и премии В. Степанцова:
1996 – «Овация» в номинации «Поэт-песенник».
2000 – «Серебряная калоша» в номинации «Я вас любил» — за стихотворение «История с гимном». Наградную статуэтку «Серебряная калоша – 2000» Вадику вручили за самое блистательное матерное произведение. Степанцов тогда оказался единственным артистом, который не постеснялся прийти и получить сатирическую награду.
Член Союза российских писателей с 1991 года.
Впервые. Одно из самых сильных стихотворений великого русского поэта Вадима Степанцова.
Одно из самых сильных стихотворений великого русского поэта Вадима Степанцова.
Снято в окрестностях села Благовещенье Сергиево-Посадского района.
Впечатлительным не смотреть. На концерте в Магнитогорске суровые сталевары плакали над этими словами. Присутствует нормативная лексика.
Просто уже обсоссыте его, ну просит человек. Закрыл, когда уже 3 раз услышал его просьбу обоссать. Великий.. кто?
да обоссыте его уже кто-нибудь
Крутой чувак. Уважаю его. И поэтому, несмотря на внутреннее нежелание, не смог бы не выполнить его просьбу. Надеюсь, фанаты, находящиеся в территориальной доступности от Поэта, не преминули это сделать.
А как же нетленное?
Я всё ждал, когда его пристрелят,
босса дорогого моего,
и меня оставят одного,
одного над всей конторой нашей,
с миллиардом денег на счету,
с милой секретарочкой Наташей,
пахнущей жасмином за версту.
Ох. Наташка, лютая зараза!
В день, когда Ванёк тебя привел,
выпучил я все четыре глаза
и елдой едва не сдвинул стол.
Ох, Ванёк, ты зря затеял это!
Ох, не весел я, твой первый зам,
в час, когда за двери кабинета
ты Наташку приглашаешь сам.
Киллеры и автокатастрофы,
пламень чёрный, как бразильский кофе,
заплясал неистово во мне.
Как бы заменителем Наташки
ты ко мне Лариску посадил,
девка при ногах и при мордашке,
Я Лариску жеребить не буду,
жеребец коровам не пацан.
Ну а Ваньку, жадного Иуду,
за Наташку я зарежу сам.
Почему, спрошу я, ты, гадёныш,
девку мне помацать не давал?
Кто тебя сводил с Минфином, помнишь?
Кто тебе кредиты доставал?
Кто тебя отмазал от кичмана
после перестрелки в казино?
Ведь суду плевать, что ты был пьяный
даже не в сосиску, а в говно.
А когда с налоговой бухали,
ты зачем префекту в репу дал?
Ладно, это мелочи, детали.
Вот с Наташкой ты не угадал.
Я тебя, быть может, некрасиво,
но совсем не больно расчленю,
и командировочную ксиву
Выпишу куда-нибудь в Чечню.
Пусть тебя чеченские братишки
Ищут за объявленный барыш.
Ты же в банке спирта из-под крышки
на меня с Наташкой поглядишь.
О, рад увидеть Вадима. Натрудилась попка девушки Оксанки:)
89 лет назад родился неординарный поэт, со своим индивидуальным «почерком», один из ярких представителей эпохи «шестидесятников» Роберт Рождественский (1932-1994).
Вся его жизнь была наполнена творчеством, и с нами остались его стихи, песни известных композиторов на тексты Рождественского, выполненные им переводы произведений отечественных и зарубежных поэтов.
В день рождения Роберта Рождественского предлагаю посмотреть снятый по его сценарию пронзительный фильм, посвящённый памяти павших в Великой Отечественной войне. В основу положена поэма поэта «Реквием», которую читают за кадром артисты Армен Джигарханян и Майя Булгакова.
ТО Экран 1975. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Германия Бориса Пастернака
Впервые в Германию Борис Пастернак попал в 1905 году в возрасте пятнадцати лет.
Это была его первая в жизни поездка в заграницу: «Все необычно, все по-другому, как будто не живешь, а видишь сон, участвуешь в выдуманном, ни для кого не обязательном театральном представлении. Никого не знаешь, никто тебе не указ… Скоро я привык к Берлину, слонялся по его бесчисленным улицам и беспредельному парку, говорил по-немецки, подделываясь под берлинский выговор, дышал смесью паровозного дыма, светильного газа и пивного чада, слушал Вагнера».
Борис (слева) и Александр Пастернак. Портрет работы их отца, Леонида Осиповича.
Самым главным делом в жизни Бориса в то время была музыка. Еще в Москве он начал заниматься по консерваторскому курсу (класс композиции) с проф. Ю.Д. Энгелем. А в Берлине их занятия возобновились. Поскольку жить всей семьей в пансионе было дорого, для Бори и младшего брата Шуры сняли комнату при продуктовой лавке в соседнем доме. Дочь хозяйки играла на расстроенном пианино. Чтобы окупить настройку инструмента и право заниматься самому, он вызвался давать ей бесплатные уроки по теории музыки. Кроме того, Борис регулярно ходил на все фортепианные и симфонические столичные концерты. В Gedächtniskirche он слушал свободную и смелую музыку Баха. Впоследствии все это нашло отражение в романтической новелле «История одной контроктавы».
Любовная драма в Марбурге
О Марбургском университете Борис Пастернак впервые услышал в доме богатого чаеторговца Высоцкого, с дочерьми которого, Идой и Леной, он дружил. В Марбурге учился их кузен. Среди его преподавателей особенно «гремели» имена Германа Когена (Hermann Cohen) и Пауля Наторпа (Paul Natorp). Познакомившись с работами этих ученых-неокантианцев, Пастернак понял: он нашел то, что искал.
И вот, мечта сбылась! Получив на руки 100 марок и рекомендательное письмо Борис Пастернак в апреле 1912 года выехал из Москвы в Германию. Целью его приезда был Марбург, точнее Марбургская философская школа. Борис в это время серьезно занимался философией. Деньги на поездку в Германию были подарены матерью. Она скопила их из своих заработков (уроки фортепианной игры) и сберегла на хозяйстве. «Мамино самопожертвование обязывало к удесятеренной жадности» («Охранная грамота»). Поскольку собственного приличного платья у Бориса не было, отец отдал ему свой не новый, но вполне добротный серый костюм, купленный еще летом 1891г.
Университет в Марбурге
25 апреля он приехал в Марбург. Юноша снял дешевую комнату на окраине города. Вот как Пастернак описывает эту первую встречу с городом: «Я стоял, заломя голову и задыхаясь. Надо мной высился головокружительный откос, на котором тремя ярусами стояли каменные макеты университета, ратуши и восьмисотлетнего замка. С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь. Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне. Если бы это был только город! А то какая-то средневековая сказка!»
В таком же восторге Пастернак был от университета: «Если бы тут были только профессора! А то иногда среди лекции приоткрывается грозовое готическое окно, напряжение сотни садов заполняет почерневший зал и оттуда с гор глядит вечная, великая Укоризна. Если бы тут были только профессора! А тут и Бог еще».
В городе в своем первозданном виде сохранились дома, где жили Мартин Лютер (Martin Luther) и братья Гримм (Jacob und Wilhelm Grimm), учившиеся в Марбургском университете. А первым русским марбуржцем был Михайло Ломоносов.
Том самый дом, где когда-то жили братья-сказочники.
9 мая Б.П. записался в число студентов-философов летнего семестра. Он выбрал три курса, оплатил слушание лекций и практические занятия в семинариях. Этика у Когена. Логика у Патрона. История философии нового времени у Гартмана. Первоначально он оплатил еще и практикум игры на органе у проф. Йенера, но вскоре отказался от этого намерения.
Втягиваться в занятия было трудно, но он преодолевал это сопротивление: «…строгое мышление вовсе не так недоступно мне… Но меня одолевает сомнение здесь: нужно ли это мне…» – писал он в письме родителям. Затем он писал, что Марбург не музейная, а живая история в своем непрерывном течении и что 18 мая в актовом зале происходило торжественное зачисление в студенты. По традиции, установленной еще в XYI в., каждый студент подходил к ректору и дружески пожимал ему руку. Ректор же высказал пожелание … чтобы дыхание поэзии, овевающей город Св. Елизаветы», студенты «унесли с собой как обет молодости».
Борис в это время увлечен не только учебой: в письме домашним он сообщает «страшный секрет»: «Ида и Лена приедут ко мне на днях погостить. Что-то с занятиями будет?» Речь идет о сестрах Высоцких, дочерях миллионера, чаеторговца Высоцкого. В старшую из них – Иду – Борис давно влюблен, назревало объяснение.
Сестры приехали 12 июня, остановились в лучшей «Рыцарской гостинице» и пробыли там несколько дней. Об этом времени Пастернак вспоминает в своей «Охранной грамоте»: «Три дня, проведенные с ними неотлучно, были не похожи на мою обычную жизнь, как праздники на будни. Без конца им что-то рассказывая, я упивался их смехом и знаками понимания случайных окружающих. Я их куда-то водил. Обеих видели со мной на лекциях в университете. Так пришел день отъезда. () … страшно волнуясь, (я) сказал, что дальше так продолжаться не может, и я прошу ее решить мою судьбу»
«В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал».
Борис Пастернак в 1910 году на картине Леонида Пастернака
Вначале Борис Пастернак пытался преодолеть свое душевное смятение усиленными занятиями. На одном из семинаров он докладывал Гартману о Лейбнице, а на другом – читал самому Когену свой реферат о Канте, причем произвел на главу марбургской философской школы большое впечатление. «Коген был прямо удивлен и просил меня к себе на дом. Я был страшно рад. Можешь себе представить, как я волновался перед всеми этими докторами со всех концов мира, заполнившими семинар; и перед дамами. Я знаю, что выдвинулся бы в философии», – писал Б. Пастернак своему другу Штиху 11 июля 1912 г.
Ему стали предрекать блестящее философское будущее. Но поэзия уже захватывала Пастернака целиком.
Образы и мотивы ранних марбургских стихов будут всплывать и в его поздней лирике, и в романе «Доктор Живаго». А в 1912 году начинающий поэт в смятении бросается в Киссенген, где в то время жили его родители с сестрами и куда приехали сестры Высоцкие. Но новая встреча не принесла влюбленному ничего, кроме новых страданий.
Но Борис Пастернак к этому времени уже решил оставить философию ради поэзии. В письме к Штиху он, объясняя свое решение, несколько сгущает краски: «Я видел этих женатых ученых: они не только женаты, они наслаждаются иногда театром и сочностью лугов; я думаю, драматизм грозы также привлекателен им. … Да, они не существуют; они не спрягаются в страдательном. Они не падают в творчестве. Это скоты интеллектуализма». Бориса страшит и отталкивает замкнутая академическая среда. И все же он решает довести начатое дело до конца, сдать все зачеты и получить Abgangs-reuguis. И вот наконец со всеми зачетами в кармане Борис отправляется во Флоренцию, где в то время находилось все семейство Пастернаков.
«Подлетел поезд, я обнялся с товарищем и, вскинув кверху чемодан, вскочил на площадку. … Щелкнула дверца, я прижался к окну. Поезд по дуге срезал все пережитое, и раньше, чем я ждал, пронеслись, налетая друг на друга – Лан, переезд, шоссе и мой недавний дом. Я рвал книзу оконную раму. Она не поддавалась. Вдруг она со стуком опустилась сама. Я высунулся что было мочи наружу. Вагон шатало на стремительном повороте, ничего не было видно. Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия».
Марбург тоже не забыл его. «Прощай, философия!» — эти слова из «Охранной грамоты» можно прочитать на бронзовой мемориальной доске, расположенной на стене дома № 15 по Гиссельбергской улице (Gisselberger Straße), где Борис Пастернак прожил три летних месяца 1912 года. Есть в городе и улица, носящая его имя.
Ноллендорфплац, где в кафе «Леон» находился литературный клуб «Дом искусств» (здание справа)
Транспортный узел «Гляйсдрайек», где любил бывать Б. Пастернак