история схождения благодатного огня в иерусалиме

А ведь было так. О Чуде схождения Благодатного Огня в Великую Субботу

Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня (Света).

Церемония Святого Огня

«Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти «дикарские» пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов. И огонь снизошел.». Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный «контроль» за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию, [ 3].

Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Схождение Благодатного Огня

О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи. «Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей». Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: «Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня. и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются.»[ 5].

Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. «Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы «Воскресения Господня», и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей.». Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалиме

В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.»

Только ли Православным Христианам сходит Огонь?

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.

Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоночальники почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…»[ 6].

Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли. в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь.»

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор [ 9],[ 10]. Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «. однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась» [ 11].

В разные годы, разными людьми использовались и другие названия для чуда сошествия Благодатного Огня: Благодатный Свет, Священный Свет, нерукотворный Свет, Благодать.

Источник: Благодатный Огонь

Источник

Благодатный Огонь: чудо или символическое появление пламени

Десятки тысяч православных верующих и любопытствующих туристов каждый год стекаются в Великую Субботу в христианскую столицу мира. Они идут пешком, едут автобусами, летят чартерами, чтобы лично присутствовать в Храме Гроба Господня при схождении Благодатного огня. И в первые мгновения после его появления умыться творящим чудеса Иерусалимским пламенем.

Древнейшее явление, которое существует вот уже два тысячелетия. Происходит схождение Благодатного огня на глазах у миллионов, но при этом до сих пор хранит тайну своего появления — что это: чудо или символ веры?

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалиме

Что такое Благодатный огонь

В переводе с греческого означает Святой Свет. Именно так и называют его в Иерусалиме.

В Великую Субботу греческий патриарх и армянский архимандрит за закрытыми дверями Кувуклии (Царской усыпальницы) таинственно принимают от Господа Иерусалимский Огонь. А затем все присутствующие возжигают от него все свечи и лампады в храме и за его пределами.

Происхождение выражения и толкование

Судя по письменным источникам, впервые свидетелем появления Огня стал Апостол Петр. Узнав о воскрешении Христа, он поспешил к гробнице и обнаружил, что тела Иисуса там нет. А сама пещера освещена нерукотворным сиянием. Это и было время, когда первый раз сошел Огонь.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалиме

Историческая справка

Еще в пятом веке Иерусалимская церковь начинала свои богослужения в Страстную Субботу только после того, как являлся Вечерний Свет.

«Лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом без посторонней помощи», — читаем мы в письменах паломника Бернарда Монаха (867 год).

Подобных свидетельств, оставленных в источниках за прошедшие века, множество: в летописях можно проследить ежегодное возгорание Огня на протяжении многих веков.

И в современном мире ежегодно в Страстную субботу весь православный мир, творя молитву, ожидает этого чуда.

Храм Гроба Господня

Считается, что он стоит на том месте, где был распят и воскрес Иисус Христос.

Несмотря на мировую известность и свою значимость в истории христианства, он удивляет своей миниатюрностью. Под одной крышей в нем находятся и Голгофа (место распятия Христа), и Кувуклия (небольшая мраморная часовня над пещерой Гроба Иисуса), и кафедральный храм Кафоклион. А также приделы (маленькие храмы) шести церквей — католической, армянской, коптской, эфиопской, сирийской и православной.

Оказавшись за воротами храма, паломники проходят по последнему пути восхождения Христа на Голгофу.

Церковная служба перед таинством схождения Огня также воспроизводит события Страстной субботы — страсти Христовы, распятие и воскрешение:

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалиме

Церемония Благодатного огня

Главный собор Израиля небольшой, не вмещает всех желающих видеть чудо сошествия. Поэтому паломники и верующие собираются задолго до начала церемонии. А опоздавшие заполоняют и площадь перед зданием церкви, и узкие улочки, ведущие к ее стенам.

Праздничные богослужения начинаются утром в Великую Субботу. Причем проходят они в соответствии со строгим ритуалом.

Вход армянской делегации

В четверть девятого распахиваются двери, и в святилище заходит процессия армянского Иерусалимского патриархата.

После молитв у священных мест, она делает обход вокруг Кувуклии и перемещается к Армянскому Приделу храма Воскресения.

Подготовка Гроба Господня

Тем временем идет подготовка к запечатыванию Кувуклии. На полу в Царской Опочивальне раскладывают ватные шарики. Когда Благодатный Огонь сойдет голубой росой огней на стены и пол часовни, верховный священнослужитель зажжет от них один из ватных шариков и засветит лампаду.

Пока же здесь не должна гореть ни одна свеча: все это тщательно проверяют полицейские и иноверцы.

Ровно в 11.00 представители разных конфессий опечатывают часовню лентами и восковыми печатями.

Нарушение спокойствия

Спустя еще полчаса торжественную атмосферу собора нарушают крики и веселье арабов. Молодые люди, громко хлопая в ладоши и, сидя на плечах друг у друга, выкрикивают молитву, в которой просят даровать православным христианское чудо.

Такова традиция, и с ней никто сейчас не спорит. Впрочем, в начале XX века английский губернатор попытался запретить «дикарские» пляски. Арабов не пустили в Храм — и Благодать не сошла. Иерусалимский Патриарх, тщетно простояв на коленях два часа, распорядился впустить молодежь. После чего таинство свершилось.

Прибытие главного посредника

В полдень в церковь входит Греческий Патриарх.

В 12.30 греческая делегация трижды обходит Кувуклию. А затем на глазах у полиции и многочисленных паломников Патриарх разоблачается и остается лишь в белом подризнике, епитрахили, поясе и поручах.

Драгоман снимает печати и шнуры с двери Святого Гроба и впускает Главу Иерусалимской церкви внутрь. Смысл действа в том, что он не должен пронести с собой ко Гробу ни спичек, ни зажигалки — ничего, что помогло бы ему зажечь пламя самому. Следом за ним в мраморную часовню устремляется Армянский епископ.

Как появляется Благодатный огонь

Представитель Армянской церкви остается при входе, Греческий Патриарх проходит в центр к Ложу Спасителя. Они встают на колени и начинают читать молитвы. Обращение ко Всевышнему может продолжаться от пяти минут до нескольких часов.

Ожидание

Тем временем верующие непрерывно повторяют » Господи, помилуй! «

Согласно предсказанию, однажды из-за грехов людских Божественное Сияние не случится. Тогда Храм разрушится, а на Земле наступит конец света. Когда это произойдет — не известно. Но каждый раз вот уже 2000 лет, собираясь на предпасхальную службу в Храм Гроба Господня, священнослужители и паломники совершают Таинство Причастия.

Прохождение во время службы всех этапов вслед за Христом, от Распятия до Воскресения; ожидание возможного конца и новое рождение в момент возгорания Огня — все это создает в Храме особую атмосферу. Кто-то плачет, кто-то полностью погружен в себя, кто-то неистово молится.

Схождение

Наконец — в церкви вспыхивают сполохи, над Кувуклией возникает столб света — и вот внутри, где молится Греческий Патриарх, загорается Благодатный Огонь.

В Храме раздается колокольный звон. Молящиеся радуются, обнимаются и счастливо плачут — Святой Свет сошел и в этот раз, впереди — год счастливой жизни.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалиме

Выход Огня

Озарив Кувуклию, Огонь выбирается в храм.

Все происходит поэтапно из года в год:

Чудесные свойства

В первые минуты после своего схождения пламя Иерусалимского огня не обжигает, и сотни паломников, совершая многовековой обряд, умываются им. Верующие приводят многочисленные случаи исцеления больных, случавшихся прямо во время огненного омовения.

Температурную аномалию зафиксировал глава объединения православных ученых протоирей Геннадий Заридзе, замерив ее с помощью пирометра. В первые минуты горения прибор показал всего 40 градусов. Спустя 15 минут температура пламени повысилась до 320 градусов.

Как принести домой

После окончания церемонии, засветив свои лампады, верующие покидают церковь. Кто-то идет в свой дом, находящийся в окрестностях храма. А кто-то отправится в далекую страну, где его возвращения со Святым Светом ждут представители высшего духовенства и соотечественники. Весь огонь, зажженный от главного источника, считается теперь Божественным.

Прихожане с трепетом и почтением встречают Иерусалимский огонь на родине:

Встречающие также будут зажигать свои лампады прямо в аэропорту или в храмах и разносить их по домам. Так Иерусалимское чудо растекается в Пасху по самым дальним уголкам Земли.

Сколько должен гореть Огонь? В храмах Свет хранят вплоть до следующего года, пока в Священную Субботу вновь не произойдет схождение. В дома же верующие его приносят, чтобы с молитвой очистить жилище от болезней и злых духов, и стараются не гасить всю Пасхальную неделю.

Когда Свет не являлся

Бывали в истории случаи несхождения Огня.

Изгнание православных из Храма Гроба Господня

В первый раз это произошло в 1101 году. Тогда, в результате раскола Римской и Византийской церквей, католики признали православных христиан еретиками и изгнали их из церкви Гроба Господня.

А в Великую Субботу святой огонь не сошел до тех пор, пока православных не позвали для участия в обряде.

Попытка замены Иерусалимского Патриарха Армянским

Во второй раз это случилось в 1579 году. Армянские священники договорились со вновь назначенным мэром, что таинство совершит представитель Армянской церкви, а не Православный Патриарх.

В Иерусалим съехалась вся армянская паства. И в Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV не пустили в собор. Он стоял и молился перед закрытыми дверьми Храма. Но сколько ни молились Армянские священнослужители, чуда так и не произошло.

Внезапно послышался грохот — это треснула колонна у ворот церкви, из нее вышло пламя и зажгло связку свечей в руках у Иерусалимского Патриарха. Трещину и опаленную Огнем колонну до сих пор можно видеть слева от входа в святилище. Паломники оставляют в ней записки, обращенные с мольбами ко Господу.

В тот год турецкое начальство вынесло вердикт: отныне представитель армянской церкви будет лишь сопровождать православного священника, а сам принимать Свет не сможет.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалиме

Тайна чуда Святого огня

Чудо схождения вызывает бесконечные споры. Православные уверены: Огонь из года в год появляется с небес.

Скептики же считают, что все это — одна большая выдумка, которая существует для поддержания символа веры. По их мнению, огонь для возжигания патриарх берет либо из стоящей за мраморной иконой лампады. Либо возгорание случается в результате химической реакции заготовленных заранее веществ. Причем вариантов возможных взаимодействий приводится несколько. Допускают они и воздействие электрического разряда, тоже никак не связанного с Божественным происхождением.

Что касается температуры первых минут горения, у скептиков и на это имеется разоблачение: многие эфиры органических и неорганических кислот имеют холодный огонь. В пламени эфира можно спокойно держать руку, так как он не только не обжигает, но и не греет. Так что созданный искусственным путем огонь как раз и будет обладать такими свойствами.

Правда тут есть одно «но»: холодным пламенем горит в первые минуты не только лампада, но и все зажженные от нее свечи. А они отношения к эфиру не имеют.

Не признает божественной природы огня и католическая церковь. Однако до изгнания в 1187 году крестоносцев из Иерусалима она принимала участие в предпасхальной церемонии. В 1283 году папа Римский Григорий IX выступил против того, чтобы видеть в обряде схождения чудо.

Научное объяснение

А как все обстоит на самом деле? Суть явления пытаются постичь ученые.

Они констатитруют — огонь в естественных условиях возникает в трех случаях:

Физикам интересно само явление: если оно существует, тот как зарождается и каким образом проявляет себя.

Кандидат физико-математических наук Андрей Волков в 2008 году в течение 6 часов замерял с помощью приборов электро-магнитные колебания. Он обнаружил три явных всплеска в электро-магнитном спектре излучения. Радиоимпульс фиксировался в районе Кувуклии в момент, когда она осветилась Светом. Ученый сравнил силу колебаний с пьезоэффектом и сделал вывод, что искусственно создать их невозможно. Правда, не исключил, что резонанс мог возникнуть при исполнении звучавшего в Храме песнопения.

Других приборных исследований явления пока не проводилось.

Символизм

Безусловно, действо пропитано глубоким символизмом. И вполне возможно, что за обрядом стоят лишь хранящиеся в веках слова священнописаний и вера священнослужителей и прихожан.

Все это можно отнести к традиционным церковным ритуалам:

Тем самым, он не подтвердил схождение огня, но объяснил, что суть веры гораздо глубже любых символов.

Источник

Схождение Благодатного огня чудо или трюк? Как происходит схождение благодатного огня?

Каждый человек во что-то верит. Даже атеисты верят – в отсутствие богов. Кто-то принимает существование чуда, а кто-то ищет всему научное объяснение явлений. В любой религии мира присутствуют чудесные явления, и верующие воспринимают их, как божье проявление. А неверующие, убедительно или нет, пытаются доказать рукотворное или природное происхождение этих чудес. Давайте рассмотрим одно из самых значимых чудес, не только в Христианстве, как Схождение Благодатного огня. Что это, чудо, церковный обман или природное явление? Как это происходит?

По Библейским преданиям, если Благодатный огонь не сойдёт, храм Гроба Господня рухнет и в мире воцарится Апокалипсис. Чудо схождения огня происходит ежегодно, накануне Пасхи.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалиме

Давайте выясним. А что это такое – Благодатный огонь?

«Благодатный огонь», более точно – «Святой Свет» от греческого Ἅγιο Φῶς – это огонь, выносимый священником из Гроба Господня на особом предпасхальном богослужении, которое совершают в Великую субботу каждый год в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос из храма только что сошедшего Благодатного огня или Святого света символизирует воскрешение Иисуса Христа, выход из Гроба Света Истинного. Греческие и армянские священники, участники церемонии выноса из Гроба Огня, только что сошедшего Благодатного огня говорят не “Огонь”, а ”Свет”.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеУ верующих считается, что Святой Свет снисходит сверхъестественным образом и являет чудо Божье. Первые упоминания о Схождении Благодатного огня есть у Евсевия, Григория Нисского и Сильвии Аквитанской, которые датируются IV веком нашей эры. В библейских сказаниях приводятся свидетельства апостолов и святых отцов – божественный Свет осветил Гроб Господень после Воскресения Иисуса Христа. Первым свидетелем чуда был апостол Пётр. Самым ранним описанием Схождения Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме, в канун Воскресения Христова, из дошедших до нас источников, считается упоминание латинского паломника Бернарда Монаха. Он был свидетелем схождения Святого Света в 867 году нашей эры и записал это в своём итинерарии [1] :

«В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон!» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передаёт этот Огонь епископу и наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своём доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за своё благочестие».

«Itinerarium Bernardi, monachi franci»

Из русскоязычных очевидцев, самым первым упоминает о схождении Благодатного огня игумен Даниил, который совершил паломничество в Святую Гробницу в 1106-1107 годах, вот как он описывает событие:

«Когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поём», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошёл дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Свя́том: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого».

«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»

Схождение Благодатного огня в наши дни происходит в Великую субботу, накануне Пасхи, примерно между 13:00 и 15:00 часами по иерусалимскому времени. Разницы по времени между Москвой и Иерусалимом нет, оба города находятся в одном часовом поясе.

Как проходит служба? Какой порядок проведения службы в честь схождения Благодатного Огня?

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеЦерковная церемония начинается за сутки до начала Православной Пасхи. Желающих стать очевидцем Схождения Благодатного огня и предшествующей церемонии огромное множество. В эти дни в Иерусалим приезжает множество паломников, поэтому люди собираются ко Гробу Господню ещё с Великой пятницы и остаются после крёстного хода, который совершается в дань событий этого дня.
Служба в храме Воскресения Христова, в Великую субботу, как и все остальные, совершается в соответствии с установленным, в 1852 году турецкой администрацией в Палестине, «Статусом-Кво на Святых местах». Этого положения придерживаются все церкви, которые делят храм Воскресения Христова. Строгий регламент был введён из-за постоянных в прошлом конфликтов и разногласий по поводу полномочий и прав разных христианских церквей, которые давно участвуют в службах.

По регламенту, судя по исторической и современной практике, при церемонии Схождения Благодатного огня всегда присутствуют минимум три группы участников, это Православная церковь, представители лавры Преподобного Саввы Освящённого и православные арабы.

Каждая иерусалимская патриархия имеет права и обязанности, а каждое действие священнослужителей привязано к указанному регламентом месту и времени.

Первая группа – патриарх Иерусалимский Православной Церкви. Только по молитве патриарха сходит Благодатный огонь. Вместо Патриарха может присутствовать один из архиереев Иерусалимского патриарха по его благословению.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеВторая группа – игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освящённого. Эта традиция сложилась исторически. В первозданном виде сохранилась лишь одна эта лавра из всех древнейших монастырей Иудейской пустыни, которая процветала когда-то великими подвижниками. Находится лавра в 17 километрах от Иерусалима, в долине Кедрон, недалеко от Мёртвого моря. Во время нашествия шаха Хасроя в 614 году нашей эры, персы убили 14 000 иноков. Поэтому сегодня, в современном монастыре, живут и служат 14 иноков, два из которых являются русскими. Присутствие иноков лавры с игуменом монастыря является обязательным при Схождении Благодатного огня, как в древние времена, так и сегодня.
Третья обязательная группа – это местные православные арабы, о чём было сказано выше. Здесь уточнить нечего. Это просто люд, арабской национальности проживающий на территории Иерусалима и ближайших окрестностях, и исповедующий Христианство.

На сегодняшний день, участие принимают не только эти три обязательные группы. Участвуют так же представители Иерусалимской Православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, коптской и Сирийской церквей.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеПосле выхода подризничего совершается процедура проверки в Кувуклии на отсутствие любых источников огня. Когда представители церквей убеждаются в их отсутствии, вход в Кувуклию закрывается местным ключником. Ключник для исключения заинтересованности в обязательном проявлении чуда является мусульманином. Кроме этого, дверь опечатывается большой восковой печатью. Свои печатные оттиски на большой печати оставляют все проверяющие от церквей и представители турецкой стражи, израильской полиции, мэрии Иерусалима.

Когда Кувуклия закрыта и опечатана, арабская православная молодёжь начинает предпраздничную молитву с присущим им темпераментом. Они начинают топать, бить в барабаны, кататься друг на друге и громко выкрикивать слова своей молитвы. Их возгласы и песни являют собой древние молитвы на арабском языке. Православные арабы выкрикивают просьбы о ниспослании Благодатного огня, которые обращены к Божей матери, Иисусу Христу и Георгию Победоносцу, его особо почитают на православном Востоке. Кроме молений об огне, молодые арабы в своих в своих молитвах выкрикивают, что они живут там, где восходит солнце, что они самые восточные и православные, принесли свечи для возжигания Сходящего огня. Отчётливо слышны слова:

«Иля дин, иля виль эл Мессия»
«Нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог»

Начинается напряжённое ожидание. Толпы народа немного успокаиваются и умолкают. Все терпеливо ожидают выхода патриарха с сошедшим Святым Светом в руках. Пока чудо не свершилось, молитвы и обряд продолжаются. Время ожидания чуда Схождения Благодатного огня в разные годы бывало разным и длилось от нескольких минут до нескольких часов.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеОчевидцы утверждают, что перед Схождением Благодатного огня в храме Воскресения Христова можно наблюдать необычные явления, например воздушное пространство, около Храма пронизывается небольшими световыми всполохами, как искрами. По мере наступления момента появления огня их размеры и яркость нарастают. Временами проскакивают небольшие молнии в воздухе и по стенам. Пробовали просматривать съёмку прошедшей процессии в замедленном режиме и замечали, что такие вспышки исходят из разных мест храма, стен, окон, купола. Бывает, что весь храм кажется опоясанным молниями и световыми бликами, которые как бы стекают, змеятся по поверхностям вниз и распространяются по площади среди ждущих паломников.
история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеСпустя некоторое время, которое все паломники и ждущие Схождения Благодатного огня провели в напряжённом ожидании и молитвах, замечают, что внутри Кувуклии появляется свет, в Храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии Патриарх начинает подавать горящие пучки свечей. Их подхватывают скороходы, специально обученные люди и бегут, разнося огонь по всем уголкам Храма. Сами собой зажигаются лампады, стоящие по бокам Кувуклии, и сама Кувуклия начинает сиять от огня и света, а из вентиляционного отверстия в куполе храма, на Гроб Господень, с неба спускается столб света.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеОгненная река свечей и лампад заполняет весь Храм, люди молятся и плачут от счастья!

Двери гробницы отворяются, православный патриарх выходит, держа в руках по пучку горящих свечей, зажжённых у Гроба Господня, благословляет всех окружающих светом от свечей. И от свечей в руках патриарха зажигают свои свечи греческие священнослужители.

Поделившись огнём со священнослужителями, Патриарх быстро идёт вперёд, со всех сторон к нему подбегают паломники и получают Благодатный огонь, зажигая свои свечи от его свечей.

Только что Сошедший Благодатный огонь горит сильно и имеет синеватое пламя. Очевидцы утверждают, что Огонь совершенно не обжигает в первые минуты после схождения, не зависимо от чьей свечи он был зажжён. Многие «умываются» этим огнём не ощущая жара, черпают горстями и проводят по лицу и рукам.

Так же, паломники указывают, что капельки воска упавшие от свечей и называемые «Благодатной росой», остаются на одежде, как напоминание о чуде, навсегда и не отстирываются.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеПосле того, как все находящиеся на территории Храма зажгли свои свечи и лампады, от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму.

Специальными авиарейсами Благодатный огонь доставляется в Грецию и на Кипр, и далее развозится по всему миру.
В Россию Благодатный огонь привозит специальная делегация и доставляет его в Храм Христа Спасителя и другие епархии страны.

Стоит отметить, что после 79-летнего перерыва, на русскую землю Благодатный огонь был доставлен впервые в мае 1992 года. Группа паломников, состоящая из священнослужителей и верующих мирян по благословению Святейшего Патриарха, пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме, через Константинополь, сегодня Стамбул, через все славянские страны до Москвы. Этот принесённый Благодатный огонь стал неугасимым и до сих пор горит у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия на Славянской площади.

Сомнения, факты очевидцев и мнения о Схождении Благодатного огня

Вера и неверие в Чудо Господне существуют сейчас и существовали на протяжении веков. Что известно и что говорят о чуде?
Русская Православная, Иерусалимская и Греческая церкви сходятся во мнении, Схождение Благодатного огня – чудо нерукотворное. Благодатный огонь появляется ниоткуда, возникает сам по себе силами молитв верующих.

Есть свидетельства о процессе возгорания Святого Света. Из послания Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, эмиру Дамасскому, написанному в начале X века следует:

Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь.

Ещё свидетельства самих патриархов, видевших, как сходит Благодатный Огонь:

«И тогда вси люди зрят благодать Божию, пришедшую с небеси на Гроб Господень, ходящу огню по доске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк: Патриарх же приступает ко Гробу держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи. Тогда же и кадила христианские сами возжгошася, иже над Гробом Господним».
Трифон Коробейников, 1583 год

Вшедшу мне внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который по­том, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются».
архиепископ Мисаил, 1794.

Основным сомнением в Чуде появления огня является его Божественная природа, самостоятельное появление на Гробе Господнем и как видим, основные свидетельства, описания очевидцев появляются примерно после IX-X века. В то время процедура получения Благодатного Огня была немного другой. Вход в гробницу опечатывался воском, а Патриарх Греческий не заходил в гробницу, стоял недалеко от входа и молился со всеми пришедшими паломниками. В момент Схождения Благодатного огня в гробнице ни кто не присутствовал.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеПатриархи начали входить в святая святых Христианства только с 1480 года. Изменение процедуры, вероятно, и породило желание неверующих или врагов церкви уличить священнослужителей в обмане. Профессор Ленинградской духовной академии Николай Дмитриевич Успенский (15.01.1900–23.07.1987) утверждал, что служители церкви сами зажигают свечу, имитируя обряд Схождения Благодатного огня. Ему вторит востоковед Игнатий Юлианович Крачковский (04.03.1883-24.01.1951) и приводит слова очевидца Ибн-Ал-Джаузи:

«Когда солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошёл Свет, и смилостивился Христос»

«иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает и сокрыта за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня»…

Католическая церковь признаёт Благодатный Огонь святым, но не признаёт его чудесную природу:

«Молитвы Патриарха имеют силу освятить природный огонь, поскольку существует и огонь сверхъестественный. Здесь мы говорим о природном огне, но молитвы, которые возносит патриарх или архиерей, освящают природный огонь и, следовательно, он имеет благодать Благодатного огня. Это природный огонь, который зажигается от неугасимой лампады, что хранится в ризнице храма Воскресения».
Митрополит Петрский Корнилий (Эммануил Родусакис), 1936 г.р.

То есть, со слов и свидетельств скептиков-очевидцев получается, что огонь не самовозгорается, а уже горит в лампаде, хитро спрятанной в Кувуклии. А зажжение лампады над гробом самими церковнослужителями, всего лишь символический, древний обряд символизирующий Схождение Благодатного огня.

Существует ещё версия, что огонь появляющийся над гробом – эффект самовозгорания. Явление, существующее и хорошо известное современным химикам, например, «коктейль Молотова» имеющий в своём составе белый фосфор, который самовоспламеняется на открытом воздухе. Согласно историческим источникам, алхимики уже в XII веке обладали рецептом самовозгорающейся жидкости.
Так же известны и другие вещества, которые реагируют друг с другом или кислородом, содержащимся в воздухе, и возгораются от реакции произвольно. Примером можно назвать эфир борной кислоты, он горит объёмным, зеленоватым пламенем, которое не обжигает и имеет низкую температуру горения, в таком пламени можно держать руку, не обжигаясь.

Ещё одним объектом неверия и сомнения являются наблюдаемые паломниками чудесные явления и их свидетельства о необычных свойствах огня.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеВерующие, находящиеся у Храма Гроба Господня генерируют энергию, так могли сказать экстрасенсы. А вот что говорят психиатры:

В такое состояние впадают люди, глубоко внушаемые. Они уже едут с готовностью увидеть чудо. Люди входят в транс. Экзальтация усиливается в толпе, все друг друга заводят. В состоянии аффекта человек может не чувствовать, что огонь не обжигает. В психиатрии есть диагноз иерусалимский синдром – транс, в который впадают верующие на Святой земле.
врач-психиатр Ирина Никифорова

По поводу чудесных явлений, происходящих в Великую Субботу, как вспышки молний, произвольное возгорание свечей, состояние одухотворённости и прочее, критики утверждают, типа, а что ещё можно ожидать от рассказов заведённых религией людей, увидевших чудо? Находясь в полуобморочном состоянии после голодания выдерживая строгий пост, многочасовым стоянием без сна, около 20 часов подряд, напряжением ожидания, всматриваясь в темноту и резкой смене состояния заторможенности на религиозное возбуждение от случившегося события. Ничего не стоит принять вспышку фотоаппарата за молнию.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеНо, о всполохах света, мерцаниях на подобии молний, предшествующих Схождению Благодатного огня свидетельствуют тысячи паломников-очевидцев. Когда Патриарх находится в Кувуклии, на территории Храма все присутствующие наблюдают необыкновенные явления. По всему Храму, но сильнее всего именно в районе Кафоликона [9] и Кувуклии, над которыми расположены купола, паломники наблюдают всполохи, напоминающие зарницы голубоватого цвета. Наблюдаемые искрящиеся всполохи не имеют определённого направления, они могут появляться сверху вниз или слева направо или в обратных направления. И не обязательно под куполами. Необычное в этих сверканиях то, что свечение возникает без видимого источника, оно не ослепляет, не имеет звукового сопровождения, как от молнии, ни грома, ни треска, характерных для обычных грозовых молний.

На самом деле, перепутать вспышку фотоаппарата и необычное свечение, возникающее в Храме очень сложно. Журналисты, снимавшие ожидание паломниками и само Схождение Благодатного огня, вместе с экспертами увидели отличия всполохов. Вспышки фотоаппарата короткие по времени и светятся белым цветом, а всполохи знаменующие схождение Огня голубоватого или желтоватого цвета и фиксируются по времени дольше.

Монахи, несущие послушание у стен Кувуклии, свидетельствуют, что всполохи голубого цвета можно увидеть и в другие дни, но они появляются редко, разово и короткие по времени. В Великую же Субботу, примерно с полудня и до 16-17 часов, всполохи длительные по времени, проявляются с короткими интервалами и следуют один за другим.

Теперь поговорим о феномене Святого Света, не жжёт и не обжигает, но жар от него распространяется. Обычный огонь свечи, в зависимости от зоны горения, имеет температуру 600-1400 C°. В нижней зоне пламени, около фитиля, 600 C°. В центре пламени и самой яркой части 1 000 C° и кончик пламени имеет 1 400 C°. Если совершать омовение, обычным огнём свечи более 5 секунд, то на лице и руках появятся следы ожогов. Начнут тлеть или загорятся волосы, брови, ресницы, борода и усы.

история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть фото история схождения благодатного огня в иерусалиме. Смотреть картинку история схождения благодатного огня в иерусалиме. Картинка про история схождения благодатного огня в иерусалиме. Фото история схождения благодатного огня в иерусалимеВ Великую Субботу, в Храме Господня собираются более 10 000 человек и в течение 2-3 минут зажигают более 20 000 пучков (. ) свечей, большинство держит в руках не по одному, а по 2-3-4 пучка свечей. Паломники находятся в Храме вплотную друг к другу, ведь объём Храма ограничен. Если зажечь обычным огнём, примерно в таком же по объёму помещении, в течение нескольких минут 20 000 пучков свечей в плотно стоящей толпе, у большинства находящихся могут вспыхнуть не только волосы, но и одежда. Такая толпа народа дышит и потребляет из воздуха кислород, а при таком количестве открытого огня, кислород почти моментально выгорит. К тому же, подскочит температура окружающего воздуха. И мы получим обмороки от кислородного голодания и тепловых ударов.

Этим и отличается Святой Огонь от обычного, он не жжёт и не обжигает в течение некоторого времени, достаточного для сорокоразового произнесения «Господи, помилуй!» при постоянном омовении лица, не отводя руки со свечами. Святой огонь не обжигает, но греет!

Надо заметить, свечи в Храме легко зажигаются, и Святой Огонь быстро распространяется от свечи к свече, не обжигая людей, по всей территории храмовой площади. От свечей Патриарха огонь распространяется в течение нескольких минут. Все паломники радуются, всё их внимание обращено на желание зажечь свой пучок свечей и поделиться огнём с ближними паломниками, и ни кто не наблюдает за поведением окружающих людей. В обычной обстановке, с обычным огнём и с таким количеством плотно стоящих людей, обязательно, хотя бы у одного загорелась одежда или кто-то получил бы ожог. А в Храме, ни длинные волосы женщин, ни болтающихся деталей одежды, косынок и поясов, Святой Огонь не поджигает! Большинство паломников среднего и старшего возраста, они находятся в Храме почти целые сутки, но ни кто не падает в обморок от жары и толчеи. За всю историю, известную человечеству, не было ни одного пожара в день Схождения Благодатного огня.

Закоренелым скептикам хочется привести ещё один довод о невозможности подлога при Схождении Благодатного огня. Ещё в древние времена сложилось так, что Храм построен на принадлежащей турецкой семье земле. Каждое утро можно наблюдать очень интересный ритуал. Приходят священники, стоят и ждут, когда откроют Храм. Приходит представитель турецкой семьи и ему вручают установленную ещё в древности арендную плату. И только после этого священники, в сопровождении представителей турецкой семьи заходят в Храм.

Любая церемония, ритуал или шествие в Храме, к примеру, крёстный ход во время Пасхи вокруг Кувуклии, проводятся только в сопровождении кавасов, которые охраняют религиозные процессии от провокаций иудеев и мусульман.

А что говорит наука о чуде Схождения Благодатного огня?

Несколько лет назад, нашему российскому учёному, руководителю лаборатории ионных систем Института имени Курчатова, Андрею Александровичу Волкову, удалось пронести с собой в Храм специальную аппаратуру и провести настоящий научный эксперимент, произведя замеры. В момент схождения Святого Света, приборы фиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения. Вот что он вспоминает:

В то время, когда Иерусалимский Патриарх вошёл в Кувуклию, приборы уловили резкий скачок. А в сам момент сошествия Благодатного огня интенсивность излучения увеличилась в 2 раза. Я уверен, Благодатный огонь – это не мистификация. По сути, этот необъяснимый всплеск энергии и есть послание Бога.

А вот что предполагает Виктор Николаевич Фефелов, геофизик:

Кувуклия с точки зрения динамики тектонических плит находится в уникальном месте: тут на поверхность выходит сгусток подземной энергии в виде низкочастотного электромагнитного излучения. Земля – большой, чрезвычайно сложный электромагнитный объект. Вполне вероятно, что в этом явлении есть и вклад тектоники.

С точки зрения Православной веры, Схождение Благодатного огня считается не только символом, а и доказательством Воскресения и существования Христа, подтверждением исполнения обещания, обета данного Иисусом Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Люди, находящиеся в Храме испытывают ни с чем не передаваемое чувство радости, духовного упоения и покоя. Всё-таки, к Схождению Благодатного огня нужно относиться, как к великому Божественному Чуду, которое может существенно повлиять на жизнь не одного человека. Верить или не верить в Божественную природу огня, каждый должен решать сам. Можно трактовать как Великое Чудо, а можно, как символический ритуал. Но…

Если Благодатный огонь не сойдёт, то это будет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а находящиеся в Храме погибнут сразу. Отсутствие схождения Святого Света будет означать пришествие антихриста и конец мира. Пророчество, хранящееся в Иерусалимской Православной церкви, гласит следующее:

«Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена»

Схождение Благодатного огня – одно из самых известных и ярких, проявлений Бога, чудес Православия, доступное каждому страждущему познать истину веры: «прииди и виждь!». Для неверующих это шанс увидеть и принять веру, для верующих – приблизиться к Богу, испытать блаженство и радость! Каждый сомневающийся может лично убедиться в достоверности Чуда и описанных событиях при Схождении Благодатного огня.

Как думаете Вы? Что это на самом деле, массовый психоз, природное явление, подчиняющееся законам физики или очевидное проявление Божественной природы, явление Чуда?

Каждый ответит на этот вопрос для себя сам… Ведь истинная вера основывается на чудесах!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *