к формам концентрации промышленности в целом относятся
Установление соответствия продукции показателям высшего мирового уровня;
16. Какая сторона должна нести ответственность за соответствие партий продукции требованиям стандартов:
1) сертификационный орган;
Изготовитель продукции;
3) испытательная лаборатория;
4) продавец продукцию
17. Что является следствие введения добровольных систем сертификации:
Улучшение качества продукции;
Климат доверия потребителей продукции к ее поставщику, производителю;
3) повышение конкурентоспособности продукции;
4) все перечисленное в вариантах ответов.
18.Уровень электровооруженности характеризуют:
Коэффициент электровооруженности рабочих;
2)количество потребленной электроэнергией за определенный период;
3)затраты за определенный период на электроэнергию;
4)коэффициент электрификации производственного процесса по мощности;
5)удельный вес электроэнергии0, потребленной в технологических целях
19.К подразделениям по облуживанию работников предприятия относятся:
1)склад готовой продукции;
Жилищно-коммунальный отдел;
4) трансформаторная подстанция.
20.К основным цехам машиностроительного предприятия относятся:
Кузнечно-штамповочные;
Вариант№2
1.К формам концентрации промышленности в целом относятся:
Концентрация производства технологически и конструктивно однородной продукции на специализированных предприятиях;
Концентрация взаимосвязанных разнородных производств одной или разных отраслей промышленности в рамках одного предприятия-комбината;
2.Верно ли утверждение, что увеличение концентрации производства способствует:
Развитию монополизма;
3)снижению дефицита продукции;
4)лучшему использованию основных и оборотных фондов, рабочей силы.
3.Уровень специализации характеризуют показатели:
1)средний размер предприятий, определяемый объемом его годового выпуска продукции в расчете на одно предприятие;
Доля профильной продукции в общем объеме производства отрасли, предприятия;
Доля продукции специализированных производств в общем выпуске данного вида продукции ;
4)средняя энергетическая мощность предприятия;
4.Формами кооперирования производства являются:
Агрегатная,
Подетальная,
Стадийная.
5.Формами комбинирования являются:
Последовательная переработка сырья вплоть до получения готовой продукции;
Использование отходов производства для выпуска других видов продукции;
Комплексная переработка сырья;
4)использование безотходных технологий;
6.К комплексным показателям качества продукции относятся:
Показатели надежности и долговечности изделия;
4)показатели уровня стандартизации и унификации;
7.Каковы основные задачи правового обеспечения управления качеством продукции:
Правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;
Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реализации функции управления качеством продукции;
Защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
8.Продавец, продающий продукцию потребителю, обязан:
Провести обязательную сертификацию продукции в соответствии с требованиями стандартов по безопасности;
Приостановить реализацию продукции, не соответствующей установленным требованиям;
9. К формам концентрации промышленности в целом относятся:
а) концентрация производства технологически и конструктивно однородной продукции на специализированных предприятиях;
б) технологическая концентрация;
в) концентрация взаимосвязанных разнородных производств одной или разных отраслей промышленности в рамках одного предприятия-комбината;
г) заводская концентрация;
д) производственно-техническая концентрация
10. Уровень концентрации предприятия характеризуется показателями:
а) средним размером предприятия, определяемым объемом годового выпуска продукции в расчете на одно предприятие;
б) долей продукции крупных предприятий в общем выпуске продукции промышленности (отрасли);
в) среднегодовой стоимостью основных производственных фондов в расчете на одно предприятие;
г) средней энергетической мощностью одного предприятия;
д) долей крупных предприятий в общей численности работников, занятых в промышленности.
ГЛАВА 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
7.1. Краткое содержание темы
7.1.1. Управление предприятием
Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления в целях получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает: предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ (рис.7.1).
Управление предприятием связывает воедино его внутренние ресурсы и внешнюю среду, наиболее существенными компонентами которой являются государственное регулирование экономики, конкуренция, состояние социальной среды.
Обратная связь Обратная связь
Преобразование входов (процесс) Выходы
— исследования и разработки
Воздействие внешних и внутренних факторов
К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на получение определенного текущего задания.
7.1.2. Управленческие технологии
Управленческие технологии – это набор управленческих средств и методов достижения поставленных целей организации, включающий: методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля.
При простом целевом управлении руководитель организации определяет только сроки и конечную цель, но не механизм ее достижения. Цель может быть достигнута в любой срок или не достигнута вовсе. Он применяется в основном в обществах с ограниченной ответственностью численностью 3-5 человек.
Программно-целевое управление предусматривает определение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Общая цель достигается в предусмотренные сроки. Применяется ООО, АО всех типов.
Регламентное управление используется на уровне всей экономики. При этом определяется конечная цель и ограничения по параметрам и ресурсам. При этом цель достигается обязательно, но сроки ее достижения установить трудно.
2. Управление по результатам базируется на усилении координации и интеграции деятельности всех подразделений. Эта технология хорошо реализуется в средних и малых организациях, где невелико время между принятием решения и его результатом. Технология реализуется путем создания аналитических групп (2-3 человека) с включением специалистов в области психологии, социологии, маркетинга, экономики, работающих в рамках матричной структуры управления. Задачи группы: анализ текущей информации, проведение опросов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке тактических и стратегических решений.
3. Управление на базе потребностей и интересов основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы (пища, жилье, социальные, материальные, эстетические интересы и др.). Применяется в небольших регионах (поселках, малых городах), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.
4. Управление путем постоянных проверок и указаний основано на жестком планировании деятельности подчиненных и постоянном контроле руководителя за всей текущей деятельностью (линейная структура управления). Эффективна для небольших организаций, где высок авторитет и профессионализм руководителя. Обычно это временная технология.
5. Управление в исключительных случаях заключается в четком распределении всех управленческих и производственных функций. Основной (формальный) руководитель осуществляет лишь связи с внешней средой. Рекомендуется для организаций с жестко регламентированной технологией или с доверительной (функциональной) структурой управления.
6. Управление на базе активизации деятельности персонала реализуется путем стимулирования персонала и мобилизации его интеллектуального потенциала. Применяется в организациях самых различных форм.
7. Управление на «базе искусственного интеллекта» реализуется на базе информационных систем с применением современных технологических средств.
7.1.3. Стратегия предприятия: понятие, сущность и виды
Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия. По своей сущности стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат предприятию высокую рентабельность.
По мнениюМ. Портера большинство стратегий можно сгруппировать, взяв за основу одну из видовых:
— стратегияконтроля над затратами базируется на снижении собственных издержек по сравнению с затратами конкурентов путем обязательного контроля над затратами и путем регулирования размера предприятия и объема продукции для достижения более высокой эффективности производства. Именно низкие цены могут служить барьером для появления новых конкурентов;
— стратегиядифференциации направлена на то, чтобы поставлять на рынок товары или услуги, по своим качествам более привлекательные в глазах потребителя, чем конкурирующая продукция. Эти дополнительные особые качества могут содержать: имидж, сервис, разветвленную сеть филиалов для оказания услуг;
— фокусирование – это стратегия, при которой предприятие целенаправленно ориентируется на какую-нибудь группу потребителей, или на ограниченную часть ассортимента продукции, или на специфический географический рынок.
Определение типа рыночной стратегии опирается на результаты прогнозирования или выбора приоритетов:
— стратегияпрорыва обычно требует прямой или косвенной государственной поддержки (субсидии, налоговые, кредитные, таможенные льготы);
— эволюционная стратегия опирается на улучшение инновации и, как правило, не связана с поддержкой государства;
— стратегия выживания направлена на адаптацию к ухудшающейся конъюнктуре с сохранением основного потенциала предприятия. При этом снимается с производства устаревшая, не пользующаяся спросом продукция, уменьшаются масштабы инновационной и инвестиционной деятельности, происходит переориентация на новые рынки, переподготовка персонала и его частичное сокращение.
Изучив внешнюю среду и внутренние резервы организации, руководство предприятия встает перед проблемой выбора стратегической альтернативы:
— стратегияограниченного роста применяется в зрелых организациях. Руководство таких организаций придерживается старой, некогда успешной стратегии: с минимальным риском для себя они устанавливают цели от достигнутого;
— стратегияроста предполагает постоянное повышение уровня показателей предыдущего периода. Она применяется на динамично развивающихся предприятиях с быстро изменяющими технологиями. Рост может быть внутренним (путем расширения ассортимента товаров) или внешним (слияние компаний);
— стратегиясокращения применяется в случае, когда цели устанавливаются ниже достигнутого: ликвидация предприятия, отсечение лишнего, сокращение и переориентация;
— стратегиясочетаниявсех альтернатив чаще всего применяется крупными предприятиями.
7.1.4. Организационная структура управления предприятием
Структура управления – это совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления предприятием, реализуемых в конкретных организационных формах и обеспечивающих целостность и эффективность управления. Структура управления находится в тесной взаимосвязи с функциями.
В организационной структуре каждый ее элемент имеет определенное место и соответствующие связи, посредством которых в процессе управления возникает взаимодействие элементов (прямые и обратные связи).
Связи элементов классифицируют как линейные, функциональные и межфункциональные.
Линейные связивозникают между подразделениями и руководителями разных уровней управления, Они появляются там, где один руководитель административно подчинен другому (директор – начальник цеха – мастер).
Функциональные связихарактеризуют взаимодействие между подразделениями и руководителями, связанными с ведением определенной деятельности на разных уровнях управления при отсутствии между ними административного подчинения (начальник цеха – производственно-диспетчерский отдел по вопросам формирования производственной программы цеха).
Межфункциональные связи возникают между подразделениями одного и того же уровня управления (между начальниками разных цехов).
7.2. Практическая часть
7.2.1. Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность стратегии предприятия?
2. Какие виды стратегии предприятия Вы знаете?
3. В чем сущность организационной структуры управления предприятием?
4. Какие виды организационных структур предприятия Вы знаете?
5. В чем различие между линейной и линейно-функциональной структурами управления?
6. Назовите основные направления деятельности современного менеджмента.
7.2.2. Задачи
Задача 1. Материальные затраты на производство промышленной продукции в 2000 г. составили 912 млр. руб. Объем промышленной продукции – 1576 млрд. руб. Определить материалоемкость промышленной продукции.
Задача 2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов промышленности в 2001 г. составила 4170 млрд. руб. Объем промышленной продукции – 1576 млрд. руб. Определите фондоемкость промышленной продукции.
Задача 3. Предприятие выпускает три вида продукции из металла, расход которого и результаты работы представлены в таблице. Определите общий коэффициент использования металла; уровень отходов металла; материалоемкость