к опосредованным формам общественного участия в решении вопросов местного значения относится

Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления

Таким образом, действующее законодательство подчеркивает, что институт местного самоуправления предполагает решение вопросов местного значения населением соответствующих муниципальных образований – городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов. При этом на первое место законодатель ставит такое осуществление населением местного самоуправления, которое связано с непосредственным участием граждан в решении вопросов местного значения.

Примерный перечень соответствующих форм непосредственной демократии на уровне местного самоуправления предусмотрен тем же Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно положениям главы 5 указанного Закона к ним относятся: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.

Безусловно, наиболее значимой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления с точки зрения своей значимости является местный референдум. Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, наряду с уставом муниципального образования, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Однако, референдум достаточно трудно организовать и провести. Поэтому более распространенными являются другие способы выражения волеизъявления населения по вопросам местного значения.

Прежде всего, это – муниципальные выборы. Муниципальные выборы носят периодический характер и являются способом избрания основных органов местного самоуправления (как правило, представительного органа и главы муниципального образования). В отличие от референдума в ходе выборов невозможно напрямую принять те или иные решения, определяющие жизнь местного населения, однако именно на выборах определяются те должностные лица, которые будут данные решения на постоянной основе принимать и обеспечивать их исполнение.

Действенным средством контроля населения за уже избранными должностными лицами местного самоуправления является наличие другой формы непосредственного волеизъявления – голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются в основном уставом муниципального образования. В то же время ряд вопросов регламентируется действующим федеральным и областным законодательством. Так, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Та же статья Федерального закона предусматривает, что в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется. В данном случае функции контроля за действиями депутата выполняет соответствующее избирательное объединение, оценку эффективности которого жители муниципального образования смогут дать в ходе последующих выборов.

Также в силу требований Закона Рязанской области от 15 февраля 2006 года № 11-ОЗ «Об отзыве депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления в Рязанской области» голосование по отзыву депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления не может быть назначено:

а) в течение первого и последнего года срока их полномочий;

б) ранее, чем через год после проведения предыдущего голосования по отзыву того же депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления.

Среди форм прямой демократии необходимо отдельно выделить сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он проводится для решения вопросов местного значения в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом, и осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Однако, не все формы прямого волеизъявления связаны с непосредственным принятием местным населением решений по вопросам местного значения. В ряде случаев они обеспечивают участие граждан в обсуждении решений органов местного самоуправления, помогая последним в своей нормотворческой деятельности в максимальной мере учесть мнение различных социальных групп.

К таковым относятся правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов).

Правотворческая инициатива – предложение группы граждан по принятию муниципального правового акта. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Еще одна форма участия населения в осуществлении местного самоуправления – собрания (конференции) граждан применяется для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Следует отметить, что перечень форм прямого волеизъявления, предусмотренный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не является исчерпывающим. Наряду с ними, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодатель открыл широкий простор для проявления инициативы населения муниципальных образований, для прямого участия рядовых граждан в решении проблем, стоящих перед местными сообществами.

отдела законодательства субъекта РФ,

ведения федерального регистра и регистрации

Источник

Глава IV. Формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения (ст.ст. 8-18)

Глава IV. Формы, порядок и гарантии непосредственного участия
населения в решении вопросов местного значения.

Статья 8. Формы прямого волеизъявления граждан города Ессентуки и другие формы осуществления местного самоуправления.

Население города Ессентуки осуществляет свое право на местное самоуправление в муниципальном образовании в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 9. Местный референдум.

По наиболее важным вопросам местного значения проводится местный референдум.

Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ставропольского края «О местном референдуме в Ставропольском крае» и другими нормативно-правовыми актами.

ГАРАНТ:

Законом СК от 28 июля 2000 г. N 26-кз Закон «О местном референдуме в Ставропольском крае» признан утратившим силу

На местный референдум не могут выноситься следующие вопросы:

— о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления, либо об отсрочке указанных выборов;

— о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;

— об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождении от должности депутатов и должностных лиц;

— о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

На местный референдум не могут также быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении муниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, и обладающие избирательным правом.

Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Статья 10. Муниципальные выборы.

Выборы депутатов, членов иных выборных органов, местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

Порядок проведения муниципальных выборов определяется Законом Ставропольского края «О порядке проведения муниципальных выборов на территории Ставропольского края».

ГАРАНТ:

Законом СК от 23 сентября 1999 г. N 27-кз Закон «О порядке проведения муниципальных выборов в Ставропольском крае» признан утратившим силу

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Ставропольского края гарантируют проведение Муниципальных выборов.

Статья 11. Собрание (конференция), сход граждан.

Для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (конференции), сходы граждан.

В работе собраний (конференций), сходов принимают участие жители муниципального образования, достигшие 18-летнего возраста.

На собраниях (конференциях), сходах граждан могут быть рассмотрены любые вопросы, затрагивающие интересы жителей муниципального образования.

Решения, принятые собранием (сходом) граждан в пределах его полномочий, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории муниципального образования. Эти решения могут быть изменены или отменены только собранием (сходом), а в случае несоответствия принятых решений действующему законодательству они могут быть признаны недействительными по решению суда. Решение о проведении собрания (конференции), схода граждан на территории муниципального образования принимается Советом города по мере необходимости или по инициативе:

— не менее 10% жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом;

— органов территориального общественного самоуправления;

— органов местного самоуправления.

Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении собраний (конференций), сходов принадлежит каждому гражданину или группе граждан, проживающим на территории муниципального образования и имеющим право на участие в них.

Сход граждан правомочен при наличии не менее 50% местного сообщества, обладающих избирательным правом.

Собрание (конференция) граждан правомочно, если в его работе принимают участие не менее двух третей представителей, избранных на собраниях граждан кварталов, улиц.

Норму представительства собрания (конференции) устанавливает глава муниципального образования.

О времени и месте проведения собрания (конференции), схода граждан, вопросах, вносимых на его рассмотрение, население оповещается доступными способами не менее чем за 3 дня до начала его проведения.

Порядок созыва и проведения собрания (конференции), схода граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются Советом города в соответствии с законодательством Ставропольского края.

Статья 12. Народная правотворческая инициатива.

Население города Ессентуки имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Проекты правовых актов вносятся в Совет города, главе муниципального образования, органам территориального общественного самоуправления.

Проекты нормативно-правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов, освобождении от их уплаты рассматриваются Советом города при наличии соответствующего заключения финансового и налогового органов, главы муниципального образования.

Проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет местного бюджета, рассматриваются только при наличии заключения главы муниципального образования.

Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в Совет города, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании, при условии, если они внесены группой граждан в количестве не менее 150 человек, обладающих избирательным правом, органами территориального общественного самоуправления и выборными должностными лицами.

Эти проекты рассматриваются на одном из ближайших заседаний, но не позднее двух месяцев с момента внесения проекта в Совет города, с участием представителей населения, органов территориального общественного самоуправления, а результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Порядок посещения открытого заседания Совета города регулируется Регламентом Совета.

По вопросам особой значимости Совет города вправе принять решение о проведении публичных слушаний либо организации прямой трансляции своих заседаний по радио и телевидению. Указанное решение принимается Советом города по собственной инициативе или по требованию группы избирателей в количестве не менее 150 человек.

Статья 13. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Процедура рассмотрения обращений граждан определяется Положением «О порядке рассмотрения обращений граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления», принимаемым Советом города.

Статья 14. Право граждан муниципального образования на участие в публичных слушаниях.

Жители города Ессентуки вправе присутствовать и выступать на публичных слушаниях, проводимых Советом города, его постоянными комиссиями в связи с разработкой планов, бюджета, программ социально-экономического развития муниципального образования, подготовкой вопросов и различных проектов решений, представляющих значительный общественный интерес.

Решение о проведении публичных слушаний принимается Советом города.

В решении указывается дата, время, место проведения слушаний, вопросы, выносимые на обсуждение, порядок внесения предложений об участии в обсуждении, для включения в повестку слушаний, и другие положения.

О дате проведения публичных слушаний и вопросах, выносимых на обсуждение, население оповещается доступными способами не менее чем за 7 дней до начала слушаний.

Порядок посещения и участия в публичных слушаниях устанавливается Регламентом Совета.

Статья 15. Опрос населения.

С целью изучения общественного мнения органы, должностные лица местного самоуправления, органы и должностные лица территориального общественного самоуправления могут проводить опросы населения по наиболее важным вопросам, затрагивающим интересы населения муниципального образования либо интересы жителей города Ессентуки.

В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования и достигшие 18 лет.

Мнение граждан, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист. Опросный лист должен содержать вопрос, фамилию, имя и отчество опрашиваемого, адрес места его жительства. Опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос, с указанием его фамилии, имени, отчества и места жительства, или зарегистрирован органом местного самоуправления, или органом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан по вынесенному вопросу должен быть проведен в течение месяца. Результаты опросов в обязательном порядке доводятся до сведения населения доступными способами.

Статья 16. Обсуждение вопросов местной жизни.

Подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию любым другим доступным способом:

— содержание проектов программ развития территории и местного бюджета;

— положений о внебюджетных фондах, их целевом назначении;

— условий приватизации объектов муниципальной собственности;

— порядка предоставления земельных участков, а также распоряжения ими на территории муниципального образования;

— правил пользования природными ресурсами;

— планов и правил застройки муниципального образования;

— о разовом добровольном внесении жителями средств для указанных местных нужд;

-других положений и правил, затрагивающих интересы населения данной территории в целях проведения их обсуждения населением на собраниях (конференциях), сходах граждан, и использования материалов обсуждения для учета общественного мнения.

По решению Совета города массовые обсуждения важных вопросов местной жизни могут проводиться и другими доступными способами, в т. ч. и путем проведения публичных слушаний.

Органы местного самоуправления принимают меры по организации массовых обсуждений вопросов местной жизни с целью реализации предложений и критических замечаний, высказанных жителями, информируют о принятых мерах население.

Статья 17. Право граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления.

Каждый житель города Ессентуки вправе получать всю информацию, касающуюся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также принятых ими решений, постановлений и других актов, в установленном порядке.

Статья 18. Территориальное общественное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы местного самоуправления, служит для реализации принципов народовластия и призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития города, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.

Территориальное общественное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, правовыми актами органов местного самоуправления, положениями (уставами) о территориальном общественном самоуправлении.

Система территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании включает в себя:

— собрания, конференции, сходы граждан, местный опрос и иные формы непосредственной демократии;

Органы территориального общественного самоуправления создаются и действуют в границах территории муниципального образования с учетом исторических и иных местных традиций.

Территории, в границах которых действует территориальное общественное самоуправление населения, устанавливаются по предложению граждан Советом города.

Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.

Выборы органов территориального общественного самоуправления проводятся на собраниях, конференциях, сходах граждан по месту их жительства. Срок полномочий органов территориального общественного самоуправления населения должен совпадать со сроком полномочий Совета города.

Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления населения осуществляется открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет органов местного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном актами представительного органа местного самоуправления.

Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются его положением (уставом), а также решениями органов местного самоуправления о передаче ему отдельных полномочий органов местного самоуправления, взятых органом территориального общественного самоуправления на себя по своей инициативе или инициативе органов местного самоуправления и с согласия жителей соответствующей территории.

Органы территориального общественного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

— созывают в установленные сроки или по собственной инициативе собрания, конференции, сходы граждан для решения вопросов, относящихся к ведению органов территориального общественного самоуправления;

— заслушивают сообщения руководителей органов здравоохранения, просвещения, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительных и других учреждений, расположенных на соответствующей территории, дают оценку их деятельности и вносят предложения об устранении недостатков в вышестоящие органы этих учреждений, органы местного самоуправления, а также непосредственно в трудовые коллективы;

— разрабатывают предложения к планам социально-экономического развития по разделам и объектам соответствующих территорий;

— осуществляют общественный контроль за расходованием средств, централизованно выделяемых для реализации планов социального и экономического развития соответствующих территорий, за исключением средств на строительство, реконструкцию объектов и развитие производств, не связанных с обслуживанием населения;

— участвуют в приемке вводимых в эксплуатацию объектов культурно-бытового и социального назначения;

— распоряжаются имеющимися в собственности материальными и финансовыми ресурсами по их целевому назначению;

— рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан в пределах своих полномочий;

— осуществляют другую деятельность по выполнению решений собраний, конференций, сходов граждан, не противоречащих законодательству, не ущемляющих законные интересы и права граждан, органов и организаций данной территории.

Совет города, глава муниципального образования с учетом возможности органов территориального общественного самоуправления и местных условий могут своими правовыми актами с согласия органов территориального общественного самоуправления передавать им свои полномочия по предметам ведения местного самоуправления с одновременной передачей соответствующих материальных и финансовых ресурсов, устанавливать в местных бюджетах и во внебюджетных фондах размеры или нормативы отчислений для финансирования расходов органов территориального общественного самоуправления.

Передача полномочий, имущества и финансовых ресурсов органам территориального общественного самоуправления оформляется соответствующим договором между представительным органом местного самоуправления муниципального образования и органами территориального общественного самоуправления по согласованию с главой муниципального образования.

Органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию обязательных для исполнения органами местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями правовых актов.

Органы территориального общественного самоуправления обладают правом на правотворческую инициативу. Обращения органов территориального общественного самоуправления в органы и к должностным лицам местного самоуправления обязательны к рассмотрению ими в течение одного месяца в присутствии представителей органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе заседаний Совета города при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *