к основным правовым формам деятельности механизма государства следует отнести
1. к принципам организации и деятельности государственного аппарата относят.
а) приоритет прав и свобод человека и гражданина+
б) контроль над правительством в виде запросов, обсуждений его деятельности
в) принцип разделения властей +
г) политическую организацию общества
2. к признакам функций государства относят.
а) исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства,
производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития+
б) использование ресурсов государства
в) устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах
общественной жизни+
3. к признакам абсолютной монархии относят.
а) тот факт, что в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (она является символической)
б) существование единоличного носителя верховной власти +
в) юридическую ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом
4. суть принципа разделения властей.
а) составляет специализация государственных органов по предметам ведения +
б) составляет распределение всех органов государства между тремя самостоятельными ветвями власти
в) составляет распределение власти между государственными органами и органами местого самоуправления
г) заключается в отсутствии органа-носителя верховной власти
5. охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, защита конституционного строя и правопорядка состоит в.
а) принятии нормативно-правовых актов законодательными органами власти
б) признании, законодательном закреплении и государственной гарантированности данных
ценностей +
в) непосредственном управлении объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности, концентрации и распределении финансовых средств, установлении таможенного режима
6. к элементам формы государства относят.
а) форму правления +
б) структуру механизма государства
в) политический (государственный) режим+
7. значение деятельности исполнительных органов власти в структуре механизма государства.
а) занимают центральное положение в политической системе общества
б) выступают в качестве единовременного официального представителя общества
в) обеспечивают реализацию политики государства и исполнение законов, принятых
представительными органами власти +
9. к элементам политической системы общества следует отнести.
а) субъекты политики +
б) правовую семью
в) правовое регулирование
г) политические отношения+
д) политические нормы+
15. к признакам унитарного государства относится..
а) огосударствление всех общественных организаций
б) то, что оно имеет единые, общие для всей страны высшие исполнительные,
представительные и судебные органы +
в) то, что оно не имеет в своем составе других государств или государственных образований+
г) то, что оно характеризуется полным (тотальным) контролем государтсва государственного
аппарата над всеми сферами жизни общества+
16. к частнонаучным методам относится.
а) синтез
б) правовой эксперимент +
В )индукция
г) формально-юридический метод +
23. специфика предмета изучения теории государства и права состоит в изучении.
а) истории становления, развития и трансформации отдельных областей науки и научного мировоззрения в целом
б)эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти в определенных пределах, как временных, так и пространственных
в)общих закономерностей происхождения, развития и функционирования государства и права+
г)политическая жизнь общества, политики во всем ее содержательном многообразии и во всех формах ее проявления
24. к признакам государственного органа относится.
а) то, что государственный орган формируется по воле государства и от его имени
осуществляет свои функции+
б)особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основыные направления деятельности государства по управлению обществом
в)устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейшх сферах общественной жизни
Г) то, что госуданственный орган наделяется полномочиями государственно-властного
характера +
29. к внутренним функциям государства относят.
а)обеспечение народовластия
б)основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью
общества +
в)созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства
30. к признакам государства относится наличие:
а)правовой системы +
б)средства массовой информации
в)публичной власти +
г)точно обозначенной территории +
д)внутреннего и внешнего суверенитета +
е)гражданского общества
31. к правовым органам осуществления функций государства относят.
а) организационно-регламентирующую и организационно-хозяйственную деятельность государственных органов
б) практическую деятельность государства в различных сферах экономической, социальной, научной, культурной жизни общества
в) противотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность +
32. социальное назначение и задачи государства реализуются. (один вариант ответа)
А )юридической практикой
б) государственным аппаратом +
в) общественным объединением
33. по способу принятия решений к государственным органам относится. (один вариант ответа)
а) демократические
б) коллегиальные и единоличные+
в) законодательные, исполнительные, судебные
г) органы общей и специальной компетенции
34. функции государства характеризуются.
а) предметом, содержанием, формами и методами
б) предметами ведения и полномочиями государственных органов
В) формами и методами (способами осуществления функций) +
39. структура аппарата современного государства состоит из … органов
а) единоначальных и коллегиальных +
б) выборных и назначаемых
в) законодательных, исполнительных и судебных +
г) центральных и местных +
41. К признакам функций государства можно отнести.
а) исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства,
производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития+
б) использование ресурсов государства
в) устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах
общественной жизни+
42. Предмет теории государства и права
а) изучение возникновения и развития конкретно-правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные процессы и явления
б) исследование конкретной отрасли права и законодательства
в) общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства
как самостоятельных социальных институтов, сущность, типы, формы, функции и механизм
действия права и государства, основные понятия, общие для всей правовой науки+
г) исследование определенной сферы государственной жизни и конституции конкретного государства
48. к признакам антидемократического режима относится.
а) действие примата государства над правом+
б) гласность в деятельности государства
в) то, что население участвует в формировании и осуществлении государственной власти
50. к основным признакам президентской республики относится то, что …
в) в президентской республике имеет место ответственность правительства перед президентом,
а не перед парламентом +
51. структура механизма государства …
а) включает в себя государственные учреждения и организации +
б) включает в себя государственных служащих+
в) включает в себя направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач
г) закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве и пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан
52. объектами государственной власти выступают …
б) юридические и физические лица, индивиды, группы, объединения, социальные слои, классы
и общество в целом +
53. суверенитет государства определяется.
а) организацией политической власти
б) верховенством государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам
в стране и независимостью ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими
государствами +
в) наличием территории, находящейся под суверенитетом данного государства
54. кибернетический подход к пониманию государства определяет государство как …
а) юридическую персонификацию личности
б) нейтральный руководитель общественными делами и хозяйственно-финансовой деятельностью
в)особую систему в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями+
56. организационно-идеологическая форма осуществления функций государства включает.
б) повседневную, оперативно-разъяснительную, воспитательную работу по обеспечению выполнения различных функций государств
58. К функциям теории государства и права относится.
А) познавательно-констатирующая функция +
б) интерпретационная (объяснительная) функция+
в) аксиологическая функция
Государственный аппарат
Тема 4. Государственный аппарат
План
1. Понятие государственного аппарата
2. Органы государства: понятие и виды
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат — это система связанных между собой общими принципами государственных органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.
Признаки государственного аппарата:
— государственный аппарат представляет собой целостную систему государственных органов, которая основана на общности целей и задач, единстве принципов его организации и деятельности. Его структурным первичным элементом являются государственные органы;
— органы, составляющие государственный аппарат, взаимодействуют как составные части строгой иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим, действующим в пределах своей компетенции;
— выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках, т. е. состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе;
— обладает монополией на легальное насилие;
— через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства;
— обладает необходимыми средствами для выполнения государственных задач и функций: материальными (например, деньги), информационными, организационными, включая орудия принуждения;
— является официальным носителем государственного суверенитета.
Формы деятельности государственного аппарата:непосредственно-управленческие и правовые. Они обусловлены содержанием его функций, которые он выполняет.
К правовым формам относятся: 1) правотворческая деятельность — издание нормативных правовых актов, судебных прецедентов, нормативных правовых договоров; 2) правоисполнительная деятельность — реализация юридических норм; надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности; 3) судебная деятельность.
Система государственного аппарата.Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы.
Чаще всего, государственный аппаратделится на систему законодательных органов, систему исполнительных органов и систему судебных органов.
Возможно подразделение государственного аппарата на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):
— подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);
— подсистему органов правопорядка(суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, полиция, разведка), которые выполняют решения высших органов государства.
2. Органы государства: понятие и виды
Орган государства — звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы — своеобразный инструментарий осуществления власти.
Признаки государственного органа:
— представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
— деятельность направлена на удовлетворение общественных (публичных) интересов;
— образован и действует на основе правовых актов. Порядок его формирования и деятельности строго регламентирован нормативными правовыми актами (конституцией, законами, подзаконными актами). Он может действовать по принципу: можно только то, что предписано соответствующим нормативным правовым актом (в отличие от граждан, которые, в большинстве случаев, действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом);
— деятельность носит публично-властный характер и оформляется, в подавляющем большинстве случаев, в виде формально-правовых решений, подлежащих опубликованию;
— наделен властными полномочиями, т. е. способностью осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения, обеспечивать их реализацию. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенциях (полномочиях);
— состоит из государственных служащих. Как уже отмечалось, деятельность чиновников (государственных служащих) в составе публично-властных органов носит, преимущественно, профессиональный и, в силу этого, возмездный характер;
— имеет соответствующую материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции;
— имеет свой предмет ведения (содержание деятельности), выполняет свойственные только ему задачи и функции, активно участвует в реализации функций государства;
— обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью, структурно обособлен и юридически оформлен;
— образуется от имени государства и действует по его поручению.
Основным признаком органа государства считают его государственно-властные полномочия — это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.
Компетенция — это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо, которые закрепляются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов (юрисдикционных), уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.
Термин «юрисдикция» иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в форме: а) издания предписаний общего характера (нормативные акты), б) принятия предписаний индивидуального характера (акты применения).
Виды государственных органов.
— в зависимости от содержания и объема компетенции:
— общей компетенции, которая охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например, правительство в области управления);
— специальной компетенции, в которую входят только точно поименованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент;
— по основному способу реализации функций выделяют: законодательные, исполнительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
— по способу принятия решениявыделяют: коллегиальные и единоличные органы;
— по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
— по правовым формам деятельностивыделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные органы.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов — деление их по принципу разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов (парламента). Для законодательных органов характерно то, что они являются:
— органами представительными — представляют нацию, все слои населения;
— органами законодательными — их основная деятельность — издание законов;
— органами первичными — создаются непосредственно народом;
— органами с верховными финансовыми полномочиями — утверждают бюджет страны, принимают отчет по его исполнению.
Функции парламента. Функции парламента — это основные направления его деятельности. Их несколько:
— представительная — парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
— законодательная — парламент принимает законы;
— финансовая — парламент утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительная функция — создание государственных институтов или участие в их формировании; решение вопросов внешней политики; определенные судебные функции — привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности.
Особенности органов исполнительной власти. Для исполнительных органов характерно то, что:
— они в своем составе имеют силовые структуры;
— имеют иерархический принцип построения, субординационный характер;
— их деятельность носит универсальный характер, охватывает все сферы общественной жизни;
— правовая форма выражения деятельности характеризуется подзаконным характером — «на основе и в исполнении закона».
Формы исполнительной власти.Различают три формы исполнительных органов власти:
— монократическая — власть сосредотачивается в руках главы государства, который формирует правительство;
— дуалистическая — глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;
— коллегиальная — глава государства формирует орган, который принимает решения большинством голосов (например, Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии).
Функции исполнительных органов.Основная функция исполнительных органов — исполнительно-распорядительная. Она выражается в осуществлении тех решений, которые приняты представительными органами; в управлении — путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства.
Глава государства. В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах — монарх. Положение последнего в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример — Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В номинальных монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент как глава государства координирует деятельность всех высших органов власти, служит гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
Правительство. Правительство — центральный орган исполнительной власти. Он характеризуется тем, что:
— является органом общей компетенции — все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;
— как правило, образован на срок полномочий представительного, верховного органа; правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;
— обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;
— является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.
Органы местного самоуправления.Самоуправление — это одна из форм осуществления власти народом. Являясь институтом гражданского общества, местное самоуправление выступает как способ формирования публичной власти на местах и одновременно как форма участия граждан в управлении государством. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.
Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом: во-первых, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции; во-вторых, государственная власть осуществляет контроль над законностью решений органов местного самоуправления; в-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться некоторыми государственными полномочиями.
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственногоаппарата — это исходные, определяющие, основные идеи формирования и функционирования государственных органов. Они служат организационной и нормативной основой его построения, функционирования и дальнейшего развития.
Они обладают свойством нормативности, так как прямо или косвенно закрепляются в законах и подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы государственных органов. В своей совокупности эти принципы обеспечивают единство, согласованность и общественно необходимое содержание деятельности государственных органов.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвященных отдельным системам (точнее, подсистемам) государственного аппарата: законах о суде, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т. д. Одни из этих принципов четко сформулированы в законах, другие выведены из законов путем некоторого обобщения, индуктивным путем.
Кроме того, к ним предъявляются следующие требования:
1) непротиворечивости, не допускающей существование двух взаимоисключающих принципов;
2) полноты, так как в своей системной совокупности принципы должны предопределять все наиболее важные аспекты формирования и деятельности государственного аппарата;
3) относительной самостоятельности, исключающей возможность взаимного дублирования нескольких принципов.
Функционально все эти принципы направлены на организацию внешних связей с окружающей средой (населением, политическими партиями и т. д.) и внутренних связей, обеспечивающих эффективную настройку самого государственного аппарата.
Теория государства и права рассматривает общие принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закрепляются в конституциях и других законодательных актах и относятся к государственному аппарату в целом.
К общим принципам относят:
— принцип законности. Законность означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. В отечественной и зарубежной научной литературе законность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государственного аппарата;
— принцип демократизма. Данный принцип означает тесную связь государственного аппарата с народом, учет мнения населения в управленческой деятельности, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной системы;
— принцип эффективности выражается в результативности, т. е. в достижении целей, стоящих перед государственным аппаратом, по решению задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов;
— принцип научности в деятельности государственного аппарата характеризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав, взаимодействие между отдельными органами, как по вертикали, так и по горизонтали, должны быть обоснованы;
— принцип профессионализмавыражается в том, что должности в государственном аппарате должны занимать лица, имеющие соответствующее образование, опыт работы, умеющие принимать грамотные и оптимальные решения, соответствующие реальному положению дел и поставленным целям. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата;
— принцип разделения властейявляется одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.
Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Юридическая наука называет еще ряд принципов. Таких, как иерархичность; сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; соотношение отраслевых и территориальных начал управления; принцип оптимальности структуры государственного аппарата; сочетание субординации и оперативной самостоятельности; централизм или децентрализм и др.
Частные принципы закрепляются в специальных ведомственных нормативных актах; их действие распространяется лишь на отдельные звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.
Всесторонний учет этих принципов организации и деятельности государственного аппарата как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.