как казенному учреждению и органам власти вести бюджетный учет обязательств
Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях
с изменениями от 28.09.2018
Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?
В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.
Что такое бюджетные и денежные обязательства?
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).
Как принимать бюджетные и денежные обязательства?
Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.
Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.
Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.
Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:
После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.
Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?
Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.
Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.
В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.
Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.
Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Роль казначейства в исполнении обязательств
Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).
Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.
Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.
Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете
Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:
Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.
Отвечаем на Ваши вопросы
>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?
Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.
Статья подготовлена
Как казенному учреждению и органам власти вести бюджетный учет обязательств
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 25 сентября 2020 г. N 02-06-10/86916 Об особенностях отражения в учете принимаемых обязательств, принятых обязательств
Согласно пункту 308 Инструкции N 157н принимаемыми обязательствами признаются обязательства, обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствующем финансовом году денежные средства. Указанные обязательства отражаются на счете 1 502 07 000 «Принимаемые обязательства».
Учет принимаемых обязательств, принятых обязательств (расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году) осуществляется согласно пункту 309 Инструкции N 157н по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам.
по кредиту счета 1 502 07 000 «Принимаемые обязательства» отражаются суммы бюджетных обязательств, принимаемых при размещении в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в размере начальной (максимальной) цены контракта;
по дебету счета 1 502 07 000 «Принимаемые обязательства» отражаются суммы принятых бюджетных обязательств по контракту, заключенному с победителем при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом согласно пункту 70 Инструкции N 191н обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, подлежат отражению в разделе «3. Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» Отчета (ф. 0503128).
Таким образом, принятые в текущем финансовом году бюджетные обязательства по заключенному с использованием конкурентных способов определения поставщиков контракту, подлежащие исполнению в первом году, следующем за текущим (в очередном финансовом году), отражаются в графах 7 и 8 раздела «3. Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» Отчета (ф. 0503128).
Указанные показатели принятых бюджетных обязательств подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года в первый рабочий день текущего года и в Отчете (ф. 0503128) года, следующего за годом заключения контракта, отражаются в графе 7 раздела «1. Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» без отражения в графе 8 указанного раздела Отчета (ф. 0503128).
2. В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции N 157н на счете 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения.
Вместе с тем согласно пункту 308 Инструкции N 157н обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов являются отложенными обязательствами. Учет отложенных обязательств осуществляется на счете 1 502 09 000 «Отложенные обязательства».
Пунктом 141.2 Инструкции N 162н установлено, что при принятии бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода), в которых данное обязательство предусматривается исполнить, отражается по дебету счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 000 «Принятые обязательства» (по соответствующим финансовым периодам (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода).
Таким образом, прекращение отражения в бюджетном учете отложенных обязательств осуществляется по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу (признание в бюджетном учете кредиторской задолженности на счете 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам») за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.
Следовательно, при принятии бюджетных обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения необходимо уменьшить ранее принятые бюджетные обязательства на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств по выплате заработной платы (по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения) на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) методом «Красное сторно» по дебету счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год» и кредиту счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Минфин разъяснил, как отражаются:
— принятые в текущем финансовом году бюджетные обязательства по заключенному контракту, подлежащие исполнению в первом году, следующем за текущим (в очередном финансовом году);
— принятие бюджетных обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств для предстоящей оплаты отпусков или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения.
Энциклопедия решений. Учет бюджетных обязательств, принятых казенным учреждением
Учет бюджетных обязательств, принятых казенным учреждением
Такая обязанность может возникнуть перед:
— физическим или юридическим лицом;
— иным публично-правовым образованием;
— субъектом международного права.
Обязательство может быть обусловлено:
— иным нормативным правовым актом;
Получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения) принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ).
Сумма принятых казенным учреждением бюджетных обязательств списывается в кредит счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства» (по соответствующим кодам бюджетной классификации). По дебету данного счета учреждением отражаются суммы принятых денежных обязательств. Таким образом, кредитовое сальдо по счету 0 502 01 000 равно сумме принятых казенным учреждением бюджетных обязательств, в пределах которой соответствующие денежные обязательства еще не принимались.
Внимание
Корректировка принятых бюджетных обязательств в случае уменьшения цены контракта, заключенного в текущем финансовом году с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также при его расторжении отражается в бюджетном учете способом «Красное сторно» с применением корреспонденций по счету 1 502 17 000 «Принимаемые обязательства» (пп. 3 п. 1.7.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
При наличии задолженности поставщика (подрядчика, исполнителя) по ранее выданным авансам сумма принятых обязательств уменьшается без учета сумм такой задолженности (пп. 3 п. 1.7.4, п. 1.7.5 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120). Корректировка принятых бюджетных обязательств в части дебиторской задолженности по контрактам, заключенным в текущем финансовом году, отражается в бюджетном учете при условии, что аванс возвращен до окончания текущего отчетного периода.
Соответствующий раздел учетной политики казенного учреждения с учетом положений Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета (Приложение 4.1 к Порядку, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н), может содержать, в частности, следующие положения:
Обязательства, отражаемые на счете 1 502 01 000 «Принятые обязательства»
Документы-основания для отражения операций
Дата отражения операции *(1), сумма операции
Расчеты с контрагентами
Принятые на основании контрактов (договоров) с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
Оформленные в виде единых документов:
— государственные (муниципальные) контракты;
Расчеты плановой суммы
Датой заключения контракта (договора):
— в сумме контракта (договора);
— по плановой сумме, если конкретная сумма не определена
Проводится в случае изменения цены контракта (договора) или его расторжения
Принятые без оформления договора в виде единого документа
Документы, служащие основанием для санкционирования казначейством оплаты денежных обязательств при поставке в учреждение товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе:
— акт выполненных работ (оказанных услуг);
— универсальный передаточный документ
Наиболее ранняя из дат:
— приемки товаров (работ, услуг);
— принятия решения об осуществлении авансового платежа
Общая сумма обязательств, указанных в счете, счете-фактуре, накладной, акте.
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств
Принятые на основании неисполненных (исполненных частично) контрактов, договоров предыдущих лет
Приведенные выше документы-основания;
акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 1 января
Первым рабочим днем финансового года
В сумме, подлежащей оплате в текущем году
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств
Расчеты с персоналом, иными физическими лицами
Обязательства, возникающие на основании трудовых договоров (контрактов) с сотрудниками учреждения
Приказ об утверждении Штатного расписания с расчетом годового фонда оплаты труда или Бюджетная смета и соответствующие Уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях)
В начале года в объеме утвержденных сметных показателей (лимитов бюджетных обязательств) по оплате труда (выплате денежного содержания, денежного довольствия)
— в случае изменения объемов сметных показателей (лимитов) по оплате труда;
— в соответствии с суммой фактически произведенных начислений в случае превышения их над объемом доведенных ЛБО
Обязательства, возникающие в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в т.ч. публичные нормативные перед физическими лицами, подлежащие исполнению в денежной форме (ПНО))
— заявления физических лиц;
— закон, иной НПА, в соответствии с которыми возникают ПНО;
— иные документы, подтверждающие принятие обязательств
Датой назначения выплат, в сумме начисленных обязательств (выплат)
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств
Обязательства, возникающие при осуществлении расчетов с подотчетными лицами
— Заявление сотрудника о выдаче ему денежных средств под отчет, с указанием целевого предназначения аванса;
— Приказ о направлении в командировку, с прилагаемым расчетом командировочных сумм;
— распоряжение о выдаче аванса;
— утвержденный руководителем Авансовый отчет
(ф. 0504505) (в случаях, когда расходы осуществлены работником за счет собственных средств);
— иные документы, подтверждающие принятие обязательств
Датой решения руководителя учреждения о выдаче аванса;
датой утверждения авансового отчета (в случаях, когда расходы осуществлены работником за счет собственных средств)
— представления подотчетным лицом авансового отчета;
— возврата всей суммы аванса
Расчеты по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджеты
Обязательства по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет
— Декларации (расчеты, сведения);
— регистры налогового и бухгалтерского учета
*(2) Дата отражения задолженности на счете 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты».
В сумме начисленных обязательств (платежей), но не более суммы, подлежащей уплате в бюджет на основании деклараций (сведений, расчетов)
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств
Расчеты по предоставлению субсидий государственным (муниципальным) учреждениям
Субсидии, предоставляемые на основании договоров (соглашений) согласно ст. 78.1 БК РФ
Договор (соглашение) на предоставление соответствующих субсидий
Датой заключения соответствующего договора (соглашения) в сумме договора
На основании дополнительного соглашения к договору
Субсидии, предоставляемые без заключения договоров (соглашений) согласно ст. 78.1 БК РФ
Бюджетные сметы и соответствующие Уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях)
В начале года в объеме утвержденных сметных показателей (лимитов бюджетных обязательств) на предоставлении соответствующих субсидий
Проводится в случае изменения объемов сметных показателей (лимитов)
Расчеты по предоставлению межбюджетных трансфертов
Предоставляемых на основании законов (решений)
В сумме бюджетных ассигнований на соответствующие цели
В начале года в объеме утвержденных сметных показателей (бюджетных ассигнований) на предоставление соответствующих трансфертов
Проводится в случае изменения объемов сметных показателей (ассигнований)
Предоставляемых на основании договоров (соглашений)
В сумме заключенных договоров (соглашений)
На дату соответствующего договора (соглашения) в сумме договора
На основании дополнительного соглашения к договору
Предоставляемых на основании законов (решений)
В сумме бюджетных ассигнований на соответствующие цели
В начале года в объеме утвержденных сметных показателей (бюджетных ассигнований) на предоставление соответствующих трансфертов
Проводится в случае изменения объемов сметных показателей (ассигнований)
Предоставляемых на основании договоров (соглашений)
В сумме заключенных договоров (соглашений)
На дату соответствующего договора (соглашения) в сумме договора
На основании дополнительного соглашения к договору
Обязательства, возникающие на основании судебных актов, решений налоговых органов
— Исполнительный лист, оформленный на основании вступившего в законную силу судебного решения;
— Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов
Датой получения учреждением (органом, в котором учреждению открыт лицевой счет) исполнительного листа (судебного приказа), решения налогового органа.
В сумме начисленных обязательств (выплат)
Проводится в случае:
— изменения исковых требований;
— отмены судебного акта, подлежащего исполнению, решения налогового органа
Обязательства, связанные с выполнением оперативно-разыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
— Решение (постановление) должностного лица органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность;
— документы-основания для принятия решения (постановления)
Датой принятия соответствующего решения (постановления)
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств
Иные разовые расходы
(ф. 0504833), иной документ, подтверждающий факт и сумму обязательства, позволяющий однозначно классифицировать расходы по кодам бюджетной классификации
На дату и в сумме соответствующего документа
Иные периодические расходы*(3)
Утвержденный в установленном субъектом учета порядке план по соответствующему виду расходов на период (месяц, квартал)
На первое число месяца (квартала) в плановой сумме
По истечении установленного периода сумма бюджетного обязательства корректируется в соответствии с объемом фактически произведенных расходов
*(1) Дата отражения принятых бюджетных обязательств на счетах санкционирования расходов не зависит от сроков принятия их к учету органом Федерального казначейства (финорганом субъекта РФ или муниципального образования) (п. 1.2.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).
*(2) Для различных видов платежей в бюджет следует предусматривать различный порядок обоснования налоговыми декларациями и/или регистрами учета дат принятия бюджетных обязательств и порядка изменения сумм бюджетных обязательств в зависимости от периодичности и сроков их уплаты, а также предоставления отчетности. Так, с учетом абзаца 14 п. 140 Инструкции N 162н и писем Минфина России от 26.12.2016 N 02-07-10/77857, от 07.11.2014 N 02-07-10/56182 бюджетные обязательство в части сумм налогов и сборов, обязанность уплаты которых наступит в очередном финансовом году, отражается с аналитическим признаком 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)». Также следует предусмотреть специальный порядок отражения в учете бюджетных обязательств по оплате сумм пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
*(3) Этот подход может быть применен в отношении тех категорий расходов, по которым в течение месяца (квартала) возникает много однотипных операций с большим количеством возвратов денежных средств, что делает учет с детализацией до каждого отдельного бюджетного обязательства трудоемким (например, расчеты по оплате услуг адвокатов, предоставляемых согласно законодательству в установленных случаях за счет государства).