как налоги влияют на работу людей

Идите на свет Россияне годами скрывали свои доходы. Как теперь их заставляют платить налоги?

В России становится все больше самозанятых, с начала масштабного эксперимента с них собрали налоги почти на два миллиарда рублей, но власти не намерены на этом останавливаться и хотят вовлечь в систему как можно больше предпринимателей. Им обещают льготы, госсубсидии и дополнительную поддержку в и без того сложное для бизнеса время. Однако россияне все еще стараются скрывать свои доходы, хотя именно на самозанятых возлагают большие надежды и видят в них стимул для страдающей от кризиса экономики. Игры в прятки — в материале «Ленты.ру».

Скрытые фигуры

В качестве пилотного проекта он появился в 2019 году сначала в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане, позднее режим распространили на всю страну. Самозанятыми в России стали в основном таксисты, курьеры, арендодатели, репетиторы, ремонтники, маркетологи или программисты. Размер налоговой ставки при работе с физлицами составляет 4 процента, с юридическими — 6 процентов. На льготный режим могут претендовать предприниматели без наемных работников с доходами не более 200 тысяч рублей в месяц, или 2,4 миллиона рублей в год, стать самозанятым можно с 16 лет.

как налоги влияют на работу людей. Смотреть фото как налоги влияют на работу людей. Смотреть картинку как налоги влияют на работу людей. Картинка про как налоги влияют на работу людей. Фото как налоги влияют на работу людей

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Кроме пониженных ставок вместо стандартного подоходного налога (НДФЛ) в 13 процентов самозанятым предоставляется налоговый вычет 10 тысяч руб. Ставка налога зафиксирована надолго: власти обещали не менять налоговый режим 10 лет. Кроме того, для поддержки в кризис государство вернуло самозанятым налоги за 2019 год и предоставило дополнительный налоговый вычет 12,1 тысячи рублей (минимальный размер оплаты труда).

Начиная с 2019 года до лета 2020-го в России зарегистрировались как самозанятые более 850 тысяч человек, с приходом пандемии их число перевалило за 1,3 миллиона и продолжает расти с каждым днем. С начала действия программы самозанятые заработали 130 миллиардов рублей и заплатили налоги на 1,7 миллиарда рублей.

Новые стимулы

Некоторые фирмы начали использовать самозанятость для ухода от налогов: чтобы не платить страховых взносов и не исчислять с зарплат сотрудников 13 процентов НДФЛ, компании увольняли работников, дабы привлекать их уже в качестве самозанятых. Но массовый характер это не приобрело: признаки злоупотреблений выявили только у 1766 фирм (1,8 процента от общего числа зарегистрированных), так что опасения о повальной маскировке сотрудников под самозанятых для ухода от налогов не подтвердились, указала Счетная палата.

как налоги влияют на работу людей. Смотреть фото как налоги влияют на работу людей. Смотреть картинку как налоги влияют на работу людей. Картинка про как налоги влияют на работу людей. Фото как налоги влияют на работу людей

как налоги влияют на работу людей. Смотреть фото как налоги влияют на работу людей. Смотреть картинку как налоги влияют на работу людей. Картинка про как налоги влияют на работу людей. Фото как налоги влияют на работу людей

Российские власти видят в налоге на самозанятых потенциал для вывода предпринимателей из тени, но для этого нужны дополнительные стимулы, уверены в Счетной палате. Аудиторы разработали ряд бонусов, и если их примут, то самозанятые смогут получить льготный кредит или рассчитывать на дополнительные меры поддержки от государства. Кроме того, верхний предел дохода сделают плавающим, привязав к инфляции (сейчас самозанятым нельзя получать в год больше 2,4 миллиона рублей, иначе они теряют свой статус и платят налоги уже как все).

Кроме того, поддержка предпринимателей предусмотрена нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется в России по инициативе президента Владимира Путина. Он предполагает рост числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 миллионов человек к концу 2024 года, наращивание доли МСП в ВВП страны до 32 процентов и доли экспорта субъектов МСП — до 10 процентов от общего объема к 2024 году. Всего на реализацию проекта планируется выделить более 481 миллиарда рублей.

Надежда для экономики

Большой объем серого сектора объясняется сложностями в экономике, ослабленной кризисом и последствиями пандемии. Деньги на черный день в стране есть — это Фонд национального благосостояния (ФНБ) — на начало декабря там накопилось почти 13,5 триллиона рублей. Но власти намерены обойтись без больших расходов из резервов. В качестве рабочей альтернативы рассматривается введение новых налогов и повышение собираемости старых. Уже прорабатываются несколько вариантов: например, возвращение налога на движимое имущество, который отменили с 1 января 2019 года, и введение нового — на криптовалюту.

как налоги влияют на работу людей. Смотреть фото как налоги влияют на работу людей. Смотреть картинку как налоги влияют на работу людей. Картинка про как налоги влияют на работу людей. Фото как налоги влияют на работу людей

Фото: Катерина Евгеньева / «Коммерсантъ»

«Экономика не растет, из-за пандемии инвестиционный климат в стране непростой. Правительство дало понять, что не планирует использовать средства из ФНБ, а пенсионная реформа свелась к повышению пенсионного возраста. Россияне пришли к логичному выводу: проще и дешевле копить на пенсию самим. Отсюда такой высокий процент занятости в сером секторе и отсюда же — желание государства увеличить поступления от налогов», — объяснил директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.

Если инициативу Счетной палаты примут, то верхняя планка ежегодного заработка будет регулярно индексироваться. «Логично, что это расширит круг участников, которые выберут этот тип налогообложения, потому что здесь самая низкая ставка: для физлиц она составляет 4 процента, для юрлиц — 6 процентов», — заметил президент СРО «Национальная финансовая ассоциация» Василий Заблоцкий.

как налоги влияют на работу людей. Смотреть фото как налоги влияют на работу людей. Смотреть картинку как налоги влияют на работу людей. Картинка про как налоги влияют на работу людей. Фото как налоги влияют на работу людей

Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

С другой стороны, верхняя планка по годовому заработку актуальна для небольшой прослойки самозанятых, так что вывести таким образом из тени всех предпринимателей не получится. «Однако именно самозанятые могут дать толчок экономике. Граждане, которые сами зарабатывают себе на жизнь, в этот сложный и кризисный период, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, могут дать толчок к развитию экономики России, стать своего рода драйвером для этого процесса», — уверен депутат Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР).

Эксперимент с новым налогом пока показывает себя хорошо, но на фоне пандемии далеко в будущее заглядывать нельзя: ситуация в стране постоянно меняется. Экономика находится далеко не в лучшем состоянии, ее спасение обошлось по крайней мере в четыре триллиона рублей: сюда включены как выплаты для семей с детьми, так и льготные кредиты для бизнеса. Пандемия вышла на новый пик, ежедневно в стране заболевают по 20 с лишним тысяч человек, так что в перспективе могут потребоваться еще деньги — однако тестировать нововведения нужно с осторожностью.

Источник

Силуанов назвал «запредельной» налоговую нагрузку на труд

как налоги влияют на работу людей. Смотреть фото как налоги влияют на работу людей. Смотреть картинку как налоги влияют на работу людей. Картинка про как налоги влияют на работу людей. Фото как налоги влияют на работу людей

Страховые взносы, которые платят работодатели за каждого сотрудника, в России чрезмерно высоки, но вопрос их снижения следует тщательно проработать, чтобы компенсировать ущерб внебюджетным фондам и не нарушить баланс федерального бюджета. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК.

«Сегодня действительно нагрузка на труд запредельная. Я это прекрасно понимаю», — сказал он.

Сейчас российский работодатель должен платить за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от заработной платы. 22% поступает в Пенсионный фонд, 5,1% — на обязательное медицинское страхование в ФОМС, 2,9% — на социальное страхование в ФСС. Если зарплата сотрудника превышает 1,29 млн руб. (нарастающим итогом с начала года), то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате свыше 990 тыс. руб. в год накопленным итогом.

Высокая нагрузка на труд — высокая доля «серых» зарплат

По словам Силуанова, сегодня налоги на труд в России выше, чем налоги на капитал. К тому же к 30%, которые платит работодатель, добавляется 13% налога на доход физических лиц, который удерживается с зарплаты сотрудника. «Поэтому и происходят эти схемы уклонения от оплаты труда в белую», — отметил он.

По данным Росстата, в 2018 году скрытая оплата труда (неформальные зарплаты, «конвертные» зарплаты) составила 13,06 трлн руб., или почти 13% всего ВВП.

Во многих странах значительную часть страховых отчислений берут на себя сами работники, указал министр. В России, однако, вариант переноса уплаты страховых взносов с работодателя на работника не обсуждается, заявил Силуанов. Поэтому Россия проигрывает другим странам по конкурентоспособности налоговой системы, говорил Силуанов в 2018 году.

Россию отличает высокая совокупная ставка налогов на труд — 36,6% от коммерческой прибыли предприятия среднего размера (данные последнего исследования Всемирного банка и PwC «Paying Taxes 2020»). В мире этот показатель составляет в среднем лишь 16,3%. Для сравнения, в Казахстане ставка налогов на труд — 10,1%, в США — 9,8%, в Канаде — 12,7%, Германии — 21,5%, Великобритании — 12%.

Где взять деньги на маневр

Силуанов подчеркнул, что сейчас правительство думает, как снизить налоговую нагрузку на труд, но это невозможно без нахождения постоянных источников компенсации внебюджетным фондам. «Если мы сейчас снизим, у Пенсионного фонда дыра в бюджете образуется. Чем ее закрывать — [федеральным] бюджетом?» — сказал глава Минфина.

Он уточнил, что на 1% ставки страховых взносов приходится чуть более 200 млрд руб. поступлений. Если снизить ставки страховых взносов, например, до 20%, в фонды не поступит порядка 2 трлн руб. «Где такие деньги взять? Разбалансировать федеральный бюджет мы не можем», — подчеркнул Силуанов.

При этом стоимость для федерального бюджета социальных инициатив из январского послания президента Владимира Путина составит около 3,8 трлн руб. до 2024 года, или 0,75 трлн руб. в среднем за год. И чтобы профинансировать эти инициативы правительству пришлось частично задействовать ресурсы Фонда национального благосостояния (ФНБ) через сделку по покупке Сбербанка: 1,25 трлн руб. доходов Центробанка вернется в бюджет через дивиденды ЦБ, и 900 млрд руб. из них будут направлены на обеспечения президентских поручений.

В 2019 году общий объем собранных с работодателей взносов в социальные фонды составил 7,88 трлн руб., основная часть идет в Пенсионный фонд (5,4 трлн руб.). Страховые взносы формируют более 20% доходов российской бюджетной системы (то есть доходов федерального бюджета, регионов и внебюджетных фондов). Еще 1,9 трлн руб. Пенсионный фонд получает в виде трансферта из федерального бюджета на выплату страховых пенсий, поскольку взносы в ПФР не покрывают расходов на пенсионное обеспечение.

В теории одним из источников компенсации снижения страховых взносов для бюджета могло бы стать сокращение льгот для нефтяной отрасли, предполагала газета «Ведомости». В 2019 году бюджет недополучил 1,6 трлн руб. из-за налоговых льгот в нефтяном секторе, и этот показатель ежегодно растет. Силуанов в интервью РБК сказал про нефтяные льготы следующее: «Новое правительство сейчас ставит задачу перед Министерством финансов, чтобы еще раз посмотреть на вопрос эффекта тех льгот, которые были даны». «Если этого не происходит [эффекта нет], льготы забирают», — сказал министр.

Источником снижения ставок на труд могла бы стать прогрессивная ставка НДФЛ, сказал Силуанов. Но до 2024 года действует мораторий на изменение налоговых условий. Поэтому к вопросу о прогрессивной шкале подоходного налога правительство вернется после 2024 года — в обществе «давно назрел запрос на социальную справедливость».

Удар по крупному бизнесу

В разных секторах экономики доля оплата труда в структуре расходов различается. Поэтому дискуссии о снижении страховых взносов, по словам Силуанова, порождают «полемику в отраслях».

Перемены невыгодны промышленным компаниям с низкой долей расходов на фонд оплаты труда, а в выигрыше будут отрасли с высокой долей оплаты труда в себестоимости — например, сектор инноваций и технологий, объяснил Силуанов. Унификация базы для взносов увеличит нагрузку на большинство промышленных секторов, а также финансовый сектор, показали ранее расчеты крупнейших компаний и отраслевых объединений.

«Мы заинтересованы в том, чтобы эта нагрузка снижалась, но в то же время мы заинтересованы в том, чтобы не разбалансировать подходы к налогообложению», — резюмировал министр, уточнив, что вопрос пока рассматривается теоретически, «нет никаких законопроектов, заготовок на завтра».

Правительство вернулось к идее резко снизить общую ставку с 30% до 23–25%, писали «Ведомости» в этом месяце со ссылкой на трех федеральных чиновников. Одновременно со снижением ставки страховых взносов, по информации издания, предлагается отменить регрессивную шкалу для высоких зарплат (когда при превышении порога годовой зарплаты ставка взносов снижается).

Снижение социальных взносов уже обсуждалось в 2017–2018 годах. Тогда предлагался налоговый маневр, при котором страховые взносы снижались бы до 22% при одновременном повышении НДС с 18 до 22%. Однако в итоге было принято решение только о повышении НДС до 20%, а целью этого называлось финансирование майского указа Путина от 2018 года.

Поступления страховых взносов в 2019 году опередили рост зарплат, превысив 7 трлн руб. (рост на 9,7%), сообщил глава ФНС Даниил Егоров. По расчетам ФНС, фискальная нагрузка по страховым взносам по итогам 2018 года составляла 3,3% от выручки организаций (снизилась на 0,3 п.п. за год).

Источник

Как не менять работу и платить меньше налогов?

Недавно я занялся своим финансовым образованием и сейчас читаю об этом книги. Задумался, как снизить налоговую нагрузку для наемного работника в России. Есть ли какие-то реальные способы снизить налог и тем самым увеличить доход у того же работодателя?

Если я оформлю ИП, получится, что работодателю не придется платить за меня НДФЛ и взносы. Я буду платить 6% на УСН и взносы, а экономию мы с работодателем разделим. И мне, и ему это будет выгодно. Возможно, есть какие-то риски в этой схеме. Расскажете мне о них?

Рисков достаточно много, ведь такая схема незаконна. Мы уже предупреждали, что если вы работаете на одного работодателя как ИП, а не в штате, то можете получить штраф. Налоговая и трудинспекция отрицательно относятся к подобным схемам.

Но есть и другие нюансы — посмотрите, чем обернется для вас замена трудовых отношений на гражданско-правовые в других, не менее важных аспектах.

Когда заключают трудовой договор

Вы устраиваетесь на работу на определенную должность за оговоренную зарплату и подчиняетесь трудовому распорядку, установленному вашим работодателем. Например, работаете экскурсоводом с зарплатой 50 000 Р в месяц в режиме 5 дней в неделю с 9 до 18 и сегодня проводите экскурсии по одному маршруту, а завтра — по другому. Это зависит от того, что именно указано в должностных обязанностях и как решит руководство. Работодатель обеспечивает вас автобусом с водителем и микрофоном — то есть оборудует ваше рабочее место. Вам предоставляют оплачиваемый отпуск, оплачивают больничный, отчисляют за вас в налоговую взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Работодатель может заключить с вами срочный или бессрочный трудовой договор. Срочный — это договор на определенный срок. Его заключают в исключительных случаях и на срок не более пяти лет. По такому договору работают сезонные рабочие либо те, кто устраивается на время, когда основной сотрудник ушел в отпуск, декрет, уехал в длительную командировку и в других подобных случаях. В остальных ситуациях заключают бессрочный договор. Он лучше защищает интересы работников, поэтому по закону эта форма предпочтительнее.

Независимо от вида договора за работу работодатель платит зарплату дважды в месяц и вносит в трудовую книжку запись. Отработанное время засчитывают в пенсионный стаж.

В трудовых отношениях работодателя в первую очередь интересует, чтобы вы выполняли свои обязанности на регулярной основе. В нашем примере работодателя будет интересовать не одна проведенная экскурсия, а постоянное экскурсионное сопровождение всех групп. Руководитель должен знать, что вы в любой момент рабочего времени будете на месте и сможете провести экскурсию. То есть важен процесс, а не результат — понравилась экскурсия или нет.

Отношения работника и работодателя в трудовом договоре регулируются нормами трудового законодательства. Это значит, что стороны в любой конфликтной или нерегулируемой договором ситуации будут обращаться к статьям трудового кодекса. Например, если компания задержит выплату зарплаты больше чем на 15 дней, вы вправе предупредить руководство, что прекратите работать до выплаты, и перестать ходить на работу. Компания должна будет заплатить вам причитающийся заработок, компенсацию за каждый день задержки и средний заработок за дни, когда вы не ходили на работу.

Когда заключают гражданско-правовой договор

Если компании нужна разовая услуга или специалист на конкретный недолгий проект, проще и удобнее заключить гражданско-правовой договор — услуги или подряда. Такой договор можно заключить с предпринимателем или с физическим лицом. Если компания наймет ИП, налоги и взносы он заплатит сам. Если физическое лицо — придется удержать из причитающихся ему денег НДФЛ 13% и перечислить налог, а также заплатить за него пенсионные и медицинские взносы — 22 и 5,1% от гонорара соответственно. Компания-наниматель выступит в данном случае налоговым агентом для исполнителя.

Как сторона гражданско-правового договора, вы не обязаны подчиняться установленному режиму труда работодателя и работать под его контролем и руководством. Вы самостоятельно, своими силами и средствами, организуете свою работу, обустраиваете рабочее место и рассчитываете время, которое надо будет потратить для достижения оговоренного результата.

В этом варианте организацию интересует конкретный результат — исполнение разового или краткосрочного задания. Исполнитель может выполнять работу не лично, а с помощью третьих лиц. Он сам определяет, в каком режиме ему работать, и сам обеспечивает себе возможность выполнить работу — заказчик не обязан предоставлять ему рабочее место.

Гражданско-правовой договор оправдан, например, если организации понадобилось вымыть окна и она наняла мойщика. Это разовая работа: держать в штате такого специалиста, если компания сама не оказывает клининговые услуги, непрактично. Другой пример: компании нужен переводчик для иностранного специалиста, который приехал, чтобы настроить оборудование. Это продолжительная работа, но она ограничена сроком работы иностранца. После его отъезда надобность в переводчике у компании отпадет.

В таком договоре отношения заказчика и исполнителя регулируются нормами гражданского законодательства. И все ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению или если они не прописаны в договоре, будут решаться на основе положений гражданского кодекса. Например, если заказчик не заплатил исполнителю за сделанную работу, исполнитель может взыскать с него убытки и проценты за нарушение денежного обязательства.

Источник

В Госдуме указали на риски роста налоговой нагрузки на бизнес

как налоги влияют на работу людей. Смотреть фото как налоги влияют на работу людей. Смотреть картинку как налоги влияют на работу людей. Картинка про как налоги влияют на работу людей. Фото как налоги влияют на работу людей

Чрезвычайные меры по наполнению доходной базы федерального бюджета, хотя и объективно необходимы, приведут к фактическому росту налоговой нагрузки и нарушению стабильности фискальных условий для бизнеса. Об этом говорится в заключении комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству на проект федерального бюджета.

Рост фискальной нагрузки в кризис «несет риски сокращения производства и рабочих мест в добывающих регионах, а также снижения конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках», предупреждают депутаты.

От налоговых мер правительство планирует дополнительно получить 590 млрд руб. в 2021-м, 732 млрд руб. в 2022-м и 706,7 млрд руб. в 2023 году.

Правительство намерено:

Кроме того, с 2021 года до 15% вырастут налоги на выплаты доходов в так называемые транзитные юрисдикции — Кипр, Мальту, Люксембург, через которые капитал утекал в офшоры. С 13 до 15% вырастет НДФЛ для россиян с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. в месяц). Появится 13-процентный налог на доходы с банковских вкладов выше 1 млн руб. Также планируется увеличить акцизы на табак сверх инфляции.

Обоснование Минфина

Корректировка НДД и отмена льгот по НДПИ за десять лет приведут к снижению добычи нефти на 600 млн т, падению доходов бюджета на 4,5 трлн руб. и потере 35 тыс. рабочих мест, жаловались главы крупнейших компаний президенту Владимиру Путину, писал «Коммерсантъ» (у РБК также есть копия их письма).

Выпадающие доходы бюджета по НДД в 2019 году более чем в 2,5 раза превысили прогноз, составив 215 млрд руб., аналогичный результат ожидается и в 2020 году, сообщили РБК в Минфине. «Корректировка режима НДД направлена на компенсацию доходов федерального бюджета и приведение параметров этого пилотного режима налогообложения в соответствие с плановыми значениями», — пояснило ведомство.

Что касается планов увеличить НДПИ при добыче металлов и минерального сырья, то среднемировой уровень изъятия природной ренты при добыче минерального сырья (включая твердые полезные ископаемые) зарубежными компаниями составляет около 3–5% от выручки против 0,6% в России, утверждает Минфин. При этом рентабельность продаж российских горнодобывающих предприятий находится на уровне 20%, а у некоторых этот показатель достигает величин 40–60%, приводит Минфин расчеты.

Увеличение НДПИ в отношении отдельных твердых ископаемых приблизит величину эффективной ставки к мировому уровню, а результирующее снижение рентабельности на 2–3% не приведет к сокращению добычи в долгосрочной перспективе, заверили в Минфине.

Регионам, которые утратят часть доходов из-за налоговых изменений, обещают компенсировать потери. Ко второму чтению проекта бюджета планируется дополнительно учесть на эти цели 100 млрд руб. на 2021 год. «После 2022 года вопрос налогообложения отраслей, добывающих сырье для удобрений и черных/цветных металлов, будет прорабатываться дополнительно», — добавили в Минфине.

Вопросы к долговой политике

Антикризисные расходы вместе с сокращением доходов привели к дефициту бюджета в 2020 году. При этом объем резервов правительства (Фонд национального благосостояния, ФНБ), по прогнозу Минфина, будет расти и к началу 2021 года достигнет 12,4 трлн руб. (10,8% ВВП) — втрое больше, чем в 2019 году. Однако правительство решило не задействовать ФНБ для финансирования антикризисных расходов (из фонда будет покрываться лишь недостача нефтегазовых доходов из-за низких цен на нефть и пониженных объемов нефтедобычи). «Использование этих резервов нельзя назвать эффективным», — считает комитет Думы по экономической политике.

Вместо более активного использования средств ФНБ государство будет наращивать заимствования. Госдолг возрастет более чем вдвое за четыре года — с 13,5 трлн руб. в 2019-м до 28,4 трлн руб. в 2023 году.

Расширение дефицита финансируется за счет привлечения дополнительных госзаимствований в условиях снижения спроса на кредитные ресурсы со стороны внебюджетного сектора, ответил Минфин. «Таким образом, обеспечивается стимулирующая контрциклическая направленность бюджетной политики в период экономического спада», — подчеркнули в ведомстве.

Уже в 2021 году госдолг приблизится к черте 20% ВВП. По мнению депутатов комитета по экономической политике, такой долговой подход «требует дополнительных обоснований». Минфин считает, что это не опасный уровень, хотя переходить за него нецелесообразно. Госдолг будет оставаться вблизи уровня 20% ВВП в последующие годы, заявил Минфин в ответе РБК, «это будет также способствовать сохранению страновых рисков и уровня долгосрочных процентных ставок в экономике на устойчиво низком уровне».

Риск банкротств

Комитет отмечает риск роста банкротств, особенно в малом и среднем бизнесе, а также рост безработицы, снижение реальных доходов населения и оборота розничной торговли, сокращение спроса и новый виток сокращений производства и роста цен практически по всем секторам промышленности и сельского хозяйства.

При этом в прогнозе социально-экономического развития России на 2021–2023 годы, на основе которого сверстан бюджет, перечислены не меры на будущее, а уже предпринятые шаги. «Эти меры были направлены на «тушение пожара», то есть спасение, но никак не на развитие национальной экономики», — отметили депутаты в отдельном заключении на макропрогноз.

С учетом наступления второй волны пандемии принятых мер поддержки бизнеса недостаточно, считают депутаты. В качестве дополнительных шагов они предложили рассмотреть кредитные каникулы (аннулирование процентов за определенный период до конца 2021 года), налоговые каникулы, мораторий на налоговые проверки.

Критика прогноза

Комитет счел прогноз «излишне оптимистичным». Правительство оценило глубину падения ВВП в 2020 году в 3,9%. Более реальна, по мнению комитета, оценка 4,5–4,8%. Разработчики не учли вторую волну пандемии и вероятность введения новых санкций против России. «Компенсировать подобные санкции и ограничения будет сложно», — отметили депутаты.

Возможное недоисполнение расходов

В части расходов бюджет остается консервативным, указали в комитете. Учитывая регулярное недоисполнение запланированных расходов в предыдущие годы, итоговые траты могут оказаться еще ниже, считают депутаты. В 2019 году не было потрачено 1,1 трлн руб., четверть из них — нераспределенные зарезервированные средства, которые могли бы работать на рост экономики, считают в комитете по экономической политике.

После рекордных трат 2020 года на борьбу с коронавирусом и его экономическими последствиями Минфин объявил вынужденный секвестр бюджета. Правительство сэкономит 1 трлн руб. в год благодаря отказу от индексации зарплат госслужащим, сокращению на 5% трат на госпрограмму вооружений и на 10% — всех «незащищенных» статей расходов (не связанных с обязательствами перед населением).

«Крайнюю озабоченность» комитета вызвало планируемое сокращение расходов на исследования и разработки в гражданских отраслях промышленности. Государство сокращает расходы на гражданские НИОКР на 6,3% по сравнению с докризисным бюджетом, писал РБК. Комитет предложил сохранить финансирование разработок для импортозамещения оборудования. В частности, дефицит средств на разработки по локализации критически важного оборудования для производства сжиженного природного газа (СПГ) «ставит под угрозу успешную реализацию проектов освоения производства оборудования, необходимого для строительства заводов средне- и крупнотоннажного производства СПГ и, соответственно, сделает невозможным поставку высокотехнологичной продукции на экспорт», указано в заключении на проект бюджета.

Вопросы разработок для импортозамещения в сфере СПГ «требуют дополнительного обсуждения с Минэнерго и Минпромторгом как профильными ведомствами», сообщили в Минфине, окончательное решение будет отражено в законе о бюджете на 2021–2023 годы. РБК также направил запрос в Минэкономразвития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *