как написать монолог образец
Монолог
МОНОЛОГ (от греческого monos — единственный, единый и logos — слово) — «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа монолога — обращенного монолога (Du-monolog), как, например, речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам монолога являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана – где автор ведёт повествование от первого лица.
Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Аристотель в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.
Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа — «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI — начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов. В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия, — зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии Кристофер Марло, Томас Кид. Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя, стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»
Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме.
• по драматургической функции:
• по литературной форме:
Как писать монолог – советы
Перед тем как начать писать монолог, продумайте его, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство.
.
Большинство произведений – это сложная последовательность монологов, диалогов, действий и описаний. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики или интуиции.
Многие начинают писать от первого лица. Возникает проблема с переключением на других героев. Есть несколько неочевидных моментов:
* Можно писать от первого лица, затем неожиданно переключиться и писать от третьего лица. Читатель это поймет и примет.
* Можно писать от третьего лица и переключиться на первое лицо.
* Можно всегда писать от третьего лица, что приводит к частичной потере выразительности.
* Можно писать от первого лица сразу от лица всех главных героев. Но надо иметь громадный опыт, чтобы делать это умело.
2.Монологи можно использовать для знакомства с персонажем или событиями, связанными с сюжетом. А некоторые писатели используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.
Внутренний монолог – это уже совсем другая категория экспозиции, больше, чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.
Даже если персонаж не перенёс никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Почему он(а) высказался (лась) сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?
4.Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Или наоборот – успокоением/ новым решением. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.
5.У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение развития действия.
Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать «Привет» и «Как ваши дела», занимая впустую это место. Ближе к делу.
В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить обращение. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.
Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемому произведению. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, «Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?» Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.
6.Речь монолога должна убедить читателя – быть правдивой (без вымышленных переживаний и чувств). Автор обязан пережить ситуацию с героем, верить ему, вместе с ним искать выхода, развязки. Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в данном произведении (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).
В качестве упражнения можно переделать произведение или его фрагмент из трагического в комедийный или наоборот. Продумать, как бы собирался поступить герой, будь его характер иным.
7. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи – более убедительными, а ваше произведение – гораздо лучше.
Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.
8.Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.
9. Никто не захочет читать книгу, в которой все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряжённость и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.
Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.
10. При создании произведения иногда очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много событий и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?
11. Хороший монолог необязательно весь должен быть смешным или серьёзным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, обогатите произведение и тем самым поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное.
Однако следует соблюдать грань между смешным и глупым. Построение текста с иронией, в некотором отношении – сарказмом и сложным юмором сделают рассказ более глубоким и интересным для аудитории.
12. Всегда проверяйте ваше произведение. Читайте вслух фрагменты, а затем – всё произведение, чтобы получить представление о речи героев. Убедитесь, что всё звучит естественно.
Расстановка знаков препинания в монологе обычная, не требующая дополнительных правил.
Возможно взять весь монолог в кавычки или поставить тире перед ним, но это необязательно.
Если монолог вставлен в рамки диалога или беседы с другими действующими лицами, он подчиняется правилам пунктуации диалога.
Примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования 2021 (монолог)
Дорогие выпускники, предлагаем вам готовые примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования (монолог).
Что такое монолог?
Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего. На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.
Формулировка задания
В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить.
После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.
Критерии оценивания
Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:
Тема 1 — описание фотографии.
На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога.
Пример описания фотографии из демонстрационного варианта
В демоверсии итогового собеседования, размещенного на официальном сайте ФИПИ, тема 1 называется «Праздник». На карточке-помощнице изображена фотография школьного праздника Последний звонок.
После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:
Место и время проведения праздника
Посвященные празднику события
Изображенных на фотографии людей
Атмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.
События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников.
Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта
Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.
Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:
Когда и где состоялся поход или экскурсия
Кто был участником или участниками мероприятия
Как проходила подготовка к походу или экскурсии
Чем запомнилось мероприятие.
Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками.
В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой отдохнувшие и счастливые.
Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем
Демоверсия предлагает порассуждать над вопросом: всегда ли нужно следовать моде?
На карточке-помощнице записаны вспомогательные вопросы:
Что значит следовать моде?
Считаете ли Вы важным следовать моде? Почему?
Следование моде заключается только в подборе одежды?
Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?
По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.
Мы предложили вам примерные варианты ответов на задание 3 итогового собеседования. Используйте их в качестве образца для составления монологического высказывания во время подготовки к зачету.
По конкурсу ПГ-2. Стилистика внутреннего монолога
Монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Различают два основных типа монолога.
Во-первых, процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю, что характерно для формы книжной речи. В этом смысле все стихи, где нет диалогов персонажей, годятся для заданной темы конкурса, если читать ТОЛЬКО НАЗВАНИЕ КОНКУРСА.
Например, размышления Снежной Королевы:
№1. Снежная Королева. Людмила Вяткина
На троне восседаю горделиво,
Моей подвластно воле Царство Льда.
Бесстрастна, величава и красива,
Могущественна, вечно молода.
А та, что на престоле быть должна бы,
От власти, от короны отреклась.
Из Снежной Королевы – просто бабой!
Какая глупость, чтоб так низко пасть.
Мне не понять мотив её поступка.
Из-за чего покинула дворец?
Там время влёт – бегут часы и сутки…
С обычным смертным, чтобы под венец?
Что за критерий выбора и принцип?
Какая-то любовь! Позор один:
Её избранник даже не был Принцем!
Ну, пусть бы захудалый дворянин.
Теперь же та, что вьюги и морозы
Могла наслать движением руки,
С детьми в саду выращивает розы,
Из луговых цветов плетёт венки.
Но счастлива! Похоже, даже слишком.
Неужто в сердце вытаял весь лёд?
Пожалуй, увезу- ка я мальчишку!
Вдруг и моё…случайно…оживёт…
Или стихи по фильму «Укрощение строптивого», написанные от лица персонажа фильма:
№2 Укрощение строптивого. Мари Полякова
Вся жизнь моя проста и, между прочим,
Не надо подбирать ко мне ключей!
Людей терплю, хоть, правда, и не очень,
Особенно ленивых трепачей.
Пьянит, дурманит винограда запах,
И в бочку из-под пяток льётся сок.
Кто знал, что сумасшедший ливень завтра
Пригонит эту Лизу на порог!
Да! Хороша! Хитра, дерзка, упряма,
Такая же настырная, как я!
И Мамми сводит нас уж слишком рьяно!
(Ох, Белоснежка чёрная моя!)
Безумный поцелуй и тел сплетенье!
Прощай, сарай, не будет больше дров!
Да здравствует строптивых укрощенье!
Приветствую тебя, моя любовь!
Или ироничный монолог Змея Горыныча:
№3. Тоска Горыныча. Юрий Колобов
Огнём отрыгивал, дотла сжигал окрестности –
Вода в реке Смородине бурлила кипятком.
И упражнялся в этой, как её? – в словесности,
Пока ещё не съел его – с Ванюшей-дураком.
Придраться к стилистике в этих стихотворениях мне трудно (сейчас я не обращаю внимание ни на исполнение стихов, ни на грамотность их записи, а только на их соответствие заданному стилю речи. ): персонажи, как умеют, исповедуется перед собой в форме внутреннего монолога, заменяя автора, который спрятался за ними… Можно и так, но…
Сначала приведу те стихи, которые (на мой взгляд!) хотя бы в какой-то степени соответствуют по стилю речи внутреннему монологу и, в то же время, хороши по исполнению и грамотны по записи (ГРАМОТНАЯ ПУНКТУАЦИЯ БЫЛА УСЛОВИЕМ ДАННОГО КОНКУРСА):
№4. Торжество надежды. Вера Шкодина
Мне понравилось здесь начало стихов. Далее автор разговаривает уже не собой, а «красиво излагает» очевидное, как это и характерно для жанра лирики.
№5. Почему всегда тянет в небо? Виктория Дорошенко
№6. Кредо рядового служителя поэзии. Геннадий Солодилов.
Над тучными долинами Эллады
Спесиво возвышается Парнас –
Обитель муз. Но мне туда не надо.
Я скромный пахарь, а не скалолаз.
Как много тех, кто мнит себя поэтом,
Туда стремятся телом и душой,
Но лишь хламиды рвут себе при этом,
А мне и здесь, в долине, хорошо.
Там гении внимают благосклонно
Несущееся снизу: «Исполать!»,
Но поселились в этом пантеоне
Лишь те, кто смог Пегаса оседлать.
Им удалось залезть на эту горку
Через обвалы, оползни и лёд,
А я себе придумал отговорку:
Мудрец за славой в гору не пойдёт!
№7. Предчувствие беды. Елена Заостровцева.
Расклад неотвратим,
и силы нет поверить,
Что ждёт в конце пути
лишь боль и чёрный дым.
Всё обратится в прах,
и точен в полной мере
Неписаный закон
предчувствия беды.
А как же радость встреч,
любовь, смятенье, ярость?
И на морской волне
дорожки лунной свет.
Всё тщетно. Сделать шаг
и дверь открыть осталось.
За ней – лишь пустота:
Нет Бога. Жизни нет.
В этих стихах нет ни вопросов к себе, ни разноголосицы собственных суждений, но тема и ее «камерные» интонации таковы, что мне сложно представить себе этот монолог как выступление перед другими. У меня есть ощущение внутреннего монолога, хотя, может, я и не права…
№8. Любовь. Ирина Воропаева
Я не хотела. Я устала.
Опять любить! Тяжелый труд –
Любить. Ведь, что ни сделай, будет мало
Тут.
Как белка в колесе,
Как лошадь ломовая…
Идите-ка вы все!
Да жизнь такая –
Не жизнь…
Любовь – жестокий плен,
И в этом перемен
Не жди.
Предел страданий впереди,
Но, худшею из зол:
Кого любила – тот ушел.
И ладно б изменил – ушел навек,
Ведь смертны зверь и человек.
И не сумела, не спасла
Опять.
И пусть в клочки изорвала
Всю душу, но дырявый плат
Но дело в том,
Что жизнь – и непреклонна,
И неугомонна:
Через плиты
Могильные, хотя и прочно вбиты
В сырую землю, приминая холм,
И сквозь закатанный асфальт,
Вслепую, наугад,
Упрямым непокорным сорняком
Взошла ростком.
Глаза в глаза – бескомпромиссным взглядом:
— Ну что ж ты плачешь, – мол, не мучай, не губи.
Ведь я же вот он весь, твой, и не где-то – рядом.
Прими, не обижай, терпи, люби.
Сжимаю приклад до боли.
Мой геймер – он мой тиран!
Устал я от этой роли.
Как вырваться мне на волю
И выскочить за экран?
№10. Память. Светлана Обрандт.
Я взвешу все свои поступки
Бессонной ночью в звёздный час:
Без компромиссов, без уступки,
Без фальши вымученных фраз.
Страницы лет былых листаю
Без скидки на судьбу иль рок.
Ответственность не возлагаю
Ни на кого я. Видит Бог,
Что я сама, порой, грешила,
Могу ль кого-то упрекнуть,
Что не любимых я любила
Или не тот избрала путь.
Страницы есть, что не исправить,
Не зачеркнуть, не позабыть,
Всю ночь настойчивая память
Мне будет душу бередить…
Фемиде ли слепой доверить,
Чтоб вынесла свой приговор?
Моим находкам и потерям
Я – адвокат и прокурор.
Из окон свет струится лунный,
Осталось ночи полчаса.
Кот подошёл ко мне бесшумно,
Участливо глядит в глаза,
Как будто мне сказать желает:
— Зачем былое вспоминать?
В окно взгляни: уже светает,
А ну, взбодрись – пора вставать!
№11. Я смогу это сделать. Поющий Ветер 8.
И, размышляя долго, поняла.
Открылось, точно не было секрета:
Смогу при форс-мажоре сделать это.
Как будто шоры с глаз своих сняла.
Оружие возьму я лишь тогда,
Когда угроза будет чьей-то жизни,
Произойдёт война в моей Отчизне,
С бандитами войдёт в мой дом беда.
И, защищая дом, свою семью,
Я выстрелю. В упор. Не сомневаясь.
Не размышляя долго и не каясь.
Я просто жизни близких сохраню.
Стихи, полностью отвечающие конкурсному заданию. Может быть, не самые удачные по лексике (подбору слов), но грамотные по исполнению и не пустые по содержанию. Хорошие стихи.
№ 12. Себе, стихоплёту. Борис Поляков 2.
Запретов нет,
не скромничай, твори!
Заждался свет
«нетленных» строк твоих.
Но строгий счёт
веди своим словам –
ты жив ещё,
любовь ещё жива.
Пусть будешь бит –
будь честен пред людьми:
не может быть
стихов не о любви.
Афористичные стихи. Лаконичные. Грамотные по исполнению. Автор обращается к себе и находит решение для себя, но пишет все-таки немного на публику. Не совсем внутренний монолог, но и обратного доказать не смогу.
А теперь несколько стихотворений, которые мне понравились, но по разным причинам я их не номинировала.
№13. Монолог скамейки. Татьяна Шкодина 2
Как шумно было нынешней весной! –
Цветы сажали, обрезали ветки,
Скамейки заменили… Мне одной
Остаться удалось в тени беседки.
А скольких стариков, детишек, мам
Я вспомнить бы могла! Истерлись доски
И надписи я помню: тут и там
Оставили влюбленные подростки
Сегодня тоже парочка сидит –
Уже который час… Стемнеет скоро.
У этих голубков счастливый вид.
Ах, эти мне влюбленные! Умора…
№ 14. Монолог обиженной двери. Валентина Калёва
Аналогичный случай: не внутренний монолог, а разговор с окружающими: дверь ни разу не обратилась к самой себе, только к тем, кто проходит через нее. Кроме того, есть неточности в пунктуации, что члены жюри не должны были номинировать.
№15. И оставаться одинокой. Созерцающая Много Раз.
Печаль и грусть всегда со мной, они рождаются из нави
И заполняется тоской туманный мир из догм и правил.
Не удержаться на плаву, где иллюзорны пьедесталы:
Раз объявив себе войну (нужна зпт) снег белый превратится в талый.
Необязательны слова, произнесённые небрежно,
Но я по-прежнему жива одной, единственной надеждой. (лишняя зпт)
Однажды обрести себя, найти, что с лёгкостью теряла,
Услышав музыку дождя, вернуться в самое начало: (нужна зпт, а не : )
Где неизбежность цвета беж, а облака плывут (зпт) как рыбы (зпт)
Туда, где волглый воздух свеж, в страну закатного Магриба.
Утратив мелочное вмиг, увидеть солнце на ладони,
Как (зпт) прикрывая алый лик, оно безропотное тонет.
Мне будет легче пережить несправедливый ход планеты,
Когда я наконец пойму, что в мире нет двух зол(зпт) и это
Есть средоточие всех бед: смотреть сквозь призму однобоко, (лишн зпт)
И ждать бесчисленных побед, и оставаться одинокой.
№ 16. Закатный час. Ольга Иштяк.
Уходит жизнь по капельке из тела,
Секунды мерно отмеряют срок.
И мне уже нет никакого дела,
Что там мудрец давным-давно изрёк.
Я перед Богом — вся, как есть — нагая: (сомнительное исп. обоих тире)
С души опала шелуха прикрас.
За горизонт, багровым угасая,
Заходит солнце в свой закатный час.
Философская или интимная лирика. Хорошая лирика. Но внутренний ли это монолог? Не уверена. Человек сообщает себе то, что он понял, ни в чём не сомневаясь и ничего не вопрошая. Он не разговаривает с собой, а оповещает.
№17. Осень жизни. Евгений Аксельрод.
Вновь листья, как жёлтые птицы,
Кружат над усталой землёй.
Пора наступила проститься
С теплом перед долгой зимой.
Пора наступила поведать
Все тайны свои октябрю: (не тот знак)
Печали, тревоги и беды
Охотно ему подарю.
Пора наступила поверить
В конечность земного пути,
Замедлить свой шаг и проверить:
Что в жизни успел запасти?
Богатство, чины и награды?
Не смог, да не очень хотел.
Лишь милой счастливые взгляды
За жизнь накопить я сумел.
Призов не урвал я и славы,
Достатка у жадной судьбы,
Добился лишь хрупкого права
Собою самим в жизни быть.
Не стал и известным поэтом,
Чьи книжки в архивах хранят.
Но кто-то ж прочтёт строчки эти,
Когда уж не будет меня.
Или:
«Шел, наощупь искал твой затерянный свет: (. нужна зпт)
В полумраке веков был любви алчно предан. »
Или:
«Поднимусь над ночными ветрами,
Дом души вспоминая как сон: (. нужна зпт)
Ту звезду, что сиянием манит,
Бьется с сердцем моим в унисон».
Или:
«Пора наступила поведать
Все тайны свои октябрю: (. нужна тчка или зпт)
Печали, тревоги и беды
Охотно ему подарю».
Такие принудительные вставки двоеточия были ошибочными и часто лишали стихов их номинации: по условиям всей конкурсной серии в ней номинироваться могут только стихи, ЗАПИСАННЫЕ БЕЗ ОШИБОК.
А еще в пакете были стихи, где автор хотя правильно использовал двоеточие, но судя по всему, был уверен, что оно стоит в БСП, то есть в сложном предложении, а не в простом, где просто есть перечисление чего-либо. Автор понятия не имеет, что если предложение является сложным, то в нем должно быть больше двух (или более) действующих лиц (подлежащих) и двух (или более) действий (сказуемых)…
Мне очень хотелось всем миром разобраться в правописании текстов наших стихов, но теперь понимаю, что эта задача для меня неподъемна. Меня на это не хватит! Или звания присваивать, или грамоту вспоминать. Большинству авторов звания гораздо нужнее, чем постижение тонкостей родного языка.
А вот общее требование ко всей серии «ПТИЦЫ ГОВОРУН» сохраню: номинироваться в ней (и пока только в ней одной!) будут только стихи, записанные без очевидных (не имеющих двоякого применения знаков) ошибок. Члены жюри, конечно же, могут ошибиться и что-то просмотреть, поэтому В ТАБЛИЦЕ НОМИНАНТОВ итогового протокола могут оказаться стихи, с пропущенными ошибками записи. Вот только призерами конкурса такие тексты стать не смогут.
На этой, грустной для меня ноте, я заканчиваю разбор 2 тура «Птицы Говорун».
Прием заявок на 3 тур «Птицы Говорун» по http://www.stihi.ru/2015/11/09/3593
С уважением и благодарностью ко всем участникам, ваша АлКора.