Как объяснить что это текст

Что такое текст и каким он бывает? Тема, основная мысль, абзацы

Содержание

Тексты окружают нас повсюду. Благодаря им мы учимся, познаем мир, получаем и передаем информацию. Давайте поговорим подробнее о том, что из себя представляет текст, всегда ли один текст похож на другой, и что отличает настоящий текст от простого набора фраз.

Что такое текст?

Текст — это группа предложений на определенную тему, подчиненных одной основной мысли.

Сравните две группы предложений. Они примерно одинаковы по размеру и обе состоят из всего одного абзаца, однако при внешнем сходстве только одна из них является текстом. Прочитайте и сделайте вывод.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Конечно же, просто стоящие друг за другом предложения, между собой никак не связанные, — это всего лишь набор предложений, а вовсе не текст. Каждое из них может быть самостоятельным и иметь свой собственный смысл, но они не буду образовывать нечто целое, единое.

Каким бывает текст?

Текст бывает очень разным. Он не всегда выглядит как тот, что был приведен в предыдущей части параграфа. Книга, стихотворение, текст песни, заметка в газете, статья в журнале, документ, письмо — это все является текстом. То, что вы сейчас читаете, — тоже текст.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Текст может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Может быть воспроизведен и в устной форме — например, если зачитать вслух какой-нибудь отрывок или рассказать выученное стихотворение.

Текст может существовать сам по себе, а может служить пояснением к схеме, рисунку или фотографии.

Текст может принадлежать к одному из стилей речи (художественный, разговорный, научный), а также к одному из типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Что мы знаем о тексте?

Несмотря на то, что под текстом мы можем подразумевать самые разные вещи, есть несколько важных особенностей, свойственных каждому тексту.

Предложения в тексте бывают зависимыми и независимыми. Самый простой пример независимого предложения — это первое предложение в тексте. Такое предложение будет понятно по смыслу, даже если прочитать его отдельно от текста. Например: «Наступила осень.» Или: «Во вторник я заболел гриппом.»

Представим, что последующее предложение может быть такого содержания: «Поэтому в школу я не пошел и весь день пролежал в кровати.» Это предложение является зависимым, так как без предыдущего не имеет никакого смысла. На их связь указывает присутствие слова поэтому.

Другими сигналами зависимых предложений могут быть, например, союзы и, а, но, местоимения он, тот, этот, наречия там, туда, тогда и т.д. С их помощью образуются грамматические связи между предложениями.

Порядок зависимых предложений в тексте нельзя менять, ведь тогда отношения между ними нарушатся.

Тема, основная мысль и абзацы

В тексте всегда присутствует тема — то, о чем или о ком идет речь.

Чаще всего тема текста отражена в заголовке. Например, прочитав название книги, мы можем примерно представить, о чем нам расскажут ее страницы.

В тексте может быть множество разных деталей, событий и персонажей, но всех их непременно объединяет нечто целое. Это и есть тема. В рассказе о том, как главному герою подарили собаку и он учится о ней заботиться, тему можно определить одним словом — «Собака». В стихотворении про елочку, праздничное веселье и Деда Мороза темой, конечно, будет «Новый год».

В каждом тексте можно проследить основную мысль.

Отличие основной мысли от темы заключается в том, что она выражает определенную идею или даже отношение автора к предмету речи. Чтобы определить тему текста, мы задаемся вопросом «О ЧЕМ хотел сказать автор?», а для формулировки основной мысли нужно задать немного другой вопрос: «ЧТО автор об этом хотел сказать?».

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Можно рассказать о собаке и попытаться донести до читателя, как здорово иметь собаку. А можно сделать акцент на том, что ухаживать за ней — это большой труд и ответственность. «Как здорово иметь собаку» или «Заботиться о собаке не так-то просто» — это и есть основная мысль. Обратите внимание, что тема текста («Собака») остается при этом той же самой.

Если текст достаточно большой, он делится на абзацы.

Каждый абзац — это небольшая часть текста. На письме он выделяется красной строкой (отступом слева).

Понятие абзаца тесно связано еще с одним важным термином — микротема. Все микротемы (иначе их еще называют подтемами) подчиняются единой теме и помогают лучше раскрыть ее с разных сторон. Чаще всего микротемы совпадают с абзацами, то есть каждый новый абзац — это новая микротема.

Источник

Что такое текст — признаки, анализ и виды текстов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Текст – это одно из довольно зыбких понятий в нашем сознании. Объясню почему.

С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.

Что такое текст? Узкое и широкое понимание

Слово «текст» пришло в русский язык с латинского, где первоначальное «textus» переводилось как «ткань, сплетение, соединение». Лингвистическое понимание термина, согласно статье доктора филологических наук Т.М.Николаевой, таково:

Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.

В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).

Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.

Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.

То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.

Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.

Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.

Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:

Ключевые признаки текста

Здесь и далее рассмотрим наш феномен уже только в рамках лингвистики.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Итак, языковеды выделяют такие признаки текста:

Что такое тема текста? Это его смысловое ядро, в котором обобщается и конденсируется все содержание.

Какие бывают тексты (их классификация)

Чтобы ответить на вопрос, какие бывают тексты, нужно определиться с интересующей классификаций. Две самые распространенные в языкознании (в том числе и на школьном уровне) – по типу и по функциональному стилю.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

По типу

Согласно общепринятому тричленному делению выделяют такие типы текста:

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Жесткое разделение текстов по этим типам чаще всего встречается только на школьных уроках, когда эту классификацию изучают. На деле большинство произведений строится на сочетании и перемежении всех трех типов.

К примеру, автор описывает действия персонажа, при случае добавляя тонкие детали его портрета, а уже в следующем предложении погружается в раздумья о правильности поступка его героя…

Какие бывают тексты по стилю

Данная классификация представлена в рамках функциональной лингвистики. Стиль текста – это отражение одного из функциональных стилей речи, к которому он относится.

Существуют лингвистические споры о том, стоит ли вводить в их список некоторые категории (вроде эпистолярного, религиозного стилей).

Ограничимся пятью общепринятыми, в связи с чем выделим такие тексты по стилю:

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Предложения обычно сложные, с преобладанием имен существительных, часто встречается специальная профессиональная лексика.

Это живые, оригинальные, динамичные тексты.

Пестрят терминологией, с точки зрения синтаксиса часто организованы сложно для восприятия.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Обычно строится из простых предложений, характеризуются упрощенной (иногда просторечной или даже матерной) лексикой.

Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.

Анализ текста

Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.

Существует три типа научного анализа текста:

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:

Лингвистический анализ подразумевает также:

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.

Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?

Наверное, такие «произведения» называются вода. Особенно подобные случаи встречала, когда читала переводы книг с английского на русский. Как можно выпускать книги, тратя бумагу и деньги, с невразумительными переводами?

Источник

Текст в русском языке

Текст — это после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ные пред­ло­же­ния или абза­цы, свя­зан­ные общей темой, основ­ной мыс­лью и име­ю­щие смыс­ло­вую завершенность.

Что такое текст в русском языке?

Чтобы понять, что такое текст, срав­ним сле­ду­ю­щие высказывания.

Солнце село за гори­зонт. В горо­де сну­ют авто­мо­би­ли. В небе кур­лы­чут журавли.

Солнце село за гори­зонт. Постепенно сгу­ща­ют­ся лет­ние сумер­ки. И вот в горо­де несме­ло заго­ра­ют­ся один за одним фона­ри. А авто­мо­би­ли уже сну­ют по ули­цам с вклю­чен­ны­ми фара­ми, как боль­шегла­зые жуки.

Оба при­ме­ра начи­на­ют­ся с одно­го и того же сооб­ще­ния о садя­щем­ся солн­це. В пер­вом отрыв­ке исполь­зу­ют­ся пред­ло­же­ния, никак не свя­зан­ные друг с дру­гом: ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски. Каждое пред­ло­же­ние несет свою сугу­бо инди­ви­ду­аль­ную инфор­ма­цию. Можно сде­лать вывод, что это раз­роз­нен­ные предложения.

Во вто­ром при­ме­ре опи­сы­ва­ет­ся кар­ти­на наступ­ле­ния лет­не­го вече­ра в горо­де. Каждое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние, как худож­ник, пишу­щий крас­ка­ми пей­заж, добав­ля­ет новый смыс­ло­вой мазок в это опи­са­ние. Предложения свя­за­ны по смыс­лу (опи­са­ние лет­не­го вече­ра), логи­че­ски (посте­пен­ность раз­во­ра­чи­ва­ния дей­ствия) и грам­ма­ти­че­ски. У это­го отрыв­ка есть общая тема, кото­рую мож­но обо­зна­чить заго­лов­ком «Вечер в городе».

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

По отно­ше­нию к язы­ку линг­ви­сти­че­ский тер­мин «текст» пред­став­ля­ет собой един­ство зна­чи­мых еди­ниц речи — пред­ло­же­ний. Наша речь состо­ит не толь­ко из слов как мини­маль­ных зна­чи­мых еди­ниц, а из пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние и обра­зу­ют более круп­ную еди­ни­цу речи — текст. Единство пред­ло­же­ний в тек­сте оформ­ля­ет­ся общим содер­жа­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски. С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое текст.

Пример текста

С утра начал накра­пы­вать неспеш­ный дож­дик. Дед Трофим, покор­мив ско­ти­ну, вышел во двор и свист­нул Жуку. Верный пёс потру­сил за дедом в лес. Ведь еще на про­шлой неде­ле Трофим при­ме­тил в дере­ве дуп­ло, в кото­рое бес­пре­стан­но сно­ва­ли дикие пче­лы. Как раз в дожд­ли­вую пого­ду, когда пче­лы не так актив­ны, мож­но раз­ве­дать, есть ли там мёд.

Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»

Внутренняя и внешняя форма текста

Каждый связ­ный текст име­ет внеш­нюю и внут­рен­нюю фор­му. Рассмотрит основ­ные поня­тия внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы текста.

Внутренняя фор­ма тек­ста — это его содер­жа­ние (тема, автор­ский замысел).

Тема тек­ста — это то, о ком или о чём гово­рит­ся в нем. Тема тек­ста часто выра­жа­ет­ся в его заголовке.

Авторский замы­сел — это основ­ная мысль, или идея, кото­рую автор вопло­тил в тексте.

Основная мысль тек­ста — это то, что выра­зил автор, к чему он при­зы­ва­ет или чему учит чита­те­ля, ради чего напи­сан текст.

Внешняя фор­ма — это ком­по­зи­ция и язы­ко­вые сред­ства, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся автор­ский замысел.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

С этой точ­ки зре­ния тек­сту, как вопло­щен­но­му един­ству внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы, мож­но дать сле­ду­ю­щее определение:

Обычно текст име­ет сле­ду­ю­щее стро­е­ние (ком­по­зи­цию):

По функ­ции и стро­е­нию раз­ли­ча­ют три типа тек­ста:

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Каждый тип тек­ста име­ет свою струк­ту­ру построения.

Средства связи в тексте

Предложения в тек­сте объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное смыс­ло­вое целое с помо­щью лек­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских средств связи:

Спозаранку мы собра­лись в лес за гри­ба­ми. В лесу было тихо и сумрач­но. По низин­ке, что шла спра­ва от нас, курил­ся осен­ний туман. А вот и пер­вый гриб!

Это был совсем груст­ный взгляд. Он был неве­се­лым, пото­му что все пошло наперекосяк.

Этот дом еще в про­шлом веке постро­ил наш дедуш­ка Макар. А домаш­ний уют в нем созда­ла бабуш­ка Агафья. Она была извест­ная на все село масте­ри­ца шить и вязать. Дощатые полы дома укра­ша­ют вязан­ные ею пест­рые половички.

Кот без­мя­теж­но дре­мал, свер­нув­шись клуб­ком. Внезапно он услы­шал визг и воз­ню под крыль­цом. Навострив уши, кот тихонь­ко спу­стил­ся со сту­пень­ки, а затем стре­лой бро­сил­ся под крыль­цо. Вскоре он вышел отту­да и при­нес мне пой­ман­ную мышь. «Вот, смот­ри, я неда­ром ем свой хлеб!»

Журавли, кур­лы­ча, про­ле­та­ют кли­ном над нами, со сви­стом рас­се­кая воз­дух кры­лья­ми. Пожелаем этим пти­цам ско­рей­ше­го воз­вра­ще­ния весной.

А. Куинджи напи­сал нема­ло пей­за­жей моря. И эти кар­ти­ны до сих пор при­вле­ка­ют взо­ры люби­те­лей живо­пи­си. Да и бере­зы очень любил рисо­вать этот рус­ский худож­ник. Несколько его кар­тин назы­ва­ют­ся «Березовая роща».

Вот и насту­пи­ла вес­на! Эта пора обнов­ле­ния при­ро­ды созда­ет в душе чело­ве­ка ожи­да­ние чего-то ново­го и радост­но­го. Все ста­рое, как про­шло­год­ний снег, рас­та­ет и оста­нет­ся в прошлом.

Итак, что­бы текст был еди­ным смыс­ло­вым отрез­ком речи, в нем исполь­зу­ют­ся лек­си­че­ские и грам­ма­ти­че­ские сред­ства свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми и абзацами.

Признаки текста

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цельность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цельность.

Как объяснить что это текст. Смотреть фото Как объяснить что это текст. Смотреть картинку Как объяснить что это текст. Картинка про Как объяснить что это текст. Фото Как объяснить что это текст

Основные при­зна­ки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли текста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрезки:

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся текстом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния текста.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го целого.

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыслу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла автора.

Видеоурок «Что такое текст? 5 класс»

Источник

Урок русского языка «Текст и его признаки». 1-й класс

Класс: 1

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник «Русский язык» А.В. Полякова, 2008г., мягкая игрушка мышонка Пика, ковёр, цветные карточки для игры «Найди свой домик».

1. Организационный этап

Учитель: Чтобы начать занятия, настроиться на работу, давайте пройдём на наш волшебный ковёр, сядем в круг и пообщаемся.

Комментарий. Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Какое слово новое в этой цепочке? Как вы думаете, почему оно является завершающим в этой цепочке? Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.

Дети:

— В этой цепочке новое слово текст.

— Текст это мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.

— Текст это, когда много предложений.

— Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть.

Комментарий. Организую поисковую ситуацию, тем самым активизируется деятельность учащихся.

Учитель: Молодцы! Посмотрите сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним какими признаками он обладает.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Слайд №1. Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.

Учитель: Прочитайте справа запись. Можно ли это назвать текстом? Почему? Чем она отличается от левой записи? Какой признак?

Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем о ком нам рассказывают.

— Там есть главные герои.

— Из правой записи мы узнаем,что у Виталика есть замечательный котенок.

— В этой записи все предложения связаны между собой.

— Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак)

Учитель:О ком говорится в тексте? Какой был Мурзик? Найдите слова, которые его описывают и характеризуют.

Дети:

— В тексте говорится о Мурзике.

— Мурзик забавный, серый и пушистый.

Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Ребята, сегодня к нам на урок снова прибежал наш помощник мышонок Пик и принес небольшую подсказку. Давайте ее прочитаем.

Слайд №2 Признаки текста. Текст можно озаглавить. (2 признак)

Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят? Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Заголовок показывает, о чём говорится в тексте.

Слайд №2 Признаки текста.

Заголовок должен показывать, о чем говорится в тексте. (3 признак)

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста? А давайте обратимся к учебнику и посмотрим верно ли все ли мы указали признаки текста. Работа с правилом в учебнике. С.104.

4. Работа с деформированным текстом. У каждого на парте предложения на отдельных карточках. Дети работают в парах.

Девочка Валя ела рыбу.

У Вали из глаз текли слёзы.

Он достал щипчики и вынул из горла косточку.

Учитель: Это текст? Почему?

Дети:

— Это не текст. Предложения в нем не связаны по смыслу.

— К нему нельзя подобрать заголовок.

Учитель: Составьте текст. Прочитайте, что у вас получилось.

Слайд №3. Текст про девочку Валю.

Учитель: О ком говорится в этом рассказе?

Дети: В этом рассказе говорится о девочке Вале.

Учитель: Что случилось с Валей?

Дети: С ней случилась беда. Она подавилась косточкой, когда ела рыбу.

Учитель: Кто пришел на помощь девочке?

Дети: На помощь девочке пришел врач. Он щипчиками вытащил косточку.

Учитель: Придумайте свой заголовок к этому рассказу.

Дети: Беда у Вали.

Дети: Быстрая помощь.

Дети: Бедная Валя.

Учитель: Запишите себе в тетрадь только те предложения из текста, в которых есть имена собственные. Какие предложения вы записали?

Дети: Девочка Валя ела рыбу. У Вали из глаз текли слёзы.

Учитель: Как вы написали имя девочки?

Дети: Имя девочки записали с заглавной буквы. Потому что это имя собственное.

Учитель: Давайте дадим имя и отчеству врачу, который спас девочку. Как вы записали бы это?

Комментарий. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала.

5. Интерактивная игра «Найди свой домик».

Домики: Слоги, слова, предложения, текст. По всему классу развешаны карточки с «домиками». Дети находят свой «домик» и доказывают почему они сделали такой выбор. У каждого из вас есть цветная карточка. По моей команде вы должны ее перевернуть и прочитать запись. Потом подумать и найти свой домик.

Приложение:Игра: «Найди свой домик»

Карточки №1 (количество 6) Жил-был пёс Барбос. У него был друг- кот Васька. Оба они жили у дедушки.

Наступила весна. Загудели майские жуки. Стали распускаться почки на деревьях.

Карточки №2.(количество 7) Ярко светило солнце. На берегу лесной речки на пне сидела белка.По реке плыли брёвна. У Вари был чиж. Вдруг из леса выскочила большая собака.

Карточка №3 (количество 7) Мама аквариум с рыбкой Виталику. Птенцы у родились зимой клестов. Новые у отрастают лосей рога. Кружились елью над клесты.

Комментарий. На данном этапе я провожу интерактивную игру, так как она помогает проверить на каком уровне дети усвоили новый термин и его признаки, а так же позволяет сохранить здоровье детей. Во время игры дети свободно перемещаются по классу.

Учитель: Умники. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

Учитель: Составим кластер по теме нашего урока. Слайд№4

Комментарий. В процессе составления кластера идёт активная познавательная деятельность учащихся, развивается способность к анализу, синтезу и обобщению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *