Как объяснить ребенку что такое текст
Урок русского языка «Текст и его признаки». 1-й класс
Класс: 1
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник «Русский язык» А.В. Полякова, 2008г., мягкая игрушка мышонка Пика, ковёр, цветные карточки для игры «Найди свой домик».
1. Организационный этап
Учитель: Чтобы начать занятия, настроиться на работу, давайте пройдём на наш волшебный ковёр, сядем в круг и пообщаемся.
Комментарий. Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски.
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Какое слово новое в этой цепочке? Как вы думаете, почему оно является завершающим в этой цепочке? Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.
Дети:
— В этой цепочке новое слово текст.
— Текст это мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.
— Текст это, когда много предложений.
— Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть.
Комментарий. Организую поисковую ситуацию, тем самым активизируется деятельность учащихся.
Учитель: Молодцы! Посмотрите сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним какими признаками он обладает.
3. Усвоение новых знаний и способов действий
Слайд №1. Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.
Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин. | У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой. |
Учитель: Прочитайте справа запись. Можно ли это назвать текстом? Почему? Чем она отличается от левой записи? Какой признак?
Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем о ком нам рассказывают.
— Там есть главные герои.
— Из правой записи мы узнаем,что у Виталика есть замечательный котенок.
— В этой записи все предложения связаны между собой.
— Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак)
Учитель:О ком говорится в тексте? Какой был Мурзик? Найдите слова, которые его описывают и характеризуют.
Дети:
— В тексте говорится о Мурзике.
— Мурзик забавный, серый и пушистый.
Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Ребята, сегодня к нам на урок снова прибежал наш помощник мышонок Пик и принес небольшую подсказку. Давайте ее прочитаем.
Слайд №2 Признаки текста. Текст можно озаглавить. (2 признак)
Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят? Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Заголовок показывает, о чём говорится в тексте.
Слайд №2 Признаки текста.
Заголовок должен показывать, о чем говорится в тексте. (3 признак)
Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста? А давайте обратимся к учебнику и посмотрим верно ли все ли мы указали признаки текста. Работа с правилом в учебнике. С.104.
4. Работа с деформированным текстом. У каждого на парте предложения на отдельных карточках. Дети работают в парах.
Девочка Валя ела рыбу.
У Вали из глаз текли слёзы.
Он достал щипчики и вынул из горла косточку.
Учитель: Это текст? Почему?
Дети:
— Это не текст. Предложения в нем не связаны по смыслу.
— К нему нельзя подобрать заголовок.
Учитель: Составьте текст. Прочитайте, что у вас получилось.
Слайд №3. Текст про девочку Валю.
Учитель: О ком говорится в этом рассказе?
Дети: В этом рассказе говорится о девочке Вале.
Учитель: Что случилось с Валей?
Дети: С ней случилась беда. Она подавилась косточкой, когда ела рыбу.
Учитель: Кто пришел на помощь девочке?
Дети: На помощь девочке пришел врач. Он щипчиками вытащил косточку.
Учитель: Придумайте свой заголовок к этому рассказу.
Дети: Беда у Вали.
Дети: Быстрая помощь.
Дети: Бедная Валя.
Учитель: Запишите себе в тетрадь только те предложения из текста, в которых есть имена собственные. Какие предложения вы записали?
Дети: Девочка Валя ела рыбу. У Вали из глаз текли слёзы.
Учитель: Как вы написали имя девочки?
Дети: Имя девочки записали с заглавной буквы. Потому что это имя собственное.
Учитель: Давайте дадим имя и отчеству врачу, который спас девочку. Как вы записали бы это?
Комментарий. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала.
5. Интерактивная игра «Найди свой домик».
Домики: Слоги, слова, предложения, текст. По всему классу развешаны карточки с «домиками». Дети находят свой «домик» и доказывают почему они сделали такой выбор. У каждого из вас есть цветная карточка. По моей команде вы должны ее перевернуть и прочитать запись. Потом подумать и найти свой домик.
Приложение:Игра: «Найди свой домик»
Карточки №1 (количество 6) Жил-был пёс Барбос. У него был друг- кот Васька. Оба они жили у дедушки.
Наступила весна. Загудели майские жуки. Стали распускаться почки на деревьях.
Карточки №2.(количество 7) Ярко светило солнце. На берегу лесной речки на пне сидела белка.По реке плыли брёвна. У Вари был чиж. Вдруг из леса выскочила большая собака.
Карточка №3 (количество 7) Мама аквариум с рыбкой Виталику. Птенцы у родились зимой клестов. Новые у отрастают лосей рога. Кружились елью над клесты.
Комментарий. На данном этапе я провожу интерактивную игру, так как она помогает проверить на каком уровне дети усвоили новый термин и его признаки, а так же позволяет сохранить здоровье детей. Во время игры дети свободно перемещаются по классу.
Учитель: Умники. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
Учитель: Составим кластер по теме нашего урока. Слайд№4
Комментарий. В процессе составления кластера идёт активная познавательная деятельность учащихся, развивается способность к анализу, синтезу и обобщению.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Тема: Что такое текст?
Научитесь и сможете:
Текст, предложение, смысл, тема, заголовок.
Основное содержание урока
1. С детства вы привыкаете слушать рассказы и сказки, которые читают вам взрослые.
Когда вы слушаете их, то воображаете себя героями этих рассказов и сказок.
Что помогает автору так красочно и интересно рассказывать о событиях?
2. Помогает текст. Что же такое текст?
3. Текст нужно отличать от группы предложений. Рассмотрим примеры:
Ученик сидит за партой.
Светит весеннее солнышко.
На деревьях поют птицы.
По дорожкам весело бегут ручьи.
Первый пример – это группа предложений. Предложения не связаны между собой по смыслу.
4. Вспомните известную русскую народную сказку «Три Медведя». Её пересказал для детей знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой. Иногда эту сказку ещё называют «Маша и три Медведя». Прочитайте начало сказки:
« Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя…»
Это текст. Все предложения в нём связаны по смыслу и по порядку: сначала девочка заблудилась в лесу, потом увидела домик и вошла в него. Этот маленький текст можно озаглавить. Например,
Девочка заблудилась в лесу
Давай подробно разберем последнее предложение из начала сказки. Посмотрите на слова:
Чтобы составить из них предложение, нужно изменить слова. Получилось предложение:
В домике этом жили три медведя.
Предложение тоже выражает отдельную законченную мысль. Слова в нём связаны по смыслу. В конце каждого предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки.
В устной речи между предложениями нужно делать паузу, понижая голос в конце предложения.
Продолжите самостоятельно читать сказку Л.Н. Толстого «Три Медведя» со взрослыми. Читайте её выразительно и связно по смыслу.
Если вы внимательно прочитаете сказку, то поймете, почему она называется «Три Медведя». Как бы вы сами назвали эту сказку?
Разбор типового тренировочного задания
1. Прочитайте текст. Какая основная мысль текста? Какой заголовок подходит к этому тексту?
Утром все ребята из пионерлагеря пошли на море. Купались, загорали, в мяч играли все вместе. А вечером у костра песни пели. Когда уже было поздно, вожатые сказали, что пора идти спать. Хорошо прошел день!
2. Выберите из списка недостающие слова и подставьте правильно, чтобы получился текст. (Обратите внимание, что есть лишние слова)
1) мёд 2) цветы 3) дальше 4) истории 5) рассказы 6) пыльцу
Ответ: чтобы получился правильный текст, нужно подставить слова:
пыльцу, истории, рассказы, дальше.
3. Вычеркните предложение, которое по смыслу не относится к данному тексту.
Белочка довольная возвращается из леса с полным лукошком орехов. Она очень рада, что смогла насобирать полную корзинку. Вчера весь день шел дождь. Теперь она сможет всех угостить орехами!
Ответ: чтобы получился правильный текст, нужно вычеркнуть предложение: Вчера весь день шел дождь.
Урок для дошкольников «Текст и предложение»
Тема: Текст и предложение.
Дидактическая: Учить составлять и оформлять повествовательный текст (заголовок, абзац, красная строка) по картинке. Формировать умение устанавливать последовательность слов в предложении, а так же последовательность предложений в тексте.
Развивающая: Развивать связную устную и письменную речь.
Коррекционная: Корректировать мышление на основе упражнения в нахождении отличий.
Воспитательная: Воспитывать мотивацию к предмету, любовь к природе.
Тип урока: Урок – повторительно-обобщающий.
Форма урока: Урок – творчества.
Оборудование: презентация; мультимедийный проектор; индивидуальные карточки-задания для работы на уроке; макеты березы и осины, холст с весенним пейзажем, бумажные кораблики, птички, солнце, конверты голубого цвета с заданиями, музыкальное сопровождение.
Методы обучения: словесный, наглядный, словесно-наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Упражнение по коррекции мышления.
-Девочки, сейчас у нас урок русского языка. Желаю вам хорошего настроения. У нас сегодня очень важная тема, поэтому давайте работать внимательно.
Стоит под горой. (береза)
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
— Посмотрите, пожалуйста, на макеты этих деревьев. Где берёза, а где осина?
— В какое время года они так выглядят? (Они так выглядят зимой)
(Учитель меняет кроны деревьев)
— А сейчас, что изменилось в облике деревьев? (Листья зелёные)
— Когда так бывает? (Так бывает весной и летом)
2. Пальчиковая гимнастика.
— Приготовим наши пальчики к письму.
— Повторяем движения за мной.
Птички прилетали, (размахиваем кистями рук)
Крыльями махали. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Сели, посидели, (растираем ладошки)
3. Минутка чистописания.
-Какой звук в этих словах первый? ([в])
-Какой буквой он обозначается? (в)
4. Сообщение темы урока.
Установка на занятие. Создание проблемной ситуации.
— В каждом времени года своя музыка, свои звуки.
(Учитель включает отрывки из разных песен, после прослушивания задаёт вопрос).
— Девочки, что вы сейчас слушали? (Мы слушали отрывки из разных песен).
— Какое произведение вы сейчас прослушали? Вам знакомо оно? (Да, это произведение называется «Весна летит на крыльях» в исполнении Алины Киямовны).
-Сегодня мы вспомним, что такое текст и предложение; будем из отдельных слов составлять предложения, из предложений-текст.
-К концу урока мы создадим картину, и опишем её словами.
-Вы видите, что у нас на доске появился холст, на нём уже сделал свои наброски художник.
-Чтобы картина получилась законченной, нужно дополнить её.
-Хотите узнать, что появится на холсте? (Да, хотим)
И, костра, сидели, у, собака, охотник.
-Начинаем выбирать слова, ставить их в нужном порядке.
-У нас получилось предложение:
— Скажите, сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 6 слов).
— Как правильно будем оформлять предложения при письме? (Пишем предложение с большой буквы, на конце ставим точку, либо восклицательный знак, либо вопросительный знак, либо многоточие).
— Если, в конце предложения стоит точка, как оно называется? (Такое предложение называется повествовательное.)
-Вы отлично справились с этим заданием. Молодцы! И теперь дополним нашу картину. (Учитель прикрепляет птичек на веточки деревьев).
5. Физкультминутка для глаз.
6. Работа по теме урока.
— Сейчас вы будете работать по группам.
— Как надо работать в группе? (Нужно разговаривать тихо, внимательно выслушивать друг друга, уважать чужую точку зрения.)
У вас на партах лежат конвертики жёлтого цвета, в которых вы найдёте таблички со словами.
(У детей на партах конверты со словами.)
— Задание: «Собери» из слов предложения. Слайд – 12
1) Брат, зоопарк, с, ходили, в, сестрой. (Брат с сестрой ходили в зоопарк.)
2) в, траве, Гриб, спрятался, густой. (Гриб спрятался в густой траве.)
3) Маленький, вылез, гнезда, из, птенчик. (Маленький птенчик вылез из гнезда.)
-Начинаем выбирать слова, ставить их в нужном порядке.
(Девочки зачитывают получившиеся предложения и записывают в тетрадь. Каждая группа записывает только своё предложение.) Слайд – 13
— Молодцы, девочки! Вы справились и с этим заданием.
(На холсте появляется яркое весеннее солнце.)
— Можно ли это назвать все эти предложения текстом? (нет)
-Почему? Как вы думаете? (Потому что данные предложения не связаны по смыслу)
— Давайте отдохнём немного.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками, девочки, машем,
Это к нам птицы летят
Как они сядут, мы тоже покажем,
Крылышки сложим назад.
8. Закрепление пройденного материала.
— Переходим к следующему заданию.
-Прочитайте начало рассказа. (Весна раздаёт подарки.)
-Продолжите этот рассказ. Для этого составьте из слов предложения к рисункам. Слайд – 16
(девочки составляют предложения).
— Своё предложение прочитает нам Анжела. (Осинка выбрала зелёный сарафан.)
-Следующее предложение прочитает Света. (Берёзка попросила сережки.)
— И последнее прочитает Олеся. (Вербе понравились пушистые шарики.)
— О каком времени года идёт речь? (Речь идёт о весне.)
— По каким признакам вы это поняли? (Зелёный сарафан осины, берёзовые серёжки)
— Можем ли мы сказать, что данные предложения связаны между собой по смыслу? (В тексте все предложения связаны по смыслу.)
— Значит, его можно назвать текстом.
-Можно ли подобрать заголовок к этому тексту. Слайд – 17 (Весенние наряды. Весенние подарки.)
-Посмотрите на доску.
-Выберите один из предложенных вариантов подходящий. Объясните ваш выбор.
Запишем заголовок текста.
-Прежде чем начать писать обратите внимание, как записан текст на карточках.
-Выясним, что такое красная строка?
-Посмотрите на экран, узнаем немного сведений из истории о том, что это такое.
(На интерактивной доске появляется слайд рассказывающий о истории возникновения понятия- красная строка.) Слайды-18,19
-Закончим нашу картину и оценим свои достижения: каждый из вас по очереди подойдёт ко мне, получит свой бумажный кораблик и пустит его в плавание.
-Если вам всё сегодня удалось, то кораблик отправляется в свободное плавание ближе к солнцу.
-Если удалось не всё, то кораблик на середине пути.
-Если многое не удалось, то ваш кораблик пока что находится на истоке. И мы обязательно будем работать над его продвижением вперёд.
-Молодцы! Вот наша картина и ожила.
10. Подведение итогов урока.
-Все сегодня работали хорошо, дружно, очень старались.
Я благодарю всех вас, девочки, за сотрудничество.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Что получилось лучше всего?
-Что запомнилось больше всего?
-Спасибо за урок! Урок окончен.
Прикреплённые файлы:
Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.
Дидактическая игра «Составь предложение» Цель:Развивать у детей мышление, логику, грамматический строй речи, связную речь. Форма работы:индивидуальная, парная. Возраст:3-7 лет.
Текст казачьей песни для мальчика и мамы Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию текст для казачьих песен в исполнении мальчиком и его мамой. В первой песне предлагается атрибут-альбом.
Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.
Ответное слово от родителей. Текст песни «Лучшее детство» Ответное слово от родителей. Текст песни «Лучшее детство».Слова песни придуманы мамой нашего воспитанника Елизаветой Владимировной и полностью.
Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.
Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6 Эксперимент- «Бобрята» 3+ Эксперимент с крафт пакетами Данный материал адресован, всем кто хочет научиться творчеству! А так же заботливым.
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное
Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.
Как научить ребёнка понимать смысл текста?
Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.
«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.
Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.
Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.
Учимся работать с текстом: 2 способа начать
Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.
Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.
Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.
На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного
Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.
Как научить ребёнка анализировать текст?
Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?
Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст
Начать можно с простых заданий.
Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым
Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.
Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.
Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!
Задача 1. Имена и отчества
Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.