как отправить счет фактуру через диадок
Счета-фактуры в ЭДО
Счет-фактура — документ налогового учета, который предназначен для принятия к вычету покупателем суммы НДС. Регулируется п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Электронный счет-фактура равнозначен бумажному, когда передан через оператора ЭДО и подписан квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Передавайте счета-фактуры через Диадок. Экономьте свое время и место в бумажном архиве
Форматы счета-фактуры для ЭДО
Статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует выставление счета-фактуры через ЭДО. Указано, что передавать подобные документы можно исключительно через оператора электронного документооборота в установленных форматах.
До начала 2020 года электронные счета-фактуры можно было передавать в двух форматах:
В 2020 году приказ от 2016 года утратил силу. Это значит, что счета-фактуры действительны лишь в одном виде в соответствии с новым приказом. Документы в старом формате, которые были выставлены до 1 января 2020 года, принимаются ФНС до конца 2022 года.
Новый формат счета-фактуры для ЭДО
Изменения затронули несколько аспектов, в том числе:
Также новый формат позволяет контрагентам заранее договориться, какие поля нужны в документе.
Как выставлять счет-фактуру через ЭДО
По закону выставить счет-фактуру через средства электронного документооборота можно только с помощью оператора, подтвержденного ФНС. Список таких операторов есть на сайте налоговой.
Как происходит обмен:
Датой выставления электронного счета-фактуры считается дата, указанная в подтверждении оператора ЭДО о том, что документ поступил к нему на сервер.
Требования к счету-фактуре, выставленному по ЭДО
Отправляйте счета-фактуры и другие документы в электронном виде через оператора, подтвержденного ФНС
Вопрос-ответ
Какой формат предусмотрен для исправленных счетов-фактур?
Формат электронных счетов-фактур описан в Приказе ФНС от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@.
Форматы корректировочных счетов-фактур определены Приказом от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@ (действует до 01.10.2021) и Приказом от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@.
Как отправить счет-фактуру в налоговую?
Порядок подачи отчетных документов в налоговые органы такой: ФНС присылает уведомление, в ответ на которое необходимо подготовить и отправить пакет документов. Далее налоговая подтверждает или отказывает в приеме в зависимости от корректности заполнения.
Каким числом выставить счет-фактуру через ЭДО, если не уложились в положенные пять дней?
Закон утверждает, что счет-фактуру полагается выставить в течение пяти календарных дней с момента покупки. Зачастую, если продавец не успел выставить документ, он указывает необходимую дату. Это возможно как в бумажном документообороте, так и в ЭДО. Продавцу достаточно выбрать необходимую дату документа.
Что будет, если продавец не успел выставить счет-фактуру? В текущем законодательстве штрафных санкций не предусмотрено. Если документ заполнен правильно, ФНС не откажет в вычете НДС, несмотря на опоздание.
Можно ли отправить счет-фактуру в формате PDF по ЭДО?
Для счета-фактуры формат утвержден Приказом ФНС от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@. Единственно возможный формат для передачи счета-фактуры по ЭДО — XML. Выставление счетов-фактур в PDF или других произвольных форматах — нарушение требований НК РФ.
Переходим на электронные счета-фактуры
До недавнего времени для счетов-фактур устанавливалась только бумажная форма. Однако вскоре российские компании смогут выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде. Такая возможность появится, как только чиновники утвердят соответствующий электронный формат документа. Разберемся, как будет происходить обмен счетами-фактурами в цифровом виде.
Каждый день компании имеют дело с большим количеством документов. Практически все они курсируют между фирмами в бумажном виде. Тем не менее, уже сейчас есть возможность обмениваться документами не в бумажном, а в электронном виде. Отправить договор, счет, акт выполненных работ, товарную накладную, а также многие другие документы можно через Интернет, экономя на услугах почты и курьерах. Тем более что обмен электронными документами исключает их неправильное оформление.
Долгое время единственный документ, который нельзя было отправить электронно, была счет-фактура. Но летом 2010 года чиновники внесли поправки в статью 169 НК РФ, которые разрешили использовать счета-фактуры в электронном виде (Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ). А в первом полугодии 2011 года утвердили два подзаконных акта. Первый описывает сам процесс выставления и получения электронных счетов-фактур (приказ Минфина России от 25.04.2011 №50н). А второй утверждает порядок представления таких электронных документов для проверки по требованию налоговой службы (приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168). На очереди только формат сам электронных документов.
Электронные счета-фактуры против бумажных
В работе с электронными счетами-фактурами есть несколько отличий от бумажной версии. Все они прописаны в приказе №50н.
Так, компании могут использовать электронные счета-фактуры при взаимном согласии и наличии у сторон технических средств для работы с ними. При этом чтобы счета-фактуры в электронном виде имели юридическую силу (то есть с их помощью можно было бы, к примеру, подтвердить вычет по НДС), они должны быть подписаны электронной подписью. Важным моментом является и то, что обмен электронными счетами-фактурами должен быть через спецоператора связи. Он гарантирует доставку счёта-фактуры до адресата, своевременное получение всех технологических документов и независимое подтверждение сроков выставления и получения электронного документа. Последнее чрезвычайно важно для налоговой инспекции, в суде и в спорах с контрагентами.
При использовании электронных счетов-фактур (в отличие от бумажных версий) появляется несколько дополнительных документов. Так, для отправки одного счета-фактуры продавец и покупатель должны подписать 1 счет-фактуру, 2 подтверждения оператора связи, 1 извещение о получении счета-фактуры, 3 извещения о получении подтверждения спецоператора.
Стоит учитывать еще несколько существенных моментов при обмене электронными счетами-фактурами:
Еще одно важное нововведение — возможность корректировки электронных счетов-фактур. В случае обнаружения ошибки продавец просто перевыставляет счёт-фактуру. Если ошибку обнаружил покупатель, то он направляет в адрес продавца уведомление об уточнении. В уточненном счете-фактуре указывается номер корректировки. Таким образом, у покупателя и продавца к исходной версии электронного счета-фактуры добавляются новые корректирующие версии.
Исправленный счет-фактура всегда регистрируется в дополнительном листе в книге покупок. Даже в том случае, если он поступил в течение еще незакрытого налогового периода. При этом важно отметить, что дата корректировки по-прежнему никак не влияет на дату, по которой можно учитывать счет-фактуру. Вне зависимости от того, когда документ был скорректирован, датой его выставления будет все равно считаться дата первоначального документа.
Последнее новшество касается учета счетов-фактур, а именно, порядка ведения журнала регистрации книг покупок и продаж. Наличие хотя бы одного выставленного или полученного счёта-фактуры в цифровом формате обязывает организации (в рамках одного налогового периода) вести журнал, книгу продаж-покупок, дополнительные листы к книге учета также в электронном виде.
При этом в электронном журнале и книге фиксируются, в том числе, и бумажные счета-фактуры. В контролирующие органы журнал, книги и сами документы передаются заверенные электронной подписью (она может принадлежать руководителю организации или уполномоченному лицу). Распечатывать и заверять бумажные копии не надо.
Обмен электронными счетами-фактурами. Как начать работать?
Основным звеном в процессе обмена электронными счетами-фактурами между компаниями выступает спецоператор связи. Для начала обмена цифровыми счетами-фактурами покупателю и продавцу необходимо:
Впрочем, на практике дело обстоит проще. Предприятию, желающему подключиться к системе электронного обмена документами, достаточно обратиться к оператору электронного документооборота и следовать его инструкциям.
Просто имейте в виду
Если у компании уже есть сертификат электронной подписи для сдачи отчетности в контролирующие органы, то его можно использовать для работы в системе обмена электронными документами.
Формирование и отправка счетов-фактур
Чтобы сформировать и отправить счет-фактуру, выполните следующее:
Выберите способ подготовки счета-фактуры:
Файлы со счетами-фактурами возможно загрузить только в установленном формате XML (при этом имя файла утверждено и регламентировано, поэтому изменять его нельзя). Для этого сформируйте документ с помощью других программ.
При загрузке файла сервис определяет нужные данные (номер, дату счета-фактуры, сумму всего по счету-фактуре и сумму НДС) и проверяет на соответствие формату.
Если файл со счетом-фактурой не соответствует установленному формату, сервис сообщит об этом и отправит счет-фактуру как обычный документ (см. статью Создание и отправка ). Такая отправка не соответствует регламенту обмена счетами-фактурами.
Если необходимо изменить получателя, нажмите на получателя в поле «Получатель » (см. рисунок). Поле очистится. Введите название или ИНН организации, в которую отправляется документ. При вводе первых букв названия или цифр ИНН появляется список организаций. Выберите нужную.
Если у получателя в организации есть несколько подразделений, выберите из раскрывающегося списка подразделение, в которое сразу будут отправлены документы.
При отправке нескольких документов, если они все предназначены одному контрагенту, документы по умолчанию связываются (устанавливается флажок « Связать документы » ). Связанные документы показываются вместе в списках входящих и исходящих документов. Переключение между ними также возможно с помощью кнопки « Связанные документы » непосредственно на странице документа.
Если нужно удалить загруженный документ, нажмите на крестик справа (см. рисунок).
Сменить сертификат на другой возможно с помощью ссылки «выбрать другой » при подписании документов либо в персональных настройках.
Электронный счет-фактура подписывается единственной подписью руководителя или иного уполномоченного лица (согласно ст. 169 НК РФ), и не требует подписи главного бухгалтера, в отличие от бумажного счета-фактуры.
После отправки счета-фактуры придет подтверждение Оператора, на которое нужно сформировать и отправить извещение о получении. Для удобства Диадок все извещения формирует и подписывает автоматически. Если у пользователя несколько сертификатов, подписание происходит сертификатом, который выбран для подписания документов в персональных настройках. Если сертификат не выбран, выберите его на странице просмотра счета-фактуры или в персональных настройках. Также если пользователь зашел под логином, автоподписание не запустится.
Счет-фактура должен пройти все этапы документооборота. Cостояние счета-фактуры в документообороте отображается на странице просмотра документа.
Обмен счетами-фактурами
Процесс обмена электронными счетами-фактурами в Диадоке полностью соответствует требованиям Минфина (Приказ Минфина РФ от 05.02.2021 № 14Н).
Чтобы электронные счета-фактуры имели юридическую силу и их можно было принимать к учету, заполните и отправьте заявление об участии в электронном документообороте счетов-фактур.
Согласно приказу Министерства финансов № 14Н от 05.02.2021 при получении счета-фактуры нужно подписать извещение о получении. При входе в сервис с сертификатом Диадок все извещения формирует и подписывает автоматически.
При подписании извещений Диадок обращается к закрытому ключу сертификата, поэтому при подписании нужно ввести пин-код. Если извещений накопилось много, то пин-код потребуется вводить несколько раз.
В Диадоке есть возможность отключить автоматическое подписание извещений о получении документов через веб-интерфейс. В этом случае извещение о получении можно подписать только через интеграционное решение. Для отключения автоподписания извещений обратитесь в техподдержку сервиса по телефону 8-800-500-1018 или по электронной почте diadoc@kontur.ru.
С точки зрения продавца и покупателя документооборот счетами-фактурами выглядит так:
Получает извещение о получении счета-фактуры от покупателя.
Получает подтверждение Оператора о дате отправки извещения о получении счета-фактуры. Документооборот завершен.
Если получено уведомление об уточнении счета-фактуры и подтверждение Оператора о дате отправки уведомления об уточнении, формирует счет-фактуру с исправлениями и повторяет отправку счета-фактуры, начиная с п.1.
Получает счет-фактуру и подтверждение от Оператора о дате отправки счета-фактуры покупателю.
Формирует и отправляет извещение о получении счета-фактуры.
Получает подтверждение Оператора о дате поступления извещения о получении счета-фактуры. Документооборот завершен.
Доставка документов производится мгновенно.
Как отправить счет-фактуру
Формирование счета-фактуры в системе Диадок
1. Для создания счета-фактуры необходимо войти в Диадок (см. Как войти в Диадок?), нажать кнопку +Новый документ и выбрать пункт Счет-фактура (см. рис. 1).
Рис. 1. Создание счета-фактуры
Рис. 2. Заполнение счета-фактуры
Поля, заполненные некорректно, будут подсвечены розовым цветом (см. рис. 3).
Рис. 3. Некорректно заполненные поля
Cформированный электронный документ можно просмотреть в печатной форме. Для этого следует нажать ссылку Предварительный просмотр (см. рис. 4).
Для того чтобы отправить документ, необходимо нажать кнопку Перейти к отправке (см. рис. 4).
Рис. 4. Переход к отправке и предварительный просмотр счета-фактуры
3. Со страницы предварительного просмотра можно скачать документ или вернуться к его редактированию. Для того чтобы перейти к отправке документа, необходимо нажать Вернуться к отправке (см. рис. 5).
Рис. 5. Выбор действия при просмотре документа
Откроется страница отправки (см. рис. 6). Для подписания и отправки необходимо нажать Подписать / Подписать и отправить контрагенту.
Рис. 6. Страница отправки
Система не позволит отправить документ с ошибками (см. рис. 7), поэтому перед отправкой необходимо убедиться, что все разделы заполнены корректно и не требуют исправлений.
Загрузка готового файла счета-фактуры в Диадок
Рис. 8. Загрузка файла с компьютера
2. В открывшемся диалоговом окне выбрать файлы для загрузки и нажать Открыть (см. рис. 9). После чего сразу появится страница отправки (см. рис. 6).
Отправка счета-фактуры через Диадок
1. После формирования / загрузки счета-фактуры открывается страница отправки (см. рис. 6).
2. Отправленный документ отразится на странице Исходящие со статусом Ожидается извещение о получении (см. рис. 10).
Рис. 10. Исходящие документы
По мере обработки исходящий счет-фактура может принимать следующие статусы:
3. Кликнув по имени файла в списке Исходящие, можно перейти на страницу документооборота счета-фактуры (см. рис. 11).
Рис. 11. Страница документооборота
На странице документооборота есть возможность согласовать его, просмотреть связанные документы, сохранить, аннулировать, распечатать или переместить счет-фактуру в папку Удаленные. Для этого имеются соответствующие кнопки.