как ответить на определение об истребовании сведений образец
Как отвечать на запросы таможни о предоставлении информации? (Часть 2)
В новой публикации продолжим рассуждения на тему правильного реагирования на поступающие запросы из таможенных органов. Ранее мы уже разбирали наиболее типичную ситуацию, когда запрос таможни адресуется участнику ВЭД (внешнеэкономической деятельности) в рамках осуществления таможенного контроля, и пришли к выводу, что у участника ВЭД возникает обязанность ответить на такой запрос, в противном случае он может быть даже привлечен к административной ответственности.
На этот раз рассмотрим смежные ситуации, когда запрос направлен в связи с иными обстоятельствами. Зачастую обязанность отвечать на него может отсутствовать.
Например, на основании статьи 361 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе проводить сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность путем запроса соответствующей информации (регистрационные данные, виды деятельности, банковские счета, финансовая устойчивость и др.).
Исходя из анализа таможенного законодательства, это как раз тот случай, когда праву таможенного органа запросить информацию соответствует отсутствие обязанности участника ВЭД ее предоставлять.
В отдельную группу выделим ситуации, когда из запроса таможенного органа прямо следует, что он направлен в рамках возбужденного дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.10 КоАП РФ орган, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме орган, вынесший определение.
Если таможенным органом вынесено соответствующее определение, то у участника ВЭД также возникает прямая обязанность по предоставлению запрошенной информации.
Важная оговорка: таможня должна соблюсти процессуальную форму запроса – определение об истребовании сведений. Если информация запрошена в любой другой форме (запрос, письмо, уведомление), то указанные правовые последствия не возникают, и само по себе игнорирование запроса не повлечет для участника ВЭД негативных последствий.
Для полноты картины, необходимо учитывать важный момент. В чистом виде мы берем ситуации, когда запрос направляется таможенным органом участнику ВЭД, который является резидентом той же страны, в которой действует данный таможенный орган. Но на практике аналогичные запросы направляются и иностранным компаниям.
Несут ли данные иностранные участники ВЭД на общих основаниях те же обязанности по представлению ответа и ту же ответственность за их невыполнение?
С одной стороны, таможенное законодательство не определяет каких-либо особенностей в правовом статусе запроса, направляемого таможенным органом иностранному участнику ВЭД вне зависимости от его резидентства. Исходя из пункта 6 статьи 340 ТК ЕАЭС, иностранный импортер, экспортер, перевозчик обязаны предоставлять ответ на общих основаниях.
С другой стороны, характер последствий в случае невыполнения данной обязанности будет совершенно иной, если говорить о возможности их привлечения к административной ответственности.
В соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях лицо может подлежать административной ответственности за правонарушение, совершенное за пределами территории России, только в случаях, предусмотренных международным договором. На сегодняшний день такие соглашения РФ с другими государствами отсутствуют.
Бездействие, заключающееся в ненаправлении ответа на запрос, но совершенное иностранным лицом, не может считаться совершенным на территории РФ.
Следовательно, в данном случае несмотря на наличие самой обязанности, ответственность за ее неисполнение не наступает!
Такие случаи необходимо отличать от ситуаций, когда участник ВЭД получает запрос от таможенного органа своего государства, действующего, в свою очередь, на основании запроса от таможенного органа иностранного государства о предоставлении информации и документов или поручения о проведении отдельных процессуальных действий.
Например, в порядке, установленном Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (Астана, 2010 год).
Ненаправление ответа на такой запрос может повлечь для компании административную ответственность в соответствии с ее национальным законодательством.
В заключение, следует отдельно сказать о случаях, когда запрос касается возможного нарушения таможенных правил самим адресатом.
Особенность такой ситуации в том, что участник ВЭД не хочет обеспечивать таможенный орган документами, на которых тот сможет выстроить состав правонарушения.
В то же время, с нашей точки зрения, каждую ситуацию следует оценивать индивидуально, с осознанием того, что молчание не всегда золото.
В большинстве случаев, игнорирование запроса потенциальным нарушителем не окажется препятствием для проведения проверки / расследования, а иногда может быть расценено и как негативный фактор.
При этом обязанность ответить на запрос таможни зачастую следует расценивать одновременно как возможность уже на начальном этапе построить эффективную линию защиты от возможных претензий со стороны таможенного органа.
Уверены, что изложенная выше информация поможет многим участникам ВЭД правильно ориентироваться в сложных ситуациях, связанных с получением запросов от таможенных органов.
Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»
Как ответить на запрос о предоставлении информации
Ответ на запрос о предоставлении информации — это документ, в котором фигурирует отказ в отправке нужных данных или сразу же указывается то, что требует автор письма.
В каких случаях обязательно отвечать на запрос
Необходимо уточнить, на каком основании направляется запрос. Большинство государственных структур способны требовать данные, связанные с работой частной компании и деятельностью бюджетной организации. Например:
Кроме того, данные необходимо предоставлять контрагентам, если это необходимо исходя из заключенного между сторонами договора. Например, о порядке поставки товаров, наличии груза на складе и так далее. Еще такие письма направляют лица, связанные по договору оферты. Например, уточнение цены товара в онлайн-магазине, вопрос о наличии свободных вакансий, о графике работы торговой точки.
Важна мотивация. В документе необходимо указывать, на основании чего он направляется (например, «в рамках рассмотрения дела №… от …» или согласно договору оферты №… от…). Если мотивации нет или она указана не четко — следует отказ. Также отказывают в подаче информации при отсутствии на запросе необходимых подписей и печатей, наличии ошибок в реквизитах и других подобных ситуациях.
В какие сроки надо подготовить ответ
Для частных компаний строгих правил касательно сроков ответа не существует. Рекомендуется ориентироваться на следующие особенности:
Как составить ответ
При составлении ответа следует руководствоваться стандартными правилами деловой переписки. Строгой формы, утвержденной законодательно, не существует, но в документе указываются следующие данные:
При отказе форма примерно такая же, но текст меняется на противоположный. Там указывается, по какой причине данные невозможно предоставить.
Стандартный бланк такого документа выглядит так:
_____ года № _________
О предоставлении информации
В ответ на ваш запрос о предоставлении информации от _________ года № _
Директор ___________________________________________ И.О. Фамили
Образец положительного ответа:
Образец ответа с отказом дать информацию
Подходящий для использования образец, как правильно отвечать на запросы, составленные неверно:
Как отправить
Если в рамках полученного письма необходимо предоставить какие-либо важные документы (например, оригиналы отчетов и так далее), отправка осуществляется курьерской службой. Во всех остальных ситуациях достаточно направить письмо в бумажном виде обычной почтой или просто выслать в электронном виде.
Как ответить на определение об истребовании сведений образец
КоАП РФ Статья 26.10. Истребование сведений
1. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 02.11.2013 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Направление определения для исполнения и представление истребуемых сведений (информации) или уведомления о невозможности представления таких сведений (информации) могут при наличии технической возможности осуществляться в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
(часть 2 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 44-ФЗ)
3. Определение об истребовании сведений, направляемое в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, подписывается должностным лицом, вынесшим такое определение, усиленной квалифицированной электронной подписью.
(часть 3 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 44-ФЗ)
4. В случае, если истребуемые сведения (информация) или уведомление о невозможности представления таких сведений (информации) направляются в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, они подписываются уполномоченным должностным лицом, в адрес которого поступило такое определение, усиленной квалифицированной электронной подписью.
(часть 4 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 44-ФЗ)
5. Орган или должностное лицо, уполномоченные выносить постановления в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, при наличии предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса повода к возбуждению дела об административном правонарушении и при отсутствии у них необходимых для вынесения постановления сведений о собственнике (владельце) соответствующего транспортного средства вправе вынести определение об истребовании сведений о собственнике (владельце) указанного транспортного средства.
(часть 5 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 44-ФЗ)
Как ответить на определение об истребовании сведений образец
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговый орган имеет право истребовать у организации любую информацию и документы, касающиеся взаимоотношений с контрагентом, а организация, в свою очередь, обязана их представить.
В то же время налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) вне рамок проведения налоговых проверок только при возникновении обоснованной необходимости относительно конкретной сделки (сделок) и при указании сведений, позволяющих идентифицировать эту сделку (сделки).
Если налоговый орган вне рамок проведения проверок запрашивает документы без признаков идентификации, а ООО посчитает, что эти сведения не связаны с ее контрагентом и в связи с этим данные требования не соответствуют закону, ООО следует в течение срока, указанного в Требовании о представлении документов (информации), направить ответ, из которого (в части указанных сведений) следовало бы, что ООО не отказывается от представления документов (сведений), но просит привести данные требования в соответствие с законом в целях обеспечения возможности исполнить их.
К сведению:
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, письма Минфина России от 10.07.2017 N 03-02-08/43465, ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@, от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@, определение ВС РФ от 16.11.2018 N 309-КГ18-18488, постановление Девятнадцатого ААС от 05.11.2019 N 19АП-6102/19)).
В свою очередь, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации, в том числе относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Помимо штрафа за непредставление документов и информации, на должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере 300-500 руб. (п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
— Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам);
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
— Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
— Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу (п.п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Статья 26.10. Истребование сведений
Информация об изменениях:
Статья 26.10. Истребование сведений
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 26.10 КоАП РФ
1. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
2. Направление определения для исполнения и представление истребуемых сведений (информации) или уведомления о невозможности представления таких сведений (информации) могут при наличии технической возможности осуществляться в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
3. Определение об истребовании сведений, направляемое в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, подписывается должностным лицом, вынесшим такое определение, усиленной квалифицированной электронной подписью.
4. В случае, если истребуемые сведения (информация) или уведомление о невозможности представления таких сведений (информации) направляются в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, они подписываются уполномоченным должностным лицом, в адрес которого поступило такое определение, усиленной квалифицированной электронной подписью.
5. Орган или должностное лицо, уполномоченные выносить постановления в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, при наличии предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса повода к возбуждению дела об административном правонарушении и при отсутствии у них необходимых для вынесения постановления сведений о собственнике (владельце) соответствующего транспортного средства вправе вынести определение об истребовании сведений о собственнике (владельце) указанного транспортного средства.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях, утвержденную приказом ФТС России от 24 апреля 2007 г. N 523