как перевести деньги со спецсчета на расчетный счет сбербанка
Как можно перевести денежные средства на специальный счет для госзакупок
Участник государственных закупок самостоятельно решает, как удобнее пополнять специальный счет 44-ФЗ. Законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по данному процессу.
В целом способы пополнения специального счета 44-ФЗ совпадают со способами пополнения расчетного счета для бизнеса. Однако в зависимости от банка, обслуживающего спецсчет, иногда накладываются запреты на некоторые варианты переводов. Касается это в большей степени пополнения специального счета наличными средствами.
Рассмотрим каждый способ немного подробней.
Вариант №1. Через расчетный счет
Данный способ является универсальным, т.к. подходит для спецсчета открытого в любом банке.
Пополнение с расчетного счета – это самый распространенный метод перечисления денежных средств на спецсчет 44-ФЗ. Как правило поставщики в своей работе используют этот вариант, поскольку он считается экономным, надежным и привычным.
Все, что потребуется от поставщика для того, чтобы перекинуть деньги – сформировать и отправить платежное поручение в интернет-банке, желательно, указав правильное назначение перевода. Подробнее об этом читайте в нашей статье о пополнении спецсчета через расчетный.
Если расчетный и специальный счет открыты в одной и той же финансовой организации, то деньги зачислятся моментально и без комиссии. Если оба типа счета оформлены в разных банках, то срок перевода займет около 1 рабочего дня, а комиссия за платежное поручение составит от 0 до 50 рублей.
Кстати, закон, как и сами банки не запрещают переводить средства даже с расчетных счетов других организаций. Исключение составляет банк ВТБ, где пополнить спецсчет от третьих лиц не получится, поскольку по их внутренним правилам ИНН получателя и отправителя должен совпадать.
Здесь правда появляется нюанс, связанный с возможными вопросами от налоговой службы. Хотя суммы перечислений на спецсчета редко бывают большими, тем не менее остается небольшая вероятность, что налоговый орган может попросить прокомментировать причину таких действий. По мнению налоговиков перевод средств от сторонних компаний выглядит не естественно, если в дальнейшим эти суммы не были учтены в качестве налоговой базы для последующего расчета и уплаты налогов.
Вариант №2. Со счета физлица
Участник закупки может перевести средства со своего счета физического лица (в том числе кредитной либо дебетовой карты) напрямую на специальный. Все, что для этого нужно сделать – открыть в интернет-банке форму отправки средств в пользу юридических лиц. Как правило комиссия за данную процедуру не оплачивается, а срок перевода составляет примерно 1-2 рабочих дня.
Советуем не переводить сразу большую сумму. На всякий случай сделайте сперва тестовый платеж в районе 100 рублей, чтобы посмотреть, как отрабатывает его ваш банк. Затем перечисляйте уже столько, сколько нужно.
Вариант №3. Через кассу в офисе банка
Данный способ нельзя назвать универсальным, т.к. его позволяют использовать не все банки. Например, в Альфабанке и ВТБ эта услуга не доступна, в то время как в Сбербанке, Промсвязьбанке и Точке ей можно воспользоваться без каких-либо препятствий.
Данный метод является единственным способом внесения средств в наличной форме напрямую на спецсчет. Поэтому он может пригодится тем участникам закупок, которые открыли только один специальный счет (без РКО).
Если у участника закупок есть расчетный счет, то он также может воспользоваться данным способом для зачисления денег сначала на него, а затем на спецсчет. Логика состоит здесь в том, что комиссия за внесение средств на расчетный счет будет меньше, чем для внесения на специальный. Связано это с тем, что к любому расчётнику обычно подключается пакет услуг, стоимость же обслуживания спецсчета рассчитывается исходя из общих банковских тарифов.
Отметим, что данный способ можно отнести к разряду невыгодных, поскольку комиссии за пополнение счетов (как расчетных, так и специальных) через отделения банка могут получаться не такими уж маленькими. Больше всего это видно на фоне внесения небольших сумм, необходимых для обеспечения заявок. Для примера минимальная комиссия в Сбербанке для зачисления средств через отделение будет 250 рублей для расчетного и 290 рублей для спецсчета, либо 0,48% от суммы.
Вариант №4. Наличными на р/с через самоинкассацию
Некоторых поставщиков интересует возможность внесения средств с помощью устройств самоинкассации, т.е. внесения наличных через банкомат. К сожалению, данная услуга недоступна для спецсчетов, поскольку самоинкассация привязывается только к номеру расчетного счета.
Соответственно, если у участника закупки нет расчетного счета, то положить средства напрямую через банкомат не получится. Если он есть, то перевод можно выполнить в два этапа: сперва на него, а после уже на специальный.
Комиссия в этом случае, как правило, не взимается. Однако большинство банков для доступа к этой услуге вынуждают клиентов оформлять корпоративную карту (бизнес-карту), которая требует отдельных расходов на ежемесячное обслуживание. В Сбербанке, например, самоинкассация возможна без корпоративной карты, но в любом случае для этого должен быть оформлен стандартный счет для предпринимательской деятельности.
Возможные способы пополнения в популярных банках
Как видно из таблицы ниже, банки без проблем дают возможность отправить средства с помощью р/с либо лицевого счета физлица. Зачисление через кассу доступно далеко не везде. Самоинкассация в таблице не приведена, т.к. благодаря ей можно пополнить только расчетный счет.
10 важных нюансов работы со спецсчетами
Cпециальный счет в банке — это реквизиты, которые используют электронные площадки, чтобы заблокировать деньги в качестве обеспечения заявки и списать плату за победу в госзакупках по 44-ФЗ.
Что такое спецсчет в банке для юридических лиц
Это нововведение пришло с изменениями, которые вступили в силу 01.07.2018. Это обычный расчетный счет, на котором банк блокирует или снимает деньги по обращению любой из восьми ЭТП для торгов по 44-ФЗ. Его используют участники госзакупок со стороны поставщика. А придумали его, чтобы упростить процесс обеспечения заявок во время конкурентных торгов, в электронных конкурсах и аукционах.
О том, как открыть спец счета для учета госзаказов, что это и как с ним работать, рассказали в видео.
Видеоинструкция: «Как открыть спецсчет»
Обязательно ли открывать
В ст. 44-ФЗ указано, что спецсчет для участия в торгах — это инструмент, который помогает обеспечить заявку. Поэтому если участвуете исключительно в тендерах без обеспечения, можете не открывать его. Напомним, с 01.07.2018 заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечить заявку, если НМЦК не превышает 1 млн руб.
Если участвуете в конкурсах и предоставляете банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки, то с 01.07.2019 это снова стало возможно.
Если участвуете в госзакупках со стартовой ценой до миллиона и собираетесь перечислять плату за победу на банковские реквизиты площадки, то обойдетесь без спецсчета.
Когда начали открывать
Новая система уже работает.
Официально открывают спецсчет для обеспечения госконтрактов с 31.08.2018. И мейте в виду, что не все банки оказались к этому готовы. 31 августа мы попытались открыть специальные счета в двух крупнейших банках. Сбербанк предложил открыть обычный расчетный, а впоследствии подписать дополнительное соглашение, которое позволит использовать его для участия в торгах. А вот ВТБ открывает полноценный специальный счет. В конце статьи с качайте необходимые документы. Мы прилагаем их в качестве примера того, как документально организована процедура.
В какой банк обращаться
Распоряжением правительства № 1451-р от 13.07.2018 утвердили закрытый перечень банков, в которых разрешили открыть спецсчет:
У меня уже есть счет в одном из банков перечня. Открывать отдельный?
В этом случае открывать отдельный не нужно. Используйте имеющийся расчетный. Для этого подпишите допсоглашение с банком (постановление правительства № 626 от 30.05.2018).
Сколько открывать
Достаточно одного спецсчета для участия в госзакупках. Электронные площадки подписали соглашения о взаимодействии с каждым из банков из распоряжения 1451-р. В этом один из плюсов нововведения: теперь не держат деньги на нескольких электронных площадках. Один счет используют для всех торгов.
Не запрещено иметь их в нескольких банках. Это подтверждает позиция Минфина.
Когда заблокируют деньги?
В ч. 20 ст. 44 44-ФЗ указано, когда блокируются деньги на спецсчете 44 ФЗ, — это произойдет в течение часа после окончания приема заявок. Точное время устанавливает заказчик.
Из этого вытекает важный нюанс работы — не обязательно иметь всю сумму обеспечения заявки в момент ее подачи. Следите, чтобы ко времени окончания приема заявок денег было достаточно. Иначе заявку автоматически отклонят, и переподать ее не получится.
Когда разблокируют деньги?
В течение одного рабочего дня после того, как:
Инструкция, как вывести деньги со спецсчета обратно на расчетный счет, в разных банках отличается. Вот, например, инструкция банка Тинькофф, как вернуть деньги со спецсчета на расчетный:
Банки начисляют процент?
Есть банки, которые начисляют процент на сумму, которая находится на специальном счете для обеспечения заявок в электронных процедурах. Сумма процентов зависит от банка, она прописывается в договоре или допсоглашении.
С отдельного счета списывают плату за победу?
Работа со спецсчетами по госзаказам заключается еще в оплате победы. Если у победителя есть специальный счет, то деньги за победу снимут с него. Если нет, электронная площадка потребует перечислить нужную сумму на банковский.
Такое нововведение пришло с июльскими изменениями. С этой даты ЭТП формально обязаны брать с победителя закупки 1% от начальной цены контракта. У становили верхние границы. А электронные площадки утвердили тарифы на основе этих ограничений. Плата не превышает:
Платить придется только победителю госзакупки. Для остальных поставщиков участие бесплатно.
Понадобится ли для торгов по 223-ФЗ?
В ч. 13 ст. 3.4 223-ФЗ указано, нужен ли спецсчет для 223 ФЗ, — да, если относитесь к малому и среднему предпринимательству и планируете участвовать в закупках по 223-ФЗ для этих организаций. Только в этом случае действует требование обеспечивать заявки через спецсчет. Проходить они будут на тех же ЭТП, что и госзакупки по 44-ФЗ.
Во всех остальных случаях для участия в торгах по 223-ФЗ специальный счет не нужен.
Специальные счета поставщика, платёжного и банковского платёжного агентов
Данные виды специальных счетов носят целевой характер и предназначены для проведения определённого на законодательном уровне перечня операций
Предназначен для осуществления расчётов с платёжным агентом при приёме платежей в соответствии с Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ.
Владельцем счёта могут быть резиденты ЮЛ или ИП, получающие денежные средства за реализуемые товары (оказываемые услуги, выполняемые работы) в соответствии с 103-ФЗ, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ.
При открытии счёта дополнительно предоставляется договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц.
Банком осуществляется контроль операций по специальному счёту поставщика.
Перечень операций, проводимых по счёту, определён законодательно.
Предназначен для осуществления расчётов в соответствии с Федеральным законом «О национальной платёжной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ.
Владельцем счёта могут быть резиденты ЮЛ или ИП, которые привлекаются кредитной организацией, банковским платёжным агентом (субагента) в целях осуществления деятельности, предусмотренной 161-ФЗ.
При открытии счёта дополнительно предоставляется договор об оказании услуг по переводу денежных средств, заключённый с оператором по переводу денежных средств/банковским платёжным агентом.
Банком осуществляется контроль операций по специальному счёту банковского платёжного агента (субагента).
Перечень операций, проводимых по счёту, определён законодательно.
Счёт предназначен для осуществления расчётов по приёму платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ.
Владельцем счёта могут быть резиденты ЮЛ или ИП, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц.
При открытии счёта дополнительно предоставляется договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц.
Банком осуществляется контроль операций по специальному банковскому счёту платёжного агента.
Перечень операций, проводимых по счёту, определён законодательно.
Как открыть спецсчет в Сбербанке
Некоторые виды деятельности, доступные для юридических лиц и ИП, предполагают открытие так называемых специальных счетов. В качестве примера можно привести участие в госзакупках или долевое строительство. Значительная часть представителей бизнеса предпочитают открытие спецсчета в Сбербанке, что объясняется выгодными условиями и разнообразием предлагаемых продуктов.
Что такое спецсчет
Специальный счет представляет собой расчетный банковский счет, предоставляющий набор дополнительных функциональных возможностей. Наиболее часто речь в подобной ситуации идет об участниках торгов, которые проходят в соответствии с требованиями №44-ФЗ и №223-ФЗ – Федеральных законов, регламентирующих правила проведения госзакупок и закупок в рамках гособоронзаказа. Начиная с октября 2018 года, наличие спецсчета является одним из обязательных условий участия в подобных процедурах.
Он предназначен для того, чтобы зарезервировать средства клиента в качестве обеспечения заявки на участие в торгах.
Право открытия и обслуживания спецсчетов предоставлено далеко не всем российским банком. Перечень допущенных финансовых организаций определен ПП №1451-р, подписанным Главой Правительства 13 июля 2018 года. Изначально в него входило 17 банков, в настоящее время – после принятия ПП №5-р от 10 января 2020 года – 25 учреждения. Конечно же, Сбербанк вошел в их число.
Типы счетов в Сбербанке
Правила работы Сбербанка предоставляют корпоративным клиентам возможность открыть различные виды специальных счетов. Их основные особенности приводятся в таблице.
Документы для открытия
Сопровождение участника госзакупок
Для организаций и ИП, принимающих участие в госзакупках по №44-ФЗ и №223-ФЗ
Блокировка денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах.
Автоматическое пополнение спецсчета с баланса других счетов ИП или компании
Стандартный комплект документов для заключения договора на РКО (
Осуществление долевого строительства
Для застройщиков, занимающихся долевым строительством жилья
Контроль над целевым расходованием денежных средств застройщика, полученных по ДДУ в рамках №214-ФЗ, со стороны банка
Стандартный пакет документации,
Дополнительно – заявление о присоединении к условиям №214-ФЗ.
Ведение избирательной компании
Для ЦИК РФ, ТИК, избирательных объединений и инициативных групп во время избирательной компании
Контроль со стороны банка и вышестоящих избирательных комиссии над приемом и расходованием пожертвований
Выполнение работ по капремонту жилых домов
Для управляющих компаний и региональных операторов федеральной программы капремонта
Формирование фонда капремонта и контроль над расходованием средств на капремонт, проходящий в рамках реализации №185-ФЗ и №188-ФЗ
Стандартный набор документов для заключения договора на РКО.
Дополнительно – документы, подтверждающие полномочия на создание фонда капремонта или участие в федеральной программе капремонта
Для реализации сделок с предоставлением залога
Хранение средств по договору залога прав до момента полного исполнения условий контракта
Стандартный набор документов для открытия расчетного счета.
Дополнительно – договор залога, в котором залогодержателем выступает Сбербанк
Публичные депозитные спецсчета
Для нотариуса, ФССП (Федеральной службы судебных приставов) и органов следствия
Размещение залоговых средств до момента полного исполнения обязательств со стороны залогодателя
Стандартный набор документов.
Дополнительно – основания для исполнительного производства, нотариального дела или изъятия денежных средств в качестве залога или ареста имущества
Спецсчета поставщика и платежного агента
Для юрлиц и ИП, реализующих товары в рамках №103-ФЗ или принимающих платежи по №161-ФЗ
Контроль со стороны банка над расходованием средств.
Проведение финансовых операций, перечень которых регламентируется законодательно
Стандартный комплект документов.
Дополнительно – документальное основание на прием платежей со стороны физлиц
Для совершения брокерских операций на фондовом рынке с использованием средств клиентов
Отсутствие контроля над расходованием средств со стороны банка.
Работа по счету в рамках №39-ФЗ и дополняющих его нормативных актов
Стандартный набор документации.
Дополнительно – лицензия на право ведения брокерской деятельности
Для СРО в сфере строительства, изысканий и проектирования
Размещение средств компенсационных фондов СРО, сформированных за счет взносов участников.
Допускаются выплаты со счета в строго определенных законодательством случаях
Типовой набор документов.
Дополнительно – выписка из госреестра СРО, ведением которого занимается Ростехнадзор, а также документы о создании и размещении компенсационных фондов организации
Для размещения средств должника в рамках процедуры банкротства
Совершение финансовых операций, предусмотренных положениями №127-ФЗ
Стандартный набор документов.
Дополнительно – судебное решение о начале конкурсного производства или признания ответчика должником
Спецсчет доверительного управления
Для РКО клиентов, заключивших договор доверительного управления
Распоряжение имуществом и денежными средствами, переданными в доверительное управление
Стандартный набор документов.
Дополнительно – договор доверительного управления и лицензия на подобную деятельность
Специальные счета эскроу
Для обеспечения оплаты обязательств по контракту
Совершение финансовых операций при выполнения определенных условий сторонами сделки
Стандартный набор документации.
Дополнительно – договор, для исполнения которого открывается счет эскроу
Счета для банковского сопровождения по другим законам
Для любой деятельности, ведение которой предусматривает открытие спецсчета
Ограничение совершаемых финансовых операций в рамках договора, заключенного со Сбербанком
Типовой комплект документов
Обезличенный металлический спецсчет
Для хранения драгоценных металлов
Приобретение, продажа и хранение денежного эквивалента определенного количества ценных металлов
Типовой комплект документов
Как открыть счет
Несмотря на различия в функционале и назначении специальных счетов, практические все из них открываются по стандартной схеме. Она предполагает два основных варианта действий. Первый – дистанционное открытие счета, при котором клиент банка оформляет заявку с помощью функционала Сбербанк Бизнес Онлайн (для ИП и юрлиц) или Сбербанк Онлайн (для физлиц). К заявке прилагаются сканы документов, перечень которых приведен выше. Затем от клиента потребуется прибыть в Сбербанк для подписания подготовленного специалистами финансовой организации договора.
Второй способ открытия счета предполагает личный визит в банк. В этом случае потребуется предоставить бумажные копии документов, а также заполнить заявление. Главный плюс такого подхода к решению проблемы – возможность получения грамотных консультаций специалиста банка.
Как оплачивать спецсчет
Самый простой и частый способ пополнения спецсчета – перечисление денежных средств с обычного расчетного счета. Это в равной степени касается как юридических, так и физических лиц. В первом случае обычно используется Сбербанк Бизнес Онлайн, во втором – Сбербанк Онлайн.
Кроме того, Сбербанк предоставляет участникам госзакупок дополнительную услугу. Она заключается в автоматическом пополнении спецсчета при необходимости с любых счетов клиента, указываемых дополнительно.
Через Сбербанк Онлайн
Функционал сервиса позволяет переводить средства физического лица по любым банковским реквизитам, в том числе – на баланс специального счета. Главное при этом – правильно указать необходимые для выполнения операции данные. Для удобства платежа целесообразно создать шаблон, заметно упрощающий последующее пополнение спецсчета.
Через Сбербанк Бизнес Онлайн
Полностью аналогичный набор возможностей предоставляет корпоративным клиентам Сбербанк Бизнес Онлайн. Альтернативные способы пополнения – внесение наличных в кассу Сбербанка или через банкомат финансовой организации.
Перечень площадок
Одно из обязательных условий для ведения деятельности по открытию спецсчетов для участников госзакупок – заключение договоров со всеми ЭТП, проводящим подобные торги. В настоящее время их количество равняется 8. С каждой из них у Сбербанка заключены официальные контракты.
Полезные договоры
На официальном сайте Сбербанка размещена подробная информация об условиях открытия и обслуживания спецсчетов. Кроме того, приводится типовой вариант договора с участником госзакупок по №44-ФЗ или №223-ФЗ.
Специальный счет: инструкция для бухгалтера
В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.
Ситуация 1. В каком банке открывать?
При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.
Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?
Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).
В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.
Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.
Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).
Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:
— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.
— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);
— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).
— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);
— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);
— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»,» п. 6.2 Положения № 375-П);
— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);
— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.
Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).
Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.
Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.
Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?
В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.
При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.
Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.
Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета
В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.
При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).
При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).
При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).
При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).
Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.
В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.
Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.