как правильно разговаривать с банком по долгам по кредитам
К Вам поступают звонки из банков и кредитных организаций по взысканию долгов?
Замучили звонки из банков и кредитных организаций по взысканию долгов, ваших или ваших знакомых? Принимаем следующие методы ответной борьбы.
Как общаться с коллекторами?
Объясните коллектору, что вы готовы решать вопрос об оплате в установленном законом порядке, путем разрешения вопросов о задолженности в суде. Если коллектор все же продолжает высказывать претензии, то постарайтесь убедить его прислать все свои финансовые претензии в письменной форме. При этом напомните, что все необходимые данные должны быть Вам высланы заказным письмом. Попросите приложить к письму: копию кредитного договора, копию Устава коллекторской компании, доверенность, которую получил сотрудник организации на пользование персональными данными должника, учредительные документы и подробный расчет сумм задолженности. Все пересланные документы попросите заверить соответствующими подписями и печатями. Пока такого письма не будет, продолжение разговора бессмысленно.
В период разговора с коллекторами нельзя что-либо отрицать или с чем-либо соглашаться. Ваша позиция должна быть нейтральной, ведь пока нет письменных претензий или решения суда, никто не вправе требовать выплаты непонятных процентов и комиссий.
В случае если вам хамят, вымогают деньги, угрожают физической расправой, уничтожением имущества, «украшают» двери или стены надписями и у Вас уже есть неопровержимые доказательства в виде аудио, видео, фото файлов, смс и электронных писем – обращайтесь в полицию. Но сами никогда не угрожайте коллектору, так как в этом случае они так же могут написать заявление в органы внутренних дел.
В случае если вы действительно имеете долг по кредиту и не имеете возможности в настоящий момент выполнить свои обязательства, помните, что есть закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 N 353-ФЗ. В нем четко указано, что коллекторам не допускается совершать следующие действия:
непосредственное взаимодействовать с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору; непосредственное взаимодействовать или взаимодействовать посредством коротких текстовых сообщений, направляемых с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени. Кредитор, коллектор, не вправе совершать юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору. Из закона следует, что вас не могут беспокоить звонками и смс в позднее время, а также никаких визитов к вам домой коллекторы осуществлять не могут. И тем более не имеют права портить ваше имущество (путем нанесения надписей), угрожать вам и вымогать денежные средства. А также в случае если коллекторы набрались наглости и ворвались в вашу квартиру с угрозами, то всегда вызывайте полицию, ведь противоправное поведение коллектора налицо.
Кроме того следует помнить, что если вы являетесь должником, требуйте, чтоб кредитор обратился за взысканием долга в суд. По решению суда будет выдан исполнительный лист. Его исполняют только судебные приставы, которые работают по закону об исполнительном производстве. Помните, что приставы не могут наложить арест на предметы первой необходимости, описать жилье, телевизор, если они единственные. И так далее. Ограничений достаточно много. Взыскание на доходы, будет наложено тоже в пределах определенных законом процентов.
Запомните для себя важное правило: если вы брали кредит в одном банке, но деньги с вас требует совершенно другая организация, то не спешите возвращать долг. Сначала обратитесь в банк-кредитор, узнайте, уступили они третьему лицу права на ваш долг или нет. Уступка права требования должна быть оформлена отдельным договором. Для договора обязательна письменная форма (простая или нотариальная). Для передачи права требования достаточно договоренности между старым и новым кредиторами. Согласия Вашего не требуется, но при этом вы должны быть письменно уведомлены о том, что права требовать с вас долг перешло к другому лицу.
Итак, если Ваш банк не уведомлял вас о том, что право требования долга передано другому лицу, не отдавайте деньги коллекторам.
Зачастую коллекторы начинают названивать и писать письма родителям и близким родственникам.
Коллекторы, применяя психологические методы убеждения, заставляют родственников, особенно пожилых родителей, которые воспринимают такие вещи близко к сердцу, принять меры и срочно, лично самим оплатить долг. Родственники идут и переводят деньги на указанные им счета. Но где гарантия, что деньги ушли туда, куда нужно, и долг погашен полностью, а через неделю или месяц им не придут новое сообщение о долге?
Еще одно правило для родственников должников. Если Вы не являетесь стороной кредитного договора – так почему вы должны платить? Сообщите коллекторам, что эти вопросы они должны решать с должником, а не с вами. А в случае если коллекторы проявляют настойчивость, угрожают, сообщите им, что если они еще раз позвонят, вы обратитесь в полицию. Как правило, это помогает. Так как такие действия являются вымогательством, а это уголовно наказуемое деяние. Не бойтесь угроз, тем более, если у вас лично нет кредитов. Никто не может просто взять и отобрать ваше имущество.
Если вы не знаете должника, или Ваш телефон оказался ошибочно внесенным в базу коллектора. Объясните коллектору, что по данный номер принадлежит совершенно другому человеку; что должник Вам не известен и место нахождения его вы не знаете; занесите номер телефона в черный список оператора связи; в случае если звонки продолжаются, попросите предоставить сведения о банке, в котором имеется задолженность; обратитесь в банк с просьбой разобраться в данной проблеме и исключить ваш контактный телефон из списка должников; В случае если звонки продолжаются, записывайте разговоры на диктофон и подавайте заявление в прокуратуру.
Юрисконсульт ОМВД России по Артинскому району
Как разговаривать с сотрудниками банка, если у вас просрочка по кредиту?
Нестабильная экономическая ситуация отражается на жизни рядовых граждан. Финансовые проблемы приводят к образованию просрочек по платежам. Это происходит не потому, что заемщик просто уклоняется от своих обязательств, а по причине отсутствия возможности внесения платежей. Оформляя кредит, каждый уверен в том, что никаких проблем не возникнет, а многие даже думают вернуть займ досрочно, специально находя подобные предложения. Оказываясь в неблагоприятной ситуации, не каждый заемщик понимает, как отвечать на звонки от работников банка.
В подобном положении может оказаться любой. Грянул очередной кризис, из-за которого работодатель начал задерживать выплату зарплаты, а накоплений нет. Очередной платеж по кредиту просто нечем вносить. Случаются непредвиденные расходы и ситуации, когда деньги нужно потратить на что-то важное. Это лишь пара примеров, а случаи бывают разные. С подобным сталкивается практически каждый заемщик, становясь должником. Предугадать развитие событий на годы вперед не может никто. Даже уважительная причина задержки не отменяет того факта, что сотрудники банка начнут вам звонить, задавать вопросы, интересоваться тем, когда же вы сможете заплатить.
Если речь идет о нескольких днях, то никаких проблем не возникает. Вы просто говорите, такого-то числа внесу оплату. Вас предупреждают о том, что будут начисляться проценты. Как же разговаривать со звонящими, когда нет даже малейшего представления о том, когда появятся деньги?
Как правильно реагировать на звонки кредитора?
Просрочка оплаты по кредиту — это всегда звонки от банковских служащих. Когда это происходит, у большинства должников начинается настоящая паника. Подобное состояние — ваш худший враг. Оно приводит к отсутствию какого-либо здравого смысла, сбивает столку, не дает нормально реагировать на ситуацию.
Не поддавайтесь панике. Закон защищает не только кредитора, но и заемщика. Бояться банка не нужно. Вы не являетесь мошенником либо преступником. Вы лишь жертва плохо сложившихся обстоятельств и временных трудностей. Никто не имеет права разговаривать с вами грубо либо в неуважительной форме. Наличие задолженности не позволяет банковским сотрудникам повышать на вас голос либо грубить. Ничто не обязывает вас отвечать на вопросы или чаще одного раза в день на телефонный звонок. Количество последних четко прописано законом.
Основным инструментом влияния кредитора на должника является моральное давление. Чтобы воздействовать на заемщика, банковские работники звонят по нескольку раз в день. Если человек не отвечает на второй и последующие звонки, они начинают убеждать должника в том, что подобными действиями он демонстрирует свое нежелание платить, то есть уклоняется от прямых обязанностей, а это уже подпадает под уголовную ответственность. Подобные угрозы совершенно беспочвенны.
Сотрудники банка могут звонить лишь раз в сутки. Только мошенникам грозит уголовное наказание. Этот факт еще нужно доказать, что при отсутствии подлога и так далее сделать невозможно. Цитирование статей тоже ничего не значит. Единственной мерой в отношении должника является суд, который постанавливает взыскать задолженность либо судебным приставам, либо по иной схеме. Подобный финал тоже может быть вам на пользу. Судья может списать начисленные проценты и штрафы, а также дать рассрочку на некоторое время.
Что именно говорить сотруднику банка?
Главное, не паникуйте и не бойтесь. Вы ничего не нарушили, а лишь не можете своевременно расплатиться по долгу. Сохраняйте хладнокровие, не поддавайтесь эмоциям. Еще одним важным моментом является то, что не надо искать для себя никаких оправданий, пытаться вызвать сочувствие и сострадание. Отвечайте по делу и только тогда, когда считаете вопрос уместным и правомерным. Говорите, что на данный момент из-за финансовых трудностей не можете своевременно внести платеж, сделаете это, когда ситуация улучшится.
Если банковский работник начинает настаивать на какой-то конкретной дате погашения, то есть хочет, чтобы вы назвали этот день, не делайте этого. Вам просто нужно сказать, что такой информацией на данный момент не располагаете. Некоторые сотрудники вообще начинают предлагать должникам занять где-нибудь денег или взять другой кредит, чтобы расплатиться по текущему. Делать этого не стоит. У вас образуется новый долг, который придется возвращать на следующий месяц, а потянете ли вы такую ношу неизвестно. Лучше иметь одну задолженность, нежели брать новую, оказываясь в еще худшей ситуации.
Сотрудник банка продолжает настаивать на своем и не перестает морально давить? Спокойным голосом прощайтесь и кладите трубку. Чтобы не расстраиваться и не нервничать, отключайте на некоторое время телефон. Эти действия не противоречат закону.
Взыскание долга в суде за просрочку по кредиту: можно ли договориться с банком и как отстоять свои интересы?
Предположим, вы допустили просрочку по кредиту. И сразу же в голове возникает вопрос «а что меня ждет?». Насколько серьезными могут быть последствия? Предлагаю разобраться с этими страхами и объективно взглянуть на картину будущего.
Насколько всё серьзно? Фото: mosregtoday.ru
Есть ли жизнь до суда
Определимся сразу – банку невыгодно иметь и накапливать просроченную задолженность. Это связано с тем, что по регламентам ЦБ ему надо создавать под долги клиентов свои собственные резервы («замораживать» капитал), выделять дополнительные средства и кадры на работу с проблемной задолженностью, смириться с непривлекательной отчетностью и т. д.
Судебный путь «выбивания» долгов для банков долгий, тернистый и затратный во всех смыслах. Поэтому выгоднее его избежать и урегулировать вопрос с должником в порядке досудебной работы. Из этого следует вывод – должнику не стоит скрываться, показывать агрессию или безразличие к наличию долга. Наоборот, это прекрасный момент постараться выйти из ситуации путем переговоров с банком – ведь в данной ситуации интересы банка и заемщика совпадают (если, конечно, заемщик реально заинтересован погасить свои долги). Дальше, когда в отношения вступит суд, ситуация будет совсем другой.
Вывод: варианты приемлемого для заемщика решения вопроса с долгом до момента обращения в суд есть. Они разные, и четкого перечня или регламента на этот счет в законе нет. В большинстве случаев досудебная договоренность выгоднее должнику, чем суд, поскольку сумма долга, зафиксированная в решении суда, увеличится на сумму штрафов, процентов, судебных издержек, госпошлины и т. д.
Суд. Как все будет? Есть ли четкий сценарий развития событий?
Если досудебный раунд проигран и стороны не пришли к соглашению, то банк обращается в суд с требованием о взыскании просроченной задолженности.
Много ли должны? Фото: zen. yandex.ru
И множество других.
Это означает, что конкретному банку в конкретной ситуации может быть выгоднее пока не расторгать кредитный договор или, наоборот, побыстрее обратиться в суд, взыскать долг и обратить взыскание на предмет залога. Поэтому заемщики не могут заранее знать, в какие сроки они получат повестку в суд.
Первым делом заемщику следует заглянуть в кредитный договор. На первом этапе сроки предъявления претензий, сроки на добровольное погашение и иные шаги при наступлении просрочки можно узнать в договоре с банком. И там же – получить примерную информацию о том, к каким мерам прибегнет банк и в какие сроки.
Ответные требования банка могут быть разными – попросить суд взыскать долг в рамках действующего договора, потребовать расторгнуть договор и взыскать всю сумму долга с процентами и штрафами.
Банк разрывает с вами договор. Фото: стратегия-юк.рф
Как пошагово происходит взыскание долга в суде
Опуская различные нюансы судебных процедур, после того, как заемщик проигнорировал претензию банка о добровольном погашении долга или о досрочном погашении всей суммы кредита, происходит следующее.
1.Должник получает от банка копию искового заявления в суд
Это вовсе не означает, что банк УЖЕ обратился в суд. Это может, что называется, акт устрашения – одно из средств воздействия на должника в надежде, что заемщик все же испугается и погасит долг. Имейте в виду, что для реального обращения в суд необходимо к исковому заявлению приложить документ об отправке ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов. Иначе говоря, до судебной процедуры остается всего один шаг и, возможно, он уже сделан банком.
2.Должник получает уведомление о назначении судебного заседания с указанием, в каком суде, каким судьей, когда рассматривается требование банка о взыскании долга.
В век информационных технологий уведомление должника может происходить не только письмом. Закон допускает извещение сторон процесса через любой канал связи, который позволяет зафиксировать факт уведомления (телеграмма, телефонограмма и т. д. ).
3.Проходят судебные заседания.
Их количество и сроки зависят от обстоятельств дела. Суд проверяет соблюдение банком всех сроков, проверяет расчеты задолженности и правомерность всех цифр (если заемщик не соглашается с долгом), наличие у истца подлинных документов по кредиту и остальные обстоятельства, которые необходимо установить до вынесения решения.
Дело может быть отложено, приостановлено. Разобраться в юридических нюансах обывателю бывает сложно, поэтому лучше заранее обеспечить профессиональную поддержку адвоката, который встанет на защиту ваших интересов.
4.На последнем судебном заседании суд, после завершения всех этапов рассмотрения дела, удаляется в совещательную комнату. Затем оглашается резолютивная часть судебного решения.
На это тоже нужно время – прийти в суд с заявлением, затем прийти еще раз за решением.
Сроки судебных процедур
Возьмем самый оптимистичный сценарий и прописанные в законе сроки при взыскании долга с физического лица (если должником является организация, то дело рассматривается арбитражным судом и там немного другой расклад по срокам). Итак:
Здесь мы не учли сроки на умышленное затягивание судебных процедур, на халатность (редко, когда без нее обходится рассмотрение дел в суде). А еще может быть третья инстанция, проведение экспертиз и приостановление рассмотрения дела. Получить судебное решение менее чем за полгода – это очень редкая удача. А в арбитражных судах в некоторых случаях дела рассматриваются годами.
Совет обзавестись юристом – не пустая формальность. Во многом от его поведения в судебных заседаниях, а также от пропуска некоторых сроков и шансов зависит не только срок получения решения суда, но и сам результат. Банк, хоть и является более сильной стороной в процессе (при наличии штата юристов и специалистов, программ расчетов и правовой подкованности), он не всегда априори прав. Зачастую суды снижают суммы требований и поддерживают интересы должников, если они за них борются законными способами.
Кстати, ошибочно полагать, что во время этих месяцев судебных тяжб погашать долги не нужно. Конечно, если есть такая возможность, должнику стоит закрывать хоть частично долги. В этом случае решение суда будет на меньшую сумму.
Вывод: если должник будет активно участвовать в судебном процессе, защищать свои права, оспаривать взыскиваемые суммы при наличии оснований (а банк не всегда прав), то получение судебного решения о взыскании с него долга – процедура не быстрая.
После вступления в законную силу окончательного судебного акта, банк обратиться за исполнительным листом, и начнется процедура принудительного исполнения. Но это уже совсем другая история.
К Вам поступают звонки из банков и кредитных организаций по взысканию долгов?
Замучили звонки из банков и кредитных организаций по взысканию долгов, ваших или ваших знакомых? Принимаем следующие методы ответной борьбы.
Как общаться с коллекторами?
Объясните коллектору, что вы готовы решать вопрос об оплате в установленном законом порядке, путем разрешения вопросов о задолженности в суде. Если коллектор все же продолжает высказывать претензии, то постарайтесь убедить его прислать все свои финансовые претензии в письменной форме. При этом напомните, что все необходимые данные должны быть Вам высланы заказным письмом. Попросите приложить к письму: копию кредитного договора, копию Устава коллекторской компании, доверенность, которую получил сотрудник организации на пользование персональными данными должника, учредительные документы и подробный расчет сумм задолженности. Все пересланные документы попросите заверить соответствующими подписями и печатями. Пока такого письма не будет, продолжение разговора бессмысленно.
В период разговора с коллекторами нельзя что-либо отрицать или с чем-либо соглашаться. Ваша позиция должна быть нейтральной, ведь пока нет письменных претензий или решения суда, никто не вправе требовать выплаты непонятных процентов и комиссий.
В случае если вам хамят, вымогают деньги, угрожают физической расправой, уничтожением имущества, «украшают» двери или стены надписями и у Вас уже есть неопровержимые доказательства в виде аудио, видео, фото файлов, смс и электронных писем – обращайтесь в полицию. Но сами никогда не угрожайте коллектору, так как в этом случае они так же могут написать заявление в органы внутренних дел.
В случае если вы действительно имеете долг по кредиту и не имеете возможности в настоящий момент выполнить свои обязательства, помните, что есть закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 N 353-ФЗ. В нем четко указано, что коллекторам не допускается совершать следующие действия:
непосредственное взаимодействовать с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору; непосредственное взаимодействовать или взаимодействовать посредством коротких текстовых сообщений, направляемых с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени. Кредитор, коллектор, не вправе совершать юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору. Из закона следует, что вас не могут беспокоить звонками и смс в позднее время, а также никаких визитов к вам домой коллекторы осуществлять не могут. И тем более не имеют права портить ваше имущество (путем нанесения надписей), угрожать вам и вымогать денежные средства. А также в случае если коллекторы набрались наглости и ворвались в вашу квартиру с угрозами, то всегда вызывайте полицию, ведь противоправное поведение коллектора налицо.
Кроме того следует помнить, что если вы являетесь должником, требуйте, чтоб кредитор обратился за взысканием долга в суд. По решению суда будет выдан исполнительный лист. Его исполняют только судебные приставы, которые работают по закону об исполнительном производстве. Помните, что приставы не могут наложить арест на предметы первой необходимости, описать жилье, телевизор, если они единственные. И так далее. Ограничений достаточно много. Взыскание на доходы, будет наложено тоже в пределах определенных законом процентов.
Запомните для себя важное правило: если вы брали кредит в одном банке, но деньги с вас требует совершенно другая организация, то не спешите возвращать долг. Сначала обратитесь в банк-кредитор, узнайте, уступили они третьему лицу права на ваш долг или нет. Уступка права требования должна быть оформлена отдельным договором. Для договора обязательна письменная форма (простая или нотариальная). Для передачи права требования достаточно договоренности между старым и новым кредиторами. Согласия Вашего не требуется, но при этом вы должны быть письменно уведомлены о том, что права требовать с вас долг перешло к другому лицу.
Итак, если Ваш банк не уведомлял вас о том, что право требования долга передано другому лицу, не отдавайте деньги коллекторам.
Зачастую коллекторы начинают названивать и писать письма родителям и близким родственникам.
Коллекторы, применяя психологические методы убеждения, заставляют родственников, особенно пожилых родителей, которые воспринимают такие вещи близко к сердцу, принять меры и срочно, лично самим оплатить долг. Родственники идут и переводят деньги на указанные им счета. Но где гарантия, что деньги ушли туда, куда нужно, и долг погашен полностью, а через неделю или месяц им не придут новое сообщение о долге?
Еще одно правило для родственников должников. Если Вы не являетесь стороной кредитного договора – так почему вы должны платить? Сообщите коллекторам, что эти вопросы они должны решать с должником, а не с вами. А в случае если коллекторы проявляют настойчивость, угрожают, сообщите им, что если они еще раз позвонят, вы обратитесь в полицию. Как правило, это помогает. Так как такие действия являются вымогательством, а это уголовно наказуемое деяние. Не бойтесь угроз, тем более, если у вас лично нет кредитов. Никто не может просто взять и отобрать ваше имущество.
Если вы не знаете должника, или Ваш телефон оказался ошибочно внесенным в базу коллектора. Объясните коллектору, что по данный номер принадлежит совершенно другому человеку; что должник Вам не известен и место нахождения его вы не знаете; занесите номер телефона в черный список оператора связи; в случае если звонки продолжаются, попросите предоставить сведения о банке, в котором имеется задолженность; обратитесь в банк с просьбой разобраться в данной проблеме и исключить ваш контактный телефон из списка должников; В случае если звонки продолжаются, записывайте разговоры на диктофон и подавайте заявление в прокуратуру.
Юрисконсульт ОМВД России по Артинскому району
Что бывает с должниками
Пять этапов долга: чем дальше, тем страшнее
Этот гражданин на коврике — Геннадий. Геннадий взял кредит на Айпад-про цвета «Розовое золото», а потом его уволили за просмотр сериалов в рабочее время.
Теперь Геннадий может смотреть сериалы когда угодно, но ему нечем выплачивать долг. Вот что его ждет, если он срочно не продаст Айпад или не найдет работу.
Долг Геннадия пройдет пять этапов: преколлекшен, мягкий коллекшен, жесткий коллекшн, суд и приставы. С каждым этапом к его долгу будут прибавляться штрафы, а в конце у него могут отнять имущество.
Единственное, за что Геннадий может быть спокоен, — это за свое здоровье и жизнь. Так как он взял официальный кредит в банке, коллекторы будут действовать по закону. Это значит, что они не смогут причинить ему физический вред, угрожать, пугать детей или заниматься вандализмом в подъезде. Возможно, поэтому Гена так спокоен:
У Геннадия кредитка с щедрым беспроцентным периодом, и он еще ничего не просрочил. Но за несколько дней до даты первого платежа банк напоминает о себе — это называется преколлекшен.
Срок: за неделю до платежа.
Худшее, что может произойти: до Геннадия не дозвонятся, потому что банк не знает его актуальный телефон. Он забудет заплатить вовремя, испортит кредитную историю, заплатит штрафы.
Как предотвратить: позвонить в банк и попросить обновить анкету — внести новый адрес почты и телефон.
Если случилось: заплатить вовремя без напоминаний банка.
Где-то на девятнадцатом сезоне любимого сериала Геннадий все-таки просрочил платеж по кредиту. Банк пытается уладить дело сам: сотрудники звонят, шлют смс и напоминают о долге. Они пытаются узнать, почему Геннадий не смог заплатить вовремя, и предложить варианты решения проблемы.
Срок: зависит от банка, но в среднем 90 дней с момента просрочки.
Штрафы: зависят от кредитного договора. Обычно это разовый штраф 500–1000 Р и плюс 20 процентных пунктов к ставке на следующий месяц. Геннадий брал кредит под 30% годовых, значит, в следующем месяце заплатит по ставке 50% годовых.
Худшее, что может произойти: испортится кредитная история. Если Геннадий не возьмет трубку, банк позвонит на работу или домой. О долге могут узнать начальник, коллеги и теща.
Как предотвратить: заплатить вовремя или позвонить в банк и заранее предупредить, что придется задержать платеж. Банк может предоставить отсрочку, тогда кредитная история не пострадает.
Если случилось: заплатить долг или попросить отсрочку.
Не давать пустых обещаний. Геннадий пообещал заплатить «завтра», коллектор зафиксировал это в специальной программе.
Если деньги не поступают в срок, программа занесет Геннадия в список неблагонадежных — в следующий раз будет сложнее получить отсрочку. Эта система работает автоматически, обмануть или обойти ее невозможно. Лучше не давать пустых обещаний, а называть реалистичные сроки платежа.
Обмануть систему невозможно. Называйте реальный срок
Платить по чуть-чуть. Одни клиенты просят отсрочку, чтобы решить финансовую проблему, другие — чтобы забыть о ней еще на несколько недель и ничего не делать. Банк готов предоставить отсрочку первым, но не вторым. Геннадию стоит позвонить в банк и предложить какое-то решение: «Я могу платить только 1000 Р в месяц» звучит правдоподобнее, чем «Я не могу платить вообще».
Отговорки кредитных должников
Геннадий не отвечает представителям банка, поэтому начинается «жесткий период». Банк признает долг «плохим» и привлекает профессионалов: передает коллекторскому агентству или сразу в суд.
Срок: зависит от политики конкретного банка. Иногда банк передает долг коллекторскому агентству, оно пытается вытрясти из должника деньги несколько месяцев или 2−3 года. А иногда банк пропускает эту стадию и сразу передает дело в суд.
Штрафы: за каждый месяц просрочки все еще начисляются штрафы: те же 500−1000 Р и плюс 20 процентных пунктов к ставке.
Худшее, что может произойти: долг попадет к жестким коллекторам, они нагрубят Геннадию по телефону, придут домой. Все это не противоречит закону.
Как предотвратить: заплатить долг или попросить реструктуризацию, пока долг еще в мягком периоде.
Если случилось: позвонить в банк и спросить, кому теперь принадлежит долг. Потом общаться только с владельцем долга, попросить у него реструктуризацию.
Часто банк оставляет долг себе, а коллекторов нанимает, чтобы его вытрясать. В таком случае с коллектором общаться бесполезно — он не вправе согласовывать реструктуризацию, он уполномочен только трясти. Стоит поблагодарить коллектора, а потом позвонить в банк и поговорить о реструктуризации.
Во время «жесткого периода» банки редко соглашаются реструктурировать долг — об этом надо было просить раньше. Но у Геннадия еще есть шанс договориться, если он докажет, что не платил по уважительной причине — его уволили, получил травму, у него сгорел дом. Чтобы попросить о реструктуризации долга, Геннадию стоит выслать банку копию трудовой книжки, справку из больницы или пожарной части.
Геннадий игнорирует коллекторов, поэтому банк передает дело в суд. Геннадий получает сначала последнее предупреждение от банка, а потом и официальную повестку.
Большинство судов над должниками проходят без присутствия сторон: все бумаги у судьи есть, разговаривать особо не о чем. Геннадию стоит прийти лично и с адвокатом, только если он собирается рассказать в суде об особых обстоятельствах.
Большинство судов над должниками проходят без присутствия сторон
Срок: обычно от последнего предупреждения до суда проходит от 1,5 до 3 месяцев.
Штрафы: пока дело в суде, штрафы обычно не начисляются. Судебная пошлина — 1−2% от долга, но не меньше 1500 Р : ее платит тот, кто проигрывает суд. Адвокат обойдется минимум в 10 000 рублей, но его нанимать не обязательно.
Худшее, что может произойти: Геннадий проиграет. А он наверняка проиграет, если добровольно подписал кредитный договор. Суд обяжет Геннадия погасить сумму кредита, проценты, штрафы и судебную пошлину.
Как предотвратить: заплатить долг или обсудить проблему с банком, пока он не обратился в суд. Он тоже не заинтересован в суде, потому что хочет уладить проблему как можно быстрее.
Если случилось: нанять адвоката и попробовать убедить суд отменить или сократить финансовые санкции. Такое иногда случается. Это значит, что после суда Геннадий выплатит только сумму кредита и проценты, а штрафы спишутся лишь частично.
Еще суд может назначить Геннадию мягкие условия погашения долга — например, не одноразовой выплатой, а ежемесячными платежами и только после того, как Геннадий найдет официальную работу и досмотрит сериал.
Чтобы суд сделал такие поблажки, нужно доказать, что у Геннадия особые обстоятельства: потерял работу, получил травму или у него сгорел дом. Но те же уступки банк может сделать сам и без суда, если вовремя с ним связаться.
Геннадий не явился в суд, проиграл и не заплатил вовремя установленную судом сумму. Долг передают приставам.
Срок: обычно волокита длится от 1,5 до 3 месяцев.
Штрафы: исполнительский сбор — 7% от суммы долга, но не меньше 1000 рублей.
Худшее, что может произойти: С банковского счета пропадут деньги — их заберут в счет долга. Приставы придут домой к Геннадию арестовывать имущество.
Арестованное имущество пойдет на торги. Единственное жилье за долги не отберут, но в остальном приставы безжалостны: арестуют машину, обручальное колечко и даже породистого кота, который почему-то у Геннадия есть.
Арестуют машину, обручальное колечко и даже породистого кота
Также возможно, что Геннадия не пустят за границу — остановят прямо в аэропорту, несмотря на билеты и визу. Но, судя по тому, что он все еще смотрит сериал, он и сам не хочет путешествовать.
Еще приставы могли прийти на работу к Геннадию — потребовать у работодателя вычитать деньги из зарплаты. Но у Гены нет работы.
Как предотвратить: найти деньги для выплаты долга. Дожидаться приставов нет смысла: они продадут все имущество без разбора и по цене ниже, чем если продать самостоятельно.
Если случилось: когда приставы взялись за счета и имущество Геннадия, от него уже ничего не зависит.
Советуем не доводить до пристава и решать все вопросы с долгами еще когда они в банке. Банки заинтересованы в том, чтобы вы спокойно отдали долг, поэтому они с большой вероятностью пойдут навстречу.
Помните, что коллекторы в официальных банках не так страшны, как то, что бывает после них — суды и приставы. Коллектор может вспылить или нагрубить, но он не причинит вам вреда. А пристав может быть учтив и с вежливой улыбкой забрать у вас драгоценности, технику и машину. Лучше не доводить.
В следующий раз я расскажу, как договориться с коллекторами об отсрочке или реструктуризации долга.