как проявляется отношение народа к ермаку
Кто вы, атаман Ермак?
Предлагаем краткую стенограмму состоявшегося обсуждения.
Была, на мой взгляд, одержана и дипломатическая победа, ведь часть ханской знати встала на сторону московского царя. В свою очередь вводимые центральной властью правила жизни и хозяйствования вполне устроили подавляющее большинство коренных жителей Сибири. Они оставались хозяевами земли, отдавая их под покосы и пашню переселенцам с западных районов страны. Любопытно, что демократ Александр Герцен и его соратники называли колонизацию Сибири «вольно-народной».
Как изменилась Сибирь после похода Ермака?
Николай Никитин: Что стало бы с Западной Сибирью, останься она под Кучумом? Думаю, в лучшем случае ее ждала бы участь Хивинского или Кокандского ханства, которые, наживаясь на работорговле и контроле за торговыми путями, даже в конце XIX века являли собой заповедник экономической, социальной, культурной и политической отсталости.
Сибирь вступила в новую эру.
Что мы знаем о Ермаке достоверно?
Ориентиром для всех исследователей служат летописи. Однако написаны они намного-намного позже описываемых событий, информационно скудны и подчас противоречивы, детализацией, четкостью хронологии не отличаются. Авторы, что называется, творчески осмысливают произошедшее. Я бы назвала летописи историческими очерками, воспоминаниями.
Вызывают споры маршруты движения отряда, его численность, варьирующаяся от нескольких сотен человек до нескольких тысяч, продолжительность похода от пермского городка Чусового до столицы Сибирского ханства. Принято считать, что он был мучительно долгим, сопровождался зимовками. Я же разделяю вывод, к которому в свое время пришел авторитетный отечественный историк Руслан Скрынников: поход был молниеносным, занял считаные месяцы лета и осени 1581-1582 годов. Вспомним, что тогда Новый год наступал 1 сентября! Отсюда, в частности, путаница в головах.
По всей видимости, только археологические изыскания могут подтвердить или опровергнуть изложенные в летописях сведения. Внимание, в частности, привлек городок Карачин, лежащий в 16 верстах от устья Тобола рядом с озером Карачи-Куль. Согласно одной летописи, а также преданиям местных жителей, в ходе похода казаки зазимовали на острове в петле реки. На его незатопляемых участках сначала совершили раскопки наши коллеги из Екатеринбурга, а мы, тюменцы, продолжили. Нашлось немало свидетельств о пребывании здесь группы вооруженных людей: россыпи свинцовых пуль, пара сравнительно просторных и вместе с тем неспособных вместить значительное количество людей земляночных срубов, обломки ножей, бронзовых крестов, унавоженная земля.
В ХХ веке раскопки в Искере, столице Сибирского ханства, от которой остался клочок земли (Иртыш смыл останки города), шли неоднократно, и они-то, конечно, подтвердили присутствие здесь в XVI столетии людей Ермака. Что касается Чинги-Туры, то культурный слой средневекового города еще достаточно сохранился, однако потерял статус охранной территории, раскопкам не подлежит, о чем приходится лишь горько сожалеть.
На знаменитом памятнике «Тысячелетие России», открытом в Великом Новгороде в 1862 году, увековечены 129 исторических личностей. Среди них и атаман Ермак.
На территории РФ насчитывается полтора десятка памятников Ермаку и памятных знаков в его честь. Первенство за монументом, изготовленным по проекту академика Брюллова и водруженным в Тобольске на мысу Чукман в 1839 году.
В 1904 году четырехметровый бронзовый Ермак установлен на массивном гранитном основании в Новочеркасске, столице донского казачества.
В историческом сердце Тюмени стоит памятный крест атаману и сотоварищам.
Нельзя не упомянуть о знаменитой скульптуре Ермака академика Императорской академии художеств Пармена Забелло. С его бронзовой модели, созданной около полутора веков назад, на южноуральском Каслинском заводе отлиты многие тысячи чугунных изваяний «покорителя Сибири».
Тема урока: Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий
Конспект урока по литературе
Тема урока: Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению народных преданий.
1. Способствовать расширению знаний о русском фольклоре.
2. Совершенствовать умение анализировать текст.
3. Продолжить формирование активной жизненной позиции учащихся на ярких примерах образов русского народного творчества.
Планируемые результаты: формирование у учащихся бережного отношения к устному народному творчеству, помощь в усвоении жизненного опыта народа, переданного в произведениях фольклора.
Техническое обеспечение урока: Компьютер, телевизор
2. Проверка домашнего задания. Рассказ о русских народных песнях, исполнение частушек на школьную тему.
3.Актуализация знаний (постановка проблемного вопроса)
4.Работа с термином «предание» (Слайд 2).
Предание – еще один жанр фольклора. Ему свойственны все признаки произведений устного народного творчества:
— отражение народного взгляда на события и героев. Поясните, что они обозначают.
2. Вступительное слово подготовленного ученика по новой теме.
— Что вы знаете о Ермаке? (Слайд 3) Приложение 2
3.Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком»
-Кто был инициатором похода в Сибирь?
— К эпохе чьего царствования относится это предание?
– Каким народ представляет себе Ермака?
— Относятся ли герои предания к своему походу как к героическому поступку?
– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами.)
Работа с иллюстрацией В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 1895.
— Что изображено на картине?
— Каковы ваши первые впечатления от её просмотра?
– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
-Какими средствами художник изображает трудности похода? А как это делается в предании?
-Найдите сходства и различия предания с другими жанрами фольклора (сказка, былина, историческая песня).
4. Работа с преданием «О Пугачеве».
— Что вы знаете о Пугачёве, о восстании под его предводительством?
– Вспомните, какие исторические песни о Пугачёве вам известны. («Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».)
– Какое отношение к Пугачёву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приёмы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
В документальных источниках не выражено отношение к Пугачёву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание.
— Каким народ представляет себе Пугачёва?(Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко. Был под именем Петра 3, Екатерина отдаёт престол; того, кто ему помогал, полковником сделала, кто отказал – голову отрубила. Пугачева народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота, а историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»). Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.Для народа он не только «царь-батюшка», но и помощник в бытовых проблемах, житейских неурядицах, свой, родной казак)
— Что общего в исторических песнях и предании о Пугачёве?(Общий герой, общее отношение к нему и событиям, связанным с его именем, как к реально существовавшим.)
— В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве?(Предание «О Пугачёве» напоминает обычный бытовой рассказ, он лишён ритма, присущего народной песне, включает диалоги.Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколения в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)
5. Подведение итогов урока.
– Какой из текстов преданий вам понравился больше?
– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?
Чтение преданий «Пётр и плотник», «Царь Пётр и солдат».
Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику.
Вспомнить произведения древнерусской литературы, изученных в 5-7 классах.