как соотносятся элементы формы государства возможна ли
48. Соотношение элементов формы государства.
На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции
Политический режим влияет на иные элементы формы государства, причем влияет определяющим образом.
Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:
конкретные формы правления взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).
Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.
Таким образом, следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.
Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.
К закономерностям сочетания элементов формы государства относятся:
определяющая роль политического режима по отношению к форме правления и форме государственного устройства;
частичное обратное воздействие последних двух элементов на политический режим;
ограничительный по отношению к верховной власти характер парламентской формы правления и федеративной формы государственного устройства;
национально-историческое своеобразие сочетания элементов формы конкретного государства.
Можно выделить следующие сочетания элементов формы государства:
1) централизованно-монократический тип – лидерская форма правления, унитарная форма государственного устройства и тоталитарный политический режим;
2) традиционно-автократический тип – лидерское правление, унитарное устройство и авторитарный режим;
3) простой (конституционный) тип – лидерское правление, унитарное устройство и демократический режим;
4) вертикально распределенный тип – лидерское правление, федеративное устройство и демократический режим;
5) горизонтально распределенный тип – парламентское правление, унитарное устройство и демократический режим;
6) сложно распределенный тип – парламентское правление, федеративное устройство и демократический режим.
Задача 28
Как соотносятся элементы формы государства? Возможно ли, к примеру, в рамках монархической формы правления федеративная форма государственного устройства и демократический государственный режим?
1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).
— тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.
2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в рамках монархической формы правления федеративная форма государственного устройства и демократический государственный режим быть не может.
Задача 29
Дайте определение формы правления. Какие аспекты в организации государственной власти раскрывает этот элемент формы государства?
Ответ: Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Форма правления раскрывает следующие аспекты: способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании (то есть демократическим или недемократическим способом они образованы).
Задача 30
Какую монархию называют теократической? Приведите исторические примеры такой формы правления.
Соотношение элементов формы государства *
Кушхов Идар Русланович, ассистент кафедры теории и истории государства юридического факультета КБГУ.
В статье рассматривается соотношение форм государственного правления как организации высших органов государственной власти.
Автор приходит к выводу о том, что элементы формы государства находятся в сложном динамичном взаимодействии, обусловленном исторической динамикой его социального назначения, которое также не является неизменным, а, в свою очередь, обусловлено сложным комплексом различных социально-экономических, политических и культурных факторов.
Ключевые слова: государство, право, форма правления, власть, экономика, культура, федерализм.
The article considers correlation of forms of state rule as organization of higher agencies of state power.
The author makes a conclusion that the elements of form of state are in complex dynamic interaction conditioned by historical dynamics of its social purpose which also is not permanent and in its turn is conditioned by a complicated complex of various social-economic, political and cultural factors.
Key words: state, right, form of rule, power, economy, culture, federalism.
Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1999. С. 154.
Среди государств встречаются республики и монархии. Определив государство как монархию или республику, мы узнаем о нем очень немного. Республики различаются по формам, и монархии столь же многообразны. Встречаются формы правления, которые нельзя отнести ни к республикам, ни к монархиям.
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 65.
Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М., 1985. С. 86.
Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 109.
Loewenstein K. Die Monarchic im Modernen Staat. Frankfurt am Mein, 1952. S. 18.
Под формой правления можно понимать исторически сложившуюся, обусловленную традициями общественной жизни, уровнем развития экономики и культуры систему формирования и взаимоотношений главы государства и высших органов законодательной и исполнительной власти.
Одной из теоретических проблем в юридической науке является вопрос о понятии и содержании термина «форма политико-территориального устройства».
Необходимо отметить, что термин «государственное устройство» в обыденной жизни, а иногда и в политической литературе употребляется в широком значении для характеристики государственного строя страны, системы государственного управления. В российской науке о государстве многие авторы перестали использовать данный термин как неудовлетворительный для решения задач конституционно-правовых научных исследований и заменили его терминами «политико-территориальное устройство государства», «территориальная организация публичной власти». Однако в эти термины вкладывается различное содержание.
Конституционное (государственное) право зарубежных государств. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996. С. 352.
Как правовой институт территориально-государственное устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; нормы, правовую и политическую практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями; нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей.
Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 65.
Советское государственное право / Под ред. С.С. Кравца. М., 1985. С. 206.
Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 66.
Конституционное (государственное) право зарубежных государств. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2006. С. 352.
Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2006. С. 801.
Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические аспекты. М., 1997. С. 37.
Во-первых, под территориальной организацией понимается само государство как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу. В отличие от догосударственной организации, когда население было организовано по кровнородственному принципу, государство является классовой организацией общества, при которой обеспечивается осуществление прав и обязанностей граждан по месту их жительства, безотносительно к роду и племени.
Во-вторых, под территориальной организацией государства имеют в виду организацию его территории, определение ее составных частей и организацию взаимоотношений между ними.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 262.
Термин «политико-территориальное устройство» обычно рассматривается как замена прежнего термина «форма государственного устройства». Именно этот термин наиболее приемлем для решения задач конституционно-правовых научных исследований, так как более объемен. В форму политико-территориального устройства современных государств включается территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также и их взаимоотношения между собой.
Форма политико-территориального устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства. То есть в одних и тех же формах правления могут быть различные формы политико-территориального устройства.
В рамках унитарного государства существуют переходные формы политико-территориального устройства, такие, как региональные государства, полуфедеративные государства и квазифедерации.
Более сложной и в то же время менее распространенной формой политико-территориального устройства в современном мире является федерация.
Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // Общественные науки и современность. 2002. N 4. С. 64.
Duchacek I. The Territorial Dimension of Politics within almong and across Nations. Boulder, 1986. P. 96.
Федерализм: теория, институты, отношения (Сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2000. С. 13.
При анализе правовой регламентации устройства любого федеративного государства необходимо учитывать, прежде всего, два факта.
Во-первых, всякое федеративное государство хотя и состоит из отдельных субъектов, но представляет собой единое целое, целостное государство и отнюдь не является какой-либо формой объединения отдельных государств.
Федерация в западных странах / Отв. ред. Д.А. Ковачев. М., 1993. С. 3.
Одной из важнейших форм политико-территориального устройства, хотя и менее распространенной по сравнению с другими, является конфедерация.
На общность принципов построения и функционирования федерации и конфедерации как факторов, объединяющих их, указывается во многих источниках. В них же нередко в утвердительной, констатирующей форме, а еще чаще в дискуссионном плане обращается внимание на то, что в условиях существования как федерации, так и конфедерации центральная власть может иметь прямую связь с населением.
В качестве объединяющего, а точнее, сближающего конфедерацию с федерацией фактора рядом исследователей рассматривается то обстоятельство, что конфедерация, даже в том случае, когда она представляется как «чисто» международная организация, нередко с течением времени перерастает в федерацию, являющуюся по своей природе «чисто» национальной организацией.
Имея в виду данное обстоятельство, многие западные исследователи отнюдь не случайно именуют конфедерацию «сверхнациональной» организацией, «имеющей федеральный конец», или же рассматривают ее в качестве такого союза или ассоциации, который «не вписывается» в сложившиеся представления о национальной организации.
Конфедерацию с учетом принципов ее организации и перспектив развития можно условно относить к международным объединениям.
Международные объединения весьма распространены в современных условиях. Можно назвать следующие виды международных объединений: конфедерации, протектораты, унии, содружества, сообщества, ассоциации и союзы.
Исходя из изложенного, можно все существующие формы политико-территориального устройства подразделить на унитарные, федеративные и международные объединения государств. В рамках же унитарного государства существуют переходные формы политико-территориального устройства.
На фоне относительного консерватизма форм правления и политико-территориального устройства политический режим более изменчив и подвижен, ибо непосредственно зависит от реального соотношения общественных сил в государстве. Категория «политический режим» предназначена для содержательного анализа ряда важных внутренних сторон политического процесса и в этом смысле является определенным аспектом категории содержания государства. Политический режим в собственном смысле слова означает не фактическую форму правления, не все постоянно действующие и временные факторы политической жизни, а сами условия, климат, в которых они существуют. Поэтому непосредственным объектом исследования в рамках этой категории являются те реально действующие нормы, образцы поведения, которые формируют политическое сознание личности и регламентируют взаимоотношения участников политического процесса. В содержание понятия политического режима входит объем и возможности использования политических прав и свобод существующими в том или ином обществе социальными группами.
Как и другие составные части формы государства, политический режим имеет непосредственную связь с властью. Однако в отличие от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве. Как это имеет место в случае с формой правления, с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной власти, как это проявляется в форме политико-территориального устройства. Политический режим выступает как реальное проявление организационно оформленной власти, как процесс ее функционирования.
В научной литературе существует несколько определений политического режима и представлений о нем. Одни из них незначительно отличаются друг от друга. Другие вносят весьма существенные коррективы в традиционно сложившееся о нем представление.
Наиболее распространенным представлением о политическом режиме в настоящее время является понимание его как совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти. Это наиболее устоявшаяся трактовка политического режима.
Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. С. 112.
В данном определении обращают на себя внимание два момента, отличающие его от традиционного определения.
Во-первых, то, что режим ассоциируется не только с процессом самого его существования.
Наряду с названными определениями политического режима, которые укладываются в устоявшееся о нем представление, существуют и другие, далеко выходящие за рамки традиционных его трактовок.
Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 296, 305.
Там же. С. 297.
Как видно из сказанного, понимание политического режима М. Ориу, обнаруженное им в начале XX в., существенно отличается от современной трактовки данного феномена. То, что автор называет государственным, административным и конституционным режимом, по существу отождествляет с государственным и общественным строем на различных этапах развития человечества. Однако данный подход, несомненно, имеет полное право на свое существование, ибо он помогает глубже и разносторонне понять исследуемую материю. Особенно ценен он был на ранних стадиях изучения государства. В настоящее же время такая трактовка имеет скорее историческую, нежели теоретическую и практическую значимость.
Идентифицируя политический режим с системой методов и способов осуществления политической власти, исследователи неизменно рассматривают его как наибольшую динамичную составляющую часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социальных сил. Политический режим в значительной мере индивидуализирует государство, его роль в государственно-правовом механизме и его социально-политическую значимость, а также указывает на его известную организационную значимость.
Таким образом, можно определить, что соотношение элементов формы государства включает три главных аспекта: относительную самостоятельность, взаимосвязь и взаимодействие.
Относительная самостоятельность кроется в их онтологическом статусе.
Взаимосвязь элементов формы государства заключается в их происхождении, детерминированности экономической, культурной и социальной общности. Они связываются и общностью исторической судьбы, и социальной урегулированностью, и упорядоченностью актуализации, и сбалансированностью социальных отношений.
Элементы формы государства находятся в сложном динамичном взаимодействии, обусловленном исторической динамикой его социального назначения, которое также не является неизменным, а, в свою очередь, обусловлено сложным комплексом различных социально-экономических, политических и культурных факторов. Именно историческая и политическая динамика социального назначения государства обусловливает неодинаковое соотношение элементов, составляющих содержание формы государства. Политическая динамика является свойством, качеством, присущим каждому элементу формы, выражающим их способность к изменению, модернизации, развитию.
Соотношение типа и формы государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика типов и форм государства
Форма государства – это способ структурной организации государственной власти в стране, способы и методы ее осуществления, территориальное устройство, уровень развития демократии и культуры, формы правления и устройства, политический режим государства.
Тип государства – это комплекс основных черт, признаков, характерных для государств определенной общественно-экономической формации, по которым можно отличить одно государство от другого. Историческим типом государства выступает общественно-экономическая формация, тип общества (наиболее характерные признаки и черты), основанный на способе производства. Форма правления в государстве зависит от его типа. В государствах, которые не связанны экономическими связями обмена и вынуждены объединяться через сильную централизованную власть, естественной формой правления выступает монархия. Общества, основанные на рыночных отношениях между политически равными и свободными собственниками, характеризуются республиканской формой правления.
Содержание государственной власти определяет тип государства, государство реализует политические и экономические интересы соответствующей нации, господствующего класса, социальной группы. В границах одного государства может произойти изменение его формы вследствие изменения классовой структуры общества, экономических основ государства, воздействия международных факторов и др.
Форма государства определена его историческим типом. Она зависит от ряда факторов:
В целом все многообразие факторов сводится к индивидуальности и конкретности объективных условий, в которых происходит управление обществом в разных странах. Так как каждое из отдельных государств развивается в конкретных специфичных условиях, оно обладает специфическими политическими формами.
Соотношение типа и формы государства
Государство каждого типа может быть облачено в различные формы. Разные формы государства могут проявляться в рамках одного исторического типа. Тип и форма соотносятся, как содержание и форма, где главная роль принадлежит содержанию (типу государства).
Готовые работы на аналогичную тему
Соотношение исторических типов и форм государства:
Рабовладельческие республики обладали рядом особенностей В аристократической Римской республике формально органами государственной власти выступали народные собрания, но они не имели права законодательной инициативы, могли только принимать (отклонять) предложения магистратов – специальных должностных лиц. Решения народных собраний утверждал Сенат. В афинской демократической республике высшим органом государственной власти выступало Народное собрание. Которое принимало законы, решало вопросы мира и войны, выступало в качестве судебной инстанции. Высшим органом управления являлся Совет пятисот, который избирался на один год демократическим путем.
Иногда государство определенного типа имеет характерные только для него формы. Сословно-представительная монархия может встретиться только в феодальном государстве на определенном этапе его развития, демократическая республика и парламентская монархия характерны только для буржуазного типа государства.
Государства не могут быть воплощены в любые формы, включая формы, противоречащие их содержанию и экономической сфере. Рабовладельческое государство никогда не сможет существовать в форме демократической республики или ограниченной монархии.
Не существует четкого разграничения между типом и формой государства. В пределах государства одного типа можно встретить разные формы деятельности и организации государственной власти. В тоже время, государства разного типа могут быть обличены в одну фору. Специфика конкретной формы государства какого-либо исторического периода обусловлено особенностями государственной жизни, степенью зрелости общества, целями и задачами государства.
Задача 31
Чтобы вы сказали, участвуя в дискуссии на тему «Возможна ли и целесообразно ли возрождение монархии в России»?.
Ответ: Нет не целесообразно. Во-первых, главное достояние современной России это демократия. При возрождении монархии в России, демократические основы общества будут поставлены под сомнение. Во-вторых, форм государственного устройства России – федеративная. При возрождении формы правления монархии придется пересмотреть основы государственного устройства. Это влечет за собой изменение конституции, порядка формирования и избрания органов государственной власти, их компетенции. В третьих, это решение по иному вопроса о принципе разделения властей. В-четвертых, большие финансовые затраты. В-пятых, для развития рыночной экономики, продолжения демократических преобразований в России необходимо дальнейшее развитие государственности России, а не возвращение к старому, отжившему.
Задача 32
По действующему российскому законодательству криминальная милиция может производить дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
Определите орган общей или специальной компетенции является криминальная милиция?
Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Органы специальной компетенции (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности.
Исходя из понятий органов общей и специальной компетенции, криминальная милиция есть орган специальной компетенции.
Задача 33
К какому виду государственных органов (законодательным, исполнительным, судебным) относятся следующие организации: Свердловская областная Дума, Правительство Республики Саха, Замоскворецкий межмуниципальный суд, военный суд Забайкальского военного округа.
На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы издают законы. Исполнительные органы осуществляют непосредственное управление. Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов.
Свердловская областная Дума – законодательный орган,
Правительство Республики Саха – исполнительный орган,
Замоскворецкий межмуниципальный суд, военный суд Забайкальского военного округа – судебный орган.
Задача 34
Исполнительная власть как ветвь государственной власти самостоятельна. Эта самостоятельность абсолютна или относительна?
Самостоятельность исполнительной власти относительна, так как существует система сдержек и противовесов, которая исключает возможность сосредоточения всей полноты государственной власти органами исполнительной власти. Непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства предупреждает абсолютизацию исполнительной и любой другой власти в одном органе и установления, в конечном счете, диктатуры.