как составить пояснительную записку к годовому отчету образец
Пояснения к бухгалтерскому балансу: зачем нужны и как составить
Минфин обязал средние и крупные компании предоставлять пояснения в ФНС. Но они могут понадобиться бухгалтерии любого предприятия для того, чтобы привлечь инвестора или избежать дополнительных налоговых проверок. Правила составления и образец документа содержатся в статье.
Какие компании обязаны предоставлять пояснения
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу — это развернутое обоснование данных, указанных в финансовой отчетности компании. Документ составляется в произвольной форме и входит в состав ежегодной бухгалтерской отчетности. Как правило, пояснения составляются и к балансу, и ко всем отчетам сразу.
Исходя из 14 статьи закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и пункта 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, налогоплательщик обязан прилагать пояснение к годовой отчетности в контролирующие органы. Освобождены от этой обязанности предприятия малого бизнеса, которые сдают отчетность в упрощенной форме, если их деятельность не подразумевает обязательный аудит.
Зачем еще нужно предоставлять пояснения
Предприятия предоставляют пояснения не только в ФНС. Копия пояснительной записки к отчетности может понадобиться учредителям, инвесторам и кредиторам, так как она дополняет и расшифровывает данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Сам формат бухгалтерского баланса и отчетности показывает состояние дел в организации, но не объясняет их.
Возможные адресаты пояснительной записки:
Важно: содержание пояснительной записки для конкретного адресата должно раскрывать информацию, которая необходима или обязательна для успешного взаимодействия компании с ним. ФНС интересуют причины изменения размера налоговых отчислений плательщика. Кредиторам и инвесторам нужно объяснить, что предприятие финансово стабильно, а кредитные и инвестиционные риски минимизированы.
Как написать пояснение
Перечень дополнительных данных, которые рекомендовано раскрывать в пояснениях, содержится в разделе 6 ПБУ 4/99 приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Министерство также предлагает взять за основу формуляр, представленный в приложении № 3 к приказу от 02.07.2010 № 66н.
Однако обязательных форм и правил написания пояснительной записки к бухгалтерскому балансу нет. Каждая организация вправе внести в документ только те пояснения, которые учитывают ее особенности и сферу деятельности.
План пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
1.Данные о предприятии.
Включают адрес организации, ее подразделений и филиалов. Пункт также содержит информацию о руководителях, учредителях и аффилированных лицах предприятия, о видах разрешенной деятельности, среднегодовой численности сотрудников и т.п.
2. Общие данные об учетной политике.
Включают сведения о методах оценки готовой продукции, запасов, амортизации, методах определения финансового результата и иных статей. Если в течение года вносились изменения в учетную политику организации, в пояснениях следует обосновать необходимость изменений и проанализировать их последствия.
3. Основные текущие финансовые показатели за отчетный период.
В этом пункте нужно пояснить размеры выручки и затрат по видам деятельности, суммы полученных государственных средств. Расшифровать крупные расходные или доходные операций за текущий год. Объяснить предпосылки и последствия проведенных и запланированных крупных сделок, если они повлияют на анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.
4. Пояснения к отдельным статьям баланса или иных отчетов.
Здесь отражают сведения об изменениях в капиталах организации (уставном, резервном и т.п.). Оценивают состав и движение резервов предприятия, структуру и объем основных средств и нематериальных активов. Поясняют данные об арендованном имуществе и финансовых вложениях. Расшифровывают состав затрат на разработку и производство продукции. Анализируют зависимость объема реализации товаров и услуг по видам деятельности и рынкам сбыта.
В статьях баланса или отчетности, к которым представляются пояснения, нужно делать указания на раскрытие данных.
Пояснительная записка становится наглядной и убедительной, если бухгалтер включает в нее графики, таблицы, диаграммы или схемы.
Образец пояснительной записки можно скачать в виде документа по ссылке: https://clck.ru/FNf6m
Все крупные и средние предприниматели обязаны предоставлять пояснительную записку к бухгалтерскому балансу в составе ежегодной отчетности, представители мелкого бизнеса подают ее по желанию. Записка аргументирует цифры баланса и других отчетов, объясняет финансовое положения предприятия акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам. Грамотное пояснение поможет избежать подозрений в занижении прибыли и уклонении от уплаты налогов при снижении экономических показателей плательщика.
Как составить пояснительную записку к годовому отчету образец
5 МИН
Цифры для понимания: зачем нужны пояснения к бухгалтерскому балансу
Разбираемся, что входит в пояснения к бухгалтерскому балансу, какие компании обязаны сдавать этот документ в налоговую и чем он отличается от пояснительной записки.
Что такое пояснения к балансу
Пояснения тоже входят в состав бухгалтерской отчётности. Они раскрывают принципы бухгалтерского учёта в компании, а также данные, которые нецелесообразно включать в баланс, но важно знать, чтобы реально оценивать финансовое положение компании.
Кто должен готовить пояснения
Не сдавать пояснения могут компании, использующие упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта: субъекты малого бизнеса, НКО и участники проекта «Сколково». Но есть организации, которым запрещено прибегать к упрощённым методам, даже если они соответствуют вышеупомянутым критериям. Например, не могут это делать коллегии адвокатов, жилищно-строительные кооперативы, организации бюджетной сферы и т. д.
Какие данные указывать в пояснении
Обязательно уточняйте следующую информацию:
Дополнительно, если этих данных нет в информации, сопровождающей бухгалтерский отчёт, укажите:
Обязательных требований к форме нет. Например, можно подготовить текстовые пояснения к бухгалтерской отчётности или оформить их в виде таблиц. Можно ориентироваться на шаблон Минфина — в нём есть образцы пояснений для каждого раздела баланса.
Чем пояснения к балансу отличаются от пояснительной записки
Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчётности. Организации могут прикладывать этот документ к бухгалтерскому балансу по желанию. Он представляет собой характеристику финансового положения компании в целом. В нём указывают дополнительную информацию для заинтересованных сторон: акционеров, кредиторов, потенциальных инвесторов.
В записке можно привести планы развития организации, предполагаемые капитальные и долгосрочные вложения, указать динамику важнейших финансовых показателей организации за определённый период. Или, например, предупредить вопросы налоговиков, ответив на них заранее.
Другими словами, в пояснительную записку можно включить любую информацию, которая подтвердит финансовую стабильность компании и продемонстрирует, что риски для инвесторов и кредиторов сведены к минимуму.
Из пояснительной записки должно быть ясно, что это дополнение к отчётности:
Записка может быть оформлена в любом виде. Допустимо использовать диаграммы, таблицы или просто текст.
Короче
— 
Пояснения к бухгалтерскому балансу должно составлять большинство компаний, ведущих бухучёт. Ор ганизации, которые при меняют упрощённый способ ведения бухучёта, могут этого не делать.
— 
Пояснение к бухгалтерскому балансу ежегодно сдаётся в ФНС вместе с бухгалтерской отчётностью.
— 
Пояснения к балансу и пояснительная записк а — это разные документы. Пояснительная записка дополняет отчёт, не будучи его частью. Там можно прописать планы по развитию компании, которые интере сны инвесторам или партнёрам.
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
Главная цель составления пояснительной записки – расшифровка показателей бухгалтерской отчетности. Грамотно составленная пояснительная записка расположит проверяющих к вашей компании, значительно облегчит сдачу баланса и снизит вероятность внеочередной налоговой проверки.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах могут состоять из двух частей – табличной и текстовой. Для отражения количественных данных удобнее использовать табличную форму, приведенную в приложении № 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Номера пояснений указываются в графе 1 («Пояснения») бухгалтерского баланса.
Если информации, представленной в табличной форме, недостаточно для того, чтобы максимально полно раскрыть картину финансового состояния организации (а именно так оно чаще всего и бывает), дополнительно дают пояснения в текстовом виде.
В приложении целесообразно раскрывать:
1) те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, учитывался ли наряду с текущим отложенный налог на прибыль, факты перспективного изменения учетной политики или перспективного пересчета при исправлении существенных ошибок и т. п.;
2) информацию о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемую показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, о существенных операциях с собственниками (учредителями), таких как начисления и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал и т. п.
Объем информации, который выносится в пояснения, определяется положениями по бухгалтерскому учету.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, рекомендованные Минфином России, состоят из следующих разделов.
Расскажем о заполнении некоторых из них подробно.
Основные средства
Раздел 2 пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах состоит из четырех таблиц.
2.1. Наличие и движение основных средств.
2.2. Незавершенные капитальные вложения.
2.3. Изменение стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.
2.4. Иное использование основных средств.
В таблицу 2.1 вносят информацию о наличии и движении основных средств компании. Данные в столбцах таблицы отражают отдельно по основным средствам, отдельно – по доходным вложениям в материальные ценности. Информация приводится с разбивкой на группы соответственно основных средств и доходных вложений. Данные указывают за отчетный и предыдущий годы.
Наличие групп основных средств и доходных вложений отражают в столбцах «На начало года» и «На конец периода». Сюда же нужно вписать и суммы накопленной амортизации.
В столбец «Изменения за период» следует внести информацию о поступлении, выбытии, переоценке групп объектов, а также о сумме начисленной по ним амортизации.
Обратите внимание: в случае переоценки объектов в графах «Первоначальная стоимость» приводится текущая рыночная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость.
В таблице 2.2 отражается стоимость незавершенных капитальных вложений.
К незавершенным капвложениям относятся:
Капвложения отражают в столбцах с разбивкой «На начало года», «Изменения за период» и «На конец периода».
Напомним, в форме бухгалтерского баланса отсутствует строка для отражения информации по незавершенным капитальным вложениям. Поэтому такую информацию отражают в строке 1170 «Прочие внеоборотные активы».
По строке 1140 затраты на незавершенные капитальные вложения указывать нельзя, так как они не отвечают требованиям, в соответствии с которыми актив принимают к учету в качестве объекта основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).
В таблице 2.3 должны содержаться данные об изменении стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.
В строках таблицы отдельно указывают увеличение и уменьшение стоимости основных средств. Увеличение может происходить в результате достройки, дооборудования и реконструкции, а уменьшение – из-за частичной ликвидации.
Информацию об увеличении или уменьшении стоимости указывают по каждому основному средству, стоимость которого изменилась.
Данные в столбцах таблицы 2.3 приводят за отчетный и предыдущий периоды.
В таблице 2.4 отражают информацию об ином использовании основных средств фирмы. Здесь указывают, в частности, информацию о стоимости:
В столбцах таблицы 2.4 указывается их стоимость:
Дебиторская и кредиторская задолженность
Этот раздел детализирует дебиторскую и кредиторскую задолженность фирмы. Он состоит из четырех таблиц.
5.1. Наличие и движение дебиторской задолженности.
5.2. Просроченная дебиторская задолженность.
5.3. Наличие и движение кредиторской задолженности.
Чтобы заполнить таблицы, используйте данные по счетам расчетов:
Предварительно всю задолженность разделите по срокам ее погашения на краткосрочную (должна быть оплачена в течение следующих за отчетной датой 12 месяцев) и долгосрочную (со сроком погашения более года).
Заполняя этот раздел пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, в графе «На начало года» отразите сальдо по соответствующим счетам на 1 января отчетного года: по дебиторской задолженности – дебетовое, по кредиторской – кредитовое.
В графе «На конец периода» укажите остатки дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного года. В графе «Изменения за период» отражают поступления и выбытия задолженностей, а также перевод задолженности из долгосрочной в краткосрочную.
Минфин России рекомендует не отражать в таблице 5.1 задолженности, поступившие и погашенные (списанные) в отчетном году. Поэтому включите в эту таблицу лишь те дебиторские и кредиторские задолженности, которые не погашены на конец отчетного года. Например, отражать дебетовые и кредитовые обороты по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» не требуется. Следовательно, бухгалтер должен сосредоточить внимание на остатках на 1 января 2016 года, отследив их выбытие, а также отразить поступление задолженностей, которые у вас имеются на 31 декабря 2016 года.
В таблице 5.2 отражают информацию о просроченной дебиторской задолженности. Данные о задолженности указываются по ее видам. В столбцах указывают величину задолженности, учтенную по условиям договора, и балансовую стоимость.
Балансовая стоимость – это стоимость по условиям договора, уменьшенная на величину резерва сомнительных долгов, созданного под нее.
В столбцах указываются данные:
Таблица 5.3 предназначена для отражения данных о наличии и о движении кредиторской задолженности. Она заполняется по аналогии с таблицей 5.1.
В таблице 5.4 отражают информацию о просроченной кредиторской задолженности.
В столбцах указываются данные:
Пояснения в текстовой форме
В текстовую часть пояснений целесообразно включить существенную информацию:
Сведения о деятельности фирмы
В этом разделе можно привести:
Информацию по возможности представьте в динамике (за несколько лет). При этом укажите факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты фирмы.
О размерах фирмы (масштабах бизнеса) отчасти можно судить по величине ее уставного капитала, численности работающих, размерам производственных площадей и других ресурсов.
Кратко опишите производственную структуру организации: ее производства, цеха, службы, а также обособленные подразделения, включая филиалы и представительства.
Характеризуя деятельность фирмы по видам, не скупитесь на подробности. Приведите сведения:
Раскрывая информацию об объемах продаж продукции (товаров, работ и услуг) по видам, приведите не только общие данные, но и сведения в разрезе основных географических районов сбыта.
Если в истекшем году произошли чрезвычайные события, то в пояснениях опишите их. Это могут быть пожар, наводнение, технологическая авария, кража имущества и другие аналогичные ситуации.
Отразите также экономические последствия этих происшествий: размер прямого ущерба и расходов на ликвидацию, сумму полученных с виновных граждан и организаций или от страховых компаний возмещений и т. д.
О деловой активности фирмы свидетельствуют следующие данные:
Информация о бенефициарных владельцах
С конца прошлого года у компании появилась новая обязанность. Согласно Федеральному закону от 23.06.2016 № 215-ФЗ, все компании обязаны иметь информацию о своих бенефициарных владельцах, хранить ее и документально подтверждать достоверность этих данных.
Новый закон вступил в силу 21 декабря 2016 года.
Так, в Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» добавлена статья 6.1 «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах», согласно которой у физических и юридических лиц появились новые права и обязанности.
Пунктом 7 новой статьи установлено, что информация о бенефициарных владельцах компании раскрывается в ее отчетности. Поэтому в бухгалтерской отчетности за 2016 год следует обратить особое внимание на раскрытие данных о своих бенефициарных владельцах.
Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (ст. 3 Закона № 115-ФЗ). В отличие от Закона № 115-ФЗ Налоговый кодекс употребляет термин «взаимозависимые лица».
С 21 декабря 2016 года все компании обязаны:
1) располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений:
Если так просто определить бенефициара невозможно, то для подстраховки нужно иметь доказательства, подтверждающие, что компания предприняла меры для его установления.
Согласно разъснениям Росфинмониторинга РФ, документами, подтверждающими принятие таких мер, могут являться копии запросов учредителям и ответов на них:
2) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
3) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по их установлению не менее пяти лет со дня получения такой информации;
4) представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.
За неисполнение перечисленных требований установлен административный штраф (ст. 14.25.1 КоАП РФ):
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Как автоматически сформировать пояснительную записку к бухгалтерскому балансу
Срок сдачи бухгалтерской отчетности продлили до 6 апреля. В составе этой отчетности есть небольшой документ, на составление которого начинающие бухгалтеры тратят едва ли не больше времени, чем на сам баланс. Это пояснительная записка. Однако теперь этот документ можно составить автоматически, на основании данных бухгалтерской отчетности. Такая опция доступна абонентам системы «Контур.Экстерн».
Что такое пояснительная записка?
Пояснительная записка необходима для подтверждения данных, зафиксированных в финансовой отчетности. Она является обязательной составляющей бухгалтерской отчетности и включает в себя основные показатели финансового анализа организации:
ВНИМАНИЕ. В связи с тем, что дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года будут нерабочими, Минфин и ФНС объявили, что последний день приема бухгалтерской отчетности за 2019 год переносится с 31 марта на 6 апреля (совместное письмо от 27.03.20 № 07-04-07/24096/ВД-4-1/5303@). А Росстат сообщил, что статотчетность можно будет представить с задержкой от трех до восьми дней. Подробнее см. «Продлены сроки сдачи бухгалтерского баланса и статистической отчетности».
Как создать пояснительную записку в «Контур.Экстерне» в три шага
Шаг 1. В форме №1-6 Бухгалтерская отчетность нужно перейти в раздел «Приложения к отчету» и кликнуть на ссылку «Сформировать с помощью Эксперта»:
Шаг 2. В открывшемся окне нажать кнопку «Сформировать». Пояснительная записка создается автоматически:
Шаг 3. Осталось прикрепить получившийся файл в формате PDF к отчету:
Клиенты тарифных планов «Оптимальный», «Оптимальный+» и «Максимальный», в которые интегрирован сервис «Контур.Эксперт», могут создать более подробную пояснительную записку к отчетности с оценкой рентабельности, расчетом рыночной стоимости организации, ее активов, пассивов и прогнозом прибыли. Для формирования подробного финансового анализа нужно перейти в сервис «Эксперт» в раздел «Финансовый анализ»:
Тема 9. Пояснительная записка к годовому отчету
Цель и задачи
Целью является изучение формирования пояснительной записки к финансовой отчетности для дальнейшего применения в практической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Оглавление
9.1. Порядок формирования пояснительной записки
Пояснительная записка представляется в обязательном порядке в составе годовой бухгалтерской отчетности. Она содержит существенную информацию об организации и ее финансовом положении, о сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительную записку должны войти те данные, которые не раскрыты в формах годовой бухгалтерской отчетности. В этих пояснениях отражается как обязательная информация, так и дополнительная. К обязательным данным относятся основные сведения об организации, изменения в учетной политике, показатели деятельности организации, информация по прекращаемой деятельности и т. д. Дополнительная информация отражается в пояснительной записке на усмотрение организации.
В этом документе должно сообщаться о неприменении правил бухучета, когда они не позволяют достоверно отразить стоимость имущества и финансовые результаты деятельности организации. Иначе неприменение рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ. В пояснительной записке следует привести основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты. Необходимо наглядно представить текущую инвестиционную и финансовую деятельность фирмы. Кроме того, следует указать данные решений по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли. Одним словом, указывается информация, необходимая для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, результатах деятельности за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.
Пояснительная записка может состоять из тематических разделов. Однако это не единственная структура, которую может применить организация, т. к. до сих пор законодательством Российской Федерации не установлена обязательная форма пояснительной записки. Данные в ней можно сгруппировать и по другим признакам.
Мы же остановим свое внимание на тематических разделах. В них отражаются данные, не вошедшие в типовые формы отчетности (формы № 1—5).
Общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), не представляют формы № 3—5 и пояснительную записку (п. 4 Приказа Минфина России № 67 от 22 июля 2003 г.).
Разделы пояснительной записки могут совпадать с разделами форм отчетности (хотя это не обязательно).
9.2. Характеристика организации и основные виды деятельности
Этот раздел должен содержать следующие сведения об организации:
Здесь необходимо кратко описать структуру управления. Стоит также отметить, к какому виду относится данная организация, т. е. к основному, зависимому или дочернему.
Следует упомянуть об основных видах деятельности, дать краткую характеристику показателям деятельности организации, факторам, которые повлияли на финансовый результат фирмы.
Изменения в учетной политике фирмы
Этот раздел пояснительной записки описывает основные изменения в учетной политике организации на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13 Закона № 129-ФЗ). Это изменения, способные повлиять на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. Они подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. В записке следует раскрыть как учетную политику на отчетный год, так и изменения, предусмотренные на следующий год.
Промежуточная отчетность может не содержать информации об учетной политике при условии, что она не изменялась с момента составления годовой отчетности за предшествующий год.
В пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрываться сведения, относящиеся к учетной политике организации. Они должны обеспечивать пользователей данными, которые не стоит включать в эти формы, но необходимыми для того, чтобы правильно оценить результаты деятельности фирмы (п. 24 ПБУ 4/99).
В пояснительной записке следует раскрыть существенные способы ведения бухгалтерского учета (пп. 12, 15 ПБУ 1/98). К ним относятся способы:
В этом разделе пояснительной записки кратко расписывают основные элементы учетной политики организации. Скажем, здесь следует указать, каким методом списывают материалы в производство (ЛИФО, ФИФО, по средней себестоимости и т. п.). Если, например, на предприятии отсутствуют нематериальные активы, то и указывать порядок их учета не следует. Другими словами, из этого раздела пользователи должны узнать, насколько учетная политика влияет на показатели отчетности.
9.3. Основные показатели деятельности организации
В данном разделе должны найти отражение показатели и факторы, которые повлияли на финансовые результаты деятельности организации (п.19 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России № 67н от 22 июля 2003 г.).
Во-первых, сведения о наличии на начало и конец отчетного периода и движении нематериальных активов, основных средств, а также арендованных, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности (п. 27 ПБУ 4/99). Здесь должны быть указаны изменения уставного, резервного или добавочного капиталов.
Во-вторых, необходимо отметить наличие на начало и конец отчетного периода резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, указать объемы продаж по видам деятельности, затраты на производство (издержки обращения), внереализационные доходы и расходы.
В-третьих, если имели место чрезвычайные ситуации, связанные с хозяйственной деятельностью организации, следует их описать с указанием последствий.
В-четвертых, должна пройти информация о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности.
В-пятых, если осуществлялись операции в валюте, то отражаются курсовые разницы, которые отнесены на счет учета финансовых результатов и другие счета бухучета, а также курс валюты, установленный Центробанком России на дату составления отчетности.
Если организация — акционерное общество, то следует указать:
В отчетности акционерного общества отражаются:
В случае размещения обыкновенных акций после отчетной даты, но до подписания отчетности базовая и разводненная прибыль на акцию за отчетный и прошлые периоды подлежат корректировке. Об этом также следует отметить в записке. Если акционерное общество не имеет конвертируемых ценных бумаг, то в записке раскрывается только базовая прибыль (убыток) на акцию.
9.4. Информация по аффилированным лицам
Согласно п. 14 ПБУ 11/2000, информация об аффилированных лицах включается в пояснительную записку в виде отдельного раздела.
Аффилированными лицами являются организации и граждане, способные оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц в соответствии с законодательством РФ.
К информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности относятся данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом. В данном случае имеется в виду передача активов или обязательств. Такими операциями могут быть: приобретение и продажа товаров (работ, услуг), основных средств, аренда и предоставление в аренду имущества, передача результатов НИОКР, предоставление и получение гарантий и залогов и т. д.
По каждому аффилированному лицу в пояснительной записке необходимо отразить:
В случае если организация или физическое лицо контролируют другую организацию или организация контролируется непосредственно или через третьи организации, одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом, то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности. Это производится независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними (п. 13 ПБУ 11/2000).
9.5. Информация о государственной помощи
Государственная помощь организации может предоставляться в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей), а также в виде земельных участков, природных ресурсов и другого имущества.
В бухгалтерской отчетности организации (пояснительной записке) подлежит раскрытию как минимум следующая информация в отношении государственной помощи:
9.6. Информация по сегментам
Если организация составляет сводную отчетность, то она должна руководствоваться ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Сегмент представляет собой часть деятельности организации в хозяйственных условиях. Отчетные сегменты — это сегменты, по которым информация раскрывается в бухгалтерской отчетности. Принципы выделения информации по отчетным сегментам указаны в п. 9 ПБУ 12/2000.
Существуют два вида сегментов — операционные и географические. Выделение информации по операционным сегментам означает, что несколько видов товаров, работ, услуг включается в однородную группу по схожим признакам. Информация по географическому сегменту может формироваться, например, по определенному региону или нескольким регионам РФ. Она также может выделяться по местам расположения активов, рынков сбыта.
Эта информация подразделяется аналогично на первичную и вторичную.
В составе первичной информации по отчетному сегменту в пояснительной записке раскрываются следующие показатели:
от продажи внешним покупателям,
от операций с другими сегментами;
К первичной и вторичной информации относится информация об основных показателях деятельности организации (например, выручка, прибыль, амортизация и т. д.). Состав показателей для отчетности по каждому сегменту при предоставлении первичной информации един для всех случаев. При предоставлении вторичной информации показатели зависят от причин, по которым информация отнесена к таковой.
9.7. Информация о прекращении деятельности
Информацию по прекращаемой деятельности следует раскрыть в следующем порядке (п. 11 ПБУ 16/02):
1) описание прекращаемой деятельности: операционный или географический сегмент (часть сегмента, совокупность сегментов), в рамках которых происходит прекращение деятельности;
2) дата признания деятельности прекращаемой: указать дату или период, в котором ожидается завершение деятельности организации (если они известны или определимы);
3) стоимость активов и обязательств фирмы на момент выбытия или погашения;
4) суммы доходов и расходов, прибыли и убытки, полученные до налогообложения, налог на прибыль;
5) движение денежных средств по прекращаемой деятельности.
В пояснительной записке или в отчете о прибылях и убытках по мере выбытия активов или погашения обязательств указывается до налогообложения сумма прибыли (убытка), связанная с выбытием этих активов или погашением данных обязательств, и налога на прибыль.
По тем активам и обязательствам, по которым организация заключила договоры купли-продажи, в записке отражаются:
По резервам по прекращаемой деятельности организация раскрывает информацию согласно ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности». Резерв подлежит пересмотру и корректировке по состоянию на конец каждого отчетного периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности.
Если признание деятельности прекращаемой происходит после окончания годового отчетного периода, но до даты подписания отчетности, то такая отчетность должна быть уточнена в части раскрытия показателей, предусмотренных п. 11 ПБУ 16/02 за период, охватываемый этой отчетностью. В случае отмены программы прекращения деятельности суммы резервов и убытков от снижения стоимости активов подлежат восстановлению (п. 20 ПБУ 16/02). Вся информация должна предоставляться отдельно по каждой части прекращаемой деятельности (п. 21 ПБУ 16/02).
Информация за прошлые отчетные периоды, предоставленная после признания деятельности прекращаемой, должна быть скорректирована с целью выделения активов, обязательств, доходов, расходов и потоков денежных средств. Это необходимо для сопоставимости отчетных данных с предшествующими показателями (п. 22 ПБУ 16/02).
9.8. Дополнительная информация, отраженная в записке
Включение дополнительной информации в состав пояснительной записки не должно противоречить интересам деятельности организации.
При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторская и кредиторская задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует обратить внимание на оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.
При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.
Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются:
В пояснительную записку можно включить данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другую информацию.
При изложении в пояснительной записке основных показателей деятельности, которые влияют на изменения в имущественном и финансовом положении, их причины можно указать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельности, доли собственных оборотных средств и пр.).
Выводы
Пояснительная записка представляется в обязательном порядке в составе годовой бухгалтерской отчетности. Она содержит существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, о методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительную записку должны войти те данные, которые не раскрыты в формах годовой бухгалтерской отчетности. В этих пояснениях отражается как обязательная информация, так и дополнительная. К обязательным данным относятся: основные сведения об организации, изменения в учетной политике, показатели деятельности организации, информация по прекращаемой деятельности и т. д. Дополнительная информация отражается в пояснительной записке на усмотрение организации.
Пояснительная записка может состоять из тематических разделов. Однако это не единственная структура, которую может применить организация, т. к. до сих пор законодательством Российской Федерации не установлена обязательная форма пояснительной записки. Данные в ней можно сгруппировать и по другим признакам.
В пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрываться сведения, относящиеся к учетной политике организации. Они должны обеспечивать пользователей данными, которые не стоит включать в эти формы, но необходимыми для того, чтобы правильно оценить результаты деятельности фирмы (п. 24 ПБУ 4/99).
В пояснительной записке следует раскрыть существенные способы ведения бухгалтерского учета (пп. 12, 15 ПБУ 1/98)
Если организация составляет сводную отчетность, то она должна руководствоваться ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Сегмент представляет собой часть деятельности организации в хозяйственных условиях. Отчетные сегменты — это сегменты, по которым информация раскрывается в бухгалтерской отчетности. Принципы выделения информации по отчетным сегментам указаны в п. 9 ПБУ 12/2000.
Существуют два вида сегментов — операционные и географические.
В пояснительную записку можно включить данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другую информацию.
При изложении в пояснительной записке основных показателей деятельности, которые влияют на изменения в имущественном и финансовом положении, их причины можно указать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельности, доли собственных оборотных средств и пр.).