как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец

Как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец

как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Смотреть фото как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Смотреть картинку как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Картинка про как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Фото как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец

Student’s club «Student’s book» open the doors for foreign students!

We invite the foreign students to learn more about Russian culture and Russian literature and to discover a lot of useful an interesting things about Russian customs and traditions. Приглашаем иностранных студентов познакомиться с русской культурой.

как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Смотреть фото как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Смотреть картинку как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Картинка про как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Фото как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец

200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского

как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Смотреть фото как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Смотреть картинку как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Картинка про как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Фото как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец

Историческая летопись Андрея Рябушкина

29 октября 2021 года отмечается 160-летие со дня рождения Андрея Петровича Рябушкина – живописца, графика, родившегося и проживавшего до 1875 года в Тамбовской губернии.

как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Смотреть фото как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Смотреть картинку как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Картинка про как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец. Фото как составить рекомендательный список литературы в библиотеке образец

Правила оформления библиографических списков литературы для научных и учебных работ

Обязательной составной частью научной работы (реферата, курсовой, дипломной работы, диссертации) является библиографический список литературы, использованной при ее создании, который помещается после основного текста и позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность проводимых в тексте заимствований: таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов и др.

Рекомендуются следующие варианты заглавия списка:

Расположение литературы в списке:

Расположение литературы в списке выбирается автором в зависимости от характера, вида и целевого назначения работы.

Наиболее известны способы расположения литературы:

1) Нормативные акты международного уровня (в порядке обратной хронологии опубликования документов):

2) Нормативные акты федерального уровня:

3) Нормативные акты регионального уровня:

4) Нормативные акты местного уровня:

Библиографические описания документов, включенных в библиографический список литературы, следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Обратите внимание, что данный стандарт не распространяется на оформление библиографических ссылок (ссылки в тексте работы составляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления).

Библиографическое описание содержит библиографические сведения о ресурсе, которые приведены по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначены для идентификации и общей характеристики ресурса.

Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных ресурсов на любых физических носителях и/или в информационно-телекоммуникационных сетях: книги, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, сериальные издания, нормативные и технические документы, интегрируемые ресурсы, электронные ресурсы, микроформы и другие ресурсы, а также составные части ресурсов, группы однородных и разнородных ресурсов.

В состав библиографического описания входят следующие области:

Для описания определенных видов ресурсов (картографических, нотных, сериальных) используется специфическая область материала или вида ресурса, в которой предусмотрены элементы, отражающие особенности информации, характерные для данного вида ресурса.

В качестве предписанной пунктуации выступают знаки препинания и математические знаки: точка и тире; точка; запятая; двоеточие; точка с запятой; многоточие; косая черта; две косые черты; круглые скобки; квадратные скобки; знак плюс; знак равенства. В конце библиографического описания ставят точку. Каждой области описания, кроме первой, предшествует предписанный знак «точка и тире», который приводят перед первым элементом области. Если первый элемент отсутствует, то знак «точку и тире» ставят перед последующим элементом, предписанный знак которого в этом случае опускают.

Для разделения областей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют знаки «точка» и «запятая», пробелы оставляют только после них.

Часть элемента при необходимости может быть опущена. Пропуск части элемента обозначают знаком пропуска – «многоточие» с пробелами до и после этого предписанного знака. Отсутствие области или элемента в целом многоточием не обозначается.

Главным источником информации является элемент ресурса, содержащий идентифицирующие его сведения, – титульный лист, титульный экран, этикетка, наклейка и т. п.

Библиографические сведения указывают в описании в той форме, в какой они представлены в источнике информации. Недостающие уточняющие сведения, а также полностью отсутствующие необходимые данные формулируют на основе анализа ресурса (например, для печатных изданий, титульные листы которых утрачены, географических карт без названия, необработанных звукозаписей и т. п.).

Все данные в библиографическом описании могут быть представлены в полной форме. При необходимости можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объединение различных записей в одну библиографическую запись и другие приемы сокращения.

Сокращение отдельных слов и словосочетаний в описании должно соответствовать ГОСТ 7.11-2004 и ГОСТ Р 7.0.12-2011.

Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, а также затруднить его понимание.

Сокращения могут применяться во всех областях библиографического описания, кроме области вида содержания и средства доступа, с учетом следующих положений:

— не сокращают слова и словосочетания в любых заглавиях, приводимых в различных областях описания (кроме тех случаев, когда сокращение имеется в предписанном источнике информации);

— если в источнике информации приведено сокращение более краткое, чем регламентировано в ГОСТ 7.11-2004 и ГОСТ Р 7.0.12-2011, то его воспроизводят в описании.

Примеры библиографических записей

Одночастные монографические ресурсы

Книжные издания 1, 2, 3, 4-х авторов:

Каменский, П. П. Труды по истории изобразительного искусства : художественная критика / П. П. Каменский ; составитель, автор вступительной статьи и примечаний Н. С. Беляев ; Библиотека Российской академии наук. – Санкт-Петербург : БАН, 2017. – 215, [1] с. : портр. – Текст : непосредственный.

Книжные издания 5 и более авторов:

Сборники под заглавием:

Пашков, С. В. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в системе современного российского образования : монография / С. В. Пашков ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Курский государственный университет. – Курск : КГУ, 2017. – 1 CD-ROM. – Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. – Загл. с титул. экрана. – Текст : электронный.

ГОСТ Р 57647–2017. Лекарственные средства для медицинского применения. Фармакогеномика. Биомаркеры = Medicines for medical applications. Pharmacogenomics. Biomarkers : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 сентября 2017 г. № 1042-ст : введен впервые : дата введения 2018-07-01 / подготовлен Первым Московским государственным медицинским университетом имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации. – Москва : Стандартинформ, 2017. – IV, 7, [1] c. – Текст : непосредственный.

Патент № 2637215 Российская Федерация, МПК B02C 19/16 (2006.01), B02C 17/00 (2006.01). Вибрационная мельница : № 2017105030 : заявл. 15.02.2017 : опубл. 01.12.2017 / Артеменко К. И., Богданов Н. Э. ; заявитель БГТУ. – 4 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Депонированные научные работы:

Неопубликованные документы

Диссертация и автореферат диссертации:

Аврамова, Е. В. Публичная библиотека в системе непрерывного библиотечно-информационного образования : специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Аврамова Елена Викторовна ; Санкт-Петербургский государственный институт культуры. – Санкт-Петербург, 2017. – 361 с. – Текст : непосредственный.

Многочастные монографические ресурсы

Жукова, Н. С. Инженерные системы и сооружения. Учебное пособие. В 3 частях. Часть 1. Отопление и вентиляция / Н. С. Жукова, В. Н. Азаров ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград : ВолгГТУ, 2017. – 89, [3] с. : ил. – Текст : непосредственный.

Сериальные ресурсы

№ 1 (1). – 2016. – 201 с. ; № 2 (2). – 2016. – 193 с. : ил.

Кустодиев, Б. М. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 : холст, масло / Б. М. Кустодиев (1878–1927) ; Межрегиональная общественная организация «Центр духовной культуры» (подготовка изображения). – Самара : Агни, 2001. – Цв. офсет ; 42х30 см. – Выходные сведения парал. рус., англ. – Изображение (неподвижное ; двухмерное) : непосредственное.

Журбин, А. Б. Цветаева : три вокальных цикла на стихи Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама : [в сопровождении фортепиано] / Александр Журбин. – Москва : Композитор, 2017. – 140 с. – Н. д. 12070. – Музыка (знаковая) : непосредственная.

Атлас мира : [физический] / географическая основа – Росреестр. – Москва : АСТ, 2016. – 1 атл. (224 с.) : цв., карты, текст, ил., указ. ; 17х12 см. – В изд. на форзаце: Физи­ческая карта мира – Изображение (картографическое ; неподвижное ; двухмерное) : непосредственное.

Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени : роман : [аудиокнига] / М. Ю. Лермонтов ; читает И. Басов. – Москва : Звуковая книга, 2007. – 1 CD-ROM (6 ч 55 мин). – Загл. с титул. экрана. – Формат записи: MP3. – Устная речь : аудио.

Иваново детство : художественный фильм по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван» / авторы сценария: В. Богомолов, М. Папава ; режиссер-постановщик А. Тарковский ; оператор В. Носов ; художник Е. Черняев ; композитор В. Овчинников ; в ролях: Н. Бурляев, В. Зубков, Е. Жариков [и др.] ; киностудия «Мосфильм». – Москва : Киновидеообъединение «Крупный план», 2007. – 1 DVD-ROM (1 ч 30 мин) : черно-белый, зв. – Загл. с титул. экрана. – Фильм вышел в 1962 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.

Мультимедийные электронные издания:

Романова, Л. И. Английская грамматика : тестовый комплекс / Л. Романова. – Москва : Айрис : MagnaMedia, 2014. – 1 CD-ROM. – (Океан знаний). – Загл. с титул. экрана. – Текст. Изображение. Устная речь : электронные.

КОМПАС-3D LT V 12 : система трехмерного моделирования [для домашнего моделирования и учебных целей] / разработчик «АСКОН». – Москва : 1С, 2017. – 1 СD-ROM. – (1С: Электронная дистрибьюция). – Загл. с титул. экрана. – Электронная программа : электронная.

Сайты в сети «Интернет»:

Правительство Российской Федерации : официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 19.02.2018). – Текст : электронный.

Глобус Земли политический. – 1:50 000 000. – Москва : Глобусный мир, 2017. – 1 глобус : пластик ; 25 см (диам.). – Высота подставки 25 см, с подсветкой. – Предмет : непосредственный.

Функциональная модель плечевого сустава. – Москва : 3B Scientific, 2017. – 1 модель : пластик ; 16х12×20 см. – Артикул 1000159 [А80]. – Предмет : непосредственный.

Составные части ресурсов

Статья, раздел.

. из монографического издания:

Калинина, Г. П. Развитие научно-методической работы в Книжной палате / Г. П. Калинина, В. П. Смирнова. – Текст : непосредственный // Российская книжная палата: славное прошлое и надежное будущее : материалы научно-методической конференции к 100-летию РКП / Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), филиал «Российская книжная палата»; под общей редакцией К. М. Сухорукова. – Москва : РКП, 2017. – С. 61–78.

. из сериального издания:

Источник

Библиограф советует

Организация и проведение «Дня информации»

Включает:

— тематическую подборку литературы

— беседы или обзоры о литературе

План проведения:

— Оформить выставку литературы

— Оповестить читателей (афиша, объявление)

— Провести анализ мероприятия

Организация и проведение «Дня библиографии»

План проведения:

— Написать объявление с указанием даты и времени проведения мероприятия

— Оформить выставку просмотр

— Подготовить рекомендательный список литературы

— Подготовить обзор или урок, посвященный энциклопедиям, справочникам, словарям.

— Сделать анализ мероприятия.

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ МАЛЫХ ФОРМ

В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.

Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.

Данный материал адресован библиотекарям, ведущим библиографическое обслуживание пользователей в муниципальных и школьных библиотеках и осуществляющим выпуск информационно-библиографической продукции.

Согласно ГОСТу библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое пособие от информационного.

Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.

Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии.

Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д.

В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки.

Существуют и другие виды классификации библиографических пособий.

Чаще всего муниципальные библиотеки, в т. ч. работающие с детьми и подростками, выпускают следующие виды библиографических пособий: закладки, буклеты, памятки, рекомендательные списки, планы чтения; реже издаются библиографические указатели. Большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКАодна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.

Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКАмалая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.

Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу.

Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:

˜предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);

˜обзор основных произведений;

˜список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом);

˜краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).

Тот же самый принцип используется при составлении библиографической памятки о каком-либо значимом событии: описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.

Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

ПЛАН ЧТЕНИЯ составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения: в ходе беседы с читателем выясняется, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи он уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований), которые и составляют «обязательный минимум». Читателю разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, а не иначе, с какими произведениями важно познакомиться в самом начале, с какими позже, на что следует обратить особое внимание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу.

В качестве синонима используется термин «список литературы». Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный). Также библиографический список часто сопровождает неопубликованные документы: диссертации, научные отчеты и т.п.

Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия (рекомендательный список литературы), выходные данные, хронологические рамки предлагаемых документов, год издания.

Наиболее распространенными и простыми библиографическими списками являются списки-закладки «С чего начать» и «Что читать дальше».

1) Список-закладка «С чего начать».

Он составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме. Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации. Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам краеведения.

2) Список-закладка «Что читать дальше…».

Он позволяет читателю расширить, углубить знания об интересующих его вещах. Известно, что книга, которая произвела сильное впечатление, вызывает желание знать как можно более подробно обо всем, что связано с ее героями, желание прочитать другие интересные произведения по этой же теме. Здесь может оказать помощь небольшой список, который оформляется как закладка в определенную книгу (роман, повесть, мемуары) на ту или иную тему.

Произведение, к которому составлена закладка, называется заглавным. Составляя такой список, библиотекарь должен хорошо знать содержание произведения, представлять, какие чувства оно вызовет у читателя, суметь «переключить» внимание читателей на другие книги (может быть, с книги невысокой художественной ценности, на более глубокие произведения, или на произведения, незаслуженно забытые читателями).

Списки «Что читать дальше» не предусматривают соблюдения определенной последовательности в чтении произведений. Они предоставляют читателю возможность выбора (взять те книги, которые его больше интересуют). При оформлении закладки на лицевой стороне (или на обложке) приводят библиографическое описание заглавного произведения, могут дать здесь же краткую аннотацию. Но чаще всего для связи с другими произведениями служит текст, который помещается в основной части пособия.

Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический. Составляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам, например, «Деловая этика и этикет», «Совет да любовь» (о свадебных обрядах и обычаях), «Природа и человек», роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина в литературоведении, изобразительном и музыкальном искусстве и т.п.

Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений. К рекомендательному списку дается краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела.

ПРОГРАММА БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(В помощь проведению библиотечных уроков)

I класс

Тема 1. Первое посещение библиотеки. Правила обращения с книгой.

Знакомство с «Книжкиным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг.

Форма проведения. Рассказ. Беседа. Беседа-просмотр наиболее красочных изданий книг для детей. Беседа у выставки «Книги просят защиты». Игра «Встреча с героями любимых книг», выставка «Читаем сами». Запись детей в библиотеку.

II класс

Тема 1. Знакомство с библиотекой (экскурсия).

Продолжение разговора о библиотеке. Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент», читальный зал. Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд. Представление любимых книг. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Литературные игры, праздники, беседы.

Форма проведения. Беседа. Обзор у книжной выставки. Библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет», игра «Твой друг – книга».

Тема 2. Структура книги.

Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации. Художники детской книги (например, иллюстрации Бруни И. Л., Мавриной Т.А., Конашевича В.М. к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина). Писатели и художники в одном лице. Творчество Е. Чарушина, В. Сутеева, Э. Сетон-Томпсона и др.

III класс

1. Как не заблудиться в книжном мире.

Средства и способы ориентации в книжном пространстве. Открытый доступ и формы его организации: книжные выставки, устные рекомендации, их место и роль в читательском самоопределении, ориентации и выборе.

2. Кто расскажет «Все обо всем»?

Справочная и энциклопедическая книга. Особенности, назначение, виды энциклопедий для маленького читателя. Приемы поиска информации в справочном издании. Обзор-беседа. Практикум.

3. Из почтовой сумки почтальона Печкина.

Периодика, как вид издания. Особенности чтения. Репертуар периодических изданий для детей младшего школьного возраста. Урок-игра «Суета вокруг почтового ящика»

4. Окно в мир природы.

IV класс

Новые шаги в библиотечном пространстве

1. Формирование навыков самостоятельного чтения на примере книг природе.

Знакомство с кругом авторов и научно-популярных книг.

2. Ключи от всех энциклопедий.

Определение энциклопедического и справочного издания. Функции и возможности справочных изданий. Виды энциклопедий и справочных изданий. Электронные энциклопедии. Обзор-беседа. Турнир энциклопедистов.

3. Каталог – компас в книжном мире.

Алфавитный каталог. Систематический каталог. Структура каталогов. Основные деления. Расположения карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах. Каталожная карточка. Связь титульного листа книги с каталожной карточкой. Шифр книги – её адрес.

Из читательского багажа выпускников отдела обслуживания младших школьников. (Книжная выставка). Первый библиотечный «Выпускной».

V класс

1. «Аптека души». История книги и библиотеки.

Знакомство с историей книги от ее истоков до настоящего времени, с древнейшими библиотеками. Библиотечная игра «Что вы знаете о книге»

2. Как построена книга.

Аннотация. Предисловие. Послесловие. Содержание (Оглавление). Словарь (справочный аппарат книги). Основное назначение данных элементов. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними.

3. «Путешествие в страну каталогов»

Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Библиографическое описание документа. Аннотация на каталожной карточке. Расположение карточек в каталоге и книг на полке.

VI класс

1. Выбор книг. Библиографические указатели

Понятие «библиография», ее назначение. Кто ею занимается. Тематическая библиография. Биобиблиография. Профессия – библиограф. Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг. Назначение и особенности вспомогательных указателей. Как пользоваться указателем при выборе книг.

Беседа-консультация. Библиографический КВН, библиографическая игра «Счастливый поиск», «Конкурс начитанных и смекалистых». Выставка информационных и библиографических изданий, выставка одного указателя, тематическая полка «Твои ориентиры в выборе книг».

2. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники.

Типы справочных изданий для школьников. Главная справочная книга – энциклопедия. Электронные энциклопедии и справочники. Видеоэнциклопедии.

VII класс

1. Алфавитный каталог.

Структура алфавитного каталога. Разделители. Каталожная карточка алфавитного каталога. Шифр. Алгоритм поиска литературы по алфавитному каталогу.

2. Систематический каталог. Система поиска.

Систематический каталог. Титульный лист и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Структура систематического каталога. Основные деления. Разделители. Расположение карточек в каталоге и книг на полке. Алфавитно-предметный указатель («ключ»), его использование для нахождения книг в систематическом каталоге.

Беседа-консультация, групповой тренинг. Игра-эстафета, турнир эрудитов. Оформление: увеличенная каталожная карточка, плакат с перечнем отделов систематического каталога, плакат «Алгоритм поиска по систематическому каталогу».

3. Книга и ее создатели, структура книги, использование ее аппарата при чтении.

Знакомство с новыми терминами и понятиями: серия, книга, выходные данные, форзац, шмуцтитул, фронтиспис, колонтитул, суперобложка и др. Дополнительные сведения о титульном листе (серия, выходные данные, информация о переводчике, переиздании и т.д.) Роль иллюстрации в научно-познавательной и художественной книге. Какую службу несут все эти элементы.

Практическая работа: определение содержания книг по ее элементам при беглом просмотре.

Урок творчества: блиц-игра, презентация книги, игра «Спрашиваем – отвечаем». Составление и разгадывание кроссвордов.

VIII класс

1. Книги по естественным наукам и технике для старших подростков.

Научно-познавательная литература и её назначение, жанровое и видовое разнообразие научно-познавательной литературы в помощь учебе: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения. Специфика книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Справочная литература по естественным наукам и технике. Серии книг по науке и технике, их тематика: связь со школьной программой. Отражение литературы по естественным наукам в каталоге и систематической картотеке статей.

Лекция-обзор, тренинг, устный журнал, игра-путешествие.

2. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель (АПУ). Изучение более полного библиографического описания изданий. Систематизация книг. Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Библиографические указатели. Новые средства распространения информации – электронные библиографические. Электронный каталог как усовершенствованный аналог карточного библиотечного каталога. Справочная литература. Энциклопедии: универсальные, отраслевые. Отраслевые словари и книги энциклопедического характера. Поиск литературы с помощью каталогов и картотек (повторение), компьютерный поиск по электронным базам данных.

IХ класс

1. Каждодневное чудо

Урок-путешествие по периодике, адресованной молодёжи. Собеседования, обзор молодежных периодических изданий, устный журнал, урок пресс-конференция, уроки-путешествия, уроки-диалоги. Урок творчества «Один день жизни ХХI века» (по газетным материалам).

2. Самостоятельная работа с книгой.

Методика составления плана книги, статьи, конспекта, тезисов, списка использованной литературы. Лекция, беседа-консультация, практикум, индивидуальный тренинг, час самообразования. Обсуждение тезисов и конспектов книги, статьи.

3. «Виртуальные миры, или Мой любимый Интернет». Электронные каталоги, БД, Интернет.

«Компьютерный марафон». Итоговое практическое занятие.

Х – ХI класс

Основы информационной культуры. Подготовка старшеклассников к

самообразовательной работе с литературой. Воспитание культуры чтения.

Х класс

Тема 1. Техника интеллектуального труда (2 часа)

Содержание темы: Основные виды творческой деятельности школьников. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Информация на машиночитаемых носителях. Составление плана.

Виды плана (простой и сложный). Конспектирование. Виды конспектов (текстуальный, свободный, смешанный). Тезисы. Систематизация конспектов, тезисов. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, доклада.

Форма проведения: Лекция, выполнение творческих заданий, оформление работ.

Оформление: выставка различных видов литературы, работ.

Х I КЛАСС

Содержание темы: Использование новых информационных технологий (мультимедиа, Интернет) в творческой деятельности школьников. Форма контроля: практическая работа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *