как спортивные соревнования влияют на отношения в школьном коллективе
Спортивные соревнования и их роль в обучении
Спорт это способ самовоспитания и саморазвития, который заключается в соревнованиях интеллектуального и физического уровня. Это часть физической культуры, которое заключается в создание и проведение спортивных игр. Эти игры позволяют развивать интеллектуальные и физические способности. В более широком понятии, спорт это активный образ жизни. Любой спорт подразумевает спортивные соревнования. Можно конечно заниматься спортом и не с кем не соревноваться, исключительно для себя, по-разному бывает.
Спортивное соревнование это что-то вроде конкурса на измерение сил и умений в каком-то спорте. Спорт сам по себе тренирует силу воли, ум и тело, и всецело благоприятно влияет на весь организм и на моральное состояние каждого человека. Но для того, чтобы заниматься спортом нужно себя мотивировать. В качестве мотивации можно взять все то, чего можно было бы добиться с помощью спорта.
Не обязательно выбрать спортивную карьеру, можно заниматься спортом для здоровья и для души. Но есть те, которым именно спортивные соревнования и есть по душе. Вот они и могут участвовать в разных спортивных соревнованиях. Выигрывает в итоге лучший и сильнейший. Правда спорт требует не только силу, а еще умение концентрироваться, выносливость, сила характера и т.д.
Роль спортивных соревнований в обучении отражается тем, что они позволяют закалять дух, развивают организаторские способности и в целом формируют человека. Спорт помогает в учебе. Ученые давно доказали, что совмещение умственной и физической нагрузки дает более хорошие результаты. Таким образом, совмещая спорт с учебой, вы добьетесь больших успехов. Речь идет именно о гармоничном совмещении, так чтобы одно не мешало другому. А выбирая карьеру в спорте, нужно помнить о том, что вам нужна еще и альтернативная деятельность, так как карьера в спорте тоже не вечная.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:
Формирование сплоченности в подростковом спортивном коллективе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Специфика установления межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте
Коллектив – это группа людей, объединенных общей целью, интересами, направлениями деятельности.
Коллектив предполагает построение взаимоотношений в нем на основании определенных норм и правил. Они зависят от направленности деятельности коллектива и специфики взаимоотношений в нем.
В подростковом возрасте происходит формирование разнообразных объединений детей. это обусловлено спецификой возрастного этапа развития детей. Подростки стремятся к самореализации, самоутверждению. Если им не удается достичь этого в коллективе школы или среди друзей, то они ищут иные направления деятельности, вступая в разнообразные коллективы.
В любом коллективе, каждый его участник занимает определенный статус т.е. положение в коллективе, которое определяют другие его участники. Именно от положения, занимаемого в коллективе зависит формирование самооценки подростка и возможность его личностного самоутверждения.
Подростковый этап развития ребенка характеризуется противоречивыми состояниями, мотивами и нравственными ориентирами деятельность. Противоречие составляет основу всех сфер жизнедеятельности подростка.
В период подросткового возраста ребенок стремится установить взаимодействие со сверстниками, которые имеют сходные интересы, потребности, взгляды, жизненный опыт и мировоззрение.
Установление межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте характеризуется рядом особенностей:
Готовые работы на аналогичную тему
Воздействие спорта на формирование коллектива подростков
Формирование подросткового коллектива является достаточно длительным и сложным процессом. Становление коллектива должно сопровождаться развитием какой-то совместной деятельности подростков, требования исполнения которой лежат в основе формирования коллектива. Подростки стремятся найти в коллективе «себя», реализовать свои потребности и возможности. Через опыт коллективной деятельности происходит предъявление требований к своей личности, формируются нравственные принципы поведения, которые становятся, отныне, первостепенной потребностью подростка.
Занятия спортом являются тем процессом, той деятельностью, которая способна сформировать коллектив. Это обусловлено тем, что спорт имеет определенное целевое назначение, он способствует удовлетворению потребностей подростков в самоутверждении, завоевании определенного социального статуса.
Спортивные направления деятельности оказывают воздействие на интеллектуальное, нравственное, физическое, эстетическое развитие личности. Спорт помогает его участнику занять определенное место в социальной среде.
Формирование коллектива подростков через спортивную деятельность осуществимо по нескольким основаниям:
Взаимоотношения в спортивном коллективе
Совместное сотрудничество тренера и спортсменов в решении общих задач обеспечивает существование и развитие спортивного коллектива. Группа складывается из отдельных личностей, каждая из которых обладает индивидуальностью и неповторимостью. Спортивный коллектив имеет на каждого его члена большое влияние. Доверительные, доброжелательные отношения в группе позитивно сказываются на желании заниматься спортом и на достижении спортивных результатов. Негативное влияние коллектива откладывает отпечаток на формировании личности ребенка. От тренера зависит то, какие чувства, поступки и нравственные ориентиры будут преобладать у воспитанников.
Тренерское воздействие на личность и коллектив целесообразно осуществлять в ходе воспитательных мероприятий. Воспитательное мероприятие любого образовательного учреждения (в том числе и спортивной школы) организуется для осуществления конкретной деятельности воспитанников. В основе организации воспитательных дел существует два подхода:
· деятельный подход предполагает организацию отдельных видов деятельности: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения;
· комплексный подход означает органичное «сращивание» всех видов деятельности.
В воспитательном мероприятии выделяются следующие этапы:
1) целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей);
3) организации и подготовки;
4) непосредственного осуществления дела;
5) анализа достигнутых результатов.
Планирование. Планирование заключается в создании программы, детального сценария предстоящего мероприятия. В ходе планирования тренер обязательно обращается к имеющимся педагогическим разработкам, публикациям. Целесообразна помощь как методиста спортивной школы, так и самих будущих участников воспитательного дела. Планирование будет успешным, если тренер будет опираться на уровень подготовленности воспитанников, учитывать возрастные и личностные особенности детей и подростков
Организация. Организация воспитательных дел предполагает:
· точное определение задач для каждого участника мероприятия;
· подготовка всего необходимого для предстоящей работы;
· распределение ответственности между участниками воспитательного дела;
Осуществление. В ходе реализации воспитательного мероприятия необходимо следить за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, наблюдать за коллективом в целом и за отдельными воспитанниками; следить за четким решением организационных вопросов
· соответствие подготовки и проведения воспитательного мероприятия;
· характеристика уровня организации мероприятия;
· наличие новизны для обучающихся;
· эмоциональная окраска воспитательного дела;
· качество отношения к воспитательному мероприятию обучающихся;
· поведение участников мероприятия.
Подведение итогов воспитательного мероприятия проводится сообща, вместе с воспитанниками и другими участниками, помогавшими в его организации и проведении (родители, методисты, тренеры и т.д.). Атмосфера проведения итогового собрания должна быть дружеская, тренеру необходимо воздержаться от так называемого «разбора полета» и постараться вовлечь участников дела в конструктивное коллективное размышление. Обязательным при подведении итогов является создание новой педагогической перспективы (следующего воспитательного дела).
Наиболее простой формой воспитательного дела, которая подходит для спортсменов любого возраста является беседа. Беседы лучше проводить до тренировки или дать возможность спортсменам отдохнуть. Беседы могут носить характер традиций спортивного коллектива, т.е. проводиться систематично (раз в неделю, раз в месяц). Также беседы могут посвящаться грядущим или только что прошедшим событиям, связанных с жизнью воспитанников (Олимпиада, крупные соревнования по виду спорта, мемориалы и проч.)
Алгоритм подготовки и проведения беседы:
1. Выбор темы беседы
При выборе темы беседы следует учитывать два следующих обстоятельства:
а) интерес аудитории, в которой будет проводиться беседа (возраст. образование и т.д.);
б) степень подготовленности учащихся по данной теме.
2. Подбор материала для беседы
Нужно подобрать интересный материал из литературных источников: учебников, книг о спорте, газет, спортивных журналов, других материалов. Необходимо заранее подобрать иллюстрации, фотографии, диапозитивы, таблицы.
3. Составление плана-конспекта беседы
Для первого выступления лучше будет написать полный текст беседы. Это поможет распределить время по отдельным частям беседы, привести тот или иной пример, случай или факт. Естественно, что нужно овладеть текстом. При проведении беседы не читать его, а стремиться к свободному изложению материала.
4. Изложение беседы.
Следует продумать начало беседы: оно должно быть четким, определенным, захватывающим. Во время беседы нужно следить за реакцией группы в соответствии с этим корректировать ее ход. Надо определенно знать, чем закончить беседу. Необходимо продумать возможные вопросы по теме беседы и заготовить на них ответы. На все вопросы следует отвечать спокойно, кратко, лаконично.
5. Требования к беседе.
При организации и проведении беседы важно соблюдать определенные требования:
а) краткость (от 5 до 20 минут);
в) яркость и доступность изложения;
г) логика и система построения и изложения беседы;
д) наличие примеров и обобщений;
е) контакт с аудиторией;
ж) воспитательная и образовательная ценность беседы
Примерные темы бесед тренера со спортсменами:
· Физкультурно-спортивная тематика: «Спорт в жизни человека», «История моего вида спорта», «Таланты в моем виде спорта» (на примере биографий известных спортсменов), «История моей спортивной школы» (на примере успешных тренеров, результативных спортсменов»), «Честный поединок» (о принципе фейер-плэй в спорте), «Допинг в спорте»;
· Общекультурная тематика: «Культура речи», «Что такое образованность?», «Вежливость», «Как самому себя воспитывать?», «Ценности в жизни человека», «Как добиваться цели?», «Быть гражданином», «Досуг в жизни человека», «Культура общения», «Как стать хорошим собеседником?», «Конфликты. Как избегать и как решать конфликты», «Проблема дружбы и товарищества», «Как завоевывать друзей?», «Бережливость», «Этикет в общественных местах», «Как организовать собственное время?»;
· Здоровьесберегающая тематика: «Хорошие привычки», «Самомассаж – помоги себе сам», «Здоровый образ жизни», «Закаливание», «Питание спортсмена, режим питания», «Как регулировать свое эмоциональное состояние».
Статья на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СПОРТЕ» (11 класс)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СПОРТЕ
Проблема взаимоотношений между людьми существовала всегда. Взаимоотношения в спорте, на мой взгляд, это особые взаимоотношения. Очень сложно оставаться друзьями, если между вами идёт борьба за место в составе или за более высокое место на пьедестале.
Взаимоотношения между спортсменами развиваются с первого дня их знакомства, они могут быть хорошими, плохими, развиваться быстро и медленно, Сложнее всего наладить взаимоотношения в индивидуальных видах спорта, где у каждого спортсмена своя цель, свои мотивы и желания.
Так как в индивидуальных видах происходит постоянная борьба личностей и характеров, то очень сложно не переступить грань между понятиями соперник-друг и соперник-враг.
В командных видах с этим проще. Для достижения более высоких результатов требуется сплотить команду, чтобы она действовала как единое целое. Взаимоотношения в команде должны быть бесконфликтными, а лучше даже идеальными, как говориться в поговорке: «Один за всех и все за, одного». Возможность внутри командных межличностных конфликтов, вызванных борьбой за попадание в стартовый состав должна сводиться к минимуму. Тренер должен объяснять воспитанникам, насколько важно быть внутри системы, называемой «командой». Куда более сложные отношения между командами. Это вызвано тем, что каждая из команд ставит перед собой задачу победить соперника, иногда используя не совсем спортивные методы Для того, чтобы приблизить напряжённые взаимоотношения между соперниками к более спортивными, во всём мире была введена система « F a ir Р lay » так называемая чистая игра (свод этических и моральных законов, основанных на внутреннем убеждении индивидуума о благородстве и справедливости в спорте «Негласная добродетель в регламентированных конфликтах») [1].
Взаимоотношения между тренером и спортсменами начинают складываться по крупинкам с первого дня знакомства. Первые тренировки, первые слова, первые соревнования, первые победы и поражения. Подростку, делающему первые шаги в спорте, трудно оценить, насколько его тренер профессионально грамотен. Вместе с тем, он достаточно ясно понимает, добрый или злой человек его тренер, любит ли он детей, может ли шутить, играть, или всегда очень строг и т.д. Занятия спортом дети воспринимают как игру и хотят, чтобы и все окружающие, в том числе и тренер, относились к ним (занятиям) как к игре. Видимо, в этом одна из причин популярности тренеров, строящих спортивные занятия с детьми в виде игры, стремящихся обучить их необходимым техническим элементам и упражнениям в игре и через игру. Всё это оказывает влияния на отношения между тренером и его воспитанником. Взаимоотношения развиваются на протяжении всею времени тренировок, тренер всегда знает, что нужно в тот или иной момент его воспитаннику для достижения более высокого результата. Отношения складываются на вере и доверии. При достижении спортсменом высоких результатов, к примеру: выполнения нормативов на 1 разряд или КМС и МС, многие спортсмены отмечают, что отношения с тренером выходят на новый уровень, становятся более доверительными, более активными. И слова тренера для них становятся законом. Они стремятся все больше и больше брать от тренера, что бы повышать своё спортивное мастерство.
В большинстве случаев взаимоотношения в системе
В заключении можно сказать, что спорт это огромный мир, где есть место победам и поражениям, где эмоции счастья от победы сменяются эмоциями горечи поражения. В связи с этим каждый из спортсменов должен грамотно организовывать свои отношения с тренером, с соперником и с товарищем по команде, для того чтобы достичь наиболее высоких результатов. Он должен строить свою спортивную деятельность на уважении и доброте к сопернику, т.к.. следует относиться к людям так, как бы ты хотел, что бы они относились к тебе.
План-конспект спортивного воспитательного мероприятия по оптимизации межличностных отношений в классах «Победит только КОМАНДА!»:
Автор: Евстафьева Анна Владимировна
Организация: ГБОУ г. Москвы школа № 1741 отделение №2 «Школа надомного обучения»
Специальность: учитель физической культуры
Тема работы: «Методическая разработка воспитательного мероприятия по оптимизации межличностных отношений в классе»
Тема воспитательного мероприятия: «Победит только КОМАНДА!».
План-конспект спортивного воспитательного
мероприятия «Победит только КОМАНДА!»:
создание позитивного эмоционального фона в коллективе учащихся;
развить способность к сотрудничеству между учениками, между учителем и учениками;
повысить эффективность взаимодействия между учениками, между учителем и учениками;
повысить сплоченность в коллективе учащихся;
повысить самооценку «среднестатусных» и «непопулярных» учеников;
развить ответственность за свои действия через опыт «действия-последствия»;
развитие физических и волевых качеств.
Классы (возраст учащихся):
8-ые, 9-ые параллели (14-16 лет) (выборочно)
Количество участников: 12 учеников и 1преподаватель и 1 помощник (психолог школы).
Сценарий спортивно-воспитательного мероприятия:
Подготовительная часть. (15 мин.)
Музыкальное сопровождение: песня «Команда молодости нашей» на стихи Н. Добронравова и музыку А. Пахмутовой в исполнении А.Ф. Скляра, С. Галанина и А. Махнача.
Участники входят в спортивный зал, громко звучит песня «Команда молодости нашей». Песня становится тише и учитель с помощником дают команду на общее построение.
Учитель с помощником: «Классы, стройсь! – ученики выстраиваются в шеренги по классам.- Мы рады приветствовать участников спортивно-воспитательного мероприятия «Победит только КОМАНДА!». Быть командой – задача непростая и сегодня нам предстоит многому научиться друг у друга, узнать лучше себя и увидеть что-то новое в других. Мы с вами пройдем некий Путь и проигравших в конце не будет! Девиз мы выбрали древний и очень мудрый – «Власть над собой – высшая Власть!». Пусть каждый из вас обретет свой смысл этих слов!».
Далее учитель оглашает правила игры.
Учитель: « Сейчас вы разобьетесь на две команды по 6 участников. В каждой команде должно по три человека из каждого класса, не менее 2-ух девушек. Выберите капитана команды, название и девиз. Капитаны подойдут ко мне и поприветствуют друг друга, затем свое приветствие (название, девиз) огласит каждая команда. Пока все просто, да? (улыбается)».
Ученики с улыбками: « Дааааа. ».
Учитель: «Теперь самое главное – ПРАВИЛА! Каждое задание-игра будет оцениваться по 10-ти бальной шкале в трех категориях: этика поведения, сотрудничество и взаимовыручка и, конечно, время прохождения. Причем, оценивать первые две категории вы будете сами, а вот за временем проследим мы! (улыбается). На каждое задание будет выделяться лимит времени. За каждую дополнительную минуту вычитается 1 балл. Дополнительного времени будет 5 минут в каждом задании. Если задание, по окончании дополнительного времени, не выполнено, то команда получает 0 баллов за время. За грубое нарушение этики мы лишаем полностью баллов в текущем задании. Если составы команд будут выбраны с очевидной разницей в «весовой категории» (смеется), то учитель оставляет за собой право менять состав команд до начала игр. Ну что, вы готовы к началу Пути? Или есть вопросы?».
Учитель с помощником отвечают на вопросы, если таковые возникли.
Учитель: «А теперь, ребята, собираемся в команды! У нас осталось 10 минут до начала первого задания!».
Снова звучит песня «Команда молодости нашей». Ребята разбиваются на 2 команды, совместно выбирают капитана команды, название и девиз.
Учитель: «Прошу команды построиться напротив друг друга! Капитаны, подойдите ко мне для приветствия. Пожмите друг другу руки. – капитаны выходят для рукопожатия.- Хорошо! А теперь команда справа- КАК вас зовут?! – команда кричит название. – Уау. Это сильно. (улыбается) Ваш девиз! – команда выкрикивает свой девиз. – Вот это я понимаю. Уже страшно. (снова улыбается). Команда слева – ваша имя! – команда кричит свое название. – Даааа. Достойные соперники! А что вас будет вдохновлять?! – команда кричит свой девиз. – Прекрасно! Теперь прослушайте первое задание.»
I -ый этап: «Спортивно-психологические игры в командах». (1ч.40 мин.).
Место проведения: спортивный зал, футбольное поле на открытой спортивной школьной площадке.
Оборудование (спортивный инвентарь):
— гимнастические маты ( для 2-го и 5-го заданий-упражнений);
— канат для разделения зон команд.
Краткое описание всего курса:
Это выборка из серии специально разработанных упражнений, которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого. Называется этот курс — веревочным. Почему? Потому что главная идея — все вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка вам пригодится в некоторых упражнениях. Итак, запаситесь не только веревкой, но и терпением, а главное желанием! Веревочный курс — это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп. Эта программа разработана американской фирмой Barron Adventures.
В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «Веревочном курсе ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. «Веревочный курс — это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели «веревочного курса — командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:
• выработку стратегии группой; • решение проблем;
• творческий подход; • преодоление себя.
• самовыражение;
• результативное лидерство;
• уверенность в себе;
1-ое задание-упражнение «Узелки (15 мин.)»:
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей.
Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
(Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.)
Время выполнения: 10 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
2-ое задание-упражнение «Электрическая цепь»(20 мин.):
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 6 человек. В конце концов мы получим электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения:
1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
Время выполнения: 15 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
Подсказка: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!
3-е задание-упражнение «Биг Мак» (15 мин.):
Организуйте большой круг в каждой команде. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.
Время выполнения: 10 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
4-ое задание-упражнение «Сидячий круг» (15 мин.):
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.
Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Время выполнения: 10 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
Подсказка: завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.
5-ое задание-упражнение «Траст-фол» (35 мин.):
Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине.
Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро).
Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.
• Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;
• Руки — скрещены на груди и сцеплены в замок;
• Голова немного откинута назад;
• Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.
Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:
1) ПАДАЮЩИЙ: «Готовы страхующие?»
2) СТРАХУЮЩИЕ: «Страхующие готовы»
3) МАЭСТРО: «Падай».
После приземления покачайте товарища на руках — проявите ласку.
Время выполнения: 15 минут. + 5 мин. дополнительного времени. + 15 мин. заключительная часть, обсуждение.
Заключение : это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего «Я». Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т. к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:
— Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?
— Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?
Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.
Учитель и помощник показывают командам школьную военную полосу препятствий, напоминают технику безопасности и правила прохождения каждого снаряда (демонстрируют, по возможности)) и оглашают правила данного и заключительного этапа спортивно-воспитательного мероприятия.
Учитель: «Итак, первый этап успешно нами пройден! Но это были только «цветочки»…(улыбается) А вы как думали? Путь такой короткий и мы достигли цели? Нет. Самое интересное впереди! (снова улыбается) Вот знакомая всем нам до боли (улыбается) по урокам наша «добрая» полоса препятствий». Теперь нам предстоит пройти ее всем вместе, командой и тут очень важна взаимоподдержка, взаимопомощь, физическая сила и сила духа, правильная расстановка членов команды и помните, что любое ваше действие тут-же приведет к последствиям…а вот, какие они будут – это зависит от каждого и всех одновременно! Вы согласны? Помните название девиз нашего мероприятия?»
Ученики: «Конечно! Мы понимаем!»
Учитель: «А сейчас вы можете немного перевести дух, подкрепиться (улыбается), обсудить с товарищами по команде все нюансы предстоящего этапа и ждать команды начала!»
Ребята расходятся, отдыхают, пьют воду и подкрепляются легким «перекусом» (по желанию), обсуждают в команде стратегию и тактику эффективного прохождения полосы препятствий.
II -ой этап: «Командное прохождение военной полосы препятствий» (30 минут).
Место проведения: открытая школьная спортивная площадка – единая полоса препятствий (если у школы нет своей полосы препятствий, то возможно организовать прохождение 2-го этапа на ближайшей площадке с полосой препятствий с учетом дополнительного времени на переход от школы до места проведения 2-го этапа).
Оборудование (спортивный инвентарь): (возможны различные формы построения и оснащения полосы препятствий)
Единая полоса препятствия состоит из следующих элементов:
-линия начала полосы (стартовая линия);
-участок для скоростного бега (20 м);
-ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м;
-забор высотой 2 м, толщиной 0,25 м с наклонной доской длиной 3,2 м, шириной
0,25-0,3 м;
-разрушенная лестница шириной 2 м (высота ступеней – 0,8, 1,2, 1,5 и 1,8 м, расстояние между ними 1,2 м, у высокой ступени наклонная лестница длиной 2,3 м с четырьмя ступенями);
-колодец и ход сообщения (глубина колодца- 1,5 м, площадь сечения по верху –
1х1 м); в задней стенке колодца – щель размером 1х0.5 м, соединяющая колодец с перекрытым ходом сообщения глубиной 1,5 м, длиной 8 м, с одним изгибом; расстояние от колодца до траншеи по прямой – 6 м);
-траншея глубиной 1,5 м;
-беговая дорожка шириной 2 м.
3 – Ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м;
9 – Колодец и ход сообщения;
10 –Траншея глубиной 1,5 м;
5 – Забор высотой 2 м с наклонной доской;
11 – Беговая дорожка шириной 2 м.
6 – Разрушенный мост;
Задача: пройти полосу препятствий всей командой с общим стартом всех участников. Секундомер останавливается с финиширование последнего участника команды.
Время выполнения: 25 минут. + 5 мин. дополнительного времени.
Важно: страховка учителем и помощником на особо трудных в прохождении этапах (снарядах).
Заключительная часть(10 мин.):
Жюри ( учитель, помощник, капитаны команд) подсчитывают баллы по итогам 2-ух этапов, обсуждают «форс-мажоры» (если, таковые имеются), подводят итоги и объявляют команду-победителя. Награждается команда почетной грамотой и веревкой с 12-ю узелками, к которым прикреплены 12 текстильных флажков. На каждом из флажков каждый участник мероприятия пишет несколько значимых для него слов, которые он вынес из прохождения Пути.
Общее построение. Звучит песня «Команда молодости нашей».
Учитель: «Ну вот, ребята, мы с вами прошли некий Путь на котором каждый из нас что-то узнал новое о своем коллеге по школе, однокласснике…о себе. Или нет? (смеется) Давайте, сейчас мы все встанем одной единой командой в круг, возьмемся за руки, поднимем их и крикнем «Мы вместе. Мы победили себя! Мы прошли Путь! Мы- КОМАНДА. Ураааааа. »»
Ученики: «Мы вместе. Мы победили себя! Мы прошли Путь! Мы- КОМАНДА. Ураааааа. ».
Анализ проведенного психолого-спортивного мероприятия «Победит только КОМАНДА!»:
Достигнуты ли поставленные цели:
создание позитивного эмоционального фона в коллективе учащихся
Несомненно, достигнута и я очень рада этому! На протяжении всего мероприятия царили искренняя радость, позитивные эмоции и высказывания. Мы много смеялись и, что очень важно для меня – над неудачами и неловкими ситуациями. Конечно, очень многое зависело от погоды (а нам повезло и погода была солнечной и без дождя – мы проводили мероприятие в начале учебного года в середине сентября) и от нас – учителей. Кураж, харизма и искренняя радость заразны! )))
развить способность к сотрудничеству между учениками, между учителем и учениками
И эта цель вполне реализована. Если, в начале первого этапа были некоторые спорные вопросы между учениками (в т.ч. организационные), недопонимание друг друга и частые прерывания заданий (особенно, некоторые девушки комплексовали и путались в понимании своей роли в команде), то уже в третьем задании-упражнении было достигнуто психологическое раскрепощение, открытость и, как следствие, наладилось вербальное и невербальное сотрудничество между членами команды. Учителя были активными соучастниками каждого задания и ребята искренне приглашали к ним в команды!
повысить эффективность взаимодействия между учениками, между учителем и учениками
Я считаю, что и эта цель была достигнута. Конечно, совершенству нет предела), но за что я люблю спорт и спортивные игры – так это за то, что результаты очевидны и видны сразу, за искренность. Показателем эффективности взаимодействия между учениками является тот факт, что обе команды набрали достаточно высокие итоговые баллы (разница была всего в 8 баллов), а показателем эффективности взаимодействия между учителями и учениками явилось успешное проведение всего мероприятия (без травм, исключений участников и строгих санкций)
повысить сплоченность в коллективе учащихся
Надеюсь, эта цель частично достигнута. Работа над сплочением коллектива была проведена, тактический результат был получен: сплоченность в командах на время мероприятия была достаточно высока. Но, как показывает личный опыт, это лишь на время спортивного мероприятия. Конечно, бывают исключения, но в основном, дальше соревнований это не уходит и ученики после продолжают жить прежней «школьной жизнью» в комфортных для них мини-коллективах своих прежних школьных товарищей или ограничиваются одноклассниками…будто ничего и не было.( Конечно, еще некоторое время сохраняется «послевкусие» от соревнований, бурное коллективное обсуждение фотоотчетов на стенде, видео…но это лишь на время. Но я точно знаю, что из каплей рождается море и этот миг сплочения на спортивных мероприятиях, на пограничных эмоциях внесут вклад в коллективную сплоченность. На все нужно время…и силы – было бы желание! )
повысить самооценку «среднестатусных» и «непопулярных» учеников
К сожалению, у очень многих учеников нашей школы (специфика многих детей с ОВЗ и с СДВГ) изначально очень низкая самооценка, попустительское отношение к себе и отсутствие самомотивации. Если «популярные» ученики страдают всеми вышеперечисленными качествами, то что уж говорить про «среднестатусных» и «непопулярных». Но мой опыт таков: отстающие в учебе, поведении (дивианты) ученики, зачастую, очень способны в спорте и вне школы занимаются в спортивных секциях и школах, показывают отличные результаты, но об этом они умалчивают, а коллектив не интересуется их жизнью. Не все из них «страдают» от этого, но я убедилась в том, что именно в школьных спортивных состязаниях они становятся «популярными» и лидерами, капитанами команд и им доверяют ученики. Уверена, что самооценка их растет. Для «ипохондриков» и неуверенных в себе ребят важно преодолеть себя, свою стеснительность и увидеть, что и они нужны и приносят пользу команде. Самооценка растет!
развить ответственность за свои действия через опыт «действия-последствия»
Тут цель пока не достигнута (или достигнута частично), но шаги
нежелание некоторыми ребятами брать на себя ответственность и частенько слышали фразы: «Это все из-за тебя. », «Не надо было брать тебя в команду. », «Вот, если бы не они…, не ты…, не эти кроссовки…». Но, так же, радовало и то, что многие осознали, что от них зависит успех команды, эффективность и ребята самокорректировались во время игр и прохождения полосы препятствий.
развитие физических и волевых качеств
Цель достигнута – развиваемся!)
повышение позитивного уровня социально-психологического климата в коллективе учащихся;
психологическая и физическая самореализация учеников;
анализ коллективной работы, публичный самоанализ;
приобретение новых двигательных и психологических качеств;
навыки решения новых стратегических и тактических задач.
не все цели полностью реализованы;
капитанами команд были избраны очевидные лидеры коллективов учащихся (но тут спорный вопрос – недостаток это или нет)
Мнение участников мероприятия :
Учителя довольны и процессом проведения мероприятия, и результатами, и гордятся учениками. Учащиеся выразили общее мнение, что бы почаще проводились подобные спортивно-психологические «соревнования» (для них любое мероприятие- соревнование!) Никак не могу их приучить к тому, что больше важен сам процесс, а не результат.)
Вывод однозначен: такие мероприятия нужны, полезны и должны быть в «копилке» школы обязательно! Польза всем – и ученикам, и преподавателям. Это был процесс обоюдного обучения и взаимодействия.