как стать успешным бизнесменом практическое пособие
20 главных книг для предпринимателей: рейтинг компании Skyeng Статьи редакции
Подборка на основе ранжирования наиболее авторитетных источников.
Команда Skyeng собрала более 700 книг, которые встречались в различных рейтингах, тематических подборках и в персональных списках, составленных российскими и мировыми миллиардерами и топовыми предпринимателями.
Для ранжирования мы использовали сложные формулы, которые учитывают много параметров: количество упоминаний в рейтингах или топ-листах с учётом «веса» этого рейтинга или авторитетности его автора, количество и качество оценок на сайте GoodReads, запросы в поисковых системах и многое другое.
Ниже представлен топ-20 книг для предпринимателей. Полная версия рейтинга доступна по ссылке.
Книга американского писателя, журналиста и психолога, который опросил множество преуспевших людей и попытался вывести универсальную формулу успеха — причём не только в бизнес-сфере.
Основа метода экономичного стартапа, разработанного автором, заключается в быстром тестировании идей на реальных потребителях и постоянной корректировке бизнес-модели — чтобы начинать масштабные вложения в продукт только тогда, когда идея будет подтверждена фактами.
Питер Тиль — предприниматель, создавший платежную систему PayPal, и первый инвестор Facebook — в своей книге анализирует примеры Facebook, Microsoft, eBay, Twitter, LinkedIn и многих других компаний. На примерах он поясняет, какую стратегию нужно выбрать стартапу, чтобы «из нуля стать единицей» и заработать статус монополии.
Анализ опыта множества компаний, которые осуществили переход от просто хороших показателей к выдающимся и сохраняли их на протяжении многих лет. Исследовательская команда во главе с Джимом Коллинзом рассматривает факторы и условия, необходимые для такого перехода, и его механизмы.
История о том, как основатель Zappos с нуля создал компанию, которая стала лучшей в США по клиентскому сервису. Книга живо и красочно описывает и взлёты, и падения, и то, как компания преодолевала все трудности.
Бизнес-книга, написанная в жанре романа, повествует о способах прохождения «узких мест» и о том, как предпринимателю найти и преодолеть барьеры, которые мешают развитию компании. Сюжет книги построен на жизни производственного предприятия, однако описанные в ней принципы можно применять и в других типах бизнеса.
Профессор Гарвардской бизнес-школы рассказывает о том, как компании взаимодействуют с прорывными технологиями и как это меняет их бизнес — в том числе приводит к разорению крупнейших лидеров отрасли. Также автор даёт советы о том, что делать, чтобы инновации служили на пользу бизнесу.
Классическая книга о социальной психологии, которая объясняет многие особенности человеческого поведения — в частности то, как мы поддаёмся на манипуляции. Вместе с тем автор даёт советы о том, как можно применить эти знания.
Книга может вдохновить на создание нового бизнеса или на усовершенствование уже существующего, поскольку доказывает, что для этого не нужны большие ресурсы или готовность к существенному риску. Автор рассуждает о том, каков оптимальный размер компании, нужно ли ей расти и как учиться на собственных ошибках.
Биография Стива Джобса, написанная известным американским журналистом по предложению самого Джобса на основе многочисленных бесед с его семьей, друзьями, коллегами и конкурентами. Наиболее полная и правдивая история жизни человека, ставшего иконой предпринимателей по всему миру.
Бен Хоровиц — один из самых опытных предпринимателей и инвесторов Кремниевой долины — делится своим опытом создания, управления, продажи и покупки технологических стартапов. В книге содержится множество практических советов по решению непростых вопросов, которые рано или поздно встают перед каждым предпринимателем.
Автобиография Генри Форда повествует о жизни и главных победах одного из самых выдающихся американских предпринимателей 20 века.
Бестселлер, посвящённый теме личностного роста, помогает сформулировать собственные жизненные цели и постепенно их достичь. Работа американского писателя принесла пользу многим западным миллионерам и топ-менеджерам.
Практическое руководство для создателей стартапов. Автор делится советами о том, как внедрить эффективную методику создания продуктов и бизнесов, основанную на проверке гипотез, ещё до того, как проект будет запущен в производство.
Практические советы о клиентском сервисе от американского предпринимателя, который сумел превратить свой бизнес во второй по размеру дилерский центр в Америке именно за счёт своего подхода к работе с клиентами. Рекомендации, описанные в книге, применимы и для собственников бизнеса, и для рядовых сотрудников.
Проверенные временем рекомендации от американского психолога и педагога по общению с людьми и выстраиванию отношений, которые помогли тысячам успешных людей в достижении своих целей.
Книга о персональных финансах и подходе к бюджетированию, которая построена на сравнении советов, которые дают своим детям бедные (как в случае с автором) и богатые родители (история лучшего друга Кийосаки — миллионера, добившегося всего своими силами).
Любимая книга многих предпринимателей — художественный роман о бизнесе, философская антиутопия, которая пропагандирует разумный эгоизм, рациональность и свободу воли как основы для личностного развития и улучшения общественного строя.
История создания крупнейшего мирового ритейлера Wal-Mart, которая насыщена полезными советами по ведению бизнеса, а также содержит правила выживания в многоконкурентном мире.
Описание особенностей человеческого мышления и двух задействованных им систем: медленной, более рациональной и осознанной, и быстрой, интуитивной и эмоциональной. Оба подхода влияют и на личные решения человека, и на то, как он управляет компанией. Автор даёт советы о том, как учитывать эти особенности при принятии решений.
11 конкретных советов тем, кто хочет открыть свое дело
Просто сделай это
Успешный бизнес — это не врожденный талант и не дело случая. Это набор навыков, гибкость мышления и постоянная концентрация.
Вот конкретные шаги, которые помогут начинающим бизнесменам.
Менять окружение
Пробовать, а не думать
Планы полезны, если не путать их с реальными действиями. Легко погрязнуть в мыслях об идеальном продукте, но так его и не сделать. Перфекционизм занимает много времени и задерживает прибыль.
Если бы автоконцерны ждали изобретения автоматической коробки передач вместо продаж первых автомобилей, они бы далеко не уехали. Дайте объявление на «Авито» или во Вконтакте, даже если продавать еще нечего — так вы определите спрос.
Выбрать свою нишу
Рассматривайте разные варианты. Если разбираетесь в телефонах, вам не нужно открывать вторую «Евросеть», возможно, ваша ниша — блог на Ютубе с обзором новинок, ремонтная мастерская или индивидуальный дизайн гаджетов.
Делать то, что приносит деньги
Вокруг важного вертится много дел-паразитов: они создают иллюзию работы и отвлекают фокус на себя.
Не начинайте с печати визиток, аренды офиса и продвижения сайта — делайте то, что приносит прибыль. Выложите пост в соцсети, подайте объявление в газету, предложите купить друзьям.
Просчитать риски
Риск напрямую связан с прибылью, но предприниматели рискуют с умом. Бизнес — это не казино. Не пробуйте то, на чем тысячу раз прогорали другие. Для грамотного риска нужно видеть барьеры и компетенции команды, чтобы их преодолеть.
Если в вашем городе открывали 10 антикафе, но все закрыли в течение года, вряд ли все поголовно неудачники, а у вас получится. Если нет явного преимущества бизнес-идеи, шанс стать успешным предпринимателем близок к нулю.
Составить бюджет
Перед запуском в бизнес-плане должен появиться ряд чисел. Сколько продавать, чтобы выходить в ноль? Сколько продавать, чтобы отбить вложения за 1, 2, 3 года?
Нанять профессионалов
Бизнес с друзьями прекрасен только на этапе планирования: люди должны попадать в команду из-за профессионализма, а не по дружбе. Не бойтесь нанимать сотрудников умнее себя. Ваша задача — управлять бизнесом, а не быть лучшим специалистом.
Найти ментора
Ментор — опытный бизнесмен с беспристрастным взглядом со стороны. Он увидит слабые места, поможет предотвратить ошибки и подскажет возможности для роста, которые начинающие предприниматели упускают. Ищите ментора-практика с опытом в вашей сфере. Кажется, что выращивать конкурента глупо, но это не так. Бизнесмены с радостью делятся знаниями с коллегами. Такая практика развита в Европе и постепенно приходит к нам.
Сделать заявление
Пункт дополнительной мотивации для отчаянных. Разместите на страницах в соцсетях пост о цели открыть бизнес к определенному числу. Страх публичного провала и интерес знакомых помогут двигаться вперед.
Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать
Рассказываем, как стать бизнесменом с нуля и не облажаться по полной программе.
Здесь и далее фото unsplash.com
Многие люди в нашей стране хоть раз в своей жизни задумывались, как стать бизнесменом с нуля и закончить работать на «дядю». Эта мысль сидит, пожалуй, в голове каждого второго россиянина, ведь предпринимательство для нас — это синоним слов «независимость», «успех» и «благополучие». Кто, спрашивается, не хочет всего этого?
Тем не менее, опытные бизнесмены понимают, что их деятельность — это не отдых на Мальдивах, пока кто-то за тебя трудится на родине. Свое дело — это огромная ответственность, сопряженная с рисками и полной самоотдачей.
В связи с актуальностью вопроса про уход в предпринимательство, мы решили рассказать, как становятся успешными бизнесменами, и что для этого надо сделать.
Содержание
1. Для начала пойми, справишься ли ты
Сейчас в интернете появилось очень много бизнес-коучей, которых нередко называют инфоцыганами. Их задача — продать свои тренинги широкой аудитории, мотивируя при этом пользователей сети кликбейтными обещаниями, что уже через месяц они будут зарабатывать миллионы и станут успешнее Илона Маска.
Такой подход, возможно, и увеличивает продажи их инфопродуктов, но вселяет ложную надежду тем, кто вряд ли потянет свое дело. Причем проблема тут может быть не столько в личных качествах человека, сколько в не слишком подходящем времени для бизнеса или отсутствии средств и ресурсов.
Любому начинающему бизнесмену надо понимать, что в начале пути необходимо приложить огромное количество усилий, времени и денег. Более того, прибыль сразу не придет, ее надо будет подождать.
Именно поэтому в самом начале необходимо объективно оценить свои возможности, просчитать риски, подготовить финансовую подушку безопасности, а также прокачать свои лидерские навыки.
Не стоит начинать свой предпринимательский путь с установкой «разберемся по ходу дела». Лучше заранее разобраться с финансами, правовыми тонкостями и организацией будущего рабочего процесса, чтобы не попасть в неудобную ситуацию.
2. Проработай бизнес-идею
Прежде всего, начинать свое дело надо с понимания, насколько это будет востребовано среди потенциальных клиентов. Поэтому не обязательно придумывать что-то инновационное и гениальное. Большинство бизнесов предоставляют те услуги, которые являются востребованными.
В таком случае каждому стартаперу нужно исследовать рынок и целевую аудиторию своего продукта.
Причем лучше всего заранее получить фидбек по своим услугам от будущих сотрудников и фокус-группы (друзей, друзей друзей и незнакомых людей). До запуска желательно провести несколько тестов, получить ответ на все интересующие тебя вопросы и оценить обратную связь.
Таким образом, ты должен хорошо понимать, какую проблему клиента решаешь и в чем заключается твое уникальное торговое предложение. Более того, тебе необходимо понимание, кем являются твои конкуренты и чем ты отличаешься от них.
Довольно сложно быть лучшим во всем. Для начала надо быть просто востребованным и полезным.
3. Составь план своих действий
Каждому начинающему предпринимателю нужно стартовать с бизнес-плана, где будет прописано, что надо делать, куда идти, сколько вкладывать денег и как скоро вся затея окупится.
Как мы уже говорили, на начальном этапе необходимо учесть все нюансы, а также зафиксировать их на листе бумаги (или на электронном носителе).
4. Разберись с деньгами
«Ну, а что там с деньгами?», — один из первых вопросов, который ты должен задать самому себе и своим партнерам.
Если у тебя уже есть стартовый капитал на покорение своего сегмента рынка — это замечательно. Однако если его нет, все становится чуточку сложнее. В таких случаях некоторых стартаперы прибегают к кредитованию, привлечению инвесторов или даже краудфандингу (не стоит забывать про этот инструмент поиска средств).
5. Постарайся не ошибиться в партнерах
Партнерство в бизнесе — это отдельная история, которая требует очень продуманного подхода. Прежде всего, вы должны быть единомышленниками и гореть общим делом примерно одинаково.
В таком случае общая цель будет минимизировать количество разногласий, и вы сможете принимать взвешенные и полезные решения на пути к успеху.
Надо также понимать, что твои партнеры могут отличаться от тебя по опыту, знаниям, амбициям и достижениям. Тут надо понимать, подходят ли они тебе, и подходишь ли ты им.
Отдельного внимания в предпринимательском партнерстве заслуживают договоренности. При старте любого дела договариваться обо всех тонкостях процесса надо в самом начале. Нужно обговорить условия входа, функции и обязанности каждого из участников и так далее. Желательно, закрепить это все договором, чтобы быть увереннее друг в друге.
6. Будь готов вкладываться в продвижение
Продвижение бизнеса — это неотъемлемая часть производственного процесса, от которой зависит успех всего дела. Сейчас никто не узнает о твоем бренде без подобающей рекламы. При этом надо понимать, что она будет стоить немалых денег.
Более того, если у продукта не будет достойного продвижения, все вложения в его производство окажутся напрасными. С другой стороны, не хочется вкладывать большие деньги в раскрутку, ведь их и без этого не так много. Но бизнес есть бизнес. По таким правилам он работает. Не стоит полагаться на сарафанное радио, лучше действовать самому.
7. Подойди внимательно к поиску сотрудников
Все процессы на старте твоего бизнеса должны работать исправно, чтобы каждый клиент оставался доволен предоставленными ему услугами и порекомендовал тебя своим друзьям.
Поэтому тебе нужно найти ответственных и заинтересованных сотрудников на все позиции. Подойди к их выбору осознанно и не поддавайся искушению нанимать друзей, если тебе кажется, что они будут халтурить.
Лучше найти незнакомых единомышленников, но с пониманием того, что они будут исполнительными, чем портить отношения с друзьями, которые не готовы отдаваться процессу по полной.
Многие бизнесмены также советуют на самом старте предприятия нанять компетентного бухгалтера и юриста, чтобы не решать проблемы с отчетностью и правовыми аспектами самому.
8. Не бойся экспериментировать
Смелые эксперименты в бизнесе — это двигатель прогресса. Не надо бояться брать инициативу в свои руки и ломать привычный ход игры. Возможно, в этом процессе тебе удастся выработать инновационный подход к делу, который станет для тебя весомым конкурентным преимуществом.
Поэтому пробуй нестандартные методы, дай волю своей фантазии и не бойся принимать смелые решения.
Помни, что это, в конце концов, твой бизнес, и ты имеешь полное право решать, как его вести.
9. Постоянно анализируй результаты своей деятельности
Чтобы понимать, хорошо ли работает предприятие, ты должен постоянно анализировать его финансовые показатели. Дело в том, что любому малому бизнесу необходимо сразу определять, как те или иные решения влияют на его успех.
В связи с этим старайся самостоятельно следить за основными операциями, чтобы видеть динамику развития своего дела в реальном времени. Попробуй освоить базовые принципы бухгалтерского учета, чтобы понимать, приносит ли твое дело прибыль или убытки.
Бонус: на кого нужно учиться, чтобы стать бизнесменом
Многие люди также интересуются, куда можно пойти учиться, чтобы стать успешным бизнесменом. Для понимания экономических основ, можно выбрать множество факультетов соответствующей направленности в ведущих вузах страны и получить хорошую теоретическую базу.
Однако далеко не у каждого есть четыре года, чтобы заканчивать бакалавриат и прочие магистратуры. Более того, для открытия бизнеса не нужен диплом, как на некоторых работах.
Лучше всего при возникновении того или иного вопроса просто хорошо погуглить. Сейчас любую информацию по поводу построения бизнеса можно найти в интернете. Однако в некоторых случаях есть смысл пойти на курсы, но тут надо отличать инфоцыганство от компетентных практиков, которые могут дать знания. Поэтому в идеале каждому начинающему предпринимателю нужен наставник. Попробуй найти своего, и пробелов в знаниях станет гораздо меньше.
Как стать успешным бизнесменом практическое пособие
В июне МИФу исполняется 15 лет. А значит, настало время подвести небольшие, но важные итоги. В этой статье, например, мы собрали двадцать лучших книг по бизнесу, которые издавали. А шеф-редактор направления «Бизнес» Ренат Шагабутдинов рассказал, чем они хороши и как помогут читателям.
День рождения МИФа
Зачем деловые книги сегодня?
Если кратко: чтобы российские компании хотели и могли создавать успешные продукты мирового класса. А ещё чтобы бизнес со смыслом и с человеческим лицом стал нормой, а не исключением.
Выпускаем прикладные книги для начинающих и продолжающих по темам: основы управления, проектный менеджмент, EQ, мягкие навыки, командная работа, стратегия, лидерство. И конечно, говорим про людей, построивших успешные бренды: Рэй Далио, Чарльз Мангер, Джон Чемберс, Морин Шике, Хеннесси и другие.
А вот наш ТОП-20 — книги, которые мы считаем лучшими из лучших за 15 лет. Те, которые полюбили читатели и мы.
Клиенты на всю жизнь
Самая первая книга МИФа, которая пользуется успехом и продается до сих пор, спустя 15 лет. Которая полностью соответствует философии ведения бизнеса и клиентоориентированности МИФа. Классика для всех, кто обслуживает клиентов и хочет дружить с ними всю жизнь.
Маркетинг на 100%
А это вторая книга МИФа — не менее успешная, чем первая, тоже актуальная и востребованная спустя полтора десятилетия. Книга Игоря Манна, одного из основателей МИФа, стала настольной для многих студентов и новичков в маркетинге.
От хорошего к великому
Деловой бестселлер № 1 в мире: миллионы проданных во всем мире экземпляров. За книгой стоит исследование, проведенное командой Джима Коллинза из 20 человек и длившееся 5 лет. «Сначала кто… затем что» — очень важный принцип, в том числе для МИФа, это правило (и глава) именно из этой книги.
Стратегия голубого океана
Еще один представитель мировой бизнес-классики: новое издание книги, ставшей бестселлером на 5 континентах и переведенной на 43 языка. Мы привыкли думать, что конкуренция — это символ здорового бизнеса. Авторы этой уверены: нужно отойти в сторону и придумать нечто совершенно новое. И тогда в спокойных водах «Голубого океана» ваш бизнес добьется желаемого роста.
Scrum
Книга основоположника Scrum, которая открыла agile для нас самих (конечно, мы про agile для бизнеса, а не в IT) и для широкой аудитории в России.
Открывая организации будущего
А эта книга открыла для многих в России мир «бирюзовых» организаций будущего. Большое исследование Фредерика Лалу полностью изменило представление многих людей о том, как может быть устроена компания.
45 татуировок менеджера
Названия глав в этой книге — татуировки, оставшиеся в памяти и сердце менеджера, его житейский и организаторский опыт. Это правила о том, как относиться к коллегам, каким образом действовать в определенных ситуациях: свод принципов, которым стоит следовать, если хочешь добиться успеха. Это честная практика российского менеджмента от его самого известного и успешного представителя, обладателя премий «Коммерческий директор» и «Менеджер года» Максима Батырева, бизнес-спикера № 1 в России.
Принципы
Мировой бестселлер: жизненные и управленческие принципы Рэя Далио, одного из самых влиятельных и богатых людей планеты, и история его детища — крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater. И что не менее важно, размышления о том, почему важны именно принципы и их наличие, а не готовые рецепты успеха.
Доставляя счастье
Вдохновляющая история Тони Шея и его компании Zappos с невероятной бизнес-культурой и отношением к клиентам. У Тони отлично получилось создать «вау-эффект», который является одним из принципов его бизнеса. Книга вдохновляет, заряжает, ошеломляет.
Лидер и племя
Эта книга открывает глаза на один столь повсеместно распространенный факт: человеческие существа сбиваются в племена. Авторы анализируют связь между племенами и теми, кто ими руководит. Они показывают, как развиваются лидеры, как они становятся великими и какое наследие они оставляют.
СПИН-продажи
Классика и must read по продажам. Книга, за которой огромный практический опыт автора и исследования. Еще одна книга из первых МИФовских (из той самой белой нумерованной серии), которую мы переиздаем до сих пор — уже 12 лет с момента выхода.
К черту все! Берись и делай!
Ричард Брэнсон — один из самых богатых людей планеты, миллиардер и хулиган, основавший корпорацию Virgin. В этой книге он рассказывает о своей жизни и бизнесе так же, как живет, — ярко и зажигательно. Книга развлекает, вдохновляет и учит.
100 ключевых моделей и концепций управления
Мы мечтали о такой книге и влюбились сразу, как только увидели ее на книжной выставке во Франкфурте. Больше ста бизнес-моделей (от самых классических до авторских) с описанием, рекомендациями, иллюстрациями — и все под одной обложкой!
Не сходите с ума на работе
Очень своевременная книга. О том, о чем думают многие сотрудники и руководители, но почему-то немногие говорят вслух. Кажется, многие из нас начали сходить с ума на работе, хотя работу можно делать по-другому: спокойно, эффективно, без лишних отвлечений и пустых встреч. И достигать при этом большего, не жертвуя всем ради офисных достижений.
Машина, платформа, толпа
Эндрю Макафи и Эрик Бриньолфсон — инженеры и преподаватели из Массачусетского технологического института, авторы бестселлера «Вторая эра машин». Оба входят в глобальный рейтинг ведущих бизнес-мыслителей Thinkers 50. В этой книге они анализируют ключевые тренды.
Не работайте с мудаками
Увы, такие люди существуют. И они могут быть очень опасны и вредны для коллектива. Роберт Саттон — преподаватель менеджмента в Стэнфорде — не ожидал, что его самой популярной книгой станет именно эта. Он затронул очень важную проблему и в своей книге не только рассказывает, как это происходит, но и показывает, как изменить таких коллег, расстаться с теми, кого изменить нельзя, как снизить вред для компании и наладить здоровые взаимоотношения в рабочем коллективе.
Пять пороков команды
Классика бизнес-литературы в формате романа — о том, как строить доверие в команде и зачем это нужно. Одна из наших любимых книг в МИФе, которую мы используем в своей работе.
Как привести дела в порядок
Это переработанное издание самой известной книги в мире по личной эффективности, впервые опубликованной в 2001 году и переведенной на 30 языков. Говорим «продуктивность» — вспоминаем про GTD, Getting Things Done — самую известную систему продуктивности. Getting Things Done — не просто о том, как привести дела в порядок. Это о том, как грамотно справляться с работой и личной жизнью.
Теория U
Основываясь на двухлетнем исследовании опыта 150 компаний, расположенных в Кремниевой долине, в Массачусетском технологическом институте (MIT) была разработана Theory U, которая показывает, как отдельные лица, команды, организации и крупные системы могут создать лидерский потенциал, необходимый для устранения основополагающих причин сегодняшних социальных, экологических и духовных проблем.
Пятая дисциплина
Это классическая книга Питера Сенге об «обучающейся организации», которая легко лавирует в море бизнеса, адаптируется к изменениям, вовремя выявляет угрозы и распознает возможности.
День рождения — это праздник не только наш, но и ваш. Поэтому, дорогие читатели, мы приготовили для вас крутые подарки. Заглядывайте на нашу праздничную страницу. Самое время купить то, о чем вы мечтали. Не пропустите.