какой год считается годом рождения москвы
История появления Москвы: о чем говорят археологические находки, летописи и городские легенды
Память московских земель
Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры [1], а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше [2].
Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы [1].
Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII–VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством [1].
Наконец, земляные курганы X–XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи [1].
Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля [1]. Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца [2].
Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.
Летописи: факты и вопросы
Наиболее авторитетным источником по вопросу «отцовства» будущей столицы считается Ипатьевская (Киевская) летопись — она содержит первое достоверное упоминание о Москве:
«В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» [1].
6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.
Эти моменты открывает другой источник — Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость; судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля [1].
Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский [1].
Городские легенды
Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году [5].
Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.
Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа [5]. Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.
Спорная дата
Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно [5].
Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий [6, 7].
Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года [6, 7].
В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом [3], другие называли её «вымыслом позднейших книжников» [8].
Следующий юбилей, 800-летний, Москва пышно отметила в сентябре 1947 года. Историки снова оказались не у дел: дату назначил лично Иосиф Сталин, и желающих спорить с «отцом народов» не нашлось. Традиция возродилась в 1997-м, и с тех пор праздник стал ежегодным.
Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200–300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным [9, 10].
Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых [10].
Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь. Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам [4].
Москва 
В 2021 году в связи с пандемией массовые мероприятия в честь дня города отменяются или могут быть перенесены
Москва – столица Российской Федерации. Город находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на обоих берегах реки Москвы.
Первое упоминание о Москве встречается в Ипатьевской летописи. Зафиксировано, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий встречал на ее месте Новгород-Северского князя Святослава.
Город не сразу получил столичный лоск. Сначала Москва была провинцией на окраине Владимиро-Суздальского княжества, затем пригородом Владимира.
В 1314 году начинается строительство Московского Кремля. С начала 14 века в Москве располагалась резиденция Великих Московских князей и даже когда в 18 веке столица была перенесена в Санкт-Петербург, короновали императоров по-прежнему в Москве.
Город стремительно растет. За два столетия в него уже входили такие районы, как Китай-город, Белый город, Ямская, Мещанская и Немецкая слобода. В 1755 году основан Московский университет.
После революции 1917 года Москва становится столицей РСФСР, а с 1922 года и СССР. В 1935 году открылась первая линия метрополитена.
Первая победа за время Второй мировой войны состоялась именно под Москвой. Зимой 1941–1942 годов в битве под Москвой немецкие оккупанты были остановлены и отброшены.
В августе 1991 года в городе произошёл Августовский путч, который ознаменовал окончание советской эпохи.
В 1995 году был открыт мемориальный комплекс на Поклонной горе, а затем станция метро «Парк Победы», ставшая самой глубокой в Московском метрополитене.
Достопримечательности города тесно связаны с его историей. В первую очередь, это центр Москвы: Московский Кремль, по часам его Спасской башни вся страна сверяет время.
Интересно, что слово «Москва», вероятно, происходит от древнерусского «вязкий, топкий».
К 2020 году население Москвы составило более 12 миллионов человек.
Впервые День города столица отметила в свое 800-летие (в 1947 году), но не в апреле, как по Ипатьевской летописи, а в сентябре. С тех пор праздник стал традиционным, он проходит в первые или вторые выходные сентября, и к нему приурочено проведение всевозможных праздничных мероприятий, по всему городу проходят народные гуляния и концерты.
На гербе Москвы изображен всадник — Святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии, на коне, поражающий золотым копьем черного Змия.
Флаг города Москвы принят 11 июня 2003 года и представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с двусторонним изображением в центре Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия. 24 ноября 2004 года у Москвы появился ещё один официальный символ — Знамя города Москвы. Гимном города считается песня Дунаевского «Моя Москва».
Значимые и интересные события города
Московский Международный Кинофестиваль (ММКФ) – один из старейших мировых кинофорумов (второй после Венецианского кинофестиваля) и один из самых представительных киносмотров в мире наряду с кинофестивалями в Берлине, Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне и.
Фестиваль «Ночь музеев» в Москве – это ежегодный проект, в котором участвуют многие культурные учреждения российской столицы, с целью повышения интереса широкой аудитории, и в первую очередь молодежи, к музеям. Он проходит ежегодно в середине мая, об.
Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» – это парад военных оркестров разных стран мира, который не имеет аналогов среди других известных Military Tattoo (т.е. парадов военных оркестров) мирового уровня. Это захватывающее дух музы.
Хроника
Юрий Долгорукий пригласил черниговского князя Святослава Ольговича на встречу, состоявшуюся (4) 11 апреля 1147 года, фразой, в которой впервые было упомянуто слово «Москва». Фраза эта звучала так: «Приди ко мне, брате, в Москов». Благодаря летопи.
(30 ноября) 12 декабря 1817 года в Москве состоялось торжественное открытие Манежа. Это грандиозное здание было построено за полгода по проекту знаменитого инженера и ученого-механика генерал-лейтенанта Августина Бетанкура, испанца на русской службе.
Идея строительства храма Христа Спасителя возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года. Его здание трижды закладывалось, и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень. В конкурсе, объявленном императором Александ.
3 августа 1959 года в Москве под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!» открылся первый Московский Международный кинофестиваль (ММКФ). Большой приз получил фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека», а приз за техниче.
В память о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны был сооружен мемориал «Могила Неизвестного солдата» в Александровском саду у стен Кремля в Москве. В декабре 1966 года, в честь 25-летней годовщины разгрома гитлеровских войск по.
В течение 1993 года в России обострилось противостояние двух высших институтов государственной власти: исполнительной (в лице президента РФ и его аппарата) и законодательной – в лице руководства Верховного Совета РФ. В основе развернувшегося сопернич.
Пост № 1, пост Почетного караула (двое часовых) у Мавзолея В.И.Ленина в Москве был учрежден приказом начальника Московского гарнизона 26 января 1924 года. В 1924-1935 годах постоянную вахту на Красной площади несли курсанты Объединенной командной.
Сколько лет Москве. Кем и когда она основана? Кто такой Юрий Долгорукий?
Среди лингвистов нет единодушия в вопросе происхождения слова «Москва». По разным версиям, это означает «мутная» (гипотеза С.П. Обнорского, Г.А. Ильинского, П.Я. Черных, Т. Лер-Сплавинского, М. Фасмера), «искривленная» (В.Н. Татищев), «крепость» (Ф.И. Салов), «медведица»( С.К. Кузнецов) или «смородина».
Утонул доброй молодец
Во Москве-реке, Смородине.
Выплывал его доброй конь
На крутые береги,
Прибегал его доброй конь
К отцу его к матери;
На луке на седельныя Ерлычок написаной:
«Утонул доброй молодец
Во Москве-реке, Смородине».
Кирша Данилов, сказитель XVIII века.
Первое упоминание о Москве. Кто основал Москву?
Князю Юрию Долгорукому приписывается основание Москвы, поскольку с его именем связано первое упоминание города. Однако это не так. Юрий Долгорукий всего лишь пригласил своего союзника на захваченную территорию.
Впрочем, это не единственная версия. Историк И.Е. Забелин в своем труде «История города Москвы» разбирает несколько легенд и гипотез.
Во-первых, основать Москву мог и Вещий Олег за пару веков до Юрий Долгорукого. Автор ссылается на «позднейшие летописные записи», согласно которым « Олег же нача грады ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и постави град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих ».
В труде Забелина также была описана легенда про основателя Москвы князя Великого Данило Ивановича: « Князь же Данило Иванович в шестое лето на хизине Букалове заложи град и нарече имя ему Москва». Однако автор отмечает, что« это сказание сочинено на Крутицах каким-либо досужим мирянином или церковником ». Известно, что Данило Иванович жил в XIII веке, к тому моменту Москва уже была упомянута в летописях.
По другой версии, Москва была основана в XIII веке князем Данилой Александровичем Суздальским, сыном Александра Невского. В достоверности этой легенды усомнился также и историк Карамзин. Князь действительно очень много сделал для развития Москвы, но Московское княжество было выделено ему в удел по завещанию отца.
«Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля (Строительство деревянных стен Кремля. XII век)». А.М. Васнецов
Забелин сослался на труды Феодосия Софоновича, Иннокентия Гизеля и Тимофея Каменевича-Рвовского. Впрочем, историк отметил « богатство фантазии и необыкновенную смелость вымысла » в отношении этой гипотезы.
Князь, (не) основавший Москву. Кто такой Юрий Долгорукий
Достоверно известно, что Юрий Долгорукий основал Переславль-Залесский, Дмитров и Юрьев. Некоторые историки также считают князя основателем городов Кострома, Городец, Дубна, Перемышль, Стародуб, Кснятин и Звенигород.
Специалисты сходятся во мнении, что Юрий Долгорукий не пользовался особой популярностью у народа. Николай Карамзин, автор «Истории государства Российского», утверждал, что князь « играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия ».
За что ругали и как полюбили памятник Юрию Долгорукому
Сегодня монумент стоит на Тверской площади, напротив Мэрии Москвы. Памятник популярен среди москвичей и туристов, но так было не всегда.
Культ Юрия Долгорукого возник в советское время. По личному распоряжению Сталина в 1946 году в Киев отправилась экспедиция с целью разыскать останки князя. Советское руководство планировало торжественно перезахоронить Юрия Долгорукого, но экспедиция провалилась, останки не нашли.
Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, но окончательно город познакомился с монументом лишь в 1954 году, уже после смерти вождя.
В 1962 году памятник Юрию Долгорукому решили перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Однако вскоре Никита Хрущёв лишился всех постов, а новому руководству было не до памятника.
При Юрии Лужкове, тезке князя, отношение к памятнику изменилось. Именно возле Юрия Долгорукого стали проводить торжественный мероприятия, посвящённые Дню города.
Сколько лет Москве?
Точный возраст Москвы неизвестен. Археологи при раскопках находили артефакты из эпохи мезолита (VII тысячелетие до н.э.). Историки утверждают, что сперва на территории будущей Москвы проживали финно-угорские племена. Позже на месте нынешнего Кремля поселились вятичи.
Когда Москва празднует День города
Первый свой юбилей Москва должна была праздновать три дня. Торжества были назначены на весну 1847 года. Однако по распоряжению императора Николая I мероприятие было перенесено на 1 января 1847 года и ограничилось одним днем.
Спустя 39 лет традицию решил возродить Борис Ельцин, который в 1986 году занимал пост главы московского горкома КПСС. В сентябре по всему городу открылись праздничные продуктовые ярмарки.
Через год Москва с размахом отметила 840-летний юбилей. 19 сентября в городе прошел парад ретроавтомобилей и карнавальных платформ, а также торжественная демонстрация. По всему городу состоялись выступления артистов и духовых оркестров. По Москве-реке были пущены баржи с праздничным декором. Вечером небо над Москвой разукрасил салют.
С 1988 по 1990 года день города также отмечали в сентябре. В 1991 году празднование состоялось 31 августа.
В следующий раз Москва отметила день рождения в 1997 году. Масштабные торжества в честь 850-летнего юбилея были намечена на 6 и 7 сентября. 5 сентября, накануне городских гуляний, на Соборной площади Кремля состоялась официальная церемония открытия Дня города.
С 1997 года праздник стали проводить ежегодно. Однако в 2000 году программу сократили из-за взрыва на Пушкинской площади, пожара на Останкинской телебашне и катастрофы на подводной лодке Курск. В 2004 году день города был отменен в связи с трагедией в Беслане.
В 2016 году вышел указ мэра Москвы Сергея Собянина, по которому День города отмечается либо в первую, либо во вторую субботу сентября. Это необходимо, чтобы избежать совпадения с траурными датами.
Московские юбилеи: когда начали отмечать День города
Споры о дне рождения Москвы
Дата, которую следует считать днем рождения Москвы, — до сих пор камень преткновения для историков. Достоверных сведений об основании города не сохранилось: летописные источники и церковные документы, противореча друг другу, называли 880, 1117, 1140, 1147 и 1156 годы.
Николай Карамзин в «Истории государства Российского» принял за точку отсчета 1147-й, под которым Москва впервые упомянута в Ипатьевской летописи: «В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» [1].
6655 год в современном летоисчислении — 1147-й. Князь Юрий Долгорукий приглашает Святослава на пир, но зачем? «Того же лета (1156-го) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы», рассказывает Тверская летопись [1]. Правда, есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве. Это дает основание считать, что на самом деле крепость заложил Андрей Боголюбский, сын Юрия [1].
Признавая авторитет Николая Карамзина, большинство ученых придерживались версии, что город основан в 1147 году. Но в какой день отмечать праздник? Карамзин в своем масштабном труде указал не только год, но и дату — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Его версию поддержали историк и журналист Михаил Погодин и писатель Александр Герцен. Оспорил ее профессор Иван Снегирев, который «перенес» дату, сославшись на сдвиги церковного календаря. Его вариант приняли ученик профессора Петр Хавский и молодой археолог и историк Иван Забелин. Впрочем, эти споры ни к чему не привели, и по указу императора Николая I Москва отпраздновала 700-летие… 1 января 1847 года.
Незаметный праздник: первый юбилей
Считается, что впервые о 700-летии Москвы заговорил историк Михаил Погодин, хотя юбилейная дата упоминалась еще в 1831 году. В стихотворении «Ау!» Николай Языков писал:
Я здесь! Да здравствует Москва!
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка-Россия
Семисотлетняя жива! [2]
Через 10 лет похожие слова прозвучали в послании Каролины Павловой «Графине Е.П. Ростопчиной», в 1842-м о круглой дате упоминалось в стихотворении «Железная дорога» Степана Шевырева [3]. Все они общались с Погодиным, и возможно, из разговоров единомышленников и родились поэтические строки.
Сам историк только в 1846-м опубликовал статью «Семисотлетие Москвы» в журнале «Москвитянин», где предложил длинный список мероприятий юбилея. Большинство из них — подготовка статей и книг об истории города, его достопримечательностях и основных учреждениях. Также в список вошли жития святых, биографии ученых, литераторов, художников и других знаменитых горожан, юмористические описания московских нравов и изображения города на живописных полотнах [4].
Неизвестно, как предложение отметить юбилей Москвы дошло до Николая I. Москвичка Елизавета Попова в дневниках упоминала, что о важности юбилея Степан Шевырев рассказал министру народного просвещения Сергею Уварову, а тот передал суть императору. Государь якобы ответил: «Празднуйте, как хотите, и делайте, что хотите» [2]. Но исследователи ставят под сомнение этот эпизод: в глазах царской семьи призывы вернуть Москве столичный статус напоминали революционный лозунг. Поэтому император постановил: празднику быть, но… незаметному.
Главным его эпизодом стало «торжественное молебствие» в кафедральном Чудове монастыре [5, 6]. Большинство москвичей и не знали, что в первый день 1847 года отмечается юбилей города: распоряжение генерал-губернатора Москвы князя Алексея Щербатова опубликовали прямо 1 января. Кто стал бы их читать в этот день?
Кроме перезвона, о празднике напоминала только вечерняя иллюминация. Федор Глинка в статье «Семисотлетие Москвы» писал: «Городская часть и длинные линии лавок опоясаны были широкою огненной лентой и по столбам обнизаны огнями. Подножие памятника Минину и Пожарскому было также освещено, а по сторонам его отличались две высокие пирамиды с замечательными надписями. Императорский Московский университет, осыпанный огнями, и многие другие здания привлекали толпы двигавшегося народа, между тем как длинные ряды экипажей тянулись по улицам под розовым заревом освещения. Можно сказать, что Москва встретила 1847 год и свое семисотлетие светло и радушно» [7]. Скорее всего, поэт преувеличил масштабы иллюминации: сильный ветер быстро задувал пламя сальных плошек.
Из дневников горожан ясно, что первый юбилей Москвы отмечали в семейном или дружеском кругу. Славянофил Василий Панов собрал родных и единомышленников на именины, но на встрече звучали и тосты за Москву. Михаил Погодин вспоминал «приятный разговор» за обедом у коллеги-историка Степана Нечаева. Хозяин созвал гостей, чтобы отпраздновать Новый год и 700-летие «нашей матушки Москвы» [2, 5].
В тот вечер Погодину написал Михаил Дмитриев: «Что узнал теперь народ из этой иллюминации? Ровно ничего… Этим не вспомянули торжества семисотлетия, а заставили забыть его или об нем не думать, сливши его с Новым годом!» [2, 5] В этом письме поэт предложил свою программу: «Всего приличнее было сделать трехдневное торжество, начав его именно 28-го марта, которое приходится в пятницу на Святой неделе, когда и без того бывает гуляние и собрание народа. В первый день пусть было бы торжество церковное и иллюминация; на другой день торжество ученое — в Университете и бал у генерал-губернатора и опять иллюминация; на третий день — торжество народное: и быки жареные на площадях, и фонтаны, а вечером бал в Благородном собрании для дворянства и купечества и иллюминация. Да мало ли что можно бы придумать, а Москва этого стоит!» [2, 5]
Спортивное представление, высотки и улица 800-летия: праздник по-советски
Масштабный праздник ожидал Москву только в честь 800-летия. В 1947 году на заседании правительственного комитета утвердили новую дату проведения торжеств — 7 сентября 1947 года.
Председатель исполкома Моссовета Георгий Попов вспоминал: «Но я внес другое предложение, и оно было принято: праздновать в день 135-летия Бородинского сражения, когда еще тепло, много овощей и фруктов, и обычно в первую неделю сентября бывает хорошая погода. Кроме того, это давало больше времени на подготовку к празднованию — надо было провести большую подготовительную работу» [8]. В послевоенной Москве предстояло заменить фанеру на окнах стеклом и привести в порядок дорожное покрытие на основных магистралях, выкрасить указатели и фонари, осветить все лестничные клетки и подъезды, высадить на бульварах и скверах цветы и установить садовые диваны, оформить вывески и витрины.
Праздновали четыре дня. Центральным местом торжеств стал стадион «Динамо». Впервые вместе с профессиональными спортсменами и гимнастами в выступлениях участвовали артисты искусств и самодеятельные коллективы. Заводские рабочие в ярких костюмах выстраивались в разные фигуры, женщины и мужчины соревновались в беге, толкании ядра, играли в волейбол, дрессированные лошади танцевали вальс, польку, кланялись и делали пируэты. Американский писатель Джон Стейнбек писал в своем «Русском дневнике»: «Здесь прошло и выступление велосипедистов, и гонки мотоциклов, и, наконец, выступление, которое требовало большой подготовки. По дорожке ехала вереница мотоциклов. Впереди сидел мотоциклист, а сзади на каждом мотоцикле стояла девушка в облегающем костюме и держала огромный красный флаг, поэтому, когда мотоциклист разгонялся до полной скорости, большой флаг развевался. Кавалькада проехала по кругу стадиона дважды, и это стало заключительным номером программы» [9].
В программу праздника вошли и торжественное заседание Моссовета, и закладка всех высоток, которые позже назвали сталинскими, и начало установки памятника Юрию Долгорукому на Советской (ныне Тверской) площади, и салют из 20 залпов. В честь юбилея получили названия улица Восьмисотлетия Москвы и беседка в Нескучном саду. Последняя появилась в 1951 году, но указ о строительстве комплекса Иосиф Сталин подписал в 1947-м.
Опера, фестиваль и спектакль в честь 850-летия
В следующий раз о Дне города вспомнили во второй половине 1980-х. Бюро горкома КПСС в начале 1987 года приняло решение провести праздник, а прошел он 19 сентября. Очередной юбилей — 850 лет — отметили в сентябре 1997-го. На Соборной площади в Кремле собрались звезды мировой оперной сцены, на Красной площади прошли фестиваль «Славянский базар приветствует Москву» и большой концерт, в «Лужниках» — спектакль «Москва на все времена». Праздничные мероприятия проходили в каждом районе столицы.
К юбилею открылись торгово-пешеходный мост «Багратион», который соединил Краснопресненскую набережную с набережной Тараса Шевченко, парк 850-летия Москвы в Марьине, экспозиции первой очереди генеральной реконструкции Московского зоопарка. Гости зоосада смогли увидеть животных, которых здесь давно или никогда не было: пингвинов Гумбольдта, шлемоносных казуаров, белолобых лемуров, восточных колобусов, азиатских львов, южноафриканских жирафов.
Цифра 850 долго украшала колесо обозрения на ВДНХ, построенное ко дню рождения города. До 2012 года оно было крупнейшим в России: его высота составляла 73 метра, диаметр — 70 метров. В 2016-м технически устаревший и небезопасный аттракцион демонтировали. Его место займет самое большое в Европе 140-метровое колесо обозрения.
От фестивалей и фейерверков до МЦК: Москве — 869
В 2016 году день рождения столицы отметили более чем на 200 площадках. Старт празднику дало театрализованное представление на Красной площади. За два дня в Москве прошло больше тысячи концертов, мастер-классов, показов фильмов и спектаклей. Не обошлось и без красочных фейерверков, которые запустили с 32 площадок. В небе над Москвой зажглись смайлики, сердца, букеты цветов и водопады.
На площадках фестиваля «Московское кино» воссоздали атмосферу культовых отечественных фильмов. Каждую из них посвятили одной советской или российской ленте и украсили афишами и тематическими тантамаресками. Гости фестиваля смогли сняться в музыкально-танцевальных роликах в духе фильма «Стиляги».
Тверской улице, обновленной по программе «Моя улица», уделили особое внимание, превратив ее в киностудию под открытым небом. Здесь показали реконструкции сцен из кино, зрители стали участниками флешмобов и мастер-классов, встретились с актерами и режиссерами. На бесплатных экскурсиях рассказали о знаковых фильмах, героях и их прототипах, местах съемок, секретных приемах режиссеров и байках операторов.
Одним из самых необычных событий 11 сентября стал парад городской техники. Колонна из 675 машин прошла по Садовому кольцу, а затем больше 130 из них составили выстроились на улице Красная Пресня, образовав экспозицию. Гости увидели ретро- и современную технику, которая каждый день выходит на улицы. Парад попал в книги рекордов России и Европы как самый многочисленный.
В День города Москва отпраздновала еще одно событие: открылось пассажирское движение по Московскому центральному кольцу, которое стало одним из самых масштабных транспортных проектов столицы.
ТПК и 10-дневный фестиваль к 870-летию
На свой очередной юбилей Москва получила сразу несколько больших подарков. В преддверии 870-летия столицы поезда без пассажиров поехали по первому участку Третьего пересадочного контура — от станции «Деловой центр» до «Петровского парка».
В этом году столица отмечает праздник с размахом: фестиваль «Город, где создается история» в честь 870-летия Москвы идет с 1 по 10 сентября на 39 площадках. Для горожан и гостей подготовили большую праздничную программу, в которую вошли бесплатные экскурсии и выставки, выступления артистов оперы и современных оркестров, занятия по академическому пению и балету и даже чемпионат по видеоигре FIFA 17.
На Тверской улице ставят опыты и экспериментируют с лазерами, на площади Революции смотрят и создают спектакли, на Рождественке снимают мультфильмы. В вейк-парке между площадью Революции и Манежной площадью устраивают катание в свободном формате Jam Session и показывают шоу в честь 870-летия Москвы. В программе парков модные показы столичных дизайнеров, выступления европейских и российских оперных певцов и любимые фильмы о столице.
Праздничные фейерверки раскрасили небо 9 сентября. В этом году их запустили с музыкальным сопровождением — песнями о столице. 20 тысяч залпов прогремели с 30 точек. Главной площадкой стала Раушская набережная, где небо украсили цифры 870.
Архивные материалы предоставлены Главным архивным управлением Москвы.
Использованные источники