казахстанская модель межэтнических отношений
Мы вместе. Пять принципов модели межэтнического согласия в Казахстане
Управление общественного развития города Алматы рассказывает, какие принципы помогли объединить разные этносы в единый сплочённый народ Казахстана.
Казахстан – одно из государств, которое после распада СССР смогло урегулировать бесконфликтно межэтнические отношения. На территории нынешнего Казахстана волею судьбы оказались многие этносы. Как государству удалось сплотить народ Казахстана и воспитать в каждом гражданине чувство толерантности и единства? Во многом этому способствует эффективная государственная политика.
Именно для этого разработана и создана Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства Н.А. Назарбаева. Она включает пять основных принципов:
Рассмотрим, что означают эти принципы и как они реализуются в жизни казахстанцев.
Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства.
Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана.
Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определён высокий статус Ассамблеи. Решения её высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми государственными органами.
Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство ассамблеи, в результате которого избираемые от ассамблеи 9 депутатов Мажилиса, представляют её интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.
В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип «Единство через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур.
К тому же межэтнические отношения в Казахстане принципиально деполитизированы.
Если говорить о межэтнической толерантности, что она прошла определённые этапы становления, которые можно условно разделить таким образом:
Первый этап (с 1989 по 1995 год). Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана.
Второй этап (с 1995 по 2002 год). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут принципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений.
Третий этап (с 2002 по 2007 год). Включает в себя политику по формированию казахстанской модели межэтнической толерантности. Был разработан и принят ряд программных документов – Стратегия Ассамблеи народа Казахстана до 2011 года, Госпрограмма развития и функционирования языков, Концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». С 2006 по 2008 год реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.
Четвёртый этап. Начался в 2007 году. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, переходом государственной национальной политики к политике укрепления национального единства народа Казахстана.
Сегодня в Казахстане гармонично сосуществует и развивается огромное разнообразие культур. Наше государство не просто полиэтническое, оно смогло объединить всех граждан и сделать патриотами своей страны.
На тему: «КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ.
«Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия
— это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс
взаимодействия различных конфессий» Н. Назарбаев
С момента обретения независимости Республика Казахстан проводит взвешенную государственную политику в религиозной сфере. Ситуация в сфере религии и межконфессиональных отношений в нашем государстве за последние два десятилетия значительно изменилась.
Одной из характерных особенностей развития на данном этапе стало неуклонное возрастание роли религии в жизни общества. Повышается ее авторитет и статус, расширяются функции, растет число верующих и религиозных объединений.
Процессы религиозного возрождения стали следствием проводимой политики, направленной на обеспечение свободы совести, духовного прогресса, сохранение и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в стране. Несмотря на то, что отдельные зарубежные и отечественные правозащитные организации твердят о регулярном нарушении свободы вероисповедания, ограничении на деятельность религиозных объединений, факты свидетельствуют об обратном. Последователи всех конфессий имеют в Казахстане широкие возможности для удовлетворения своих духовных потребностей.
Казахстанский опыт в сфере религиозного согласия во многом уникален. В республике представлен широкий спектр религиозных объединений: от традиционных вероучений (ислам и христианство) до новых, нетрадиционных, ранее не представленных в стране религиозных движений.
Общепризнанным достижением Казахстана стало построение демократического и светского государства, в котором обеспечивается равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех групп населения. Принципы межэтнического и межконфессионального согласия реализуются как в политике центральных органов, так и в каждом регионе. Широкую поддержку в деле межконфессионального согласия оказывают национально-культурные центры, религиозные объединения.
В современном Казахстане традиционно высокими остаются религиозная и этническая толерантность. В процессе построения демократичного общества коренным образом изменились отношения между государством и религиозными объединениями. В соответствии с Конституцией и принятым в 1992 году Законом РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» получил законодательное закрепление принцип свободы вероисповедания. Государство признало равенство всех граждан, независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Запрещены любые ограничения общечеловеческих и гражданских прав.
Следует помнить, несмотря на то, что в Казахстане сложилась устойчивая модель межэтнического и межконфессионального согласия, ее поддержание требует неустанных усилий и со стороны государства, и со стороны гражданского общества, в том числе и религиозных объединений. Необходим постоянный мониторинг ситуации в данной сфере, взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Подводя итоги, следует выделить основные принципы, на которых строятся межконфессиональные отношения в Казахстане:
1. Конституция и законы страны гарантируют защиту свободы совести и вероисповедания. Конституция запрещает любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому и иным признакам. Закон «О свободе совести и вероисповеданий в Республике Казахстан» создал все правовые основы для свободного функционирования религиозных объединений. Страна присоединилась к важнейшим международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.
2. Государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций. Это способствовало значительному росту количества религиозных объединений за период независимости. Несмотря на то, что большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, это не мешает полноценному функционированию других вероисповеданий. Об этом свидетельствует многократное увеличение численности немусульманских религиозных объединений. За годы независимости количество православных, католических и протестантских общин выросло в несколько раз. Действуют организации иудеев и буддистов.
Важным направлением политики государства является поддержка межконфессионального диалога. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева создан такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народа Казахстана.
А. Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия 22 Августа 2013 Современный мир столкнулся с ситуацией, когда казалось бы уже устоявшиеся отношения, как между государствами, так и внутри них, подверглись кардинальному пересмотру, что привело к возросшей нестабильности и достаточно выраженной неопределенности будущности мира в целом. Ничего не совершается без серьезных причин, особенно то, что происходит в глобальных масштабах. И если сегодня стали предельно актуальными проблемы национального развития, вопросы межэтнических отношений, религиозная проблематика, то это говорит о том, что человечеству постоянно, на каждом следующем этапе своего развития, приходится заново решать когда-то уже решенные проблемы. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного: новый международный контекст, новые вызовы и угрозы или новая региональная конфигурация – все это требует нового подхода. Но, с другой стороны, поступательный ход истории должен был бы некоторые проблемы решить с достаточной определенностью, и при возникновении новых задач можно было бы прибегнуть к историческому опыту.
Прошлый опыт ценен и актуален, но сфера его применения невелика, так как нынешние реалии отличаются комплексностью, глобальностью и глубиной. Надо отметить, что это полностью относится к проблемам, имеющимся в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Причем, можно говорить и о международном уровне этих проблем, и о внутристрановом.
Глобализация имеет много измерений, в том числе невиданные ранее объемы миграции, одновременное сближение и неприятие друг другом цивилизаций, расширение ареала религии и снижение ее общественного статуса и т.п. В феноменах современности присутствуют, а иной раз и доминируют отношения между этносами и религиями. Государства вне зависимости от типа их отношений с религиозными объединениями – от светского до теократического – вынуждены выстраивать государственно-конфессиональные отношения, и здесь государственные органы зачастую испытывают сложности, восходящие к надгосударственному характеру религий. Религии действуют поверх государственных границ, превращаясь в заметный фактор международной жизни. Аналогичное положение и в отношении этнического многообразия и межэтнических отношений. Этнос, доминирующий в одной стране, в другой может быть этническим меньшинством. Для полиэтнических государств нередко серьезной проблемой является поддержание состояния межэтнического согласия. Исследователи отмечают, что в основе почти всех конфликтов современности лежат или национальные, или религиозные факторы. Религиозные свободы завоевали приоритет среди прав и свобод современного мира и в настоящее время стали если не определяющими, то очень значимыми. С их возрастающей ролью сталкиваются как развивающиеся государства, так и страны с развитой экономикой и устоявшимися демократическими политическими системами и институтами. Мировое сообщество, эксперты и аналитики внимательно отслеживают формы и способы решения проблем в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений, к которым прибегают главы и правительства различных государств, аккумулируют опыт общественных структур и гражданских обществ в целом. Поэтому самое пристальное внимание уделяется позитивному опыту и новаторским находкам в выстраивании межрелигиозных и межэтнических отношений. Республика Казахстан продемонстрировала всему миру, что страна может успешно выстраивать государственно-конфессиональные отношения, поддерживать и развивать межэтническое согласие и одновременно решать проблемы государственного строительства, и все это в условиях углубления процессов глобализации и нарастания общей нестабильности в мире, проявления старых и возникновения новых вызовов и угроз. Конечно, в мире имеются и иные положительные примеры решения этих проблем, но, имея в виду многоэтнический и поликонфессиональный состав населения Казахстана, евразийское географическое и геополитическое положение, состояние, при котором страна испытывает сильнейшее давление несовпадающих и даже противоположных национальных интересов целого ряда мировых и региональных держав, глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой финансовой системы, Республика Казахстан демонстрирует выдержку, силу и мудрость и народа, и руководства. Это прекрасно видят лидеры государств, международные чиновники, эксперты и просто люди разных стран
Именно поэтому так активно откликаются и те, и другие на инициативы проведения Казахстаном крупных форумов, подобных Съездам лидеров мировых и традиционных религий (2003, 2006, 2009 гг.) или международного форума «Общий мир: прогресс через разнообразие» на уровне министров иностранных дел (2008 г.). По инициативе Республики Казахстан в ходе 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция о провозглашении 2010 года «Международным годом сближения культур». Также известно, какую большую роль играет Казахстан в деятельности СВМДА, ШОС, ЕврАзЭС, Организации Исламская Конференция.
Успехи Казахстана в поддержании и развитии межконфессионального и межэтнического согласия, в обеспечении внутренней стабильности и выдвижении действенных инициатив на международной арене привели к тому, что ему было предложено мировым сообществом занять пост председателя ОБСЕ в 2010 году и председательствовать в Организации Исламская Конференция в 2011 году. Успехи страны всегда связаны с деятельностью ее Президента, иногда они практически целиком являются его заслугой. Н.А.Назарбаев завоевал симпатии не только казахстанцев, но и лидеров государств и простых людей самых разных стран современного мира. Его каждодневная работа по руководству страной удивительно плодотворно сочетается с разработкой стратегических идей, концепций и программ развития Казахстана.
Президент Казахстана Н.А.Назарбаев уделяет постоянное внимание задачам сохранения внутриполитической стабильности в Республике Казахстан, которую нельзя сохранить без поддержания межэтнического и межконфессионального мира и согласия. Поэтому задачи сохранения национального единства и религиозного мира в Казахстане являются приоритетными для Президента Казахстана. В своих исследованиях, книгах, Посланиях народу Казахстана, в выступлениях на сессиях Ассамблеи народа Казахстана, на съездах лидеров мировых и традиционных религий, в статьях, интервью Н.А.Назарбаев постоянно возвращается к теме межэтнического и межконфессионального согласия, к актуальным проблемам укрепления духовного согласия, заостряет внимание на необходимости поддерживать эти вопросы в качестве центральных для правительства Республики Казахстан, государственных органов на местах, общественных структур, молодежных организаций.
Казахстанская модель межэтнических отношений
Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства Н.А.Назарбаева
V принципов модели межэтнического согласия
I. Этническое, конфессиональное, культурное и языковое многообразие.
II. Создание всех условий для развития культуры и языков этносов Казахстана.
III. Толерантность и ответственность.
IV. Консолидирующая роль казахского народа.
V. Единство народа Казахстана.
Первое. Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства.
Второе. Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана.
Третье. Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определен высокий статус Ассамблеи. Решения ее высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми государственными органами.
Четвертое. Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи, в результате которого избираемые от Ассамблеи 9 депутатов Мажилиса, представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.
Шестое. Межэтнические отношения в Казахстане принципиально деполитизированы.
Этапы становления и развития модели межэтнической толерантности
Первый этап (с 1989 по 1995 годы). Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана.
Второй этап (с 1995 по 2002 годы). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут принципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений.
Четвертый этап начался в 2007 году. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, переходом государственной национальной политики к политике укрепления национального единства народа Казахстана.
Стандарты в сфере межэтнических отношений
Пункт 1 статьи 1 Конституции РК «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Пункт 2 статьи 1 Конституции РК «Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами».
Пункт 3 статьи 3 Конституции РК «Единственным источником государственной власти является народ».
Пункт 3 статьи 5 Конституции РК «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни».
Пункт 3 статьи 5 Конституции РК «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни».
Пункт 2 статьи 14 Конституции РК «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».
Пункт 2 статьи 39 Конституции РК «Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие».
Республика Казахстан ратифицировала свыше 180 основополагающих международных нормативных правовых актов в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений.
Казахстанская модель межэтнических отношений
Одним из событий первых лет независимости явилось создание на общественно-политической арене республики нового института межэтнических отношений — Ассамблеи народов Казахстана (ныне — Ассамблеи народа Казахстана). Созданная 1 марта 1995 года Указом Президента Казахстана, Ассамблея объединяла все национально-культурные центры и всех представителей этнических общностей, населяющих страну. Она носит статус консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан.
24 марта 1995 года Президент Н. Назарбаев принял участие в открытии первой сессии Ассамблеи народа Казахстана. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана была направлена на решение следующих приоритетных задач:
— содействие сохранению межэтнического согласия и стабильности в стране;
— выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающих на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;
— содействие обеспечению учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике.
С началом деятельности Ассамблеи, национально-культурные центры республики, представители более 130 этносов и этнических групп впервые получили реальную возможность возрождения своего языка, своих традиций.
Президент Н. Назарбаев в книге «Казахстанский путь» писал: «Мы создали уникальный инструмент межнациональных отношений в лице Ассамблеи народа Казахстана. Ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики».
Ассамблея народа Казахстана стала институциональным координатором межэтнических отношений в поликультурном казахстанском обществе. Она способствовала укреплению суверенитета государства, интеграции в мировое сообщество, укреплению имиджа государства на международной арене.
4 апреля 1995 года был опубликован Указ Президента Казахстана «Об образовании Государственного комитета Республики Казахстан по национальной политике». А 26 апреля 2002 года была принята Стратегия Ассамблеи народа Казахстана.
Ассамблея успешно справилась с трудностями первых лет независимости и внесла заметный вклад в созидание нового общества, стала реальным институтом консолидации полиэтнического народа Казахстана. Сама жизнь подтвердила жизнеспособность идеи создания этого органа.
На сессиях Ассамблеи обсуждались важные вопросы, связанные с дальнейшим экономическим и политическим реформированием казахстанского общества. Об этом свидетельствует приведенный ниже ряд сессий.
Первая учредительная, сессия (март 1995 года) — «За мир и согласие в нашем общем доме».
Вторая (июнь 1995 года) — «Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое реформирование общества».
Третья (апрель 1996 года) — «Общественное согласие — основа демократического развития Казахстана».
Четвертая (июнь 1997 года) — «Историческая память, национальное согласие и демократические реформы — гражданский выбор народа Казахстана».
Пятая (январь 1998 года) — «Национальное согласие — основа стабильности и развития Казахстана».
Шестая (декабрь 1999 года) — «В дружбе и согласии — в XXI век».
Седьмая (декабрь 2000 года) — «Духовное культурное развитие народа — основа укрепления государственной независимости Казахстана».
Восьмая (октябрь 2001 года) — «Десять лет независимости: мир, прогресс и согласие».
Девятая (ноябрь 2002 года) — «Стратегия развития Ассамблеи народов Казахстана: национальное согласие, безопасность и гражданский мир».
Десятая (декабрь 2003 года) — «Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы».
Одиннадцатая (22 ноября 2005 года) — «Десять лет мира, межнационального согласия и созидания».
Двенадцатая (24 октября 2006 года) — «Межэтническое и межконфессиональное согласие — главное условие динамичного развития Казахстана и вхождение в число наиболее конкурентоспособных стран мира».
Тринадцатая (20 августа 2007 года) — «1. Выборы депутатов Мажелиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана. 2. Первоочередные и перспективные задачи Ассамблеи народа Казахстана в условиях ее нового конституционного статуса».
Четырнадцатая (23 октября 2008 года) — «1. Выборы депутатов Мажелиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана вместо выбывшего. 2. Сила страны в единстве народа».
Пятнадцатая (26 октября 2009 года) — «Национальное единство — наш стратегический выбор».
Шестнадцатая (20 октября 2010 года) — «Доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность».
Семнадцатая (18 апреля 2011 года) — «Независимый Казахстан: 20 лет мира, согласия и созидания».
Восемнадцатая (16.01.2012 года) – «Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана».
Девятнадцатая (27.04.2012 года) — «Казахстанский путь: стабильность, единство, модернизация».
Двадцатая юбилейная сессия (24.04.2013) — «Стратегия «Казахстан — 2050: один народ — одна страна — одна судьба».
Двадцать первая сессия (18.04.2014 года) — «Стратегия „Казахстан-2050“: культура мира, духовности и согласия».
Сессия Ассамблеи является значимым мероприятием для казахстанцев. В рамках ее заседаний затрагиваются вопросы государственного строительства, такие как сплоченность и единство казахстанского народа, укрепление общественной стабильности и согласия.
Ассамблея народа Казахстана была инициатором проведения ряда общественно-политических акций: двух референдумов по продлению полномочий Главы государства и принятию новой Конституции. Она активно участвовала в подготовке законопроектов: «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в Республике Казахстан» и других.
Ассамблея народа Казахстана — уникальный инструмент реализации национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан. Она позволяет целенаправленно создавать широкий коридор возможностей для гармоничного сохранения этносами своей национальной формы в рамках единой социокультурной системы, на базе единой гражданской позиции. Роль Ассамблеи заключается в принципиальной поддержке и дальнейшем развитии гармоничного культурного многообразия, религиозных свобод и межконфессионального диалога.
Ассамблея, как общественный институт, эволюционировала до конституционного органа, постепенно освоив законотворческую деятельность. Девять депутатов, избранных от Ассамблеи, активно работают в Мажелисе Парламента Республики Казахстан и представляют депутатскую группу «Жаңа Қазақстан».
Укрепляется связь Ассамблеи с партией «Нур Отан». В высшем законодательном органе страны депутаты от Ассамблеи и партии «Нур Отан» совместно и плодотворно работали над рассмотрением законопроекта «Об Ассамблее народа Казахстана». После своего принятия 20 октября 2008 года этот Закон закрепил правовые основы Ассамблеи народа Казахстана и позволил наиболее полно реализовывать ее высокий конституционный статус.
На пятнадцатой сессии Ассамблеи был обнародован проект Доктрины Национального Единства. Значение такого документа, воплощающего основные задачи по продвижению в обществе идей толерантности, взаимоуважения людей разных культур, языков, этнической и религиозной принадлежности, важно и актуально. После широкого обсуждения в казахстанском обществе проект Доктрины Национального Единства был принят.
20 октября 2010 года шестнадцатая сессия Ассамблеи народа Казахстана прошла под девизом председательства в ОБСЕ: «Доверие, традиции, транспарентность и толерантность». Этот девиз призвал к использованию казахстанского опыта в сфере обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия. Перед Ассамблеей были поставлены задачи, которые нацеливали ее на участие в реализации государственных программ. Главной из которых для Ассамблеи на ближайшие годы становилась реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана.
18 апреля 2011 года в Астане во Дворце Мира и Согласия под председательством Главы государства, председателя Ассамблеи народа Казахстана Н. Назарбаева состоялась семнадцатая сессия Ассамблеи. В работе сессии приняли участие руководители республиканских и региональных этнокультурных объединений, депутаты Парламента, члены Правительства, главы политических партий, религиозных конфессий, дипломатических миссий, научной и творческой интеллигенции, средств массовой информации.
В выступлении председателя Ассамблеи народа Казахстана одним из приоритетных направлений было определено содействие овладению представителями всех этносов казахским языком.
Поставлена цель, чтобы к 2017 году число казахстанцев, овладевших государственным языком, достигло 80% процентов, а к 2020 году — еще больше. Через десять лет 100% выпускников школ должны уметь говорить на казахском языке. Знание всеми гражданами казахского языка — это не просто лозунг, это фактор сближения всех казахстанцев в укреплении доверия между ними, для выполнения единой задачи — поднятия благосостояния граждан страны.
Со времени обретения независимости в республике продолжается острая дискуссия по вопросам разработки национальной идеи, объединяющей народы, стимулирующей поступательное развитие страны. Интеллектуальной элитой общества предпринималось множество попыток обосновать необходимость новой национальной идеи и раскрыть ее содержательную основу.
Видение национальной идеи казахстанского общества было сформулировано Президентом страны Н. Назарбаевым в одном из выступлений в 2011 году на встрече с представителями общественности. Ее слагаемые — дружба, равенство и равноправие всех этносов республики. Им было сформулировано пять основных принципов:: «Первый — равенство всех этносов. Второй — национальная идентичность, стремление общаться на родном языке, развивать национальную культуру и традиции. Третий — религиозная идентичность. Пусть каждый исповедует ту религию, которая ему ближе. Четвертый — законопослушание, человек свободен до тех пор, пока не преступил закон. Пятый принцип — развитие малого и среднего бизнеса, в котором должно быть задействовано 50–60% трудоспособного населения».
Сегодня споры вокруг основополагающих принципов новой консолидирующей идеологии не утихают. Предлагаются все новые и новые подходы, идеи и ценности. Используются все новые понятия: общенациональная, казахстанская мечта и другие. Общенациональную мечту связывают с надеждами на лучшую жизнь, создание процветающего государства, социальное благополучие общества.
Полиэтничный Казахстан формирует новую идеологию межэтнических отношений. Основные аспекты ее концепции уже обозначены: новое восприятие национальными и этническими группами понятия Родины, Казахстана как общего дома для всех живущих в нем этносов, как собственной Отчизны; формирование новой идеологии мышления, в основе которой — идея о казахстанском патриотизме, формирование ответственности граждан республики за мир, согласие и благополучие страны.
Несмотря на позитивные моменты в сфере межэтнических отношений, следует учитывать, что достигнутое равновесие во взаимоотношения с представителями этносов не является «застывшим» явлением. В них постоянно происходят определенные изменения. Несмотря на приверженность большинства казахстанцев идее межкультурного и межэтнического взаимодействия, внутриполитической стабильности, интеграции и согласия, в обществе действуют деструктивные силы и тенденции, способные нарушить хрупкость фундаментальных жизненных ценностей. Способность своевременно распознавать и предотвращать предпосылки межэтнических кризисов становится одной из ключевых задач государства.
Международное признание казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия
Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия, по праву называется сегодня моделью Н. Назарбаева.
Модель презентована в Организации Объединенных Наций, странах участниках ОБСЕ, в государствах, где прошли крупные международные форумы — Копенгагене (Дания), Вене (Австрия), Женеве (Швейцария), Нью-Йорке (США).
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в ходе визита в страну подробно ознакомился с работой Ассамблеи народа Казахстана и отметил, что принципы Ассамблеи в полной мере сочетаются с принципами ООН.
Казахстанская модель стала одним из направлений тесного взаимодействия Ассамблеи народа Казахстана и Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств.
Одним из основных направлений деятельности Ассамблеи народа Казахстана является приграничное сотрудничество, взаимодействие с государствами, представители этнических групп которых проживают в Казахстане.
Подписано соглашение о сотрудничестве между Ассамблеей народа Казахстана и Общероссийской общественной организацией — Ассамблеей народов России по перспективам межкультурного диалога; обозначению рамок и направлений возможных совместных проектов; продвижению общегражданских ценностей и укрепления толерантности. Эффективно развиваются взаимоотношения с Ассамблеей народов Татарстана. Подписано соглашение с Ассамблеей народа Кыргызстана, что определило новый вектор сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе.
Реализован международный совместный проект «Память во имя будущего» с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества стран участников Содружества и Ассамблеей народа Казахстана, в котором приняли участие представители 12 государств. Там же была принята Астанинская Хартия о дальнейшем взаимном сотрудничестве наших народов по сохранению исторической памяти.
Подписано соглашение о сотрудничестве между казахстанским журналом «Меңін Елім» и журналом Администрации Президента Российской Федерации «Родина». В рамках соглашения осуществлен выпуск серии совместных материалов, направленных на укрепление добрососедских связей.
В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова читается 36-часовой спецкурс о казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, что говорит о признании казахстанской модели со стороны научной элиты и образовательного сообщества России.
В таком же конструктивном формате развивается взаимодействие с международными организациями: с Фондом Ф. Эберта (Германия) в сфере языковой политики, Центром Евразии Стамбульского университета в области диаспоральной политики и другими научными организациями и сообществами.
С целью обмена опытом представители Ассамблеи народа Казахстана побывали во многих странах мира. В период председательства Казахстана в ОБСЕ (2010) Казахстанская модель межэтнической толерантности переведена на языки государств ее участников.
В течение 2009–2011 годов, для обмена опытом, Ассамблею посетили представители 16 государств (Франции, Германии, Великобритании, США, Швеции, Турции, Китая, России, Испании, Голландии, Израиля и др.), что еще раз подтверждает международный авторитет и признание инициатив Казахстана в сфере межэтнических отношений и общественного согласия.
Развитие государственного языка в условиях толерантной языковой среды
Со времени обретения независимости, перед Казахстаном встала задача возрождения духовности и культуры народа. В этой связи проблема изучения и развития казахского языка, как ключевого элемента культуры, вышла на первый план.
В принятом 22 сентября 1989 года «Законе о языках в Казахской ССР» (сейчас действует Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151–1 «О языках в Республике Казахстан») было введено понятие «государственный язык», а казахскому языку был придан статус государственного, за русским языком был закреплен статус как «языка межнационального общения». Позднее, поправками в Конституции Республики Казахстан определено, что «наравне с государственным официально применяется русский язык».
Провозглашение казахского языка государственным наделило его особым статусом и определило приоритеты языковой политики на десятилетия вперед.
В рамках Государственной программы функционирования и развития языков на 2001–2010 годы были реализованы комплексные меры по развитию государственного языка:
▪ Разработан ряд учебно-методических комплексов — «Жаңа толқын», «Языковой портфель государственного служащего», «Мәртебелі сөз», «Сөз сарасы», «Квест сабақтары» и другие;
▪ Действует портал «Государственный язык Республики Казахстан» (www.til.gov.kz), где размещено более двадцати видов интернет-сервисов: мультимедийные комплексы, самоучители, разговорники, справочники, словари и другое.
С 2005 года наблюдается планомерный рост количества Центров обучения государственному языку с 8 до 101.
Обеспечен поэтапный процесс перевода делопроизводства в государственных органах на государственный язык. К 2006 году, по данным, озвученным при проведении круглого стола «Будущее Казахстана и государственный язык», в пяти областях (Атырауская область, Жамбылская область, Кызылординская область, Мангистауская область, Южно-Казахстанская область) делопроизводство было официально переведено на казахский язык. В масштабах республики удельный вес документов на государственном языке в делопроизводстве центральных и местных государственных органов составляет порядка 85%.
За последние 10 лет отмечается увеличение числа организаций образования с государственным языком обучения. Так, на начало 2011 года из 2261 детского сада — 1178 (52,1%) с казахским языком обучения. Из 7516 школ — 3821 (50,8%) с казахским языком обучения.
В целом доля взрослого населения республики, владеющего государственным языком, составляет 64%.
Благодаря работе Ассамблеи народов Казахстана, в Казахстане поддерживаются языки и культуры, не имеющие статуса государственного. 12 сентября 2005 года выступая на втором Гражданском форуме, Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев заявил: «Мы должны совместно оказывать поддержку языкам и культурным традициям всех народов Казахстана. Никто не должен быть ущемлен в правах пользоваться родным языком и культурой». 20 августа 2007 года на XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства подчеркнул: «Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его».
Созданы условия для сохранения и развития языков других этносов, проживающих в Казахстане. На начало 2011 года действовали 1524 школы с русским языком обучения, 58 с узбекским, 14 — с уйгурским, 2 — с таджикским, 2097 «смешанных школ». Из дошкольных учреждений: 272 с русским языком обучения, 3 — с узбекским, 808 «смешанных» детских учебных заведений.
Кроме того, при этнокультурных центрах действуют 190 воскресных школ, где созданы условия для обучения родным языкам представителей более 30 этносов, проживающих в Казахстане.
Проводимой государством языковой политикой созданы условия для гармоничного развития языков всех этносов, проживающих в Казахстане.
В предстоящее десятилетие работа в этом направлении будет осуществляться в соответствии с Государственной программой развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы.
26 июля 2010 года министр культуры Республики Казахстан М. Кул-Мухаммед сообщил: «Реализация поставленных задач позволит достичь к 2020 году уверенных результатов: доля казахстанцев, владеющих государственным языком, возрастет с 60 до 95 %», «доля казахстанцев, владеющих русским языком, составит не менее 90 %. Доля казахстанцев, владеющих английским языком, составит порядка 20 %».
Государственной программой развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы поставлены следующие задачи: совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку; развитие инфраструктуры обучения государственному языку; стимулирование процесса обучения государственному языку; повышение престижа употребления государственного языка; повышение востребованности государственного языка; усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка; совершенствование языковой культуры; функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве; сохранение языкового многообразия в Казахстане; изучение английского и других иностранных языков.
Срок реализации Программы: 2011–2020 годы;
XXII сессия Ассамблеи народа Казахстана «Мәңгілік Ел: одна страна — одна судьба»
23 апреля в Астане во Дворце мира и согласия состоялась XXII сессия Ассамблеи народа Казахстана «Мәңгілік ел: одна страна — одна судьба» под председательством президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. XXII сессия совпала с 20-летием Ассамблеи народа Казахстана.
В работе сессии приняли участие более 1,5 тыс. человек, в том числе члены и ветераны Ассамблеи народа Казахстана из всех регионов республики, председатели республиканских и региональных этнокультурных объединений, депутаты парламента, руководители центральных исполнительных органов, политических партий, религиозных объединений, НПО, дипломатических миссий иностранных государств, ректоры вузов, представители научной, творческой интеллигенции и СМИ.
В своем выступлении Н. А. Назарбаев говорил о роли Ассамблеи народа Казахстана как уникального института и обозначил задачи, которые стоят перед ним в будущем. Это развитие казахстанской культуры, сохранение единства народа, изучение государственного языка, который станет ещё одним объединяющим фактором и многое другое. Самое главное, что казахстанцы доказали и показали всему миру, как можно жить в мире и согласии людям разных национальностей, добиваясь при этом целей, к которым другие идут столетиями.
По итогам сессии Ассамблея народа Казахстана приняла обращение, в котором говорится о поддержке инициативы Главы государства — общенациональной идеи «Мәңгілік ел», которая является основой системы общегражданских ценностей, руководящим духовным императивом нашего общества; новой экономической политики «Нұрлы жол» и пяти институциональных реформ: