каждой роли предписан круг прав и обязанностей которые определены социальными нормами
Тесты с ответами по социологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:41, тест
Описание работы
Тесты по социологии с отмеченными ответами.
Файлы: 1 файл
Соц. Тесты.doc с ответами.doc
11. Оценка профессионального рейтинга отражает:
12. Важнейшей предпосылкой институционализации является:
13. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:
14. Социальная мобильность — это:
3) изменение социального статуса индивида или группы;
4) расширение профессионального и общекультурного кругозора.
15. Укажите, какие из перечисленных каналов социальной мобильности являются наиболее важными в традиционных, а какие — в индустриальных обществах.
16. Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой
восходящей мобильности:
17. Понятие «институционализация» означает:
Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов — в рабочие и крестьяне (ДА)
Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей (НЕТ)
В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших — больше (НЕТ)
Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность (ДА)
Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх (НЕТ)
19. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:
20. Важнейшим критерием экономической стратификации является:
21. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется
как следствие:
22. Исторически первой системой социальной стратификации являются:
23. Примером восходящей социальной мобильности является:
24. Примером горизонтальной мобильности является:
25. Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать каждое из них:
Дети осваиваются в обществе и развивают свои социальные сущности («самости»), как бы примеряя на себя роли наблюдаемых ими взрослых, т. е. путем принятия ролей
Джордж Герберт Мид;
Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров: (1) уровень эмоциональности; (2) способ получения; (3) масштаб; (4) степень формализации; (5) мотивация
Ролевые предписания коренятся в культуре общества и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение индивидов в русло ролей
Существует несколько наиболее распространенных способов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разделение различных сфер жизнедеятельности; в) юмор.
26. Личный (личностный) статус — это позиция, занимаемая индивидом:
27. Социальный статус — это позиция, занимаемая индивидом:
28. Что можно отнести к эмпирически измеряемым параметрам экономической стратификации:
29. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да», если считаете, что неправильное, то ответьте «нет».
Роль дает статическое изображение предмета социологии, а статус — динамическое (НЕТ)
У одного человека может быть только один статус (НЕТ)
Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определены социальными нормами (ДА)
Совокупность всех статусов образует социальную структуру (ДА)
В примитивных обществах много статусов, а в современных мало (НЕТ)
Социальные статусы связаны межличностными отношениями, а личные — социальными (НЕТ)
Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения (ДА)
Основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов (ДА)
В каждый момент любой институт может быть представлен определенной совокупностью людей и социальных организаций (ДА)
Институт семьи насчитывает примерно 5-6 тыс. лет, а институт государства — примерно 500 тыс. лет (НЕТ)
30. Системообразующим признаком в марксистской теории социальной классификации является:
31. Для немарксистских социологических подходов характерно выделение в структуре современных обществ:
32. Согласно подходам западной социологии, низшие классы состоят из:
33. Статусной несовместимостью в социологии именуется:
34. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да»; если неправильное — «нет».
Социальная стратификация — это совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами (ДА)
Совокупность больших социальных групп дает социальный состав
В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально (НЕТ)
Рабство не существовало и не существует в новое и новейшее время(НЕТ)
Универсальным измерителем неравенства в обществе является образование (НЕТ)
Представители класса мелкой буржуазии (при капитализме) — это одновременно и собственники, и наемные работники (ДА)
Восходящая социальная мобильность обычно осуществляется добровольно, нисходящая — принудительно (ДА)
Социальный статус семьи — один из факторов индивидуальной мобильности (ДА)
Все аскриптивные статусы являются прирожденными (НЕТ)
Функцией политических институтов является удовлетворение потребности общества в производстве и распределении материальных благ (НЕТ)
35. Уровень образования индивида является важнейшим параметром при определении его места в системе:
36. Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать:
37. Теории социальной мобильности органически связаны с:
38. Важнейшим каналом социальной мобильности в современном обществе является:
39. Репродуктивные функции в обществе осуществляют
40. Брачно-семейные институты включают в себя:
ТЕСТ 4. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1. Во сколько раз по сравнению с обезьяноподобными предками у современного человека увеличился период подготовки к жизни:
2. Когда человеческое общество смогло дать всем желающим полноценное среднее образование:
3. В среднем человек в современном обществе меняет:
Социальные статусы и роли» урок в 8 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Социальные статусы и роли
I. Организационно-мотивационный момент (притча о бабочке).
Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.
Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?
Об этом и пойдёт сегодня речь на уроке. Тема урока: “Социальные статусы и роли”.
II. Изучение нового материала.
Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение общества. Чтобы полнее представить это, сравним общество со строящимся зданием.
– Что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома? (ответы учащихся).
Вывод: структура здания – это вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и делаю здание прочным.
– Чем удерживаются атомы кристаллической решетки? (ответы учащихся).
Вывод: атомы решетки удерживаются особыми связями, которые не позволяют решетке распасться.
Подобное происходит и в обществе.
Только роль горизонтальных перекрытий играют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми составляющими этого здания, которые играют роль горизонтальных перекрытий, то есть узнаем, что такое СТАТУС, РОЛЬ.
Долгое время понятие “статус личности” приравнивалось преимущественно к характеристике правового положения человека. Вспомните, полемизируя с К.Марксом, немецкий социолог М.Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и общественное является важнейшей характеристикой места и роли человека в обществе.
Итак, статус – это место человека в обществе. Роль – способ его поведения.
Каждый статус включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения. Давайте более подробно остановимся на характеристике этих понятий. Перед вами глоссарии и рабочие листы. Некоторым учащимся было дано опережающее задание. Прослушав сообщение, заполните задания в ваших рабочих листах.
Группа № 1. Главный, личный и социальный статусы.
Группа № 2. Предписываемый и достигаемый статусы.
Группа № 3. Социальные роли личности.
Для закрепления изученного материала мы выполним 3 задания по группам. Эти задания связаны с поиском информации в сети Интернет.
1 группа – статусный портрет известного человека. Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон.
Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.
Формулировка задания. Построить статусный портрет политического деятеля в различные пери оды его жизни, перечислить статусы, которые были в его жизни. Проследить изменение статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида.
Группа 2 – содержание социального статуса. Статус требует от человека определенного поведения. Социологи говорят о существовании статусных прав и обязанностей.
Формулировка задания. Давайте попробуем определить какими правами и обязанностями наделены:
– президент страны или премьер-министр;
– ученик или родитель.
Права: может водить машины каких-либо категорий, может сдавать экзамены на новую категорию, менять место работы, заключать контракте работодателем, увольняться, уходить в отпуск.
Обязанности: обязан знать правила дорожного движения, соблюдать их, содержать машину в идеальном состоянии, вовремя ремонтировать технику, проводить техосмотры, проходить медкомиссии, соблюдать технику безопасности, выполнять указания вышестоящих.
Права: может получать образование в любом учебном заведении, переходить с одного факультета на другой, переходить из одного учебного заведения в другое, обучаться на нескольких факультетах сразу, участвовать в обсуждении вопросов улучшения образовательных процессов.
Обязанности: обязан соблюдать правила поведения в учебных заведениях, соблюдать законодательство об образовании, беречь имущество учебного заведения.
Группа 3 – статусные символы. Статусный символ – символ, свидетельствующий о социальном положении человека (автомобиль, коттедж, зарубежный отдых и т.д.).
Статусный имидж-это представление в общественном мнении о том, как должен вести себя человек с определенным социальным статусом
Формулировка задания. Познакомьтесь с дополнительным материалом, проанализируйте его и покажите что такое статусная символика.
В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек сам творец своей судьбы. Всё в ваших руках. Так может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Что для этого нужно? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?
Главный статус. Достигаемый статус. Жизненный цикл. Личный статус. Приписываемый статус. Социальный статус. Статус. Статусная идентификация. Статусные символы. Статусный набор. Статусный портрет. Эпизодический статус.
Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Достигаемый статус – статус, который приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.
Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека.
Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.
Личный статус – это позиция человека в малой группе.
Приписываемый статус – статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля.
Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии.
Реальная траектория жизни – линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом.
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.
Статус – позиция индивида в группе или в обществе.
Статусная идентификация – отождествление себя с чем-то или с кем-то.
Статусная несовместимость – противоречие между двумя статусами одного человека, дисгармония в его статусном наборе.
Статусный портрет (статусный набор) человека – совокупность всех статусов, принадлежащих данному индивиду.
Эпизодический статус – статус, который принадлежит человеку достаточно короткое время.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Социальные статусы и социальные роли
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Разнообразие статусов
Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.
Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.
За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.
Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.
Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».
Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:
Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.
Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.
Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.
Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Социальная роль состоит:
Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Рассмотрим некоторые определения социальной роли:
Виды социальных ролей
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.)
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Основные характеристики социальной роли
1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.
Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Влияние социальной роли на развитие личности
Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.
Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.
Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.
Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь