кшесинская балерина биография личная жизнь
Матильда Кшесинская
Имя: Матильда Кшесинская (Matilda Kshesinskaya)
Отчество: Феликсовна
День рождения: 31 августа 1872
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 6 декабря 1971 (99 лет)
Причина смерти: узнать естественная смерть
Где похоронена: узнать Франция, Сент-Женевьев-де-Буа, кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
Карьера: балерина
Фото: Матильда Кшесинская
Биография Матильды Кшесинской
Ранние годы. Семья
Карьера балерины
Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль.
В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти – выдающегося итальянского танцора. С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы.
Матильда Кшесинская и Николай II
Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины.
Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1886 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой.
Матильда Кшесинская
Биография
Матильда Кшесинская — не просто выдающаяся балерина, техника которой значительно превосходила способности отечественных современниц. Она — одна из самых влиятельных особ конца XIX — начала XX века. Примером её значения служат слова верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. В годы Первой мировой войны, когда армия Российской империи сильно страдала от нехватки снарядов, он утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, поскольку балерина Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными организациями.
Балерина Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Отец — российский поляк Феликс Кшесинский, выписанный из Польши Николаем I как лучший исполнитель его любимой мазурки, мать — Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Сестра Матильды — балерина Юлия Кшесинская (именуемая «Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер), брат — танцовщик и балетмейстер Иосиф Кшесинский.
Девочка поступает в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчивает его. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем. Тогда Александр III, с восторгом следящий за движениями Матильды, произносит судьбоносные слова:
«Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!».
Матильду принимают в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская 2-я (1-й официально называли её сестру Юлию) танцевала на протяжении 27 лет.
Карьера в Мариинском театре
Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова (являвшегося одним из её учителей в училище). Первые выступления Кшесинской — фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».
После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».
Матильда Кшесинская на сцене Мариинского театра
Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.
Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.
Прима-балерина Матильда Кшесинская
Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.
В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.
Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).
Интриги
Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.
Балерина Матильда Кшесинская
Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».
В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта — Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.
Матильда Кшесинская и Сергей Дягилев
Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно — таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям.
Личная жизнь
Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых.
Николай II и Александра Федоровна
Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех.
«Влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», — пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике.
Причиной распада отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.
Матильда Кшесинская и Николай Александрович
На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось — Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. 15 октября 1911 года по Высочайшему указу отчество «Сергеевич» получил её сын Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский».
Матильда Кшесинская с мужем, великим князем Андреем
17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына и дал своё отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария.
30 ноября 1926 года двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.
В эмиграции
В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости — особняка, превратившегося в «главный штаб ленинцев», и дачи. Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой.
«В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял», — говорится в воспоминаниях Кшесинской.
13 июля 1917 года она покидает Петроград навсегда.
В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма», и Кшесинская с Вовой в качестве беженцев едут в Анапу по решению матери Андрея, великой княгини Марии Павловны. 1919 год проведён в относительно спокойном Кисловодске, откуда в поезде из 2-х вагонов беженцы уехали в Новороссийск. Интересно, что Мария Павловна с окружением ехали первым классом, тогда как Матильда с Вовой удостоены третьего.
Матильда Кшесинская в Париже преподавала в балетной студии
Условия жизни продолжали ухудшаться — 6 недель высшее общество жило прямо в вагонах, пока кругом сыпной тиф забирал людей. Затем они отплывают из Новороссийска и получают французские визы. 12 (25) марта 1920 года семья прибыла в Кап-д’Ай, где находилась вилла балерины.
В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Педагог Кшесинская отличалась спокойным нравом — она никогда не повышала голос на своих подопечных.
Фильмы и книги
Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской — предмет, часто освещаемый в искусстве. Так, в романе «Коронация, или Последний из романов» из серии «Приключения Эраста Фандорина» Бориса Акунина рассказывается о подготовке к коронации императора Николая II. Один из персонажей — Изабелла Фелициановна Снежневская, прототипом которой является сама Матильда Феликсовна Кшесинская.
В другом произведении Матильда Кшесинская — ключевой персонаж. 26 октября 2017 года презентуется новая картина Алексея Учителя «Матильда», вызвавшая общественный резонанс ещё до своей премьеры. Сюжет фильма состоит в отношениях Кшесинской с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.
Скандал возник после выхода первого официального трейлера, содержащего сцены эротического характера с участием исполнителей главных ролей Михалины Ольшанской и Ларса Айдингера.
Общественное движение «Царский крест» обвинило создателей картины в «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». Это побудило Наталью Поклонскую, известную своим почитанием Николая II, обратиться в Генпрокуратуру с запросом проверить материал.
Проверка не выявила нарушений, но запустила череду взаимных обращений и обвинений общественных деятелей, политиков и кинематографистов.
Смерть
В возрасте 86 лет, за 13 лет до смерти, Матильда Феликсовна Кшесинская увидела сон — она услышала звон колоколов, церковное пение и увидела перед собой фигуру Александра III, произнесшего роковую фразу об украшении и славе российского балета. Тем утром она приняла решение написать мемуары, приоткрывшие завесу тайн личной жизни легендарной Кшесинской.
Матильда Кшесинская в старости
Воспоминания Матильды Кшесинской изданы в 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение издано только в 1992 году.
Выдающаяся балерина прожила долгую жизнь — она скончалась в возрасте 99 лет за несколько месяцев до своего столетия, 5 декабря 1971 года.
Могила Матильды Кшесинской
Её тело погребено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа в одной могиле с супругом и сыном. На памятник нанесена эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Чем очаровывала польская балерина Кшесинская мужчин дома Романовых
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где появилась на свет и как строила карьеру балерины будущая пассия мужчин дома Романовых Матильда Кшесинская
Маля, как в детстве называли будущую звезду балета, родилась в августе 1872 года в Лигове, что под Петербургом. У девочки была большая семья: родные брат Иосиф и сестра Юлия, а также пятеро сводных братьев и сестёр от первого брака матери. Путь Матильды в балет был предопределён заранее, под влиянием отца. Поляк Феликс Кшесинский прославился не только как солист Мариинского театра и блистательный исполнитель мазурки, но и как талантливый педагог. Окончив Императорское театральное училище, в Мариинку попали также Иосиф и Юлия, которую называли Кшесинской первой. Малю, отданную в балетный класс в трёхлетнем возрасте, стали именовать Кшесинской второй.
Педагоги с детства выделяли Матильду, отмечая её незаурядные данные и трудолюбие, и пророчили большое будущее. Разделяя это мнение, Феликс Кшесинский много времени посвящал развитию дарования младшей дочери.
Экзамен, определивший судьбу, или как юная балерина оказалась в объятиях наследника престола Николая Александровича
Добиться вершин славы благодаря одному лишь таланту всегда нелегко. В России, как, впрочем, и везде, сделать блестящую сценическую карьеру можно было только заполучив влиятельного покровителя. Матильде такой случай представился в 1890-м, на выпускном спектакле Петербургского балетного училища. По словам самой Кшесинской, этот вечер решил её судьбу. Почётными гостями мероприятия были император Александр III с супругой, братьями и цесаревичем Николаем Александровичем. Государь осыпал 18-летнюю выпускницу комплиментами, предрёк, что она станет украшением и гордостью российского балета, представил сыну и удостоил чести сесть рядом во время праздничного ужина.
Существует предположение, что монарх намеренно познакомил наследника с красавицей полькой, дабы юноша до вступления в брак познал азы любви. Что ж, если это было так, то государев план удался: молодые люди почувствовали сильное влечение друг к другу, вскоре переросшее в пылкий роман. Влюблённые встречались в роскошном особняке, снятом (а впоследствии купленном и подаренном Матильде) Николаем Александровичем.
Княжеский треугольник: «Сергей Михайлович-Матильда Кшесинская-Владимир Александрович»
Конец связи цесаревича Николая с Матильдой положила его помолвка с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Фёдоровной. В своих мемуарах Кшесинская утверждала, что это событие разбило ей сердце и заставило сильно страдать. Однако многие современники отмечали, что гордая красавица недолго оставалась безутешной. Она быстро переключила внимание на ещё одного представителя дома Романовых – Великого князя Сергея Михайловича (пятый из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I). Он был известным балетоманом и страстным поклонником Матильды. Поговаривали, что сам Николай вверил свою бывшую пассию его заботам. А злые языки нашёптывали, что на самом деле он просто передал родственнику женщину, как своеобразную эстафетную палочку.
Сергей Михайлович с нежностью относился к своей возлюбленной, потакал всем её капризам и обеспечивал ей театральную карьеру. Длительный роман не помешал Кшесинской крутить амуры на стороне, например, завести интрижку с Великим князем Владимиром Александровичем, годившимся ей в отцы.
Когда у Матильды родился сын, 60-летний Владимир Александрович чувствовал себя гордым и счастливым, однако мальчик получил отчество Сергеевич. Готовый признать ребёнка своим, Сергей Михайлович посодействовал, чтобы тот получил потомственное дворянство.
Сын VS отец, или как князь Андрей Владимирович «отбил» Кшесинскую у Владимира Александровича
Соперничая друг с другом, Великие князья и не подозревали, кто вскоре станет их удачливым конкурентом. На этот раз в амурный список звёздной танцовщицы попал следующий Романов – сын Владимира Александровича, Великий князь Андрей Владимирович. Он с первой же минуты произвёл на Матильду неизгладимое впечатление. Женщину умилило удивительное сочетание красоты и застенчивости молодого человека. Протанцевав и проговорив с ним весь вечер, Кшесинская поняла, что их отношения будут чем-то большим, чем обычный флирт, несмотря на то, что Великий князь моложе её на шесть лет.
Так и случилось. Андрей Владимирович стал часто появляться на репетициях своей избранницы, навещал её дома. Это был один из самых счастливых периодов в жизни Матильды Кшесинской: у неё были обожаемые сын и возлюбленный. К тому же и Великий князь Сергей Михайлович не забывал о ней: он все также продолжал трогательно заботиться о ней, баловал и защищал, а также по первой же просьбе обращался от её имени к наследнику Николаю Александровичу.
Когда пришёл конец сказке Кшесинской, и как сложилась её судьба после революции 1917 года
Бурные события 1917-го кардинально изменили жизнь Матильды Феликсовны. Её роскошный особняк был занят под революционный штаб, мебель, столовое серебро и даже платья реквизированы. Вместе с сыном Владимиром Кшесинская покинула охваченный волнениями Петроград. Почти год она провела в Кисловодске, надеясь переждать смутные времена, но со временем поняла, что безопасно может быть только за границей. Сын переболел испанкой, Матильда едва не подхватила тиф, Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков и чудом остался жив. В феврале 1920 года пароход «Семирамида» навсегда увёз их из России. Семья осела во Франции. Через год 49-летняя Кшесинская приняла православие, и её отношения с Андреем Владимировичем были узаконены. Для поддержания семейного бюджета прославленная танцовщица открыла в Париже свою балетную школу.
Как и многие представители рода Кшесинских, Матильда Феликсовна была долгожительницей. Она упокоилась, не дожив всего несколько месяцев до столетнего юбилея. Похоронена прима русского балета на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, рядом с мужем и сыном.
А вообще Россия дала миру много прославленных балерин, в том числе 5 лучших женщин, ставших эталоном в балете.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Матильда Кшесинская. Фуэте в постели с наследником престола
Балетное будущее младшей дочери польского танцовщика Феликса Кшесинского было предрешено заранее. Но никто не предполагал, что красивые стройные ножки заведут девочку не только на вершину театрального Олимпа, но и в высшие сферы государственной власти России.
Судьба была благосклонна к юной выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской. Весной 1890 года, на выпускном просмотре, балерина так понравилась императору Александру III, что он на торжественном ужине посадил ее рядом со своим старшим сыном — 22-летним наследником престола Николаем. «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, все было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», — вспоминала о том застолье Кшесинская в своих мемуарах.
18-летняя балерина страстно желала продолжения многообещающих отношений. Однако флегматичный цесаревич то ли был слишком стеснителен, то ли чересчур занят государственными делами. Более года он почти не давал о себе знать. Только в начале 1892 года прислуга доложила балерине о визите какого-то «гусара Волкова». На пороге стоял Николай. Их первая ночь была бурной. Встречи стали регулярными, о визитах «гусара Волкова» к Матильде знал не только весь высший свет, но даже петербургские извозчики. Тайная полиция, естественно, тоже была в курсе их отношений. Однажды в будуар Кшесинской ввалился сам градоначальник: императору срочно понадобилось увидеть сына, и губернатору пришлось выковыривать наследника престола из постели его любовницы. Театральная карьера Кшесинской резко пошла вверх. Несмотря на то что ее танец не очень нравился главному балетмейстеру Морису Петипа, он был вынужден давать ей главные партии — покровительство наследника распространялось на весь Мариинский театр, и огорчать такого благодетеля никому не хотелось.
Как бы не преувеличивала в своих мемуарах Кшесинская любовь к ней Николая Александровича, судя по развитию событий, он не терял головы. В 1894 году перед официальной помолвкой с принцессой Алисой Гессенской, будущей императрицей Александрой Федоровной, он простился со своей пассией. Наследник престола прекрасно понимал, что юношеские забавы — это одно, а супружеская верность — совсем другое. Любовник балерины стал прекрасным семьянином.
Матильда горевала, но не очень долго. Нового партнера (причем не по балетной сцене) она нашла опять-таки среди членов правящей династии. 25-летний великий князь Сергей Михайлович приходился ее бывшему любовнику двоюродным дядей. Он испытывал к балерине очень сильное чувство, которое прошло испытание временем и ветренностью Матильды. Она была весьма любвеобильна, хотя ее увлечения редко выходили за пределы императорской фамилии. В 1901 году у нее завязалась интрижка с великим князем Владимиром Александровичем, а чуть позже с его сыном — Андреем Владимировичем, который был на семь лет младше Кшесинской. Завязав отношения с «Андрюшей», Матильда не прерывала отношений с «Сережей», искусно маневрируя между двумя великокняжескими семьями и получая щедрые подарки с обеих сторон.
В конце того же 1901 года, путешествуя по Франции, Кшесинская обнаружила, что беременна. Кто отец будущего ребенка, она могла только догадываться, а тестов на отцовство тогда еще не существовало. Да он и не требовался в данном случае — признать родившегося 18 июня 1902 года мальчика своим сыном были готовы оба великих князя. Кшесинская сначала хотела назвать сына Колей, но это могло не понравиться уже ставшему императором Николаю II. Поэтому мальчик стал Владимиром Сергеевичем. Похоже, отца ему она выбрала просто по старшинству.
Обложка книги Издательство: Питер
В 1904 году Кшесинская ушла из труппы Мариинского театра, но продолжала танцевать на его сцене главные партии по отдельным контрактам с рекордными гонорарами. Никто в балетном мире не смел ей перечить. Ее конфликт с директором Императорских театров князем Волконским из-за какого-то костюма кончился личным разносом князю от самого императора с последующей отставкой.
Во время зарубежных гастролей Матильду неизбежно сопровождал кто-нибудь из ее высокородных любовников. Тем не менее балерине удавалось и тут гульнуть. Ярость великих князей не знала предела. Но обрушивалась она не на их ветреную подругу. В Париже Андрей Владимирович вызвал на дуэль молодого балеруна Петра Владимирова и отстрелил ему не то, что вы подумали, а нос. Орган обоняния бедняге собрали по частям французские врачи.
В собственный роскошный особняк в Петербурге Кшесинская переехала в 1906 году. На постройку этого дворца не хватило бы даже астрономических гонораров. Злые языки поговаривали, что для подарка любовнице Сергей Михайлович, бывший членом Совета государственной обороны, воровал нехилые кусочки из военного бюджета. Эти слухи аукнулись балерине во время Первой мировой войны, когда верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич оправдывал поражение на фронтах тем, что «Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами».
Но на судьбу балерины повлияли не обвинения в коррупции, а Февральская революция. Оставленный Кшесинской особняк заняли большевистские организации. Через пару недель от богатого убранства не осталось и следа, а с высокого балкона начал толкать речи вернувшийся из эмиграции Ленин. Матильда пыталась вернуть отнятое имущество и обратилась в суд, причем одним из ответчиков значился «кандидат права В. И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)». 5 мая 1917 года суд постановил вернуть особняк законной владелице, но большевики чихать хотели на решение мирового судьи. В июле Кшесинская с сыном навсегда покинули Петроград и уехали в Кисловодск, где их ждал Андрей Владимирович. «В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял», — писала она в мемуарах.
После длительных приключений и злоключений в 1920 году Андрей, Матильда и Вова добрались до особняка Кшесинской на Лазурном берегу. Через год старые любовники наконец-то сочетались законным браком, а Володя, официально усыновленный, вместо Сергеевича стал Андреевичем. Матильда Кшесинская проживет очень долгую жизнь, получит титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, будет учить балету французских девочек, встретится с шефом гестапо Мюллером, чтобы освободить сына из концлагеря, напишет воспоминания о своей бурной молодости, переживет мужа на 15 лет и, не дожив нескольких месяцев до векового возраста, в 1971 году упокоится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
К тому времени два ее высокородных любовника были уже давно мертвы. Их жизни закончились на Урале в 1918 году. Николая II с семьей расстреляли в Екатеринбурге. Великого князя Сергея Михайловича вместе с другими членами императорской фамилии увезли в Алапаевск. 18 июля красные решили казнить пленников и отвезли их к старой шахте. Князь оказал сопротивление и был застрелен. Можно сказать, что ему повезло — его родственников сбросили в штольню живыми. Когда через полтора месяца занявшие Алапаевск белые подняли тела наверх, то обнаружилось, что в руке Сергея Михайловича зажат золотой медальон с портретом Кшесинской и надписью «Маля».