кунцевский противотанковый ров история
Кунцевский противотанковый ров
Кунцевский противотанковый ров — единая непрерывная [источник не указан 687 дней] линия оборонительных инженерных сооружений, возведённая в начальный период Великой Отечественной войны (лето—осень 1941 [источник не указан 687 дней] ) на территории Кунцевского района Московской области, западнее города Кунцево, и предназначенная для защиты ближних подступов к Москве
Содержание
История
Описание
Кунцевский противотанковый ров, представлявший собой уникальное [источник не указан 687 дней] инженерное сооружение, хорошо известен по трофейным немецким аэрофотоснимкам, сделанным осенью 1941.
Начинаясь от правого берега Москвы-реки на её излучине в районе села Крылатское, ров двумя линиями пересекал Рублёвское шоссе. После него он смыкался и уходил извилистой линией на юго-восток, до района будущей станции метро «Кунцевская». Здесь, на окраине города Кунцево, ров проходил двойной линией вдоль берегов речки Фильки. Далее он тянулся уже на юго-запад, в район будущей железнодорожной платформы «Рабочий посёлок». У ответвления ж/д линии в сторону станции Усово ров был усилен и выполнен в виде двух исходящих углов — севернее и южнее железной дороги.
Конечный участок противотанкового рва в окрестностях Кунцева шёл примерно на юг, примыкая к Можайскому шоссе и левому берегу реки Сетунь.
МУЗЕЙ «ИСТОКИ»
СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ
Экспозиция музея
Активом школьного музея «Истоки» подготовлен фильм «История одной жизни. Военврач Стасюк А.В.»
Активом школьного музея «Истоки» подготовлен видеосюжет о военном полигоне «Выстрел»
Фильм 1. Вещи войны. Рукавицы
Фильм 2. Вещи войны. Самолётик
Фильм 3. Вещи войны. Костюм
Фильм 4. Вещи войны. Письмо
Активом школьного музея «Истоки» подготовлен видеосюжет о военном полигоне «Выстрел»
ГОРОД КУНЦЕВО В ГОДЫ ВОЙНЫ
№1 Памятный камень «Рубежный проезд».
Открыт 22 июня 2012 года.
Посвящен переименованию рядом находящегося «Проектируемого проезда №369»,
соединяющего дублер Рублевского шоссе и улицу Крылатские холмы, в «Рубежный проезд».
№2 Памятник воинам, «Павшим в Великую Отечественную войну (1941-1945 гг) защитникам нашей Родины, кунцевчанам, офицерам и солдатам маршевых рот от благодарных потомков».
Открыт 9 мая 2014 г.
Памятник установлен на высоком южном берегу Мазиловского пруда около метро «Пионерская», состоит из гранитного мемориала и ЖБОТ.
Инициаторы создания памятника: Данченко М.В, Жаров И.И., Жучкова Л.И. (автор текста на памятнике), группа жителей, при управе. Управа Фили-Давыдково, заместитель главы управы, Чавриков Александр Юрьевич. Военный клуб «Миротворец».
№3 Памятный камень на Кунцевской линии обороны Москвы.
Открыт 6 сентября 2019 года.
Мемориальный камень установлен в яблоневом саду у станции метро «Славянский бульвар» в память о защитниках столицы во время Великой Отечественной войны.
По проекту Л. Г. Ругайн.
№4 Памятник 1-й гвардейской Московско-Минской мотострелковой дивизии.
Установлен Метростроем в 1976 году в ознаменование 50-летия создания дивизии и ее подвигов в Великой Отечественной войне. Расположен на пересечении улиц Минской и Мал. Филёвской, рядом со станцией метро Филёвский парк.
На памятнике надпись: «Площадь Московско-Минской дивизии названа в 1976 году в ознаменование 50-летия формирования 1-й гвардейской пролетарской Московско-Минской дивизии и ее боевых подвигов в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Архитектор О.К. Гурулев, художник-архитектор С.И. Смирнов, скульптор И.П. Казанский.
№5 Памятный комплекс «Оборонительный рубеж Москвы 1941-1943»
Открыт 9 мая 2017 г. на гребне берега в восточной части парка «Фили», к северу от главного входа.
Сооружен в память о событиях Великой Отечественной войны. Два памятника – железобетонные пулеметные огневые точки (ЖБОТ), были частью комплекса оборонительных сооружений, входивших в 1941-1943 гг. в состав рубежа обороны Московского укрепленного района.
Реконструированы и восстановлены по инициативе администрации парка «Фили».
В рамках городского образовательного проекта «Мой район в годы войны» учащиеся нашей школы встретились с коренной кунцевчанкой Воскресенской Татьяной Борисовной. Актив музея по материалам беседы подготовил статью, которую предлагает вашему вниманию.
КАК ЭТО БЫЛО
В преддверии празднования 75-летия Великой Победы наша школа приняла активное участие в городском образовательном проекте «Мой район в годы войны», одной из изученных тем проекта была «Жили-были кунцевчане».
Нам удалось познакомиться с удивительным человеком, очевидцем тех далёких событий – Воскресенской Татьяной Борисовной, коренной кунцевчанкой, которая родилась и всю жизнь провела в Кунцеве.
43 года своей жизни Татьяна Борисовна проработала в закрытом научно-исследовательском институте в должности специалиста в области печатного монтажа. В послевоенное время принимала участие в разработках советских тактических ракетных комплексов «Точка», «Искандер», «Ока».
В настоящее время она является председателем совета ветеранов первичной организации, насчитывающей 1600 человек!
Воскресенская Татьяна Борисовна
«Вообще Кунцево – замечательное дачное место, – влюбленно говорит Татьяна Борисовна и продолжает свой рассказ: – Наша улица Овражная выходила раньше к железной дороге. А чуть-чуть подальше у нас был пруд, который есть и до сих пор между домами по улице Ивана Франко, в котором мы полоскали бельё. Как раз там, где сейчас идёт линия метро, была речка Филька, в которой мы делали запруды, чтобы огород поливать. Таскать воду из пруда было далеко, а здесь близко. И как-то раз мой брат решил отправиться по этой реке в плаванье на корыте, а поток был бурный, и мой брат чуть не утонул в этой Фильке. Ну, а чуть дальше, у открытой линии метро, у нас была картошка. И всю войну мы возделывали наш огород в 12 соток. Помню, во время войны у нас на постой ребята встали, связисты. Весь огород, конечно, был перекопан окопами. Но как-то выжили же. Конечно, и куры ещё были, и коза, которую нужно было пасти. И ещё неизвестно, кто кого пас, я её или она меня». Наша собеседница смеётся, и мы улыбаемся вместе с ней.
Но через несколько секунд ее лицо становится серьезным: «Ведь вы понимаете, у нас во время войны здесь было животноводческое товарищество. Но всё-таки там что-то было, жмых был. Для нас подсолнечный жмых был как шоколадки. А иногда ведь и хлопковый был, а там одни опилки. Жуть! И всё это отразилось на желудке, на печени. И я лично заболела. очень тяжело. Но, слава Богу, удалось выжить.
Наш дом был деревянный, одноэтажный, но с металлической крышей. Во время налётов осколков была тьма, а мы с братом, когда бабушка глины намесит с тряпкой, лазили, затыкали эти дырки в крыше. А во дворе была землянка. И в один из налётов, а налёты были жестокие, мама несла меня ночью вот в эту землянку. Сзади неё со свистом пролетел осколок. После этого случая она сказала: «Всё. Больше мы туда не ходим». И мы с братом залезали под кровать и лежали там».
С начала войны Кунцево становится прифронтовым городом, и осенью 41-ого года здесь начинают строиться фортификационные сооружения Московского рубежа обороны. Устанавливаются заградительные ежи, ДОТы и ДЗОТы, роются окопы и противотанковые рвы, последние хорошо видны на трофейных немецких аэрофотоснимках 42-ого года. На строительство были мобилизованы метростроевцы, рабочие заводов, ополченцы и просто мирные жители, в основном женщины и подростки.
Татьяна Борисовна рассказала нам, что во время войны она была маленькой девочкой, но хорошо помнит, как недалеко от их дома копали окопы и противотанковые рвы. Её мама, молодая женщина, копала в 41-ом году тот самый ров, фрагмент которого сохранился до наших дней между улицами Ярцевской и Академика Павлова. Такой была трудовая повинность.
Немцы все время стремились на Москву. Рублевское шоссе являлось самым танкоопасным направлением, это был кратчайший путь с запада к Москве. Долину, по которой протекала река Филька, специально перекрыли рвами и ежами, чтобы танки не могли проехать. Железная дорога, 95 завод (ВИЛС) – эти объекты требовали особой защиты. На другой стороне Рублёвского шоссе находился военный городок, стояла часть аэростатчиков.
Личный состав 3-й дивизии «А3» ПВО г. Москвы. Кунцево, 1944 г. Музей НГГУ им. Лобачевского.
Девушки-бойцы носили газгольдеры, при помощи которых наполняли газом аэростаты заграждения (АЗ). Здесь везде висели аэростаты, а ночью, во время налётов, светило несколько прожекторов. Местные жители за внешний вид называли газгольдеры «колбасой», а аэростаты – «огурцами».
Доставка газгольдеров для наполнения аэростатов заграждения с воздушной подстанции к Москве, 1941 г.
Татьяна Борисовна до сих пор помнит, как мощные лучи прожекторов взяли в перекрестье немецкий самолет и вели, потом его подбили наши зенитки.
В том месте между Ярцевской и Академика Павлова, где сохранился участок рва, во время войны было поле, и для его маскировки были посажены молодые березки. Сейчас там лесопарк, и тем деревьям уже по 80 лет.
Ещё во время войны в том месте был устроен склад патронов завода № 46, выпускавшего боеприпасы. Сейчас это МРТЗ – Московский радиотехнический завод. В 60-ые годы были видны воронки в местах расположения блиндажей, где хранились патроны. Теперь уже всё сровнялось.
Наша собеседница продолжает свой рассказ: «У моей мамы ещё был брат. Я помню, как в 42-ом году мы осенью копали картошку, он подошёл к нашей калитке и позвал маму: «Аня, Анюта, прощай! Я уезжаю под Сталинград». Там он и пропал без вести. А был он сапёром. Вы понимаете, от них тогда ничего не оставалось…»
Мы стояли рядом и внимательно слушали. Нам было интересно узнать о судьбе женщины, пережившей войну, об истории района, в котором живем, и об истории нашей страны. Мы тепло поблагодарили Татьяну Борисовну за встречу и познавательную беседу и договорились встретиться вновь.
Татьяна Борисовна с учащимися школы № 1584 около той самой яблони в саду.
Кристина Ю. ученица 8 « Г»,
Наша школа находится на территории старейшей усадьбы Москвы – Кунцево. История усадьбы уходит в глубокую древность. Однако ее первый расцвет пришелся на период, когда ею владели Нарышкины, – конец XVII в. – середина XIX в.
Второй расцвет приходится на времена, когда этими землями владел известный меценат Козьма Терентьевич Солдатёнков.
Нами разработан ряд театрализованных экскурсий. Данная форма проведения экскурсий дает возможность почувствовать дух и аромат эпохи.
Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент театрализованной экскурсии и приглашаем вас в года понаблюдать и послушать, о чем могли говорить посетители парка того времени.
Кунцевский противотанковый ров
Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Кунцевский противотанковый ров — единая непрерывная [ источник не указан 3947 дней ] линия оборонительных инженерных сооружений, сооружённая в начальный период Великой Отечественной войны (лето—осень 1941 [ источник не указан 3947 дней ] ) на территории Кунцевского района Московской области, западнее города Кунцево, и предназначенная для защиты ближних подступов к Москве
Содержание
История [ править | править код ]
Описание [ править | править код ]
Кунцевский противотанковый ров, представлявший собой уникальное [ источник не указан 3947 дней ] инженерное сооружение, хорошо известен по трофейным немецким аэрофотоснимкам осени 1941 года.
Начинаясь от правого берега Москвы-реки на её излучине в районе села Крылатское, ров двумя линиями пересекал Рублёвское шоссе. После него он смыкался и уходил извилистой линией на юго-восток, до района будущей станции метро «Кунцевская». Здесь, на окраине города Кунцево, ров проходил двойной линией вдоль берегов речки Фильки. Далее он тянулся уже на юго-запад, в район будущей железнодорожной платформы «Рабочий посёлок». У ответвления ж/д линии в сторону станции Усово ров был усилен и выполнен в виде двух исходящих углов — севернее и южнее железной дороги.
Конечный участок противотанкового рва в окрестностях Кунцева шёл примерно на юг, примыкая к Можайскому шоссе и левому берегу реки Сетунь.
Кунцевский противотанковый ров
Кунцевский противотанковый ров — единая непрерывная [ источник не указан 3947 дней ] линия оборонительных инженерных сооружений, сооружённая в начальный период Великой Отечественной войны (лето—осень 1941 [ источник не указан 3947 дней ] ) на территории Кунцевского района Московской области, западнее города Кунцево, и предназначенная для защиты ближних подступов к Москве
Содержание
История
Описание
Кунцевский противотанковый ров, представлявший собой уникальное [ источник не указан 3947 дней ] инженерное сооружение, хорошо известен по трофейным немецким аэрофотоснимкам осени 1941 года.
Начинаясь от правого берега Москвы-реки на её излучине в районе села Крылатское, ров двумя линиями пересекал Рублёвское шоссе. После него он смыкался и уходил извилистой линией на юго-восток, до района будущей станции метро «Кунцевская». Здесь, на окраине города Кунцево, ров проходил двойной линией вдоль берегов речки Фильки. Далее он тянулся уже на юго-запад, в район будущей железнодорожной платформы «Рабочий посёлок». У ответвления ж/д линии в сторону станции Усово ров был усилен и выполнен в виде двух исходящих углов — севернее и южнее железной дороги.
Конечный участок противотанкового рва в окрестностях Кунцева шёл примерно на юг, примыкая к Можайскому шоссе и левому берегу реки Сетунь.
Кунцевский противотанковый ров
Кунцевский противотанковый ров — единая непрерывная [ источник не указан 3947 дней ] линия оборонительных инженерных сооружений, сооружённая в начальный период Великой Отечественной войны (лето—осень 1941 [ источник не указан 3947 дней ] ) на территории Кунцевского района Московской области, западнее города Кунцево, и предназначенная для защиты ближних подступов к Москве
Содержание
История [ | ]
Описание [ | ]
Кунцевский противотанковый ров, представлявший собой уникальное [ источник не указан 3947 дней ] инженерное сооружение, хорошо известен по трофейным немецким аэрофотоснимкам осени 1941 года.
Начинаясь от правого берега Москвы-реки на её излучине в районе села Крылатское, ров двумя линиями пересекал Рублёвское шоссе. После него он смыкался и уходил извилистой линией на юго-восток, до района будущей станции метро «Кунцевская». Здесь, на окраине города Кунцево, ров проходил двойной линией вдоль берегов речки Фильки. Далее он тянулся уже на юго-запад, в район будущей железнодорожной платформы «Рабочий посёлок». У ответвления ж/д линии в сторону станции Усово ров был усилен и выполнен в виде двух исходящих углов — севернее и южнее железной дороги.
Конечный участок противотанкового рва в окрестностях Кунцева шёл примерно на юг, примыкая к Можайскому шоссе и левому берегу реки Сетунь.