курамухаммад хаджи рамазанов биография
Памяти шахида Курамухаммада-хаджи Рамазанова
Это был благословенный месяц Раджаб. Курамухаммад-хаджи вместе со своим родным братом и учеником возвращались домой. Он спешил домой, чтобы закончить очередную книгу. Учёный никогда не сидел без дела. Тогда в результате этого теракта выжил только его ученик Мухаммадрасул.
Курамухаммад оставил после себя книги и знания, над которыми он работал днями и ночами. Ими и по сей день пользуются, получают пользу. Даже в машине, в разъездах между мечетями и медресе, он что-то читал и писал. Невозможно оценить урон, который понесли мусульмане с потерей Курамухаммада-хаджи. Только после того, как ушёл от нас этот светоч Ислама, мы поняли, какого великого блага лишились.
Да не лишит нас Всевышний заступничества наших шахидов в День Великого Суда. Амин!
Курамухаммад-хаджи Рамазанов родился в 1956 году в селении Зехида Цунтинского района. Обучаться Исламу он начал с ранних лет. Вначале получил религиозное начальное образование дома, отец научил его чтению Корана. Затем он решил уехать в Закаталы к учителю Абдул-Хафизу. После окончания восьмилетней школы поехал в Буйнакск, в котором тогда проживало много ученых-арабистов. Курамухаммад-хаджи подходил ко всем в неуемной жажде исламских знаний, учился почти у всех них. Читайте далее…
Как бы мы ни старались его оценить, мы никогда не сделаем это так, как оценил его досточтимый шейх Саид-афанди аль-Чиркави, и вряд ли кто другой знал его лучше, чем шейх: «…Он многое сделал, многое оставил после себя: учеников, книги, добрые дела, хороших детей. Он, как никто другой, работал на пути Ислама каждый день и каждую минуту. И потому даже смерти его может позавидовать любой праведный мусульманин. Разве за каждым мусульманином так плачут тысячи его братьев и сестер по вере? Разве за каждого читается столько молитв во всех мечетях? Разве к родственникам каждого идут такие нескончаемые вереницы соболезнующих? Он заслужил такое почитание и глубокое уважение. Читайте далее…
К годовщине смерти Курамухаммада-хаджи Рамазанова
Ровно четыре года назад, 26 июля 2007 года, в результате теракта погиб великий учёный Курамухаммад-хаджи Рамазанов
Только после того, как ушел от нас этот светоч Ислама, мы поняли, какого великого блага лишились.
Курамухаммад-хаджи Рамазанов был человеком, который начинал свой рабочий день с утреннего намаза и заканчивал поздней ночью. Казалось, что у него нет времени даже на сон. Он не упускал ни секунды зря, как будто знал, что на Земле ему суждено пребывать недолго. Он ценил время и только с пользой проводил его. У него была неуемная жажда знаний. Хотя он ушел от нас, но остались его книги и знания, которые он передал тысячам мусульман. Остались его труды, над которыми он работал днями и ночами. Даже в машине, в разъездах между мечетями и медресе он что-то читал и писал. Курамухаммад-хаджи говорил, что у него рука устает от долгого писания и приходится делать перерыв – так много он работал.
Одними из самых ярких и наиболее важных на сегодня являются его книги «Заблуждение ваххабитов в шариатских вопросах», «Исламская этика», которые он так и не успел издать при жизни, но, хвала Всевышнему, сейчас они уже вышли в свет и тысячи мусульман могут прочесть их. Продолжают выходить в свет его новые книги, их переводят на разные национальные языки, сотни его учеников усиленно призывают людей к Исламу. Дагестанцы нарекают своих детей именем Курамухаммада-хаджи.
И вспоминаются слова из хадиса Пророка (мир ему и благословение) о том, что в Судный день чернила алимов перевесят кровь шахидов, павших на пути Аллаха. Курамухаммад-хаджи Рамазанов получил оба эти блага: он умер и шахидом, и алимом, оставившим после себя богатое наследие.
Да смилуется Аллах над ними и возвысит их степень в раю! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Памяти шахида Курамухаммада-хаджи Рамазанова
Это был благословенный месяц Раджаб. Курамухаммад-хаджи вместе со своим родным братом и учеником возвращались домой. Он спешил домой, чтобы закончить очередную книгу. Учёный никогда не сидел без дела. Тогда в результате этого теракта выжил только его ученик Мухаммадрасул.
Курамухаммад оставил после себя книги и знания, над которыми он работал днями и ночами. Ими и по сей день пользуются, получают пользу. Даже в машине, в разъездах между мечетями и медресе, он что-то читал и писал. Невозможно оценить урон, который понесли мусульмане с потерей Курамухаммада-хаджи. Только после того, как ушёл от нас этот светоч Ислама, мы поняли, какого великого блага лишились.
Да не лишит нас Всевышний заступничества наших шахидов в День Великого Суда. Амин!
Курамухаммад-хаджи Рамазанов родился в 1956 году в селении Зехида Цунтинского района. Обучаться Исламу он начал с ранних лет. Вначале получил религиозное начальное образование дома, отец научил его чтению Корана. Затем он решил уехать в Закаталы к учителю Абдул-Хафизу. После окончания восьмилетней школы поехал в Буйнакск, в котором тогда проживало много ученых-арабистов. Курамухаммад-хаджи подходил ко всем в неуемной жажде исламских знаний, учился почти у всех них. Читайте далее…
Как бы мы ни старались его оценить, мы никогда не сделаем это так, как оценил его досточтимый шейх Саид-афанди аль-Чиркави, и вряд ли кто другой знал его лучше, чем шейх: «…Он многое сделал, многое оставил после себя: учеников, книги, добрые дела, хороших детей. Он, как никто другой, работал на пути Ислама каждый день и каждую минуту. И потому даже смерти его может позавидовать любой праведный мусульманин. Разве за каждым мусульманином так плачут тысячи его братьев и сестер по вере? Разве за каждого читается столько молитв во всех мечетях? Разве к родственникам каждого идут такие нескончаемые вереницы соболезнующих? Он заслужил такое почитание и глубокое уважение. Читайте далее…
Курамухаммад-хаджи Рамазанов родился в 1956 году в селении Зехида Цунтинского района. Обучаться Исламу он начал с ранних лет. Вначале получил религиозное начальное образование дома, отец научил его чтению Корана. Затем он решил уехать в Закаталы к учителю Абдул-Хафизу. После окончания восьмилетней школы поехал в Буйнакск, в котором тогда проживало много ученых-арабистов. Курамухаммад-хаджи подходил ко всем в неуемной жажде исламских знаний, учился почти у всех них.
Его учителями были Нурмухаммад из Унцукуля, Сидикил Али-хаджи из Аймаки, Мухаммад-хаджи из Асаба и многие другие известные исламские ученые. Книгу «Фатхул Мубин» он изучил у шейха из Хучады Меселасул Мухаммада-афанди в Нечаевке. Каждый раз Курамухаммад-хаджи перед изучением той или иной книги либо очередным выбором учителя советовался с шейхом из Батлуха Мухаммадом-афанди, жившим тогда в Буйнакске.
Но не только в этом городе он получал свои знания. Подобно передвижнику он ходил за алимами, прося их обучить его, так как время было такое, что и с соседом нельзя было поделиться знаниями такого рода. Вот так по воле Аллаха собственным старанием и усердием он получил образование, которое признали не только в Дагестане, но и в Саудовской Аравии, и в других исламских странах. Самое главное, что знания, обретенные с таким трудом, Курамухаммад-хаджи щедро передавал другим, всякий раз радуясь, когда удавалось кого-то обучить.
Когда в Буйнакске открыли Исламский институт имени Сайфуллы-Кади, Курамухаммада пригласили на работу проректором по учебной части. Затем, некоторое время он проработал имамом в Буйнакске.
В 1991 году Курамухаммад совершил хадж, во время которого тяжело заболел (кровотечение желудка). Приехав с хаджа, он сразу же отправился в горы к матери. У него пропал интерес к жизни, ибо он был очень подавлен болезнью. Тогда шейх из Батлуха, похлопав его по спине, сказал: «Не спеши умирать, ты еще многих обучишь наукам». Пролежав в больнице, Курамухаммад-хаджи выздоровел и вновь приступил к обучению.
В 1994 году он вместе другими дагестанскими учеными для усовершенствования знаний выехал в Дамаск, где учился в университете «Абу-Нур».
В 1996 году по приглашению муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова пришел на работу в канонический отдел Духовного управления мусульман Дагестана, где проработал в качестве заведующего отделом до конца жизни. Но не это было его основной деятельностью. Курамухаммад-хаджи работал имамом мечети им. имама Шамиля в Махачкале, имамом-хатыбом в Центральной джума-мечети. В последние два-три года с помощью щедрых мусульман ему удалось построить при своей мечети прекрасное медресе, которое очень быстро приобрело статус одного из лучших в городе.
Но самой большой и ответственной он считал идеологическую работу через СМИ. Постоянно выступал с проповедями по телевидению, радио и на страницах периодической печати. Он написал более десяти книг по Исламу. Столько же книг было опубликовано с целью разоблачения идеологии ваххабизма.
Курамухаммад-хаджи уделял огромное внимание изучению основ Ислама, привлечению к изучению наук более способных детей. Он не любил тратить без пользы ни одной минуты жизни. Не обращая внимания на мирскую жизнь, он всецело был поглощен Исламом.
Вот так Курамухаммад-хаджи, родившийся в многодетной семье в высокогорном Цунтинском районе, смог своими стараниями и усердием обучиться Исламу, а затем передать свои знания другим.
Сегодня в Дагестане есть сотни молодых людей, обучавшиеся у Курамухаммада-хаджи и получившие от него тот Ислам, который раскрывает всю красоту и великолепие религии. Остались не изданными основные труды ученого.
На стадии печатания находится около десятка книг. Каждый труд его был новым уроком и витком в изучении Ислама для мусульман. Его энергия, его желание жить во имя веры передались его многочисленным ученикам, которые используют его наследие в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Да простит Всевышний все грехи павших за веру (шахидов) и да не лишит нас заступничества (шафаата) в День Великого суда.
Дагестан и вся исламская умма потеряла ученого богослова, непримиримого борца с экстремизмом, всецело посвятившего себя распространению наук и просвещению народа.
Но Ислам продолжает нести мир и терпимость.
Да простит Всевышний все грехи павших за веру (шахидов) и да не лишит нас шафаата в Судный день.
Курамухаммад-хаджи Рамазанов
Славный ученый, имам-хатыб, аскет Курамухаммад сын Ас’ада сын Рамазана, да смилуется над ним Аллах, родился в 1956 году в селении Зехида Цунтинского района Дагестана. Он стал обучаться Исламу с детских лет, начальное образование получил дома: отец обучил его чтению Корана. Затем он решил уехать в Закаталы к учителю – шейху Абдул-Хафизу.
В 1975 году, после окончания школы, узнав, что в Буйнакске функционирует мечеть и ее посещают ученые, которые тайком обучают людей, он отправляется туда. В Буйнакске у Курамухаммада-хаджи не было ни родственников, ни знакомых, лишь маленькая комнатка на втором этаже мечети приютила его. Его друг Мухаммад из Буйнакска рассказывал: «У него в комнате были печка в виде кольца вырезанного из трубы со спиралью и старый чайник. Не было даже ложек и вилок, только чашки и блюдца. Все деньги, которые у него были он давал за хлеб. Так питаясь хлебом и чаем, он начал учиться».
Помимо бытовых неурядиц и поиска людей, которые могли бы его обучать наукам, была и еще одна проблема. Мухаммад из Буйнакска рассказывал: «Имамом мечети был человек по имени Татан-Кади. Периодически его вызывали в КГБ и расспрашивали об учениках, а он в свою очередь отрицал все, говоря, что это дети или внуки сторожа, которые посещают его».
Но все эти проблемы будто для него не существовали. Словно одержимый он только утолял свою жажду познания. Все, что он изучал для него не было просто сухой теорией, а практикой, которую он ежедневно, дотошно и аккуратно воплощал в жизни и которая совершенствовала его нрав.
Высокая нравственность, отрешенность от мирских благ и прекрасные умственные способности позволили ему вскоре овладеть хорошим багажом знаний и это дало возможность молодому Курамухаммаду самому начать давать знания другим. Вскоре с семьей он подыскал себе дом в селении Казанище, которое было одним из духовных центров Дагестана. Его сын Мухаммадариф рассказывал, что вместе с ними в доме жили ученики отца, которые жаждали знаний.
Его учителями были Нурмухаммад из Унцукуля, Али-хаджи сын Сиддика из Аймаки, Мухаммад-хаджи из Асаба и многие другие известные исламские ученые Дагестана.
Возглавляющий медресе села Гергебиль, Али-хаджи из Аймаки рассказывал: «Однажды ко мне подошел один молодой человек. Я не знал его и не слышал о нем. Он сказал, что его отправил устаз из Нечаевки [Мухаммад-афанди], да будет доволен им Аллах. То было время, когда я приехал, отучившись в Хасавюрте и завершив чтение «Аль-Махалли» [комментарий на «Минхадж» имама ан-Навави] – книги по исламскому праву, продолжал изучать книгу «Ихья» [имама аль-Газали]. Я спросил, что он хочет изучать. Он сказал, что «Аль-Махалли». Было видно, что он уже имел хорошие знания. Оказалось, также, что он четырежды прочел «Ихья»».
Книгу «Фатхуль Мубин» он изучил в Нечаевке у шейха Меселасул Мухаммада-афанди из Хучады, да освятит Аллаха его душу.
Каждый раз Курамухаммад-хаджи перед изучением той или иной книги, либо очередным выбором учителя, советовался с шейхом из Батлуха Мухаммадом-афанди, да освятит Аллаха его душу, который жил тогда в Буйнакске.
В Буйнакске у него обучались Мухаммадрасул-хаджи Саадуев, имам центральной мечети Махачкалы и Махди-хаджи Абидов.
Курамухаммад-хаджи посещал ученых по всему Дагестану, терпеливо требуя знаний, хотя время было такое, что и с соседом нельзя было поделиться исламскими знаниями.
По воле Аллаха упорным старанием и усердием он получил образование, которое признали в Дагестане, а также во многих мусульманских странах. Самое главное, что знания, обретенные таким трудом, Курамухаммад-хаджи щедро передавал другим, всякий раз радуясь, когда удавалось кого-то обучить.
Когда в Буйнакске открыли Исламский институт имени Сайфуллы-Кади, Курамухаммада пригласили на работу проректором по учебной части. Затем некоторое время он проработал имамом в Буйнакске.
В 1991 году Курамухаммад совершил хадж, во время которого тяжело заболел. Приехав с хаджа, он сразу же отправился в горы к матери, это был непростой период для Курамухаммад-хаджи, он был очень подавлен болезнью. Тогда устаз из Батлуха сказал ему: «Не спеши умирать, ты еще многих обучишь наукам». Пролечившись, Курамухаммад-хаджи выздоровел и вновь приступил к обучению.
В 1994 году он вместе другими дагестанскими учеными для усовершенствования знаний выехал в Дамаск, где учился в университете «Абу-Нур».
В 1996 году по приглашению муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, да смилуется над ним Аллах, пришел на работу в канонический отдел Духовного управления мусульман Дагестана, где проработал в качестве заведующего отделом до конца жизни.
Но не это было его основной деятельностью. Курамухаммад-хаджи работал имамом мечети им. имама Шамиля в Махачкале, имамом-хатыбом в Центральной Джума-мечети. В последние два-три года с помощью щедрых мусульман ему удалось построить при своей мечети прекрасное медресе, которое очень быстро приобрело статус одного из лучших в городе.
Он очень серьезно относился к идеологической работе через СМИ, постоянно выступал с проповедями по телевидению, радио и на страницах периодической печати. Он написал несколько десятков книг по различным аспектам Ислама, а также труды, разоблачающие сектантов. Большинство из его трудов не были изданы при его жизни или были изданы только на аварском языке.
Курамухаммад-хаджи уделял огромное внимание обучению основам Ислама, привлечению к изучению наук более способных детей. Он не любил тратить без пользы ни одной минуты жизни. Если он каким-то образом высвобождал время в своем плотном графике, он приходил к Муфтию Дагестана, чтобы узнать, нет ли какой-то важной работы, которую Муфтий мог ему поручить.
Имам Буйнакска, Абдул-Карим-хаджи рассказывал со слов Хабиба-хаджи, что ту работу, которую при жизни делал Курамухаммад-хаджи, сейчас возложили на семерых человек.
Вот так Курамухаммад-хаджи, родившийся в многодетной семье в высокогорном Цунтинском районе, смог своими стараниями и усердием обучиться Исламу, а затем передать свои знания другим.
Сегодня в Дагестане есть сотни молодых людей, обучавшиеся у Курамухаммада-хаджи и получившие от него тот Ислам, который раскрывает всю красоту и великолепие религии.
На стадии издания находится около десятка его книг. Каждый его труд был новым уроком и витком в изучении Ислама для мусульман. Его энергия, его желание жить во имя веры передались его многочисленным ученикам, которые используют его наследие в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Его труды: «Исламская этика», «Фард – минимум необходимых знаний для каждого мусульманина», «Пост – четвертый столп Ислама», «Хадж – пятый столп Ислама», «Жертвоприношение и акыка», «Гигиена женщины», «Проповеди», «Знаете ли вы, что такое иман?», «Знаете ли вы, что такое Ислам?», «Знаете ли вы, что такое ихсан?», «Семь лучей солнца» (сира), «Намазы-суннат», «Добродетель и злонравие», «Можно ли приписывать мусульманам многобожие?», «Заблуждение ваххабитов в Шариатских вопросах», «Смерть и похороны», «Перевод Корана, противоречащий Корану и хадисам», «Умеете ли вы правильно совершать намаз», «Пророк ﷺ и четыре его сподвижника». Это основной, но не весь перечень книг, оставленный этим славным ученым мусульманам.
Шейх Саид-афанди Чиркейский, да смилуется над ним Аллах, сказал о нем: «…Он многое сделал, многое оставил после себя: учеников, свои книги, свои добрые дела, хороших детей. Он, как никто другой, работал на пути Ислама каждый день и каждую свою минуту. И потому даже смерти его может позавидовать каждый праведный мусульманин. В его жизни трудно было найти свободное время, когда он не работал над своими книгами, проповедями или не молился».
Выступая на маджлисе, приуроченном завершению работ в мечети им. имама Шамиля, где имамом работал Курамухаммад-хаджи, шейх Саид-афанди из Чиркея сказал, что он доволен ученым настолько, что даже стесняется его.