латыпов куддус канифович биография

РОО ГПВ «Я ПАТРИОТ» РБ

латыпов куддус канифович биография. Смотреть фото латыпов куддус канифович биография. Смотреть картинку латыпов куддус канифович биография. Картинка про латыпов куддус канифович биография. Фото латыпов куддус канифович биография

Куддус Канифович Латыпов. Герой Советского Союза.

латыпов куддус канифович биография. Смотреть фото латыпов куддус канифович биография. Смотреть картинку латыпов куддус канифович биография. Картинка про латыпов куддус канифович биография. Фото латыпов куддус канифович биографияКуддус Канифович Латы́пов (14 июля 1923, Новомещерово — 23 декабря 2016) — лётчик-штурмовик, полковник авиации, Герой Советского Союза.

Родился 14 июля 1923 года в деревне Новомещерово Месягутовского кантона Башкирской АССР в крестьянской семье. Башкир.

Окончил Месягутовское педагогическое училище. До призыва в армию работал учителем в Лемез-Тамакской средней школе. Окончил Белорецкий аэроклуб.

В 1941 году призван в РККА Мечетлинским райвоенкоматом Башкирской АССР. В том же году окончил Свердловскую военную авиационную школу пилотов. На фронте Великой Отечественной войны с декабря 1941 года.

Член КПСС с 1945 года.

Из наградного листа на командира звена 187-го гвардейского штурмового авиационного полка (12-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия 3-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии лейтенанта К. К. Латыпова:

«На фронтах Отечественной войны боевую работу начал с 11.07.43 г. на Западном фронте в должности летчика-штурмовика совершил 23 боевых вылета. В боях показал себя смелым, мужественным воздушным бойцом. 20.07.43 г. в составе группы, штурмуя вражеский аэродром «Озерская», уничтожил 2 ФВ-190 и 3 В-87 на земле. 18.08.43 г. при выполнении боевого задания в составе группы 8 ИЛ-2 в районе Ново-Березовка группу над целью атаковали 12 МЕ-109 и ФВ-190. Тов. Латыпов, будучи замыкающим группы, лично отбил семь атак противника, один ФВ-190, атаковавший самолет Латыпова, был сбит его воздушным стрелком.

30.08.43 г., выполняя боевое задание в составе группы 8 ИЛ-2 западней г. Ельня, тов. Латыпов отразил три атаки ФВ-190, защищая своего ведущего. В результате атаки истребителей противника самолет тов. Латыпова был сильно поврежден. Подбитая машина без правой части стабилизатора была им приведена на свой аэродром…

С 24 апреля 1944 г. тов. Латыпов участвует в ожесточенных боях на 2-м Украинском фронте, где совершил 111 успешных боевых вылетов.

В тяжелых оборонительных боях севернее г. Яссы смелостью и отвагой воодушевлял молодых летчиков. При выполнении боевого задания 07.06.44 г. группа ИЛов в районе Тотоесчий была атакована 4 ФВ-190. Прикрывая группу снизу, бросился на помощь товарищам и пушечно-пулеметным огнём своего самолета и самолета ведомого отбил четыре атаки истребителей противника.

20.08.44 г., штурмуя отходящие колонны противника юго-западней г. Яссы, он за два боевых вылета в один день сжег 10 автомашин, 5 повозок и расстрелял до 22 солдат и офицеров противника.

01.09.44 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по скоплению автомашин противника на дороге Тыргу-Сакуеск, Мальнаш тов. Латыпов, снижаясь до бреющего полета, расстрелял шесть автомашин врага.

За образцовую работу на поле боя по разгрому немецко-румынских войск имеет шесть благодарностей от командования наземных войск. Как отличный летчик-штурмовик в октябре 1944 г. назначен на должность командира звена.

С 06.10.44 г. участвует в боях по разгрому немецко-венгерских войск на территории Венгрии, где совершил 84 боевых вылета… 02.11.44 г., штурмуя скопление огневой силы и техники противника в г. Цеглед, тов. Латыпов смело повел звено на цель. С первой атаки создал два больших очага пожара, при второй атаке пушечно-пулеметным огнём своего самолета зажег ж.-д. эшелон противника. 09.12.44 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по контратакующему противнику в пункте Мартон-Вашар группа штурмовиков была атакована 2 МЕ-109 и 4 ФВ-190. Тов. Латыпов своим звеном отражал атаки истребителей противника, прикрывая группу. Группа выполнила задание отлично. После удара штурмовиков наши части заняли утерянные позиции, а группа получила благодарность от командующего 5 ВА.

Тов. Латыпов 2 и 3 января 1945 г. произвел по 5 боевых вылетов на г. Будапешт, 43 раза самостоятельно водил своё звено для содействия героической пехоте в тяжелых уличных боях. За отличное выполнение боевых заданий получил 5 благодарностей командования наземных частей.

20.02.45 г. группа штурмовиков в районе пункта Мужла была обстреляна 3 батареями СЗА и МЗА. Тов. Латыпов провел всю группу через зенитный огонь и повел своих летчиков в атаку на скопление танков, автомашин и живой силы противника. Снижаясь до бреющего полета, расстреливал автомашины и живую силу врага. В результате нанесенного удара противник потерял 4 танка, 4 автомашины и до 40 солдат и офицеров.

14.03.45 г. при штурмовке скопления танков и автомашин в районе Сереченьи группа встретила заградительный огонь до 7 батарей СЗА и МЗА. Строя противозенитный маневр, группа пошла в атаку на цель. На выходе из атаки звено тов. Латыпова было атаковано 2 ME-109. Отбивая атаки, он дал возможность группе выполнить задание отлично. В этом бою он лично уничтожил один бронетранспортер и две автомашины.

23.03.45 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по скоплению техники и живой силы противника в пункте Нъергешуйфалу, группа была обстреляна из 4 батарей СЗА и МЗА. После нанесенного удара по зениткам огонь их прекратился, группа отлично выполнила задание и без потерь вернулась на свой аэродром.

Участвуя в боях последнего решительного наступления войск 2-го Украинского фронта, тов. Латыпов 5 раз водил группы штурмовать отходящие войска противника.

07.05.45 г., штурмуя автомашины и живую силу в пункте Браншовицы, огнём своего самолета уничтожил две автомашины, расчет двух минометов, создал два очага пожара.

Тов. Латыпов всего совершил 134 боевых вылета. Уничтожил 22 танка, один бронетранспортер, 40 автомашин, 5 самолетов, подавил огонь 9 батарей ПА, сжег два ж.-д. эшелона, рассеял и уничтожил до 450 солдат и офицеров противника….

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии лейтенанту Латыпову Куддусу Канифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6665)[2].

В 1952 году К. К. Латыпов окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.

После войны был командиром эскадрильи, заместителем командира полка, начальником политотдела дивизии, начальником одного из управлений ВВС ВС СССР, начальником факультета Военно-воздушной академии имени Н. Г. Жуковского.

С 1974 года полковник К. К. Латыпов — в запасе.

Куддус Латыпов является автором двух книг о войне:

«Витязи крылатые» (1995),

«Может ли голубь ястребом стать?» (1999).

В основу его книг легли подлинные события, дела и поступки реальных героев, влившихся в один ратный подвиг.

Копия. ЦА МО, фонд 12гв. шард, опись № 2 дело 21-1944 г., стр.109

БОЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

за период С 1 ЯНВАРЯ 1944 г. на летчика старшего 568 шап 231 шард младшего лейтенанта Латыпова Куддуса Канифовича

Делу партии Ленина и Социалистической родине предан. Морально устойчив, идеологически выдержан. Общая и политическая подготовки хорошие. Военную тайну хранить умеет. К подчиненным требователен, заботлив. Экипаж хорошо сработан. Инициативен. Внешне и внутренне подтянут. Умеет обеспечить выполнение своего решения. С массами-работает в подразделении хорошо, выполняя комсомольские поручения. Над повышением своих боевых качеств работает хорошо. В бою ведет себя смело, решительно, всегда помогает товарищам. Летает хорошо, ориентируется хорошо.

За время нахождения на фронтах совершил на самолете ИЛ-2 36 успешных боевых вылетов, из них 18 на 2-м Украинском фронте. За проявленную отвагу и мужество з борьбе с немецкими захватчика, награждён орденами «Красное Знамя» и «Отечественная война П степени» В экипаже I человек награждён медалью «3a отвагу».

Аварий, поломок и вынужденных посадок не имеет. Летал на само­летах У-2, Ут-2, Р-5, СБ, в данное время — на самолете ИЛ-2. Об:: налет на всех типах — 340 часов, на ИЛ-2 — 36 часов. Материальную часть самолета ИЛ-2 и мотора Ам-38 знает хорошо и грамотно эксплуатирует.

Аморальных проступков не имеет. Лично дисциплинирован хорошо, но допускает нарушение летной дисциплины — лихачество на малой высоте.

Указанное нарушение исправляет медленно.

ВЫВОД: Занимаемой должности летчика старшего соответствует.

Достоин присвоения очередного воинского звания «лейтенант»

шап ст.лейтенант Лозоренко

3 июля 1944 г. С характеристикой согласен командир 568 шап

Награды

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (15.05.1946)[2].

Орден Ленина (15.05.1946).

Орден Красного Знамени (21.09.1943)[3].

Орден Красного Знамени (20.02.1945)[4].

Орден Красного Знамени (18.01.1945)[5].

Орден Отечественной войны I степени (06.04.1985)[6].

Орден Отечественной войны II степени (22.06.1944)[7].

Орден Красной Звезды.

Имя Героя К. К. Латыпова присвоено школе в деревне Новомещерово Мечетлинского района Башкирии.

Источник

Латыпов куддус канифович биография

Латыпов Куддус Канифович – командир звена 187-го гвардейского штурмового авиационного полка (12-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 3-й гвардейский штурмовой авиационной корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии лейтенант.

Родился 14 июля 1923 года в деревне Новомещерово Месягутовской волости Месягутовского кантона Башкирской АССР (ныне Мечетлинского района Республики Башкортостан). Башкир. В 1937 году окончил 7 классов школы в родной деревне, в 1940 году – Месягутовское педагогическое училище (Дуванский район Башкортостана). В августе – ноябре 1941 года работал учителем физики и математики школы в деревне Лемез-Тамак (Мечетлинский район). В марте 1941 года окончил Белорецкий аэроклуб.

В армии с апреля 1941 года. В августе 1941 года окончил Свердловскую военную авиационную школу пилотов (ныне город Екатеринбург). В августе – ноябре 1941 – лётчик-инструктор 5-й военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков (город Алатырь, Чувашия). Летал на самолётах У-2 (По-2) и Р-5. В ноябре 1941 года школа была расформирована, а на её базе создан 704-й ночной бомбардировочный авиационный полк.

Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 – марте 1942 – лётчик 704-го ночного бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Волховском фронте (декабрь 1941 – март 1942). Участвовал в Любанской операции. Совершил на самолёте У-2 (По-2) 3 боевых вылета на бомбардировку противника и несколько десятков вылетов для связи с советскими передовыми частями.

В мае – ноябре 1942 – лётчик 34-го запасного авиационного полка (город Ижевск, Удмуртия), в ноябре 1942 – феврале 1943 – лётчик 783-го штурмового авиационного полка (станция Ундол Владимирской области). Прошёл переобучение на штурмовик Ил-2.

В феврале – марте 1943 года в составе 1-й отдельной учебной авиаэскадрильи 3-й авиационной бригады Резерва Главнокомандования осуществлял перегонку самолётов Ил-2 на фронт.

С марта 1943 – лётчик, старший лётчик и командир звена 568-го (с октября 1944 – 187-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском (март – июнь 1943), Западном (июнь 1943 – январь 1944) и 2-м Украинском (апрель 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Ржевско-Вяземской, Орловской, Спас-Деменской, Ельнинско-Дорогобужской, Смоленско-Рославльской, Оршанской, Ясско-Кишинёвской, Бухарестско-Арадской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.

За время войны совершил 137 боевых вылетов (134 – на штурмовике Ил-2 и 3 – на бомбардировщике У-2) для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии старшему лейтенанту Латыпову Куддусу Канифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

После войны до марта 1948 года продолжал службу в ВВС командиром звена, заместителем командира авиаэскадрильи и командиром авиаэскадрильи 187-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Южной группе войск; Румыния). Летал на самолёте Ил-2.

В июле 1952 года окончил Военно-политическую академию. С августа 1952 – заместитель командира по политической части 165-го штурмового авиационного полка (в Закавказском военном округе; город Цулукидзе (ныне Хони), Грузия), в мае 1956 – апреле 1958 – заместитель командира по политической части 165-го истребительного авиационного полка ПВО (в Бакинском округе ПВО; город Цулукидзе). В апреле 1958 – феврале 1960 – заместитель командира по политической части 178-го истребительного авиационного полка ПВО (посёлок Халино Курского района Курской области).

В феврале 1960 – апреле 1965 – заместитель командира по политической части 289-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (в Прикарпатском военном округе; город Луцк Волынской области, Украина). В июле 1965 – марте 1968 – старший инспектор политотдела авиации Киевского военного округа (город Киев, Украина), в марте – июне 1968 – начальник отделения организационно-патриотической работы политотдела 69-й воздушной армии (в Киевском военном округе; город Киев).

В сентябре 1968 – ноябре 1970 – заместитель начальника по политической части 4-го Управления Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС (посёлок Чкаловский, в черте города Щёлково Московской области), в ноябре 1970 – августе 1974 – заместитель начальника по политической части факультета авиационного радиоэлектронного оборудования Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С августа 1974 года полковник К.К. Латыпов – в запасе.

В апреле 1975 – августе 1982 года работал начальником гражданской обороны Всесоюзного научно-исследовательского института химических средств защиты растений.

Жил в Москве. Умер 23 декабря 2016 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Полковник (1962). Награждён орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (21.09.1943; 18.01.1945; 20.02.1945), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (22.06.1944) степени, Красной Звезды (30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (17.05.1951), другими медалями.

В селе Новомещерово Мечетлинского района Башкортостана установлена мемориальная доска К.К. Латыпову.

Примечание:
1) Награждён за выполнение 134 боевых вылетов на самолёте Ил-2 (на 20 мая 1945 года).

Сочинения:
Витязи крылатые. Уфа, 1995;
Может ли голубь ястребом стать? Уфа, 1999;
Витязи крылатые. 2-е издание. М., 2005;
Может ли голубь ястребом стать? 2-е издание. Уфа, 2008;
Витязи крылатые. 3-е издание. М., 2012;
«Голубок» мой легкокрылый. М., 2013;
Будь резвый, беззаветный, сокол ясный! Уфа, 2015.

латыпов куддус канифович биография. Смотреть фото латыпов куддус канифович биография. Смотреть картинку латыпов куддус канифович биография. Картинка про латыпов куддус канифович биография. Фото латыпов куддус канифович биография

Из наградного листа на К.К. Латыпова:

«На фронтах Отечественной войны боевую работу начал с 11.07.43 г. на Западном фронте в должности лётчика-штурмовика, совершил 23 боевых вылета. В боях показал себя смелым, мужественным воздушным бойцом.

20.07.43 г. в составе группы, штурмуя вражеский аэродром «Озерская», уничтожил 2 ФВ-190 и 3 Ю-87 на земле.

18.08.43 г., при выполнении боевого задания в составе группы 8 Ил-2 в районе Ново-Берёзовка группу над целью атаковали 12 Mе-109 и ФВ-190. Тов. Латыпов, будучи замыкающим группы, лично отбил семь атак противника, один ФВ-190, атаковавший самолёт Латыпова, был сбит его воздушным стрелком.

30.08.43 г., выполняя боевое задание в составе группы 8 Ил-2 западней г. Ельня, тов. Латыпов отразил три атаки ФВ-190, защищая своего ведущего. В результате атаки истребителей противника самолёт тов. Латыпова был сильно повреждён. Подбитая машина без правой части стабилизатора была им приведена на свой аэродром.

С 24 апреля 1944 г. тов. Латыпов участвует в ожесточённых боях на 2-м Украинском фронте, где совершил 111 успешных боевых вылетов.

В тяжёлых оборонительных боях севернее г. Яссы смелостью и отвагой воодушевлял молодых лётчиков.

При выполнении боевого задания 07.06.44 г. группа ИЛов в районе Тотоесчий была атакована 4 ФВ-190. Прикрывая группу снизу, бросился на помощь товарищам и пушечно-пулемётным огнём своего самолёта и самолёта ведомого отбил четыре атаки истребителей противника.

20.08.44 г., штурмуя отходящие колонны противника юго-западней г. Яссы, он за два боевых вылета в один день сжёг 10 автомашин, 5 повозок и расстрелял до 22 солдат и офицеров противника.

01.09.44 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по скоплению автомашин противника на дороге Тыргу-Сакуеск, Мальнаш тов. Латыпов, снижаясь до бреющего полёта, расстрелял шесть автомашин врага.

За образцовую работу на поле боя по разгрому немецко-румынских войск имеет шесть благодарностей от командования наземных войск. Как отличный лётчик-штурмовик в октябре 1944 г. назначен на должность командира звена.

С 06.10.44 г. участвует в боях по разгрому немецко-венгерских войск на территории Венгрии, где совершил 84 боевых вылета.

02.11.44 г., штурмуя скопление огневой силы и техники противника в г. Цеглед, тов. Латыпов смело повёл звено на цель. С первой атаки создал два больших очага пожара, при второй атаке пушечно-пулемётным огнём своего самолёта зажег ж.-д. эшелон противника.

09.12.44 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по контратакующему противнику в пункте Мартон-Вашар группа штурмовиков была атакована 2 Mе-109 и 4 ФВ-190. Тов. Латыпов своим звеном отражал атаки истребителей противника, прикрывая группу. Группа выполнила задание отлично. После удара штурмовиков наши части заняли утерянные позиции, а группа получила благодарность от командующего 5-й ВА.

Тов. Латыпов 2 и 3 января 1945 г. произвёл по 5 боевых вылетов на г. Будапешт, 43 раза самостоятельно водил своё звено для содействия героической пехоте в тяжёлых уличных боях. За отличное выполнение боевых заданий получил 5 благодарностей командования наземных частей.

20.02.45 г. группа штурмовиков в районе пункта Мужла была обстреляна 3 батареями СЗА и МЗА. Тов. Латыпов провёл всю группу через зенитный огонь и повёл своих лётчиков в атаку на скопление танков, автомашин и живой силы противника. Снижаясь до бреющего полёта, расстреливал автомашины и живую силу врага. В результате нанесённого удара противник потерял 4 танка, 4 автомашины и до 40 солдат и офицеров.

14.03.45 г. при штурмовке скопления танков и автомашин в районе Сереченьи группа встретила заградительный огонь до 7 батарей СЗА и МЗА.

Строя противозенитный манёвр, группа пошла в атаку на цель. На выходе из атаки звено тов. Латыпова было атаковано 2 Mе-109. Отбивая атаки, он дал возможность группе выполнить задание отлично. В этом бою он лично уничтожил один бронетранспортёр и две автомашины.

23.03.45 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по скоплению техники и живой силы противника в пункте Ньергешуйфалу, группа была обстреляна из 4 батарей СЗА и МЗА. После нанесённого удара по зениткам огонь их прекратился, группа отлично выполнила задание и без потерь вернулась на свой аэродром.

Участвуя в боях последнего решительного наступления войск 2-го Украинского фронта, тов. Латыпов 5 раз водил группы штурмовать отходящие войска противника.

07.05.45 г., штурмуя автомашины и живую силу в пункте Браншовицы, огнём своего самолёта уничтожил две автомашины, расчёт двух миномётов, создал два очага пожара.

. Тов. Латыпов всего совершил 134 боевых вылета. Уничтожил 22 танка, один бронетранспортёр, 40 автомашин, 5 самолётов, подавил огонь 9 батарей ПА, сжёг два ж.-д. эшелона, рассеял и уничтожил до 450 солдат и офицеров противника. »

Источник

латыпов куддус канифович биография. Смотреть фото латыпов куддус канифович биография. Смотреть картинку латыпов куддус канифович биография. Картинка про латыпов куддус канифович биография. Фото латыпов куддус канифович биографияyarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Куддус Канифович Латыпов
Две войны: ветераны о ВОВ и национализме

74 года назад народ многомилионной страны встал на защиту своей Родины. Плечом к плечу сражались воины-освободители против фашизма: украинцы и русские, грузины и татары, чеченцы и евреи. У ветеранов разных национальностей — разная история борьбы, но одна на всех победа. Герои нашего проекта рассказывают не только о своём военном опыте, но и отвечают на вопрос «есть ли на фронте национализм». © Другие ветераны проекта

22 июня 1941 года нас построили на митинг и объявили, что началась война. Мы были уверены, что быстро разобьем врага. Окончили школу в октябре 41-го года. Послали кого-то доучиваться, кого-то инструкторами-летчиками. Все хотели на фронт.

Но меня назначили в Чувашскую СССР, в Алатырь, в авиационную школу инструктором. Я начал учить ребятишек. И тут на базе училища начали формировать полк. Я подал рапорт, и меня зачислили. Отправили сначала под Москву, а потом на Волховский фронт.

Линия фронта проходила от озера Ильмень до Чудова по реке Волхов. Мы летали ночью — на звездном небе врагу трудно нас обнаружить, а по звездам ориентируешься. А на фоне облаков — как на экране, тебя увидят сразу и собьют быстрее. Мне дали в первый вылет задание — найти и разбомбить артиллерийскую позицию километрах в пяти от линии фронта. Ну, нашел. Небо как раз звездное. Нашли цель быстро, отбомбили. Но как только начали уходить, нас обнаружили и начали бить. Мы снизились, совершили противозенитный маневр и ушли. Я не успел испугаться даже. Перешли через линию фронта на свою территорию и тут уже начали успокаиваться. Я потом понял, когда уже на штурмовиках летал, что это и есть самый опасный момент — когда расслабляешься. Враг-то более опытный был — они уже всю Европу завоевали, знали психологию летчиков. Только расслабляешься — сразу атакуют.

В начале марта наш полк отправили на переучивание на штурмовиках. Я прибыл с полком в Ижевск. Мы почти все лето занимались тренировкой на учебных самолетах. Очень много народу было, поэтому мы не успели и нас отправили переучиваться на станцию Ундол в городок Собинск. Там нас уже обеспечили самолетами, инструкторами. Мы буквально за три месяца переучились. Я еще месяца два поработал в группе по перегонке самолетов на фронт. В феврале 43-го мы получили назначение на Калининский фронт.

На По-2, для сравнения, когда еще вообще ничего не умели и не могли сопротивляться, трудно даже посчитать, какие были потери. Мы все самолеты потеряли. На разведку старались летать только ночью. А к концу войны приловчились так, что уже мало было потерь. Женщины в основном летали. Ведьмами их называли.

Стенгазета, сохранившаяся с военного времени:

1943 г. «Упорно на протяжении 3-х лет тренировалась команда волейболистов. И после боевого задания 2 команды разыграли первенство в полку».

1943 г. «Великая Отечественная Война. Усиленно идёт тренировка к соревнованиям».

Как награждали истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков? Прям друг по другу видели, кто как воюет. Видно же в бою. Еле-еле летит или врага поразил, а сам жив остался. Под крылом самолета был фотоаппарат. Он видит, когда нажимаешь кнопку сброса, куда попали бомбы. Пулемет тоже: стреляешь, нажимаешь на гашетке — тоже фотографирует. А попал ли? Уничтожил что или впустую? Учитывали еще, что за человек: честный ли, патриот ли. Ну, и искусный ли летчик. Если во всех отношениях нормальный, то за 50 боевых вылетов (плюс учитывая количество уничтоженной техники и оружия) присваивали звание Героя Советского Союза. Среднее количество в жизни было 8 вылетов. В 45 году подняли требования до 80 вылетов. Но в 45 году уже очень редко стреляли — ослаб противник. Но все же не надо было терять голову. Меня в 45-м как раз чуть дважды не сбили. В 43-м сбили, а в 45-м — почти. Обидно было бы. Зазнайства нельзя допускать.

В 1943-м как раз наш корпус перевели на Западный фронт, на Орловско-Курскую дугу. 27 июля немцы сосредоточили большое количество танков с целью перейти в контрнаступление. Дали задание. Всего 24 самолета, я был последним замыкающим в звене с задачей и по танкам бить, и по зениткам, а если напали истребители — отбивать истребителей.

Тогда еще мы только начинали завоевывать превосходство в воздухе. По количеству и качеству самолетов уже примерно были равны, а зенитки у них, сволочей, сильнее были по-прежнему. Шутка такая была даже на фронте: «кормить маслом немецких зенитчиков и русских летчиков». Кормить маслом — значит, заслуживают. Зенитчики немецкие, а летчики русские. А соломой кормить — русских зенитчиков и немецких летчиков. Сбили меня как раз зенитчики.

В начале атаки увидел серые квадраты — фашистские танки, и сбросили по ним бомбы. Вторую атаку произвели РЭСами, огнем пушек, пулеметов. Но тут началось! Враг будто только опомнился, свирепым стал огонь его зениток, и одновременно напали на нас истребители противника: «Мессершмитты» 109 и «Фокке-Вульф» 190. Нашу группу атаковали восемь самолетов.

Тут уж держись. Надо зенитки обезвредить, а основная задача — бить танки. И танки бей, и зенитки, и отбивайся от истребителей. Стали отбиваться. Надо и маневрировать, и туда успеть, и истребители атакуют. Вот это горячий бой. В ходе этого боя они сбили три наших штурмовика, а мы — три их истребителя.

Через какое-то время открыл глаза — на меня смотрит свой, родной человек в пилотке со звездой. И еще шутит, собака: «Летчик, твоя задача — в воздухе бить врагов, а на земле врагов уничтожать — это наше дело». Это был лейтенант Попов из Нижнего Тагила, почти мой земляк. Командир передового батальона видел все: как мы дрались, как я падал, как за мной погнались немцы. И выслал целый взвод на выручку мне во главе с командиром Поповым. Это была первая такая встреча с врагом нос в нос и глаза в глаза. Я его начал душить, он — меня, свои выручили.

С немцем лицом к лицу я встретился вот единственный раз тогда. И даже не успел понять — ни испугаться, ничего. Все время живое движение мыслей и тела: надо спастись от врага, ползти, бежать. Мысли напряженно работают: как одержать победу над трусостью, как спастись, как врага уничтожить. Не успеваешь даже осознать, что происходит. А вот потооом — елки зеленые! Это же было страшное дело, а ты вышел не только целым и невредимым, но и победителем. И над своими страхами, и над противником.

14. 1944 г., сентябрь

Командир полка говорит: «Ты уже родился второй раз в рубашке. Так не должно быть. Ты совершил подвиг, а сам-то понимаешь? Мертвый самолет сделал живым». По законам аэродинамики, с такими повреждениями самолет должен был упасть: консоль повреждена, стык элерона, крыло повреждено. Но посадил. Командир полка обнял: «Молодец!»

В 43-м на земле с немцами встретился, но и в воздухе тоже встречался. Глядишь — неожиданно к тебе пристроился самолет. Елки зеленые, это же немец! Раз, уйти! А он улыбается, палец показывает – во! Шутники. А еще с румыном встречался. Я участвовал в боях Ясско-Кишиневской операции. Там воевали румыны с немцами вместе. И вот мы уже уходим спокойно — вдруг, раз, пристроился и смотрит на меня, улыбается. Я сразу начал было хватать, но он ушел.

Летчики — своеобразный народ. Они более сложные, с высокой честью и совестью. Более интеллигентные, наверное. Но где вы найдете, чтобы летчик таранил своим самолетом противника? Как наш Талалихин? У нас в полку один случай был: абхазец Киазим Агрба повторил подвиг Гастелло на бомбардировщике. Мог отвести, а он: «Смерть врагам, да здравствует советская Родина!» и врезался в расположение вражеской техники. Это только может россиянин.

Мы с ним были друзьями, он был любимцем полка. Он мог уйти и не идти на таран. Шансов спастись было мало, но попытаться уйти он мог — но не стал. Человек был самолюбивый, гордый — просто в таких условиях решил сделать так.

Почему советские люди так смело, не жалея себя, сражались? В чем суть патриотизма? Русский характер, русская душа, плюс коммунистическо-социалистическая идеология. Синтез этих двух факторов создал цивилизацию, которая воспитала небывалый патриотизм: верность родине, любовь к справедливости, к высокому, ко всему человечеству, любовь к ближнему. Этот человек непобедим, он не жалел себя. Если это вновь объединится, Россия будет непобедима. Но если нет — Россию сомнут.

Башкирам в полной мере присущ русский менталитет. Они по душе, по характеру — такие же как русские. Башкиры со времен Ивана Грозного — вместе с русскими. Иван Грозный напал на Золотую орду с запада, а башкиры — с востока. Вместе воевали, и с тех пор башкирские войска всегда воевали на стороне русских. С Петром I — в Азовских походах были. Против Наполеона под Кутузовым. Формально большинство башкир — мусульмане, а по существу они испокон веков были басурмане: верили в силу природы, в силу закона, в силу науки. Так же и я. Мое село в семи километрах от русского села было. Отец всегда дружил с русскими: вместе родились, выросли. Нечего было делить.

В России все народности обмениваются опытом, характерами, культурой. Многие российские народы одинаково дышат. Надо сейчас, чтобы русские не допускали национализма. Встречаюсь с этим на каждом шагу — в Москве. На Урале редко встречался. Из ста русских, может быть, 20, 15 — язвы. А в Москве, наверное, из ста — 30! На войне друг друга на руках носили, в бою защищали. Я для них был свой — родной. И во время войны, и после. Были отдельные случаи, но открыто ничего никто не говорил. И если тогда все относились ко мне с открытой улыбкой, то сейчас — «идет какой-то азиат». Вот как на мигрантов смотрят — они им мешают, все заполонили. Так и на меня смотрят — «один из узбеков». Мне становится больно. Мне не нравится, когда чудный народ становится отвратительным. Это же шовинизм, это ненависть.

У нас был один летчик, тамбовский, Боря Кошелев, который единственный тайком крестился. Один товарищ в лесу увидел и нам рассказал, как за кустами Боря на коленях молится. Мы потихонечку направились к нему, но он уже идет, с виноватым лицом. Короче говоря, один только человек нашелся у нас во всем полку, который верил. Но все равно сбили его, как бы он ни просил там. А остальные — никто не верил, никто не думал. Были, правда, суеверные. Миша, например, Храмушин. В нашем полку было одиннадцать девушек. Как только Миша должен идти к самолету, где стоит девушка, кричит: «Уходи, Таня, оттуда!» Как моряки боялись женщин, так и он. Другой летчик зайцев боялся, как черных кошек. Увидел, как заяц дорогу перебежал, и сразу: «Ладно, я сегодня не полечу». И он же — новое обмундирование если надел, в этот день не полетит на боевое задание. А вот атеистов ярых пули боялись. И вот 99% личного состава не думали, не гадали, не верили. И все они по сегодняшний день так и остались безбожниками.

В 48-м году поступил в Военно-политическую академию имени Ленина. Потом служил на юге, под Москвой, в Грузии, под Курском, на Украине. Под конец служил в Москве, преподавал в Академии Жуковского. Уволился оттуда и с тех пор все время здесь, в Москве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *