латыпов куддус канифович биография
РОО ГПВ «Я ПАТРИОТ» РБ
Куддус Канифович Латыпов. Герой Советского Союза.
Куддус Канифович Латы́пов (14 июля 1923, Новомещерово — 23 декабря 2016) — лётчик-штурмовик, полковник авиации, Герой Советского Союза.
Родился 14 июля 1923 года в деревне Новомещерово Месягутовского кантона Башкирской АССР в крестьянской семье. Башкир.
Окончил Месягутовское педагогическое училище. До призыва в армию работал учителем в Лемез-Тамакской средней школе. Окончил Белорецкий аэроклуб.
В 1941 году призван в РККА Мечетлинским райвоенкоматом Башкирской АССР. В том же году окончил Свердловскую военную авиационную школу пилотов. На фронте Великой Отечественной войны с декабря 1941 года.
Член КПСС с 1945 года.
Из наградного листа на командира звена 187-го гвардейского штурмового авиационного полка (12-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия 3-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии лейтенанта К. К. Латыпова:
«На фронтах Отечественной войны боевую работу начал с 11.07.43 г. на Западном фронте в должности летчика-штурмовика совершил 23 боевых вылета. В боях показал себя смелым, мужественным воздушным бойцом. 20.07.43 г. в составе группы, штурмуя вражеский аэродром «Озерская», уничтожил 2 ФВ-190 и 3 В-87 на земле. 18.08.43 г. при выполнении боевого задания в составе группы 8 ИЛ-2 в районе Ново-Березовка группу над целью атаковали 12 МЕ-109 и ФВ-190. Тов. Латыпов, будучи замыкающим группы, лично отбил семь атак противника, один ФВ-190, атаковавший самолет Латыпова, был сбит его воздушным стрелком.
30.08.43 г., выполняя боевое задание в составе группы 8 ИЛ-2 западней г. Ельня, тов. Латыпов отразил три атаки ФВ-190, защищая своего ведущего. В результате атаки истребителей противника самолет тов. Латыпова был сильно поврежден. Подбитая машина без правой части стабилизатора была им приведена на свой аэродром…
С 24 апреля 1944 г. тов. Латыпов участвует в ожесточенных боях на 2-м Украинском фронте, где совершил 111 успешных боевых вылетов.
В тяжелых оборонительных боях севернее г. Яссы смелостью и отвагой воодушевлял молодых летчиков. При выполнении боевого задания 07.06.44 г. группа ИЛов в районе Тотоесчий была атакована 4 ФВ-190. Прикрывая группу снизу, бросился на помощь товарищам и пушечно-пулеметным огнём своего самолета и самолета ведомого отбил четыре атаки истребителей противника.
20.08.44 г., штурмуя отходящие колонны противника юго-западней г. Яссы, он за два боевых вылета в один день сжег 10 автомашин, 5 повозок и расстрелял до 22 солдат и офицеров противника.
01.09.44 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по скоплению автомашин противника на дороге Тыргу-Сакуеск, Мальнаш тов. Латыпов, снижаясь до бреющего полета, расстрелял шесть автомашин врага.
За образцовую работу на поле боя по разгрому немецко-румынских войск имеет шесть благодарностей от командования наземных войск. Как отличный летчик-штурмовик в октябре 1944 г. назначен на должность командира звена.
С 06.10.44 г. участвует в боях по разгрому немецко-венгерских войск на территории Венгрии, где совершил 84 боевых вылета… 02.11.44 г., штурмуя скопление огневой силы и техники противника в г. Цеглед, тов. Латыпов смело повел звено на цель. С первой атаки создал два больших очага пожара, при второй атаке пушечно-пулеметным огнём своего самолета зажег ж.-д. эшелон противника. 09.12.44 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по контратакующему противнику в пункте Мартон-Вашар группа штурмовиков была атакована 2 МЕ-109 и 4 ФВ-190. Тов. Латыпов своим звеном отражал атаки истребителей противника, прикрывая группу. Группа выполнила задание отлично. После удара штурмовиков наши части заняли утерянные позиции, а группа получила благодарность от командующего 5 ВА.
Тов. Латыпов 2 и 3 января 1945 г. произвел по 5 боевых вылетов на г. Будапешт, 43 раза самостоятельно водил своё звено для содействия героической пехоте в тяжелых уличных боях. За отличное выполнение боевых заданий получил 5 благодарностей командования наземных частей.
20.02.45 г. группа штурмовиков в районе пункта Мужла была обстреляна 3 батареями СЗА и МЗА. Тов. Латыпов провел всю группу через зенитный огонь и повел своих летчиков в атаку на скопление танков, автомашин и живой силы противника. Снижаясь до бреющего полета, расстреливал автомашины и живую силу врага. В результате нанесенного удара противник потерял 4 танка, 4 автомашины и до 40 солдат и офицеров.
14.03.45 г. при штурмовке скопления танков и автомашин в районе Сереченьи группа встретила заградительный огонь до 7 батарей СЗА и МЗА. Строя противозенитный маневр, группа пошла в атаку на цель. На выходе из атаки звено тов. Латыпова было атаковано 2 ME-109. Отбивая атаки, он дал возможность группе выполнить задание отлично. В этом бою он лично уничтожил один бронетранспортер и две автомашины.
23.03.45 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по скоплению техники и живой силы противника в пункте Нъергешуйфалу, группа была обстреляна из 4 батарей СЗА и МЗА. После нанесенного удара по зениткам огонь их прекратился, группа отлично выполнила задание и без потерь вернулась на свой аэродром.
Участвуя в боях последнего решительного наступления войск 2-го Украинского фронта, тов. Латыпов 5 раз водил группы штурмовать отходящие войска противника.
07.05.45 г., штурмуя автомашины и живую силу в пункте Браншовицы, огнём своего самолета уничтожил две автомашины, расчет двух минометов, создал два очага пожара.
Тов. Латыпов всего совершил 134 боевых вылета. Уничтожил 22 танка, один бронетранспортер, 40 автомашин, 5 самолетов, подавил огонь 9 батарей ПА, сжег два ж.-д. эшелона, рассеял и уничтожил до 450 солдат и офицеров противника….
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии лейтенанту Латыпову Куддусу Канифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6665)[2].
В 1952 году К. К. Латыпов окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.
После войны был командиром эскадрильи, заместителем командира полка, начальником политотдела дивизии, начальником одного из управлений ВВС ВС СССР, начальником факультета Военно-воздушной академии имени Н. Г. Жуковского.
С 1974 года полковник К. К. Латыпов — в запасе.
Куддус Латыпов является автором двух книг о войне:
«Витязи крылатые» (1995),
«Может ли голубь ястребом стать?» (1999).
В основу его книг легли подлинные события, дела и поступки реальных героев, влившихся в один ратный подвиг.
Копия. ЦА МО, фонд 12гв. шард, опись № 2 дело 21-1944 г., стр.109
БОЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
за период С 1 ЯНВАРЯ 1944 г. на летчика старшего 568 шап 231 шард младшего лейтенанта Латыпова Куддуса Канифовича
Делу партии Ленина и Социалистической родине предан. Морально устойчив, идеологически выдержан. Общая и политическая подготовки хорошие. Военную тайну хранить умеет. К подчиненным требователен, заботлив. Экипаж хорошо сработан. Инициативен. Внешне и внутренне подтянут. Умеет обеспечить выполнение своего решения. С массами-работает в подразделении хорошо, выполняя комсомольские поручения. Над повышением своих боевых качеств работает хорошо. В бою ведет себя смело, решительно, всегда помогает товарищам. Летает хорошо, ориентируется хорошо.
За время нахождения на фронтах совершил на самолете ИЛ-2 36 успешных боевых вылетов, из них 18 на 2-м Украинском фронте. За проявленную отвагу и мужество з борьбе с немецкими захватчика, награждён орденами «Красное Знамя» и «Отечественная война П степени» В экипаже I человек награждён медалью «3a отвагу».
Аварий, поломок и вынужденных посадок не имеет. Летал на самолетах У-2, Ут-2, Р-5, СБ, в данное время — на самолете ИЛ-2. Об:: налет на всех типах — 340 часов, на ИЛ-2 — 36 часов. Материальную часть самолета ИЛ-2 и мотора Ам-38 знает хорошо и грамотно эксплуатирует.
Аморальных проступков не имеет. Лично дисциплинирован хорошо, но допускает нарушение летной дисциплины — лихачество на малой высоте.
Указанное нарушение исправляет медленно.
ВЫВОД: Занимаемой должности летчика старшего соответствует.
Достоин присвоения очередного воинского звания «лейтенант»
шап ст.лейтенант Лозоренко
3 июля 1944 г. С характеристикой согласен командир 568 шап
Награды
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (15.05.1946)[2].
Орден Ленина (15.05.1946).
Орден Красного Знамени (21.09.1943)[3].
Орден Красного Знамени (20.02.1945)[4].
Орден Красного Знамени (18.01.1945)[5].
Орден Отечественной войны I степени (06.04.1985)[6].
Орден Отечественной войны II степени (22.06.1944)[7].
Орден Красной Звезды.
Имя Героя К. К. Латыпова присвоено школе в деревне Новомещерово Мечетлинского района Башкирии.
Латыпов куддус канифович биография
Латыпов Куддус Канифович – командир звена 187-го гвардейского штурмового авиационного полка (12-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 3-й гвардейский штурмовой авиационной корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии лейтенант.
Родился 14 июля 1923 года в деревне Новомещерово Месягутовской волости Месягутовского кантона Башкирской АССР (ныне Мечетлинского района Республики Башкортостан). Башкир. В 1937 году окончил 7 классов школы в родной деревне, в 1940 году – Месягутовское педагогическое училище (Дуванский район Башкортостана). В августе – ноябре 1941 года работал учителем физики и математики школы в деревне Лемез-Тамак (Мечетлинский район). В марте 1941 года окончил Белорецкий аэроклуб.
В армии с апреля 1941 года. В августе 1941 года окончил Свердловскую военную авиационную школу пилотов (ныне город Екатеринбург). В августе – ноябре 1941 – лётчик-инструктор 5-й военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков (город Алатырь, Чувашия). Летал на самолётах У-2 (По-2) и Р-5. В ноябре 1941 года школа была расформирована, а на её базе создан 704-й ночной бомбардировочный авиационный полк.
Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 – марте 1942 – лётчик 704-го ночного бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Волховском фронте (декабрь 1941 – март 1942). Участвовал в Любанской операции. Совершил на самолёте У-2 (По-2) 3 боевых вылета на бомбардировку противника и несколько десятков вылетов для связи с советскими передовыми частями.
В мае – ноябре 1942 – лётчик 34-го запасного авиационного полка (город Ижевск, Удмуртия), в ноябре 1942 – феврале 1943 – лётчик 783-го штурмового авиационного полка (станция Ундол Владимирской области). Прошёл переобучение на штурмовик Ил-2.
В феврале – марте 1943 года в составе 1-й отдельной учебной авиаэскадрильи 3-й авиационной бригады Резерва Главнокомандования осуществлял перегонку самолётов Ил-2 на фронт.
С марта 1943 – лётчик, старший лётчик и командир звена 568-го (с октября 1944 – 187-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском (март – июнь 1943), Западном (июнь 1943 – январь 1944) и 2-м Украинском (апрель 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Ржевско-Вяземской, Орловской, Спас-Деменской, Ельнинско-Дорогобужской, Смоленско-Рославльской, Оршанской, Ясско-Кишинёвской, Бухарестско-Арадской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.
За время войны совершил 137 боевых вылетов (134 – на штурмовике Ил-2 и 3 – на бомбардировщике У-2) для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии старшему лейтенанту Латыпову Куддусу Канифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.
После войны до марта 1948 года продолжал службу в ВВС командиром звена, заместителем командира авиаэскадрильи и командиром авиаэскадрильи 187-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Южной группе войск; Румыния). Летал на самолёте Ил-2.
В июле 1952 года окончил Военно-политическую академию. С августа 1952 – заместитель командира по политической части 165-го штурмового авиационного полка (в Закавказском военном округе; город Цулукидзе (ныне Хони), Грузия), в мае 1956 – апреле 1958 – заместитель командира по политической части 165-го истребительного авиационного полка ПВО (в Бакинском округе ПВО; город Цулукидзе). В апреле 1958 – феврале 1960 – заместитель командира по политической части 178-го истребительного авиационного полка ПВО (посёлок Халино Курского района Курской области).
В феврале 1960 – апреле 1965 – заместитель командира по политической части 289-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (в Прикарпатском военном округе; город Луцк Волынской области, Украина). В июле 1965 – марте 1968 – старший инспектор политотдела авиации Киевского военного округа (город Киев, Украина), в марте – июне 1968 – начальник отделения организационно-патриотической работы политотдела 69-й воздушной армии (в Киевском военном округе; город Киев).
В сентябре 1968 – ноябре 1970 – заместитель начальника по политической части 4-го Управления Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС (посёлок Чкаловский, в черте города Щёлково Московской области), в ноябре 1970 – августе 1974 – заместитель начальника по политической части факультета авиационного радиоэлектронного оборудования Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С августа 1974 года полковник К.К. Латыпов – в запасе.
В апреле 1975 – августе 1982 года работал начальником гражданской обороны Всесоюзного научно-исследовательского института химических средств защиты растений.
Жил в Москве. Умер 23 декабря 2016 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Полковник (1962). Награждён орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (21.09.1943; 18.01.1945; 20.02.1945), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (22.06.1944) степени, Красной Звезды (30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (17.05.1951), другими медалями.
В селе Новомещерово Мечетлинского района Башкортостана установлена мемориальная доска К.К. Латыпову.
Примечание:
1) Награждён за выполнение 134 боевых вылетов на самолёте Ил-2 (на 20 мая 1945 года).
Сочинения:
Витязи крылатые. Уфа, 1995;
Может ли голубь ястребом стать? Уфа, 1999;
Витязи крылатые. 2-е издание. М., 2005;
Может ли голубь ястребом стать? 2-е издание. Уфа, 2008;
Витязи крылатые. 3-е издание. М., 2012;
«Голубок» мой легкокрылый. М., 2013;
Будь резвый, беззаветный, сокол ясный! Уфа, 2015.
Из наградного листа на К.К. Латыпова:
«На фронтах Отечественной войны боевую работу начал с 11.07.43 г. на Западном фронте в должности лётчика-штурмовика, совершил 23 боевых вылета. В боях показал себя смелым, мужественным воздушным бойцом.
20.07.43 г. в составе группы, штурмуя вражеский аэродром «Озерская», уничтожил 2 ФВ-190 и 3 Ю-87 на земле.
18.08.43 г., при выполнении боевого задания в составе группы 8 Ил-2 в районе Ново-Берёзовка группу над целью атаковали 12 Mе-109 и ФВ-190. Тов. Латыпов, будучи замыкающим группы, лично отбил семь атак противника, один ФВ-190, атаковавший самолёт Латыпова, был сбит его воздушным стрелком.
30.08.43 г., выполняя боевое задание в составе группы 8 Ил-2 западней г. Ельня, тов. Латыпов отразил три атаки ФВ-190, защищая своего ведущего. В результате атаки истребителей противника самолёт тов. Латыпова был сильно повреждён. Подбитая машина без правой части стабилизатора была им приведена на свой аэродром.
С 24 апреля 1944 г. тов. Латыпов участвует в ожесточённых боях на 2-м Украинском фронте, где совершил 111 успешных боевых вылетов.
В тяжёлых оборонительных боях севернее г. Яссы смелостью и отвагой воодушевлял молодых лётчиков.
При выполнении боевого задания 07.06.44 г. группа ИЛов в районе Тотоесчий была атакована 4 ФВ-190. Прикрывая группу снизу, бросился на помощь товарищам и пушечно-пулемётным огнём своего самолёта и самолёта ведомого отбил четыре атаки истребителей противника.
20.08.44 г., штурмуя отходящие колонны противника юго-западней г. Яссы, он за два боевых вылета в один день сжёг 10 автомашин, 5 повозок и расстрелял до 22 солдат и офицеров противника.
01.09.44 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по скоплению автомашин противника на дороге Тыргу-Сакуеск, Мальнаш тов. Латыпов, снижаясь до бреющего полёта, расстрелял шесть автомашин врага.
За образцовую работу на поле боя по разгрому немецко-румынских войск имеет шесть благодарностей от командования наземных войск. Как отличный лётчик-штурмовик в октябре 1944 г. назначен на должность командира звена.
С 06.10.44 г. участвует в боях по разгрому немецко-венгерских войск на территории Венгрии, где совершил 84 боевых вылета.
02.11.44 г., штурмуя скопление огневой силы и техники противника в г. Цеглед, тов. Латыпов смело повёл звено на цель. С первой атаки создал два больших очага пожара, при второй атаке пушечно-пулемётным огнём своего самолёта зажег ж.-д. эшелон противника.
09.12.44 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по контратакующему противнику в пункте Мартон-Вашар группа штурмовиков была атакована 2 Mе-109 и 4 ФВ-190. Тов. Латыпов своим звеном отражал атаки истребителей противника, прикрывая группу. Группа выполнила задание отлично. После удара штурмовиков наши части заняли утерянные позиции, а группа получила благодарность от командующего 5-й ВА.
Тов. Латыпов 2 и 3 января 1945 г. произвёл по 5 боевых вылетов на г. Будапешт, 43 раза самостоятельно водил своё звено для содействия героической пехоте в тяжёлых уличных боях. За отличное выполнение боевых заданий получил 5 благодарностей командования наземных частей.
20.02.45 г. группа штурмовиков в районе пункта Мужла была обстреляна 3 батареями СЗА и МЗА. Тов. Латыпов провёл всю группу через зенитный огонь и повёл своих лётчиков в атаку на скопление танков, автомашин и живой силы противника. Снижаясь до бреющего полёта, расстреливал автомашины и живую силу врага. В результате нанесённого удара противник потерял 4 танка, 4 автомашины и до 40 солдат и офицеров.
14.03.45 г. при штурмовке скопления танков и автомашин в районе Сереченьи группа встретила заградительный огонь до 7 батарей СЗА и МЗА.
Строя противозенитный манёвр, группа пошла в атаку на цель. На выходе из атаки звено тов. Латыпова было атаковано 2 Mе-109. Отбивая атаки, он дал возможность группе выполнить задание отлично. В этом бою он лично уничтожил один бронетранспортёр и две автомашины.
23.03.45 г. при нанесении бомбардировочно-штурмового удара по скоплению техники и живой силы противника в пункте Ньергешуйфалу, группа была обстреляна из 4 батарей СЗА и МЗА. После нанесённого удара по зениткам огонь их прекратился, группа отлично выполнила задание и без потерь вернулась на свой аэродром.
Участвуя в боях последнего решительного наступления войск 2-го Украинского фронта, тов. Латыпов 5 раз водил группы штурмовать отходящие войска противника.
07.05.45 г., штурмуя автомашины и живую силу в пункте Браншовицы, огнём своего самолёта уничтожил две автомашины, расчёт двух миномётов, создал два очага пожара.
. Тов. Латыпов всего совершил 134 боевых вылета. Уничтожил 22 танка, один бронетранспортёр, 40 автомашин, 5 самолётов, подавил огонь 9 батарей ПА, сжёг два ж.-д. эшелона, рассеял и уничтожил до 450 солдат и офицеров противника. »
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Куддус Канифович Латыпов
Две войны: ветераны о ВОВ и национализме
74 года назад народ многомилионной страны встал на защиту своей Родины. Плечом к плечу сражались воины-освободители против фашизма: украинцы и русские, грузины и татары, чеченцы и евреи. У ветеранов разных национальностей — разная история борьбы, но одна на всех победа. Герои нашего проекта рассказывают не только о своём военном опыте, но и отвечают на вопрос «есть ли на фронте национализм». © Другие ветераны проекта
22 июня 1941 года нас построили на митинг и объявили, что началась война. Мы были уверены, что быстро разобьем врага. Окончили школу в октябре 41-го года. Послали кого-то доучиваться, кого-то инструкторами-летчиками. Все хотели на фронт.
Но меня назначили в Чувашскую СССР, в Алатырь, в авиационную школу инструктором. Я начал учить ребятишек. И тут на базе училища начали формировать полк. Я подал рапорт, и меня зачислили. Отправили сначала под Москву, а потом на Волховский фронт.
Линия фронта проходила от озера Ильмень до Чудова по реке Волхов. Мы летали ночью — на звездном небе врагу трудно нас обнаружить, а по звездам ориентируешься. А на фоне облаков — как на экране, тебя увидят сразу и собьют быстрее. Мне дали в первый вылет задание — найти и разбомбить артиллерийскую позицию километрах в пяти от линии фронта. Ну, нашел. Небо как раз звездное. Нашли цель быстро, отбомбили. Но как только начали уходить, нас обнаружили и начали бить. Мы снизились, совершили противозенитный маневр и ушли. Я не успел испугаться даже. Перешли через линию фронта на свою территорию и тут уже начали успокаиваться. Я потом понял, когда уже на штурмовиках летал, что это и есть самый опасный момент — когда расслабляешься. Враг-то более опытный был — они уже всю Европу завоевали, знали психологию летчиков. Только расслабляешься — сразу атакуют.
В начале марта наш полк отправили на переучивание на штурмовиках. Я прибыл с полком в Ижевск. Мы почти все лето занимались тренировкой на учебных самолетах. Очень много народу было, поэтому мы не успели и нас отправили переучиваться на станцию Ундол в городок Собинск. Там нас уже обеспечили самолетами, инструкторами. Мы буквально за три месяца переучились. Я еще месяца два поработал в группе по перегонке самолетов на фронт. В феврале 43-го мы получили назначение на Калининский фронт.
На По-2, для сравнения, когда еще вообще ничего не умели и не могли сопротивляться, трудно даже посчитать, какие были потери. Мы все самолеты потеряли. На разведку старались летать только ночью. А к концу войны приловчились так, что уже мало было потерь. Женщины в основном летали. Ведьмами их называли.
Стенгазета, сохранившаяся с военного времени:
1943 г. «Упорно на протяжении 3-х лет тренировалась команда волейболистов. И после боевого задания 2 команды разыграли первенство в полку».
1943 г. «Великая Отечественная Война. Усиленно идёт тренировка к соревнованиям».
Как награждали истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков? Прям друг по другу видели, кто как воюет. Видно же в бою. Еле-еле летит или врага поразил, а сам жив остался. Под крылом самолета был фотоаппарат. Он видит, когда нажимаешь кнопку сброса, куда попали бомбы. Пулемет тоже: стреляешь, нажимаешь на гашетке — тоже фотографирует. А попал ли? Уничтожил что или впустую? Учитывали еще, что за человек: честный ли, патриот ли. Ну, и искусный ли летчик. Если во всех отношениях нормальный, то за 50 боевых вылетов (плюс учитывая количество уничтоженной техники и оружия) присваивали звание Героя Советского Союза. Среднее количество в жизни было 8 вылетов. В 45 году подняли требования до 80 вылетов. Но в 45 году уже очень редко стреляли — ослаб противник. Но все же не надо было терять голову. Меня в 45-м как раз чуть дважды не сбили. В 43-м сбили, а в 45-м — почти. Обидно было бы. Зазнайства нельзя допускать.
В 1943-м как раз наш корпус перевели на Западный фронт, на Орловско-Курскую дугу. 27 июля немцы сосредоточили большое количество танков с целью перейти в контрнаступление. Дали задание. Всего 24 самолета, я был последним замыкающим в звене с задачей и по танкам бить, и по зениткам, а если напали истребители — отбивать истребителей.
Тогда еще мы только начинали завоевывать превосходство в воздухе. По количеству и качеству самолетов уже примерно были равны, а зенитки у них, сволочей, сильнее были по-прежнему. Шутка такая была даже на фронте: «кормить маслом немецких зенитчиков и русских летчиков». Кормить маслом — значит, заслуживают. Зенитчики немецкие, а летчики русские. А соломой кормить — русских зенитчиков и немецких летчиков. Сбили меня как раз зенитчики.
В начале атаки увидел серые квадраты — фашистские танки, и сбросили по ним бомбы. Вторую атаку произвели РЭСами, огнем пушек, пулеметов. Но тут началось! Враг будто только опомнился, свирепым стал огонь его зениток, и одновременно напали на нас истребители противника: «Мессершмитты» 109 и «Фокке-Вульф» 190. Нашу группу атаковали восемь самолетов.
Тут уж держись. Надо зенитки обезвредить, а основная задача — бить танки. И танки бей, и зенитки, и отбивайся от истребителей. Стали отбиваться. Надо и маневрировать, и туда успеть, и истребители атакуют. Вот это горячий бой. В ходе этого боя они сбили три наших штурмовика, а мы — три их истребителя.
Через какое-то время открыл глаза — на меня смотрит свой, родной человек в пилотке со звездой. И еще шутит, собака: «Летчик, твоя задача — в воздухе бить врагов, а на земле врагов уничтожать — это наше дело». Это был лейтенант Попов из Нижнего Тагила, почти мой земляк. Командир передового батальона видел все: как мы дрались, как я падал, как за мной погнались немцы. И выслал целый взвод на выручку мне во главе с командиром Поповым. Это была первая такая встреча с врагом нос в нос и глаза в глаза. Я его начал душить, он — меня, свои выручили.
С немцем лицом к лицу я встретился вот единственный раз тогда. И даже не успел понять — ни испугаться, ничего. Все время живое движение мыслей и тела: надо спастись от врага, ползти, бежать. Мысли напряженно работают: как одержать победу над трусостью, как спастись, как врага уничтожить. Не успеваешь даже осознать, что происходит. А вот потооом — елки зеленые! Это же было страшное дело, а ты вышел не только целым и невредимым, но и победителем. И над своими страхами, и над противником.
14. 1944 г., сентябрь
Командир полка говорит: «Ты уже родился второй раз в рубашке. Так не должно быть. Ты совершил подвиг, а сам-то понимаешь? Мертвый самолет сделал живым». По законам аэродинамики, с такими повреждениями самолет должен был упасть: консоль повреждена, стык элерона, крыло повреждено. Но посадил. Командир полка обнял: «Молодец!»
В 43-м на земле с немцами встретился, но и в воздухе тоже встречался. Глядишь — неожиданно к тебе пристроился самолет. Елки зеленые, это же немец! Раз, уйти! А он улыбается, палец показывает – во! Шутники. А еще с румыном встречался. Я участвовал в боях Ясско-Кишиневской операции. Там воевали румыны с немцами вместе. И вот мы уже уходим спокойно — вдруг, раз, пристроился и смотрит на меня, улыбается. Я сразу начал было хватать, но он ушел.
Летчики — своеобразный народ. Они более сложные, с высокой честью и совестью. Более интеллигентные, наверное. Но где вы найдете, чтобы летчик таранил своим самолетом противника? Как наш Талалихин? У нас в полку один случай был: абхазец Киазим Агрба повторил подвиг Гастелло на бомбардировщике. Мог отвести, а он: «Смерть врагам, да здравствует советская Родина!» и врезался в расположение вражеской техники. Это только может россиянин.
Мы с ним были друзьями, он был любимцем полка. Он мог уйти и не идти на таран. Шансов спастись было мало, но попытаться уйти он мог — но не стал. Человек был самолюбивый, гордый — просто в таких условиях решил сделать так.
Почему советские люди так смело, не жалея себя, сражались? В чем суть патриотизма? Русский характер, русская душа, плюс коммунистическо-социалистическая идеология. Синтез этих двух факторов создал цивилизацию, которая воспитала небывалый патриотизм: верность родине, любовь к справедливости, к высокому, ко всему человечеству, любовь к ближнему. Этот человек непобедим, он не жалел себя. Если это вновь объединится, Россия будет непобедима. Но если нет — Россию сомнут.
Башкирам в полной мере присущ русский менталитет. Они по душе, по характеру — такие же как русские. Башкиры со времен Ивана Грозного — вместе с русскими. Иван Грозный напал на Золотую орду с запада, а башкиры — с востока. Вместе воевали, и с тех пор башкирские войска всегда воевали на стороне русских. С Петром I — в Азовских походах были. Против Наполеона под Кутузовым. Формально большинство башкир — мусульмане, а по существу они испокон веков были басурмане: верили в силу природы, в силу закона, в силу науки. Так же и я. Мое село в семи километрах от русского села было. Отец всегда дружил с русскими: вместе родились, выросли. Нечего было делить.
В России все народности обмениваются опытом, характерами, культурой. Многие российские народы одинаково дышат. Надо сейчас, чтобы русские не допускали национализма. Встречаюсь с этим на каждом шагу — в Москве. На Урале редко встречался. Из ста русских, может быть, 20, 15 — язвы. А в Москве, наверное, из ста — 30! На войне друг друга на руках носили, в бою защищали. Я для них был свой — родной. И во время войны, и после. Были отдельные случаи, но открыто ничего никто не говорил. И если тогда все относились ко мне с открытой улыбкой, то сейчас — «идет какой-то азиат». Вот как на мигрантов смотрят — они им мешают, все заполонили. Так и на меня смотрят — «один из узбеков». Мне становится больно. Мне не нравится, когда чудный народ становится отвратительным. Это же шовинизм, это ненависть.
У нас был один летчик, тамбовский, Боря Кошелев, который единственный тайком крестился. Один товарищ в лесу увидел и нам рассказал, как за кустами Боря на коленях молится. Мы потихонечку направились к нему, но он уже идет, с виноватым лицом. Короче говоря, один только человек нашелся у нас во всем полку, который верил. Но все равно сбили его, как бы он ни просил там. А остальные — никто не верил, никто не думал. Были, правда, суеверные. Миша, например, Храмушин. В нашем полку было одиннадцать девушек. Как только Миша должен идти к самолету, где стоит девушка, кричит: «Уходи, Таня, оттуда!» Как моряки боялись женщин, так и он. Другой летчик зайцев боялся, как черных кошек. Увидел, как заяц дорогу перебежал, и сразу: «Ладно, я сегодня не полечу». И он же — новое обмундирование если надел, в этот день не полетит на боевое задание. А вот атеистов ярых пули боялись. И вот 99% личного состава не думали, не гадали, не верили. И все они по сегодняшний день так и остались безбожниками.
В 48-м году поступил в Военно-политическую академию имени Ленина. Потом служил на юге, под Москвой, в Грузии, под Курском, на Украине. Под конец служил в Москве, преподавал в Академии Жуковского. Уволился оттуда и с тех пор все время здесь, в Москве.