лечебники и травники древней руси

РУССКИЕ ЛЕЧЕБНИКИ И ТРАВНИКИ ТРЕХ ВЕКОВ

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси

Действующий травник из Южной Сибири / Подгот. текста, предисл., словник В.А. Липинской, Г.А. Леонтьевой // Традиционный опыт природопользования в России / Отв. ред. Л.В. Данилова, А.К. Соколов. М., 1998. С. 414—479. [Травник конца XVIII в. Алтайский краевой краеведческий музей. № ОФ 14159/173] pdf

Древнерусский лечебник // Редкие источники по истории России. Под ред. А.А. Новосельского и Л.Н. Пушкарева. М., 1977. [Лечебник XVII в. РГАДА. Собр. ЦГАЛИ. Оп. II. № 176] pdf

Коткова Н.С. Лечебник последней трети XVII в. // Источники по истории русского языка XI-XVII вв. / Отв. ред. В.Г. Демьянов, Н.И. Тарабасова. М., 1991. С. 173-195. [Отделение рукописей ИРЯ РАН. Ф. 3 (Архив Киреевских). № 1а] pdf

Нiмчук В.В. Мова українського травника XVI ст. // Мовознавство. 1976. № 5. С. 43-55. [Бухарест, Государственный архив, № 740] pdf

Забивкин И. «Травник» // Олонецкая неделя. Петрозаводск. 1911. № 17. С. 12-14. [Недатированный травник] pdf

Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1909. Вып. 2. [С. 28-41: травник сер. XVIII в.] doc

Самолечение простого народа по травникам // ОГВ. 1884. № 40. С. 385–386. № 41. С. 395–396. № 42. С. 405–406. № 43. С. 414–415. № 44. С. 423–424. № 45. С. 430–431. № 46. С. 441–442. [Статьи из травника 1767 г.] doc

Флоринский В.М. Лечебник профессора Императорского Казанского университета, врача и писателя Василия Макаровича Флоринского (1833-1899). https://yadi.sk/i/3by6P5pW_4sjhw

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней русиВолшебные травы на Руси

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней русиИЮЛЬ ВЕНЧАЕТ ЖАР ИВАН-ЧАЯ

Так есть ли связь между вводным словом «чай» и чаем – напитком? На первый взгляд, никакой связи нет, ведь есть чай китайский, индийский и другие, а история о цветах иван-чая – лишь красивая легенда, не более.

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней русиЦарство врачебных трав и растений (целебный травник)

Скан раритетного издания 1870 г. по лекарственным травам и растениям. Описываются различные травы и растения и их применение в медицине.

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней русиЗверобой — лечебные свойства растения, применение, как отличить

Лекарственные свойства зверобоя. В России встречается несколько видов, из них наиболее обыкновенные в Европейской России — зверобой обыкновенный, или продырявленный и зверобой четырёхгранный. Оба вида считаются в народе целебными, и настойка этих растений употребляется от многих болезней.

Источник

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней русиj_e_n_z_a

коллажи из трав и слов

русские травники, лечебники, аптекарский огород и монастырские больницы

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси

Первые медицинские энциклопедии на Руси — травники и лечебники.
Аптека «с немцем» и Аптекарский огород.
Монастырские больницы и «народные врачеватели».

Медицинская книга на Руси

Древнейшими памятниками медицинской письменности являются лечебники и травники. Описания врачеваний можно найти в изборниках («Изборник великого князя Святослава Ярославича»), евангелиях («Остромирово евангелие», «Архангельское евангелие») и житиях («Повесть о Петре и Февронии»).

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси

Из этих старинных летописей и книг, которых, к слову, до нашего времени дошло всего 200 экземпляров, можно узнать, что набольшей популярностью пользовались лекарства из полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цветов липы, листьев берёзы, коры ясеня, можжевеловых ягод.

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси

Позже в Московском государстве появились прототипы аптек — «зелейные лавки», в которых торговали различными травами и приготовленными на их основе лекарствами. При Иване Грозном в Москве открываются аптеки с «немцем», т. е. иностранцем. Приблизительно в это же время врачом Строгановских солеварен в XV веке был составлен «Лечебник Строгановских лекарств о врачевании от всяких болезней и о всяких зелейных спусках».

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси

В XVII веке в русской медицинской литературе появились так называемые «Вертограды» (сады), составители которых рассказывали не только о приёмах изготовления лекарств и некоторых химических операцих, но и о поведении врача с пациентами: «Пришедшему лекарю к больному человеку сести подле него прилично, не торопясь, и разговаривать бы речи к развеселению болезненного человека». Обычно «Вертоград» начинался вопросом: «Грех ли прибегать к хитростям врачебным?» Тут же давался ответ: медицинское искусство нужно «как земледелие»

РЕЦЕПТЫ «ПРОХЛАДНОГО ВЕРТОГРАДА»

Эти несколько советов взяты из рукописи XVII века под названием «Книга глаголемая Прохладный Вертоград. Лечебник патриаршего келейника Филагрия». Адаптация книги для современного читателя выполнена сотрудницей Российской государственной библиотеки Т. Исаченко.

«Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет».

Готовили лекарства на «поварнях», где уже использовали технологию получения дистиллированной воды («пропущение вод») по немецкой книге Иеронима Брауншвейгского (Страсбург, 1537 год).

Петр I приказал создать аптекарские огороды во всех крупных городах, при военных госпиталях. В Петербурге для такого огорода был выделен Аптекарский остров, ставший впоследствии Ботаническим институтом РАН.
Петр I лично выписывал травы из Москвы в Петербург и просил, чтобы дорожки обсаживались ромашкой и мятой, «кои пахнут».

Были также устроены крупные плантации лекарственных растений в Астрахани и в городке Лубны под Полтавой.

В 1754 году медицинская канцелярия прекратила ввоз лекарственных растений из-за границы.
В первую русскую фармакопею, изданную на латинском языке в 1798 году, вошло около 300 лекарственных растений, из которых более половины произрастают только в Сибири. Активное участие в ее создании принял известный русский естествоиспытатель И. И. Лепехин.

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси
Аптекарский огород

По легенде, еще при основании сада сам Петр посадил здесь три хвойных дерева: ель, пихту и лиственницу «для научения граждан в их различии».

В 1798 году открывается Медико-хирургическая академия, ставшая центром по изучению лекарственных растений. Планомерно создавались плантации лекарственных растений, опытные станции, фармацевтические предприятия по производству фитосредств, научно-исследовательские учреждения. В частности, в 1931 году под Москвой основан Всесоюзный институт лекарственных и ароматических растений.

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси
Схема Сада 1807 года

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси
Вид на пальмовую оранжерею

В 1850-х годах была предпринята серьезная реконструкция сада с целью сделать его более привлекательным для горожан. У прежде сугубо научного заведения возникла новая функция: сад превратился в любимое москвичами место отдыха. Часть его была «отделана в английском вкусе», появилось много цветов, и «для удобства посетителя наставлены по разным местам скамейки и диваны». И. Е. Репин, бывавший в саду, записал как-то в дневнике:
«В университетском саду много милого мужичья да бабья, несмотря на высокую входную плату.»

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси
Живописный старинный пруд

Еще в XVIII веке в аптекарском огороде был устроен пруд по технологии так называемого «глиняного замка» — дно его было выстлано несколькими слоями серой гжельской глины. Первоначально пруд имел прямоугольную форму; а в середине XIX века, в соответствии с модой на пейзажные сады «в английском вкусе», ему придали свободные очертания, сохранившиеся до наших дней

XX век — Советский период

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси
Вход в Ботанический Сад

лечебники и травники древней руси. Смотреть фото лечебники и травники древней руси. Смотреть картинку лечебники и травники древней руси. Картинка про лечебники и травники древней руси. Фото лечебники и травники древней руси
Летняя экспозиция суккулентов, возле субтропической оранжереи.

Монастырские больницы и «народные врачеватели».

В XI в. стала развиваться монастырская медицина, появились монастырские больницы. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Ефрем поставил больницы в Переяславе. Позднее они появились в Новгороде, Смоленске и других городах.

Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках — «Киево-Печерском патерике» (XII в.). Он содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Это «пречудный лечец» Антоний и его ученик «преподобный Агапит», исцеливший внука Ярослава Мудрого, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Сохранилось предание о том, что князь Владимир вызвал к себе Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако Агапит не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. После выздоровления князь пожелал щедро наградить искусного врача и передал ему богатые дары. Агапит раздал княжеские подарки неимущим людям.

Исторические параллели: При княжеских и боярских дворах на Руси издавна служили светские лекари («лечцы»), как русские, так и иноземные. Летописи XI—XII вв. сохранили упоминания о лечце-армянине («Ормянине»), который был «хитр зело во врачевании». К этому врачу, умевшему определять болезни по внешнему виду и пульсу, обращались князья Всеволод и Владимир Мономах. При дворе черниговского князя в XII в. служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец).

«Киево-печерский патерик» содержит сообщение о медицинских диспутах («стязаниях о врачевськой хытрости») между Агапитом и «Ормянином», с одной стороны, и Петром Сириянином, с другой.

Упоминают хроники Киево-Печерской лавры и о «преподобном Алимпии». Он излечивал мазью прокаженных после того, как их не могли вылечить «волхвы и неверные люди». Больных и сирых, в том числе и душевнобольных, с XI века было принято отправлять в монастыри. Во многих монастырских больницах практиковали искусные во врачевании монахи. «Киево-Печерский патерик» содержит перечень требований к ним: лечцы должны были, ухаживая за больными, выполнять самую черную работу; быть терпимыми в обращении с ними; не заботиться о личном обогащении. Некоторые монахи-лечцы были впоследствии канонизированы православной церковью.

При монастырях часто содержались больничные палаты. Берестяные грамоты начала XIV в. сообщают о существовании монастырских больниц в древнем Новгороде. В первой половине XVI в. была основана больница при Соловецком монастыре. Здесь была специальная больничная библиотека. Монахи занимались не только практической медициной, перепиской и хранением рукописей, но и переводом греческих и латинских книг медицинского содержания. При этом дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. В начале XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре, на территории которого располагались больничные палаты, его основатель монах Кирилл Белозерский (1337— 1427) перевел с греческого небольшой рукописный трактат «Галиново на Иппократа» — комментарии Галена на сочи-нение одного из врачей школы Гиппократа «О природе человека». В дальнейшем это сочинение часто включалось в состав многочисленных травников и лечебников и приобрело широкую популярность.

До середины XVI в. на Руси существовали только монастырские больницы. Первая попытка возложить на государство часть заботы о здоровье людей связана с заседанием большого церковного собора 1551 г., получившего название Стоглавого, или Стоглава, поскольку решения его были сформулированы в сборнике, содержащем 100 глав. На этом соборе было принято решение о привлечении к работе в богадельнях для больных и немощных не только лиц духовного звания, но и гражданского населения. В царствование Ивана Грозного впервые было высказано намерение открыть государственные больницы и богадельни. Исторические хроники сообщают также о владетельных людях, которые заботились о больных, видя в этом христианский долг. Так, советник царя, начальник Челобитного приказа А.Адашев «питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных и собственными руками отмывал их».

О «народных врачевателей» говорится также в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, составленном при Ярославе Мудром. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *