легенды о распространении христианства на руси

Легенды о причинах принятия христианства.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Развернутый план ответа к 4 билету

Правление Владимира Святославовича. Принятие христианства на Руси.

Введение.

Одним из определяющих факторов развития нашего государства в течение тысячелетия явилось принятие христианства. Христианство стало основой развития русской культуры.

Усобицы между сыновьями Святослава.

У Святослава было 3 сына – Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк правил в Киеве, Олег в древлянской земле, а Владимир в Новгороде. После гибели Святослава между его сыновьями началась усобица, в результате которой Олег Древлянский был убит, Владимир в сопровождении дружинника Добрыни «бежал за море», а Ярополк остался править Русью.

Известно, что Владимир был ярым язычником, что доказывает тот факт, что он в 980 г. провел языческую реформу, объявив Перуна высшим божеством, покровителем князя и княжеской дружины.

2. Русь языческая.

Язычество – многобожие, политеизм.

К x веку у славян язычество прошло 3 этапа своего развития:

1. Вера в упырей и вурдалаков (славяне поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями, явлениями природы. Этот период связан с охотой – основным занятием славян на данном периоде развития);

2. Поклонение Роду и Рожаницам. Род – земледельческое божество плодородия, богатства, благополучия и приплода. Переход к этому этапу языческому этапу веры связан с переходом славян к земледелию.

3. Появление антропоморфных богов(в человеческом образе). Перун выступает как главный бог, покровитель не только грома и молнии, но и князя и княжеской дружины.

А. Вера в духов: 1. духи лесные; 2. духи плевые; 3. духи воды; 4. духи воздуха; 5 духи дома;

Б. Вера в богов.

Вопрос о том, сложился ли пантеон славянских богов,является оченьсложным и спорным. В сохранившихся скудных источниках о языческом периоде верований древних славян присутствуют 2 порядка верований: почитание видимой природы, т.е. культ природы и невидимой – культ предков и умерших.

Обожание природы выражалосьв поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням и т.д. Представления о существовании человека после смерти были достаточно скудным: замогильный мир представлялся продолжением настоящей жизни. Они верили в волшебство, тайную силу предметов, могущество слова (очень много было заговоров).

Пантеон –система взаимоотношений и родства, иерархии между богами.

С уверенностью можно лишь утверждать, что первым, верховным божеством был Сварог(бог неба, небесного огня. Сварог – сварил, сварганил, сотворил мир).

Сварожичи– сыновья Сварога, это – Даждьбог – бог солнца и света, податель тепла; Стрибог– бог ветра, воздушных стихий; Велес – покровитель скота и богатства (культ природы).

Кроме этого известны боги: Семаргл – бог огня, Макошь – богиня плодородия, покровительница женщин, домашнего очага, хозяйства, земли, Лада – богиня любви. Существует точка зрения, что пантеон сложился, т.к. можно в полнее определенно выделить первых, высших богов – это Сварог, который «сварил», «сварганил» все на земле и в космосе, его сыновей – сварожичей: Даждьбог, Хорс, Велес, Стрибог, Перун, и богов 3 – его поколения. И арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в начале 10в. видел на волжской пристани 1 большое изображение какого – то бога, окруженного малыми кумирами. Не дошло до нас сведений и о том, что у язычников – славян были какие-то храмы, жреческие кланы, но были капища под открытым небом и отдельные волхвы и кудесники, к которыми обращались за гаданиями и предсказаниями. Религиозные представления выражались в форме идолов. Идолам, которые ставились в основном на возвышенностях, отправляли славяне требы – жертвы. Не было у славян храмов, жреческих кланов, но были капища, идолы или кумиры и отдельные волхвы и кудесники, к которым обращались за гаданиями. Так, Игорь в 945 г. дав клятву перед Перуном о соблюдении заключенного договора с Византией, а Владимир, проводя языческую реформу, поставил на холме Перуна с серебряной головой и золотыми усами.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Доказательством того, что четкого пантеона богов не сложилось, говорит тот факт, что бог солнца имел несколько имен – Даждьбог, Ярило, Хорс.

Известный домовой пришел к нам также из языческого прошлого, т.к. умерший дедушка считалось, что защищает дом.

Выкуп невесты женихом также уходит корнями в языческие традиции. При господстве многоженства, своих девушек не хватало, тогда приходилось их красть или выкупать у другого рода.

Были ли языческие славянские богиавтохтонами (самостоятельными)?

Славяне прошли очень длительный период языческого развития, почему же именно при Владимире было принято христианство?

3. Причины принятия христианства.

1. Выгодное торговое сближение с Византией.

2. Сближение с христианской Европой (династические браки)

3. Усиление власти князя (обожествление княжеской власти – «князь – помазанник божий»).

4. Объединение разных восточнославянских языческих племен на основе единой веры, идеологии, культуры и морали. Создание единого русского народа, нации.

5. Обещание людям воскрешения после смерти.

Легенды о причинах принятия христианства.

В летописях сохранилось несколько легенд, связанных с решением о принятии новой единой монотеистической веры.Монотеизм –единобожие.

1. Перед тем, как принять новую веру, решил Владимир подробнее узнать о известных религиях. Призвал к себе Владимир бояр и торговцев и сказал им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их. Идите еще к немцам, высмотрите у них все, а оттуда идите в Греческую землю…».

Может быть, никаких посланцев и не было. Скорей всего, Владимир расспрашивал торговцев из разных стран об их вере. Но летопись донесла до нас именно такой вариант выбора веры.

2. С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне,сестре императора – соправителя Василия и Константина. Правители Византии поставили Владимиру условие – креститься, т. к. не могли отдать христианку в жены язычнику. Владимиру не оставалось ничего делать, как креститься.

Свою клятву Владимир выполнил.

Вернувшись из похода, Владимир повелел уничтожить языческих идолов, которые сам недавно приказал ставить. Они были изрублены и сожжены. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом сбросили в воду.

После разгрома языческих капищ (место проведения языческих обрядов) Владимир приступил обращению киевлян в христианство.

5. Крещение Руси.

Христианство было известно еще до 988г. Княгиня Ольга, жена Игоря была христианкой, часть дружины князя и купцов, которые имели контакты с Византией, не просто знали о христианстве, но и были христианами.

Сама дата крещения киевлян остается достаточно спорной. Историки называют разные годы, но все же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 г.

Летом 988 г. пришли византийские священнослужители в Киев. Киевлянам было предложено спустить в Днепр, зайти по пояс в воду, где они и были крещены все вместе.

Многие люди не хотели принимать новую веру, поэтому крещение проходило под принуждением. У нежелавших креститься забирали имущество и угрожали расправой. Поэтому можно говорить о том, что крещение проходило насильственным путем. Наиболее ярые противники уходили в леса и организовывали языческие общины.

Сам процесс христианизации восточных славян проходил более 100 лет. Например, новгородцев, народ вольный, крестили очень жесткими методами. Поэтому в Новгороде говорили: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

Двоеверие.

Стремясь облегчить принятие славянами христианства, православная церковь освятила некоторые языческие праздники и переняла поклонение многим языческим божествам под видом культа святых.Языческими по происхождению являются праздники масленицы, Иоанна Крестителя (Ивана Купалы), Ильин день (языческое поклонение Перуну), день Святого Василия (поклонение языческому скотьему богу Велесу).Сохранилась вера в низшие божества – леших, домовых, русалок. Поэтому нельзя говорить о том, что на Руси сложилась православная вера по Греческому образцу. Сложилось двоеверие – слияние православия и частично язычества.

Источник

«По крещеным детям плакали, как по мертвым» Историк о главных мифах про крещение Руси

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

28 июля празднуется День крещения Руси — эта дата считается началом христианизации российского государства, которую начал князь Владимир Святославич. В 988 году он крестился сам, а затем присланное из Византии духовенство провело обряд крещения киевлян в водах Днепра. Но, конечно, все было не так просто и далеко не так быстро. Даже сама дата условна — никто из историков точно не знает, когда именно началась христианизация и как долго она продолжалась. Главные мифы о крещении в интервью «Ленте.ру» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов.

«Лента.ру»: Начнем с предыстории. Сначала ведь на Руси крестилась княгиня Ольга, бабка князя. Почему она не крестила Русь?

Михайлов: В действительности весьма вероятно, что некоторое количество христиан было на Руси и до крещения княгини Ольги. В современной научной литературе обсуждаются и предшествующие эпизодические крещения. Но, видимо, в тот период, как и в эпоху княгини Ольги, с одной стороны, слишком сильны еще были позиции традиционного славянского язычества на Руси, с другой стороны — недостаточно сильны были экономические и политические связи с соседями, что впоследствии сыграет достаточно большую роль в истории крещения.

И этот фактор, пожалуй, наиболее важен, потому что подавляющее большинство соседей Руси того времени еще не были крещены и только-только начинали переходить в христианство. То есть Русь и сама была более языческая, и ее внешний контекст.

А до Ольги ведь еще Олег, прозванный Вещим, достаточно сильно противостоял принятию христианства на Руси. По крайней мере есть такое мнение. Это правда?

Достоверных исторических сведений о взглядах князя Олега у нас практически нет, поэтому тут мы можем только выдвигать какие-то гипотезы, мало на чем основанные. Но существует мнение, что даже Святослав, сын Ольги и отец князя Владимира, устойчиво держался за язычество. Видимо, до какой-то степени это действительно было так, но сведений об этом, к сожалению, у нас немного.

Вообще важно понимать, что наши сведения о христианизации Руси основаны на очень небольшом количестве исторических источников, из которых самый важный — «Повесть временных лет» — был написан существенно позже этих событий.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Действительно ли князь Владимир был распутником до крещения и ослеп, а после крещения зрение к нему вернулось?

Это достаточно непростой вопрос. Что касается распутства князя Владимира, наверное, можно принять ту точку зрения, что по крайней мере в языческий период жизни этот правитель мало ограничивал себя в сексуальных связях. У него было мало причин это делать: он князь, чрезвычайно богатый человек, влиятельный мужчина. Он, безусловно, мог позволить себе большое количество наложниц и, скорее всего, действительно их имел.

Но те гипертрофированные цифры, которые возникают в «Повести временных лет», у современных исследователей вызывают вопросы. Есть мнение, что житийные авторы «Повести» могли проводить параллели между князем Владимиром и библейским царем Соломоном. То есть они могли, так сказать, заострять языческий период жизни Владимира, чтобы создавать позитивный контраст между князем до крещения и после.

Что касается истории с потерей и обретением зрения, то это классический сюжет, который приводится и в той же «Повести временных лет».

Но, конечно, не исключено, что это миф, созданный летописцами для того, чтобы подчеркнуть чудодейственную силу крещения и тот факт, что новый бог могущественнее, чем старые языческие божества, которым прозревший князь когда-то поклонялся

То есть подтвердить это мы не можем, но и опровергнуть не можем. А поскольку события эти достаточно чудесные, они вызывают некоторые сомнения у исследователей.

А правда, что князь Владимир больше всего склонялся к православию, потому что любил византийскую царевну Анну и хотел на ней жениться?

Брак Владимира и Анны, сестры византийских императоров, — это исторический факт. Но, конечно, этот брак имел в большей степени политический и династический аспект, чем любовный. Князь Владимир не видел Анну до того, как они встретились непосредственно перед свадьбой. Ясно, что в данном случае им вряд ли двигали романтические соображения.

Однако что действительно важно — так это то, что вступление Владимира в этот брак и крещение находятся в прямой связи друг с другом. Можно долго дебатировать о том, что было первично: крестился ли Владимир для того, чтобы жениться на сестре императора, или вступил в этот брак для того, чтобы креститься. Последняя точка зрения гораздо более основательна и чаще встречается у исследователей. Так или иначе, брак этот некоторую роль в крещении Владимира лично, а потом и в крещении Руси, безусловно, сыграл.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Почему православие, а не католицизм и не другая вера?

Важно отметить, что князь Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом. На дворе все-таки были 980-е годы. Конечно, между восточным и западным христианским обрядом существовали некоторые различия, однако раскол христианской церкви произошел только в 1054 году. Ни князь Владимир, ни даже его сын Ярослав не дожили до этого времени. Поэтому Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом — он выбирал христианство, которое было в тот момент вполне целостной религией.

Мы хорошо знаем, что во времена Владимира христиане с Запада приезжали и проповедовали на Руси, и князь совершенно никакой неприязни к ним не испытывал, хотя сам и следовал восточному обряду. В «Повести временных лет» и последующих текстах могут немного заострять этот момент, но только потому, что авторы этих текстов сами жили уже после раскола, и для них было важно связать Владимира с православием.

А вот что касается других религий, то тут выбор мог быть более реальным, однако надо сказать, что князь Владимир был обречен выбрать именно христианство. Влиятельных мусульманских соседей у Киевской Руси практически не было. Киевская Русь граничила с Волжской Булгарией, но мусульманское влияние было несоизмеримо меньшим, чем влияние Византийской или Германской империй, которые активно развивались в тот период.

Иудейских государств рядом с Киевской Русью тоже не было. Разве что хазары, но и те к 988 году от иудаизма больше склонялись к исламу, да и политическое свое значение после походов отца князя Владимира они уже растеряли.

Поэтому христианство в политическом смысле было наиболее очевидным вариантом. В практическом — тоже. Во-первых, на Руси времен князя Владимира уже было довольно много христиан. Да, конечно, было и какое-то количество иудеев и мусульман, но, судя по всему, христиан было все-таки больше.

Князь Владимир до какой-то степени действовал в парадигме «не можешь победить — возглавь». То есть христианизация Руси снизу по факту уже шла, а Владимир просто усилил, ускорил и возглавил этот процесс

Христианизация в период жизни князя Владимира шла и во всех соседних регионах. Тогда активно начали креститься скандинавские страны, крестилась Венгрия, и, что очень важно, христианство начало активно распространяться и в соседних славянских регионах. То есть очень важно понимать, что крещение Руси не было уникальным. Это часть большого процесса крещения Северо-Восточной Европы в конце X века. И князь Владимир в некотором смысле был в абсолютном мейнстриме своей эпохи.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Как в действительности крестили Русь — «огнем и мечом», как писал Татищев, или по доброй воле? Как убеждали людей принять новую веру?

К сожалению, детальных сведений у нас практически нет. Татищев в своем описании обращается к так называемой Иоакимовской летописи, но это загадочный исторический документ, который никто, кроме самого Татищева, так и не держал в руках. Современные ученые считают, что Татищев просто сочинил этот документ. То есть, скорее всего, это такой созданный им псевдоэпиграф, который невозможно воспринимать как реальный исторический источник.

Крещение было очень медленным, очень постепенным. Когда мы говорим, что Русь крестили в 988 году, это, конечно, очень условная мифологическая дата. Историки до сих пор ведут споры о том, в каком году начался процесс крещения. Да и сам этот процесс занял не месяц и не два, а годы. Мы понимаем, что крещение, по всей видимости, встречало некоторый антагонизм среди русского населения.

В некоторых случаях по «Повести временных лет» мы видим, что языческие женщины действительно плакали по своим крещеным детям, как по мертвым. Это был разрыв семей. Мы видим, что выступление волхвов, представителей старых культов, продолжаются практически до 1070-х годов, то есть на протяжении почти столетия после крещения

И понятно, что вряд ли процесс крещения во всех обстоятельствах всегда был абсолютно ненасильственным и добровольным.

Правда ли, что когда приняли крещение, столь сильно декларировалась заповедь «не убий», что отменили казни? А это, в свою очередь, повлияло на рост преступности?

Все-таки после крещения князь Владимир продолжал военные действия. Страна управлялась достаточно централизованно. Я не думаю, что стоит представлять себе обряд крещения как момент, который сделал князя таким мирным агнцем, который играет на арфе и поет христианские гимны. Понятно, что князь Владимир оставался умным, достаточно жестким и прагматичным политиком. Да, он принял крещение, и да, безусловно, не нужно представлять себе крещение как чисто политический акт. Ведь Владимир был человеком конца X века, и для него религия была вещью совершенно реальной. Это поколение людей не могло смотреть на крещение как на чисто рациональный акт. Но этот акт, при всем его воздействии на князя, не мог в корне поменять его взгляды на современную ему действительность и политические подходы.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

А правда, что византийские источники вообще не говорят о крещении Руси? Почему? И что это значит?

Детализированного описания крещения в источниках не древнерусских в принципе не очень много. Это отдельные маленькие упоминания, которые могут очень сильно отличаться. В нашем распоряжении есть и арабские упоминания, и западноевропейские, и скандинавские. Византийцы об этом писали очень скупо, но это не говорит о том, что крещения не было. Все источники совершенно точно указывают на то, что в конце X века Русь действительно была крещена в традициях восточно-христианского обряда.

Как думаете, что было бы, если бы на Руси еще какое-то время сохранялось язычество?

В первую очередь это, скорее всего, было бы фактором тормозящим. Именно христианство помогло развиться письменности, новым архитектурным решениям, новым государственным и политическим решениям. Христианизация очень сильно способствовала росту экономических взаимосвязей между соседними регионами. Всего этого не произошло бы, если бы язычество сохранялось.

Конечно, язычество тоже не стояло бы на месте — оно бы изменялось и трансформировалось. В начале правления Владимира предпринимались попытки как-то реформировать древнерусское язычество, но князь счел их малоперспективными и не стал продолжать.

Сейчас мы можем по-разному относиться к средневековому христианству и по-разному его оценивать, но, безусловно, для Руси крещение было связано с прогрессом, с развитием и с выходом на международную арену.

Источник

Мифы о Крещении Руси

Комментирует историк Сергей Алексеев

Приблизительное время чтения: 11 мин.

О Крещении Руси написаны сотни книг, тысячи статей. Помимо сугубо научных, среди них — множество популярных, публицистических, журналистских. Именно в этой среде родилось и развивается великое множество мифов. Их создавали идеологи всех сортов, досужие фантазеры, а вместе с ними и прямые противники христианства. В современных масс-медиа они получили широкое распространение. Редакция «Фомы» пригласила доктора исторических наук, автора биографической книги о крестителе Руси князе Владимире Святом Сергея Викторовича Алексеева, чтобы он прокомментировал содержание самых распространенных легенд подобного рода.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Миф 1: Русь крестили насильственным образом, «огнем и мечом»

Представление о насильственном Крещении Руси сложилось в исторической науке советского времени, из нее перешло в популярную литературу — и так превратилось в «общее место». Это один из тех случаев, когда подобные «общие места» возникают если не на пустом месте, то с минимумом оснований. Русь Х века только становилась единым государством. Это общество всеобщего вооружения народа, автономных племен и племенных союзов. Владимир просто не располагал аппаратом подавления, необходимым для крещения насильственным путем. Это не ХХ столетие — и даже, к примеру, не Саксония раннего Средневековья, где разрозненные племенные герцогства имели дело с намного превосходящей их мощью Франкской империи. Но князь являлся для славян-язычников высшим духовным авторитетом. Именно этот авторитет княжеской власти и сработал — публичного посрамления языческих идолов и угрозы стать «врагом» выбравшему новую веру князю оказалось достаточно для киевлян и жителей большинства других городов Руси. Другой вопрос — насколько сознательным и искренним было такое обращение.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Ни один ранний источник, написанный в течение века-полутора после событий, о насильственном крещении не говорит. Напротив, современники поражались отсутствию открытого сопротивления — что было бы весьма странно, если бы «на самом деле» оно было массовым.

«Огонь и меч» нам известны исключительно из одного текста — приводимой историком XVIII (!) века В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Судя по языку и содержанию, это памятник очень поздний; до нас он дошел только в «Российской истории» Татищева.

Во-первых, Иоакимовская летопись сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода — «люди поносят новгородцев», что их одних крестили «огнем и мечом». Во-вторых, Иоакимовская летопись — источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения. Одни ученые считают, что это творение самого Татищева, другие — что «летопись» создана без его ведома, чтобы удовлетворить его научный интерес, а затем им отредактирована. Может быть, в ней использовался какой-то древний текст, может быть — нет. Археологи находят подтверждение пожару в городе в конце Х века, но с чем он связан и насколько точно «летопись» передает события, так и остается неизвестным. «Поносное» присловье о том, что новгородцев «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — единственное и довольно зыбкое свидетельство, что в Новгороде в пору крещения произошел какой-то конфликт. Конфликт настолько локальный, что он веками оставался предметом только устных преданий. Там, где крещению действительно противились, как в Ростове или в Муроме, Владимир откладывал его до лучших времен, а не посылал дружинников штурмовать непокорные города.

Следует помнить еще и то, что христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиан было немало в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы. Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение. Смена веры Владимиром была в достаточной мере подготовлена и не стала шоком для его подданных. Жители русских городов не могли не задумываться о религиозных вопросах, не могли оставаться слепыми приверженцами язычества, когда оно потеряло поддержку власти.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Крещение дружины князя Владимира. Кенигсбергская летопись, начало XIII века.

Миф 2: Русь была крещена Западной, а не Восточной Церковью

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

О крещении Руси из Византии, от «греков», недвусмысленно и подробно сообщают не только русские источники — все единогласно, — но и современники событий. Это и арабский христианский историк Яхъя Антиохийский, и — что особенно важно — немецкий хронист Титмар. Конечно, это не значит, что Западная церковь не вела проповеди на Руси или что в какие-то периоды эта проповедь не была даже более активной, чем у византийцев. Княгиня Ольга, первая среди Рюриковичей принявшая крещение — в Константинополе! — после охлаждения отношений с Византией обращалась за епископом к германскому королю Оттону. Впрочем, этот епископ на Руси не задержался. Позднее, при Ярополке и Владимире, в Киеве работали миссионеры, вероятно итальянские. Однако они не преуспели, что отразилось и в летописном рассказе о «выборе вер». Принятие крещения от Восточной Церкви позволяло русам слушать слово веры в храме на славянском языке — немаловажное обстоятельство в ту пору, когда латинское духовенство истребляло славянскую грамотность в подчинившейся Западу Чехии.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Великий князь Владимир выбирает веру. Эггинк И.Е., 1822 г.

Миф 3: При Крещении Руси погибла высокая языческая культура, исчезла дохристианская письменность

Культуру языческой Руси незачем ни принижать, ни романтизировать. Она была не «выше» и не «ниже», чем дохристианская культура германцев, кельтов или балтов, — правда, едва ли наши цивилизованные современники сочли бы любую из них высокой, взглянув на нее вблизи. Предаваться романтическим грезам всегда лучше на расстоянии… Сейчас, когда историей занимаются геометры и гидравлики, философы и сатирики, в области древних культур сделано немало «открытий чудных» — но это уже отдельная и весьма печальная тема. Науке достаточно известно о культуре и быте древних славян, и всех интересующихся можно отослать к работам специалистов-археологов.

Что касается письменности, то в спорах до хрипоты вокруг «докириллического письма» присутствует некоторое недоумие. Те, кто воспринимает письменность как «предмет национальной гордости» и считает, что она «должна была быть», просто не понимают, почему появляется этот действительно характерный признак цивилизации. А появляется он по одной из двух причин. Или с возникновением бюрократии и денежных отношений, когда люди перестают верить друг другу «на слово», а правители хотят увековечить свои деяния, или же под культурным воздействием извне. Например, с появлением религиозных учений, для которых священным является писаное слово, Писание. В индуизме, например, священным является слово устное — и даже при наличии письма священные тексты не записывались до очень позднего времени. Но наши сочинители «ведической религии славян» почему-то считают, что она должна быть «письменнее» индоарийской.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

В реальности у славян, как и у многих народов, было рисуночное «протописьмо», «черты и резы» — символические, календарные и счетные знаки. Они не «погибли», а благополучно дожили в народной крестьянской культуре до Нового времени, когда использовались на счетных бирках, при создании резных календарей, иногда вместо подписей. Ряд ученых приводят свидетельства в пользу того, что у восточных славян с IX века существовала некириллическая письменность, напоминавшая германские руны. Однако все немногие свидетельства об этих «русских письменах» связывают их появление с христианской проповедью — «письмена» появились в Крыму, в среде подолгу живших здесь «ромейских русов»-христиан. Немногие нечитаемые «рунообразные» надписи, обнаруженные археологами, все относятся к Х-XI векам. Писаны ли они теми самыми «русскими письменами», одна это система или несколько локальных — неизвестно. Значительная часть ученых вообще сомневается, что речь идет о каком-то особом письме, видя в этих — повторю — действительно единичных памятниках тайнопись или магические значки. Тема интересная, но к «гибели языческой культуры» отношения, похоже, не имеет. Никакая культура не может погибнуть настолько бесследно, чтобы современной науке не удавалось обнаружить ни малейших ее следов. А реальная культура языческой Руси не погибла, во многом долго оставалась неизменной — и была унаследована, переработана, включена в себя Русью христианской.

Миф 4: Хотя Русь и крестили, но язычество продолжало господствовать

Как я уже говорил, даже крестившиеся в 988-989 годах горожане едва ли сознавали, насколько сильна новая вера призвана перестроить всю жизнь Руси, весь уклад жизни. Тем более чуждо было это представление огромной сельской массе, составлявшей большинство населения. Так что язычество действительно жило еще на протяжении веков, и сохранились десятки произведений, в которых духовные лица бичуют «двоеверов». Бывали и прямые столкновения. Не в момент, а через много лет после Крещения Руси Владимиром языческие волхвы поднимали смуты в разных местностях. С другой стороны, еще в XI веке они вольготно чувствовали себя при некоторых княжеских дворах. Только в начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростове, а в земле вятичей на Оке в ту же пору погиб от рук язычников проповедовавший там преподобный Кукша. На селе продолжали хоронить умерших в курганах, справлять языческие праздники. Кое-где все еще стояли капища с идолами, и им приносили жертвы. Даже в городах христианская культура и образование не всегда и не во всем сразу пробивали себе дорогу. Окончательная победа христианства произошла в XIII-XIV веках, когда христианская вера стала консолидирующим и возвышающим началом народа в его противостоянии ордынскому гнету.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Миф 5: Князь Владимир, крестивший Русь, был великим распутником

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Христианство учит, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей. Не всем это известно, вероятно, но средневековым создателям летописей и житий Владимира известно было. Им, по всей видимости, трудно было представить, что женолюбие князя в языческой его жизни, с которым он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним, станет для кого-то аргументом против его святости. Христиане считают, что святы не безгрешные, а победившие грех. А о том, как Владимир преодолевал себя благодаря новой вере, пишут не только русские летописцы, и прежнее имело место — но и душевное изменение князя не является благочестивым вымыслом.

Миф 6: Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране

Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране. Правда ли это?

Владимир учился христианству вместе со своим народом. Он живо реагировал на прочитанные ему строки Писания, и часто не сразу понимал, в чем его настоящий долг. В Священном Писании сказано: «Не убий». Киевский правитель решил полностью отказаться от казней, а в ответ на вопрос духовенства, почему он так поступает, сказал: «Боюсь греха!» Но «расцвет уголовщины» был явно недолгим — уже очень скоро христианские епископы объяснили князю, для чего дана ему власть, что «не напрасно он носит меч» и что «достоит ему казнити разбойника, но с испытанием», т. е. расследованием дела. И Владимир справился с разбоями.

Миф 7: Крещение Руси навсегда поссорило ее с кочевыми народами

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Трудно понять, откуда взялось такое умозаключение. Отношения Руси с кочевниками вообще от религиозного выбора мало зависели. На протяжении веков восточная ветвь славян сложно взаимодействовала с кочевым миром — то поддаваясь, то наступая, то сплачиваясь против каких-то врагов, то отбиваясь от набегов. Со времен вторжения в Европу гуннов в IV веке и до начала складывания Руси восточные славяне часто оказывались в зависимости от более сплоченных и агрессивных кочевых держав. Этот «симбиоз» мог быть и принудительным, и добровольным. Он оставил определенные следы в истории и культуре славянских народов. В IX веке появляется государство Русь, и подчиненные ей славянские племена борются за свое единство и независимость с сильнейшим государством европейских степей — Хазарским каганатом. Из других кочевых соседей Руси у некоторых шло становление своего государства, другие сохраняли племенной уклад. Русь то вступала с ними в союзы, то защищала свои рубежи от их посягательств. В IX-X веках не раз воевали с приазовскими «черными» болгарами. Около 895 года через территорию Руси на запад прорвались с боями венгры. Около этого же времени появились у границ Руси прогнавшие венгров печенеги. Известно, что их не раз наводила на русские рубежи в своих политических интересах, увы, христианская Византия. Самый крупный из таких набегов произошел в 968 году, когда печенеги обступили Киев, и князю-язычнику Святославу пришлось оставить свои завоевания в дальних краях, чтобы вернуться домой и отогнать их. Однако после этого Русь заключила с печенегами союз — и в 969-971 годах они воевали с болгарами и византийцами на стороне Святослава. А в 972 году на днепровских порогах убили князя, возвращавшегося в Киев.

легенды о распространении христианства на руси. Смотреть фото легенды о распространении христианства на руси. Смотреть картинку легенды о распространении христианства на руси. Картинка про легенды о распространении христианства на руси. Фото легенды о распространении христианства на руси

Владимиру пришлось отражать печенежские набеги сразу после захвата власти, еще в языческую пору. Это была самая затяжная война всего его правления. Принятие христианства, напротив, принесло здесь передышку — в 1008 году при посредничестве немецкого христианского миссионера Бруно Кверфуртского с частью печенегов был заключен мир. Он действовал до 1013 года, когда печенегов навел на Русь состоявший с ними в союзе христианский же правитель — польский король Болеслав… А вот с племенами гузов или торков и Святослав, и Владимир поддерживали только союз — они жили дальше от границ Руси и имели с ней общих врагов.

Так что крещение на отношения с кочевниками никак принципиально не повлияло. Языческие в основной массе тюркские племена печенегов и торков, известные как «черные клобуки», перешли на службу Руси в XII веке и служили в основном верно. Поселившиеся к тому времени на русских рубежах половцы то воевали, то мирились, то смешивались с русскими — и религия здесь препятствовала мало. Половцы довольно легко (другое дело, насколько искренне) принимали христианство, и к 1223 году двое сильнейших ханов европейской Степи были христианами. Все известные нам династические браки между Русью и Степью (как половецкой, так и ордынской) заключались в христианскую эпоху. То, что в Монгольской империи и в Золотой Орде христианство (правда, не православное, а несторианское) могло стать государственной религией, — известный факт. Так что отнюдь не религиозными причинами обусловлены конфликты Руси с кочевыми народами, хотя, будь проповедь христианства из Руси более успешной, это способствовало бы гораздо большему их сближению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *