леонардо да винчи значение в истории
Во Флоренции
У Леонардо не было формального образования. Он лишь немного знал латынь – необходимое условие для хорошего образования в те дни. Но этот факт отнюдь не был препятствием или фактором, который замедлял развитие тех способностей, которые сделали его великим.
Он начал свою художественную жизнь, как это было принято в то время, скромным учеником во Флоренции, в мастерской скульптора-живописца Верроккьо, где работал вместе с Боттичелли и Перуджино.
Художник того времени занимал довольно низкое положение в социальной иерархии. Мы должны помнить, что художник того времени не принадлежал к особой касте, а был всего лишь ремесленником, на том же уровне, что и такие мастера, как портные или изготовители сёдел. Будучи молодым учеником, художественным пролетарием, Леонардо производил практические вещи в мастерской, которая на самом деле была фабрикой. Мастер рисовал основные фигуры на картине, а скромные ученики рисовали детали и второстепенные фигуры.
Ученики рисовали яичной темперой, быстросохнущей красящей средой, состоящей из цветного пигмента, смешанного с водорастворимой средой, такой как яичный желток. Однако вскоре Леонардо стал использовать новый тип красок, разработанных в Нидерландах – масляные краски. В то время это было большой новинкой.
В 1476 году его дважды обвиняли в содомии (гомосексуализме). Это было серьёзное преступление, караемое смертью через сожжение. Однако, благодаря друзьям, Леонардо отделался только двумя месяцами тюрьмы.
Обвинение кого-то в содомии было тактикой, часто используемой для того, чтобы причинить кому-то неприятности во Флоренции 15 века, и вполне возможно, что обвинителем мог быть ревнивый художник.
Какова бы ни была правда, он, должно быть, был глубоко потрясён этим событием. Вскоре он пришёл к выводу, что Флоренция – слишком опасное место для проживания.
В Милане
Леонардо покинул Флоренцию в 1481 году и переехал жить в Милан. Это был процветающий торговый город, ещё более буржуазный и значительно более прагматичный, чем Флоренция.
Леонардо был молод и честолюбив и пытался продвинуться вперёд, поступив на службу к Людовико Сфорца, герцогу Миланскому.
Сфорца были абсолютно типичными представителями правящих династий, которые в то время достигли вершин в Италии. Они правили железной рукой. Глава правящего клана Сфорца, Людовико Сфорца был богатым парвеню с типичной для всех нуворишей одержимостью знатностью и воспитанием. Он заплатил экспертам, чтобы те составили генеалогическое древо, которое проследило его происхождение не от аристократа, а от самого Бога. Тщеславный и амбициозный, Людовико рангом и генеалогией имел прочную материальную основу.
Однако власть таких людей всегда была несколько слабой. Непосредственный предшественник Людовико был 37 раз ранен ножом своими собственными придворными. Сам он чувствовал себя неуверенно на своём герцогском троне, его семья воспринималась не более чем кучкой выскочек-сапожников. По этой причине Людовико пытался повысить свой социальный статус, среди прочего, окружив себя художниками и другими интеллектуалами. Всё дело было во власти и престиже.
Леонардо попытался снискать расположение своего нового покровителя, пообещав построить новые типы укреплений и военных машин. Интересно, что, обращаясь с просьбой о приёме на работу, он апеллировал не к художественному вкусу герцога, а скорее – к его более практическому интересу к механическим искусствам, особенно к тем, которые связаны с самым важным из них – военному делу.
Несмотря на отсутствие формального образования, Леонардо с юности проявил глубокое понимание математики. Он использовал свои знания в области оптики как для искусства, так и для инженерии. Он проектировал акведуки и мосты. Он даже построил ванную комнату для герцогини и устраивал пиры, балы и роскошные представления для герцога.
Он исследовал пар как движущую силу в навигации, магнитном притяжении и циркуляции крови. Он даже разработал прототип автомобиля. Однако при дворе герцога ему платили меньше, чем придворному карлику.
Леонардо знал, что необходимо иметь покровителя, но его возмущала ситуация финансовой зависимости, и в глубине души он восстал против этого. Одним из способов утвердить свою художественную независимость был его отказ выполнять требования герцога как можно быстрее. Он задумал огромную конную статую Людовико. Предполагалось, что это будет самая большая статуя лошади, когда-либо созданная в Европе. Таким образом, он хитро играл на стремлении Людовико ко всему грандиозному. Несмотря на постоянное давление и шквал жалоб, Леонардо заставил герцога ждать 17 лет, и даже тогда ему удалось изготовить только терракотовую модель лошади.
В Риме
В Риме Леонардо работал на ещё одного богатого итальянца, чья жестокость наводила ужас на всю Италию – печально известного Чезаре Борджиа. Чезаре стал хозяином Рима благодаря сочетанию железной решимости, смелости, полного отсутствия угрызений совести и того элемента удачи, который часто сопутствует игрокам и авантюристам. Любимый сын папы Александра, Чезаре вёл распутную жизнь в Ватикане в компании пьяниц и куртизанок.
Устав от тягот религиозной жизни, Чезаре попросил разрешения кардиналов и папы отречься от священства. Начав свою политическую карьеру с убийства своего брата и шурина, он захватил власть в Риме.
В результате своих воинственных подвигов он завладел обширными территориями, и папа назначил его герцогом Романьи. Сочетанием коварной хитрости и абсолютной безжалостности он удерживал себя у власти. Но, как указал Макиавелли, в конечном счёте его успех зависел от поддержки папства, и это оказалось фатальной слабостью. Когда в 1503 году умер его отец, удача покинула его. Новый папа Пий III арестовал его, а восшествие на престол смертельного врага Борджиа Юлия II привело к его окончательной гибели.
Когда Леонардо эмигрировал в Рим, всё это было в будущем. Тогда Чезаре Борджа всё ещё был одним из самых грозных правителей во всей Италии. С Чезаре было нелегко работать. Его жадность была ненасытной, и он не терпел никакого сопротивления.
И всё же каким-то образом Леонардо удалось завоевать его расположение. В Риме его искусство поднялось на новые высоты. Он раздвигал художественную технику до пределов её возможностей.
Его использование света и тени было в высшей степени оригинальным, а эффекты ошеломляющими. Здесь мы видим совершенное владение диалектикой единства противоположностей, выраженной в свете и тени. Он придал флорентийской живописи такую глубину атмосферы, которой она никогда раньше не обладала. На его замечательных картинах изображённые предметы и люди, кажется, вырисовываются из темноты. Они будто не стоят сами по себе, а являются неотъемлемой частью своего окружения – частью органического целого. Это чувство целостности является очень диалектическим взглядом на мир и придаёт его картинам особое ощущение силы и эмоций.
Введение перспективы стало настоящей революцией в изобразительном искусстве. Это было основано на научном духе того времени. Со свойственной строгостью Леонардо Да Винчи определил не один, а три различных вида перспективы. С помощью них Леонардо навсегда изменил европейское искусство. Леонардо рисовал свои модели из реальной жизни – с рыночной площади и из борделя. Во время работы над своей массивной картины «Тайная вечеря» он ездил по городу, делая наброски людей для использования в качестве моделей. Говорят, что результат – когда он был окончательно закончен в 1498 году – поразил Чезаре.
Его гений сделал его соперником многих в мире искусства, где жестокая конкуренция за покровительство привела к войнам и интригам, которые очень напоминали те, которые характеризовали политическую жизнь того времени. Он конфликтовал с подрастающими молодыми художниками, такими как Рафаэль, и особенно с Микеланджело, который ненавидел его.
У Леонардо были проблемы также и на другом, гораздо более опасном фронте. Рим, резиденция папства, был городом, населённым священниками, и его вольнодумство вскоре привело к бесконечным неприятностям со своими покровителями и папой.
Художник и наблюдатель
В лице Леонардо искусство и наука встречаются и объединяются, чтобы создать произведение великого гения. Леонардо был страстным наблюдателем природных явлений. Такое сочетание искусства и науки, похоже, противоречит нашей современной одержимости разделением труда. Но в мире эпохи Возрождения это было вполне нормально. Искусство и наука часто шли рука об руку. Они были объединены в технологии и определённых видах техники. Леонардо – прекрасный пример этого единства.
В рисунках Леонардо мы видим результат кропотливого наблюдения за анатомией человека. Его труды пропитаны духом философского материализма. Он написал:
«Человеческая утонченность никогда не придумает изобретения более прекрасного, простого или прямого, чем природа, потому что в ее изобретениях нет ничего недостающего и ничего лишнего.
…Те люди, которые являются изобретателями и толкователями между природой и человеком, по сравнению с хвастунами и декламаторами произведений других, должны рассматриваться и почитаться не иначе, как объект перед зеркалом, по сравнению с его изображением, увиденным в зеркале. Ибо первое есть нечто само по себе, а другое – ничто.»
Одна история гласит, что он вошёл в глубокую пещеру и обнаружил морские окаменелости, которые, как он понял, должны были формироваться в течение длительного времени. Это заставило его усомниться в библейской версии Сотворения Мира. Он, безусловно, придерживался очень передовых и подрывных взглядов на религию в целом и стоял близко к материалистической точке зрения. Он занимался вскрытием трупов. Он делал это отчасти с целью изучения анатомии человека из чисто научного интереса, но также и для того, чтобы усовершенствовать свою художественную технику.
Он изливал презрение на тех, кто прибегал к авторитету Аристотеля и философов древности, а не основывался на наблюдениях и экспериментах:
Всё это вызвало растущий раскол с Ватиканом, который попытался призвать его к порядку. Но неутолимую жажду Леонардо к научным знаниям не могло погасить ничто столь тривиальное, как религия. Он продолжал идти по опасной дороге – дороге, которая предала Джордано огню инквизиции и закрыла рот Галилею. В конце концов он был вынужден отправиться в изгнание во Францию.
Задача художника состоит не просто в том, чтобы бездумно отражать реальность, но и в том, чтобы придать изображаемому особый смысл и ощущение. Леонардо писал:
Во Франции
Последние годы своей жизни Леонардо провёл во Франции, где был принят со всеми почестями при дворе короля.
Неспособность Италии добиться национального единства означала, что его замечательный потенциал не мог быть реализован. Италия превратилась в экономическое и культурное захолустье. Центр тяжести мировой истории смещался с Италии в сторону новых национальных государств – Франции и Англии. Их звезда восходила, в то время как звезда Италии была близка к закату, который продлится столетия, пока Италия, наконец, не будет объединена революционными средствами.
«Заброшенный» в своей родной Италии, где его звезда затмилась возвышением Микеланджело и Рафаэля, Леонардо был встречен как герой во Франции, где его почитали как величайшего художника своего века. Французский король был одним из тех монархов эпохи Возрождения, которые, когда не занимались войнами и охотой, проявляли живой интерес к идеям и искусству. Франциск I стремился придать своему двору атмосферу итальянского двора эпохи Возрождения, привлекая художников и литераторов, в том числе не только Леонардо, но и Челлини.
Он поселил Леонардо в роскошной резиденции рядом с королевскими покоями, откуда тот мог легко добраться до него. Похоже, что Франциск почитал старика и вовлекал его в долгие беседы, в которых Леонардо поражал его широким кругом тем, которые он глубоко знал. Но ясно, что Франциск видел в Леонардо скорее великого философа, чем великого художника (следует помнить, что в то время философия была синонимом науки).
Подобно Аристотелю и Гегелю, Леонардо обладал поистине энциклопедическим умом. Леонардо – человек эпохи Возрождения – был учёным и философом. Похоже, что в конце своей жизни он пытался собрать воедино свои многочисленные записные книжки по разным вопросам. Если бы ему это удалось, он создал бы философскую энциклопедию задолго до Дидро и Д’Аламбера.
Под итог
Хотя французский король воспринимал Леонардо как философа, этот наиболее типичный человек эпохи Возрождения сочетал в себе роли художника, скульптора, учёного, филолога, дипломата и изобретателя.
Репутация Леонардо как художника зиждется всего на нескольких картинах. Количество художественных произведений Леонардо было ограничено, потому что он был перфекционистом.
Леонардо однажды сказал:
Вот почему он часто начинал работу и никогда её не заканчивал. Все мольбы и угрозы его раздражённых работодателей оставляли его равнодушным. Единственным Мастером, которого он признавал, было само искусство. Как будто для него сам акт творения был смыслом. Конечный результат был относительно неважен.
С Микеланджело искусство итальянского Возрождения достигает новых уровней возвышенного совершенства. Но Микеланджело двигало религиозное вдохновение, в отличие от Леонардо. В конечном счёте Микеланджело делал то, чего желали его покровители в Церкви, в то время как Леонардо был свободным и независимым от них.
В Леонардо мы видим идеальное сочетание науки, техники, философии и искусства. Он тщательно изучил оптику, чтобы понять природу света и тени, а затем применил эти знания к своей живописи. Он сделал то же самое с анатомией и даже изучил человеческие эмбрионы, чтобы лучше понять женское тело, прежде чем изображать женщин.
Вероятно, в мировой истории никогда не было более великого художника, чем Леонардо. Дело не только в его технике, которая была настолько продвинута, что даже сегодня эксперты не знают, как он достиг определённых эффектов или как он создавал свои цвета.
Всю жизнь Леонардо двигало ненасытное любопытство к окружающему миру. Ему было любопытно всё, что происходит под солнцем, и это любопытство вело его в самых разных направлениях. Именно по этой причине так много его проектов остались незавершёнными. Его беспокойный, пытливый дух – который был духом его эпохи – не позволял ему оставаться неподвижным ни на мгновение, и нескольких жизней было бы недостаточно для него, чтобы выполнить все задачи, которые он поставил перед собой.
В этих словах содержится суть всей современной науки. Этот неутомимый исследователь не боялся подвергать сомнению принятые в Церкви правила и идти опасными путями.
Несмотря на свою настойчивость в наблюдениях, Леонардо не был вульгарным эмпириком. Он также писал:
Леонардо да Винчи – художник, мыслитель и революционер. Мир да Винчи
Ренессанс
В истории человечества есть периоды, которые представляют собой фундаментальные поворотные моменты. Такие периоды характеризуются большими социальными, политическими и культурными преобразованиями. Идеи, привычки и традиции, которые бесспорно принимались веками или даже тысячелетиями, внезапно подвергаются сомнению. Общество находится в состоянии брожения, которое также влияет на умы мужчин и женщин. Образ жизни, который стал старым и дряхлым, начинает пошатываться. Хотя люди не понимают, что происходит, все чувствуют приближение фундаментальных перемен. Такой период социальных потрясений неизбежно отражается в глубоких изменениях в религии, философии и искусстве.
Шестнадцатый век ознаменовался кульминацией расширения власти буржуазии в один из самых замечательных периодов в истории человечества. Ренессанс привёл к необычайному расцвету культуры, искусства и науки. Никогда ни до, ни после мир не видел такой галереи героев и гениев. По сей день художественные произведения этого уникального периода истории остаются непревзойдёнными. Он установил стандарт, по которому измеряются художественные достижения всей последующей истории.
Энгельс описывает Ренессанс так:
Корни этого экстраординарного периода следует искать во второй половине пятнадцатого века, когда длительный упадок феодализма в Западной Европе привёл к возникновению великих абсолютных монархий, которые предвосхитили современные европейские национальные государства. Опираясь на бюргеров в городах, абсолютным монархиям удалось сломить власть старой феодальной знати. Буржуазия использовала свои рычаги давления, чтобы добиться уступок от центральной власти в виде хартий и королевских привилегий. Здесь в общих чертах мы уже видим стремительные амбиции и растущую мощь буржуазии, которые в конечном итоге привели к свержению монархий в Англии и Франции.
Искусство и подъём буржуазии
Молодая буржуазия спешила сбросить лохмотья феодализма. Она с готовностью восприняла новые идеи, новые философии, новую науку и новые формы искусства. В настоящее время связь между подъёмом буржуазии и борьбой против господствующей идеологии Римско-католической церкви ясна всем. Борьба между враждебными классами нашла отражение в борьбе между соперничающими религиями, которая нашла своё выражение в том, что мы называем Реформацией, голландской и английской революциями и религиозными войнами, которые бушевали в Европе на протяжении 17-го века.
С упадком феодализма и подъёмом буржуазии начинают появляться новые художественные и литературные формы. Они возникли в богатых фламандских городах-государствах с их новым классом богатых торговцев. Новые методы капиталистического производства нашли своё выражение в искусстве.
Новый стиль искусства включал революционные приёмы большой сложности, которые позволили художнику изобразить невиданные ранее детали – золотую нить на платье, складки плаща, блеск солнечных лучей на доспехах, отражение в полированном зеркале, которые создают особые технические трудности. Современный британский художник Дэвид Хокни считает, что эти художники использовали методы, разработанные благодаря недавним научным открытиям в области оптики для того, чтобы добиться почти фотографического качества и реалистичности.
Новый стиль был также связан с новым духом изобретательства, изучением пропорций и анатомии, изобретением новых цветов и, прежде всего, открытием перспективы. Математическая перспектива ренессансного типа была неизвестна в Средние века. До эпохи Возрождения Бог-Отец изображался гораздо крупнее человеческих фигур, подчёркивая тем самым ничтожество человека по отношению к Всемогущему. Но в эпоху Ренессанса подобная форма искусства была разрушена.
Конфликт между нарождающейся буржуазией и Церковью – центральный конфликт всего периода зарождения капитализма – отчасти определялся тем фактом, что Церковь обеспечивала главную моральную и религиозную опору для существующего феодального строя.
Это был период, когда буржуазия играла прогрессивную роль, борясь за освобождение от оков феодализма, которые препятствовали её развитию. Идея свободы начала формироваться в воображении людей: в первую очередь свобода от мёртвой руки религии и церкви, которая в конечном итоге привела к Лютеру и Реформации.
Италия Ренессанса
Огромное богатство таких городов, как Флоренция, Генуя, Милан и Венеция, с их могущественными правящими семьями князей-торговцев, создало объективные условия для расцвета искусства, не имеющего аналогов с древних времён.
В этом кипящем горниле интеллектуальной жизни возникали новые школы искусства. Из этих школ идёт плеяда гигантов: Тициан, Микеланджело, Рафаэль и, возвышающийся над всеми ними, Леонардо да Винчи.
Но не изобразительным искусством единым. За ним поспевала и литература. Изменением в ней служила фигура Данте Алигьери, которого можно рассматривать как последнего писателя Средневековья и первого писателя Нового времени. Петрарка и Боккаччо были, вместе с Данте, величайшими литературными деятелями этого периода. В «Декамероне» Боккаччо мы видим зачатки современного романа.
Новое искусство тесно связано с подъёмом буржуазии. И с подъёмом буржуазии мы видим рост индивидуализма в искусстве. Ренессанс – век индивидуализма, смелого утверждения прав человека.
До сих пор истинным предметом искусства был Бог, а не человек. Но точно так же, как Коперник и Галилей «заставили мир вращаться вокруг Солнца», так и гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения заставило искусство вращаться вокруг реальных людей. Такое было бы немыслимо в средневековый период.
Не случайно Италия сыграла такую выдающуюся роль в период становления эпохи Возрождения. Италия (вместе с Нидерландами) была родиной капитализма. В городах Северной и Центральной Италии нарождающаяся буржуазия уже напрягала мускулы и обретала собственный голос, становясь всё более и более напористой.
Первые проявления капитализма можно наблюдать в Италии в 13 и 14 веках. Эти века сопровождались самым грандиозным всплеском художественного творчества. Подъём итальянской буржуазии выразился в создании ряда независимых городов-государств. В отсутствие сильной центральной монархии бюргеры Флоренции, Милана, Генуи и других процветающих городов создали города-государства, которые балансировали между императором и папой.
Однако существовала проблема, которая в конечном счёте затормозила развитие капитализма в Италии. Отсутствие национального единства и резкие разногласия между городами-государствами способствовали постоянному вмешательству иностранных держав. Уже в средние века итальянская политика характеризовалась борьбой между двумя противоборствующими группировками – гвельфами и гибеллинами, первые поддерживали папство, вторые поддерживали германских императоров.
Это способствовало хроническим раздорам в городах Северной Италии на протяжении 13 и 14 веков. В результате на протяжении веков Италия была полем битвы, на котором французская, немецкая и испанская армии вели кровопролитные войны, чтобы получить контроль над богатствами страны. Возникшие в результате этого разногласия сделали невозможным развитие Италии как единого национального государства. Таким образом, весь потенциал раннего капиталистического развития был растрачен впустую в результате междоусобных конфликтов, войн и фракционных распрей.
Леонардо да Винчи и его время
Леонардо был человеком эпохи Возрождения по преимуществу. Больше, чем кто-либо другой, Леонардо был ответственен за то, чтобы возвести живопись на новый уровень и совершить подлинную художественную революцию.
Говоря как о самом Леонардо, так и о десятках других людей того времени, Энгельс писал следующие строки:
Его яростно пытливый ум «поворачивался» то в одну, то в другую сторону в поисках решения проблем искусства и науки, и в этом он отражал весь дух своего века. Но в тот самый момент, когда он решил одну проблему, он, казалось, потерял к ней интерес и отправлялся на поиски других. По этой причине он часто оставлял проекты незаконченными и тратил много времени на то, чтобы начать новые (к примеру, ему потребовалось четыре года, чтобы закончить «Мону Лизу»). В других случаях он просто оставлял картины своим ученикам, чтобы те закончили за него. Как будто ему не хватало миров, которые он мог бы завоевать, и не хватало жизней, которые он мог бы прожить.
Он был архитектором и инженером, который планировал прокладку туннелей в горах и соединение рек через каналы. Он предвосхитил теорию Коперника о движении Земли и классификацию Ламарком животных на позвоночных и беспозвоночных. Он открыл законы оптики, гравитации, тепла и света. Он был одержим полётом птиц и провёл много времени, изучая возможность создания летающей машины.
Среди его многочисленных рисунков мы находим один, на котором изображён вертолёт. Кроме того, он разработал танк и парашют, за несколько столетий до того, как эти вещи нашли центральное применение на полях сражений Второй мировой войны. Он также разработал диалектическую философию, в которой воля считалась энергией жизни, и это адекватно отражает внутренний смысл его собственной жизни, которая достигла гораздо большего, чем могли бы достичь обычные люди.
Однако замечательно, что истинный гений Леонардо по-настоящему начал пониматься только в наше время.
Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения
2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.
Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.
Сын нотариуса и подмастерье художника
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.
Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.
Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.
Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.
Жизнь в Милане: становление гения
Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.
Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.
Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.
Изобретения да Винчи
Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.
Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.
Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.
Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.
Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.
Танк, подлодка, пулемет
Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.
Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.
Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.
В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.
Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.
Друг французского короля
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.
Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.
Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись: