лермонтов герой нашего времени персонажи
Герой нашего времени
Персонажи
Поиск персонажей
Пятнадцатилений черкес, который отличается порывистостью, несдержанностью, неуравновешенностью и во всём хочет быть похожим на Казбича. Содействует похищению своей сестры, Бэлы, в обмен на коня.
Черкесская княжна, сестра Азамата, которую похищают для главного героя романа, офицера Печорина.
Женщина, которую Печорин любил когда-то в Петербурге. Вера замужем второй раз, от первого мужа у нее есть сын. Она обманывает обоих мужей с Печориным. Вера любит Печорина и принимает все его недостатки. Является родственницей княжны Мери. В конце концов, второй муж Веры разоблачает ее связь с Печориным.
Доктор и приятель Печорина.
Поручик, лихой и безрассудный молодой человек, чья страсть — игра.
Молодой богатый дворянин, офицер русской императорской армии. Он вырос в блестящем обществе Петербурга. Несмотря на свое богатство, красоту и ум, глубоко несчастлив. Его ничего не интересует, ему скучно жить. Печорин не верит в дружбу и брак. Печорин — смелый и решительный мужчина. При этом он — эгоистичный, циничный, жестокий и хладнокровный человек, не нашедший себе применения и смысла в жизни.
Юнкер, который выдаёт себя на Кавказе за разжалованного офицера. Представлен как антипод Печорина, его «кривое зеркало».
Черкес, убивает одну из главных героинь повести, княжну Бэлу.
Штабс-капитан, старый холостяк, добрый и простой человек, опытный и надежный офицер. Максим Максимыч тепло относится к Печорину, хотя и не понимает его «странности».
Княжна Лиговская, красивая и образованная, гордая и кокетливая девушка. Она влюбляется в Печорина, но тот лишь играет ее чувствами и не собирается на ней жениться.
Странствующий офицер, выступающий повествователем историй «кавказского цикла».
Мальчик, помогающий Ундине и Янко.
Девушка-контрабандистка, героиня части под названием «Тамань».
Контрабандист, смельчак, действует вместе с Ундиной.
Чудесная, позитивная история! Браво, автор!
Главные герои «Герой нашего времени» характеристика персонажей романа Лермонтова, описания списком
«Герой нашего времени» — социально-психологический роман, одно из выдающихся произведений М. Ю. Лермонтова, в котором отображён глубокий внутренний конфликт главного героя как с самим собой, так и с окружающим миром. В своём произведении автор продолжил тему «лишнего человека», не сумевшего раскрыть свой потенциал, обрести самого себя в этой жизни. В романе «Герой нашего времени» герой наиболее полно раскрывается благодаря характеристике второстепенных героев, с которыми он вступает в сложные, порой весьма драматические взаимоотношения.
Характеристика героев «Герой нашего времени»
Главные герои
Печорин
Григорий Печорин — молодой русский офицер, богатый дворянин, который безуспешно пытается отыскать своё место в жизни. Умный, тонкий, прекрасно образованный, он занимается бесконечным самоанализом, но не находит ответы на волнующие его вопросы. Броня из холодности, равнодушия и эгоизма, страх близости не позволяет Печорину ни дружить, ни любить. Бесконечно одинокий, он скитается по свету в поисках смысла жизни, но так и не находит его.
Второстепенные герои
Максим Максимыч
Максим Максимыч — штабс-капитан, мужчина преклонных лет, который большую часть жизни провёл на Кавказе. Добрый, милосердный, дружелюбный, немного наивный. Кочевая жизнь не позволила ему создать семью, и он так и остался старым холостяком. Максим Максимыч всем сердцем привязывается к Бэле, к которой относится, как к дочери. Тяжело переживает холодность и пренебрежение Печорина после разлуки.
Подробная характеристика Максима Максимыча.
Бэла — юная красавица-черкешенка, дочь богатого и влиятельного князя. Красивая, яркая, гордая и неприступная девушка, «дитя гор». Становится игрушкой в руках скучающего Печорина, решившего сделать её своей наложницей. Со временем влюбляется в своего похитителя, любит его нежно и страстно, однако быстро надоедает утончённому офицеру. В итоге Бэла погибает от рук разбойника Казбича.
Подробная характеристика Бэлы.
Княжна Мери
Княжна Мэри (Мария Лиговская) — представительница столичного высшего общества, богатая и красивая невеста. Будучи прекрасно образованной, умной девушкой, она привлекает к себе внимание Печорина. Однако отсутствие жизненного опыта делает её лёгкой добычей искусного манипулятора. Знакомство с Печориным оборачивается для юной княжны глубокой личной драмой.
Подробная характеристика Мэри.
Грушницкий
Подробная характеристика Грушницкого.
Вера — молодая красивая дворянка, в которую Печорин был некогда влюблён. От первого брака у Веры остался сын, и, желая обеспечить ему достойное будущее, она выходит замуж за старого и больного, но очень богатого аристократа. Большая любовь к Печорину вынуждает её обманывать мужей. Она видит все его недостатки, но принимает таким, каков он есть на самом деле. Вера вынуждена навсегда покинуть Печорина, когда об их связи становится известно её мужу.
Подробная характеристика Веры.
Вернер
Вернер — доктор, приятель Печорина. Это, пожалуй, единственный человек, который хорошо знает и понимает Печорина, его душевные переживания. Они имеют много общего: оба умны, проницательны, хорошо разбираются в людях, эгоистичны. Вернер — мужчина средних лет, на редкость некрасив, но способен нравиться женщинам.
Подробная характеристика Вернера.
При анализе романа «Герой нашего времени» герои были собраны в список, который для большего удобства оформлен в виде таблицы. Данный материал будет особенно полезен при подготовке к уроку по литературе, написании сочинения на заданную тему.
«Герой нашего времени» (М. Лермонтов)
Цитата: «Наша публика так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения».
История создания
В 1836 г. Лермонтов пришёл к идее создания романа о своём современнике — молодом человеке, в душе которого таятся все мыслимые и немыслимые противоречия, свойственные тому времени. При этом автор опирался на «Евгения Онегина»: фамилия героя подбиралась по принципу аналогии с пушкинским героем. Так, главный герой романа «Герой нашего времени» стал Печориным (Онега и Печора — крупные реки России).
Замысел романа ещё не был оформлен, когда до Лермонтова дошло трагическое известие: умер его кумир Александр Сергеевич Пушкин.
Лермонтов отправился в путешествие на Кавказ. Там ему удалось определиться с родом деятельности главного героя будущего романа: если Онегин был скучающим праздным дворянином, то Печорин — молодой офицер, храбрый и бесстрашный, но в то же время раздираемый внутренними противоречиями.
Тогда же родились замыслы касательно главных персонажей романа: влюблённая черкешенка (чей образ отсылает нас к «Кавказскому пленнику» Пушкина), гордая княжна, которая тоже влюбится в Печорина (образ чем-то сродни Татьяне Лариной), романтические горцы и контрабандисты, а также вполне привычные представители светского общества (дворяне).
Роман издавался фрагментами. Но тот невероятный успех, который снискали опубликованные части, сподвиг Лермонтова соединить главы в цельную книгу.
Проблематика:
Смысл названия: задачей Лермонтова было обозначить черты героя времени. Григорий Печорин представлен как талантливый молодой человек, который не может воплотить в жизнь свои таланты, так как общество его не принимает, а царский режим оказывает противодействие. В результате герой времени по Лермонтову томится в своей жизни, как в плену.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: «Герой нашего времени» — это роман, который объединяет в себе ряд повестей. В русской литературе такой приём был достаточно популярным (можно вспомнить «Повести Белкина» А. С. Пушкина и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя). Но Лермонтов объединяет повести в роман не сквозным образом рассказчика (каковым был Белкин у Пушкина и Рудый Панько у Гоголя), а образом главного героя — Григория Печорина.
Время и место действия: действие происходит в начале XIX в. на Кавказе.
Действующие лица
Григорий Александрович Печорин — одарённый человек, не нашедший в жизни применения и откровенно скучающий, — «лишний человек».
«Лишними людьми» также можно считать Чацкого («Горе от ума») и Онегина («Евгений Онегин»)
Максим Максимыч — штабс-капитан, несколько ограниченный человек, полная противоположность Печорина.
Бэла — черкесская княжна, которую похитили для Печорина.
Казбич — черкес, обладает внешностью разбойника, убийца княжны Бэлы.
Азамат — сын черкесского князя, подросток. Несдержанный, порывистый. Хочет быть похожим на Казбича. Помогает похитить Бэлу.
Мери Лиговская — московская княжна, влюблена в Печорина.
Вера — светская дама, возлюбленная Печорина.
Грушницкий — молодой юнкер, который выдаёт себя за разжалованного офицера. Любит пафос, эффектные поступки. Играет страдальца. Является пародией на Печорина.
Доктор Вернер — приятель Печорина.
Вулич — лихой поручик, который совершает безумные поступки и больше всего на свете любит игру.
Ундина — безымянная девушка-контрабандистка. Ундина — это русалка, таким прозвищем окрестил девушку Печорин.
Янко — контрабандист, сообщник Ундины.
Слепой мальчик — помощник Ундины.
Краткое содержание
Автор указывает на то, что пороки его героя современны, а значит, это пороки его времени. Хватит обманывать себя: нужно видеть жизнь такой, какая она есть.
Часть первая
I. Бэла
Рассказчик-офицер приятельствует с пожилым штабс-капитаном Максимом Максимычем. Случается буран, и, чтобы скоротать время, приятели рассказывают друг другу истории из жизни. Максим Максимыч рассказал о молодом офицере Григории Печорине, с которым познакомился более четырёх лет назад.
Странный это был человек. Красивый, умный, но иногда становился капризен и жаловался по пустякам, а иногда впадал в неистовство и демонстрировал невероятную храбрость. Максим Максимыч был в ту пору комендантом военной крепости, и Печорин служил под его началом.
Максим Максимыч заметил, что Печорин заскучал, и предложил ему развлечься — сходить на свадьбу старшей дочери черкесского князя. Там Печорину приглянулась младшая дочь князя — Бэла.
Максим Максимыч случайно слышит разговор между Азаматом, младшим сыном черкесского князя, и Казбичем. У Казбича был прекрасный конь, и Азамат предлагал за этого коня что угодно — даже сестру свою украсть. Казбич отмахивался.
Этот разговор Максим Максимыч передал Печорину. Позже выяснилось, что Печорин пошёл к Азамату и предложил ему коня Казбича за Бэлу.
Печорин был внимателен к Бэле, ухаживал за ней, даже нанял ей прислугу. Но когда девушка полюбила его, Печорин охладел. Бэла очень страдала. Максим Максимыч сочувствовал девушке.
В один из дней Печорин и Максим Максимыч отсутствовали в крепости, а когда вернулись, увидели Казбича с мешком. Офицеры погнались за Казбичем, и тот раскрыл мешок, в котором была Бэла, ударил девушку кинжалом, бросил и ускакал.
Бэла прожила ещё два дня. В бреду она жалела, что не сможет встретиться с Печориным в раю. После смерти Бэлы Максим Максимыч больше не говорил с Печориным о Бэле. А сам Печорин уехал в Грузию для продолжения службы.
II. Максим Максимыч
Рассказчик-офицер и Максим Максимыч некоторое время не виделись. При новой встрече Максим Максимыч сообщил, что снова видел Печорина. Григорий Печорин вышел в отставку и собирался в Персию. Максим Максимыч хотел пообщаться со старым другом, но Печорин встретил его холодно, и тот очень обиделся.
Максим Максимыч снова пытается поговорить с Печориным, но опять встречает холодность и равнодушие.
Рассказчик знакомится с Печориным лично, отмечает его красивое выразительное лицо и холодный взгляд. Встреча была короткой: Печорин быстро уехал.
Максим Максимыч, видя интерес рассказчика к Печорину, передаёт ему дневник (в книге — журнал), который Печорин вёл. Через некоторое время до рассказчика доходят вести о смерти Печорина: по дороге в Персию он заболел и скончался. Рассказчик решил опубликовать некоторые части его журнала, заранее прося о снисхождении к порокам Печорина и апеллируя к тому, что это, по крайней мере, честно и искренне.
Журнал Печорина
I.Тамань
Печорин рассказывает, какая забавная история произошла с ним в Тамани. Приехав туда, он заподозрил, что слепой мальчик, давший ему ночлег, что-то скрывает. Проследив за ним, Печорин выясняет, что мальчик встречает некую девушку (Печорин называет её Ундиной) и вместе они дожидаются человека по имени Янко, который приносит какие-то мешки.
Печорин пытается узнать, что это за мешки, но слепой молчит. Печорин встречается с Ундиной и делает вид, что влюблён в неё.
Вечером он со знакомым казаком отправляется узнать, что да как. Печорин садится в лодку к Ундине, они плывут, но через некоторое время Ундина, догадавшись, что Печорин раскусил контрабандистов, пытается вытолкнуть его из лодки. Печорин не умеет плавать, но в схватке с девушкой побеждает и выталкивает из лодки её саму. Ундина уплывает к Янко, а Печорин, вернувшись, выясняет, что слепой мальчик украл его вещи.
Утром Печорин навсегда покидает Тамань.
Часть вторая
(окончание журнала Печорина)
II.Княжна Мери
Печорин рассказывает о своей жизни в Кисловодске.
Там он встретился с Грушницким, влюблённым в княжну Мери Лиговскую. Печорин потешается, выслушивая рассказ Грушницкого о достоинствах и недостатках Мери (будто лошадь оценивает). Также Печорину нравится злить Мери, перехватывая у неё желанные покупки (ковёр) и отпуская колкости.
Печорин уверяет Грушницкого, что Мери — из тех девушек, что кокетничают со всеми, а выходят, за кого мама велит.
Также Печорин знакомится с доктором Вернером, местным Мефистофелем, человеком исключительным. Вернер предсказывает трагедию, которая произойдёт между Печориным, Грушницким и Мери.
К Мери приезжает её родственница — Вера. Выясняется, что Печорин некогда страстно любил эту женщину. После встречи с Верой Печорин не может успокоиться, садится на коня и скачет по горам до полного изнеможения. Мери, случайно встретившая Печорина в таком состоянии, испугалась.
Грушницкий утверждает, что Печорина больше никогда не примут у Лиговских. Они заключают спор. Печорин приходит на бал и ухаживает за Мери, как примерный кавалер: танцует с ней, защищает от нападок пьяного. Печорин начинает захаживать к Лиговским. Он интересуется Мери, но основное его внимание посвящено Вере. Вера сообщает Печорину, что смертельно больна, просит пощадить её репутацию, добавляя, что всегда понимала Печорина.
Печорин влюбил в себя Мери. Веру это огорчило: она попросила Печорина не жениться на Мери, пообещав взамен ночную встречу.
Печорин добился расположения Мери. Однако в скором времени Мери ему надоела, а Грушницкий опротивел. Он стал вести себя с ними вызывающе и дерзко, но Мери это притягивало к нему всё сильнее. Весь город ждал, когда же Печорин сделает Мери предложение. В одну из прогулок Мери сама признаётся Печорину в любви, а тот холодно отвечает, что любовного чувства к ней не испытывает. Мери потрясена.
Печорин в своём дневнике размышляет, почему так поступил с Мери. Гадалка когда-то сказала его маме, что Григорий погибнет от злой жены, поэтому он вовсе не намерен жениться. Печорин отмечает, что ценит свободу превыше всего и ничьим счастьем стать не сможет.
В город приехал знаменитый фокусник, и все отправились на представление. А Печорин искал свидания с Верой, поэтому пошёл к дому Лиговских. Там его выследил Грушницкий, который ревновал к нему Мери. Грушницкий вызвал Печорина на дуэль.
Вера догадалась, что Грушницкий погиб от руки Печорина. Она призналась мужу в своих чувствах к Григорию, и муж увёз Веру. Печорин гнался за ней, загнал до смерти лошадь, но не догнал.
Вернувшись в город, Печорин узнал, что обществу известно о его дуэли, и он переведён на новое место службы. Печорин идёт попрощаться с Лиговскими. Мать Мери предлагает ему руку и сердце дочери, но Печорин отказывается.
III.Фаталист
Возвращаясь домой, Печорин видел разрубленную пополам свинью. Очевидцы говорили, что это «шалости» пьяного казака.
Печорин говорит, что после всего этого он должен был бы стать фаталистом, но не хочет спешить с выводами. А Максим Максимыч, которому Печорин пересказывал эту историю, сказал, что всякое бывает и пистолеты часто дают осечки.
Экранизации
«Герой нашего времени» (СССР, 1966); «Герой нашего времени» (Россия, 2006, телесериал).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Назовите тип героя, к которому можно отнести Григория Печорина.
Ответ. Лишний человек (как и Евгений Онегин).
Почему Азамат согласился украсть свою сестру Бэлу для Печорина?
Ответ. Азамату очень нравился конь Казбича. Но Казбич не соглашался продать коня ни за какие деньги. Печорин пообещал Азамату добыть этого коня, если тот поможет украсть Бэлу.
Назовите всех рассказчиков в романе «Герой нашего времени».
Ответ. Рассказчиками в «Герое нашего времени» выступают Максим Максимыч («Бэла»), Григорий Печорин (дневник Печорина) и некий офицер, который якобы и является автором романа «Герой нашего времени».
«Герой нашего времени» главные герои
«Герой нашего времени» — социально-психологический роман, одно из выдающихся произведений М. Ю. Лермонтова, в котором отображён глубокий внутренний конфликт главного героя как с самим собой, так и с окружающим миром. В своём произведении автор продолжил тему «лишнего человека», не сумевшего раскрыть свой потенциал, обрести самого себя в этой жизни. В романе «Герой нашего времени» герой наиболее полно раскрывается благодаря характеристике второстепенных героев, с которыми он вступает в сложные, порой весьма драматические взаимоотношения.
Характеристика героев «Герой нашего времени»
Главные герои
Печорин
Русский офицер, богатый дворянин, молодой человек лет 25-ти.
Молодой человек, который безуспешно пытается отыскать своё место в жизни. Умный, тонкий, прекрасно образованный, он занимается бесконечным самоанализом, но не находит ответы на волнующие его вопросы. Броня из холодности, равнодушия и эгоизма, страх близости не позволяет Печорину ни дружить, ни любить. Бесконечно одинокий, он скитается по свету в поисках смысла жизни, но так и не находит его.
Подробная характеристика Печорина.
Второстепенные герои
Максим Максимыч
Старый офицер, комендант крепости на Кавказе.
Максим Максимыч — штабс-капитан, мужчина преклонных лет, который большую часть жизни провёл на Кавказе. Добрый, милосердный, дружелюбный, немного наивный. Кочевая жизнь не позволила ему создать семью, и он так и остался старым холостяком. Максим Максимыч всем сердцем привязывается к Бэле, к которой относится, как к дочери. Тяжело переживает холодность и пренебрежение Печорина после разлуки.
Подробная характеристика Максима Максимыча.
Юная девушка-горянка, княжеская дочь, возлюбленная Печорина.
Бэла — юная красавица-черкешенка, дочь богатого и влиятельного князя. Красивая, яркая, гордая и неприступная девушка, «дитя гор». Становится игрушкой в руках скучающего Печорина, решившего сделать её своей наложницей. Со временем влюбляется в своего похитителя, любит его нежно и страстно, однако быстро надоедает утончённому офицеру. В итоге Бэла погибает от рук разбойника Казбича.
Подробная характеристика Бэлы.
Княжна Мери
Богатая аристократка, завидная невеста, красивая девушка.
Княжна Мэри (Мария Лиговская) — представительница столичного высшего общества, богатая и красивая невеста. Будучи прекрасно образованной, умной девушкой, она привлекает к себе внимание Печорина. Однако отсутствие жизненного опыта делает её лёгкой добычей искусного манипулятора. Знакомство с Печориным оборачивается для юной княжны глубокой личной драмой.
Подробная характеристика Мэри.
Грушницкий
Юнкер, молодой человек, сослуживец Печорина.
Жена богатого аристократа, возлюбленная Печорина.
Вера — молодая красивая дворянка, в которую Печорин был некогда влюблён. От первого брака у Веры остался сын, и, желая обеспечить ему достойное будущее, она выходит замуж за старого и больного, но очень богатого аристократа. Большая любовь к Печорину вынуждает её обманывать мужей. Она видит все его недостатки, но принимает таким, каков он есть на самом деле. Вера вынуждена навсегда покинуть Печорина, когда об их связи становится известно её мужу.
Подробная характеристика Веры.
Вернер
Доктор, приятель Печорина, зрелый мужчина.
Это, пожалуй, единственный человек, который хорошо знает и понимает Печорина, его душевные переживания. Они имеют много общего: оба умны, проницательны, хорошо разбираются в людях, эгоистичны. Вернер — мужчина средних лет, на редкость некрасив, но способен нравиться женщинам.
Подробная характеристика Вернера.
При анализе романа «Герой нашего времени» герои были собраны в список, который для большего удобства оформлен в виде таблицы. Данный материал будет особенно полезен при подготовке к уроку по литературе, написании сочинения на заданную тему.
Главные герои романа “Герой нашего времени”: краткая характеристика, описание (список персонажей)
Печорин – центральный образ романа
Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.
Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.
Каждая часть романа – отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?
Список персонажей романа «Герой нашего времени» и их краткая характеристика
Максим Максимыч
Максим Максимыч, «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью. Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым». Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.
Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается. Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара». У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.
Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.
Истории из журнала
Тамань
Во время деловой поездки Печорин вынужден остановиться в не очень хорошем месте. Григорию кажется, что там очень «не чисто». В домике живут глухая старуха и слепой мальчишка. Домишка находится на берегу моря.
Той же ночью Печорину становится любопытно, так как он замечает, что парнишка куда-то уходит. Он его преследует до пункта назначения – морского берега. Там Печорин наблюдает, как слепой встречается с молодой девицей. Вскоре к ним подплывает мужчина на лодке, и они вместе выгружают какие-то грузы.
Утром Печорин снова видит девушку и решает разузнать у нее о ночном происшествии. Однако девушка только смеется и не отвечает прямо, поэтому Григорий не узнает от нее ровным счетом ничего. Тогда Печорин запугивает девушку тем, что расскажет о ночном происшествии властям и выдаст им свою догадку о контрабанде. Через некоторое время Григорию придется очень сильно пожалеть о своих словах, ведь они практически убьют его.
Вечером, уже ближе к ночи, новая знакомая зовет главного героя встретиться на морском берегу. Печорин слегка опасается последствий, но все равно соглашается. Они вместе на лодке отплывают подальше в море. Неожиданно девушка бросается на Григория и пытается выкинуть его из лодки. Однако Печорину удается удержаться и скинуть саму девушку, назвав ее Ундиной. После этого Григорий возвращается на берег.
Затем главный герой снова посещает ночью берег и видит очередную встречу контрабандистов. Однако в этот раз девушка, которая пыталась его утопить, уплывает вместе с мужчиной. Мальчишка остается сам. Почти сразу же Печорину приходится уехать оттуда, но он жалеет о том, что все так получилось. Любопытство Григория привело к подобному исходу, хотя он не хотел мешать ни девушке с мужчиной, ни тем более слепому мальчику.
История начинается с того, что Печорин прибывает в небольшой городок Пятигорск восстановиться после полученного ранения. Здесь он встречается со своим давним другом – юнкером Грушницким. Мужчина тоже занимался лечением после получения ран. Как пишет в своем дневнике Печорин, с виду они были хорошими друзьями, однако он чувствовал, что однажды мужчинам придется столкнуться на узкой тропинке и тогда быть беде.
В Пятигорске пролечивались многие знатные особы, но самыми заметными были Лиговские – княгиня и ее великолепная дочь Мэри. Юнкер Грушницкий конечно же сразу был очарован прелестями девушки и стал искать любые возможные способы познакомиться с ней. Он хотел нанести официальный визит в дом, но его не приглашали. Молодая девица не изъявляла желания близкого знакомства, хоть юнкер старался предстать в лучшем свете. Ей казалось, что мужчину разжаловали из-за запрещенной в то время дуэли.
В свою очередь Печорин подчеркнуто холодно избегал общества Лиговских и не спешил заводить знакомства с ними. Он не спешил наведаться с визитом к знатным особам, чем вызывал немалое их удивление и, конечно же, интерес. От своего нового знакомого доктора Вернера, с которым он сдружился во время лечения, Печорин узнает о недоумении княгини и ее дочери.
Лечение в Пятигорске нагоняло на Григория скуку. Поэтому в попытке избавиться от нее, он решает завладеть сердцем юной княжной Мэри. Он прекрасно понимает, что вызовет этим ревность своего друга Грушницкого, который был от девушки без ума. Однако он полагает, что такое положение дел только увеличивает интригу и повышает интерес к происходящему.
Из бесед с доктором Печорин узнает, что у княгини Лиговской гостит какая-то женщина. Доктор подробно описывает ее, и Печорин понимает, что у Лиговских гостит его бывшая любовь из Петербурга – Вера. Они встречаются, и в душе Григория снова загораются давно забытые чувства. Вера предлагает Печорину чаще появляться в доме княгини Лиговской и для виду ухаживать за ее дочерью Мэри. По ее словам, это позволит им постоянно быть на глазах друг у друга и при этом не вызывать слухов или подозрений в обществе. Он соглашается. Он надеется хоть немного побороть скуку.
После спасения молодой княжной из рук выпившего военного, Печорин удостаивается приглашения в дом. Однако во время визита Григорий проявляет полное равнодушие к девушке, чем очень сильно злит ее. Мэри не понимает его чувств и намерений, что еще больше добавляет задора в игру Печорина. У него имеется интересный план по обольщению столь неопытного создания. Мэри без ума от Печорина, а молодой юнкер надоедает ей все больше. Она становится холоднее с ним, вне зависимости от его попыток привлечь внимание девушки. Грушницкий посчитал, что причина ее холодности – очарование Печориным. Грушницкий ревнует и подчеркнуто не общается с бывшим другом.
В это же время Мэри серьезно влюбляется в Печорина. Вера начинает ревновать Григория к юной княжне, поэтому берет обещание, что он ни за что не женится на Лиговской.
Во время одной из совместных прогулок Мэри признается Григорию в любви, однако ответа не получает. Тогда она спрашивает его еще раз, хочет ли он связать узы с ней. На что он равнодушно отвечает: «Зачем?». Тогда девушка спешно возвращается к себе в комнату. Печорин же наслаждается своей победой – он влюбил в себя Мэри из чистого самолюбия.
В это время город стремительно заполняется слухами о том, что Печорин собирается жениться на княжне Лиговской. Григорий сразу понимает, кто их распускает. В свое время доктор Вернер его предупредил о том, что княгиня будет ждать свадьбы. Впрочем, Печорин недвусмысленно опровергает такие разговоры, ведь свою свободу он ценит превыше всего остального.
Печорин и Вера продолжают периодически видеться. В один из вечеров, когда город заинтересован приездом фокусника, она приглашает мужчину к себе на тайное свидание. Уходя от нее через балкон, Печорин видит в окне ниже Мэри, которая тоже не пошла на представление. Он спрыгивает на землю и оказывается в толпе мужчин, среди которых узнает юнкера. Однако те делают вид, что приняли его за вора и начинается потасовка. Печорину удается сбежать. На следующий день Грушницкий громко заявляет о том, что ночью видел у Мэри любовника и им является Печорин.
Григорий оскорбляется и вызывает Грушницкого на дуэль. Он предлагает Вернеру стать его секундантом, рассказав о подлом плане юнкера. Тот соглашается.
Участники дуэли собираются в условленное время в условленном месте. Грушницкий, согласно придуманному им плану розыгрыша, предлагает стреляться с шести шагов. Печорин же хочет устроить дуэль на краю скалы, чтобы даже минимальная рана стала смертельной. Труп же будет списан на работу черкесов.
Труп Юнкера ложится на совесть черкесов, как все и надеялись изначально. Вера быстро узнает о дуэли и рассказывает мужу о своей большой любви к Григорию Печорину. Муж, конечно же, недоволен таким поворотом, поэтому сразу же забирает ее из Пятигорска. Женщина только успевает оставить записку, которую находит Печорин. Он пытается догнать возлюбленную из Петербурга, но терпит неудачу. Именно в это время Григорий осознает, что единственной подходящей ему девушкой все это время была Вера. В отличие от остальных, она принимала его таким, какой он есть.
Несмотря на все предосторожности, подозрения об участии Печорина в дуэли все же достигают вышестоящего руководства. В связи с этим его ссылают на Кавказ. Перед отъездом он посещает Лиговских, где выслушивает причитания и удивления княгини. Та не понимает, почему он не хочет свадьбы с ее дочерью. Печорин же просит беседы с Мэри наедине. Он сообщает девушке, что все это время просто так играл с нею. Княжна лишь говорит, что ненавидит его.
Фаталист
Печорину внезапно хочется поиграть с судьбой, как и Вуличу. Поэтому он без страха залазит в окно, а казак, естественно, стреляет, но промахивается. Убийцу арестовывают и уводят, а Печорина начинают считать настоящим героем.
Грушницкий и Вернер
Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».
Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление. Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение».
Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени. Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.
Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.
Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.
Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.
Князь Андрей Болконский
Толстой о герое:
«Туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной».
«В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. …Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».
Взгляните на картину Адольфа Ладюрнера «Гербовый зал Зимнего дворца», где князь Петр Волконский — в центре. Убедитесь, насколько точен Толстой.
Все фотографии героев романа взяты из фильма «Война и мир» (1965 год).
Женские образы романа
На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.
Черкешенка Бэла, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».
Образ Мери Лиговской, княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном. И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок. Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.
О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.
Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.
Марья Дмитриевна Ахросимова
, имевшая в высшем обществе скандальную репутацию. «Ее с фотографической точностью, вплоть до фамилии и закачиванья рукавов, изобразил, как известно, Л.Н. Толстой в «Войне и мире»6.
Толстой о героине:
Ахросимова известна «не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения».
ЛЁВОЧКА МОЖЕТ БЫТЬ НАС ОПИШЕТ, КОГДА ЕМУ БУДЕТ 50 ЛЕТ. С. А. ТОЛСТАЯ — СЕСТРЕ. 11 НОЯБРЯ 1862 ГОДА
1. Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии 1813-1814 годов. Энциклопедия: В 3 т. Т. 1. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 364; Там же. Т. 3. С. 500. 2. Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии 1813-1814 годов. Энциклопедия: В 3 т. Т. 1. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 410. 3. Экштут С.А. Надин, или Роман великосветской дамы глазами тайной политической полиции. М.: Согласие, 2001. С. 97-100. 4. Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии 1813-1814 годов. Энциклопедия: В 3 т. Т. 1. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 623. 5. Экштут С.А. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 252. 6. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М.: Московский рабочий, 1989. С. 83.
Княжна Мери Лиговская
Мери Лиговская – молодая княжна и привлекательная девушка. Она достаточно образованная, начитанная личность, но этим Мери обязана лишь требованиям в обществе, потому что особо она никогда не питала интереса к знаниям. Мери также талантлива в творчестве, она умеет играть на фортепиано и красиво петь. Но даже без всех знаний и умений Мери будет выглядеть привлекательно в глазах окружающих. Она романтичная, сентиментальная натура, именно это и мешает ей отличить искренние слова от красивой лжи.
Вера – единственная женщина, которая смогла понять натуру Григория Печорина и по-настоящему полюбить его. Вера выглядит немного болезненно, что нисколько не портит ее. Она также остается белокурой красавицей, с правильными чертами лица. Вера несколько раз выходила замуж, но настоящей любовью оставался только Григорий. Ему никогда не приходилось меняться, будучи рядом с Верой, потому что она умела любить даже самые острые недостатки души Григория. Главный герой поймет, насколько Вера была искренне любящей натурой только когда потеряет ее.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Княгини Лиговской в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовАнализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова →
Бэла – дочка черкесского князя. Юная, невероятно красивая девушка, которая была традиционно воспитана, привлекает внимание Григория Печорина, во время встречи на свадьбе своей сестры. Она гордая, самоуверенная девушка, считающая себя полноценной личностью, поэтому ей чуждо кокетничать с кем-либо. После похищения Печориным, Бэла показала Григорию, что она никому не подвластна, ее невозможно заставить идти против воли. Поэтому, когда отчаявшийся Печорин дал волю Бэле – она раскрылась, как личность и показала себя настоящую, искреннюю. Девушка смогла по-настоящему полюбить офицера, вскоре пожалев об этом.