лермонтов песня про царя ивана васильевича план
Составьте цитатный план: «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
Ответ или решение 2
Вступление знакомство с героями
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя Нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили е? на старинный лад,
Мы певали е? под гуслярский звон
2. Прекрасная жена купца Калашникова
На святой
Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой
красавицы.
Как увижу ее, я и сам не
свой,
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие;
3. Позор Алены Дмитриевны
«Я скажу вам, братцы любезные,
Что лиха беда со мною приключилася:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич;
4. Бой Калашникова с Кирибеевичем за честь жены
Буду насмерть биться, до последних сил;
А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
6. Справедливое решение царя
Молодую жену и сирот твоих
из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, безпошлинно
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Конспект урока «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича. «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: М. Ю. Лермонтов. «Песня про…купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века. Сюжет поэмы.
а) показать закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме;
б) раскрыть атмосферу эпохи Ивана Грозного;
в) подготовить учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”.
а) способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;
б) способствовать развитию мышления учащихся;
в) способствовать развитию информационной культуры детей.
а) пробуждать осознанный интереса к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова;
б) способствовать развитию интереса к историческому прошлому России;
б) способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
в) воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на события исторические и литературные.
Объявление темы урока, постановка целей
Сегодня мы увидим закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме; раскроем атмосферу эпохи, в которой происходит действие в поэме “Песня про купца Калашникова”, атмосферу эпохи Ивана IV, прозванного Грозным. Тем самым мы подготовимся к чтению и восприятию произведения М. Ю. Лермонтова.
На уроке у меня будут помощники, получившие индивидуальные задания к уроку.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » написана Лермонтовым в 1837 году в первые месяцы пребывания поэта на Кавказе, куда он был сослан за стихотворение «Смерть поэта», и опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”. Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам заботливого Жуковского, который был “в великом восторге от нее”, она была напечатана – без указания имени автора.
Учитель: Почему же М. Ю. Лермонтов обращается к исторической теме? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить время, в которое жил М. Ю. Лермонтов.
На доске дата: 14 декабря 1825 года. Эта дата прочно вошла в русскую историю.
Вопрос: Какое событие произошло в России в 1825 году 14 декабря.
Ответ ученика: 14 декабря 1825 года в России было восстание декабристов на Сенатской площади.
Учитель: Восстание декабристов было жестоко подавлено. 5 декабристов (Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьёв-Апостол, Каховский, Пестель) были казнены. Остальные были сосланы в Сибирь. Вступивший на престол после своего брата Александра I Николай I жестоко преследовал всякое проявление свободомыслия. П. Я. Чаадаев, студент философского факультета МГУ, за опубликованное им “Философическое письмо”, за свои передовые взгляды был объявлен сумасшедшим. Вы знаете, какой травле был подвергнут А. С. Пушкин.
Закрывались учебные заведения, а те, которые были, занимались, в первую очередь, подготовкой военных, офицеров для службы в армии.
А. И. Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи».
В стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов писал о своем поколении:
«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию – презренные рабы.»
Героических характеров нет. Правда обречена на молчание.
В « Песне про. купца Калашникова» своему поколению, «дремлющему в
бездействии», Лермонтов противопоставляет людей, умеющих действовать,
бороться. В свое жестокое время Лермонтов искал исторический аналог и
нашел его в лице эпохи Ивана Грозного.
Образ Ивана Грозного я хочу дополнить строчками Н.М. Карамзина из «Истории государства Российского»:
«Иван Грозный имел разум превосходный не чуждый образования и сведений, хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления»
Итак, главное историческое лицо – царь Иван Грозный.
Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?
Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.
Еще одной приметой исторического прошлого были кулачные бои
(По материалам журнала «Русская старина» 1913г. №6,7)
Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.
Судебник 1550 г. устанавливал четкие правила проведения такого боя, который являлся последним средством выяснения истины. В судном поединке побеждает не сила, а правда, нравственный перевес одного из противников, которому бог дарует победу, как доказательство высшей справедливости.
Характер отношений героя поэмы с женой станет ясен при знакомстве с наставлениями «Домостроя».
Книга «Домострой» содержит в себе сведения, поучения и наставления всякому христианину – мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам.
Состоит из 3 частей.
Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.
Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом: “Жена да убоится мужа своего”.». Глава семьи – владыка домочадцев, женщина беспрекословно подчинялась мужу.
Жене: «Угождать мужу, жить в согласии, покоряться, быть благочинной, со страхом принимать наказание». Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, являлся главой всей семьи,
Помимо наставлений «Домостроя» есть еще христианские заповеди:
Не произноси имени господа твоего всуе
Да не будет у тебя других богов перед лицом моим
Возлюби ближнего своего как самого себя
Почитай отца твоего и мать твою
Не убий
Не укради
Не прелюбодействуй
Не сотвори себе кумира
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего
Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад.
Давайте проанализируем название произведения и разберемся, что нам известно о произведении и героях до начала чтения и анализа произведения.
Жанр произведения – историческая поэма.
— Почему «Песня…» является исторической поэмой?
Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…
— Как автор сам определяет форму своего произведения? (Песня)
— А это какая песня? ( Лермонтов придал своему произведению форму народной песни . )
Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?
(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа.).
Еще в 1830 году юный Лермонтов написал:
Какая информация содержится в названии о каждом из героев?
Должен быть справедливым
Молодость, сила, буйство чувств
Опричник – личное войско Грозного
Удаль, мужество, сила
Купец – почтенный человек, достоинство
Фамилия – есть род, семья
— Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?
— Кто является настоящим героем “Песни” и почему?
(Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом).
— Можем ли мы сказать, что народная правда воплощается в образе «человека из народа» — купца Калашникова?
( отстаивает вековые традиции рода, семьи и чести простого человека).
Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.
— Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?
( Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг., не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. О своем поколении Лермонтов писал: «Перед опасностью малодушны и перед властию – презренные рабы» .)
Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера:
нравственная красота , необдуманность, лихость, верность идеям , желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость (заносчивость, высокомерность), способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга.
Честь – внутреннее уважение человека, основанное на чувстве гордости и следовании принципам; хорошая, незапятнанная репутация.
Подберите антоним к слову «честь».
«Песня..» состоит из трех частей.
Вторая картина переносит нас в лавку, а потом в дом купца Калашникова. Суров быт и отношения между людьми. В согласии с «Домостроем» Калашников грозит наказать жену, которую подозревает в неверности. Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь». Её монолог о своем «позоре» окрашен чувствами горькой, незаслуженной обиды, смятением и страхом покорной жены перед любимым мужем. Поступок Кирибеевича выказывает в нем эгоистичного человека. Ослеплённый страстью, он не заботится о чести любимой. Калашников, защищая честь жены, защищает и свою честь. Братья Калашникова готовы поддержать «второго отца» в трудную минуту, даже пожертвовать для него своей жизнью.
В третьей картине на глазах многолюдной толпы и пред лицом царя разыгрывается поединок между честью и бесчестьем, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом. Калашников, в отличие от Кирибеевича, кланяется не только царю, но и «белому Кремлю да святым церквам» и «всему народу русскому ». Он является перед изумленным противником как неумолимое возмездие и одерживает над ним нравственную победу еще до поединка, исход которого предрешен.
Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу, в памяти которого живет героический поступок Калашникова, вставшего на защиту человеческого достоинства.
Выявление первичного восприятия
Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским
“ Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”
Чья это характеристика?
“ Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен”
Разрешите ситуацию. «А как в жизни?».
1. Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М. Ю. Лермонтова?
2. Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?
3. По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: «Я топор велю наточить-навострить…» Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?
4. Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.
Поможет вам решить этот непростой вопрос текст из Библии, а именно из «Первого послания коринфянам святого апостола Павла».
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всё переносит…».
Выберите проблему, которая, как вам кажется, поднимается в лермонтовской «Песне…»:
1. Проблема отцов и детей.
2. Проблема любви, дружбы.
3. Проблема чести, долга и человеческого достоинства.
4. Проблема милосердия.
5. Проблема отношения человека к природе.
Выберите из предложенного списка определений те, которые, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют выбранную вами проблему:
Современная, прошлая, забытая, актуальная, новая, никому не нужная, вечная, ограниченная определенным временем, волнующая, неинтересная, надоевшая.
8. Подведение итогов.
1. Какая историческая эпоха предстает в “Песне про купца Калашникова…”?
2. Почему поэт изображает XVI век, время Ивана Грозного?
3. За что царь был прозван Грозным?
4. Каким предстаёт время, в которое он жил?
5. Почему «Песня…» является исторической поэмой?
Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…
6. В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песней”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?
( Лермонтов не мог открыто заявить, что в его творчестве ведущее место занимает тема борьбы за справедливость, за свободу. Поэтому он поместил “Песнь” в начало своего сборника. Она была своеобразным эпиграфом к его собранию сочинений).
(Еще он хотел показать, что русский человек всегда, при любой власти может постоять за себя, за своих близких, за свой народ. Не исключение и застойные 30-е годы. Он хотел, чтобы его произведения пробудили в спящих душах его современников протест против несправедливости царской власти).
Автор «Песни» бросил вызов правящим кругам своего времени, дерзнув воспеть в манере народной песни удалого купца Калашникова, выступившего в защиту своего личного и социального достоинства против царского любимца и самого царя. Поэма Лермонтова проникнута духом общественно политического протеста против социальной несправедливости и произвола
Ираклий Андроников, исследователь творчества М.Ю. Лермонтова писал:
«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало глубоко современно. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и своё благородное имя. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и нравах человеческой личности».
1. Приготовить связный рассказ о семье Калашниковых, о традициях и нравственных устоях, царящих в ней.
2. Ответить на вопрос: “Какова ваша оценка поведения Кирибеевича?”
3. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение начала 3 главы “Рассвет над Москвой”.
Система уроков по произведению М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Разделы: Литература
1. Звуковой файл М.Мусоргский “Рассвет на Москва-реке” из оперы “Хованщина”.
Урок № 1. Тема: Историческая основа создания “Песни…”
К уроку было дано задание прочитать “Песнь”.
1. Выразительно прочитать статью о Лермонтове (учебник А.Г.Кутузова, с. 251-252).Подобрать репродукции картин, воскрешающих облик старой Москвы и ее жителей.
2. Подготовить сообщение об эпохе правления Ивана Грозного.
3. Выписать значения слов опричнина, о златом венце, простоволосая, кручиниться, отороченный, перевенчана, горю пособить.
1. Подготовка к восприятию произведения.
1. Чтение заранее подготовленным учащимся статьи о Лермонтове (учебник А.Г.Кутузова, с. 251-252). На экране слайды № 1- 9 “Панорама Москвы” и “Кремль на картинах Аполлинария Васнецова”. Звучит “Рассвет на Москва-реке” Мусоргского.
2. Рассказ учителя об истории создания произведения. На экране слайд № 10.
“Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в Пятигорске в 1837 году и опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”. Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам заботливого Жуковского, который был “в великом восторге от нее”, она была напечатана – без указания имени автора.
“Песнь” рассказывает о временах правления Ивана Грозного. Это было трудное время для России.
3. Сообщение заранее подготовленного ученика об эпохе правления Ивана Грозного. (Приложение №1).
4. Рассказ учителя о причине обращения к истории России и источниках создания поэмы. (Приложение №2). На экране слайд № 11 “Высказывание В.Г.Белинского”.
2. Чтение учителем “Песни”.
3. Беседа на выявление восприятия.
Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?
Кто является настоящим героем “Песни” и почему?
Какие ваши впечатления от образа Ивана Грозного?
Кому из героев поэмы вы сочувствуете?
Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?
Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни? Как это должно пояснить авторскую позицию? (Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня справедлива, так как рассказывает о легендарных или реальных событиях. С помощью этой формы у писателя появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям. Герои таким образом показаны глазами народа)
Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?
(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа).
Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного? (На слайде № 12 “Значения слов опричнина, о златом венце, простоволосая, кручиниться, отороченный, перевенчана, горю пособить”).
4. Постановка учебной задачи.
В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песней”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”? (На презентации слайд № 13). Об этом мы будем размышлять на следующем уроке.
3. Домашнее задание.
1. Сравнить описание пира в “Песни” и отрывке из былины о Ставре Годиновиче (письменно). (См. учебник, 1 вопрос, с. 265).
2. Виноват ли Кирибеевич в своем чувстве к Алене Дмитриевне? Что говорит по этому поводу автор поэмы?
Урок № 2. Тема: Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?
1. Постановка учебной задачи.
В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песнью”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”? (На презентации слайд № 13).
Для ответа на этот вопрос мы обратимся к произведению.
Как видит каждый из художников сцену кулачного боя? (Приложение №4).( Слайд № 15. Иллюстрации И.Я.Билибина, В.М.Васнецова, Б.М.Кустодиева. Звучит тема “Рассвет на Москва-реке”). Почему именно эта сцена выбрана художниками для иллюстраций? Что общего в изображении героев, в композиции иллюстраций и в чем различие? Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях?
14. На чьей стороне симпатии автора в этой сцене?
15. Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок.
16. Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введен грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд?
17. Почему Калашников не открыл ему всей правды?
18. Почему конфликт Кирибеевича и Калашникова не мог разрешиться мирно?
19. Кто и почему победил в поединке?
22. Какие действия Калашникова перед боем подчеркивают народное понимание образа? ( Поклоны “белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”).
23. Потому и использует в своей “Песне” фольклорные художественные приемы. Анализ художественных средств. Задания на листах.
1.Выделите фольклорные приемы в описании зари над Москвой перед кулачным боем (инверсию и олицетворение): ( Слайд № 16).
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной,(инверсия)
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается. (олицетворение)
2. В каком из отрывков использован параллелизм, а в каком прием перехвата? (Слайд № 17)
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие,
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич. (параллелизм)
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору. (перехват)
3.Подчеркнуть разговорные, песенные формы глаголов: (Слайд № 18).
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася,
На какой ты радости разыгралася.
Автор использует в тексте и постоянные эпитеты. Вставьте их в клеточки кроссворда.
5. Подчеркнуть эпитеты, помогающие создать облик царя Ивана Грозного. ( Слайд №20).
24. Каковы ваши впечатления от образа царя? (Слайды №21-25)
25. Чья это характеристика? (Слайд №26).
“Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен”
25. Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским: (Слайды №27,28,29).
“Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”
27.Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера: (Слайд №30).
нравственная красота, стремительность действий, необдуманность, лихость, верность идеям, желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость, способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга.
28. Применимы ли к героям поэмы заключительные строки баллады “Бородино”:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри, не вы”?
Чем же отличается время Лермонтова от времени Бородина? (Для знакомства давалось приложение №4).
Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?
(1. Лермонтов не мог открыто заявить, что в его творчестве ведущее место занимает тема борьбы за справедливость, за свободу. Поэтому он поместил “Песнь” в начало своего сборника. Она была своеобразным эпиграфом к его собранию сочинений.
2. Еще он хотел показать, что русский человек всегда, при любой власти может постоять за себя, за своих близких, за свой народ. Не исключение и застойные 40-е годы. Он хотел, чтобы его произведения пробудили в спящих душах его современников протест против несправедливости царской власти).
Надеюсь, что “Песня” произвела на вас сильное впечатление. Чтобы представление об исторической теме в творчестве Лермонтова было более полным, советую прочитать поэму “Боярин Орша”.