летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

Что такое летопись? Русские летописи. Первая русская летопись. Кто был первый летописец?

Что такое летопись? Определение летописи. Когда появились летописи? Что содержалось в летописях? Первая русская летопись. Летописец Нестор. Повесть временных лет.

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

У любого государства или народности есть историческая память – череда событий, предшествующих современности. Именно на нее опираются люди, так как историческая память содержит в себе опыт предков. Ранее все важные события из жизни населения фиксировались в летописях. В этой статье мы расскажем, что такое летописи и как они появились на Руси.

Что такое летопись? Определение летописи

Летопись – это запись исторических событий, связанных с жизнью государства. Летопись можно назвать оригинальным жанром древнерусской литературы. На Руси летописи велись с XI по XVII век. Люди стали фиксировать важные события в летописях со времен появления письменности.

Наиболее древние русские летописи не сохранились, однако благодаря летописцам последующих веков мы можем узнать о наиболее значимых событиях из жизни государства. Они не только вели запись своего времени, но и переписывали старые летописи для более надежного их сохранения.

Обычно летописи составляли монахи по распоряжениям князей. В них содержалась информация о войнах, переворотах, стихийных бедствиях, существенных изменениях во внутренней и внешней политике.

Летописцы при составлении летописей опирались не только на документы, но и на рассказы других людей или на собственные впечатления от того или иного события.

Первая русская летопись. Первый русский летописец

Письменность на Руси появилась в Х веке. Уже в XI веке появилась первая летопись под названием «Повесть временных лет». Точная дата появления летописи неизвестна, но историки утверждают, что это произошло примерно в 1113 году.

Создателем первой летописи на Руси был Нестор – монах из Киево-Печерского монастыря. «Повесть временных лет» легла в основу всех последующих летописей. Разумеется, ее оригинальный текст не сохранился, но благодаря последующим редакциям содержание летописи удалось восстановить.

Летопись состояла из двух частей – вводной и аналитической. Во вводной части летописец описал зарождение и становление славянской народности‎. Вводные статьи не датировались и не делились по годам.

Аналитическая часть летописи начинается со статьи 852 года. Именно эта часть летописи положила начало датированию русской истории.

«Повесть временных лет»‎ охватывала такие события, как призвание варягов, захват Киева князем Олегом, правление князей Игоря и Ольги, междоусобицу сыновей князя Святослава, убийство сыновей князя Владимира, победу Ярослава над Святополком и другие значимые для людей происшествия.

Несмотря на подробное изложение всех событий, происходящих на Руси, правдивость «Повести временных лет»‎ была поставлена под сомнение историками. По их мнению, летопись была собрана из разновременных отрезков, фольклорных произведений и церковной публицистики.

К тому же, каждый из авторов летописи вносил в нее свое идейное содержание, опираясь в том числе и на собственные домыслы о тех или иных событиях.

Источник

Летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

Повесть временных лет

Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция «Повести временных лет» для князя Мстислава Владимировича.

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[2] (1377 год) и других списках[3]. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской (XV век) и Хлебниковской (XVI век) летописях[4].

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д.С. Лихачевым и Я.С. Лурье) первый летописный свод на Руси был составлен в 1070-х годах и затем дополнен в виде так называемого «Начального свода» в 1093—1095 гг. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 гг. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 году, по сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 году составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича.

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[2] (1377 год) и других списках[3]. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской (XV век) и Хлебниковской (XVI век) летописях[4].

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д.С. Лихачевым и Я.С. Лурье) первый летописный свод на Руси был составлен в 1070-х годах и затем дополнен в виде так называемого «Начального свода» в 1093—1095 гг. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

А,Вы кому чаще помогаете своим близким или посторонним людям? И с какой выгодой,с целью, по доброте, по возможности или не думаете об этом,дал и все,потому что попросили. Я обратила внимание сейчас многие просят те, кто больше тебя имеют:)

Считается, что монах Нестор. на самом деле до него это уже было написано и переработано как минимум тремя авторами, он просто переписал и несколько расширил эти летописи

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

Повѣсть врємѧннꙑхъ лѣтъ чєрнориpца Ѳєдосьєва манастꙑрꙗ Печерьскаго ⁙ Откуду єсть пошла Рускаꙗ землꙗ · кто в неи нача первѣє кнѧжити и откуду Рускаꙗ зємлꙗ стала єсть

Нестор-летописей(монах) предполагается. Но некоторые историки считают, что это повествование было написано несколькими авторами.

хх век автор неизвесен.Писал инкогнито,оглядывался по сторонам закрывая лист логтём чтоб кто нибуть не списался летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

Во многих источниках указывается монах Киево-Печерской Лавры Нестор, хотя, возможно, авторов несколько.

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

ее написали если не ошибаюсь перед великим посольством Петра в Европу так что автор вряд ли известен

нестор- официальная версия, на самом деле переписка многих источников, редактированная немцами

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

Вопрос спорный.Я отвечу как обыкновенный человек,без образования историка,что это Нестор.

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

я конечно жи не знаю ответ на этот вопрос но одно могу сказать точно это точно не шекспир

Монах Нестор, известный агиограф или монах Киево-Печерского монастыря.

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

Источник

5 летописцев

Монах Киево-Печерского монастыря Нестор – один из наиболее известных древнерусских летописцев. Считается, что он участвовал в создании «Повести временных лет».

Никон Печерский

Еще один знаменитый древнерусский летописец — Никон Печерский. Он был игуменом Киево-Печерского монастыря.

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

По мнению многих авторитетных исследователей — например, Алексея Шахматова и Дмитрия Лихачева, — Никон также внес вклад в создание «Повести временных лет». Впрочем, бесспорных доказательств, как водится, нет, все строится на предположениях и догадках. Тем не менее ученые попытались выделить фрагменты, вероятно, занесенные в летописи непосредственно Никоном.

В монастыре Никон был человеком влиятельным и не всегда удобным для светских властей. Например, Никон вызвал недовольство киевского князя Изяслава, когда постриг в монахи его приближенных. Закончилась конфронтация разгромом монастыря.

Галл Аноним

Так принято называть автора «Хроники или деяний князей и правителей польских» — наиболее древней польской хроники. Датировка произведения доходит до 1113 года. Автор предпочел остаться анонимным — отсюда и прозвище, — и так бы и произошло, если бы в XVI веке польский историк Мартин Кромер не написал о «Деяниях»: «Галл написал эту историю, некий монах, по моему мнению, живший во время Болеслава III, что можно предположить из введения».

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

Что имел в виду Кромер? Галл — это имя или национальность? Так называли французов, поэтому однозначного ответа нет. Споры вокруг этого вопроса продолжаются до сих пор, однако в историю автор «Деяний» все же вошел как Галл Аноним.

Нестор Летописец

Известно о Несторе, как и о большинстве древнерусских монахов-летописцев, весьма немногое. Родился он, вероятно, около 1056 года, умер в 1114-м, был черноризцем Киево-Печерского монастыря. На Руси не принято было называть имя автора летописи, а уж тем более сообщать какие-либо сведения о нем — нескромно это для священнослужителя. Тем не менее из более поздних документов исследователи узнали, что над произведением, которое дошло до нас под названием «Повесть временных лет», Нестор все-таки работал.

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

Нестор Летописец. Источник: pinterest.com

Также он, судя по всему, является автором нескольких агиографий, в числе которых «Житие Феодосия Печерского». Мощи Нестора находятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Никаких подлинных сведений о внешности Нестора нет, однако скульпторы и художники неизменно изображают его в облике сухого высокого старца с длинной седой бородой и заостренными чертами лица.

Козьма Пражский

Козьму Пражского называют первым чешским хронистом. В своей «Чешской хронике» он изложил историю родных земель до первой четверти XII века — вероятно, Козьма работал над хроникой последние 5−6 лет жизни, скончался же он в 1125 году. Козьма в Праге был человеком уважаемым. Он родился в знатной семье, получил достойное образование, объездил половину Европы в составе свиты императора Священной Римской империи Генриха IV.

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

Наиболее ценной историки считают третью книгу «Чешской хроники», ведь в ней Козьма описал современные ему события, а не переработал и без того искаженные сведения о древнейших временах. После смерти Козьмы его последователи продолжили летопись до XIII столетия.

Феодор Скутариот

Византийский хронист XIII столетия Феодор Скутариот стал свидетелем многих исторических событий. Он принимал участие в войне Византии с Болгарией, посещал римских пап и застал правление нескольких императоров.

летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Смотреть картинку летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Картинка про летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры. Фото летописание началось на руси в 11 веке первым летописцем был монах киево печерской лавры

«Хроника», приписываемая Феодору Скутариоту, была анонимной, однако немецкий ученый XIX века Август Гейзенберг пришел к выводу, что именно Скутариота можно считать ее автором. В «Хронике» описаны события до 1261 года включительно. Из произведения можно почерпнуть сведения в том числе и о внешней политике Византии.

Источник

Кто написал повесть временных лет?

Согласно общепринятой гипотезе – «Повесть временных лет» создана на основе предшествующих ей летописных сводов в начале XII в. монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором (с.149, Введение христианства на Руси, Ин-т философии АН СССР, под ред. профессора Сухова А.Д., М., Мысль, 1987 г.). И с этим утверждением, что гипотеза общепринята, можно согласиться, так как из книги в книгу, из учебника в учебник кочует она, став к сегодняшнему дню утверждением «само собой», то есть не требующего какого либо доказательства. Так Б.А. Рыбаков («Мир истории», М, ”Молодая гвардия”, 1987 г.) в частности пишет:
«Проверяя тенденциозно отобранные норманистами аргументы, следует обратить внимание на то, что тенденциозность появилась в самих наших источниках, восходящих к «Повести временных лет» Нестора.» (с.15)
Таким образом, авторство Нестора подтверждается каждой новой книгой и каждым новым авторитетом академического звания.

Впервые об авторстве Нестора в отечественной науке заявил В.Н. Татищев:
«Русских историй под разными названиями разных времен и обстоятельств имеем число немалое. общих или генеральных три, а именно:
1) Несторов Временник, который здесь за основание положен.» (История российская. Ч.1, V)
В след за ним Н.М. Карамзин:
«Нестор как инок Монастыря Киевскопечерского, прозванный отцем Российской Истории, жил в XI веке.» (с.22, История Государства Российского, т.1,М.,”Слог”,1994 г.)

В начале XX в. за исследование авторства «Повести» берется один из известнейших русских филологов того времени Шахматов А.А. (Разыскания о древнейших русских летописных сводах, 1908 г) который приходит к следующему заключению:
«В 1073 г. монах Киевско-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший киевский свод», составил «Первый Киевско-Пичерский свод», в 1113 г. другой монах того же монастыря Нестор продолжил работу Никона и написал «Второй Киево-Печерский свод». Владимир Мономах, став после смерти Святополка Великим князем Киевским, передал ведение летописи, в свой вотчиный Выдубицкий монастырь. Здесь игумен Сильвестор и осуществил редакционную переработку текста Нестора, выдвинув на первый план фигуру Владимира Монамаха.»
По мнению Шахматова первая редакция полностью утеряна и может быть только реконструирована, вторая читается по Лаврентьевской летописи, а третья по Ипатьевской. В дальнейшим эту гипотезу подтвердили Лихачев (Русские летописи и их культурно-историчекое значение,1947 г.) и Рыбаков (Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, 1963 г.).

Развивая теорию косвенности Сильвестора в отношении основного текста «Повести» Рыбаков пишет:
«Владимир Мономах изъял летопись из богатого прославленного Печерского монастыря и передал ее игумену своего придворного монастыря Сильвестору. Тот кое-что переделал в 1116 году, но Мономах остался этим не доволен и поручил своему сыну Мстиславу наблюдать за новой переделкой, законченной к 1118 г. Всю эту историю переработок и редактирования детально выяснил А.А. Шахматов. (с.211, Мир истории)

И так среди авторов «Повести временных лет» Шахматов называет первым Великого Никона, игумена Киевско-Печерского монастыря.

История русской православной церкви не знает выдающегося церковного деятеля с таким именем в XII в.(см. «Христианство», Справочник, М., Республика,1994 г.), поэтому всю информацию о нем можно почерпнуть только из «Жития преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского» монаха того же монастыря Нестора:
«Вспомнил я об этом, грешный Нестор, и, укрепив себя верой и надеясь, что все возможно, если есть на то божья воля, приступил к повествованию преподобного Феодосия, бывшего игумена этого монастыря святой владычицы нашей богородицы. » (1.)

Впервые Великий Никон встречается на страницах повествования в момент пострижения Феодосия в монахи:
«Тогда благословил его старец (Антоний Печерский 983-1073 г.) и велел великому Никону пострич его. «(15.).

Как предполагает русская православная церковь, Феодосий родился ок. 1036 г. («Христианство»). Как указано в «Житие» в 13 лет он еще находился дома. Таким образом, самое раннее он мог постричься в монахи в 14 лет, то есть в 1050 г. Причем Нестор пишет о Никоне:
«. был тот Никон священником и умудренным черноризцем» (15.)

Священник является средней ступенью иерархической лестницы православных священослужителей, но относится не к монашескому званию, в тоже время черноризец это синоним понятия монах, инок. Таким образом, Нестор определяет Никона как инока среднего иерархического звания, что в монашестве соответствует званию игумена, руководителя монастыря. Итак, Никон в 1050 г. является игуменом монашеской общины основанной блаженным Антонием. Даже если предположить, что он стал игуменом, так же как и Феодосий в 24 г., и к моменту прихода Феодосия уже как минимум год руководил монастырем, то очевидно он должен был бы родиться ок. 1025 г., то есть на 11 лет раньше Феодосия.

Из всех дел Никона на поприще игуменства Нестор удостоил вниманием лишь сообщение о пострижении им в монахи скопца из княжеского дома, за что обратил на себя гнев Изяслава. В результате чего ок. 1055 г. вынужден был покинуть обитель и отправиться в Тмуторокань (Томань). После смерти Ростислава в 1066 г., князя Тмутороканского, Никон возвращается в Печерский монастырь и по просьбе Феодосия остается в нем. Единственная фраза из «Жития», которая хоть как-то может связать Никона с «Повестью» следующая:
«Сидит, бывало, великий Никон и пишет книги. «(48.)

В 1069 г. «великий Никон, видя княжеские распри, удалился с двум черноризцами на упомянутый выше остров, где в прошлом основал монастырь, хотя много раз умолял его блаженный Феодосий не разлучаться с ним, пока оба живы, и не покидать его. Но не послушал его Никон. »(99). В дальнейшем из текста «Жития» становится известно, что он принял игуменство Киево-Печерского монастыря после ухода из него игумена Стефана (76.), который игуменствовал после Феодосия (101.), как минимум до 1078 г. Никаких иных сведений о Никоне в исторической литературе нет.

Как видно из описания Нестора Никон с 1066 по 1078 г. находился в Тмуторокане, и практически не вероятно, чтобы у него было время для работы над таким серьезным произведением как «Повесть», требующего огромного числа вспомогательного материала, которого просто не могло быть в недавно построенном захолустном монастыре. Поэтому совершенно непонятно на каком основании Шахматов вводит его в круг авторов «Повести», да еще в период его отсутствия в Киеве, если не считать, что он дважды за свою жизнь игуменствовал в Киевско-Печерском монастыре, что само по себе еще не является основанием для авторства.

Следует так же отметить, что создание произведений подобного уровня, где описывается жизнь государственной верхушки, не возможно без тесного сотрудничества с ней, о чем Никон вероятно мог только мечтать, так как дважды вынужден был скрываться от Великого князя в прямом смысле на задворках Руси, причем первый раз из-за незначительной ссоры, по поводу не санкционированного пострижения в монахи княжеского отпрыска ему пришлось бежать и скрываться в Тмуторакани почти десять лет. Трудно себе представить, что находясь в подобных отношениях с Великим князем заурядный игумен, который ничем особенным себя не проявил, взялся бы за создание такого эпического произведения. Таким образом, вероятность того, что Никон хоть как-то был причастен к написанию «Повести» близка к нулю.

Вторым автором «Повести» Шахматов называет самого Нестора.
Впервые, как уже отмечалось выше, его авторство подтверждалось иноком Киевско-Печерского монастыря Поликарпом (ок. 1227 г.), но спустя более ста лет, после написания «Повести», причем в письме нет точного указания, что имеется в виду именно это произведение. Таким образом, соединение Нестора с «Повестью» в данном случае выглядит несколько произвольно.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение необходимо сравнить два произведения «Житие св. Феодосия», авторство которого не вызывает сомнение, с «Повестью».

Шахматов отмечает, что авторство Нестора в наиболее полном виде просматривается в Лаврентьевской летописи. Поэтому воспользуемся переводом Лихачева, который сделан с Лаврентьевской летописи (рукопись Гос.публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, шифр F, п.N2).

В качестве аргумента приводится утверждение, что последующий фрагмент текста, где говорится о необычном явлении просто утерян. Но вот незадача, под годом 1110 читаем:
«В тот же год было знаменье в Печерском монастыре в 11 день февраля месяца: явился столп огненный от земли до неба, а молния осветила всю землю, и в небе прогремело в первый час ночи, и все люди видели это. Этот же столп сперва стал над трапезницей каменной, так что невидно было креста, и, постояв немного, перешел на церковь, и стал над гробом Феодосиевым, и потом перешел на верх церкви, как бы к востоку лицом, а потом стал невидим.»

Прочитав оба текста одновременно, только в совершенно расслабленном состоянии ума можно сказать, что это писал один и тот же человек в одно и тоже время, потому что объяснить как возможно так перепутать последовательность и содержательность события, (бучи несомненно талантливым) в двух разных состояниях, если исходить из версии Шахматова, с точки зрения нормально функционирующего мозга, не представляется возможным. Можно было бы еще согласиться с ошибкой года, но при этом ошибиться в дате, 3 мая и 11 февраля, уже просто не возможно. В «Житие» свидетель только князь, в «Повести» «все люди». В «Житие» лишь краткое видение, в «Повести» подробное, добросовестное описание явления.
Если все же продолжать следовать общепринятой гипотезе, хотя уже и так видно, что она не состоятельна, то придется объяснить еще одну странность. В «Повести» достаточно добросовестно фиксируются всевозможные странные события, которые иногда кажутся уж совсем невероятными:
«В год 6571 (1063). в Новгороде Волхов тек в обратном направлении пять дней».
В «Житие» читаем:
«Как-то ночью ехал он (один из бояр Изяслава) по полю в 15 поприщах (10,6 км) от монастыря блаженного Феодосия. И вдруг увидел церковь под самыми облаками.»(55.)
Трудно себе представить, что описывая подобный случай в «Житие» дважды, Нестор позабыл включить его в «Повесть». Но и этот случай, очевидно, не являлся достаточным аргументом, что бы отказаться от авторства Нестора.

Самое интересное в этом, то, что Рыбаков (с.183), который настаивает на кое-каких переработках «Повести» со стороны Владимира Мономаха, все же придерживается версии «Повести», а не «Жития». Но как видно из приведенных отрывков, это абсолютно разное изложение одного и того же события. Если верна точка зрения Нестора, то почему Рыбаков не использует ее в своем изложении? Если верна точка зрения «Повести», то, Нестор никак не может быть ее автором, так как это уже за гранью всякого здравого смысла, и лучше вообще считать что «Повесть» полная выдумка, чем относиться к ней как к сборнику «что хочу, то пишу».

Еще одна странность, на которую не обращают внимание исследователи, это эпизоды с описанием закладки церкви Святой Богородицы в Тмутаракани.
В «Повести» это событие связывается с победой тмутараканьского князя Мстислава Владимировича в связи с его победой над косожским князем Редедя в 1022 г.
В «Житие» Нестор приписывает это событие великому Никону, когда тот находился в бегах после 1055 г.
Как можно так ошибиться, описывая одно и то же событие в одно и то же время? Просто не укладывается в голове.

Если бы этот текст корректировал Владимир, то сведение об Олеге были бы из него удалены, так как он об этом в своем «Поучении» не упоминает, вполне возможно по каким либо политическим или личным мотивам. И все же в «Повести» остается текст противоречащий заявлению самого князя.

Другим важным противоречием данных отрывков является его датировка.
Ярослав увязывает этот поход с рождением своего первенца Владимира, будущего князя новгородского. По «Повести» это событие произошло в 1020 г. Каких либо походов Ярослава в это время «Повесть» не приводит. Если бы Владимир корректировал «Повесть», то он должен был бы перенести это событие с 1076 г. на 1020 г., и исправить его стилистически под «Поучение».

Еще более интересное свидетельство содержится в описании следующего года.
В «Поучении» читаем:
«Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. »
«Повесть»:
«В год 6585 (1077). Пошел Изяслав с поляками, а Всеволод вышел против него. Сел Борис в Чернигове, месяца мая 4-й день, и было княжение его восемь дней, и бежал в Тмуторокань к Роману, Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве, месяца июля в 15-й день, Олег же, сын Святослава, был у Всеволода в Чернигове.»

Абсолютно не понятно, при каких условиях можно считать эти два отрывка скорректированными между собой, на мой взгляд, что либо, более противоречивого наверно трудно придумать. Но это только, на мой взгляд, на взгляд современной исторической науки эти отрывки написаны одной рукой.

И ещё.
В поучении нет привязки событий к конкретным датам, все события описываются как совершенно известные читателям: в этот год, в этом году, на следующий год и т.д. Учитывая, что описываемые события изложены не в хронологическом порядке, совершенно не возможно понять из текста «поучения», что за чем происходило. Поэтому сразу за рождением Владимира в 1020 г., следует извещение о смерти Святослава в 1078 г. О какой корректировке в этом случае можно говорить?

Итак, все сомнения о влиянии Владимира Мономаха на содержание текста «Повести» рассеиваются, но остается один не объясненный факт. Летопись заканчивается 1110 г., а Сильвестор пишет, что закончил ее в 1116 г. Почему он пропустил в ней целых шесть лет? Ответ на этот вопрос можно найти в слове «летопись» и событиях предшествовавших великому княжению Владимира Мономаха.

Все исследователи воспринимают «Повесть» как летописный свод, но в XI веке образованные люди, читавшие греческие и латинские книги уже знали чем отличается хронограф (летописец) от повести. Поэтому название надо читать, так, как оно написано не «Летописец о князьях русских», а именно «Повесть временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как возникла Русская Земля.» Повесть это не летопись, и она может быть закончена тогда, когда решит ее автор, в отличие от летописи писание которой оканчивается лишь невозможностью ее писать далее. Таким образом, «Повесть» представляет собою своеобразный учебник истории для юных княжечей и бояр. И то, что Сельвестор закончил это учебник 1110 г. говорит лишь о том, что те, для кого он был предназначен не нуждались в информации после 1110 г., так как это была современность известная им уже из личного жизненного опыта. И все же почему 1110 г., а не 1116 г.? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить события накануне великого княжения Владимира Мономаха.

Начиная с 1096 г. Владимир предпринимает, не свойственные для княжеской среды того времени, дипломатические мероприятия по отстранению от княжения своих конкурентов. Готовясь к княжескому съезду, на котором он хотел лишить Олега черниговского княжения, Владимир готовит соответствующую речь, и вероятней всего сборник документов, обосновывающих его притязания. Но съезд, прошедший в конце 1097 г. в древлянском Любиче, не принес ему победы. Съезд постановил: «. пусть каждый владеет вотчиной своей». Готовясь к следующему съезду, Мономах пишет свое «Поучение». Но и этот съезд, прошедший в 1100 в Уветичах, не принес Владимиру успеха, после чего он полностью отказывается от дипломатических приемов и в 1113 г., воспользовавшись смертью Святослава и киевским восстанием, он становится Великим князем Киевским.
Именно княжеский съезд 1100 года стал поворотным в мировоззрении Мономаха, именно этим годом, заканчиваются его старания по сбору исторических материалов, но княжеский летописец все еще продолжал вести погодные хроники вплоть до своей смерти в 1110 г. (имя его пока неизвестно). В 1114 г. Мономах поручает Сильвестору собрать воедино разрозненный материал по истории русских князей, что тот собственно талантливо и выполнил, обобщив представленный Владимиром материал в единую «Повесть» в назидание и науку юным княжичам. Основная цель которую преследовал Владимир обоснование своего единовластия и подчинения удельных княжеств Великому князю.
И хотя Сильвестор, знал, что он пишет не летопись, а повесть, все же не удержался сравнить себя с летописцем, хотя вполне возможно, что в его время все кто брался за перо могли именовать себя летописцами.

Написал сие со скорбною надеждою, что грядущие времена России восстановят славное имя Великого Сильвестора, когда честь ученого цениться будет паче его звания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *