личные качества характер княгини ольги на руси
Характеристика личности княгини Ольги
её деятельности и роли в истории Руси
Кратко о главном
Оценить деятельность княгини Ольги и её характер достаточно сложно: с одной стороны она выступает жестокой и расчетливой правительницей, с другой — ревностной христианкой и реформатором. Представляя собой новый тип правителя, использующего для решения возникающих перед ним проблем чаще интеллект и хитрость, чем грубую силу, княгиня готова была при необходимости идти на конфликт.
Ниже кратко перечислена основная информация, характеризующая личность княгини Ольги и её влияние на историю:
Черты характера и качества
Основные заслуги и достижения
Образ княгини Ольги в описаниях отечественных историков
Н. М. Карамзин
С. М. Соловьёв
Характер Ольги, как он является в предании, важен для нас и в других отношениях: не в одних только именах находим сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племен. Как Олег, так и Ольга, отличаются в предании мудростию, по тогдашним понятиям, т.е. хитростию, ловкостию: Олег хитростию убивает Аскольда и Дира, хитростию пугает греков, наконец, перехитряет этот лукавейший из народов; Ольга хитростию мстит древлянам, хитростию берет Коростень; наконец, в Царе‑граде перехитряет императора. Но не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга – мудрейшею из людей: в предании являются они также как нарядники, заботящиеся о строе земском; Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности.
С. Ф. Платонов
Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:
Список литературы
Чесноков Константин Иванович
Добрый день! Интересуюсь историей ещё со школы и убеждён, что изучение биографий выдающихся личностей не только обогащает знаниями, но и помогает лучше прочувствовать дух разных эпох.
Помните совет Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
История России. Ольга. (945– 969 гг.) Всё о княгине Ольге.
Ольга. (945– 969 гг.)
Всё о княгине Ольге.
Ольга — княгиня в 945-969 гг., жена киевского князя Игоря.
Внутренняя политика.
Налоговая реформа.
Административная реформа.
Цель: совершенствование системы административного деления Руси.
Провела административную реформу: ввела административные единицы – становища и погосты, куда свозилась дань. Это были центры торговли и обмена, в которых происходил сбор податей.
Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».
Дальнейшее подчинение племён власти Киева.
Укрепление Руси, активное строительство.
При Ольге были построены первые каменные здания, положено начало каменному строительству. Продолжала укреплять столицу- Киев. При ней активно благоустраивались города, был основан город Псков ( где она родилась).
Внешняя политика.
Стремление укрепить престиж страны на мировой арене путём принятия христианства.
В 955 г. (957г). приняла христианскую веру под именем Елены. Но её сын, Святослав, не поддержал мать.
Укрепление связей с Западом и Византией. Защита восточных границ.
957 г.- посольство в Константинополь, был заключен военный союз против хазар и Арабского халифата.
959 г.- войны с Хазарией.
963 г.- война Киева с печенегами против Хазарии.
959 г. — посольство в Германию к Оттон I. Германский епископ Адельберт изгнан язычниками из Киева в этом же году.
Защита Киева от набегов.
968 г. – руководила защитой Киева от печенегов.
ТЕРМИНЫ.
Канонизация – причисление к лику святых.
Погосты — места сбора дани. Были установлены реформой княгини Ольги.
Регентство – временное осуществление полномочий главы государства коллегиально или единолично при малолетстве, болезни, отсутствии правителя, монарха.
Уроки — размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.
Устав – время сбора дани.
ИСТОРИЧЕCКИЕ ДЕЯТЕЛИ.
КАРТА.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Княгиня Ольга. Загадки биографии первой русской святой
Знаменитая княгиня Ольга – фигура не менее загадочная, чем Гостомысл, Рюрик и Вещий Олег. Объективному исследованию личности Ольги мешают два, казалось бы, взаимоисключающих обстоятельства. До внезапной смерти своего мужа она была всего лишь женой князя, то есть фигурой несамостоятельной, второстепенной и для летописцев (если предположить, что они при киевском дворе существовали уже в те времена) малоинтересной. Зато после стремительного и блестящего выхода нашей героини на большую историческую сцену и особенно после канонизации интерес к ее личности вырос на несколько порядков сразу, но писать об очень многих вещах стало неудобно, да, пожалуй, и небезопасно. В итоге многие «ненужные» фрагменты летописей были уничтожены, либо подчищены и заменены более подходящими. Случайно сохранившиеся оригиналы сгорали в многочисленных пожарах и безвозвратно погибали в монастырских погребах во время паводков. Древние трудночитаемые манускрипты переписывались не знающими истории иноками, которые заменяли непонятные им буквы и слова, другими, кажущимися им наиболее подходящими. При переписывании написанных на глаголице рукописей бездумно повторялись цифры-буквы без учета того, что в кириллице они означают уже другие числа. (В кириллице и глаголице совпадают значения только двух цифр-букв: а=1 и i=10.) В результате целые поколения историков приходили в отчаяние, пытаясь разобраться с хронологией событий тех лет, а также с возрастом Ольги и с ее происхождением. В. Татищев, например, утверждал, что она крестилась в возрасте 68 лет, а Б.А. Рыбаков настаивал на том, что в то время ей было от 28 до 32 лет. Но совсем уж впечатляет разница в возрасте между Ольгой и ее мужем Игорем. Если верить Иоакимовской летописи и некоторым другим древнерусским источникам, картина получается следующая. Ольга скромно и незаметно жила в селе Выдубицком близ Пскова (который, кстати, если доверять некоторым из тех же источников, самой же Ольгой и был основан после возвращения из Византии). Но, несмотря на свою скромность, была она не простой девушкой, а старшей дочерью знаменитого Гостомысла, и на самом деле звали ее Прекраса (Ольгой ее уже потом, за мудрость прозвали). Все бы ничего, да вот только, согласно тем же самым летописям, средняя дочь Гостомысла Умила была матерью Рюрика. И уже одно это очень подозрительно: почему право на власть и отца, и сына поздними летописцами обосновываются женитьбой на дочерях одного и того же вождя ободритского племени? Может быть, в первоначальном варианте летописи Игорь не был сыном Рюрика? Но из дошедших до нашего времени списков древних летописей слова не выкинешь и потому в 880 г. 19-летний Игорь впервые встречается с Прекрасой, которая любезно перевозит его через реку на лодке. А Прекрасе в это время около 120 лет. Но Игорь ее запомнил и через 23 года (в 903 г.) она вышла за него замуж. Святослава она родила только через 39 лет – в 942 г. – примерно в 180 лет. А когда княгине исполнилось около 200 лет, в нее влюбился византийский император. А потом она прожила еще 12 лет. Стоит ли после этого придираться к сведениям русских былин, о том, что Илья Муромец сиднем сидел на печи тридцать лет и три года, а Вольга Всеславич встал на ноги уже через час после рождения?
Явная недостоверность многих касающихся Ольги сведений, приводимых в древнерусских летописях, неизбежно толкала исследователей на поиски информации в других исторических источниках. Таковые были найдены в скандинавских странах. Несмотря на яростное неприятие данных источников нашими «патриотами»-антинорманистами, их историческое значение было хоть с трудом и не сразу, но все же признано многими добросовестными историками. В самом деле, невозможно было отрицать тот факт, что многие исторические саги были записаны примерно на сто лет раньше первых дошедших до нашего времени древнерусских летописей, причем записывались эти саги со слов очевидцев, а в некоторых случаях – даже участниками происходивших на территории Древней Руси событий. И нельзя не учитывать того обстоятельства, что вернувшимся домой скандинавам было абсолютно все равно, кто сейчас находится у власти в Киеве или Новгороде (чего, к сожалению, нельзя сказать о древнерусских летописцах). И очень многим исследователям рано или поздно пришлось задать себе очень неудобный вопрос: почему, следуя летописной версии, они порой в своей дальнейшей работе натыкаются на целый ряд анахронизмов, логических неувязок и противоречий, а противоречащая ей версия скандинавов почти идеально ложится в канву дальнейших событий?
Версия скандинавского происхождения Ольги в нашей стране традиционно замалчивалась. Поскольку данная гипотеза не нашла своего подтверждения в других источниках, то и лояльные к скандинавам историки на ней все же не настаивают. Но если ранее основной и чуть ли не единственной считалась версия славянского происхождения знаменитой княгини, то теперь все большее внимание исследователей привлекает «синтетический вариант», согласно которому родилась Ольга будто бы на территории Руси, близ Пскова, но «рода была варяжского». Источники, на которые опираются авторы данной гипотезы, также имеются и хорошо известны специалистам. Рукописный Синопсис Ундольского, например, утверждает, что Ольга была не только «языка варяжского», но еще и «дочерью Олега»!
Если на пару минут поверить в это, станет понятно, почему Олег лично выходит на поединок с Агантиром. С точки зрения мудрого норвежца, полусумасшедший берсерк без роду и без племени не может быть хорошей партией для его дочери. Вот молодой князь Ингвар – это совсем другое дело, не правда ли?
Предположение о том, что Ольга была «языка варяжского» находит подтверждение и в древнерусских летописях. В отрывках речей Ольги, сохраненных летописцами, присутствуют явные скандинавизмы. Например, Ольга упрекает прибывших в Киев византийских послов в том, что в Константинополе она «стояла у императора в скутарях в суде». Skuta, в переводе с древнескандинавского, одномачтовое судно, а sund – пролив. То есть, византийцы держали ее со всей свитой на ладьях в проливе и даже на берег сойти не разрешали. Причем говорит она это в порыве раздражения, когда слова не выбирают, а произносят первые, пришедшие в голову, и, следовательно, наиболее знакомые. В тех же летописях можно найти и еще кое-какие крохи в пользу варяжского происхождения княгини. Предание утверждает, что малолетняя Ольга при живых родителях была отдана на воспитание тетке – поступок крайне редкий на Руси, но обычный для Скандинавии Эпохи викингов. Да и древлянским послам Ольга мстит вполне в скандинавском духе – месть через погребальный обряд является излюбленным мотивом скандинавских саг. А варианты легенды о сожжении города с помощью птиц можно прочитать и у Саксона Грамматика, и у Снорри Стурлсона. Если в рассказе об этой мести русские имена заменить скандинавскими, его очень легко можно было бы принять за отрывок из исландской родовой саги.
Но вернемся к Ольге. После гибели мужа она твердой рукой навела порядок на подвластной ей территории. Согласно летописям, княгиня лично объехала свои владения, установила правила и порядок во всех земских делах, определила оброки, назначила участки для ловли зверей и устроила погосты для торговли. Затем состоялся ее блестящий дебют на международной арене, когда посредством крещения в Константинополе, ей удалось установить дипломатические отношения с все еще сильной восточной империей. Характер у Ольги, видимо, был не из слабых, и власть над Киевом и подвластными ему землями она сохранила даже когда вырос и возмужал ее сын Святослав. Грозный князь-воин, похоже, мамочку слегка побаивался, и все свое свободное время старался проводить подальше от строгих родительских глаз. Будучи законным князем, править в Киеве он даже и не пытался, изо всех сил стараясь завоевать себе новое княжество в Болгарии. И лишь потерпев поражение, он во всеуслышанье заявил о желании «всерьез» вокняжиться в Киеве. Чтобы показать всем, «кто в доме хозяин», он приказал казнить воинов-христиан, которые были в его дружине (приписав им вину за поражение), отправил в Киев приказ сжечь церкви и объявил, что по возвращении в столицу намерен «изгубить» всех русских христиан. По мнению Л.Гумилева, этим он подписал себе смертный приговор: до той поры верный ему воевода Свенельд вдруг увел степью в Киев большую часть дружины, и, вероятно, дал знать печенегам о пути и времени следования Святослава. Обвинение, разумеется, недоказуемое, но весьма обоснованное: данная информация слишком конфиденциальна, обладать ею не могли, ни перепуганные киевляне, ни император Византии Иоанн Цимисхий, которому летопись приписывает извещение печенегов. Очень интересен вопрос: к кому же ушел Свенельд? Кто ждал его в Киеве? Напомним, что после смерти Игоря «Святослава хранил кормилец его или дядька Асмолд (Асмунд)». А вот Свенельд был человеком Ольги: «княгиню, и город, и всю землю оберегал». Если поверить древнерусским источникам, то Свенельд спешил к старшему сыну Святослава – принявшему христианство Ярополку, главным советником и воеводой которого он вскоре и стал.
Но не все так просто. Да, согласно многим летописным свидетельствам, княгиня Ольга умерла то ли в 967 г., то ли в 969 г.: еще при жизни Святослава она была торжественно оплакана и с почетом похоронена. Но, авторы некоторых летописей, видимо, не знали, либо забыли об этом печальном событии, поскольку описывают разговор Святослава с матерью, состоявшийся после ее «официальной» смерти. Интересно, где и при каких обстоятельствах такой разговор мог бы состояться? Скандинавы же уверяют, что княгиня пережила не только Святослава, но и Ярополка: при дворе князя-язычника Вальдамара (Владимира) Ольга пользовалась большим уважением и считалась великой пророчицей. Возможно, что, даже находясь в преклонном возрасте, Ольга с помощью верных ей людей сумела защитить и себя, и киевских христиан от гнева грозного и непредсказуемого сына.
Но почему же древнерусские летописи похоронили Ольгу «заживо»? Скандинавские источники утверждают, что пророчествовала Ольга «духом Фитона» (Пифона!). Неужели в Константинополе наша княгиня не только по церквям ходила, нашла время и еще кое-куда заглянуть? А на старости лет вспомнила? Если это верно, то, о таком хобби первой русской святой, конечно же, лучше было умолчать – от греха подальше: усопла она в 967 или в 969 г. и дело с концом.
Княгиня Ольга: от жестокости — к святости
Кем была княгиня Ольга? Расчетливым и мудрым политиком, безжалостным к своими врагами, или великой равноапостольной святой, канонизированной православной церковью?
Год рождения княгини – предмет исторических споров. Известно, что она жила в 10-м веке. Что касается места рождения Ольги (Хельги), это, предположительно, была Болгария. Другие источники указывают, что будущая княгиня была простой девушкой из Пскова.
История знакомства Ольги с мужем Игорем Святославовичем также полна загадок. По известной версии, юная девушка зарабатывала на жизнь паромщицей в Псковских землях. Князь, желая перебраться на другой берег, обратился к ней за помощью, после чего пожелал войти с юной девицей в связь. Она же ответила ему жестким отказом, сказав, что лучше ей утопиться, чем потерять свою честь. Это покорило юного Игоря, и, когда прошло немного лет, княжеские сваты поехали именно к Ольге.
Летописи свидетельствуют о том, что князь был далеко не образцовый муж, но свою супругу он уважал: Ольга была очень рассудительной и чрезвычайно волевой женщиной.
Живя в кругу царских интриг, княгиня вынуждена была приспосабливаться. В ее характере появились расчетливость и даже жестокость. Когда древляне убили ее мужа за то, что тот облагал их слишком большой данью, княгиня безжалостно расправилась со всей знатью древлян.
После расправы (одних древлянских послов Ольга приказала закопать заживо, а других сожгли в бане) никто более не осмеливался оскорблять или спорить с суровой княгиней. По причине малых лет сына Святослава Ольга взяла бразды правления в собственные руки. Но и тогда, когда мальчик пришел возраст, княгиня продолжала править Русью: Святослав слишком увлекался войнами. В итоге, княжила Ольга 17 лет.
За время своего правления, княгиня разработала жесткую систему налогообложения, проведя серию административных реформ; затеяла серьезное и доселе невиданное на Руси каменное строительство; границы многих городов укреплялись каменными стенами; Киев стал привлекателен для купцов во многом благодаря своим искусным строениям; Ольга централизовала власть, подавляя бунты; установила первые границы с Польшей; уничтожала языческих идолов и поддерживала христиан и христианство.
В историю она вошла великой женщиной, с крещением которой Русь стала приобретать христианские черты. Ее дело продолжил и завершил внук Владимир, крестивший Русь.
Считается, что крещение для Ольги было делом политически выгодным: она должна была занять достойное место среди византийской элиты. Но на деле факт крещения не принес особых бонусов государству. Очевидно, что дело было именно в вере.
Сильная и властная Ольга, державшая в своих руках Русь, рано задумывалась над смыслом жизни. Где и как прошло ее крещение достоверно не известно. Однако большинство историков склоняется к мнению, что крещена княгиня была императором Константином в Византии.
После принятия христианства Ольга занялась уничтожением языческих капищ и многочисленных идолов, поддерживая при этом христиан. Сына Святослава Ольге не удалось обратить ко Христу. Лояльный к христианству, он не спешил отказываться от язычества, опасаясь, что от него отвернутся друзья-язычники.
Летописная легенда гласит, что княгиня Ольга, известная своей мудростью и красотой, очень понравилась Константину, императору Византии. До крещения он предлагал Ольге руку и сердце, но та ответила отказом, ссылаясь на то, что она язычница, а он христианин, а значит, их брак невозможен. А когда крещение свершилось (по одной из версий именно Константин крестил княгиню), он спросил ее, могут ли они пожениться после свершившегося? Ольга ответила: теперь ты — мой крестный отец, и мы не можем быть супругами. Император похвалил княгиню за мудрость, отпустив с миром.
Важно понимать, что невероятная жестокость Ольги, проявившаяся в мести древлянам, была вполне закономерна и ожидаема по языческим меркам того времени. Но, с точки зрения современного сознания, — это жутко. Надо полагать, что княгиня Ольга (в крещении — Елена), причисленная в 1547 году к лику святых, кардинально изменилась после крещения. Став по итогу другим человеком, преображенным внутренне.
В начале 11 века мощи равноапостольной княгини Ольги, которые до этого момента хранились в храме Успения Пресвятой Богородицы, были перенесены в Киев, в Десятинную церковь. Легенда гласит, что ее мощи остались нетленны, в чем можно было убедиться, глядя на усопшую через маленькое окошко в склепе.
Происхождение и молодость
Доподлинно точно неизвестна дата рождения княгини киевской Ольги, так как разные летописные источники указывают расхожие числа. Например, в «Степенной книге» указывается, что родилась она в конце IX века, однако прочие источники, где зафиксированы даты её свадьбы, рождения сына и смерти, совершенно противоречат этим утверждениям.
Так, в «Архангелогородском летописце» сказано, что она была выдана замуж в возрасте десяти лет, а умерла на 75 году жизни, из чего напрашивается вывод о дате её рождения примерно от 893 до 928 года. Официальные источники и историки всё же считают, что Ольга родилась в 920 г.
О родителях равноапостольной княгини также ничего доподлинно не известно. Одни утверждают, что Ольга была из знатного рода, другие считают, что будущая правительница Руси воспитывалась простолюдинами, потому и неизвестны имена её родителей. Есть также смелое предположение, что княгиня киевская Ольга была дочерью самого Вещего Олега, но это лишь версия, не подтверждённая фактами. В «Повести временных лет» местом рождения княгини значится деревня Выбуты, находившаяся в Псковской области.
Если верить этой же непроверенной версии, то Вещий Олег познакомил князя Игоря Рюриковича с Ольгой, но, скорее всего, это вымысел. В более точных источниках и житии святой равноапостольной княгини Ольги говорится, что со своим будущим мужем она познакомилась на переправе, где работала, переодевшись в мужскую одежду.
Молодому князю понадобилось переправиться через реку во время охоты и он заприметил лодку. Когда княжич раскусил подлог и понял, что перед ним не мужчина, а прекрасная девушка, то попытался оказать ей некие знаки внимания, получив на это жёсткий отпор. Такая своенравность поразила Игоря не меньше, чем красота девушки.
Когда настала пора князю Рюриковичу искать себе жену, то вспомнил он о прекрасной паромщице, так сильно растревожившей его душу. Тогда и послал он своих гонцов в ту деревню отыскать девицу, что было несложно, потому как Ольга отличалась особой красотой, твёрдостью характера и мудростью, несоразмерной её годам. Так впоследствии и заключился союз между князем Игорем и княгиней Ольгой, которому, однако, не суждено было просуществовать долго.
Начало правления
Князь киевский Игорь очень много времени проводил в военных походах, совершая набеги на соседние земли. Супруги часто находились порознь и долгое время жили раздельно. Существует мнение, что в разных землях у Игоря было ещё несколько жён, но для того времени это было обыкновенным делом. Несмотря на это, наследника Рюриковичам подарила только княгиня Ольга.
В одном из набегов на соседние древлянские земли князь Игорь был подло убит. Летописи говорят, что основными причинами его смерти стали неосторожность и жадность. Уже возвращаясь из удавшегося похода с награбленным, опьянённый своим успехом Рюрикович решил вернуться в одну из деревень, дабы удвоить полученные богатства. Но древляне, узнавшие о малочисленном отряде князя, подстерегли его и вероломно убили.
По праву наследования власть перешла к сыну Игоря — Святославу, но в силу его юного возраста фактическое управление государством досталось Ольге. История знает множество примеров того, когда власть и бразды правления доставались женщинам, но далеко не все могли распорядиться этим правильно, удваивая мощь и процветание своего государства.
Что касается княгини Ольги, то в силу сильного характера, твёрдой воли и безмерной любви к почившему мужу она стала одной из величайших правительниц Руси и считается основным столпом в становлении государства.
Факты о характере княгини
Веяния, культура и традиции того времени не позволяли правителям быть бескостными и мягкотелыми. Суровые языческие правила и образ жизни рождали стойких и жестоких людей, не считающихся с жизнью и интересами своих противников. Но княгиня априори не была слабовольной и беспомощной, ведь жизнь закалила и многому научила её ещё до наделения браздами правления государством.
Древляне, воспользовавшись смертью князя Игоря, послали к Ольге гонцов с предложением свадьбы. Это должно было прекратить извечную вражду между двумя землями, однако новая правительница и убитая горем вдова задумала отомстить за своего мужа. Она с почестями приняла сватов у себя, не дав им ничего заподозрить. Усыпив бдительность гостей, она приказала схватить и заживо закопать их вместе с ладьёй, на которой прибыли. Княгиня хотела показать древлянам, что месть за убитого мужа будет намного страшнее и мучительнее.
Но это была лишь малая часть задуманного. Расправившись с первыми посланниками, Ольга отправила гонца в стан врага с требованием прислать ей подобающих сватов. В ответ древляне снарядили в столицу Руси своих лучших мужей, дабы выразить этим признание царице. Гостей приняли в городе с почестями. Прибывших отправили в баню перед приёмом у княгини, где те были заперты и сожжены заживо. Так новоиспечённая правительница лишила своего врага лучших его представителей и сильнейших воинов.
Деятельность правительницы
Казалось, что месть уже совершена, но княгиня видела всё в долгосрочной перспективе и не могла больше подвергать себя и Святослава смертельной опасности от набегов со стороны древлян. Она собрала немногочисленную дружину и отправилась в стан врага самолично, дабы внушить им, что её устраивают выдвинутые условия мира. В честь этого события сторонами было устроено большое празднество. Опоив оппонентов, Ольга отдала приказ своим воинам уничтожить древлян. Количество изрубленных киевлянами противников достигало пяти тысяч.
Не давая врагу опомниться, княгиня предприняла военный поход на древлянскую столицу, город Искоростень. Кстати, в этом походе участвовал и малолетний Святослав. Осадив со своей дружиной стены Искоростеня, княгиня предприняла несколько попыток штурма, не увенчавшихся успехом. Но и тут Ольгу не подвела смекалка. Приказав выловить всех голубей и воробьёв, она привязала к их лапкам горящие тряпочки и выпустила в город. Возвращавшиеся в свои гнёзда птицы устроили в крепости пожар, уничтоживший её практически до основания. Так завершилась месть княгини Киевской за своего мужа.
Благодаря этому Ольга проявила все свои сильные стороны, упрочив положение среди воинов и простого народа. Далее следовало несколько лет успешного княжения, перемежавшегося немногочисленными и успешными походами на ближайших соседей. Своей политикой княгине удалось:
Теперь каждая область в годы правления Ольги обязана была платить дань в определённом размере и в установленную дату, что не только усиливало экономическое благосостояние Киева, но и не нарушало развитие облагаемых налогом земель.
Можно сказать, что Ольга впервые применила и ввела в обращение усовершенствованную налоговою систему, позволившую ускорить развитие Киевской Руси и принадлежащих ей земель. Во многих учебниках по истории не уделяют должного внимания характеру и воле княгини Ольги, краткая биография которой опускает кровавую месть древлянам.
Это может быть расценено как жестокость, но веяния того времени не предоставляли другого возможного исхода событий.
Путь к православию
После достижения Святославом необходимого для вхождения на престол возраста княгиня отошла на второй план, но в связи с частыми военными походами, которыми руководил её сын, управление княжеством всё ещё частично лежало на плечах Ольги.
Во время дипломатического визита в Византию великая княгиня очень прониклась православной верой и приняла святое крещение от императора Константина. В Константинополе ей также пришлось выстоять очередное испытание: император, поражённый красотой Ольги, пытался склонить её к женитьбе, но со всей своей мудростью она отвергла это предложение, не ущемляя чувств влюблённого правителя. Так Ольга стала первой на Руси правительницей, исповедовавшей христианство, за что впоследствии и была названа равноапостольной, а также причислена к лику святых.
Не только крещением княгиня заслужила святость, но и своим покаянием и борьбой за христианскую веру. Ольге пришлось немало противостоять язычникам, порой даже силовыми методами, проливая кровь и строя на завоёванных землях храмы и монастыри. Сын Святослав не принимал христианства, как и его дружина, но перечить матери не смел, позволяя ей возводить христианские церкви и крестить людей.
Своих внуков, Ярополка и Владимира, княгиня воспитывала в христианских традициях, но не спешила их крестить, опасаясь гнева Святослава, который не разделял её стремлений. Под давлением дружины и общества Ольге пришлось прекратить свои походы на север и закрыться с внуками в Киеве.
Воспитание великой княгини Ольги сделало Владимира Святославовича впоследствии крестителем Руси.
Смерть и прославление во святых
Свою жизнь великая киевская княгиня закончила от старости и болезней, а не от предательских козней неприятеля. Осаждённая печенегами в Киеве, Ольга послала гонца к своему сыну, который находился в походе. Вернувшись с войсками и разгромив варваров, Святослав вынужден был остаться и сменить мать на княжьем престоле, так как та поведала о приближающейся смерти. Отошла к Господу равноапостольная Ольга 11 июля 969 года в своей постели. Современники утверждают, что тело её долго оставалось нетленным.
Позднее княгиню канонизировали в лике святых. Доподлинно неизвестно, как выглядела Ольга при жизни, но если верить описанию летописцев и современников, она обладала неземной красотой. Современным учёным удалось с помощью изучения мощей святой создать примерный её портрет.
Опираясь на факты деятельности и правления княгини Ольги, можно уверенно утверждать, что она была сильной, умной и мудрой правительницей. Проведённые ею важные реформы дали державе стремительное развитие во многих направлениях и отраслях. Интересные факты из её жизни также это подтверждают, а усилия в становлении христианства сводят на нет все нелицеприятные для современной истории пункты биографии княгини. Свой яркий след правительница оставила в совершенно разных областях, среди которых:
О жизни киевской княгини написано немало книг и снято множество документальных и художественных фильмов, характеризующих её и как личность, и как правителя. Также изданы духовные труды, посвящённые святой. Вот лишь малая часть того, где упоминается равноапостольная Ольга:
Историки и церковь единогласно признают, что правление княжны вывело народ Киевской Руси на новый этап развития, а историческая поездка в Византию, где Ольга решила креститься, положила начало принятия христианства русским народом.
Если говорить кратко, то итог её правления повлиял на укрепление государственности, внешних связей и религиозной жизни.