ликбез сайт история происхождения

Ликбез в СССР, 1920-30-е годы

Эта статья была подготовлена мной пару лет назад для Википедии, но до сих пор не была опубликована там из-за возникших дискуссий со сторонниками «официальной» советской версии. Теперь публикую её здесь.
Частично материалы данной статьи имеются в действующей статье Википедии «Ликбез», но есть и существенные отличия (которые и вызвали дискуссии в Википедии).

ГРАМОТНОСТЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ к 1917 году.
Подробно я писал об этом в отдельной статье «Грамотность и образование в царской России» (http://www.proza.ru/2010/03/15/1426 ) – здесь коротко суммирую основные данные.

НАЧАЛО и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ЛИКБЕЗА

ЛИКПУНКТЫ И ШКОЛЫ ГРАМОТНОСТИ

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
Качество общеобразовательной подготовки в 1920-е и в начале 1930-х гг, в условиях ликбеза, было гораздо ниже, чем в дореволюционной России – обучение часто проводили культармейцы, не имевшие специального педагогического образования. [128]. Задачу ликвидации неграмотности формально упрощало то, что для ее решения не требовались кадры, обладающие специальными познаниями в сфере образования (квалифицированные учителя); считалось, что грамоте могли обучать и те, кто сам был просто грамотен. Фактически об этом говорилось в п. 3 Декрета Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (от 26 декабря 1919 ): «Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны. »[129] В 1921 г. во всех школьных и воспитательных учреждениях насчитывалось 351 тыс. преподавателей — в основном в начальной школе (высшее и неоконченное высшее образование из них имели 7,5%, среднее — 62%, специальную педагогическую подготовку имели лишь 12% против 51,5% в 1915 г.)[130](Глава3, ч.1.).
Численность учащихся, достигнутая в Российской империи к 1917 году, была восстановлена в СССР только к 1930 году [77]. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Как считалось в СССР, полностью оно было закончено в 1934 году. Но профессиональных учителей при этом по прежнему сильно не хватало. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», наряду с некоторыми льготами, были предусмотрены ограничения в их перемещении и свободе выбора места работы – эти вопросы решали местные исполкомы, а не сами учителя. Еще и в 1932 году на педагогическую работу были мобилизованы 20 тыс. комсомольцев. [131]

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЛИКБЕЗА

В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).
В 1925/26 уч.г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1937 года
Тем не менее, по переписи населения 1937 года в целом по СССР четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. 30 % женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали. [133][134][135]. «Усилия советской власти по борьбе с безграмотностью позволили только отчасти преодолеть последствия гражданской войны, в частности, массовой детской беспризорности, бывшей в России невиданным до того явлением»[136](с.60).
Полностью преодолеть все негативные последствия Гражданской войны и беспризорничества 1920-х и начала 1930-х гг., а также огромные потери высоко образованных людей царской России, выключенных из общественной и социальной жизни через ограничения их прав («лишенцы»), «чистки» и репрессии 1920-х и начала 1930-х гг. в сфере образования удалось в СССР лишь после восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Тогда же, с начала 1950-х гг., была окончательно выстроена действительно эффективная и одна из лучших в мире система образования, как школьная, так и высшая. Тем не менее, по данным Российской педагогической энциклопедии[137](статья «Грамотность»):
«В конце 30-х годов достигнут уровень грамотности населения свыше 80 %. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Великой Отечественной войны. Процесс становления полной грамотности завершался в конце 60-х и в 70-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959—32,9%, в 1970 — 22,4%, в 1979 — 11,3%».

Источник

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхожденияbav_eot

До встречи в СССР!

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Слово ликбез плотно вошло в русский лексикон. И хотя слово звучит как заимствованное, на самом деле оно имеет отечественное происхождение. И появилось после революционных событий 1917 года. 26 декабря 1919 года вышел Декрет Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Это ведь только по версии антисоветчиков большевики занимались исключительно «террором и убийствами». Историческая правда оказывается намного сложнее и интереснее антисоветских мифов.

В первые годы советской власти большевики были озабочены построением сильного государства. Но невозможно построить сильное и независимое государство без опроы на грамотных граждан. Поэтому задача по прсвещения населения была с первых лет революции одной из первостепенных. И большевики добились своего. Именно новое поколение специалистов обеспечило индустриальный рывок, победу в Великой Отечественной войне, создание ядерного щита и мирного атома, а также запуск первого искусственного спутника Земли и первый полёт советского человека в Космос. К сожалению сегодня, современная Россия не может похвастаться созданием и внедрением прорывных технологий. Хуже того, есть все основания считать, что в скором времени ликбез вновь может стать актуальной задачей. Но об этом позже. А пока напомним, с чего начинался советский опыт.

Население России, которую большевикам в октябре 1917 приходилось буквально спасать от неминуемой катастрофы, в массе своей было безграмотно. Есть разные оценки разных экспертов, но даже самые оптимистичные указывают на 50% грамотность населения России накануне революционных событий. Обычно уровень грамотности на начало ХХ века оценивается по данным переписи 1897 года. Эти данные, согласно которым грамотным в России был каждый пятый житель (21,1%), признаются всеми отечественными и зарубежными экспертами.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Вот большевики и начали спасать страну, начав с программы ликвидации безграмотности (ликбез), согласно которой предполагалось обучить грамоте на родном или на русском языке (по желанию) всё, не умевшее читать или писать, население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет.

На самом деле всё началось практически с первых месяцев установления Советской власти в России еще в 1918 г. Так 16 октября 1918 г. в документе под названием «Положение о единой трудовой школе РСФСР» были заявлены серьезные социальные преобразования. В первую очередь, это обязательное бесплатное совместное обучение детей с 8 до 17 лет (источник).

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Процесс обучения зависит, в том числе и от качества учебников. Судя по феноменальным результатам, которые были достигнуты в СССР, с учебниками в стране советской было всё в порядке. А вот как обстоят дела сегодня? На глаза попался ряд публикаций о школьных учебниках:

Для наглядности размещаю несколько примеров.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения
. хороший пример.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения
«Весёлая» задачка. и очень «добрая»

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения
Учебник французского и новые профессиональные перспективы

Пройдите по ссылкам и убедитесь сами. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Более того, в рамках оптимизации системы образования ликвидируются школы по всей стране. Так в 2010 году их число составляло 50,1 тысяч, а в текущем 43,2 тысячи. Если сравнивать с советским периодом, то в 1980 г. в стране действовало 74,8 тыс. школ. Таким образом, за 35 лет количество средних образовательных учреждений в России сократилось почти в два раза (источник). Сокращается и количество библиотек.

Но ведь и с высшим образованием всё далеко не радужно. Часто приходится слышать, что преподаватели вузов сетуют на то, что из школ в институты и университеты приходят учащиеся, которых буквально надо доучивать по программе среднего образования. ЕГЭ, введённое с недавних пор в нашей стране – не только не отражает уровень реальной грамотности выпускников, но и работает на её понижение.

Видимо пытаясь подкорректировать взятый курс (его менять надо, а не корректировать), российский Минобр пытается проводить различные реформы, внедряя например «Программу 5–100». На самом деле в этой программе речь идёт не о качестве образования, а об имидже высших учебных заведений. Об этом подробно написано в статье «Потемкинская деревня номер 5–100». «Простейшее сравнение нынешних прожектов (это о «Программе 5 – 100») с опытом прошлого показывает, где реально повышали уровень образования, а где, прикрывшись фасадами из трескучих фраз, этот уровень приводят к предельно низкому», – заключил автор работы.

Вот и выходит, что в тот момент, когда уровень всеобщего образования, или так называемого образования, достигнет определённого дна (видимо уровня царской России, по которой так страдают многие десоветизаторы), введение ликбеза станет вновь актуальным.

Источник

Ликвидация безграмотности в СССР

Готовим большую статью про образование в СССР. Пока что публикуем кусочки

ликвидация_безграмотности_в_ссср_1919-19 40_г.г [Вики «Правда»]

Ликвидация безграмотности в СССР 1919-1940 гг.

Начальный этап Ликвидации безграмотности

В 1913 г. в России, по данным «Статистического Ежегодника России», число грамотных составило 27%, последнее место в Европе по числу грамотных на 1.000 жителей2). Подробно об образовании в России до 1917 г. читайте: образование_в_царской_россии.

26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию3).

Грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность находилась в противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах». Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся4).

Что имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?

Это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета. Окончивший ликпункт (теперь такой человек назывался не безграмотным, а малограмотным) умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства», то есть ориентировался в современной общественно-политической жизни на базовом уровне. Школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян. Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории. Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук.5).

Все имеющиеся культурные силы страны были брошены на борьбу с безграмотностью, доставшуюся от царизма6). Каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, обучение вначале шло 3-4 месяца по 6-8 часов в неделю7), а с 1922 г. срок обучения увеличили до 7-8 месяцев8). Обучающимся рабочий день сокращался на два часа, предоставлялись различные льготы. Лица, препятствующие неграмотным посещать школу, привлекались к уголовной ответственности. В стране создавалась широкая сеть школ и пунктов по ликвидации безграмотности. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Для ликвидации неграмотности привлекались все образованные граждане9).

Второй этап Ликвидации безграмотности

Вскоре принимаемые меры тем не менее признаются недостаточными, по данным переписи 1920 г., грамотными были 33% населения (58 млн. человек)10) и в июле 1920 года учреждается Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности11). Ею были созданы курсы учителей для ликвидации безграмотности. В 1922 году был проведен I Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности12).

Для координации совместной работы в 1923 г. создаётся добровольное общество «Долой безграмотность» под руководством Калинина13).

В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не хватало ни учебников, ни методик: старые азбуки (в основном детские) не годились для новых людей и новых нужд. Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари были средством политической и социальной пропаганды14).

С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 г. по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход (всенародное движение за грамотность, грамотные обучают неграмотных)15). Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.

Следующий этап в борьбе за массовую грамотность населения – культурная революция в 1930 году. В ходе нее в СССР было введено всеобщее начальное обучение. Теперь ликбезом и ликвидацией малограмотности занимались обычные, а не чрезвычайные государственные органы16). Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало определенные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%.

Итоги кампании по Ликвидации безграмотности

Уже в 1926 году 56.6% населения страны в возрасте от 9 до 50 лет были грамотными. К 1939 г. число грамотных в возрасте от 9 до 50 лет составило 87.4%17). С 1921 по 1940 г. в школах ликбеза и в школах для малограмотных было обучено около 60 млн. человек18).

К началу 1940-х СССР население СССР было в массе образованным, грамотным, умеющим пользоваться сложной техникой. Титанические усилия совесткой власти и народа по ликвидации безграмотности в 20-40 гг не прошли даром, и это отлично показала Великая Отечественная Война. Из лапотной неграмотной крестьянской России Страна Советов стала страной ученых, инженеров и победителей, а потом – и покорителей космоса. Этап ликвидации безграмотности можно считать начальным этапом к будущим совестким победам.

Источник

Приказано уничтожить: как большевики ликвидировали безграмотность

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Ровно сто лет назад, 26 декабря 1919 года, Совет Народных Комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Так в русском языке появилось новое слово: «ликбез». Пролетарская культура была щедра на диковатые неологизмы и страннейшие аббревиатуры (над чем смеялись еще Ильф с Петровым — вспомним их «Фортинбраса при Умслопогасе»), но этой была суждена долгая жизнь, хотя и безграмотность давно ликвидирована, да и РСФСР уж почти 30 лет как нет. «Известия» вспоминают о самой успешной и самой полезной кампании советской власти на ниве просветительства.

Согласно декрету, с 1920 года всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте. По желанию — на русском или на родном языке. Из многих начинаний первых лет советской власти это оказалось, пожалуй, наиболее рациональным и успешным.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Звонкое слово «ликбез» означало широкую просветительскую программу, которая изменила не только судьбу страны. «Пароль времени», как любили — не без патетики — выражаться в те годы. В каждом населенном пункте, в котором насчитывалось не менее пятнадцати неграмотных, учреждались «школы грамоты», так называемые ликпункты. Через год в 40 губерниях России появилось около 13 тыс. таких школ. Их открывали при заводах, нередко — в национализированных богатых домах и закрытых храмах. Учились в ликпунктах по 68 часов в неделю первоначально 7–8 месяцев, позже стали управляться за четыре.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

«Рабы не мы»

Новая власть озаботилась проблемой едва ли не сразу после взятия Зимнего. Еще в ноябре 1917 года Анатолий Луначарский на страницах журнала «Народное просвещение» провозгласил курс на ликвидацию безграмотности. А кроме того — заговорил о гигиене, о том, что каждую школу (включая сельские) нужно обеспечить горячей водой и мылом. И ликвидацию безграмотности нужно было запускать в условиях беспросветной нищеты.

В декабре 1917 года в Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Надежда Крупская. Она с первых лет ХХ века разрабатывала методику педагогической работы с взрослыми учащимися. Именно в ее личном департаменте и создавались планы обучения совершеннолетних, не получивших азов образования. Считалось, что быстрому преодолению неграмотности поможет орфографическая реформа, разработанная еще в царские времена, но стартовавшая в начале 1918 года. Ее основной целью было упрощение правописания. Проще писать — проще обучить.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Стали появляться буквари для взрослых. Их, несмотря на дефицит средств, старались издавать массовыми тиражами. В этих изданиях просвещение тесно переплеталось с пропагандой. Именно там появились чеканные формулы, по которым население училось читать и писать: «Мы не рабы, рабы не мы», «Среди рабочих много чахоточных. Советы дали рабочим бесплатное лечение», «Мы были рабы капитала». Это не просто трафареты для прописей, а пища для ума и руководство к действию. Тогдашние буквари повлияли на общественное мировоззрение сильнее, чем мы сегодня можем представить. Ведь для большинства питомцев ликпунктов это были действительно первые книги. А для многих (это в первую очередь касается старшего поколения) они так и остались единственными.

19 июля 1920 года появился новый декрет — об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б). Эта была разветвленная сеть, охватившая всю страну. В составе «второй ВЧК» действовал штат разъездных инструкторов, которые помогали «товарищам с периферии».

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Обучение грамоте в деревне Тимошино Егорьевского района Московской области, 1930 год

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Конечно, учиться жаждали не все. Каких только забот не было у людей в голодные и опасные годы Гражданской войны, да и после нее. И тут в ход пускали известный в те годы принцип «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим». Такое бывало часто: обучали силком, против желания. Но это в первые годы действия программы. К концу 1920-х необходимость начального образования осознали почти все.

Долой неграмотность!

Дело не захлебнулось и после образования Советского Союза, когда процент неграмотных в стране снова вырос — прежде всего за счет Туркестана. В 1925 году энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались, как говорится, «от Москвы до самых до окраин». Этому обществу помогали все знаменитые советские писатели, включая Максима Горького и весьма популярного в те годы Демьяна Бедного. А Владимир Маяковский многократно давал поэтические концерты в пользу ликбезовского общества.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Критически не хватало педагогов. Наркомпрос пытался оперативно решить эту проблему. Под знаменами ВЧК в 26 губерниях создавались курсы учителей. Но тут система столкнулась с нехваткой преподавателей. Приходилось завозить лекторов из столиц. Комиссия помогала с командировками. Каждый образованный человек с минимальными педагогическими способностями был на счету. Недаром в 1928 году был организован всесоюзный комсомольский культпоход. Это была лихая молодежная атака на неграмотность. Комсомольцы на общественных началах обучали неграмотных — как правило, рабочих. В эту программу входила и борьба с детской беспризорностью. Власть исходила из того, что каждый подросток школьного возраста не только может, но и обязан учиться.

Выпускник ликпункта должен был уметь читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства». По тем временам — немало. Учили, как правило, по лозунгам, но старались пробудить у питомцев способности к самостоятельному мышлению. Учитывали социальное положение ученика, его профессию.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Сельский учитель обучает узбекских женщин грамоте, 1921 год

Обучающимся сокращали рабочий день на два часа при сохранении зарплаты и пайка. Нередко руководители предприятий — в особенности во времена НЭПа — не выполняли этих предписаний. На них жаловались. Дело доходило до жестких мер: неуважение к ликбезу приравнивали к контрреволюционной деятельности. Кстати, за прогулы уроков на неграмотного могли наложить штраф. Правда, к столь строгим мерам прибегали нечасто. Другое дело — общественные порицания и агитсуды.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Чтобы система заработала на полную мощность, потребовалось 10 лет. К началу 1930-х в стране появилось массовое педагогическое образование. И это тоже заслуга кампании, которая началась в декабре 1919 года.

Программа чрезвычайной важности

Зачем ликбез был нужен большевикам, еще не укрепившим свою власть, еще воевавшим «на деникинских фронтах»? Для них это был не только пропагандистский довод, но и дело чести. Самодержавие традиционно упрекали за невнимание к массовому образованию. Об этом страстно писали и либералы, и социалисты всех мастей. О необходимости бесплатного всеобщего образования твердили и эсеры, и меньшевики, и большевики. В этом они сходились. И большевики — надо отдать им должное, — захватив власть, не ограничились декларациями. Для них это был важнейший идеологический вопрос. Революционные партии проповедовали веру в прогресс — технический, культурный и социальный. А о каком прогрессе можно говорить в малограмотном обществе?

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Нельзя забывать и об экономическом эффекте ликбеза. Страна получила тысячи (а со временем — десятки и сотни тысяч) специалистов более высокой, чем прежде, квалификации. Кроме того, при кардинальном переустройстве политической и социальной системы новой власти требовалась эффективная пропаганда. Власть была заинтересована в том, чтобы миллионы людей читали газеты, наизусть вызубривали тексты плакатов и транспарантов. Для этого необходимо хотя бы начальное образование. Чтобы гражданин Страны Советов мог хотя бы понять плакат, изображавший мужика в лаптях, шагающего в пропасть со «слоганом» «Неграмотный — тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья». Лубочный плакат Александра Радакова сработал эффективно. Постижение грамоты воспринималось как средство от слепоты, как пропуск в новый прекрасный мир. Конечно, далеко не все — и среди учеников, и среди учителей — рассуждали так идеалистично. И все-таки нельзя отрицать мощь и искренность тогдашней веры в чудесную силу азбуки.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Судьба Просвещения

Конечно, наркомпросовцы 1919 года начинали не с нуля. Почему же в России сто лет назад для ликвидации безграмотности потребовались столь крутые, «чрезвычайные» меры? Проблема кроется в глуби веков. Первым нашим просветителем государственного масштаба был князь Ярослав, не зря прозванный Мудрым. Он и сам был пристрастен к чтению, и других старался приохотить к науке. Примерно в 1030 году князь Ярослав создал первое училище в Новгороде Великом. К концу правления князя-книгочея Русь была одним из наиболее просвещенных государств Европы. Но вскоре этот приоритет был утрачен. И только в начале XVII века царь Борис Годунов замыслил открыть в Москве первые светские школы. Пушкин прославил этот порыв царя Московского, вложив в его уста крылатые слова: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».

Но эта затея не удалась, а после Смутного времени грамотеев в Московском царстве осталось немного. И царь Петр, которого такое положение дел не устраивало, взялся за дело с поистине революционным неуемным размахом. «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье», — точнее Пушкина не сказать. Петр открывал «цифирные школы», заботился об элементарном обучении солдат.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Цифирная школа в Соликамске

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

К концу царствования первого императора в России насчитывалось более ста низших училищ. Не все задумки Петра были доведены до ума, но именно ему мы обязаны тем, что к концу XVIII столетия дворянство и духовенство в России стало сплошь грамотным. Развитие получили пресса и литература. Появились читатели — появились и книги.

Заботилась о народных школах и Екатерина Великая, но — по большей части в переписке с европейскими светилами. В этой области ее благие намерения медленно приживались на северной почве. «Народная школа» окрепла в России только к концу XIX века.

По части массовой грамотности Россия так и не догнала Европу. В 1897 году Петр Семенов-Тян-Шанский провел в Российской империи первую научную перепись населения. Она показала, что азами грамоты в стране владеют лишь 21,1% населения. Смиряться с этим не собирались ни власти, ни интеллигенция. Хотя некоторые идеологи консервативного направления считали, что «мужику» грамота идет только во вред. Правда, в начале ХХ века такие воззрения вышли из моды. За судьбы народного просвещения болели лучшие умы страны. Но за первые 14 лет нового столетия число начальных учебных заведений в России увеличилось как минимум в два раза. Важную роль играли церковно-приходские школы, в которых получали азы знаний крестьянские дети.

ликбез сайт история происхождения. Смотреть фото ликбез сайт история происхождения. Смотреть картинку ликбез сайт история происхождения. Картинка про ликбез сайт история происхождения. Фото ликбез сайт история происхождения

Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы Чебоксарского района, 1930-е годы

К началу 1920-х, когда наркомпрос выступил с концепцией ликвидации безграмотности, дело обстояло немногим лучше, чем во времена Семенова-Тян-Шанского: в стране насчитывалось лишь около 30% функционально грамотных граждан. Главным образом, это были молодые люди. А поколение отцов испытывало трудности даже при выполнении самых простых письменных заданий.

Ликбез переломил ситуацию. Всесоюзная перепись населения 1939 года установила, что грамотность среди населения в возрасте от 8 лет приблизилась к 90%. При этом в среднеазиатских республиках речь шла о первоначальной грамотности, а в России — о достаточно высоком уровне образования.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *