липы благоухали так сильно что
Презентация по русскому языку «СПП с придаточными обстоятельственными»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
1. Сложноподчинённые предложения с придаточным места. Придаточное места отвечает на вопросы где? куда? откуда? и обозначает место или пространство, где находится или происходит то, о чём говорится в главной части сложноподчинённого предложения. Довольно часто в главной части имеются указательные слова, роль которых выполняют наречия, являющиеся в предложении обстоятельствами места. (1) Вдруг там, (2) где прибой швыряет свои белые фонтаны, (1) поднялся орёл. Обычно придаточное места стоит п о с л е главной части сложноподчинённого предложения. (1) Я оттуда приехал, (2) где люди тверды, как гранит ( И.Уткин) При изменении порядка следования частей сложноподчинённого предложения с придаточным места усиливается внимание к содержанию придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах, а также в поэтических текстах. Где вода, там и верба. Где тонко, там и рвётся. Где труд, там и счастье. Упражнение 1. Из двух простых предложений постройте сложноподчинённые с придаточным места. Составьте горизонтальные схемы предложений. 1) Высятся горные хребты, покрытые девственной тайгой. Расположено самое глубокое на земле озеро Байкал с его удивительно чистой и прозрачной водой. 2) Раскинулись благоустроенные коттеджи. Ещё недавно блестели на солнце седые камыши.
2. Сложноподчинённые предложения с придаточным времени Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и прикрепляются к нему союзами: Когда; Пока; Покамест; Как только; С тех пор, как ( с тех пор как); До тех пор, пока ( до тех пор пока) и др; Например: Очнулся он, когда солнце уже стояло уже высоко. Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло. Пока он что-то спрашивал, я сел к столику.
3. Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнением Придаточное сравнение поясняет содержание главной части сложноподчинённого предложения с помощью сравнения и обычно располагается после неё. Значения сравнения, соответствия, уподобления передают сравнительные союзы как, точно, словно, будто, как будто, как если бы: (1) Стало мне вдруг хорошо на душе, (2) как будто детство моё вернулось. ( М. Горький ) (1) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, (2) словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. ( с. Есенин ) 1 2 как будто 1 2 словно
4. Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени. Придаточные образа действия и степени называются так потому, что раскрывают образ, способ действия, а также степень признака, указанного в главной части сложноподчинённого предложения. Придаточная часть отвечает на вопросы как? каким образом? до какой степени? в какой мере? и присоединяется к главной с помощью: Союзов Союзных слов Что как Чтобы насколько Будто Как Будто Словно Точно (1) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, (2) что казался одушевлённым. ( А. Пушкин) Как правило, в главной части содержатся указательные слова: местоимение такой (таков), наречие настолько, столько, так. Указательные слова образуют с союзами соотносительные пар: так … что, такой … что, до того … что, настолько … что. (1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, (2) что даже Савельич с ним не спорил. (А. Пушкин)
5. Сложноподчинённые предложения с придаточным цели. Придаточное цели содержит указание на цель или назначение того, о чём говорится в главной части предложения, и отвечает на вопросы с какой целью? для чего? зачем? (1) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, (2) копьё стальное взял он в руки. (А. Пушкин) Придаточное цели обычно относится ко всей главной части и присоединяется посредством союзов чтобы ( чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, лишь бы, только бы, дабы. (1) Светись, светись, далёкая звезда, (2) чтоб я в ночи встречал тебя всегда. ( М. Лермонтов ) Упражнение 5. Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели. 1) Зачем нужно кипятить сырое молоко? 2) С какой целью проращивают семена? 3) Зачем при закручивании гайки пользуются гаечным ключом? 4) Для чего служит светофор? Для какой цели? Для какой цели?
6. Сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Придаточное условия содержит указание на у с л о в и е, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части сложноподчинённого предложения. Присоединяется придаточное условия с помощью союзов если, ежели, когда, коли ( коль ), как, коль скоро, кабы и др. и отвечает на вопрос п р и к а к о м у с л о в и и? (1) Коль ты старый человек, (2) дядей будешь нам вовек. ( А. Пушки) Иногда сказуемые в главной и придаточной частях сложноподчинённого предложения выражаются глаголами в форме условного наклонения. (1) Если бы я увидел хоть единственный огонёк где-нибудь вдалеке, (2) я бы, конечно, немедленно остановился. ( П. Павленко ) (1) Всё это было бы смешно, (2) когда бы не было так грустно. (М. Лермонтов)
К рассматриваемой группе не относятся предложения с сочинительной или бессоюзной связью, во второй части которых имеются наречия потому и поэтому. (1)Погода была хорошая, (2) и потому мы отправились на озеро. (1)Пошёл дождь, (2) поэтому нам пришлось вернуться домой. Упражнение 7. На уроке химии. Дайте ответы на следующие вопросы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным причины. При выполнении задания пользуйтесь учебником химии. 1) Почему белый дым получается более обильным, если бумажку, смоченную соляной кислотой, держать над бумажкой, смоченной аммиачной водой, а не наоборот? 2) Почему при нарушении контакта между трамвайной дугой и проводом появляется бурое облачко над дугой?
Все причинные союзы допускают взаимную замену, но отличаются друг от друга стилистическими оттенками. Союз потому что стилистически нейтрален. Союзы так как, поскольку имеют оттенок книжности. Книжный союз ибо употребляется в научной и публицистической речи. Союз затем что является устаревшим и в современном русском языке используется редко. Союз благо характерен для разговорной речи. А составные союзы благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, ввиду того что имеют книжный оттенок и употребляются в деловом и научном стилях речи.
8. Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным. Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным содержат сообщение о факте, который противоположен тому, что можно было бы ожидать. Придаточное уступительное отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и присоединяется к главной части предложения союзами хотя (хоть), несмотря на то что, пусть, пускай, даром что. (1)Он выглядит опрятным и чистым, (2) несмотря на то что одежда его изрядно поношена. (А. Федосеев) Некоторые придаточные уступительные присоединяются к главной части союзными словами с усилительной частицей ни: (1)Как ни оберегал себя Пантелей Прокофъевич от всяких тяжёлых переживаний, (2) но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение. (м. Шолохов)
Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным близки по значению к сложносочинённым предложениям с противительными союзами. Вот почему в главной части сложноподчинённого предложения могут употребляться противительные союзы но, однако, а, тем не менее, всё же. Они служат для усиления противопоставления. (1)Даром что парню девятнадцать лет, (2) а в работе любого казака за пояс заткнёт. (М. Шолохов) Упражнение 8. Рассмотрите фотографии, придумайте для них интересные названия. На основе фотографий составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным.
Допишите предложения так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия:
1.Мальчик крикнул так громко, что в ушах зазвенело …
2.Письмо было написано так мелко,что мы с трудом его прочитали.
3.Море под лучами заходящего солнца так блестело,что глазам было больно смотреть на него.
4.Липы благоухали так сильно,что их запах привлёк пчёл.
5.Поезд шел так быстро,что мы не могли рассмотреть пейзаж за окном.
6. Антонина так хотела есть,что съела бы что угодно.
7. Ребята так торопились рассказать,что говорили,перебивая друг друга.
8. Сын так мечтал жить в Санкт-
Другие вопросы из категории
Вставте пропущенные запятые. В записанных сложных предложениях знаком
укажите границы простых предложений.
Читайте также
2.По аналогии придумайте подобные примеры сложноподчиненных предложений,в которых союз чтобы присоединял бы придаточные разных видов.
Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
Куда ни взглянешь всюду холмы.
Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
№2. Допишите предложения так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия:
1.Мальчик крикнул так громко что …
2.Письмо было написано так мелко что…
3.Море под лучами заходящего солнца так блестело …
4.Липы благоухали так сильно…
Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
Куда ни взглянешь всюду холмы.
Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
№2. Допишите предложения так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия:
1.Мальчик крикнул так громко что …
2.Письмо было написано так мелко что…
3.Море под лучами заходящего солнца так блестело …
4.Липы благоухали так сильно…
№3. Закончить начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные с придаточными сравнительными.
1.Оделась елка в зимнюю шубу будто …
2.Звезды и небе мерцают как …
3.Снег блестит и сверкает на солнце как …
Очень срочная помощь.
Помогите срочно дам 90Б1)Укажите грамматическую основу?
Помогите срочно дам 90Б
1)Укажите грамматическую основу.
2)Главное и придаточное предложение.
3)союз про помощи которого они присоеденены.
1)Нам нужно всё что обогащает мир человека.
2)Только лентяй или не на что не способный человек может говорить что он не нашел занятие.
4)И нет ничего проще, как заблудится в себе.
5)Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в горы.
6)Куда не взглянешь, всюду холмы.
7)Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
2)Только лентяй(подлежащее) или не на что не способный человек(подлежащее) может(сказуемое) говорить(сказуемое), что он(подлежащее) не нашел(сказуемое) занятие.
3)Надо(сказуемое) поставить(сказуемое) свою жизнь в такие условия, чтобы труд(подлежащее) был(сказуемое) необходим(сказуемое).
4)И нет(сказуемое) ничего(подлежащее) проще, как заблудится(сказуемое) в себе.
5)Там, где ранее было(сказуемое) устье(подлежащее) реки, тропа(подлежащее) взбирается(сказуемое) в горы.
6)Куда не взглянешь( сказуемое), всюду холмы(подлежащее).
7)Когда мы(подлежащее) достигли(сказуемое) вершины горы, солнце(подлежащее( уже успело(сказуемое) подняться(сказуемое).
Там где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору?
Там где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору.
2)куда ни взглянешь, всюду холмы )задание : грамматическую основу.
№1. Проанализируйте предложения?
№1. Проанализируйте предложения.
Расставить знаки препинания, составить схемы, указать виды СПП :
Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
Куда ни взглянешь всюду холмы.
Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
№2. Допишите предложения так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия :
Мальчик крикнул так громко что …
Письмо было написано так мелко что…
Море под лучами заходящего солнца так блестело …
Липы благоухали так сильно… ВЫРУЧАЙТЕ НАРОД!
Придаточные предложения?
На какой вид придаточных указывает союз ДАЖЕ?
Может быть такого нету союза?
В каком сложноподчинённом предложении придаточная часть относится ко всей главной?
В каком сложноподчинённом предложении придаточная часть относится ко всей главной?
А)Туристы остановились на ночлег там, где им было указано инструктором.
Б) И так все удачно было сделано, что мы, конечно, удивились.
В) Солнце уже успело подняться, когда мы достигли вершины.
Г) Он настолько был уверен в своих силах, что отказался от нашей помощи.
Объявление, что сообщало об экскурсии, вывесили заранее?
Объявление, что сообщало об экскурсии, вывесили заранее.
Схема анализа : по цели высказывания по интонации выделить грам.
Основы от главного к придаточному поставить вопрос, определить вид придаточного определить каким союзом соединено составить схему предложения.
Пожалуйста укажите главное и придаточное, выделите грамматические основы, поставьте вопросы и определите вид придаточного, начертите схему (знаки препинания не расставлены) Предложения в фотографии?
Пожалуйста укажите главное и придаточное, выделите грамматические основы, поставьте вопросы и определите вид придаточного, начертите схему (знаки препинания не расставлены) Предложения в фотографии!
Заранее большое спасибо!
В предложении «Куда ни взглянешь, всюду холмы» в грамматическую основу входит «всюду холмы» или только «холмы»?
В предложении «Куда ни взглянешь, всюду холмы» в грамматическую основу входит «всюду холмы» или только «холмы»?
Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе?
Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Вид придаточного в сложноподчиненном предложении : А)Придаточное условия.
С) Придаточное следствия.
Е) Придаточное уступки.
Определите, чем прикрепляется к главному придаточное предложение?
Определите, чем прикрепляется к главному придаточное предложение.
Укажите виды придаточных предложений.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания?
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы.
Поставьте вопрос от главного к придаточному.
Укажите вид придаточного : определительеое или изьяснительное.
Мы увидели этот лес что тянулся на десятки километров.
Там где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору?
Там где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору.
2)куда ни взглянешь, всюду холмы )задание : грамматическую основу.
Я могу подсказать тубу только это!
Сделайте синтаксический разбор предложений : 1)Дома, едва я пришёл из школы, тотчас начались приготовления к отъезду?
Сделайте синтаксический разбор предложений : 1)Дома, едва я пришёл из школы, тотчас начались приготовления к отъезду.
3)Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору.
№1. Проанализируйте предложения?
№1. Проанализируйте предложения.
Расставить знаки препинания, составить схемы, указать виды СПП :
Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
Куда ни взглянешь всюду холмы.
Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
№2. Допишите предложения так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия :
Мальчик крикнул так громко что …
Письмо было написано так мелко что…
Море под лучами заходящего солнца так блестело …
Липы благоухали так сильно… ВЫРУЧАЙТЕ НАРОД!
Сделайте полный синтаксический разбор предложений : 1)Дома, едва я пришёл из школы, тотчас начались приготовления к отъезду?
Сделайте полный синтаксический разбор предложений : 1)Дома, едва я пришёл из школы, тотчас начались приготовления к отъезду.
3)Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору.
В предложении «Куда ни взглянешь, всюду холмы» в грамматическую основу входит «всюду холмы» или только «холмы»?
В предложении «Куда ни взглянешь, всюду холмы» в грамматическую основу входит «всюду холмы» или только «холмы»?
1)как бы НИ был мал дождь в лесу он всегда вымочит до последней нитки?
1)как бы НИ был мал дождь в лесу он всегда вымочит до последней нитки.
2) Куда НИ взглянешь, всюду холмы и всюду одна и так же растительность.
Объясните, почему НИ!
Выдели грамматическую основу и составь схему?
Выдели грамматическую основу и составь схему.
Определите пожалуйста грамматическую основу?
Определите пожалуйста грамматическую основу.
Скачем опять в гору извилистой тропой ; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика.
Грамматическая основа предложения?
Грамматическая основа предложения.
Какая грамматическая основа в предложении сквозь него были видны горы?
Какая грамматическая основа в предложении сквозь него были видны горы.
Помогите срочно дам 90Б1)Укажите грамматическую основу?
Помогите срочно дам 90Б
1)Укажите грамматическую основу.
2)Главное и придаточное предложение.
3)союз про помощи которого они присоеденены.
1)Нам нужно всё что обогащает мир человека.
2)Только лентяй или не на что не способный человек может говорить что он не нашел занятие.
4)И нет ничего проще, как заблудится в себе.
5)Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в горы.
6)Куда не взглянешь, всюду холмы.
7)Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
«Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени»
Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени»
выявить отличительные признаки сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени;
углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными, формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи.
формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;
способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;
воспитывать умение работать самостоятельно.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютер, проектор.
Оргмомент (приветствие учащихся, проверка присутствующих и их готовности к уроку).
Объяснение нового материала.
Работа по теме урока
Подведение итогов урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка наличия присутствующих в классе. Проверка готовности класса к работе на уроке.
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Проверьте, все ли вы подготовили к уроку.
Сегодня мы продолжим изучение типов сложноподчиненных предложений и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале повторим то, что нам уже известно.
2. Лингвистическая разминка (задания на доске).
— Какое слово не употребляется в формах множественного числа?
а). небо б). человек в). вино г). трава д) молоко
а). убежать б). угадать в). уронить г). угнать д). узнать
— Какое слово существует?
а). тогоже б). тогдаже в). тойже г). туже д). тудаже
— Прочитаем слова с правильным ударением.
1) Работа со схемой, спроецированной на экран : [ ( ) ]
Определить, какую информацию дает нам эта схема?
Есть ли ошибка в этой схеме? Исправить ее.
Достаточно ли этой информации для характеристики сложноподчиненного предложения?
Дополните эту схему так, чтобы получилась схема сложноподчиненного предложения с придаточным определительным (1 вариант), с придаточным изъяснительным (2 вариант).
Записать предложения по составленным схемам.
2) Графический диктант с последующей проверкой
Задание: построить схемы данных сложноподчиненных предложений. (Предложения проецируются на экран). Определить виды придаточных предложений.
а) До самой смерти, пока бьется сердце, ни минуты не стоять на месте.
б) Хороша земля, если рук не жалеть.
в) Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ.
г) Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.
4 . Работа по теме урока.
1) Вступительная беседа.
Тема сегодняшнего урока (проецируется на экран) «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени». Это тоже обстоятельственные придаточные.
Как бы вы сформулировали цель нашей дальнейшей работы на уроке? (Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных).
Что для этого нужно? (Знать отличительные признаки этих придаточных предложений).
Каким образом можно это узнать? (Обратиться к учебнику или справочной литературе).
Учитель : Мы попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных, не обращаясь к учебнику. Для этого проведем небольшое исследование.
Какие методы исследования вы будете использовать? (наблюдение, анализ, обобщение)
Определите последовательность ваших действий, необходимых для достижения цели – выявить отличительные признаки придаточных образа действия и степени. Путем обсуждения определяются следующие задачи:
Найти главное и придаточное предложение.
Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному предложению или к какому-то слову.
Определить средство связи. Есть ли указательные слова в главном предложении?
Задать вопрос от главного предложения к придаточному.
Обратимся к теории в учебнике на странице 194-195
5. Закрепление материала.
Теперь выполним упражнение 396.Прочитаем задание. Теперь выполняем.