литература по истории нового времени
Литература по истории нового времени
Раз уж зашла речь о лидере английских диггеров Джерарде Уинстенли, поговорим и об Английской буржуазной революции XVII века. Диггеры были крайне левым крылом революционной демократии в период Английской буржуазной революции XVII века, которые выражали интересы городской и особенно деревенской бедноты и выступали за совместную обработку общинных земель. Их выступление знаменовало кульминационный пункт развития революционно-демократического движения в Англии в середине XVII века. Уинстенли стал один из первых выразителей интересов экспроприированных народных масс.
Английская буржуазная революция XVII века. В 2-х томах
АН СССР, 1954
Английская буржуазная революция 40-х годов XVIII века стала величайшим общественным переворотом в истории Англии. Результаты этой революции были столь значительны и многообразны, что всё социальное и духовное развитие Англии в последующее столетие проходило под её знаком. Даже несмотря на последующую реставрацию Стюартов, основные завоевания буржуазии и нового дворянства остались незыблемыми. Однако Английская буржуазная революция имела не только национальное, но и всемирно-историческое значение: именно она положила начало крушению феодального строя, провозгласив политические и социальные принципы нового буржуазного общества. Для своего времени предллагаемая работа стала новаторской: В. М. Лавровский и М. А. Барг стремились осветить ряд новых вопросов, которые до сих пор в российской и советской историографии фактически не разрабатывались. Это прежде всего относится к истории английского крестьянства XVII века, а также истории наёмных рабочих и пауперизма. Авторам удалось исследовать источники, которые ранее в отечественной исторической науке не привлекались: описи ряда маноров, протоколы манориальных курий, сессии мировых судей в различных графствах Англии. Отличительная особенность данной книги заключается (помимо привлечения ряда новых источников) в том, что в ней сделана попытка проблемного подхода при освещении основных событий революции. Этим определялись как построение книги, так и отбор фактического материала.
Книга А. Н. Савина по истории английской революции охватывает историю Англии от начала XVII в. до 1658 г. Глубокий знаток английской жизни, А. Н. Савин дает в своих лекциях богатый фактический материал, воспроизводящий специфику бытового уклада тогдашней Англии и освещающий сложную борьбу политических и религиозных течений и партий в период английской революции 1640-1660 гг.
В своей книге Гизо попытался выявить основные политические тенденции в общественной жизни Англии XVII века. Он уделил много внимания анализу социальных сил, действовавших в Англия в начале нового времени, подчеркнув чрезвычайно быстрый торговый расцвет Англии, поразит
Основная. Литература по истории нового времени стран Европы и Америки:
ЛИТЕРАТУРА
Литература по истории нового времени стран Европы и Америки:
Дополнительная:
Учебная, учебно-методическая и научная литература:
1. Арзаканян, М.Ц. История Франции. Учебник для студ. вузов./М.Ц. Арзаканян, А.В. Ревякин А.В., П.Ю.Уваров.- М.:Дрофа, 2005.- 480с.
2. Бриггс, Эйза. Европа нового и новейшего времени: С1789 года и до наших дней /Э. Бриггс.-М.: Весь Мир,2006.-600 с.
3. Ватлин, А.Ю. Германия в XX веке /А.Ю. Ватлин. – М.: РОССПЭН, 2002.-336 с.
4. Виноградова В.Н. Двуглавый орел на Балканах. 1883-1914. М.: Индрик, 2010.- 480 с.
6. Всемирная история: новая и новейшая история стран Европы и Америки: Учебно-методическое пособие/Сост.Е.Н. Гросс, Г.В.Михайлин, Ю.В. Родович.-Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.- 83 с.
7. Гелла Т.Н. Геополитическаие интересы Великобритании и английские политические
партии в конце XIX- начале XX веков. – Орел, ГОУ ВПО «Орловский государственный
10. Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – с.
11. История дипломатии: Сборник/ Сост.А.Лактионов.- М: АСТ, 2006.- 944с.
12. История стран Европы и Америки в Новое время: в 2-х ч. Москва, 2011 год, 358 с., 356 с.
13. Киган,Джон. Первая мировая война/Дж. Киган.- М.:АСТ,2004.-572 с.
15. Ллойд Джордж Д.Речи, произнесенные во время войны: Воспоминания. Мемуары/Д. Ллойд Джорж.- Мн.: Харвест, 2003.-208 с.
17. Малов В.Н. Парламентская Фронда: Франция 1643-1653 Монография /В. Малов. М.: Наука, 2009. – 497с.
18. Мальков В.Л. Путь к имперству: Америка в первой половине ХХ век/В.Л. Мальков.- М.: Наука, 2004.- 604 с
20. Михайлин, Г.В Новая и новейшая история зарубежных стран: Учеб.- метод. пособие/Г.В.Михайлин, Ю.В. Родович, В.В. Санькова В.В. Тула.: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2005.-166с.
23. Новое время: Факты. События. Люди/Под ред В.П. Будановой. М.: ЭКСМО, 2006.-448 с.
24. Перцев, В.Гогенцоллерныы/В. Перцев.-Мн.: Харвест, 2003.-216 с.
25. Пономарев, М.В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: В 3-х ч.: Учебное пособие для вузов /М.В. Пономарев, С.Ю. Смирнова.- М.: Владос.- ((Практическое пособие для вузов), Ч.1,2.-2004.
26. Патрушев А.И. Германия в XX веке – М.РОССПЭН, 2004. – 432 с.
30. Смирнов,А.Империя Наполеона III/А.Смирнов. – М.: Эксмо, 2003.-288 с.
31. Согрин В.В, История США: Учеб. пособие для студ. вузов/В.В. Согрин. – СПб.: Питер,2003.-192 с.
35. Уткин А.И. Первая мировая война. – М.: Алгоритм, 2002.- с.
36. Французский ежегодник. 2002-2008 гг.М.: Едиториал УРСС, 2002-2008.
39. Шоню П. Цивилизация классической Европы / Пер. с фр. – Екатеринбург, У-Фактория; М.: АСТ, 2005.
40. Шоню П. Цивилизация Просвещения / Пер. с фр. – Екатеринбург, У-Фактория; М.: АСТ, 2008.
Источники по курсу новой истории стран Запада (1640 – 1918):
1. Документы истории Великой французской революции: в 2-х тт.- М., 19990-1992
2. Колониальная политика капиталистических держав (1870-1914) / под. ред. Е.Е. Юровской. – М., 1967.
3. Лавровский В.Н. Сборник документов по истории английской буржуазной революции CUII в.: Учебное пособие. – М., 1973
4. Молок А.И. Хрестоматия по истории Парижской Коммуны. – М., 1976
5. Новая история: Пособие для студентов педвузов. – М.. 1959
6. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая истории стран Европы и Америки. Практическое пособие. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 1, 2. – М., 2000
7. Практикум по новой истории. 1870-1917: Пособие для студентов заочников/ Под ред. С.Г. Десятского. – М., 1986
8. Практикум по новой истории. 1870-1917/ Под ред. Н.И. Кочегаровой. – М.. 1989
9. Практикум по новой истории. 1870-1914. – М., 1992
11. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914/ Под ред. П.И. Острикова. – М.. 1989
12. Сборник по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и Америки / Под ред. П.И. Острикова.- М., 1985
13. Хрестоматия по истории международных отношений. Вып. 1. Европа и Америка. – М., 1963
14. Хрестоматия по новой истории 1640- 1815/ Под ред. А.А. Губера и А.в. Ефимова. – М., 1963. Т. 1.
15. Хрестоматия по новой истории. 1815-1870/ Под ред. А.А. Губера и А.в. Ефимова. – М., 1965. Т. 2.
16. Хрестоматия по новой истории 1640 – 1870: Пособие для учителя./Под ред. В.Г. Сироткина. – М.. 1990
17. Хрестоматия по новой истории: 2 период: Пособие для учителя/ Под ред. П.И. Острикова. – М., 1993
18. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870 – 1917. – М., 1979
19. История США. Хрестоматия: Пособие для вузов / Сост. Э.А. Иванян. – М., 2005.
Дополнительная литература:
Для самостоятельного изучения
1. Латинская Америка в конце CVIII- начале CIC века
1. Война за независимость в Латинской Америке (1810-1826). Под. ред. Н. М. Лаврова. – М., 1964
2. История Латинской Америки. Доколумбовая эпоха – 70-е гг. CIC века: в 2-х т. М., 1991-1993
3. Альперович М. С. Испанская Америка в борьбе за независимость. М., 1971
4. Альперович М. С. Образование независимых государств в Латинской Америке. – М., 1966
5. Альперович М. С. Война за независимость в Мексике (1810-1824). – М., 1964
7. Альперович М. С., Слезкин Л. Ю. История Латинской Америки (с древнейших времён до начала CC века). 2-е изд. – М., 1991
8. Гликин А. Н. Дипломатия Симона Боливара. – М., 1991
10. Марчук Н. Н. Становление национальных государств в Латинской Америке. – М., 1989
11. Харви Р. Освободители: Пер. с англ. – М., 2004.
2. Англия в первой половине CIC века
1. Ерофеев Н. А. Очерки истории Англии (1815-1917). – М., 1959
2. Ерофеев Н. А. Промышленная революция в Англии. – М., 1965
3. Ерофеев Н. А. Чартистское движение. – М., 1961
4. Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. – М., 1976
5. Тревельян Д. Социальная история Англии. – М., 1959
6. Виноградов К.Б., Суртаев П.Б. Королева Виктория, принц-супруг Альберт и Крымская война – «Новая и новейшая история» 2004. № 2
7. В мире английской истории. Памяти акад. В.Г. Трухановского. – М., 2002.
8. Хаген Ш. Краткая история Ирландии – М., 2004.
10. Орлов А.А. Союз Петербурга и Лондона. Российско – Британские отношения в эпоху наполеоновских войн. – М., 2005.
11. Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. – СПб., 2004.
12. Россия и Британия. Чтения Н.А. Ерофеева. Вып. 2. – М., 2001.
14. Монархии, министры, дипломаты XIX – нач. XX века. – СПб., 2002.
15. Кут С. Августейший мастер выживания. Жизнь Карла II. / Пер. с англ. – М., 2004.
3. Италия в первой половине CIC века
1. Гарибальди Дж. Мемуары. – М., 1966
2. История Италии: в 3-х тт. – М., 1970-1971. –Т. 1-12
3. Ковальская М. И. Движение карбонариев в Италии. – М., 1971
4. Ковальская М. И. Италия в борьбе за национальную независимость и единство. – М., 1981
5. Невлер В. Е. Джузеппе Гарибальди. – М., 1961
6. Невлер В. Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии. 1831-1860. – М., 1982
7. Серова О. В. Горчаков, Кавур и объединение Италии. – М., 1997
1. Ивонина Л.И. Мазарини и его мир. – Смоленск., 2002.
2. Ревякин А.В. Социализм и либерализм во Франции в середине XIX века. – М., 1999.
3. Французский либерализм в прошлом и настоящем / Отв. ред. В.П. Смирнов. – М., 2001.
4. Гладышев А.В. Миры К. – А. Сен – Симона. От Старого порядка к Реставрации. – Саратов, 2003.
5. Кошен О. Малый народ и революция /Пер. с фр.- М.,2004
6. Смирнов А.Ю. Империя Наполеона III: от истоков к современному бонапартизму. – М.. 2003.
1. Курила Н.И. Заокеанские партнеры Америка и Россия в 1830 – 1850-е гг. – Волгоград 2005.
2. Краснов Н.А. США и Франция: дипломатические отношения. 1775 – 1801. – М., 2000.
3. Дэвис Д.Э., Трани Ю.П. Первая холодная война. Наследие Вудро Вильсона в советско-американских
отношениях. – М., 2002.
4. Сиротинская М.М. Американское общество и Французская республика, 1848-1852. – М., 2003.
5. Уткин А.И. Теодор Рузвельт. – М., 2003.
7. Иванов Р.Ф. Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865): в 2-х ч. – М.. 2002.
1. Макдоно Дж. Последний кайзер: Вильгельм Неистовый. / Пер. с англ. – М., 2004.
7.Австро- Венгрия в 1867- 1914 гг.
1. Исламов Т.М. Политическая борьба в Венгрии накануне первой мировой войны. 1906 – 1914. – М., 1972
3. Контлер Л. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы. / Пер. с англ. – М., 2002.
4. Краткая история Венгрии. – М., 1991
5. Краткая история Румынии. –М., 1987
6. Краткая история Чехословакии с древнейших времён до наших дней. – М., 1987.
7. Нации и национальный вопрос в странах Центральной и Юго-Восточной
9. Писарев Ю. А. Освободительное движение югославских народов Австро-Венгрии. 1905-1914. – М., 1962
10. Пристер Е. Краткая история Австрии. – М., 1952
11. Рубинштейн Е.И. Крушение австро-венгерской монархии. – М., 1963
8. Италия в 1861- 1914 гг.
1. Кин И.И. Италия на рубеже веков. – М., 1980
2. Любин В.П. Италия накануне вступления в первую мировую войну. –М., 1982
3. Мизиано К.Ф. Итальянское рабочее движение на рубеже CIC и CC веков. –М., 1976
5. Яхимович З.П. Внешняя политика Италии в 1908- 1914 гг. –М., 1973
9. Наука и культура
1. Бернал Дж. Нация в истории общества. – М., 1955
3. Лилли С. Люди, машины и история. – М., 1970
5. Соколовская З.К. 400 биографий ученых. – М., 1989
6. Всеобщая история искусств. – М., 1965. Т. 6
7. Западно-Европейское искусство 2 половины CIC в. Сб. статей под ред. Б.Р. Виппера, И.Е. Даниловой.- М., 1975.
8. История всемирной литературы. – М.. 1990. Т. 7
9. История западноевропейского театра. М., 1964. Т.4
11. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки 1870 – 1917.- М., 1987
Какие учебники и книги нужно прочесть, чтобы разобраться в истории Средних веков и раннего Нового времени
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Б Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений.- М. 1995
Замечательный учебник для семиклашек. Книга написана хорошим и простым русским языком. Ваш покорный слуга имел удовольствие немного по нему учиться. Наш вариант был в двух томах. Он был у нас в школе для дополнительного чтения, а основным у нас был скучный, стандартный и устаревший учебник Агибаловой и Донского, которому уже тогда было давно пора на покой.
Авторы книги – серьезные ученые, а не просто педагоги или методисты. Михаил Бойцов – специалист по средневековой Германии, Рустам Шукуров – по Византии, тюрскому миру и Ирану. Видно, что при написании они стремились не только и даже не столько втиснуть в текст положенный объем фактов, но, прежде всего, создать целостный образ тысячелетней эпохи. Хронологически учебник охватывает IV-XV века. Большая часть материала традиционно посвящена Западной Европе, но есть материал и по славянам, параграфы о зарождении мусульманской цивилизации, а также значительное место в учебнике занимают тексты, посвященные Восточной Римской империи. Отдельно надо сказать, что немало написано о средневековой культуре и духовной традиции. Это особенно хорошо, так как разделы о культуре во всех книгах всегда страдают. О ней пишут в последнюю очередь и, к сожалению, читают ее по остаточному принципу. Любопытно, что авторы вводят в повествование нестандартные для школьного учебника VII класса сюжеты. Например, рассказывают об истоках легенды о короле Артуре, о легенде о пресвитере Иоанне и даже освещают явление исихазма.
Самая сильная сторона учебника Бойцова и Шукурова – это дополнительные материалы. Точнее, не дополнительные, а равноправные с основным текстом. После каждого параграфа размещены большие отрывки переводов средневековых текстов. Таким образом, этот учебник – еще немного хрестоматия. Подборка средневековых текстов тоже оригинальна. Так, с ожидаемыми текстами хронистов, таких как Иордан, Прокопий Кесарийский, Григорий Турский соседствует отрывок из «Утешения философией» Северина Боэция (судьба автора описана в основном тексте соответствующего параграфа); много поэзии: арабская, песни крестовых походов, «Песнь о Роланде», «Роман о Лисе», поэзия трубадуров и т. д. Вопросы после параграфов и средневековых текстов местами могут заставить призадуматься не только ребенка, но взрослого и, как говорят сами авторы, они отчасти факультативны. Иллюстрации и карты хорошие. Правда, в моем издании мне бросилась в глаза ошибка в подписи к рисунку, изображающему замок Крак-де-Шевалье. Там сказано, что это замок тамплиеров, а, на самом деле, он госпитальерский. Возможно, можно было бы выловить еще какие-то мелкие «блохи» и в тексте, но это сейчас не наша задача.
В целом учебник очень интересен для чтения и подойдет, по нашему мнению, не только маленьким, но и большим.
Гуревич А. Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. М. 1995
Эта книга – что-то среднее между учебником школьным и вузовским. Недаром на учебнике не написано, для каких он классов. Читатели его, скорее всего, самые старшие школьники или студенты. Я сам узнал о нем лишь во время прохождения педагогической практики. К сожалению, он обычно используется только как дополнительное пособие. Книга написана в рамках научного направления «историческая антропология» и это сразу видно, даже по оглавлению. Арон Яковлевич Гуревич – один из крупнейших в нашей стране медиевистов в XX веке, признанный корифей у нас и за рубежом. Д.Э. Харитонович – также очень серьезный ученый.
Текст написан менее увлекательно, чем у Бойцова с Шукуровым, но более фундаментально. Хронологически учебник охватывает период с падения Западной Римской империи по середину XVII века, то есть не только Средние века, но и частично то, что сейчас принято называть Ранним Новым временем. Однако упор по содержанию делается именно на Средневековье. Иллюстрации хорошие. Справочный аппарат тоже. Причем это не только хронологическая таблица, но и словарь терминов, которые не объясняются в тексте учебника, а просто выделены крупным шрифтом – их можно посмотреть в конце книги. Там же, в конце, есть список художественной литературы по истории Средних веков.
Самая интересная особенность этого учебника – это именно подход. В политической истории, например, есть необычный для учебников сквозной сюжет «идеи империи», ее существования в умах людей после падения Рима на Западе и трансформации в каролингский и оттоновский периоды. В целом меньше внимания уделено политической истории, больше культуре и особенно ментальности средневекового человека и его повседневной жизни. Это, прежде всего, главы в третьей части книги: «Изменения в картине мира горожан», «Картина мира: мир земной и мир загробный», «Детство, отрочество, юность», «Погромы и их жертвы», «Мир фантазии и карнавала», «Повседневная жизнь в Средние века». К недостаткам учебника можно отнести малое внимание к Византийской империи (есть только период IV-VIII веков) и почти полное отсутствие истории славян. История Арабского халифата, как и в предыдущем учебнике, представлена ранним периодом.
В качестве вывода можно сказать, что это очень содержательный учебник, вполне интересный и для взрослого читателя.
Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти частях. Ответственный редактор д.и.н. А.Л. Ястребицкая. М. 1995
Часть первая. Рождение и становление Средневековой Европы V-IX вв.
Часть вторая. Европейский мир. X-XV вв.
Часть третья. Средневековый человек и его мир.
Часть четвертая. От Средневековья к Новому времени. Новый человек.
Литература по истории нового времени
Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. В 3-х томах.
Автор: Фернан Бродель
Ставший классическим труд Фернана Броделя, посвященный истории Средиземноморья XVI века, обратил на себя внимание обобщением опыта нескольких поколений историков разных стран, включая новаторские исследования школы «Анналов», а также оригинальностью исторического метода Броделя. Он ввел в обиход понятия исторических отрезков большой длительности, структур и конъюнктур, на фоне которых рассматриваются конкретные события, «пыль повседневности». Пионерским был также комплексный подход к изучению целого региона, который являлся в то время для европейцев средоточием всего мира, в его совокупности, с выходом за пределы привычных политических рамок и исторических стереотипов, и главное, во взаимодействии с природной средой.
Во 2-й части монографии Ф. Броделя нарисована подробная картина жизни средиземноморских обществ, а также подробно описаны основные ее аспекты: экономический, политический и цивилизационный. Это самый большой раздел трехчастного труда Броделя, наиболее насыщенный оригинальным материалом и наиболее полно отражающий исторические пристрастия автора. В отличие от 1-й части, описывающей средиземноморскую географическую среду, и 3-й, посвященной «событийной» истории, здесь исследованы как устойчивые социальные структуры, так и динамика разнообразных процессов; даны их подробные количественные характеристики, высказан своеобразный взгляд на средиземноморские цивилизации.
Последний том трилогии Ф. Броделя, посвящённой Средиземному морю, рассказывает о событиях традиционной в понимании автора, преимущественно политической истории второй половины XVI века.
Несмотря на нелюбовь французского историка к повествовательной форме, этот раздел его труда читается с увлечением и будет интересен не только для учёных, но и для широкого круга
любителей истории.
Что читать по истории. Мнение профессионала.
Как человек, у которого истфак МГУ за спиной (в том числе), даю «авторитетное мнение» (из 2015-го):
На мой взгляд, историю надо изучать системно. Либо не изучать вообще. Неполная картина, хоть и скроенная из отдельных неплохих книг, может дать очень неверное представление в целом о предмете, но при этом даст повод думать о себе много, а, как известно, надо быть скромнее :).
Читать надо по срезам: социально-экономический, внутриполитический, внешнеполитический (и военный), культурный. Подобное чтение могут обеспечить только учебные пособия. Увы, легкого диванного чтива не предвидится.
Далее, многие любители традиционно много уделяют внимания внешнеполитическим и военным аспектам. Я бы рекомендовал бы больше обращать внимание на культурный аспект в широком смысле (т.е. это и образование и наука, и общественная мысль, а не только литература и искусство, как это зачастую воспринимается)
В целом, конечно надо знать Историю Древнего Мира, как минимум историю Римской империи, т.к. ее влияние на европейскую и нашу историю огромно. Но т. к. автор поста ограничил период начиная со средних веков то и составлять список буду исходя из этого.
Этапов четыре всего:
Этап I. Элементарный.
Школьные учебники. Да, да. Не смейтесь, но беда большинства наших соотечественников, не в том что им нечего прочитать, а то что они не читают, то что у них находиться буквально под носом. Нынешние школьные учебники (не все, но многие) полностью покрывают объем необходимых знаний по мировой и отечественной истории для неспециалиста. Надо просто знать какие серии написаны реальными историками.
1) Отечественная история:
Н. Борисов, А. Левандовский. История России (до XX века). 10 класс. Базовый уровень. В двух книгах
(Ни в коем случае не покупать и не скачивать т. н. «Продвинутый уровень» других авторов!)
2) Всемирная история:
Это не истфаковцы, хотя в редакторах мелькали наши специалисты с соответствующих кафедр, но учебники написаны достаточно толково, я по ним на практике в школе вел занятия. Рекомендую.
Екатерина Агибалова, Григорий Донской. Всеобщая история. Истоpия Сpедних веков. 6 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс
О. Сороко-Цюпа, А. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
P.S. Есть истфаковский курс школьных учебников по всеобщей истории. 7-9 классы. Серия «Академия». Авторы: Медяков, Бовыкин и др. Я сам учебников не читал,листал только: отторжения не вызвали. Авторов знаю и доверяю. Так что их тоже можно можно использовать с уверенностью на 99,9% 🙂
Этап II. Продвинутый
«Всемирная история. В 6 т.». Создается коллективом историков Академии Наук. На данный момент вышло 5 томов.
Даю ссылку на четвертый. Если Вам уж совсем не хочется признаться себе, что Вам пора обратно в школу 🙂 Даю ссылку на 4-й том:
Это достаточно авторитетное, но легко читаемое издание. По сути это сокращенная версия истфаковских курсов (взрослый вариант). Плюс то, что все собрано в одних томах по векам. В целом это наверное оптимальная вещь в качестве многотомника и для чтения и как справочник. P.S. правда стоимость одного тома около 1500 рублей, Т.к. формат увеличенный, то чтение электронной версии, будет не удобно, так что. И да, только не вздумайте качать советский 12-ти томник, не советую)
Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)
Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то. стоит тогда подумать о поступлении на истфак. хотя бы для мотивации 🙂
Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.
1) Отечественная история
История России. Под ред. академика Милова в трех томах.
Наиболее полный учебник из всех существующих. Связан одной сквозной концепцией, честно сворованной Миловым у Карамзина и Соловьева, и выданной за свою в его труде «Великорусский пахарь», за что он получил аж Государственную премию. Учебник написан многими авторами с разных кафедр, поэтому очень неровный по тексту и подаче материала. Известен скандалом с участием Сванидзе и «чеченских адвокатов», в результате чего третий том был фактически запрещен. Даю ссылку на него (остальные ищите в интернете):
Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.
Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
была еще постсоветская история, неплохая, но что-то не могу найти
2) Всемирная история, из требуемых периодов:
Карпов С. П. История средних веков в 2 томах. Первый том читается через «не могу». Второй, по XVI веку очень неплох.
История стран Европы и Америки в Новое время. В 2 частях. Полностью переписана с нуля. Тоже очень неплох.
Новая история стран Европы и Америки. Первый период. под ред. Адо. Старый.
Языков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945).
Предыдущее издание 1989 года было полным идеологическим говном. Попробуйте почитать это.
Языков Е. Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990
История южных и западных славян (комплект из 2 книг).
Тоже относительно новый учебник. Внимание! После прочтения 2-го тома становишься антикоммунистом 🙂
История Востока. В 6 томах. Это не истфаковский учебник, но ИСАА-шные преподы, которые нам читали Историю стран Азии и Африки рекомндовали его для подготовки. Я их послушал и не жалею.
Вариант IV. Импортный 😀
Есть отличная серия книг французской «школы анналов». Ряд книг вроде «Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.
Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгах
А вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах».
По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)
Век революции 1789-1848. Том 1
Век Капитала 1848-1875. Том 2
Век Империи 1875-1914. Том 3
А вот теперь можно читать Блока, Февра, Фукуяму, Тойнби, и прочих Шпенглеров и «порассуждать о конце истории и закате Европы», т.е заняться историософией.
После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.
ЧЕГО НЕ НАДО ЧИТАТЬ.
Я не сторонник запретов, но мозг человека устроен так что если туда первой попала какая-то х..я, то потом она оттуда вылезать упорно не хочет. Легче на на персоне поставить крест (и пристрелить :D) чем пытаться вернуть его в сознание. Поэтому я напишу кого и чего лучше избегать:
1. Фоменко и К
2. Гумилев
3. Г. Вернадский
3. Бушков
4. Бычков
5. Широкорад
6. Тарасов
7. Мединский
8. Нарочницкая
9. Стариков (он. похоже, начал осваивать ниву истории)
10. Суворов (Резун)
11. Любые книги с заголовками с стиле «русы-арии», «русы-шумеры»
12. Любые книги на тему «антинорманнизма»
13. Вообще, избегайте литературы с титлами, начинающимися с «Вся правда о. «
14. Все книги издательства «Центрполиграф», кроме мемуаров
15 Не читайте учебные пособия под ред академика Сахарова. Там есть фактические грубые ошибки, местами антинаучные высказывания.
16. Не смотрите ТВ. 🙂
1. Спокойно читайте все, что издает издательство «Евразия/Клио» по Средневековой Европе.
2. Читайте серию ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Все что издавалось за последние 10 лет. Хуже не будет.
3. Серия «Повседневная жизнь» того же издательства тоже гуд.
4. Издательство «Новое литературное обозрение» и «Кучково поле» выпускают, как правило, хорошую историческую литературу. «Новый хроногроф» тоже
5. Берите со спокойной душой работы следующих авторов:
Дорпетровская Россия:
-Горский
-Флоря
-Борисов
Россия XIX век
-Цимбаев (Цимбаева)
-Айрапетов
-Гайда
-Левандовский
-Шевырев
-Рыбаченок
Великобритания, Новое и Новейшее время
-Айзенштадт
-Суслопарова
США. Новое и Новейшее время
-Маныкин
-Согрин
Франция. Новое и новейшее время
-Бовыкин
Германия. Новое и новейшее время
-Патрушев
-Медяков
Средние века
-Гуревич
-Брагина
-Карпов
-Филиппов
-Гусарова
-А. Сванидзе (не путать с Николай!)
-Е. Калмыкова
Из иностранцев пишущих о России (из переведенных)
-Доминик Ливен
-Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе
-Уильям Фуллер
Это конечно малый список, тех кого можно читать и еще меньший кого не стоит, но это то что вспомнилось сейчас.
P.S. Я крайне надеюсь что этот пост, прочитает более одного человека, он не пропадет и хотя бы несколько человек, следуя мои рекомендациям, станут образованее, а страна, как следствие, чуть умнее 😀
Книжная лига
12.3K постов 58K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
Что насчёт художественной литературы? Не с целью знать историю, а просто насколько расходится с реалиями?
Вопрос больше праздный, но интересно было бы узнать, насколько похоже на правду, то, что мне нравится.
«Одиссея капитана Блада»
«Капитан Алатристе»
«Лебединая дорога»
«Айвенго»
«Иуда Искариот»
книги Пикуля
Ваши рекомендации по похожей на правду именно художественной литературе было бы интересно узнать
Уважаемый ТС, а что на счет качества этих учебников? (Данилов, Косулина)
Перешёл по ссылке, которую приводит автор поста («Взял отсюда»), и покликал там. Увы, за три минувших года львиная доля ссылок в первоисточнике устарело, так что заинтересовавшимся придётся собственноручно отыскивать упоминаемые книги. Вот, к примеру, что мы увидим, кликнув по любой из ссылок (их там большинство) на сайт Mirknig.
В список «чего не надо читать» я бы ещё добавил Радзинского и «тоже-историка» Солонина.
Ах да, и Солженицина туда же.
Цикл фильмов по national geographic про 1 и 2 мировые войны?
Или цикл «1812» российского производства, недавно вышел.
Там вроде бы много фактов, мало оценки событий.
Насколько они просвещают?
Автор, понимаю, что предложение мое крайне эгоистичное, но мог бы ты составить список с последовательностью книг, которые нужно прочесть по истории, чтобы не быть полным дебилом, как я сейчас? )
Очень субъективный белый список.
Историю надо изучать чтобы не повторять ошибок прошлого, но человечество каждый раз наступает на одни и те же грабли.
Тарле не увидел в списке. Неужели плохой историк, хоть и советский?
Чуть добавлю своё сугубое ИМХО, первоисточники по отечественной истории 20-го века, собственно тех, кто потом в эти самые архивы попадал + по той же тематике мемуары исторических персонажей и т.н. Тамиздат:
— иностранные учебники по истории 20-го века
Конечно для подготовленного читателя.
А что скажете про Карамзина? Нашёл у себя Историю государства российского от VI века до XVI века издательства Хранитель Москва 2007 г. Стоит изучать?
Здравствуй, автор. Очень хотелось бы узнать, почему конкретно не стоит читать советские учебники, и почему ты с презрением относишься к марксизму как к идеологии. Считаешь ли ты коммунизм неперспективной идеологией? Почему?
Да, хорошая рекомендация. Особенно про учебники понравилось, это действительно универсальное правило, если хочешь разобраться в новой для себя теме.
Если вас интересует только современное состояние знаний о какой-то исторической эпохе, то я бы не советовал читать книг старше 20-25 лет. Особенно, если вас интересует история России века эдак до 12-13.
А что ТС думает по поводу В.Г. Яна?
Автору только в конце осталось добавить ИМХО. так как на мой взгляд тут навязывание своей точки зрения, через призму собственных знаний образования и понимания ситуации. Это только мое мнение
История это прикольно. Любой факт можно, как очернить, так и облагородить.
Цитата автора: «Я не сторонник запретов, но мозг человека устроен так что если туда первой попала какая-то х..я, то потом она оттуда вылезать упорно не хочет. Легче на на персоне поставить крест (и пристрелить :D) чем пытаться вернуть его в сознание.»
Опираясь на это как на правило, у вас теперь в голове единственная «правильная» версия истории, которая соответствует версии истории закладываемой студентам истфака МГУ (не оцениваю «правильность или неправильность» этой версии истории). И эту версию теперь оттуда вытащить нельзя и легче на вашей персоне поставить крест :D, следуя этой логике. Кто первый залил свою программу, тот и прав. Критическое мышление отключено.
А когда перед глазами проходят развороты движения подачи истории то в одну сторону, то в другую (логично говорят, что историю пишет победитель), начинаешь сомневаться в «единственно правильной» версии истории.
Да и вообще в целом, в науке (не только истории) происходят периодические развороты в сторону более правильной версии толкования того или иного явления и гнобления не согласных.
Мне кажется, все таки стоит ознакамливаться и со всякой х..й, хотя бы для сравнения.
А что вы скажете про книги Шахматова, Егора Клиссена, Мавро Орбини?
А Фуко, Анкерсмита, Копосова, когда?
В целом, конечно надо знать Историю Древнего Мира, как минимум историю Римской империи,
Будет список рекомендуемой литературы?
Как насчёт Алексея Исаева, стоит брать его книги если интересуешься ВМВ и хочешь больше чем энциклопедии?
Огромное спасибо! Сохранил.
Про Пикуля ни слова ни в одной из категорий
или обучался историками на зарплате, как и все мы
школьный курс истории служит целью воспитать патриота и налогоплательщика
ничего плохого я в этом не вижу, это реальность
просто это надо держать в мозгу
Из иностранцев, пишущих про Россию, весьма неплох Стивен Коэн
И вот всё бы было совсем хорошо, кабы не навязывание норманнской теории. Как-то двулично получается: вы хаете ряд историков по причинам их личных позиций, но тут же выставляете свою личную позицию в качестве единственно верной.
А как автор относится к таким высказываниям:
«Если у вас есть вопросы о том, почему в российских учебниках истории описана, в основном, Великая Отечественная Война, а о Второй Мировой Войне сказано лишь вскользь, то почитайте, пожалуйста, что происходило в период с 1939 по 1941 годы.
А лучше возьмите и почитайте из разных источников о том, что вообще творилось во время Второй Мировой Войны. Например, я понятия не имел, почему Япония вообще решила встать на сторону Германии. Но то, что я узнал о Второй Мировой Войне перевернуло мое мировоззрение. Туше.
А что вы скажете про такие умозаключения:
И вариации на тему: Почему «засыпаны» старинные дома и даже серьёзные учреждения?
Читайте профессора Фоменко!
Разбор «Государя». Часть 3
Автор: Александр Картавых.
Третья часть разбора книжки «Государь» Никколо Макиавелли. Я тезисно выписываю оттуда любопытные мысли, избавляю от контекста и пересказываю своими словами. А потом прикладываю собственные идеи по поводу вышесказанного. В каждой подборке по
десять пунктов (сколько влезло), которые можно обсудить в комментариях.
20. Конфликт. В оригинале это война, но я перефразирую для понятности. Конфликт — это единственная сфера человеческих взаимоотношений, которую правитель не может передать на аутсорс и должен заниматься ей лично, в ручном режиме. Фактически, главная обязанность. Суть в том, что если вы собрались выбить себе жизненного пространства и построить там город-сад, то надо ещë на старте понимать, что вы его, пространство, у кого-то должны отнять. Потом подчинить своей воле. А потом ещë и удержать от других, молодых и дерзких, как изнутри, так и снаружи. И никто за вас этим заниматься не будет, если уж вылезли на самый верх, то будьте любезны.
В быту: там очень интересная мысль идет фоном. О том, что если правитель пацифист, то у них с армией не будет взаимопонимания. Армия такого правителя будет презирать, а он, в свою очередь, будет еë опасаться. Что никуда не годится. Ведь в таких условиях можно доиграться до того, что вас скинут без всякого внешнего воздействия. А уж война это вообще адок, тут ваша армия сражается за вас, презирая вас, вызывая у вас опасения и ожидая удара в спину. С такой биполярочкой она либо сражение проиграет, либо выиграет его, усилится, и первым делом скинет вас и заменит на своего командира, чтобы гарантировать себе получение дивидендов от своей победы. Крч, не надо махать шашкой лично, но вы обязаны входить в военную касту и занимать в ней позицию лидера. Свой основной источник власти будьте любезны держать в тонусе, хорошо кормить, баловать и вникать в его заботы. Иначе он вас сожрет.
В быту: ну, это классика, и то, почему Макиавелли объявляют битардом-аморалом вот уже пять сотен лет. Основа тут это готовность прокидать всех, кого нужно, а не предрасположенность. То есть тут не про патологических лжецов, мясников и скупердяев, которые так себя ведут потому, что такова их природа. А по-другому они просто не могут. Это мелкие люди, которые не вывезли борьбу с собственными пороками. Тут прямым текстом говорится о том, что лидер должен быть добродетельным по природе, но при необходимости он должен (причем не себе, а своему делу должен, то есть это очень важное обязательство) отступать от добродетелей без внутренней ломки и идти по тëмному пути столько, сколько нужно. Как только необходимость отпала, то он может возвращаться к свету и жить праведную жизнь дальше. При этом в медийном поле нужно, чтоб этот поход в тьму вообще никак не был заметен, для чего нужно быть хорошим таким лжецом, который на голубом глазу будет уверять почтенное общество в своей кристальной честности и непорочности. Что само по себе забавно и рекурсивно. Ну и я тут с Никколо, в целом, согласен. Бремя власти в том, что ты не за себя отвечаешь, а за огромные, иногда невообразимо циклопические людские массы. И ты просто не можешь себе позволить моральную чистоту «обычных людей», у которых уровень ответственности иногда на десятки порядков ниже. Ты даже застрелиться не можешь, томушта надо тащить катку до конца любой ценой. И на этом фоне какието интеллигентские моральные терзания это такая херня, что о ней и говорить не стоит. «Бейся, и перестань плакать, пидор«, примерно под таким девизом приходится жить, раз уж влез в подобные игры.
22. Чтоб оставлять свой образ в чистоте, нужно соблюдать простое правило. Всякую грязь должны делать не вы, а другие люди. И наоборот, добрые дела нужно стараться делать самому. Понятное дело, лично бегать и делать добро не всегда уместно. Но озаботьтесь о том, чтобы если происходит много добра, то до вас прослеживалась прямая связь, и у людей выстраивалась логическая цепочка до вашей персоны. Касательно грязи всë наоборот, тут цепочку надо отрубать и перекладывать ответственность на стрелочников. Которые могут быть как отдельными людьми, так и целыми институтами, типа парламента. Вот они должны быть замазаны во всяком, а вы их должны судить и нести справедливость. Хотите долгое и счастливое правление — будьте любезны.
23. Заговоры. Вашему правлению угрожает две опасности, внешняя и внутренняя. От внешней нужно отбиваться хорошим войском, которое вам доверяет и любит вас. И хорошими союзниками, которых несложно найти, если вы сильны, так как в этом случае они сами будут рады вашей дружбе. А вот изнутри всë сложнее. Заговоры питают ненависть и презрение ваших поданных, это та среда, внутри которой зреют и колосятся интриги. Как этого избежать — было выше, но повторимся. Поданные не будут вас ненавидеть, если вы не вызываете у них страха своей кровожадностью, непостоянством и уроном их имуществу или чести. Ведите себя справедливо с большей частью вверенного контингента и точечно вырезайте тех, кого обидели слишком сильно. Тогда вас будут опасаться, но любить. Презрение же вызывается малодушием и нежеланием вникать в дела. Этого также следует избегать, и создавать образ храброго и деятельного лидера, тогда вас будут уважать. Любовь, хоть и через призму опасения, и уважение — ключевое, это та атмосфера, которую следует создать и поддерживать. И никакой заговор не сможет там пустить корни. Так как людей на участие в подобном толкает либо ненависть к вам, и желание поквитаться за обиды, либо уверенность, что вы слабое ничтожество, без которого будет значительно лучше.
В быту: лояльность, крч, надо бустить, и намана всë будет. Окружайте себя теми, у кого с вами общее будущее и для кого ваш успех — синоним их личного успеха. И ваше падение — катастрофа и крушение надежд. Чем больше таких людей будет вокруг вас, тем увереннее вы будете стоять на ногах. Заговоры, они либо массовые, то есть там нужно много пехоты подтягивать. Либо проходят высоко, то есть это должны быть люди из вашего самого ближнего круга, тогда их может быть немного. Поэтому чем ближе к вашей тушке, тем стерильнее должна быть атмосфера, и если от доброго бюргера требуется просто вас уважать и не испытывать ненависти, то министров следует держать на коротком поводке и чутко следить за их моральным состоянием. Пренебрежение этим ведет к надписи «игрок Player1 покинул игру».
В быту: никогда не следует недооценивать людской энтузиазм. Это прям Клондайк, если умеючи им пользоваться. Довольное и лояльное вам общество будет регулярно выдвигать из своих рядов перспективные кадры, которые вы должны распознать и продвинуть, нарезав им посильных задач и присматривая по ходу дела. Социальные лифты, крч, должны работать, если вы их сломаете, то вам кирдык, поздно или рано. Люди устают, корраптятся, теряют хватку или просто умирают, поэтому закончить с той же колодой, с которой вы начали — просто невозможно, даже имея ввиду самый узкий круг. И у грамотного управленца всегда есть в запасе пара перспективных кадров, которых можно двинуть на освободившиеся позиции. Ведь кадры решают всë, как известно. Более того, так как это пирамидальная система, то и снизу должны работать те же механизмы, которые будут двигать граждан вверх по лесенке с самых низов, проводя положительную селекцию. Кроме того, что вы, как управленец, получаете лучшие кадры из возможных, вы ещë и общее напряжение снижаете до умеренных показателей. Вот двинули вы пешку на восьмую клетку, она в ферзя мутировала. А если б не двинули, точнее, не создали те механизмы, которые позволили ей пройти весь этот путь, то она бы начала гнить, думать всякие мысли нехорошие, а в конце концов могла бы и поменять лагерь или глотку вам перерезать из-за неудовлетворенных амбиций. И зачем оно? Ну а на свежеприобретенном надо сначала порядочек навести и уважение с любовью завоевать, а потом уже оттуда можно черпать кадры полной ложкой. Поначалу же в вас не верят люди, на вас таят обидки проигравшие, вами не удовлетворены союзники, которые помогли вам изнутри. Крч, проблемный актив, которому надо настояться для того, чтобы и оттуда можно было черпать резервы.
25. Раздоры. У каждого правителя всегда есть удобная опция стравливать подданных между собой для собственного удобства. И иногда ей следует пользоваться, разделять и властвовать. Ставить на разные фракции и группы по интересам, сталкивать их бошками, занимать позицию над конфликтом и получать удовольствие. Более того, иногда без этого вообще невозможно усидеть наверху, сожрут ведь. Но надо понимать цену. Делая страну удобной в управлении с помощью данной стратегии, вы делаете еë уязвимой для ударов извне. Так как чем сильнее изрезан политический ландшафт, тем проще завоевателю и тяжелее вам. Ведь двое — всегда соперники, и если один на вашей стороне, второй, обычно тот, кто слабее, может спокойно перейти на сторону врага. Более того, он может его и прямо позвать, пообещав поддержку. Поэтому тут надо держать очень тонкий баланс, чтобы вас и изнутри не выпотрошили, и извне не пришибли.
В быту: внутренние конфликты не всегда зло, но всегда уязвимость, о чем надо помнить. Люди достаточно кровожадны и поэтому всегда рады с кем-то зарубиться. Они так и работают эффективнее, в условиях конкуренции. И чувствуют себя бодрее, меньше жирка накапливают. А главное — рубясь с теми, кто сбоку, они не скалят зубы на тех, кто сверху, что нам и требуется. Главное, это правильное позиционирование себя над конфликтами, чтобы держать этот управляемый хаос в узде. Это же самое сложное, так как стороны будут всеми силами тащить вас к себе. Но уязвимость к внешнему воздействию это реальная проблема, и еë надо учитывать, чтоб не огрести уже на этом направлении. Крч, та ещë морока с поиском баланса, но щито поделать, десу.
В быту: я, собственно, в аллегорической форме все выше пояснил. Стравливая отдел продаж с логистами, не забудьте ещë конкурентов с рынка двигать и долю свою на нем повышать, чтоб логисты с продажниками за своей грызней не забыли, чë вы тут вообще делаете. Но и рубясь в своей нише — следите за внешними факторами. Иногда пушной зверь приходит ко всем вам, и тут не работает тактика «умри ты сегодня, а я завтра». Играть нужно не на победу в войне с кем-то конкретным, а на выживание и развитие. И если на вашу шахматную доску влетают какие-нибудь зеленые, которых вы не просчитали, то горе вам. И наплевать, что перебьют они и белых и черных, вам это не поможет.
Автор: Александр Картавых.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.