что строят у речного вокзала на набережной
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Реконструкция набережных Москвы-реки
Последние новости
На данный момент
Амфитеатр и променад: началось благоустройство набережной канала им. Москвы.
Описание
Длина фарватера Москвы-реки от МКАД на севере города до МКАД на юге составляет около 80 км, а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась более чем на 200 км. При этом только четвертая часть всех набережных благоустроена. Остальные прибрежные территории представляют собой заброшенный и неизвестный большинству жителей город.
Москва-река: как изменятся столичные набережные
В ближайшие годы в Москве появится 64 км новых набережных и 40 общественных центров. Эти предложения включены в концепцию развития набережных Москвы-реки, победившую в международном конкурсе.
Крутицкая набережная
Крутицкая набережная станет четырехполосной. Реконструкцию проведут на 900-метровом участке от Новоспасского моста до Симоновской набережной.
Сейчас Крутицкая набережная испытывает дефицит пропускной способности, как и остальные улицы и проезды района – Новоспасский мост, 3-й Крутицкий пер., ул. Симоновский вал. Реконструкция увеличит пропускную способность дороги до 1,8 тыс. машин в час.
Для расширения набережной в наиболее узких местах частично займут от четырех до девяти метров акватории Москвы-реки на участке длиной 350 метров. Для горожан сделают пешеходную дорожку шириной три метра.
Краснопресненская набережная
Краснопресненскую набережную продлят от Третьего транспортного кольца (ТТК) до ул. Шеногина. Здесь построят и реконструируют около 3,3 км дорог. Также появятся четыре съезда, связанных с ТТК, дополнительные проезды и пять остановок наземного общественного транспорта с заездными карманами.
На Краснопресненской набережной развернуто строительство Московского международного делового центра «Москва-Сити». Поэтому благоустройство территории вокруг него стало приоритетом для города. Пока же здесь находится полузаброшенная площадка у воды, не имеющая своего «лица».
КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ (СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ)
Совсем скоро эта депрессивная зона получит второе рождение: появятся новые транспортные связи, общественные пространства, развитая инфраструктура.
Краснопресненскую набережную разделят на три зоны: многофункциональный террасный парк, многоуровневый линейный парк и пешеходная часть.
Террасный парк протянется вдоль набережной от ул. Шеногина до Причального проезда. Он будет включать прогулочную зону с ландшафтным дизайном. Ширина тротуаров составит три метра. Растения высадят ярусами: сначала кустарники, у воды – многолетние травы и цветы. Появятся и смотровые площадки.
Рядом с парковой зоной расположатся остановки общественного транспорта с заездными карманами, наземные переходы и даже причал для кораблей.
Линейный парк протянется от Причального проезда до Белорусского железнодорожного моста. Здесь сделают двухъярусные прогулочные террасы с лестницами, по ним можно будет спуститься к воде.
Также обустроят детские и спортивные площадки, зону разноуровневых фонтанов, открытый кинотеатр, кафе с открытыми верандами. На набережной можно будет организовать пикник.
Кроме того, здесь появятся Wi-Fi и скейт-парк. Изюминкой станут портовые краны, которые приспособят под арт-объект. Похожие идеи реализованы в парках Лондона и Гамбурга.
Пешеходная зона от небоскребов «Москва-Сити» до линейного парка свяжет Пресненскую и Шелепихинскую набережные. В этой части набережной могут возвести храм.
Мост-галерея длиной 250 метров свяжет станцию Московского центрального кольца (МЦК) «Деловой центр», бизнес-центр «Москва-Сити» и Пресненскую набережную. Он будет иметь прозрачную крышу и стены. Внутри установят лавочки и сделают зону бесплатного Wi-Fi.
У моста будет четыре выхода. Первый выведет на платформу МЦК, второй – к станции метро «Международная», третий – к «Москва-Сити», четвертый – на Пресненскую набережную. Для маломобильных людей у входов установят лифты.
С появлением моста-галереи пешеходный путь от платформы МЦК до «Москва-Сити» сократится вдвое.
Симоновская набережная
Один из самых масштабных проектов по реконструкции набережных Москвы-реки. Делится на две части:
Продление Симоновской набережной от Крутицкой набережной до ТТК и далее до проспекта Андропова
После реконструкции Симоновская набережная обеспечит транспортное сообщение для территории реорганизируемой промзоны «ЗИЛ».
Проектом предусмотрена реконструкция набережной от Третьего транспортного кольца до Крутицкой набережной, затем – в сторону ул. Велозаводская, строительство дорог от ул. Восточная до Симоновской набережной и от ул. Ленинская Слобода до третьего Автозаводского проезда.
Помимо этого, предстоит реконструировать Автозаводский проезд и построить четыре подземных перехода.
Строительство участка Симоновской набережной от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда
Новая шестиполосная дорога с мостом через Москву-реку необходима для движения к тематическому парку «Остров мечты» в Нагатинской пойме и транспортного обслуживания бывшей промзоны «ЗИЛ», где активно строится район с жильем, рабочими местами и социальной инфраструктурой.
Новая трасса проходит по части территории Нагатинской поймы, пересекает Москву-реку, проходит в створе 2-го Южнопортового проезда и примыкает к 1-му Южнопортовому проезду.
На протяжении всей новой трассы обустроили остановки общественного транспорта с заездными карманами и два пешеходных перехода.
Набережная Марка Шагала
Набережная Марка Шагала на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» протянется от Третьего транспортного кольца (ТТК) до старого русла Москвы-реки, ее длина составит 3,8 км. Первые 810 метров нового зеленого пространства города уже готовы. Работы продолжаются.
Идея создания набережной родилась на стыке двух больших проектов: строительства жилого комплекса бизнес-класса «ЗИЛАРТ» и благоустройства набережных Москвы-реки.
Здесь появится парк, причал-амфитеатр, плавучие сады и многое другое. В основу проекта заложены три базовых принципа: проницаемость, открытость и разнообразие функций.
«Секретные сады»
Будущий парк берет начало у Даниловского моста и заканчивается у проспекта Андропова, рядом с затоном Новинки. Здесь организованы четыре тематических маршрута:
В проекте также продумана система терренкуров – специальных маршрутов для бега и длительных пешеходных прогулок, запланированы три зоны с павильонами для мероприятий и концертов.
Также здесь появятся «секретные сады» – огороженные кустарниками участки со скульптурами и оригинальными ландшафтными композициями. Помимо «секретных садов» на набережной высадили 274 взрослых дерева, причем некоторые из них сразу будут иметь семиметровую высоту. Часть деревьев украшает пешеходную зону новой набережной, выложенную плиткой.
Еще часть деревьев уже начали высаживать в зеленой зоне, в частности, на искусственно созданных холмах. Их условно поделили на четыре зоны, которые за счет разной растительности будут имитировать лес, редколесье, степь, а также луга с разнотравьем. Зоны чередуются на протяжении всей набережной.
Также здесь высадят 1187 вечнозеленых кустарников, 64000 многолетних цветов, а также более 100000 различных луковичных, включая тюльпаны и нарциссы.
Причал
Завершено строительство единственной в Москве 150-метровой пристани-амфитеатра под открытым небом. Вскоре пристань станет пунктом остановки речного транспорта, маршруты которого уже сегодня прорабатываются.
Новый причал длиной в 65 метров с легкостью примет двухпалубный пассажирский Р-51 на 240 мест – самый вместительный из нынешних городских речных теплоходов. В период навигации такие суда курсируют по Москве-реке в течение 10 часов. Раз в час они пристают к причалам, чтобы высадить и забрать пассажиров.
Обновленный Южный речной вокзал: каким будет затон Новинки
На территории набережной Марка Шагала и набережной затона Новинки продолжается масштабная реконструкция. Там появятся площадки водных аттракционов, плавучий спа-комплекс, сад с водными растениями и прокат водного транспорта. Об этом сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
«При планировании прибрежной территории архитекторы старались максимально использовать пространство для комфортного и разнообразного отдыха детей и взрослых. Согласно представленному проекту, на набережной Марка Шагала в продолжение уже благоустроенного участка набережной на реконструируемой территории “ЗИЛ-Юг” организуют парковую зону с дополнительным озеленением и множеством детских, игровых, спортивных площадок, а также мест для проведения культурно-массовых мероприятий», — пояснил он.
Он также подчеркнул, что пешеходная и велосипедная сеть будет проходить вдоль всей территории. Она свяжет районы Даниловский и Нагатинский Затон. На набережной в парковой зоне появятся искусственные пешеходно-беговые конструкции разной высоты, а под ними разместят павильоны.
Здание и причал Южного речного вокзала реконструируют. Рядом планируется построить галерею современного искусства, офисы, торговые объекты и рестораны. Транспортную инфраструктуру также ждут изменения.
«Через затон Новинки планируется строительство двух пешеходных мостов, которые свяжут бывшую промзону “ЗИЛ”, отданную под жилую застройку, с территориями активно строящихся жилых комплексов на противоположном берегу, технопарком и тематическим парком “Остров мечты”. Это позволит сформировать единое городское пространство между набережными затона Новинки и существенно упростит пешеходное перемещение жителей по району», — добавила Дина Саттарова, директор ГАУ «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительного планирования города Москвы».
Москвич
Еще один «Сити»: появились эскизы застройки Северного порта высотками
История с застройкой у Северного речного вокзала постепенно обрастает новыми подробностями.
О планах построить на берегу много разного жилья известно давно, еще с 2019 года, даже визуализации уже были. Теперь за дело взялось бюро Сергея Скуратова, которое, видимо, окончательно переключилось на проекты небоскребов, которые уже принято называть высотными доминантами.
Как утверждает автор телеграм-канала «Недвижимость инсайды», документы разрабатываются под этот самый проект, концепция в работе. На публикуемых эскизах можно проследить за ходом мысли проектировщика: вот градация ламелей и их выпуклость, а вот наклон стены — «ответ на наклон башни».
К слову о башнях: речь идет о максимальной высотности в 350 метров, пишут в телеграм-канале. «Это выше других башен, например Capital Towers, аж на 80 метров. Да и вообще [высотка] может стать третьим или четвертым зданием в городе по высотности после тех, что в “Сити”: “Федерации”, “Око” и One Tower».
А недавно главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что Москва должна стать ультрасовременным мегаполисом с несколькими центрами не хуже «Москва-Сити» — пока, говорит Кузнецов, назвать Москву за пределами ТТК городом «откровенно сложно». В случае с Северным портом, конечно, реализации придется ждать долго — работы много, не названы пока даже примерные сроки.
Набережная Северного речного вокзала превратится в уникальное городское пространство
от Юлия Смагринская
Комфортный отдых для семей с детьми станет доступен в районе Северного речного вокзала, где после реконструкции откроется три бассейна, оснащенных системой подогрева и навесами от солнца. Воспользоваться двумя взрослыми и одним детским бассейном смогут одновременно 200 человек.
Для удобства посетителей будут построены павильоны с душевыми кабинами и раздевалками, санузлами и зоной выдачи полотенец. Оставить вещи на время купания предложат в сейфовых ячейках. Кроме того, здесь появятся кафе. Помимо плавания в бассейне, всем желающим будет доступна аренда прогулочных катеров.
После благоустройства набережной Северного речного вокзала на ее территории установят игровые комплексы для детей и спортивно-игровую площадку со скалодромом. Велосипедистов обрадует новая велодорожка протяженностью 1.2 км.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, после реставрации и благоустройства Северный речной вокзал превратится в одно из лучших мест отдыха столицы.
«Около года назад мы начали реставрацию Северного речного вокзала. Сегодня работы находятся в самом разгаре. А еще через год этот прекрасный памятник архитектуры 30-х годов вновь предстанет во всей своей красе. Вместе с вокзалом мы проведем благоустройство парка и набережной, создав одно из лучших мест отдыха в Москве», – отметил градоначальник.
Здание Северного речного вокзала было построено по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского в 1932-1937 гг. на берегу Химкинского водохранилища, и расположилось по адресу Ленинградское шоссе, вл.51. Оно возводилось одновременно со строительством канала имени Москвы. Постройка заняла положенное ей место незадолго до заполнения Химкинского водохранилища.
Со временем зданию был присвоен статус памятника архитектуры регионального значения. Многие кинорежиссеры вдохновлялись образцом архитектурного направления «сталинский ампир», используя его в своих картинах.
По задумке архитекторов в архитектурно-художественного оформлении вокзала должна была угадываться отсылка к образу Москвы как «порта пяти морей». Ведь после открытия Канала имени Москвы, начиная с 1930-х гг. речные суда, уходившие в плавание от Северного речного вокзала, могли достигнуть пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.
Даже силуэт здания похож на огромный двухпалубный корабль, где центральная часть с главным входом и башней являет собой тело корабля с каютами. Носом и кормой стали открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон. Вереница колонн, будто огороженная палуба. Несложно обнаружить и мачту с парусом, ее олицетворяет шпиль со звездой на башне. Во всей композиции прослеживается строгая симметрия.
Здание вокзала трехэтажное, его общая площадь составляет 5,3 тыс. кв.м, протяженность вдоль берега – 150 метров, а высота шпиля в поднятом положении – 75 метров.
Величественная парадная лестница ведет к причалу. За многочисленными галереями сложно разглядеть сами стены здания. Постройка кажется легкой и прозрачной за счет арок, облегченных колонн, повторения пилонов, столбов.
Общее количество столбов на втором этаже – 150, колонн и столбов на 3-м этаже – 88. Оси оформлены как арки галерей. Башню вокзала завершает 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. С начала сезона навигации он выдвигается из башни, а по его окончании убирается внутрь.
Для декорирования интерьеров вокзала использовалась живопись. Забота о внешнем убранстве была продиктована замыслом создателей, согласно которому Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан. Для их культурного-гастрономического досуга здесь работал первоклассный ресторан. Отведав кушаний, посетители могли прогуляться вокруг здания по обширному парку, украшенному фонтанами и скульптурой.
Северный речной вокзал пережил пик своей популярности в 1960 году, когда пассажиропоток составлял 1,55 млн. человек. В среднем причал может принимать до 24 судов в сутки. В 90-х грянули перемены, повлекшие за собой стремительное сокращение числа перевозок, что послужило причиной упадка вокзала.
Некогда красивейшее здание превратилось в торговый павильон с многочисленными ларьками, при этом помещения, непригодные для торговли, использовались в качестве камер хранения. От небрежного отношения и времени, здание начало крениться, а нахождение в нем представлять угрозу для жизни и здоровья. По причине аварийного состояния строения в 2009 году вокзал закрыли. Лишь после передачи Северного речного вокзала в собственность Москвы в 2017 году, здесь начались реставрационные работы.
Разработали проект, предусматривающий возрождение исторической функции вокзала, как транспортного объекта и места для круглогодичного отдыха москвичей. Для этого было необходимо проведение реконструкции набережной, причалов и площади у основного здания, а также прилегающей парковой территории.
Комплексная реставрация Северного речного вокзала подарит столице уникальное городское пространство с парком и прогулочными набережными.
Задача – воссоздать исторический облик и планировку вокзала с максимальным сохранением оригинальности памятника. Реставраторы воссоздают утраченные декоративные элементы, реставрируют выстилки полов с воссозданием полов открытых галерей и кровли. Реставрируется лепной декор, фриза с надписью и позолота.
Приводятся в порядок и осветительные приборы: фонари-ландыши на вентшахтах, расположенных на кровле, торшеры на площадках центральной лестницы, круглые светильники на галереях.
Вновь площадка главного входа будет выстлана гранитными плитами, а скульптурная композиция шпиля – отреставрирована. Рабочие испытывали определенные трудности в связи с нестабильностью оснований и фундаментов вокзала. Их пришлось усилить инъекционным методом.
Комплекс реставрационных мероприятий ожидает интерьер вокзала, где предполагается полностью восстановить каменные мозаичные и паркетные полы, привести в порядок лестницы с металлическими художественными ограждениями, отреставрировать лепные декоративные элементы оселкового мрамора, покрасить стены, облагородить мозаичные полы, вернуть былые краски живописи на потолках.
Первоначальную красоту вернут особо ценными интерьерам вокзала – главному вестибюлю, залу ожидания, ресторану и кабинету специального назначения.
Мастера отреставрируют башенные часы XVIII-XIX веков, панно с изображениями девяти шлюзов Канала имени Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик. Перед реставраторами поставлена еще одна непростая задача по восстановлению медальонов у главного входа. До наших дней эти фарфоровые элементы сохранились лишь на 50 процентов, но специалисты утверждают, что успешно справятся. Отправились на реставрацию уникальные элементы – звезда и люстры.
В центре Звезды крепились Серп и Молот, выполненные из посеребренных гальваническим способом листов меди на клепочном соединении. Серп и Молот украшали уральские самоцветы – аметисты, топазы, александриты, горный хрусталь и аквамарины. Каждый самоцвет был закреплен в отдельный каст, покрытый золотом. От времени яркость Звезды померкла, слои золота деформировались и частично растерялись. Безвозвратно утеряна и часть самоцветов. Мастера сделают все возможное, чтобы к 2020 году восстановить утраты по историческим фотографиям и чертежам.
С люстр и бра – счистят грязь, исправят деформированные металлические детали, устранят трещины и укрепят конструкции. Будут воссозданы утраченные элементы, а разбитые плафоны заменены новыми из стекла, которое было специально заказано на стекольном заводе в Пензе.
Безопасную эксплуатацию осветительных приборов гарантирует установка новой электропроводки и патронов, что обеспечит также экономию электрической энергии.
Единый стиль планируется избрать при благоустройстве набережной и площади у здания Северного речного вокзала. Предпочтение отдадут натуральным материалам и цветовой гамме, сочетающей белые, серые и бежевые оттенки.
Кровли уличных павильонов и кафе украсят элементами корабельных мачт. Летом у посетителей будет свободный доступ к воде. Насладиться красивыми пейзажами гости смогут, сидя на деревянных настилах у водоемов или на необычных сидениях в виде гальки под навесами из закаленного стекла.
Уменьшенная копия Канала им. Москвы – ручей со шлюзами и подсветкой по всей длине появится на набережной напротив здания Северного речного вокзала. При желании каждый сможет открыть или закрыть шлюзы, изучить структуру канала.
С ветерком прокатиться вдоль всей набережной на двухколесном коне позволит оборудованная здесь велодорожка длиной 1,2 км. А отдохнуть от длительной прогулки можно будет на скамейках.
Предусмотрены пешеходный и транспортный маршруты через площадь у здания вокзала. Сюда смогут подъехать автомобили такси, каршеринга и частный легковой транспорт, чтобы высадить пассажиров. Припарковать свой транспорт водители смогут в двух парковочных карманах вдоль Ленинградского шоссе и на территории, прилегающей к парку Северного речного вокзала (порядка 210 м/м).
Северный речной вокзал станет связующим звеном Москвы с Подмосковьем и другими регионами России. Отсюда запланированы регулярные речные пассажирские перевозки, будут развиваться и туристические маршруты.
Обновленное здание станет круглый год доступно для посетителей, в том числе для комфортного доступа маломобильных граждан. В вокзале расположатся ресторан, кафе и магазины с сувенирами.
Архитектурно-художественная подсветка фасадов украсит историческое здание. После завершения комплексного благоустройства обоих парков в районе Северного речного вокзала у москвичей и гостей столицы появится новое качественное общественное пространство – единая зеленая территория площадью порядка 80 га.
Все намеченные работы по приведению набережной в порядок планируют закончить в 2020 году.
Порт южных направлений: каким был и станет второй речной вокзал Москвы
Вслед за Северным речным вокзалом масштабная реконструкция ждет его южного собрата. Южный речной вокзал станет полноценным транспортным узлом столицы и популярным местом отдыха у горожан. Об истории этого пассажирского порта, планах по его возрождению и новых круизных маршрутах — в материале mos.ru.
Филиал южной ночи
Вокзал для речных судов появился на юге Москвы в 1930-х годах. Его создавали одновременно с Северным речным вокзалом. Изначально он находился в Кожуховской гавани — здесь тогда заканчивалась городская территория. Рядом проходила железнодорожная ветка, с поезда можно было пересесть на речной транспорт и отправиться через Коломну на юг страны. Из Москвы-реки пароходы попадали в Оку, Каму и Волгу.
В отличие от своего северного соседа — грандиозного сооружения в стиле сталинского ампира, Южный речной вокзал получил только временное деревянное здание. Но и оно запомнилось москвичам своей необычной архитектурой. Работал над ним одессит Роман (Рувим) Хигер, известный как архитектурный критик и идеолог конструктивизма.
«Благодаря ему мы, собственно, знаем про конструктивизм и архитектуру авангарда. Он очень много писал, пытался осмыслить тенденции, при этом был еще архитектором и инженером. Один из его значимых объектов впечатляет и сегодня — это здание туберкулезного института в форме самолета на Яузской аллее. Хигер сделал многое для московской внутренней архитектурной кухни, которая определила облик нашего города», — рассказывает краевед и главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.
Когда архитектор проектировал здание для речного вокзала, он уже имел представление, как будет выглядеть южная акватория Москвы. Планы обводнения столичных рек начали реализовывать в 1931 году. Роман Хигер понимал, каким станет Нагатинский затон с каскадом шлюзов и судостроительным заводом. Он встраивал вокзал в будущий ансамбль. Здание состояло из двух павильонов (для пригородных и основных маршрутов), объединенных переходом.
«Автор реализовал в этом здании очень интересную идею — в оформлении был использован глубокий ультрамарин для имитации южной ночи. В иссиня-черный цвет выкрасили купол здания. Внутри была гостиница, комнаты ожидания, комната матери и ребенка, а над центральным кассовым залом простиралась южная ночь», — говорит Филипп Смирнов.
Для пассажиров это становилось своеобразным превью к путешествию в южные края.
В 1930–1950-е годы Южный речной вокзал был довольно популярным местом. «Когда пошли первые суда, люди свешивались с бортов. Очереди были огромные, как на аттракцион, это вызывало ажитацию», — рассказывает краевед.
Обводнение Москвы позволило развивать на южном направлении и промышленную навигацию. Здесь всегда было много предприятий, которым удобно было доставлять грузы по воде. Еще до революции в Капотне находились нефтеналивные терминалы, куда прибывали танкеры с Каспия. Именно поэтому позже здесь создали нефтеперерабатывающий завод. По словам Филиппа Смирнова, советские власти использовали существовавшую до них систему, поднимая ее на новый уровень и увеличивая водоизмещение судов. А если в водоеме достаточно воды, можно перевозить очень большие грузы, что зачастую выгоднее и удобнее, чем по железной дороге.
В войну баржи с юга Москвы помогали защищать центр столицы. Их установили в районе Кремля: суда скрывали русло реки, из фанерных выгородок на них построили сооружения, имитирующие городской ландшафт. Это помогало запутать немецких летчиков, бомбивших город.
Вокзал на дебаркадере
Из деревянного здания Южный речной вокзал переехал только в 1972 году. К этому времени в черту Москвы вошли Перерва, Нагатино, Коломенское, Печатники. Реку продолжали углублять, и временная постройка на насыпи уже не могла принимать пассажирские суда. Деревянное здание разобрали во время реконструкции Нагатинской набережной.
Правда, постоянного места для него не нашли — речной вокзал расположили на дебаркадере, стоящем на правом берегу реки. Конструкция служила для высадки и посадки пассажиров.
Адрес вокзала тоже поменялся. Его перенесли ниже по течению, в Нагатинский затон. Суда здесь принимают и сегодня — место известно как причал Кленовый Бульвар. В 1969 году поблизости открыли станцию метро «Коломенская», и до Южного речного вокзала стало проще добираться. Однако поток пассажиров уже нельзя было сравнить с тем, что был в первые годы работы. С вокзала теплоходы отправлялись в Горький, Рязань и Константиново.
Здание из стекла и бетона
Так сложилось, что наименее яркие страницы истории Южного речного вокзала пришлись на то время, когда у него наконец появилось постоянное место. В 1985 году на противоположном берегу Нагатинской поймы построили двухэтажное здание в стиле советского модернизма с широкими окнами, башней и шпилем.
«Фасад здания украшали пять женских скульптур, символизирующих Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское моря, с которыми связана столица. В торце здания находилась еще одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Венчал постройку шпиль с наконечником в виде силуэта парусника», — рассказывает директор Северного речного вокзала Сергей Ромазанов.
В 1986 году отсюда отправился первый рейс — теплоход «Павел Юдин» повез туристов в Астрахань. Но скоро наступили 1990-е, спрос на поездки упал, начался кризис отрасли. «В какой-то момент стало понятно, что круизы в этих направлениях не пользуются такой популярностью, а затраты на них нужны большие. Площади начали сдавать в аренду, а потом вокруг появилось рыночное пространство», — отмечает Филипп Смирнов.
Новая городская среда
Весной 2020 года в Нагатинской пойме недалеко от вокзала открылся тематический парк «Остров мечты», а еще раньше здесь появилась станция метро «Технопарк». И Южный речной вокзал получил возможность вновь развиваться как место для отдыха москвичей и гостей города. В 2021 году стартовала началась масштабная реконструкция его территории.
Здание и причал Южного речного вокзала отреставрируют. У вокзала появится новая зона отдыха с велодорожками. Полностью закончить работы планируют ко Дню города в 2022 году.
«Согласно проекту, планируется масштабная реновация всей территории Южного речного вокзала, которая позволит сделать вокзал центром притяжения москвичей и гостей столицы. Будет обустроена набережная, появится общественно-деловая застройка с торговыми центрами и ресторанами, а поэтапное обновление прибрежных зон сделает набережную еще более привлекательной и комфортной для прогулок и семейного отдыха», — рассказал директор Северного речного вокзала.
Добираться сюда станет намного удобнее — через затон Новинки построят два пешеходных моста. Они свяжут новые дома на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» со строящимися жилыми комплексами на противоположном берегу, технопарком и «Островом мечты». Уже сейчас идет реконструкция двух набережных рядом с Южным речным вокзалом — Марка Шагала и затона Новинки. Там появятся площадки водных аттракционов, парк, плавучий спа-комплекс, сад с водными растениями и прокат водного транспорта.
После обновления отсюда можно будет отправиться на выходной в Нижний Новгород, Калязин или Коломну — и по реке это будет сделать намного комфортнее, чем на автомобиле. Дальше по Волге можно доплыть до Волгограда, а там через Волго-Донской канал и до самого Черного моря.